Народная чувашская сказка сара кун сершывенче

Главная /

Трек


Константин Рязанов — Сара кун сершывенче

Константин Рязанов — Сара кун сершывенче

  • Слушать Константин Рязанов

    Сара кун сершывенче
    Константин Рязанов

    03:25

    • Мне нравится

    • Добавить в мою музыку

        Добавить в новый плейлист

      • Перейти к исполнителю

    Слушать

    Треки исполнителя

    • Слушать Константин Рязанов

      Кавак куссем
      Константин Рязанов

      03:29

      • Мне нравится

      • Добавить в мою музыку

          Добавить в новый плейлист

        • Перейти к исполнителю

      • Слушать Константин Рязанов

        Ватанчак чиперкке
        Константин Рязанов

        03:36

        • Мне нравится

        • Добавить в мою музыку

            Добавить в новый плейлист

          • Перейти к исполнителю

        • Слушать Константин Рязанов

          Выбирай
          Константин Рязанов

          03:49

          • Мне нравится

          • Добавить в мою музыку

              Добавить в новый плейлист

            • Перейти к исполнителю

          • Слушать Константин Рязанов

            Иду к мечте
            Константин Рязанов

            03:51

            • Мне нравится

            • Добавить в мою музыку

                Добавить в новый плейлист

              • Перейти к исполнителю

            • Слушать Константин Рязанов

              Кавак куссем
              Константин Рязанов

              03:31

              • Мне нравится

              • Добавить в мою музыку

                  Добавить в новый плейлист

                • Перейти к исполнителю

              • Слушать Константин Рязанов

                Кудрявый кот
                Константин Рязанов

                03:43

                • Мне нравится

                • Добавить в мою музыку

                    Добавить в новый плейлист

                  • Перейти к исполнителю

                • Слушать Константин Рязанов

                  Любимка
                  Константин Рязанов

                  03:19

                  • Мне нравится

                  • Добавить в мою музыку

                      Добавить в новый плейлист

                    • Перейти к исполнителю

                  • Слушать Константин Рязанов

                    Мы семья
                    Константин Рязанов

                    03:34

                    • Мне нравится

                    • Добавить в мою музыку

                        Добавить в новый плейлист

                      • Перейти к исполнителю

                    • Слушать Константин Рязанов

                      Настя и Кирилл
                      Константин Рязанов

                      06:36

                      • Мне нравится

                      • Добавить в мою музыку

                          Добавить в новый плейлист

                        • Перейти к исполнителю

                      • Слушать Константин Рязанов

                        Наша тайна
                        Константин Рязанов

                        03:26

                        • Мне нравится

                        • Добавить в мою музыку

                            Добавить в новый плейлист

                          • Перейти к исполнителю

                        Злая жена — чувашская народная сказка на русском языке

                          

                        Чувашская народная сказка
                         

                        Жили старик со старухой. Детей у них не было. Старуха была сварливой и упрямой, старика ни во что не ставила, слова ему не давала вымолвить. До поры до времени старик терпеливо сносил старухино самодурство, делал все, что надо по дому, носил воду, кормил скотину, один управлялся и с полевыми работами.
                        Однажды кончились у них дрова. Старик запряг свою лошаденку, взял топор и поехал в лес.
                        Ходит он по лесу, собирая сухой хворост, и в одном месте видит большую яму, заросшую травой. Трава такая густая, что за ней и ямы-то почти не видно. Ну да ее старик, может, и не заметил бы, не в яме дело. Главное, что вокруг ямы было красным-красно от земляники! «Дай порадую свою старуху»,— подумал старик, снял шапку и стал рвать ягоды. Нарвал полную шапку, уселся на хворост и поехал домой.
                        Не успел он еще и до дома доехать, старуха увидела, что он без шапки — и давай его ругать.
                        — Не шуми, старуха, ты лучше погляди, какие вкусные ягоды я тебе привез,— сказал старик.— Рвать-то не во что было, вот в шапку и нарвал.
                        Старуха перестала ругаться, выхватила из рук старика шапку и, не заходя в избу, усевшись на ступеньки крыльца, принялась есть ягоды. Видно, пришлась ей по вкусу лесная земляника, старуха целыми горстями ее в рот отправляет, да в шапку заглядывает: много ли осталось.
                        Тем временем старик свалил с телеги хворост, выпряг лошадь.
                        — Все ягоды сорвал или еще остались? — спросила старуха, очистив шапку.
                        — Ягод там видимо-невидимо,— ответил старик.
                        — Тогда завтра вези меня в лес,— приказала старуха.— Лесная земляника мне понравилась.
                        — Ладно, поедем,— ответил старик.
                        На другой день они поехали в лес, пришли на то место, где старик вчера собирал ягоды. Старуха с жадностью набросилась на землянику, хватает обеими руками, ничего вокруг не замечает. Старше от телеги поглядывает Да и думает: «Не мешало бы проучить своенравную бабу». Подумал так, а потом подо-
                        шел к жене да легонько и столкнул ее в яму. А сам сел на телегу и поехал домой, не оглядываясь.
                        В яме же, куда попала старуха, жил, оказывается, черт. Как-то шел по лесу, в темноте оступился в яму, а яма глубокая — в ней и остался.
                        — Ага,— обрадовался черт,— ко мне старуха пожаловала! Милости просим.
                        — Ты кто такой? — напустилась старуха на черта.— Я мужа не боялась, а тебя-то уж и подавно не побоюсь!
                        Не успел черт опомниться, как старуха уже села на него верхом и ну погонять. Кружил он, кружил по яме, из сил выбился, а старуха знай погоняет. Взвыл черт, небо из ямы ему с овчинку показалось, а только куда денешься: ни старуху из ямы не выпроводишь, ни сам из нее не выпрыгнешь.
                        Живут они так со старухой день, да другой, да третий. А старику одному дома скучновато стало. Да и старуху вроде жалко сделалось. Решил он проведать ее, поглядеть, как она там в лесу поживает. Взял веревку и поехал в лес. Подошел к яме, опустил веревку. За веревку сразу же кто-то — цап! «Заждалась баба,— думает старик,— вон как проворно за веревку ухватилась!» Однако вытягивает он веревку и видит, что за другой конец ее держится не старуха, а черт.
                        — Ну, старина, спасибо, что выручил, век не забуду,— говорит черт.— Старуха твоя совсем извела меня. Теперь буду с тобой жить.
                        Услышав такие речи, старик подумал: «Ну уж, если от нее черт еле живой вырвался, что мне ее жалеть-то? Не лучше ли будет самого себя пожалеть».
                        Набрал старик воз хворосту и поехал домой. Черт от него не отстает. Приехали домой, скинули хворост с телеги и сложили кучкой. Черт вовсю помогает старику. И когда работа была закончена и они пришли в избу, старик сам поел и своего работника накормил.
                        Так зажили они вместе. И неплохо зажили. Черт во всех делах по дому помогал старику: и дрова рубит, и навоз убирает, и все у него в руках спорится.
                        Живут они так, живут, а однажды вечером черт и говорит
                        старику:
                        — Жить-то мы вроде бы дружно живем, да уж больно бедствуем. Ну что это за дело: в доме нет ни копейки! Надо разжиться деньжонками.
                        — Это и я скажу, что надо бы,— отвечает старик.— Да где и как разживешься-то?
                        — Ну голова на плечах есть, можно что-то придумать,— продолжает черт.— Пойдука я завтра к барину и сделаю так,
                        чтобы его любимый конь захворал. А немного погодя и ты приходи. Приходи, как лекарь. А и всего леченья-то от тебя требуется: погладишь коня и скажешь при этом: тих-тях! Запомнил: тих-тях! Вот и все. Я от коня отстану, он выздоровеет, а барин тебе за зто отвалит пятьсот целковых.
                        — Хорошо бы! — загорелся старик.— Тих-гях и — получай пятьсот целковых.
                        Черт на другой же день пошел к барину, пристал к его любимому коню, и конь захворал. А тогда и старик тут как тут. Увидел барин старика и говорит:
                        — Что-то случилось с моим гнедым конем, не возьмешься ли вылечить?
                        — Отчего же не взяться,— отвечает старик.— Дело знакомое.
                        Подошел он к коню, погладил, сказал заученное «тих-тях», черт убрался восвояси, и конь выздоровел, стал таким же сильным и резвым, как и был.
                        Барин пригласил старика в дом, на радостях угостил его и дал пятьсот рублей.
                        Вернулся старик домой с деньгами, а черт уже там лежит на полатях.
                        — Ну что, старина, теперь знаешь, как надо добывать деньги? — говорит черт.
                        — Да, ты и вправду можешь все, что бы ни захотел,— ответил старик.
                        — Нет, старик, не все,— посетовал черт. Ведь я могу и хотеть и делать только злые дела, а на добрые вовсе не способен. Иначе бы мне надо быть ангелом, а не чертом. И вот я еще какое недоброе дело задумал. Я изведу дочь другого барина. Но туда ты уж не приходи. И к тебе я тоже не вернусь. Спасибо тебе за приют, за хлеб-соль и — прощай.
                        Ушел черт от старика, будто его и не было. А дня через два слух прошел: захворала у барина дочь, вызывали доктора, а девушке лучше не стало. Приходит барин за стариком и просит:
                        — Ты, говорят, хороший лекарь, не возьмешься ли вылечить мою дочь?
                        — Нет, не возьмусь, не смогу,— ответил старик, помня наказ черта.
                        Но и дочь барина старику жалко. Подумал он, подумал и решил освободить девушку от своего недавнего квартиранта. Только как это сделать. С конем был уговор на «тих-тях», а тут никакое слово не поможет. Тут все наоборот: черт наказывал старику вообще не приходить к девушке. Наконец, старик вспомнил о своей зловредной старухе, о том, что черт боится
                        ее, как огня. И он оделся в ее платье, распустил волосы и в таком виде пошел гнать черта от заболевшей дочери барина. — А-а! Жил-жил со мной в яме, а теперь сюда пришел!— закричал старик прямо с порога и, протягивая к черту руки, добавил все тем же голосом старухи: — Я тебе покажу, как от меня удирать!
                        Черт, увидев старуху, так напугался, что вылетел через трубу из дома. Девушка сразу же выздоровела. Барин напоил, накормил старика и дал ему тысячу рублей.
                        Черт, подумав, что зловредная старуха в покое его все равно не оставит, пошел в лес и прыгнул в свою яму. Он-то думал, что теперь будет в полной безопасности. И каково же было его удивление, когда увидел, что старуха здесь, в яме.
                        Так, говорят, они в той яме и жили, мучая и изводя друг друга до самой смерти.
                        А разбогатевший старик, говорят, живет припеваючи и по сей день.

                        Читать другие чувашские сказки.Содержание.

                         

                        За свою историю чувашский народ сделал много верных наблюдений о человеческом характере и отразил их в сказках. Читаем о Дятле, что спас Лису, а та ответила ему неблагодарностью, понимаем, что речь идёт о людях, и задумываемся. Приятного чтения!

                        Раскрыть
                        Скрыть

                        Чувашские сказки читать онлайн

                        Лиса и дятел

                        Как ни хитри, как не обманывай, а наказание всегда настигнет. А может так случится, что подведёт тебя собственный хвост.

                        Тощий Волк

                        Выбирай себе еду по зубам. А ещё лучше – вырасти или заработай.

                        Маленькая Птичка

                        Гордыня и заносчивость могут оказать плохую услугу. Тем более, если в дело вмешиваются высшие силы.

                        Дружок-Петушок

                        Нельзя доверять первому встречному – учит нас сказка. Хотя и у злодея судьба может сложиться печально.

                        Золотой мешочек

                        Отнятое силой, обманом, как и ворованное, никогда не принесёт счастья. Расплата обязательно настигнет, а обманутый заживёт припеваючи.

                        Как старик дураков искал

                        Хорошо там, где нас нет – гласит народная пословица. Посмотрев мир, понимаешь, что в сравнении с ним твой дом – самое лучшее место.

                        Напёрсток

                        Хитрость и предприимчивость выручат из любой беды и помогут разбогатеть.

                        Беда

                        Не буди чужую беду, не зови несчастье в чужой дом. Все твои мысли черные обратно к тебе вернутся.

                        Трашкины дети

                        Перед лицом опасности даже враги становятся друзьями. Ведь лишь объединившись, можно спасти свои жизни.

                        Из самой глубины веков приходят к нам сказки. Устройство мира, его законы, о том, как жить и поступать в самых разных ситуациях – всё это в сказках. Чувашские народные сказки наполнены житейским юмором, моралью, порой довольно жестокой. Но и мир вокруг бывает не всегда добр к своим обитателям. Поэтому главное – не испугаться трудностей, а двигаться вперёд.

                        Текст народной сказки наполнен символами, он понятен ребёнку, сказка говорит с ним на его языке. И каждый раз, прочитывая книгу заново, мы открываем для себя новые грани это народной мудрости.

                        Собиратели народной сказки особенно выделяют чувашские. Народные сказки о животных близки детям – звери и птицы в них разговаривают, думают, живут, как люди. На их примере ребёнок учится правильно вести себя в разных жизненных ситуациях, преодолевать препятствия. Понимает, что, если приложить усилия, то обязательно станешь победителем.

                        Почитайте ребёнку чувашские сказки. Картинки, которыми иллюстрированы истории, отображают характер героев, их поступки и поведение. И вместе с ними ребёнку будет интересно следить за ходом действия, развитием событий, он мысленно перенесётся в прекрасный и волшебный сказочный мир.

                        Чувашские народные сказки на русском языке. Полный список

                          

                        Чувашские народные сказки на русском языке. Полный список.
                         

                        Большой заяц
                        Богач и бедняк
                        Бедный Илюш
                        Барин и черт
                        Батыр и Чиге-хурсухал
                        Глухой кум
                        Дети Ветра
                        Деньги
                        Девушка на Луне
                        Два кума
                        Злая жена
                        Иван-батыр
                        Иван
                        Красавица Плаги
                        Как у чувашей поселились деньги
                        Как река Волга началась
                        Как ловили Луну
                        Как крестьянский сын за солнце работал
                        Качикруш-батыр
                        Кехермень-Кетиль
                        Лиса-плясунья
                        Лиса и Дятел
                        Мышка вострохвостик
                        Мудрая девочка
                        Мост Азамата
                        Мамалдык
                        Нужда
                        Почему сосна и ель вечно зелёные
                        Рубашка из посконного полотна
                        Старик Ух
                        Спой, спляши и сказочку расскажи…!
                        Такой уж порядок
                        Улып и Субэдэй
                        Угандей и Селендей
                        Чемень
                        Эдикан и Удикан
                        Юман-батыр

                        Читать другие чувашские сказки.Содержание.
                        Перейти в раздел «Народные сказки»

                         
                        Чувашские сказки, как и сказки других народов, имеют различные различные виды: – волшебные, бытовые, сказки о животных. В чувашских волшебных сказках, таких как «Юман-батыр», «Иван-батыр», «Эдикан и Удикан», «Улып-Великан», богатыри борются со страшными чудовищами. Обычно герою в этой борьбе помогают чудесные вещи, помощники. Так, герой сказки «Тесто – богатырь» возвращает людям отобранную у них змеем-драконом воду. В сказке «Эдикан и Удикан» один из героев выводит томящихся под игом морского змея в подводной неволе людей на сушу, помогает им вернуться на родную землю. В чувашских волшебных сказках особенно отмечается красота, смелость, ум героев.

                         
                        В большинстве чувашских сказок о животных образы представителей животного и растительного мира воспринимаются как аллегорическое изображение людей. Но есть и так называемые сказки-поверья о животных, в которых объясняется происхождение или причина возникновения того или иного явления природы, животного или растительного мира. Такими являются сказки «Кошка и мышь», «Волк, собака, кошка и мышь», «Зайчик», «Белка и сорока» и др. Например, в сказке «Зайчик» излишнее любопытство приводит зайца к большой беде. Не в меру любопытный заяц своими назойливыми расспросами вывел из себя бога, поэтому бог ткнул в его мордочку раскаленной кочергой и распорол верхнюю губу, брошенная горящая головня отсекла зайцу хвост.

                         
                        А в чувашской бытовой сказке «Девушка на Луне» школьники отмечают злую мачеху и безропотную, добрую и трудолюбивую падчерицу. В сказке «Богач и бедняк» рассказывают, как хитрый и умный мужик обманул богача, а в сказке «Что сильнее всего на свете» отмечают, что царь не сдержал обещания, и народ наказал его. В чувашских бытовых сказках бедняки всегда умные, справедливые, трудолюбивые и всегда побеждают злых, глупых, ленивых богачей, царей, судей.

                         
                        Чувашские сатирические сказки своими сюжетами и действующими персонажами очень близки к сказкам других народов, но чувашские сказки сохраняют национальную самобытность. Герои сказок, быт, разговорная лексика, стиль, содержание неповторимо своеобразны и колоритны, и отвечают требованиям чувашского эстетического идеала, ибо диалог, спор или соревнование в чем-либо закончиваются осмеянием вышеупомянутых типов: пуяна, улбута и др. Сообразительный герой сказки вызывает восхищение, а улбут — насмешку. В сатирических сказках именно такое выявление смешного является определяющей функцией комического.

                         
                        В числе многочисленных смешных сказок особой популярностью пользуются сатирические сказки о представителях духовенства. Эти сказки в основном появились во второй полвине ХУШ в.,т.е. после присоединения чувашей к Российскому государству и с началом распространения среди местного населения христианской религии. Народ,
                        привыкший до этого к язычеству, отрицательно относился к новой навязываемой религии и ее служителям. Поэтому устнопоэтическое творчество народа, в особенности сказочный жанр, пополнилось новыми сатирическими сюжетами о попах, церковнослужителях и членов их семей. По свясетяым мотивам они разнообразны и многочисленны. Комичность положений, насмешка, жизнерадостный юмор — вот характерные черты чувашских сатирических сказок. Осмеиваемые образы не только неправильно мыслят, но и дурно поступают. «Алогизм обычного» является основным приемом смеха.

                         
                        Главными героями чувашских сатирических сказок выступают такие сообразительные и находчивые люди, как солдат, вор, крестьянин-батрак, дочь или сын крестьянина и др. Народная сатира и юмор в лице этих героев способствует усилению всеобщего отрицания и критики. Они срывают маски добропорядочности и честности с духовенства и богачей

                         
                        Народ не только умело высмеивает социального противника, но и с неменьшим успехом смеется над людьми своего круга, отходящими от принципов народной морали. Но смех в них более добродушен, ибо общий пафос сказки преимущественно носит дидактический характер, имея целью избавление от недостатков и пороков, как зависть, суеверие, жадность, неприязнь к другому, лень и т.п. Так,сказка «Нужда» с большим юмором рассказывает о приключениях бедного, но неунывающего Васлея. Причину бедности он видит в фантастическом образе Нужды, которая ни с того, ни с сего привяжется к человеку и преследует его, пока не отвяжется. Смеясь над Васлеем и над его тестем, чувашская сказка убедительно раскрывает различие их характеров.

                         
                        Образ женщины-крестьянки в сатирических сказках неоднозначен и неоднопланов. В одних случаях она действительно достойна похвалы и поощрения, в других же снисходительно высмеивается за опре-дёленные недостатки, как лень, скупость, жадность и т.п. Эти качества нежелательны с точки зрения народа и нуждаются в исправлении. Так, в сказке «Красавица Пелагея» ленивая жена становится трудолюбивой. Относительно таких персонажей юмор сказки отличается снисходительностью и доброжелательностью. Положительные комические образы сказок потому любимы и живы в народе, что они раскрывают неиссякаемый талант, ум и жизнерадостность самого народа.Как эстетический идеал, герой чувашскоя сказки всегда и везде активен, сообразителен и остроумен, и обязательно с «чудинкой». Он со’всеми своими действиями выставляет против осмеиваемых субьектов многообразный арсенал сосбственных достоинств. В сказках персонажи предельно обобщены и типизированы.

                         
                        Национальное богатство юмора, его эстетическое знанение проявляется в образной системе мышления и языка. Никакой перевод не может передать всей прелести национальных юмористических выражений, словосочетаний и фразеологизмов. Каждое отдельно взятое слово, частица, междометие занимают особенное место в оформлении и передаче стиля и идеи сказки. Каждый сюжет чувашской сказки отличается своими художественными особенностями, приемами и способами осмеяния, конкретной выразительностью насмешки и шутки. В комическом выражении своего отношения к определенным субьектам большое значение имеют традиции народа, его национальные особенности, исторические социально-экономические условия. Одни недостатки народа осмеивают добродушным юмором, другие — сатирическим смехом, доведенным до сарказма.

                         
                        Народный юмор в сказках глубоко оптимистичен. Об этом свидетельствуют многочисленные юмористические сказки о старике и смерти, о мужике и черте. Умение весело и остро смеятся над сильными вымышленными образами говорит о том, что чувашский народ не преклонялся перед ними и не страшился их, а сумел выразить свое насмешливое отношение к ним. Таким образом, контраст между остроумием и ограниченностью разных персонажей создает второй’ план комизма, вносит дополнительную краску в их характеристику. Остроумие положительного героя поражает противника в самый решающий момент: при оплате за труд, при делении доходов и т.п.

                        Читать другие чувашские сказки.Содержание.
                        Перейти в раздел «Народные сказки»
                           

                        Текст книги «Чувашские легенды и сказки»

                        Автор книги: Народные сказки

                        сообщить о нарушении

                        Текущая страница: 2 (всего у книги 21 страниц)

                        КАК У ЧУВАШЕЙ ПОСЕЛИЛИСЬ ДЕНЬГИ

                        огда-то, в старопрежние времена, шла вниз по Волге лодка. Шла-шла и в одном месте пристала к берегу. В лодке находились семь разного достоинства монет: копейка, семишник, пятак, гривенник, двухгривенный, полтинник и целковый. Они, говорят, ездили по белу свету и мекали для себя новые места.

                        Лодка пристала к правому крутому берегу. На горе виднелось большое чувашское село. Целковый, как самый старший, приказал полтиннику:

                        – Поднимись-ка на гору, в село, и узнай, что за люди там живут и есть ли у них деньги.

                        Полтинник хоть и был в подчинении у целкового, но считал себя тоже старшим над остальными монетами и послал в село двугривенного. Тот, в свою очередь, перепоручил дело гривеннику, гривенник – пятаку, пятак – семишнику, семишник – копейке. Копеечке уже некому было приказывать, пришлось идти самой. Покатилась она в сторону села, а вскоре и из глаз исчезла.

                        Ждут-пождут копейку, а ее нет и нет. Рубль опять велит полтиннику сходить в село, поглядеть, что за народ там живет и имеет ли деньги. Полтинник опять посылает вместо себя двугривенного, тот гривенника, гривенник – пятака, пятак – семишника. Семишник остался младшим, перепоручать дело некому, пришлось самому идти. Покатился он в сторону села и из глаз пропал.

                        Ждут-пождут остальные деньги – нет ни копейки, ни семишника. Целковый опять берет за бока полтинника, тот – двугривенного, двугривенный – гривенника, гривенник – пятака. Пятаку посылать некого, покатился сам.

                        Ждут-пождут – нет и пятака, как в воду канул. Целковый посылает полтинника, полтинник – двугривенного, двугривенный – гривенника.

                        Один за другим укатились в село и гривенник, и двугривенный, и полтинник. Укатились и от них тоже ни слуху ни духу.

                        Целковый остался один. Посылать уже некого. Подождал он еще немного да и думает:

                        – Что такое, куда они все подевались? Видно, придется самому на ту гору подняться и все разузнать.

                        И хоть был он от природы важным и ленивым, зашагал той же дорогой, по которой исчезли одна за другой остальные монеты.

                        Пришел целковый в село, видит – в середине села большущий базар шумит. Пригляделся получше – тут копейка с семишником, пятак с гривенником и двугривенный с полтинником туда-сюда снуют, катаются меж людей, за какую-нибудь минуту по нескольку раз меняются местами. Да так-то весело, с разными шутками-прибаутками, что глядеть любо-дорого.

                        Пришелся базар по душе и целковому. Он тоже решил остаться тут навсегда.

                        Правда, целковый, не в пример юркой мелочи, по-прежнему не вертелся и не суетился меж людей, а больше лежал спокойно по карманам богатых людей. Издавна такой порядок ведется: крупные деньги лежат в кармане одного хозяина, а мелкие, работая вместо крупных, постоянно переходят из рук в руки, из кармана в карман.

                        КАК ЧЕРТ НАУЧИЛ ЧУВАША ВАРИТЬ ПИВО

                        днажды старший над чертями – сатана собрал все свое рогатое воинство и сказал:

                        – Идите к людям и научите их грешить.

                        Пошли черти к людям всякого звания: к беднякам и богачам, к крестьянам и дворянам, к купцам и попам. Пошли и, кто как умел, начали вводить их в грехи: одного на недоброе дело толкнут, другого в воровство или разбой ввергнут, третьего богохульствовать заставят. А когда люди уже достаточно погрязли в разных грехах, вернулись черти к своему старшому: так, мол, и так, твое приказание исполнили.

                        Лишь один еще молодой, неопытный черт не справился со своей задачей: сколько ни бился, не смог совратить с праведного пути чуваша-землепашца. А с теми, кто не выполнял приказаний, у сатаны разговор был короткий: или голову снимет или в кипящий котел кинет. Молодой чертенок попросил у своего старшого отсрочки на три года. «Вот уж если за три года не научу крестьянина грешить – делайте со мной, что хотите», – сказал он.

                        Дали молодому черту три года сроку.

                        Преобразился черт в человека и пошел себе по дороге. Идет-идет, видит – мужик с сыном землю пашут.

                        – Далеко ли путь держишь? – спрашивает мужик.

                        – Иду, куда глаза глядят, приискиваю работенку, которая бы мне хлеб дала, – отвечает черт.

                        Мужик был не из бедных, земли у него было много. Он и говорит сыну:

                        – Мы все работника хотели нанять. Давай возьмем его в работники.

                        – Что ж, давай, – согласился сын. – А для начала спросим, как его зовут.

                        – Потапом, – не замедлил ответить черт.

                        Ударили по рукам, и вечером вернулись с поля вместе с работником.

                        Не нарадуется крестьянин на работника: все у него в руках горит, такой-то сноровистый, такой-то ловкий. И устали не знает, готов хоть день и ночь работать. Правда, одна странность за ним водится: ни шапку, ни рукавицы никогда – ни в жару, ни в холод – не снимает. (Откуда было мужику знать, что шапкой рога, а рукавицами когти черт прикрывает!)

                        Проходит неделя, месяц, три месяца. Работник мужику все больше нравится. Мало того, что любое дело у него спорится, он еще и дельные советы дает, когда что сеять, когда убирать. Даже погоду умел предсказывать – вот какой золотой работник попался. У соседей то урожай, то недород, а у нашего мужика каждый год урожайный.

                        Однажды пришел к нему сосед и говорит:

                        – Дай, кум, взаймы пудика три ржи до нового урожая.

                        – Ладно, – ответил мужик, – так и быть, дам тебе три пуда.

                        А черту не по нутру такой оборот дела; не за тем его послали, чтобы он помогал людям добро друг другу делать. Он и шепчет хозяину:

                        – Не давай, не давай, следующие два года подряд будут неурожайными, голодными, вот увидишь.

                        Хозяин рассердился на работника за то, что тот его учить начинает, а заодно еще и беду накликает:

                        – Ах ты, черт немытый, – выругался он, – людей учишь, а сам, невежа, ни шапки, ни рукавиц никогда не снимаешь. Вот сниму я их, и увидим, сколько там грязи да пыли набралось.

                        Потап испугался, что и вправду хозяин может снять шапку и рукавицы, и поспешил согласиться:

                        – Ладно уж, не сердись, дай ему, сколько он просит.

                        Хозяин отвесил соседу три пуда хлеба. Не удалось черту помешать сделать доброе дело. Ну что ж, он возьмет свое не мытьем, так катаньем.

                        – Как ты считаешь, хозяин, уважают тебя соседи? – спрашивает он мужика.

                        – Да, признаться, как-то не задумывался над этим, – отвечает мужик.

                        – А хочешь, я сделаю так, что не только соседи, а и все будут с тобой еще издали здороваться, в пояс кланяться?

                        Представил себе мужик такую картину: идет он по селу, а все с ним здравствуются и захотелось ему, чтобы не только в мыслях, но и наяву так было.

                        – Хорошо бы, если сумеешь, – сказал он работнику.

                        – Тогда слушай меня и запоминай, – приступил к делу работник. – Я научу тебя готовить чудесное питье. Делать надо так…

                        И он начал рассказывать, как и что надо делать.

                        – Возьми вот такую кадку с зерном и залей водой. Когда зерно размокнет, его надо вынуть из кадки, раскинуть по полу и подержать, пока не прорастет. А как прорастет, положить в печь, высушить и смолоть на мельнице. Да смолоть не как обычную муку, а покрупнее. Получится солод. Считай, половина дела сделана. Остается солод распарить, а потом в котле поварить. Дать остынуть, а на другой день еще раз прокипятить и через корыто, соломой накрытое, процедить. Получится сусло. Его уже можно пить, оно очень сладкое. Но еще лучше вылить его в кадку и положить туда хмелю да дрожжей и накрыть чем-нибудь теплым. Целые сутки пусть все это бродит, а потом что и надо сделать – так это выловить хмель и питье процедить через сито. Все. Можно пить на здоровье. Старый попьет – помолодеет, молодой – повеселеет. Одним словом, волшебный напиток; начнешь пить и не оторвешься.

                        Хозяин послушал-послушал работника и не устоял перед соблазном отведать чудесного питья. Позвал он сына, и они вместе начали готовить солод.

                        В скором времени солод был готов. Но где взять хмеля?

                        – Хмеля много в лесу, – подсказал им работник.

                        Принесли хмелю. Дрожжей нет. Черт подошел к кадке, плюнул в сусло, сусло зашипело и начало бродить.

                        – Чтобы каждый раз не ходить в лес, хмель можно растить и в огороде, – продолжал их учить черт в образе работника. – А дрожжи будете брать со дна кадки. Что оседает на дно – это и есть дрожжи.

                        Когда питье было готово, хозяин с сыном назвали родственников, соседей и всяких других гостей. Черт, предвкушая интересное зрелище, пригласил на него своего старшого.

                        Не прошло и часа, как в доме будто кто все вверх дном перевернул. Молодые повеселели, старые помолодели. Еле передвигавшие ноги старухи и те пустились в пляс. Вместо барабана пошла в ход печная заслонка – на ней сама хозяйка подыгрывала плясуньям. Кто пляшет, кто поет, а кто уже и в драку полез или под стол сполз и на полу валяется.

                        Главный черт сидит в уголке, радуется, людские грехи в свою книжечку записывает. Потап, как свой человек, сидит на середине избы и даже ноги вытянул. Хозяйка несла очередной кувшин чудесного напитка, спьяну споткнулась о ноги работника, упала и разбила кувшин. Муж увидел разбитый кувшин, пожалел разлившийся напиток и в сердцах ругнул жену:

                        – Э, шайтан тебя возьми, не глядишь под ноги, и кувшин разбила, и столько добра разлила.

                        Сатана и ссору между мужем и женой записал в свою книжечку: для него ведь каждый человечий грех в радость.

                        Черт, научивший мужика варить пиво, тоже радуется: совратил человека с праведного пути, ввел во грех – значит, ему от старшого и прощение, и похвала.

                        – Пока они пьяные, они все у меня в руках, – хвастается он перед старшим. – Что хочу, то с ними и сделаю.

                        Доволен остался сатана работой молодого смышленого черта.

                        А гости разбрелись в беспамятстве по домам. И только на другой день, протрезвев, стали вспоминать, кто как веселился, кто с кем ругался или того хуже дрался. И все жаловались на головную похмельную боль. Ну, а опохмеляться-то можно было только у того богатого мужика, который их вчера напоил. И когда мужик вышел из дому и пошел улицей – все ему низко кланялись, благодарили за вчерашнее угощение и намекали на новое сегодняшнее.

                        Вот так, говорят, черт научил людей варить пиво.

                        ДЕВУШКА НА ЛУНЕ

                        авным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая-презлая колдунья. У колдуньи была падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.

                        Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. А та, хоть бы ей что, все такая же красивая да пригожая. Заговорит – словно жаворонок запоет, улыбнется – будто ясным солнышком все кругом осветит. Всем нравилась красавица, все ее любили. Но это только еще больше злило мачеху, и задумала она, во что бы то ни стало, погубить падчерицу.

                        Однажды, в глухую полночь, колдунья примчалась невесть откуда на своей железной мялке, разбудила спящую девушку и говорит:

                        – Сбегай-ка на речку, свежей водицы испить захотелось!

                        Девушка встала с постели, взяла ведра с коромыслом и пошла на реку.

                        «Пойти-то ты, красавица, пошла, а вот поглядим, вернешься ли», – думает про себя колдунья.

                        Ночь была ясная, морозная. С неба светила полная луна, под ногой снег похрустывал.

                        Любуясь лунным сиянием, девушка спустилась к проруби. Сняла с коромысла ведра, наклонилась, чтобы зачерпнуть воды, а когда выпрямилась – в ужасе отшатнулась: со всех сторон ее окружали страшные ведьмы. Они носились вокруг нее на помелах и мялках, протягивали костлявые руки, щелкали железными зубами.

                        В страхе девушка зажмурилась, взяла ведра на коромысло и заспешила домой. Не тут-то было! Ведьмы не отстают от нее ни на шаг, загораживают дорогу, со всех сторон тянут страшные руки, вот-вот растерзают.

                        Девушка в отчаяньи озирается, но кругом – ни души, только одна-одинешенька луна с неба светит.

                        – Не дай погибнуть, ясный месяц! – взмолилась девушка.

                        Луна услышала мольбу девушки, засияла еще сильней и на своих лучах подняла девушку с ведрами с коромыслом к себе. Теперь ведьмам до нее было уже не дотянуться.

                        С тех пор в ясные ночи на полной луне и видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше – обязательно увидите.

                        БОГ И ЧЕРТ

                        огда-то бог и черт, говорят, жили в дружбе и согласии: что бог делал, то и черт делал. Вот только не всегда у черта получалось как у бога.

                        Однажды бог захотел сотворить яблоко, и у него это просто получилось: взял да и сотворил. Черт начал делать то же самое. Но сколько он ни катал, ни крутил-вертел, все равно яблока у него не получалось, а получилась вместо него картошка.

                        В другой раз бог решил сотворить корову. Тем же делом занялся и черт. Вроде все – и голову, и рога, и брюхо с выменем – сделал такими же, как у бога. Но смотрит – вместо коровы у него получилась коза. Потому-то люди и зовут козу «чертовой скотинкой».

                        Еще был случай: бог взялся лепить овцу. Слепил, дунул на плоды рук своих и – ме-е-е! – заблеяла овечка. Черт же, сколько ни трудился, не сумел сделать овцы, у него вместо овцы получилась свинья. Недаром и по сей день про свинью говорят, что ее черт выдумал, и на поминках подавать свинину считается большим грехом.

                        САРЫЧ И ВОРОНА

                        те далекие времена, когда мир еще только сотворялся, на земле, говорят, не было ни капли воды. Людям, зверям и птицам приходилось очень туго: пили только дождевую воду. А когда дождя долго не бывало, все страдали от жажды.

                        Многие копали землю, пытаясь найти воду, но никому сделать этого не удавалось.

                        И вот, говорят, взялся за дело сарыч[4]4

                          Сарыч – то же, что канюк: хищная птица из рода ястребиных.

                        [Закрыть]

                        . Семь дней и семь ночей рыл он землю в одной низине. На восьмой день показалась на дне вырытой ямы чистая и прозрачная, как журавлиный глаз, вода. Сарычу захотелось сразу же известить бога о том, что он нашел воду. Да только негоже грязному перед очи всевышнего являться, надо было хоть немного грязь отмыть. А пока он этим занимался, пролетавшая мимо ворона присела на край родника, загрязнила свои перья и, не мешкая, подалась к богу.

                        Прилетела к богу и говорит:

                        – Карр! Я воду нашла!

                        – Что ж, доброе ты дело для всякой живой твари сделала, – отвечает бог. – И за это я жалую тебя своей милостью. Будешь жить безо всяких забот и не знать никакой нужды и горя.

                        Только ворона убралась, прилетел к богу сарыч.

                        – Я семь дней и ночей без отдыха копал землю и докопался-таки до родника с чистой и вкусной водой, – начал сарыч рассказывать богу.

                        Но бог не поверил его словам и даже не дал ему договорить.

                        – Воду нашел не ты, а ворона, – сказал бог. – Она только что была у меня вся грязная после работы, а ты, вон, смотри, какой чистенький. И за то, что хотел меня обмануть, век тебе не напиться из того родника! Будешь, как и раньше, довольствоваться дождевой водой.

                        Сколько ни пытался сарыч убедить бога, что колодец с водой отрыл он, а не ворона, все оказалось бесполезным. Бог верил вороне, а не ему.

                        Огорченный несправедливостью, вернулся сарыч на землю.

                        И с тех пор, говорят, не может пить воду ни из какого источника, а утоляет жажду только дождевой водой. И, когда долго не бывает дождя, сарыч летает в небе и просит у бога:

                        – Во-ды-ы! Во-ды-ы!

                        Тогда бог, жалея его, собирает тучи и проливает их дождем.

                        Ворона же, чувствуя приближение дождя, каждый раз во все горло каркает:

                        – Кар-р-р! Кар-раул, не надо!

                        ОТЧЕГО ЛАСТОЧКА ДВУХВОСТАЯ

                        ассказывают, что при всемирном потопе умный человек Ной построил корабль и взял на него всякой твари по паре. Мышь взяла да и прогрызла днище Ноева ковчега, а змея, увидев это, просунула в дырку голову и тем заткнула ее. Ной, в благодарность, посчитал нужным хорошо накормить змею и послал за пищей для нее слепня. Слепень полетел, поискал-поискал пищи, но ничего и никого не нашел, кроме человека. Впился он в человека, высосал из него сколько мог крови, а потом полетел к Ною.

                        – Что принес? – спросил его Ной.

                        Слепень только было высунул язык для ответа, как в ту же минуту подлетела ласточка и, чтобы он не наболтал что-нибудь злое о человеке, – хвать! – и откусила ему язык.

                        Так, ничего не успев сказать, слепень, сердито жужжа, улетел.

                        Змея же, разозлившись на ласточку, прокусила ей середину хвоста. Оттого ласточка и стала двухвостой.

                        ПОЧЕМУ СОСНА И ЕЛЬ ВЕЧНО ЗЕЛЕНЫЕ

                        то было давным-давно, в незапамятные времена.

                        Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с подраненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.

                        Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая свое раненое крылышко, поскакала к лесу.

                        На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка – к ней с просьбой:

                        – Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.

                        – Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила береза.

                        Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:

                        – Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.

                        – Вот еще придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.

                        Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.

                        – Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.

                        – Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, – гордо ответила ветла.

                        Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока. Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку.

                        Несчастную птицу заметила зеленая ель.

                        – Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? – спросила она птаху.

                        – Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.

                        – Как же не знаешь? – удивилась ель.

                        – Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.

                        – А что же ты со своими подругами не улетела?

                        – Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.

                        – Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель. – Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая теплая.

                        Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.

                        – У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, – сказала она.

                        Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.

                        Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.

                        – Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.

                        Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.

                        Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем делать это, решил он все же спросить у Мороза:

                        – Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?

                        Царь холода, Мороз, сказал:

                        – С берез, с ветел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелеными.

                        Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сю пору остались вечно зелеными.

                        КРЕМЕНЬ

                        ассказывают, что давным-давно, в старину, Огонь с Водой заспорили. Огонь сказал воде:

                        – Я сильнее тебя.

                        А Вода ответила:

                        – Нет, я сильнее.

                        Загорелся, запылал Огонь – близко подойти нельзя. Но полилась Вода и начала гасить Огонь. Огонь совсем ослаб и, чтобы совсем не погибнуть, ушел под камни. Только в камнях себя и сохранил. Потому-то, когда ударяют по кремню, из него вылетают искорки – остатки того самого огня.

                        ОТЧЕГО У ЗАЙЦА ГУБА РАССЕЧЕНА И ХВОСТ КОРОТКИЙ

                        ежал опушкой леса заяц. А дело было весной, снег на дороге подтаял и превратился в лед. Поскользнулся косой, упал, но тут же вскочил и спрашивает:

                        – Ледок, ледок, гладенький дружок, сколько в тебе силы?

                        – Столько, сколько надо.

                        – Почему же ты таешь на солнце? – не унимается косой.

                        – Солнце сильнее меня.

                        Побежал заяц к солнцу. Вот бежит, вот торопится! А когда прибежал, спрашивает:

                        – Солнышко, солнышко, много ли у тебя силы?

                        – Сколько надо, столько и есть, – солнце в ответ.

                        – А почему туча нет-нет да и тебя закрывает?

                        – Туча сильнее меня.

                        Заяц поскакал к туче. Вот бежит, вот несется! Прибежал, спрашивает:

                        – Туча, туча, сколько в тебе силы?

                        – Столько, сколько надо, – отвечает туча.

                        – А почему, куда тебя ветер погонит, туда ты и идешь?

                        – Ветер сильнее меня.

                        Заяц помчался к ветру. Ну бежит, ну торопится! Прибежал, спрашивает:

                        – Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч. Видно, много в тебе силы?

                        – Сколько надо, столько и есть, – отвечает ветер.

                        – Почему же ты дуешь в ту сторону, в какую тебе бог укажет?

                        – Бог посильнее меня.

                        Заяц устремился к богу. Вот несется, вот торопится! Примчался, спрашивает:

                        – Боженька, боженька, много ли в тебе силы?

                        А бог в это время как раз только что печь истопил и угли кочергой выгребал. Не до зайца и его вопросов ему в ту минуту было.

                        Заяц свое:

                        – Боженька, боженька, сколько в тебе силы?

                        Бог опять молчит, знай жар из печи выгребает.

                        – Боженька, боженька… – опять было завел заяц.

                        Но богу, видать, надоели пустые заячьи вопросы, рассердился он и – кат! – ткнул раскаленной кочергой косого в нос. Кочерга угодила зайцу в губу и рассекла ее. После этого заяц – вышт! – выпрыгнул из божьего дома прямо через окно и дал стрекача. Однако старикашка-бог все же успел запустить ему вдогонку головешкой, и та головешка оттяпала-отожгла ему хвост.

                        Вот почему у зайца губа рассечена и хвост короткий.

                        Авторизация

                        Войдите через социальные сети

                        Или воспользуйтесь формой авторизации

                        Логин или E-mail

                        Пароль

                        Забыли пароль?

                        Нет учетной записи? — Перейдите к Регистрации

                        Библиотека мудрости

                        Добро пожаловать! Воспользуйтесь
                        формой авторизации или зарегистрируйтесь.

                      • Нарисуйте иллюстрации к рассказу белогрудка и дайте их словесное описание
                      • Нарисовать рисунок филиппок 2 класс с ребенком к рассказу
                      • Народная сказка это сказка автором которой является народ или один автор
                      • Нарисуй сказку народов твоего края про животных нарисуй к ней рисунок
                      • Нарисовать рисунок сказки народов мира