Урок № 27
Тема: Помощники царевны. Народная мораль, нравственность.
Цель: Формирование основ читательской культуры как части общей культуры
человека.
Задачи: Образовательная – продолжить знакомство учащихся с творчеством
А. С. Пушкина; познакомить с понятиями мораль и нравственность; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая – создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная – воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
-
Этап актуализации и пробного учебного действия.
-
Продолжаем комплексную работу над текстом сказки.
— Что такое рифма? Как рифмуются строки в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Эпизод шестой. «И молва трезвонить стала…»
— Какую картину вы представляете, читая строки:
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
— Где вы уже встречали слово тужит? Подберите синонимы.
Эпизод седьмой. «И царевна очутилась // В светлой горнице…»
— Что делает царевна, оставшись одна в лесу?
— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?
Терем — дом в виде башни в Древней Руси.
— Как вы понимаете слова и выражения подворье, горница, подбираясь, взялася за кольцо?
Горница — чистая половина крестьянской избы.
— Что увидела царевна на подворье и в горнице?
— Почему девица решила, что тут «люди добрые живут»?
— Что сделала в доме царевна?
Дети отметят трудолюбие царевны, ее умение работать по дому. Это соответствует сказочному канону: положительная героиня не только красива и скромна, но и умеет трудиться, выполнять самую черную работу.
— С какой интонацией мы будем читать этот эпизод?
3) Этап локализации индивидуальных затруднений
Эпизод восьмой. «Входят семь богатырей…»
— Как вы представляете себе богатырей?
— Почему к незваному гостю обращается старший из братьев? Царевна проявляет особую деликатность, сойдя к богатырям только после слов, обращенных к девице. Но возможно и иное толкование речи старшего брата и поступка царицы: будем иметь в виду, что жизнь в традиционном обществе подчинялась ритуалам и в описанной сцене и богатыри, и царевна соблюдают такой ритуал. (Людей, не соблюдавших установленные ритуалы, общество просто отвергало.)
Обратим внимание на неторопливое и ритмичное чтение ритуального обращения брата к гостю.
Эпизод девятый. «И царевна к ним сошла…»
— Что сказала братьям царевна?
— Как вы понимаете слова:
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…?
Речь княжеская и царская очень сильно отличалась от речи простого народа, и богатыри вмиг узнают по речи, кто к ним пожаловал.
— Как принимали богатыри свою гостью? Как вела себя царевна?
Богатыри ей воздали честь как смогли. Посадили в красный угол под иконы — на самое почетное место, рюмку подавали на подносе. И пьет, и кусочек пирожка откусывает царевна так, как этого не может делать простая крестьянка. Отдыхать с дороги она просится не на лавку, не на лежанку, а на кровать (в простых крестьянских избах кроватей не было).
— Найдите в этом отрывке слова и выражения, которые в наше время употребляются редко. Как вы их понимаете?
Ученики назовут «хозяям», «что-де», «звана», «спознали», «полну», «От зеленого вина // Отрекалася она…», «светлица». Важно поработать со словом отрекалася, выделить корень, подобрать однокоренные слова: речь, изрекать, пророк. Далее в тексте мы еще встретимся со словом, имеющим тот же корень.
Эпизод десятый. «А царевна молодая // Все в лесу…»
— Как проводят дни богатыри?
В классе у внимательных учеников может возникнуть вопрос: почему татары оказываются в одном времени с «пятигорскими черкесами» (война на Кавказе)? Автор объединяет признаки разных времен: борьбу с татарами, войну на Кавказе, чтобы показать вневременность сказки. Главный вывод при чтении этого эпизода: хозяева терема — богатыри, воины.
— Что ценит царевна в богатырях?
— Как вы понимаете строки: «Им она не прекословит, // Не перечут ей они»?
Со словами прекословит и перечут проведем словарную работу, чтобы дети смогли ввести их в свою речь.
Эпизод одиннадцатый. «Братья милую девицу // Полюбили…»
— Как братья сватаются к царевне? Почему речь опять держит старший брат?
В речи старшего брата мы видим ритуальную формулу, употреблявшуюся во время сватовства: сравнение девушки с красным товаром, сватов с купцами.
Эпизод двенадцатый. «Как мне быть? Ведь я невеста…»
Царевна отвечает так, как может отвечать на такое предложение идеальная женщина: просто, искренне и с достоинством. Обратим внимание на вежливость слов царевны, которыми она отвергает женихов, на напевность и ласковое обращение к богатырям.
— Почему царевна не может выйти замуж за одного из братьев?
— Вспомним: «Сват приехал, царь дал слово…»
— Как вы понимаете слово удалы!
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений
Эпизод тринадцатый. «Спрос не грех. Прости ты нас…»
Отметим в речи богатыря пословицу «Спрос не грех», в речи царевны прощение и в то же время извинение перед братьями: «…отказ мой не вина».
Ученики понимают, что в сказке они имеют дело с особой, сказочной реальностью, но наивно-реалистическое восприятие, свойственное в особенности детям 5 класса, заставляет их спрашивать: почему царевна жила у богатырей и не захотела вернуться домой с помощью богатырей, известить о себе отца и жениха?
Предположим, что она вернется туда одна и разоблачит мачеху, — та все равно использует свое коварство и сумеет добраться до нее прежде, чем царь решит, что делать с вероломной женой.
Царевна могла бы опереться на поддержку семи богатырей, т. е. могла бы использовать их любовь и верность. Но она решает поступить иначе. Царевна спокойно хозяйничает в доме богатырей, как бы решив про себя, что на все Божья воля и чему быть — того не миновать.
Эпизод четырнадцатый. «Между тем царица злая…»
— Почему перед зеркальцем царица «забыла гнев»?
— Как царица узнала, что царевна жива?
— Царевна жила «без всякой славы», почему же царица не могла оставить ее в покое?
— Чем угрожала царица Чернавке?
Рогатка — это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу.
— Какие редкие или простонародные слова и выражения вам встретились в этом отрывке?
Отметим «дулась», «хватилась», «правду доложи», «средь зеленыя дубравы», «налетела на Чернавку», «призналася», «…положила иль не жить…».
— Какие черты к портрету царицы добавляет выражение: «И царица налетела // На Чернавку…»?
— С какой интонацией вы прочитаете реплику царицы, обращенную к Чернавке?
5) Этап включения в систему знаний и повторения.
Эпизод пятнадцатый. «Раз царевна молодая…»
Этот эпизод является кульминацией всей сказки. Он самый большой по размеру и самый драматичный. Перед тем как прослушать его в исполнении ученика, выясним, что значит словочерница (дети иногда думают, что черница — это Чернавка).
Черница — монахиня (монахи и монахини ходили в черных одеждах, поэтому появились слова чернец, черница).
— Как царевна обращается к чернице, к псу?
— Почему пес бросался на черницу? Как он хотел спасти царевну?
Готовясь к выразительному чтению отрывка, вспомним, что такое ритм.
В «Сказке о мертвой царевне…» — чередование слогов, размеренное на всем протяжении сказки. Но ритм в разных частях сказки (и этого эпизода в том числе) отличается от основного. С помощью прилагательных и повторения звука [о] Пушкин создает плавный, медленный ритм при описании яблочка:
Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
Возьмем другой отрывок:
Вбежав,
Пес на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох.
Ритм этого отрывка быстрый, стремительный, отрывистый. Такое впечатление возникает от употребления нескольких глаголов подряд. Это соответствует содержанию текста.
— Найдите другие строки, в которых ритм убыстряется благодаря употреблению глаголов.
— Нравится ли вам иллюстрация Т. Мавриной к сказке (с. 102)? Почему?
6) Этап обобщения затруднений
Эпизод шестнадцатый. «…Не досталась никому, // Только гробу одному»
— Как вы думаете, почему пес бросился на яблоко и проглотил его?
— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?
Отметим различную динамику этого отрывка: быстроту событий («Прискакали, // Входят — ахнули») и плавность, некоторую замедленность, которая передает печаль богатырей.
Продолжаем работу с лексикой сказки, отметим слова и выражения «путь им кажет», «стремглав», «Напоено // Было ядом знать оно», «под крылышком у сна», «не восстала ото сна», «в полуночную пору».
— С какой интонацией звучат прощальные слова старшего богатыря?
При выразительном чтении передадим торжественность и печаль прощальной речи.
7) Этап обобщения изученного на уроке
Давайте сделаем вывод: в каждой сказке есть мораль, (вспомним что это), т.е. то, чему нас учит она. Скажите, пожалуйста, сколько злых героев вы встретили? (МАЧЕХА) Эпизод семнадцатый. «В тот же день царица злая…» — Казалось бы, зло торжествует. Почему мы верим, что добро все равно победит зло? — Что это значит? (ЧТО ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ БОЛЬШЕ, И ОНИ ВСЕГДА ПОБЕЖДАЮТ) — А злая мачеха была красивой? А царевна? Но почему нам милее царевна? (потому что она красива была и душой, т.е. была доброй, значит, существует красота не только внешняя, но и внутренняя)
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-Заинтересовала вас тема?
-Будете ли вы в дальнейшем читать сказки?
— Выставьте отметки друг другу.
— Чем запомнится вам сегодняшний урок?
9) Этап конструирования собственной деятельности
Домашнее задание
Озаглавить эпизоды до конца сказки. Подготовить выразительное чтение наизусть одного-двух отрывков (по выбору учащихся).
Индивидуальное задание
Подготовить краткое сообщение о музыкальных произведениях, созданных по сказкам Пушкина.
Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы
Цели деятельности учителя: подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра, понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; развивать речевые умения путем пересказа произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать жанровые особенности сказки, схему построения сказки; уметь строить рассказ о герое, характеризовать его, отличать виды сказок.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Вступительная беседа.
Вопросы:
1. Понравилась ли вам сказка?
2. К какому виду сказок она относится?
3. Какие особенности народной сказки можете назвать?
4. Назовите главных героев. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
5. Почему Василису называют Премудрой?
II. Работа над эпизодами по плану, составленному на предыдущем уроке.
Дома ребята уже отметили границы начала и окончания всех эпизодов. В процессе анализа текста ведется словарная работа.
Чтение эпизода «Сватовство царевичей».
Вопросы:
1. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?
(В некотором царстве, в некотором государстве…»; «Где стрела упадет, там и сватайтесь»; «Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка».)
2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь… испугался Иван, хотел убежать…»? (Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным.) Таким образом, выразительный и богатый язык является художественной особенностью сказки.
3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
Обобщив ответы учащихся, учитель продолжает беседу:
Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют?» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».
4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое от ношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)
Специально подготовленные учащиеся разыгрывают эпизод, стараются передать основные мысли фрагмента.
Обобщающие вопросы:
Что вы поняли, читал этот эпизод? Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?
I испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь»
Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.
Вопросы:
1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?
2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?
3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?
4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?
Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее?» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори…»
5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится? (Премудрой.)
Один из учащихся читает наизусть отрывок — описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).
Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.
6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?
Пересказ эпизода о представлении хлебов.
7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано? (Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивишь царевича, заслужишь похвалы старших.)
— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?
II испытание. Тканьё ковра за ночь
Звучит пересказ эпизода. В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.
Вопросы:
1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.
Чтение эпизода. Вывод: Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.
2: Понаблюдайте, как работает Василиса.
(Вновь звучит (наизусть.) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой. Учащиеся отмечают, что изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»).
3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.)
4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич? (В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.)
III испытание. Присутствие на царском пиру
Чтение эпизода. Сопоставительный анализ поведения царевен.
Вопросы:
1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.)
2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?
3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой? («Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут». Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости), высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)
4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?
Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим.
III. Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова.
Работа по учебнику над заданием «Литература и изобразительное искусство» (с. 25). Учитель предлагает сравнить эти работы художников. Ребята рассказывают о том, какой образ им ближе и почему.
IV. Беседа обобщающего характера.
Вопросы:
1. Почему же поторопился Иван-царевич спалить лягушачью кожу?
2. Почему в ответ царевна не бранит царевича, а только упрекает его и советом одновременно помогает, подсказывает, как теперь быть, что делать?
3. Какой же предстает перед нами Василиса Премудрая?
4. Чем удивляет и покоряет она нас?
5. В чем ее истинная красота?
V. Заключительное слово учителя.
Василиса Премудрая — образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
Основная роль героини волшебной сказки — быть помощницей своего жениха или мужа. Сказка сохранила отзвуки допатриархальной свадебной этики. Женщина — Елена Прекрасная, Марья Моревна, Василиса Премудрая — обычно сама стремится к соединению с героем, только благодаря ей герои (возлюбленные) оказываются вместе.
Что такое «красота»? В. И. Даль определил так: «Соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты». Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.
Домашнее задание: подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина изучается в 5 классе на уроках литературы.
Автор: Гаврилюк Дария Васильевна
Урок-исследование
Цели урока
Содержательная: раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки; подвести учащихся к пониманию различия между добром и злом, красотой внешней и внутренней на примере сказки А.С. Пушкина.
Деятельностная: помочь учащимся научиться анализировать текст сказки; развивать навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения; формировать умения сравнивать, обобщать; формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты.
Задачи
Образовательные:
учить различать положительных и отрицательных героев; учить давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучать умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
Коррекционно-развивающие:
способствовать развитию познавательных возможностей учащихся, внимания, восприятия, памяти, развивать умение анализировать; обогащать словарный запас учащихся; отрабатывать навыки выразительного и беглого чтения; активизировать слова ломлива, своенравна, горделива, кротка; развивать творческие способности учащихся; при помощи музыки и эмоционально-экспрессивной окраски слов обогащать чувственный опыт учащихся через умение сопереживать и эмоционально выражать свое отношение к героям литературного произведения.
Воспитательные: способствовать формированию представлений о нравственных и безнравственных поступках; воспитывать интерес к литературному творчеству и урокам литературы.
Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Маршрутный лист урока. Портрет А.С.Пушкина. Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина.
Словарная работа: приём противопоставления, нрав, кротость, гордость, ломливость, своенравность, ревнивость.
Ход урока
1-ый этап. Самоопределение к деятельности.
Вступительное слово учителя. А.С. Пушкин… Трудно найти человека, который не знал бы его замечательные произведения. Мы с раннего детства знакомы с его сказками. Пушкин жив, пока живут его сказки.
Сегодня мы продолжим работу по знакомству со сказкой.
Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.
2-ой этап. Постановка учебной задачи.
Я расскажу вам притчу.
– Когда-то давным-давно на свете жил Человек и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился ОН в дорогу, встретилась ему на пути гора. На ее вершине стояли два сосуда. Один сосуд был невзрачный и наполнен Добром, другой очень красивый, где было Зло. Заинтересовало Человека содержимое этих сосудов, и решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил кувшины, перемешалось всё их содержимое и наполнило этой смесью душу человека. Живёт человек и не знает, какова его душа и чего в ней больше.
– Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Что же будет предметом нашего исследования?
Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, о красоте человека.
Учитель: правильно, молодцы.
А какую цель вы для себя ставите?
Узнать: Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?
А легко ли распознать добро и зло?
Легко ли и всегда ли побеждает добро?
Цель нашего исследования: Раскрыть нравственный смысл «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина
Да, ребята, Пушкин велик. Он является нашим классиком, т.е. человеком, который смог увидеть и донести до нас такое, что, оказывается, может быть и в нашей с вами жизни в 21 веке. Конечно, у нас другая одежда, другие прически, другой уровень жизни по сравнению с тем, что было 200 лет назад, но Александр Сергеевич сумел увидеть через время очень много важных и главных вопросов, которые трогают и нас с вами.
Гипотеза нашего исследования – это слова грузинского поэта Шота Руставели:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина, и вы мне в конце урока скажите: так ли это?
Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».
3-ий этап. Актуализация знаний.
Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).
Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях . Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.
- Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
- Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)
- Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
- Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе. (Большой толковый словарь русского языка)
4-ый этап. Работа над темой урока. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Учитель:
– Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
Ученики: В персонажах Царевны и царицы.
Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Работа с лексикой. – Скажите, как вы понимаете слова:
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь?»
Заполняем таблицу, выписывая ключевые слова из описания Царицы и Царевны)
Царица |
Царевна |
|
Внешность |
Высока, стройна, бела |
Белолица, черноброва, красавица |
Поведение, характер |
Горда, ломлива, своенравна, ревнива, злая |
Нрава кроткого такого, душа, милая, приветливая |
Цвет |
Черный |
Белый, красный |
Другие качества |
И умом, и всем взяла, Черной завести полна, бездельница |
Невеста молодая, царевна молодая, трудолюбивая |
Отношение автора |
Баба гневная, царица злая, злая мачеха |
моя душа, царевна молодая, милая девица |
Учитель
Итак, мы видим, что царица красива, но в обращении холодна и бездушна. Приятна ли такая красота? (нет). Мы видим, что за красивой внешностью прячется ревность, своенравие, зависть..
Заметьте, на что указывает союз НО противопоставление красоты внешней и внутренней.
Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.
Вот такой прием в литературоведении называется АНТИТЕЗОЙ.
Антите́за (происходит от греческого «противопоставление»)
Антитеза – прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов, чаще всего основывается на употреблении антонимов. Записываем в тетрадь
Учитель: Какими словами описывает автор новую героиню?
Но царевна молодая
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
Обратите внимание здесь опять союз но…
Если в описании царицы красота внешняя пративопоставлена внутренней, то, говоря о красоте царевны, автор в один ряд с внешней красотой ставит красоту внутреннюю: подчёркивает, что красота души важнее всего
А какие общие черты их соединяют? (Обе красивы, Обе царского происхождения, Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой)
– Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? Эпитеты
Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.
Народная пословица говорит: “Встречают по одежке, а провожают по уму”. Согласны ли вы с этим?
Мысль о том, что красота внешняя — ничто без красоты внутренней, пронизывает всю сказку. Автор напоминает нам, читателям, что красота внешняя может быть обманчива
Не редко человек заботится только о внешней красоте, забывая о внутренней. А иногда из-за невзрачной внешней красоты, трудно увидеть внутреннюю красоту человека. Давайте стремиться к гармонии! Давайте развивать в себе как внешнюю, так и внутреннюю красоту!
Физкультминутка
И царица хохотать,
И плечами пожимать.
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась.
Гордо в зеркальце глядясь.
Учитель: Как можно определить добрый человек или злой? По поступкам и по отношению к другим людям.
Работа в группах по заданному плану.
1 группа: рассказать о поступках молодой царевны в тереме богатырей, почему не приняла их предложение?
Пушкин показывает, как после изгнания царевны из родного дома всеми её поступками движет исключительно доброта, любовь и естественное доверие к людям и к жизни.Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
В тереме богатырей Царевна доброжелательная, скромная, ласковая девушка, соблюдающая правила народного этикета (“честь хозяям отдала…”), она показана трудолюбивой (“все порядком убрала”), ей присущи религиозность (“засветила Богу свечку”), верность своему жениху (“Но другому я навечно отдана.Мне всех милей королевич Елисей”).
2группа: как характеризуют поступки царицу-мачеху? (Царица благосклонна и ласкова только к зеркалу, потому что оно сообщает о её красоте, а кроме пригожести её ничего не интересует. «…Она, Черной зависти полна…» приказывает Чернавке избавиться от царевны, отдать ее на съедение волкам, дает ей отравленное яблоко)
— А почему все-таки злые люди хотят уничтожить красоту? (Она мешает им, на фоне красоты и доброты четче выделяются их собственные недостатки)
Что Пушкин имел в виду, говоря, что царица ломлива? Дело здесь не только в «кривлянии», смысл гораздо глубже: душа царицы «искривлена», «сломана», «исковеркана» – ею владеют зависть, ненависть, злоба. Поэтому и сотворить ничего хорошего такой человек не может – а наоборот, коверкает судьбы ни в чем не повинных людей.
3 Группа: Рассказать о героях, которые борются со Злом, не хотят, чтобы Зло торжествовало? Соколко, он не пускает Чернавку в терем богатырей, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной. Не хочет торжества злых сил и Королевич Елисей, который спасает свою невесту, потому что по-настоящему любит царевну. Он поцеловал ее, и царевна ожила, вот на что способна ЛЮБОВЬ.Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая её от вечного сна.
Любовь героев, их красота и доброта могут творить ЧУДЕСА
— Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
За что она наказана?
Учитель: А сейчас, ребята, вернемся к гипотезе нашего исследования…
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели: “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.
– Каковы главные нравственные идеи сказки?
Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.
Автор показывает, к чему приводят такие человеческие пороки, как: зависть, злость, бесчестие.
Поэт возвышает человечность, доброту, душевность, честность, верность, благородство, способность любить.
7-ой этап. Рефлексия деятельности.
Мир будет добрее, если….
Мы будем счастливее, если…
Россия будет успешной страной и мы будем счастливы, если…
Учитель: Это, ребята, в сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице:
1. Насколько ты доволен собой, своим участием в общем деле?
а) очень доволен;
б) доволен;
в) не доволен;
г) остался безразличным.
2. На уроке я работал
в группе,
отвечал на вопросы.
Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас.
Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.Идите дорогою добра
Песня «Дорогою добра» (Слова Юрия Энтина, музыка Марка Минкова)
Домашнее задание:
- Составить Синквейн царица, царевна, поэт.
- Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какие уроки для себя вы извлекли, прочитав «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях»?
Урок № 24.
Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль.
Нравственность.
Цели урока: 1.Переосмыслить содержание сказки А.С.Пушкина. 2. Раскрыть нравственный смысл
сказки. 3. Развить речь и воображение учащихся.
Методические приемы: групповая работа, беседа, анализ эпизодов, составление минисочинений,
работа над словом…
Оборудование урока: текст «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях», портрет
А.С.Пушкина. Распечатки на столах для каждой группы.
Ход урока.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Все уроки начинаются с поэтической пятиминутки. 2 ученика прочитали наизусть стихотворения.
2 ученика отвечали на 5 вопросов. Вопросы задают учащиеся.(Примерные вопросы:
Назовите баснописцев
Кто автор учебника?
Виды сказок
Что такое оксюморон?
Жанры устного народного творчества?)
III. Изучение нового материала.
1.Одну из сказок А. Пушкин закончил строчками: «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым
молодцам урок»… Как вы понимаете эти строчки? (Ответы учащихся: «Каждая сказка чемуто
учит, мы должны внимательно читать, чтобы извлечь урок, мораль…»)
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.
Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Работа в группах.
Первое задание
Каждая группа отвечает. (Есть зачин, волшебные предметы, повторы, борьба добра и зла. Добро
побеждает зло. Концовка…)
Второе задание
( на злые и добрые, помощники царевны и царицы…)
Третье задание
Обоснуйте ответ.
: Какие пословицы могут быть отнесены к царицемачехе, а какие к царевне?
: докажите, что это произведение сказка. (30 секунд для подготовки ответа).
: на какие группы можно разделить героев? (30 секунд для подготовки ответа).
По одной пословице каждой группе.
1. При солнышке тепло, а при матери добро.
2. Злой человек как уголь: если не жжет, то чернеет.
3. На языке мед, а на сердце лед. 4. Не все то золото, что блестит.
Четвертое задание
По одному высказыванию каждой группе.
: Кто и к кому обращается со словами?
1. «Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
2. «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Ктото терем прибирал.
Да хозяев поджидал»
3. «Ох ты, дитятко девица!
Пес проклятый одолел, Чуть до смерти не заел,»
4. «Не видал я девы красной,
На стороже я стою
Только в очередь мою» (Месяц к королевичу Елисею)
Пятое задание
«Позвала к себе……..(Чернавку)
: восстановите полный текст. (30 секунд)
И наказывает ей,
……(Сенной) девушке своей,
Весть царевну ……(в глушь) лесную
И, связав ее, живую
…..(Под сосной) оставить там
На съедение ……(волкам)»
Шестое задание: у каждой группы свой вопрос. (1минута на подготовку)
1группа Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует?
2группа Ш. Руставели сказал: «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет». Согласны
ли вы с этим утверждением?
3 группа А.С. Пушкин воспевает красоту, которая заключается во внутренней душевной красоте.
Как вы это понимаете? Докажите на примере героев сказки.
4 группа Красивым можно назвать какого человека?
Выступления представителей из групп.
Вывод: учитель читает предложения, учащиеся вставляют свои предложения, слова…
Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчеркивает, что ….
(красота души важнее всего). Изображая кривляние царицы, ее гнев, злобу, зависть, Пушкин
показывает… (как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишен красоты внутренней). Доброта доверчива и наивна, она нуждается…( в защите); зло коварно,
подло и жестоко, но… (изначально обречено).
Чтение учащимися домашнего задания: «На кого из героев сказки вы хотели бы быть похожи».
(Мальчики хотели бы походить на королевича Елисея, а девочки на царевну молодую)
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
Подготовить инсценировку любимых эпизодов.
Литература
5 класс
Урок № 16
А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки сюжета, поэтика сказки
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- истоки рождения сюжета сказки;
- сходство и различие литературной и народной сказки;
- народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина;
- стихотворная и прозаическая речь;
- поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.
Тезаурус
Кручиниться – горевать, тосковать, предаваться печали.
Тужить – горевать, тосковать, скорбеть, печалиться.
Сенная девушка – дворовая девушка, служанка, находящаяся в услужении у господ, горничная.
Черница – монахиня.
Брюхатая – беременная (женщина).
Сравнение – троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Олицетворение – выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица.
Список литературы
Обязательная литература:
Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019 , стр.307
Дополнительная литература:
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М. Просвещение, 1996, стр. 256
2. Гороховская Л. Н. Марьина О. Б. Проверочные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 96
3. Гороховская Л. Н., Марьина О. Б. Контрольные работы по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 112
4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
5. Егорова Н. В. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 80
6. Карасева И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017, стр. 279
7. Ляшенко Е. Л. Тесты по литературе. 5 кл. – М.: Экзамен, 2019, стр. 80
8. Шапиро Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные ресурсы:
1. Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019).
2. Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm (дата обращения: 19.07.2019).
3. Все книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
4. Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата обращения: 19.07.2019).
5. Раздел «Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL: https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019).
6. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL: http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения: 19.07.2019).
7. Раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL: http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения: 19.07.2019).
Теоретический материал для самостоятельного изучения
В начале ХIХ века, как у европейских, так и русских писателей возрастает интерес к фольклорным сюжетам, героям, языку.
Кроме Александра Сергеевича Пушкина свой вклад в создание литературной сказки на фольклорной основе внесли Василий Андреевич Жуковский, Василий Федорович Одоевский, Пётр Павлович Ершов и другие авторы. Но именно пушкинские сказки стали лучшими образцами литературной сказки с народно-поэтической основой.
Мастерство Пушкина проявилось и в использовании для своей сказки самых разных источников. На прошлом уроке вы узнали, что сюжет «Сказки о мёртвой царевне…» мог быть навеян сказкой из сборника братьев Гримм «Белоснежка». Однако Пушкин не просто заменил гномов богатырями, он придал своим героям народные черты сказочных и былинных богатырей.
Обратим внимание, как Пушкин описывает жизнь богатырей. Богатырские забавы в сказке – это защита русских земель от врагов-иноземцев.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» воплотила идеалы народной этики. Недаром Пушкин в самом начале сказки описывает идеальные отношения в царской семье: царь отправляется в дальнюю дорогу, а царица верно ждёт его возвращения у окна:
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Идеальной можно назвать и жизнь царевны в тереме семи богатырей
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечут ей они.
Так идут за днями дни…
Описывая неторопливую повседневность жизни царевны, автор подчёркивает, что «не скучно ей у семи богатырей».
Мир, лад, согласие в царском дворце и тереме богатырей – вот отличительная черта идеальных человеческих отношений, показанная Пушкиным.
Разумеется, и народные идеалы, и народные герои не могли быть воплощены без учёта особенностей языка русского фольклора. И здесь Пушкин использовал всё богатство средств языковой выразительности, свойственное поэтике народной сказки.
Во-первых, это большое количество слов народного языка:
…Отпустила и сказала:
«Не кручинься, бог с тобой».
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Во-вторых, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
В-третьих, свойственные народной сказке постоянные эпитеты
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную…
Зная множество народных сказок, и великолепно чувствуя природу русского языка, Пушкин использовал в «Сказке о мёртвой царевне…» систему повторов, характерных для фольклорных сюжетов. Вспомните, что каждый раз царица обращается к зеркальцу с одними и теми же словами:
Здравствуй, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Конечно, обращает на себя внимание удивительное мастерство Пушкина строить описания практически без использования прилагательных. В его сказке чаще всего глаголы становятся теми опорными словами, которые помогают читательскому воображению увидеть образы пушкинской сказки.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Таким образом, сюжет, образы героев, язык «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» максимально вобрал фольклорные элементы, свойственные сказке.
«Пушкин был первым русским писателем, – отмечал Горький, – который обратил внимание на народное творчество и ввёл его в литературу. Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу».
Теоретический материал для углубленного изучения
На основе европейских и русских сюжетов-источников А. С. Пушкин создал самобытную сказку «О мёртвой царевне и о семи богатырях».
По словам литературного критика Н. М. Никольского, «создавая реалистическую художественную литературу своего времени, создавая русский литературный язык на широкой национальной основе, Пушкин, как к живительному источнику, питающему и литературу и литературный язык, обратился к народному творчеству – сказкам, песням, пословицам, поговоркам. В произведениях устного народного творчества он видел подлинную народность, истинное воплощение взглядов самого народа на жизнь общества, на природу».
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Подчеркивания элементов
Задание: в отрывке найдите и подчеркните постоянный эпитет.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица.
Задание опирается на понимание поэтических особенностей изученной сказки и на теоретический материал, пройденный в текущем учебном году. Вспоминаем, что постоянные эпитеты характеризуются устойчивостью, повторяемостью, сращением эпитета и определяемого слова. В предложенном отрывке такой эпитет представлен в единственном варианте: красная девица. Выбор осуществляется подчеркиванием правильного ответа.
Выбор элемента из выпадающего списка
Задание: Как царица-мачеха узнала, что царевна живет в тереме у богатырей?
Варианты ответа:
Ей сказало зеркальце
Ей сказали богатыри
Ей сказал королевич Елисей
Задание опирается на сюжет изученной сказки. Вспомнив основные события сказки, приходим к выводу, что правильный ответ: ей сказало зеркальце.
Нравственные уроки в сказках Пушкина
Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.
Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.
Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.
Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.
В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.
Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.
Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).
Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.
Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.
Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.
Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.
Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.
Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.
Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».
Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.
В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.
Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.
Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.
Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.