Сказка
«Конек-горбунок»
П.П.Ершова
(1815—1869) — произведение уникальное
в русской детской литературе. Ярко
сверкнувший талант в единственной
книге девятнадцатилетнего сибиряка
явился живым свидетельством огромных
творческих сил народа.
На
пути «Конька-горбунка» к народу было
немало препятствии: сказка то запрещалась,
то уродовалась Цензурой или выходила
в нелепых переделках, вплоть до
«Конька-летунка», на котором Иван
обозревает Страну Советов. Несмотря ни
на что, «Конек-горбунок» нашел дорогу
к народу и попал даже в собрание
народных сказок. Сказители стали
по-своему сказывать его, употребляя те
же стихи и выражения. Можно сказать, что
Иванушка и Конек-горбунок попали в
число национальных героев-образов
До
сих пор она остается одной из лучших
сказок русского детства!
Стихи
легко читаются и запоминаются благодаря
основному стихотворному размеру —
четырехстопному хорею, простым и звучным
рифмам, парной рифмовке, обилию пословиц,
поговорок, загадок.
Слова
летят одно за одним, не вызывая задержки
или перебивки дыхания.
Стремительно
движется действие в сказке, останавливаясь
только перед чем-нибудь прекрасным или
чудесным, замедляясь на моментах
троекратных повторов. Вся Русь проносится
под копытами конька: столица и деревни,
заповедные леса и распаханные поля,
западный и восточный берега… Даже этого
мало, чтобы объять величественное
пространство русского царства, — и
Иванушка подымается в небесное
царство, но и над теремом Царь-девицы
он видит православный русский крест.
Чудо-юдо Рыба-кит повелевает морским
народом, как какой-нибудь российский
наместник-губернатор. На небе, на
земле, под водой — всюду «русский дух».
Многочисленные
герои, даже едва мелькнувшие, запоминаются
сразу; их характер, речь отличаются
единым национальным складом и вместе
с тем индивидуальностью. На всем
протяжении повествования звучит голос
народа; действие нередко выносится на
площадь, в шумную толпу. Все в сказке
подчинено стихии народной жизни.
Еще
одна черта «Конька-горбунка» — сочетание
трех основных типов народной сказки:
волшебной, сатирической и сказки о
животных. К элементам волшебной сказки
относится все чудесное и прекрасное.
Сатирическая сказка проявляется в
обрисовке Иванушки-дурака, братьев,
царя, спальника, отчасти и Царь-девицы.
Сказка о животных представлена широко
известным лубочным сюжетом «Ерш
Щетинникович» — в описании подводных
владений.
Ершов
хорошо знал сибирский фольклор,
отличавшийся от фольклора европейской
части России большей раскрепощенностью,
бойким смехом, социальной направленностью.
И все ж
в
сибирских народных сказках нет ни
Конька-горбунка, ни Рыб-кита, да и
ершовская Царь-девица непохожа на
сибирских героинь. Заслугой автора
можно считать создание этих героев,
вошедших в круг фольклорных персонажей.
Главное
отличие Ивана от других — открытое
исповедование тех «неправильных
принципов, которым скрытно следуют на
Руси все. Все герои лукавят, лгут, ищут
собственной выгоды, совершают
глупости, но прикрываются при том маской
приличия и разумности. Иван же не скрывает
ни своей «дурацкой мочи», ни личного
расчета.
Пара
главных героев составляет сердцевину
всей системы образов. Иван и его
игрушечка-конек имеют много сходства:
младшие дети, антиподы «образцовых»
старших, они тем не менее оказываются
лучше, достойнее их. Удача сама идет к
ним, и все им удается. Их речи и дела
утверждают народный идеал справедливости
и совестливости. Конек-горбунок — не
слуга, а верный товарищ Ивана, способный
не только помочь, выручить, но и сказать
горькую правду. В обоих есть нечто
наивное, непосредственное, что делает
их похожими на детей. Заметим, что по
росту Конек-горбунок едва выше кошки
(два вершка), поэтому и Иван, сидящий на
нем верхом, должен восприниматься
читателем человеком очень небольшого
роста.
Путешествуют
Конек-горбунок и Иван чаще всего поневоле,
но свободный дух и веселый нрав позволяют
им совершать невероятные подвиги.
Благодаря раскрепощенному, «детскому»
зрению Ивану удается видеть невиданное,
добывать неведомое. Инфантильность
Ивана, как и царя, проявляется в способности
беспечно обольщаться выдумкой, в
бескорыстной тяге к красоте. От мужицкого
здравомыслия не остается и следа, когда
Иван едет навстречу чудесному огню.
Любовь к затейливой сказке присуща
всем, хотя и сочетается с трезвым чувством
реальности (эпизод чтения сказки о
прекрасной Царь-девице).
Главная
героиня ершовской сказки совсем непохожа
на русских [фольклорных царевен, она
вовсе не страдательное лицо. Ее
происхождение — от «далеких немских
стран», иными словами, ее образ !
другой художественной природы — из
западных средневековых романов, сюжеты
и герои которых прижились в народных
лубочных книгах.
Каждая
из трех частей сказки-эпопеи предваряется
эпиграфом. Многие эпизоды напоминают
картинки со стихотворными комментариями
(это и есть форма лубка).
В
целом «Конек-горбунок» написан в
традициях русского райка.
11.
Мастерство психологического анализа
Л.Н.Толстого в автобиографической
повести «Детство». Н.Г.Чернышевский о
«диалектике души» толстовских героев.
(страницы биографии, интересные младшим
школьникам).
Толстой
показал зарождение духовных способностей
ребёнка, психологические черты возраста,
тонкость и чуткость в восприятии мира.
(толстой испытывал потребность в
исповедании и самоанализе, главным
объектом его внимания была жизнь души).
Задача: исследование человеческой души
с самого детства.
Ребёнок
тянется к самоанализу, размышляя над
тем, что же такое он сам и окружающие
его люди. В это время наиболее плодотворно
внимание к нему. Уже в детстве получили
художественное воплощение взгляды
толстого на воспитание детей. Нельзя
быть равнодушным человеком, иначе не
сможешь войти в мир ребёнка, правильно
понять проявления его характера. Толстой
категорически отвергал как средство
воспитание – насилие, подавление воли,
унижение человеческого достоинства.
Самым лучшим видом воспитания называл,
домашнее, материнское. Обучен. должно
быть поэтапным. На ранних стадиях –
щадящим, основанном на интересе детей
к реальному миру, так и к фантазиям. Он
уверен что успешно ученик может учиться
если есть аппетит к изучаемому.
Ещё
в 1849г., совсем молодым начал заниматься
с крестьянскими детьми в яснополянской
школе. А через 10 лет открыл школу для
крестьянских детей. альтернативной
официальной, где отношение м-ду учит и
учеником строятся по принципу свободного
общения. Школа хорошая, когда она осознала
те законы, кт живёт народ.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Тема урока: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок». Сравнение литературной и народной сказок
( 2 урок)
Цель урока: создание условий для восприятия и осознания сюжетной линии и эмоционального контекста сказки; продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»; познакомить с композиционными особенностями сказки; научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл, заключенный в сказке;
совершенствовать навык выразительного, осознанного чтения, совершенствовать умения характеризовать героев произведения;
закреплять понятия «литературная сказка»;
воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с заданиями, презентация.
Ход урока
I. Организация класса к уроку
I. Мотивация к деятельности
– Добрый день! Я очень рада видеть вас на уроке. Улыбнитесь друг другу, садитесь.
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю», –
гласит китайская пословица.
Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
II. Актуализация знаний
– С каким произведением мы знакомились на прошлом уроке? (На прошлом уроке мы познакомились с произведением Петра Павловича Ершова «Конёк – Горбунок»). (Слайд 1)
– Каков жанр этого произведения? (Эта сказка.)
– Перед нами возникла проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль.
III. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим работать с произведением П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». В ходе работы выявим тип сказки и проанализируем яркие образы героев и составим их характеристику, выстроим сюжетную композицию сказки и определим основную мысль, то есть будем исследователями текста сказки. Что мы должны сегодня сделать на уроке? (Слайд 2)
IV. Работа по теме урока
-
– Какие бывают сказки? (Сказки бывают народные и авторские.) Слайд 3
– Чем же отличается авторская сказка от народной сказки? (В авторской сказке чаще описываются случаи из жизни. Также очень ярки персонажи: у каждого из них свой характер и поступки. Автор в сказке использует свои замыслы и приёмы, персонажей наделяет характерной речью, которая даёт представление о них.)
– При построении автор выдерживает особенности композиции. Но П. П. Ершов использовал приёмы народной сказки. Какие приёмы народной сказки использованы в сказке? (В этой сказке автор использует устаревшую лексику. В этой сказке так же как и в народных сказках присутствует зачин. Как и в народных сказках, число 3 является магическим (третий сын, на третий день)
– Главными героями является Иван – простой русский парень и Конёк-горбунок – его верный друг и помощник, который является традиционным для русской народной сказки. (Слайд 4)
– Какие виды народных сказок вам знакомы? (Народные сказки бывают: волшебные, бытовые, о животных.)
– Чтобы определить вид сказки «Конёк-горбунок», дайте краткую характеристику каждой сказке.
2) Исследовательская работа
-Для работы в роли исследователей разделимся на 3 группы. Каждая группа выполнит свое задание.
(Слайд 5, 6, 7)
-
Какие события развиваются в сказке? (Фантастические, волшебные; из реальной жизни)
-
Кто является главными героям сказки? (Человек и животные, человек и несуществующие герои, животные)
-
Какова задача каждой сказки? (Добро побеждает зло, высмеять недостатки героев, высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
Работа групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают результаты своей работы с образцом.
— Подводим итоги работы. (Слайд
– В волшебных сказках главными героями выступают человек и несуществующие герои, события в нём фантастические. Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.– В бытовых сказках главным героем выступают несколько человек , иногда человек и животное. События в сказке из реальной жизни, Задача жанра: показать, что добро побеждает зло.
– В сказках о животных главные герои – животные. События из реальной жизни. Задача жанра: высмеять поведение героев, за которыми стоит человеческий характер
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
(По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором и развиваются фантастические события. Своеобразный слог, народный юмор, удачные и художественные картины (конный рынок, земский суд у рыб, городничий) доставили этой сказке широкое распространение.
3) Также мы можем построить сюжетно- композиционный треугольник.) (Слайд 9)
– В данном произведении сможем выстроить сюжетную композицию, характерную для сказок. — Прослушайте первые 8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
За горами, за лесами, за широкими морями, против неба — на земле жил старик в одном селе.
У старинушки три сына: Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак. (Нет, не связаны, это присказка). А какую роль играет присказка в сказке? (Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.) Слайд 10
-В какой части текста обозначено время и место действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся зачитывают часть сказки )
Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу: знать столица та была недалече от села. Там пшеницу продавали, деньги счётом принимали и набитою сумой возвращалися домой.
— Эта часть называется экспозицией, она помогает понять последующие события. Слайд11
— С появлением какого животного все начинается в сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых» и «конька-горбунка.»)
Учитель: Такое событие в литературе называется завязкой. Слайд 12
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)
-Учитель: Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности называются перипетии. Слайд 13
— В какой части действие достигает самой высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)
Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар.
-Это кульминация. В этой сказке кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры. Слайд 14
(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и молоком)
-Прочитайте развязку событий. Слайд 15.
Добро побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из сказки? (Сказка учит нас не унывать)
Большую роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю. ”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф— это своеобразная прелюдия к дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем.
V. Физминутка
4).Мозговой штурм. Постановка проблемного вопроса.
— Какова основная мысль сказки?
— Докажите, что данное произведение — сказка. Найдите все сказочные приметы.
Проверка: какие же сказочные приметы вы обнаружили в произведении?
– Похожа ли сказка Ершова на русские народные сказки? Слайд 16
-Чем похожа? ( волшебные предметы; традиционное начало, три сына; обычная сказочная концовка о свадебном пире; -присказки , прибаутки, пословицы ,поговорки: -повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не написать» …;- борьба добра и зла;
– К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
— Дадим полную характеристику сказки П.П. Ершова
– По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П. Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке. Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и развиваются фантастические события.
— Элементы из каких русских народных сказок использовал Ершов? ( «Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич и серый волк», «Конек –горбунок»)
— Какие герои сказки «Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?
(Три сына, Жар-птица, Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от рассказчиков-крестьян)
5) Сравнение народной сказки «Конек-горбунок» и авторской П.Ершова Слайд 17
— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу.
СКАЗКА Народная Литературная
Автор Народ Конкретное лицо-автор
Форма Существует в устной форме Создается в письменной форме
Наличие
вариантов (Каждая сказка может иметь несколько вариантов,
потому что она передавалась из уст в уста)
(У авторской сказки нет вариантов.
Изменений не допускается.)
Время создания Определить невозможно Известно
Жанр Ограничивается рамками жанра: Не ограничивается
волшебная рамками определенного
о животных жанра: включает в себя черты
бытовая и бытовой сказки, и сказки
о животных, и волшебной ,
и даже фантастику.
— Как вы думаете. есть ли связь между народной сказкой и литературной?
При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.
Народность сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.
Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи. (Назвать несколько устаревших слов)
6) Вывод:
– Чему учит эта сказка? Слайд18
– Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
— Какова основная мысль сказки?
– Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает заслуженную награду.
VI. Итог урока. Рефлексия. Слайд 19
-Почему сказка никогда не стареет?
-Как вы думаете, интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что хотел автор донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за друга.
Оцените, какие знания вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения: Я не знал…. Теперь я знаю…
VII. Домашнее задание Слайд20
Дома подготовьте выразительное чтение одного из отрывков по вашему выбору.
— Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Ф.И._________________
___ Как Иван в столице продает златогривых коней.
___ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
___ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
___ Как в конце концов Иван сделался царём.
___ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
_3__ Как Иван в столице продает златогривых коней.
_1__ Как Ивану достались златогривые кони и конёк.
_4_ Как царь отдаёт в приказ Ивану всю конюшню.
_5_ Как в конце концов Иван сделался царём.
_2_ Как братья украли у Ивана златогривых коней и пообещали купить ему
обновочку.
Исследовательская работа по детской литературе
Своеобразие языка и стиля сказки П. П. Ершова
«Конек-горбунок»
Студентка: Мейнцер Е. А.
Руководитель: Малиновская А. А.
- Введение
- Народный характер сказки П. П. Ершова
2.1.Лексические средства языка. Тропы. «Авторские» фразеологизмы.
2.2. Синтаксические средства языка сказки.
Поэтические фигуры
- Заключение
Введение
Почти два века украшает сказка «Конёк – Горбунок» русскую детскую литературу, пленяя воображение читателей. Однако критика не всегда была единодушна в оценке произведения и его языка: одни утверждали, что это самобытное творение талантливого писателя, другие предполагали подражание сказкам Пушкина, третьи — стилизацию под народную сказку.
Анализу особенностей языка литературной сказки П. П. Ершова посвящены работы И. П. Лупановой, П. Я. Черных, Л. А. Булаховского, Л. А. Островской.
Актуальность исследования обусловлена недостаточным вниманием к языку произведения на уроках литературного чтения. Приобщение школьников к богатствам русской литературы, формирование читателя, способного к полноценному восприятию художественного произведения, владеющего умениями целостного анализа текста, возможно только при условии систематической работы над художественной формой произведения.
Объект исследования — сказка П. П. Ершова «Конёк-горбунок».
Предметом исследования являются особенности языка и стиля русской литературной сказки «Конек-горбунок» П. П. Ершова.
Методы исследования:
-текстуальный анализ произведения;
-метод систематизации и обобщения;
-сравнительно-сопоставительный метод
Цель исследования – проанализировать лексические, фразеологические и синтаксические средства языка сказки Ершова, тропы и поэтические фигуры, определяющие идейно-художественное своеобразие произведения.
Достижение этой цели требовало решения следующих задач:
— изучить литературу по теме;
— проанализировать лексику и синтаксические конструкции сказки Ершова;
— выявить художественные приемы в создании образов героев произведения;
— обосновать утверждение о самобытности, художественном своеобразии, идейной и эстетической ценности сказки Ершова.
Народный характер сказки П. П. Ершова.
Лексические средства языка. Фразеологизмы. Тропы.
Близость к народу, знание его жизни, привычек, обычаев, вкусов, взглядов обеспечили сказке небывалый успех. Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния русского народа, воссоздал картины народной Руси.
Просторечия, диалектизмы, народно-поэтические слова органично вписываются в языковую ткань сказки, способствуя передаче живой народной русской речи: :«утро зорится», «смотреть вполуглаз», …Знать, столица та была недалече от села…Приключилося им горе… Отродяся… соглядать… Дождь вот так ливмя и лил… сызнова…
…Уши в загреби берет, что есть мочушки ревет…
…Наш удалый молодец затесался во дворец…
… Горбунок, его почуя, дрягнул было плясовую…
В сказке Ершова много устаревших слов – историзмов и архаизмов, значение которых далеко не всегда понятно, они могут вызвать ложные ассоциации у читателя-школьника. При изучении сказки на уроках литературного чтения необходимо проводить словарную работу. Например: малахай (длинная широкая одежда без пояса), ендова (посуда для вина), спальник (царский слуга), чёрная бабка — налитая свинцом кость для игры, лубки — лубочные картинки, «Вот бы курево развесть…» (костер, огонек), суседко – домовой, седмица – неделя, ражий – крепкий, плотный.
Наряду с историзмами в тексте сказки «Конек-горбунок» встречается ряд архаических элементов (фонетических, грамматических и др.): В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе..Спотыкнувшися три раза, Починивши оба глаза… Натянувшись зельно пьян, Затащился в балаган… о полночь (соврем. в полночь), по Ивана (соврем. за Иваном), согласися быть царица (соврем. царицей), дворяна (соврем. дворяне) и др.
Автор мастерски владеет всеми средствами литературной изобразительности, создавая сложные образные картины. В ярких, выразительных описаниях – сравнения, красочные эпитеты, метафоры, гиперболы:
Кобылица та была / Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая, / В мелки кольца завитая…
Кони ржали и храпели, / Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой, /Хвост струился золотой,
И алмазные копыты / Крупным жемчугом обиты…
…Что есть силы в дверь стучится, / Чуть что кровля не валится,
И кричит на весь базар, / Словно сделался пожар…
Гиперболы: Под дождем я весь промок / С головы до самых ног; Ночью страшный был мороз —/ До животиков промерз; Ночью холод был ужасный,/ До сердцов меня пробрал.
Представляется необходимым проанализировать фразеологизмы, встречающиеся в тексте достаточно часто. Ершов включает в сказку народные поговорки и присловья, искусно и остроумно «переделывая» их:
Отправляется на печь / И ведет оттуда речь / Про ночное приключенье / Всем ушам на удивленье… Но давно уж речь ведется, / Что лишь дурням клад дается, / Ты ж хоть лоб себе разбей, / Так не выбьешь двух рублей…
«Авторские» идиоматические выражения: … На него боязнь напала…Под дождем я весь промок / С головы до самых ног…До животиков промерз,… Ночью холод был ужасный, До сердцов меня пробрал… Дрожь на малого напала, Зубы начали плясать; Он ударился бежать… Он и усом не ведет… Неча молвить, страх красивы!
П.П. Ершов использует и устойчивые выражения, возникшие и бытовавшие в художественном стиле (литературные штампы): Кобылица молодая, / Очъю бешено сверкая, / Змеем голову свила / И пустилась, как стрела.
Такое стилистическое разнообразие фразеологических единиц позволяет охарактеризовать речевую манеру героев в динамике. Особенно показательна в этом смысле речь царя, который то изъясняется простонародным языком (словно в масле сыр кататься; ходить в золоте; помилуй бог;), то обращается к официальному стилю (дать в приказ; в силу указа). Встречаются в его речи обороты книжного стиля (взвеселил душу, сиречь молвить), народно-поэтические выражения (светик мой, жить припевая, любить душой, умереть с горя). Иными словами, в поэтике П.П. Ершова фразеологизмы способствуют созданию образа героя, его характеристике.
Наиболее отчетливо это проявляется в речи Ивана:
Всю я ноченьку не спал, / Звезды на небе считал… Вдруг выходит дьявол сам,/ С бородою и с усам;/ Рожа словно как у кошки, /А глаза-то — что те плошки!
Иногда фразеологизмы сочетают в себе речевую манеру героя и авторский комментарий:
Вот и стал тот черт скакать / И зерно хвостом сбивать. / Я шутить ведь не умею — / И вскочи ему на шею.
Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, свойственным русскому народу и отразившимся в его устном художественном творчестве.
П.П.Ершов изображает героев сказки с иронией, но если Ивана он рисует с добрым юмором, то братьев Ивана и Царя с придворными — с сарказмом:
Ночь ненастная настала,/ На него боязнь напала,
И со страхов наш мужик / Закопался под сенник…
…Спотыкнувшися три раза, / Починивши оба глаза,
Потирая здесь и там, / Входят братья к двум коням.
…Вот он поля достигает, / Руки в боки подпирает
И с прискачкой , словно пан,/ Бокам входит в балаган. (Иван)
Усилению комического эффекта способствуют не только нелепые ситуации, но и шутки, пословицы, присловья. Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:
Вдруг подходит дьявол сам / С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки, / А глаза – то что те плошки!
Вот и стал тот чёрт скакать / И зерно хвостом сбивать.
Вульгаризмы довольно часто встречаются в сказке, усиливая сарказм или подчеркивая комичность ситуации: Рожа словно как у кошки… Уж таскал же он, таскал, / Чуть башки мне не сломал… Да какой вас черт украл?
Чтоб пропасть ему, собаке! / Чтоб издохнуть в буераке!
… Тьфу ты, дьявольская сила! / Эк их, дряней, привалило!..
Синтаксические средства языка сказки. Поэтические фигуры
Своеобразен синтаксис произведения. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Инверсия выполняет акцентную или смысловую, а также ритмообразующую функции. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что усиливает динамичность повествования: Свет такой тут заблистал, / Что чуть спальник не вскричал, / И от страху так забился,/ Что овёс с него свалился.
Эмоциональность речи Ивана подчеркивается с помощью упрощенных синтаксических конструкций, риторических фигур, вопросительных и восклицательных предложений, инверсий, повторов.
Чудно дело! Так и быть, / Стану, царь, тебе служить. / Только, чур, со мной не драться / И давать мне высыпаться, / А не то я был таков!..
Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи. И от сивка, и от бурка, / И от вещего каурка…Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность:
Пара нашим не дается; / Делать нечего, придется
Во дворце тебе служить. / Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься,
Всю конюшенну мою / Я в приказ тебе даю,
Царско слово в том порука. / Что, согласен?» — «Эка штука!
Во дворце я буду жить, / Буду в золоте ходить,
В красно платье наряжаться, / Словно в масле сыр кататься,
Весь конюшенный завод / Царь в приказ мне отдает…
Заключение
Таким образом, анализ языка и стиля сказки показывает, насколько сложна лексико-семантическая организация сказки П.П. Ершова и какие серьезные проблемы она порой ставит перед учителем и читателем-школьником.
Как и Пушкин, и Жуковский, Ершов писал свою сказку для всей читающей России. Но она органически вошла в детскую литературу. В первую очередь, сказка детская в своей безудержной фантазии, в удивительных приключениях, динамичном сюжете, красочности, игривой ритмике, песенном складе, образе главного героя – отважном представителе народа, в победе добра над злом, уважении к человеку, к нашему великому языку.
Список литературы
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература.–М.: Академия, 2009.
2. Детская литература: учебник для студ. сред.проф. учеб. заведений / под ред. Е. О. Путиловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2014.
3.Евсеев В.Н. «Романтические и театрально-площадные традиции в «Коньке-горбунке» П. П. Ершова» // Русская сказка. — Ишим, 1995.
4. Евсеев В.Н. «Антиповедение в мире «Конька-горбунка»» // Ершовский сборник. — Ишим, 2004. — Вып.I.
5. Леонова Т.Г. «Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: Поэтическая система жанра в историческом развитии.» — Томск, 1982.
6. Островская Л.А. Язык и стиль русской литературной сказки (Лингвистический анализ сказки П. П. Ершова «Конек-горбунок»): Дисс. канд. филол. наук. — Ташкент, 1984.
7. Путинцев А.М. Сказка П. П. Ершова «Конек-горбунок» и ее источники // Труды Воронежского ун-та. Воронеж, 1925. — Т.1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 6 города Данкова
Учитель — Балашова Маргарита
Валентиновна
Данков
2017
г.
Тема урока: «П.П. Ершов Сказка «Конёк-горбунок». Сравнение
литературной и народной сказок ( 2 урок)
Цель урока: создание условий для восприятия и осознания
сюжетной линии и эмоционального контекста сказки.
Задачи урока:
продолжить
работу со сказкой П.П. Ершова
«Конёк-горбунок»;
познакомить с композиционными особенностями
сказки;
научить сравнивать сказки народные и литературные, видеть скрытый смысл,
заключенный в сказке;
совершенствовать
навык выразительного, осознанного чтения, совершенствовать умения
характеризовать героев произведения;
закреплять понятия
«литературная сказка»;
воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге.
Планируемые
результаты:
Личностные:
— проявление
творческого отношения к процессу обучения.
— осознание и
проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм
поведения, категорий добра и зла.
Метапредметные.
Познавательные
— перерабатывать
полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для
аргументации;
— давать оценку
поступкам литературных героев;
— давать оценку своим
действиям, оценивать результат;
— находить ответы на
вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные
— формулировать
учебную задачу урока, анализируя материал учебника; — планирование
деятельности по изучению темы урока совместно с учителем; работать по
предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на
уроке;
— соотносить то, что
уже известно, и то, что еще неизвестно;
— контролировать
результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.
Коммуникативные
— оформлять свою
мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать
высказывание;
— сотрудничать с
другими, договариваться о последовательности действий и результате,
представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.
Предметные
— прогнозировать содержание произведения;
— работать с текстом
художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него
нужную информацию;
— использовать в речи
литературоведческие понятия;
— формулировать тему,
идею произведения;
— давать
характеристику героям;
— выявлять авторское
отношение к описываемым событиям.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, рисунки
учащихся, сказка П.Ершова «Конек – горбунок», портрет П.П.Ершова, карточки с
заданиями, презентация.
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
Итак, друзья, внимание
– Ведь
прозвенел
звонок,
Садитесь поудобнее, — Начнём
скорей
урок!
Сказка мудростью
богата,
Скажем сказке: « Приходи!». Эта
присказка,
ребята,
Сказка будет впереди.
II.
Проверка домашнего
задания. Актуализация знаний.
1. Пользуясь
шифром, отгадайте, что здесь написано. Первая
координата в горизонтальной строке, вторая в вертикальной (Петр Павлович Ершов )
4,3; 6,5; 1,2;5,3
4,3; 1,5; 3,5;
6,4;3,3;3,5;3,4;6,2
6,5;
5,3;1,1;3,3;3,5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
5 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
4 |
ж |
з |
и |
й |
к |
л |
3 |
м |
н |
о |
п |
р |
с |
2 |
т |
у |
ф |
х |
ц |
ч |
1 |
ш |
щ |
ы |
э |
ю |
я |
—
Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович
Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать
сказку:
За горами, за
лесами,
За широкими
морями,
Против неба — на
земле
Жил старик в одном селе. —
Что это был за отрывок?
—
Кто автор сказки?
—
Когда замысел сказки возник у Ершова ? ( В детские годы)
— Сколько было лет
автору, когда он написал сказку? (Ершову
было тогда 19 лет.)
Таких
сказок в мире очень мало. Это сказка …( ребенка для ребят)
— Вспомните годы его жизни?
—
Что помните про поэта? Как называют его? Почему? ( Поэт одной сказки)
—
Каков жанр этого произведения? ( Это сказка.)
—
По каким признакам мы определяем, что произведение является сказкой? (Зачин,
повторы)
-А
какие бывают сказки? (Волшебные, бытовые, о животных, авторские или
литературные, народные)
— Какая это сказка? (авторская) Почему?
Назовите авторские сказки. (А.Толстой
«Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая
царевна»,…)
— Можно ли данную сказку назвать волшебной? (да)
—
А из каких частей состоят сказки? (Зачин, основная часть, концовка) Что
такое зачин? ( Зачин – традиционное
начало.)
Что такое концовка? ( Концовка– заключительная часть
произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.)
2.Тест
1.Что выращивали на
своем поле братья?
а) пшеницу;
б) репу;
в) картошку.
2. Кого увидел Иван в
поле во время своего дозора?
а) Змея Горыныча;
б) жар-птицу;
в) кобылицу.
3.Как звали среднего
сына старика?
а) Гаврило; б)
Данило; в) Владимир.
4.Какого цвета была
кобылица, которую поймал Иван?
а) чёрная; б) сивая;
в) белая.
5.Каков был рост
Конька -горбунка?
а) три вершка
б) два вершка
в) четыре вершка
6. Сколько раз в году
Царь-девица сходила с «окияна» на землю?
а) 1
б) 2
в) 3
7. Кто у Царь-девицы
был брат?
а) Солнце
б) Месяц
в) Звезда
Самопроверка по
слайду: а, в, а, в, б, б ,а
III. Постановка темы и целей урока
— Как вы думаете, какая
сегодня будет тема урока?
–
Перед нами стоит проблема: проанализировать сказку и определить основную мысль?
-Предлагаю
вам выбрать учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной
целью:
·
Анализировать
литературное произведение.
·
Давать
характеристику героям.
·
Выстроить сюжетную композицию сказки
·
Определить основную мысль
·
Слушать
и уважать мнение своих товарищей.
·
Рассуждать,
думать и высказывать своё мнение.
·
Работать
в паре или группе
·
Ориентироваться
в тексте
·
Давать
оценку своей работе.
Сегодня на уроке мы
ставим перед собой более серьезную цель: быть исследователями текста сказки.
Такой работой занимаются ученые-литературоведы. Сегодня мы:
определим тип и вид
сказки;
проанализируем образы
героев, выразим свое и постараемся понять авторское отношение к ним;
ответим на вопрос, как
развиваются события, как построено произведение;
постараемся узнать:
почему сказка никогда не стареет? что несет она нам, современным читателям?
VI. Работа по теме урока
1. Словарная работа — Какие непонятные слова вы
записали?
— Как называют слова, которые уже не употребляют в речи ? (Устаревшие)
— Где можно найти значение этих слов? ( Значение этих слов можно найти в
словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре
Даля. Сума – мешок из
ткани, кожи для ношения чего-либо.
Шевелить – зд. воровать.
Смекнуть – сообразить, догадаться.
Сенник – матрас, набитый сеном или
соломой; сеновал.
Несподручно – неудобно, затруднительно.
Озираючись – осматриваясь.
Очью – глазами.
Аршин – русская мера длины, равная 71см.
Рогожа – грубая ткань из мочала.
Яхонт – старинное название
драгоценных камней – рубина или сапфира.
Переться – препираться, спорить по пустякам.
Некорыстный наш живот – бедную нашу жизнь.
Намеднишняя – зд. предыдущая.
Неможет – болеет.
Кушак – широкий матерчатый пояс.
Сафьянные бичи – длинные плети, кнуты из
мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет.
Порука – ответственность за выполнение
чего-либо.
Трепак – русский народный танец с сильным
притопыванием.
Отродясь — никогда за всю жизнь
2. Чтение и анализ произведения
— Чем занималась семья старика?
-Как вы понимаете выражение «Средний сын и так
и сяк…»?
— Как шли дела у братьев? Какие слова это
подтверждают?
— Какое горе произошло?
— Что придумали братья?
— Какие устаревшие слова требуют пояснения?
— Кто первым отправился в дозор?
— Как отнёсся к своей службе?
— Объясните значение слова «сенник».
— Средний брат как отнёсся к службе?
— Что можете сказать о братьях?
— Как Иван «держит караул»?
— Какой вы
представили кобылицу? Словесное рисование
— Какие приёмы использует автор для создания
яркого образ кобылицы?
Сравнения: «как
зимний снег, бела»
Эпитеты: «грива в
землю» — длинная, «золотая, в мелки кольца завитая», «волнистый хвост»
— Почему кобылица покорилась Ивану?
— Что просит кобылица у Ивана?
— А что за это обещает ему?
-Какой наказ она ему дала?
— Как вы думаете, Иван действительно дурак,
как сам себя называет?
-Почему же он так себя вел?
— Как старик-отец отнесся к рассказу младшего
сына?
Физкультминутка
Вверх рука и вниз
рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок.
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
3.Исследовательская работа
-Для
работы в роли исследователей разделимся на 5 групп. Каждая группа выполнит свое
задание.
1)
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Во второй строке
запишите, кто является главным героем этих сказок
2)
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во
второй строке, о каких событиях рассказывается в этих сказках
3)
Вспомните разновидности сказок и запишите их в первой строке. Запишите во
второй строке, как в них заканчиваются события
Вид |
|||
Завершение события |
Работа
групп 1, 2, 3 проверяется с помощью презентации. Обучающиеся сравнивают
результаты своей работы с образцом.
4)
Назовите известные вам народные сказки. В чем сходство и различие их с
авторскими?
5)
Назовите известные вам авторские сказки. В чем их сходство и различие с
авторскими?
—
Подводим итоги работы групп 4 и 5
|
|
Народная |
Литературная |
|
|
Народ |
Конкретное лицо-автор |
Форма |
|
Существует в устной форме |
Создается в письменной форме |
Наличие |
|
Каждая сказка может иметь несколько вариантов, потому что |
У авторской сказки нет вариантов. Изменений не допускается. |
Время |
|
Определить невозможно |
Известно |
|
|
Ограничивается рамками жанра: v волшебная v о животных v бытовая |
Не ограничивается рамками определенного жанра: |
4.Мозговой штурм. Постановка
проблемного вопроса.
—
Какова основная мысль сказки ?
— Докажите, что
данное произведение — сказка. Найдите все сказочные приметы.
Проверка: какие же
сказочные приметы вы обнаружили в произведении?
–
К какому виду отнесём сказку П.П. Ершова «Конёк-Горбунок»?
— Дадим полную
характеристику сказки П.П. Ершова
–
По типу сказка «Конёк-горбунок» – авторская, а по виду – волшебная. Но П. П.
Ершов умело использовал в своей сказке приёмы, используемые в народной сказке.
Благодаря которым, сказка нам так близка: присутствуют народные, знакомые
герои, но в ней своя композиция, присутствуют герой, вымышленный автором, и
развиваются фантастические события.
— Элементы каких
русских народных сказок использовал Ершов?(
«Жар-птица и Василиса-царевна», «Сивка-бурка», «Волшебный конь», «Иван –царевич
и серый волк», «Конек –горбунок»)
— Какие герои сказки
«Конёк-горбунок» пришли из русских народных сказок?
(Три сына, Жар-птица,
Царь, Царь-девица, Иван, друг-помощник главного героя) (Многое взял П.П. Ершов
из старинных народных сказок, которые слышал в детстве от
рассказчиков-крестьян)
При жизни
Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями,
вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался,
однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный
сюжет.
Народность
сказки чувствуется во всей её композиции: она состоит из 3-х частей (так
называемый «троичный» принцип лежит, как известно, в основе большинства
фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.
Язык,
которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём
свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России,
и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не
считал.
Но дойдя
до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они
устарели и не употребляются в нашей речи.
— Прослушайте первые
8 строк сказки. Связаны ли они с развитием событий?
За горами, за
лесами,
За широкими морями, Против
неба — на
земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три
сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и
сяк,
Младший вовсе был дурак. ( Нет, не связаны, это присказка).
А какую роль играет присказка в
сказке? ( Настраивает читателя на восприятие сказки, привлекает его внимание.)
-В какой части текста обозначено время и место
действия, представлены герои, взаимоотношения между ними? (Обучающиеся
зачитывают часть сказки )
Братья сеяли
пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та
была
Недалече от
села.
Там пшеницу
продавали,
Деньги счётом
принимали
И набитою сумой Возвращалися
домой.
— Эта часть называется экспозицией, она помогает
понять последующие события.
— С появлением какого животного все начинается в
сказке? (С появлением кобылицы. Она родила Ивану «двух коней золотогривых»
и «конька-горбунка.»)
Учитель:
Такое событие в литературе называется завязкой.
Вдруг о полночь конь заржал…
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу.
Кобылица та была
Вся, как зимний снег, бела,
Грива в землю, золотая,
В мелки кольца завитая.
— Какие события неожиданно меняют все в жизни
Ивана? (Братья украли коней и повели их на продажу, а Иван догнал их на
коньке-горбунке, у Ивана появляются враги на конюшне)
—Учитель:
Начинаются новые трудности, которые необходимо преодолеть Ивану. Эти трудности
называются перипетии.
— В какой части действие достигает самой
высокой точки напряжения? Найдите и прочитайте. (Учащиеся зачитывают
эпизод, когда Иван привозит Жар-птицу)
Свет такой тут вдруг разлился,
Что весь люд рукой закрылся.
Царь кричит на весь базар:
«Ахти, батюшки, пожар!
Эй, решеточных сзывайте!
Заливайте! заливайте!» —
«Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар.
Это кульминация. В этой сказке
кульминация наступает для героя не один раз. Приведите примеры.
(Эпизод с Царь-девицей, Иван достает кольцо
девицы со дна моря, Иван вынужден искупаться в котлах с кипящей водой и
молоком)
-Прочитайте развязку событий. Добро
побеждает зло. За все страдания Иван получает заслуженную награду: «стал
красавцем удалым» и был избран царем. Какой жизненный урок мы выносим из
сказки? (Сказка учит нас не унывать)
Большую
роль в сказке играет эпиграфы, которые раскрывают сюжетную линию читателю.
”Начинает сказка сказываться”. Первый эпиграф- это своеобразная прелюдия к
дальнейшим сказочным событиям. Автор говорит, интригует читателя. «Скоро сказка
сказывается, а не скоро дело делается». Вторым эпиграфом автор говорит
читателю, что главному герою еще много предстоит преодолеть. Он как бы предопределяет
трудности, которые придется преодолеть герою. Как раз перед этим эпиграфом
П.П.Ершов перечисляет все, что произойдет с главным героем:
Вывод:
– Чему учит эта сказка?
–
Сказка учит нас не унывать при жизненных невзгодах и надеяться на лучшее.
—
Какова основная мысль сказки?
–
Эта волшебная сказка о простом русском парне, который попадает в трудности, но
благодаря своему другу коньку-горбунку, преодолевает все трудности и получает
заслуженную награду.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Почему сказка никогда
не стареет?
Как вы думаете,
интересно ли взрослым читать сказку П.П. Ершова? Почему вы так думаете?
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что хотел автор
донести до читателей этим произведением? (Быть всегда вместе, держаться друг за
друга.
Оцените, какие знания
вы получили на уроке. Для этого закончите два коротких предложения:
Я не знал….
Теперь я знаю…
Кроссворд :Найти
ключевое слово.
1 |
||||||||||||
2 |
||||||||||||
3 |
||||||||||||
4 |
||||||||||||
5 |
||||||||||||
6 |
||||||||||||
7 |
||||||||||||
8 |
||||||||||||
1. Кто главный
помощник Ивана в сказке?(Конек горбунок)
2.Брат царь-девицы (Солнце)
3. Иван взял с собой в караул ( краюшку
хлеба)
4. Кто просил вымолить прощение ?
5. На чем играла
царь-девица:
(гуслях)
6. Что надо было достать царь-девице со дна океана? (перстень) 7.
В нем пришлось Ивану купаться(молоко)
8. Основной противник Ивана (Спальник)
к |
о |
н |
ё |
к |
— |
г |
о |
р |
б |
у |
н |
о |
к |
||
с |
о |
л |
н |
ц |
е |
||||||||||
к |
р |
а |
ю |
ш |
к |
у |
|||||||||
р |
ы |
б |
а |
— |
к |
и |
т |
||||||||
г |
у |
с |
л |
и |
|||||||||||
п |
е |
р |
с |
т |
е |
н |
ь |
||||||||
м |
о |
л |
о |
к |
о |
||||||||||
С |
п |
а |
л |
ь |
н |
и |
к |
||||||||
VIII. Домашнее задание.
—
Прочитать сказку, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки.
—
Проинсценировать один из отрывков сказки (по желанию)
Использованная литература:
1.Контрольно-измерительные
материалы. Литературное чтение: 4 класс / Составитель Кутявина С.В. – 4-е
издание, переработанное. — М.: ВАКО, 2013.
2. Поурочные
разработки по литературному чтению для 4класса к УМК Климановой Л.Ф. и др.
(«Школа России») / Автор Кутявина С. В. – М.: ВАКО, 2016.
3. Проверочные работы
по литературному чтению: 4 класс. Составитель Панкова О. Б. — Рекомендовано
Российской Академией Образования. – 3-е издание, переработанное и дополненное.
– М.: Издательство «Экзамен», 2014.
4. Работа с текстом.
Чтение. 4 класс. / Составитель О.Н. Крылова. – 8-е издание, переработанное и
дополненное. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
5. Технологические
карты уроков. Поурочные разработки уроков по литературному чтению для 4 класса.
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. / М.В. Бойкина, Н.И.
Роговцева, Е.Ю. Федотова. – М.: СПб.: Просвещение, 2013.