Назови виды устного народного творчества.
рассказ
литературная сказка
песня
потешка
прибаутка
пе́стушка
повесть
стихотворение
поговорка
басня
считалка
Решение
Виды устного народного творчества:
1. песня
2. потешка
3. прибаутка
4. пе́стушка
5. поговорка
6. считалка
Это все малые произведения, в которых нет и не может быть определенного автора.
Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?
Песня − поэтический текст, положенный на какую − либо музыку.
Самым важным отличием песни от стихотворения следует считать исполнение. Песню именно поют, а стихотворение читают.
Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?
Звучание и интонация в песне должны подчеркивать смысл, отражать настроение, которое передается содержанием песни. Если песня веселая, то у нее быстрый ритм, её поют весело, звучит она громко. Когда песня грустная, то её поют специально медленно, трагическим голосом, с надрывом, чтобы подчеркнуть печаль события и вызвать у слушателя жалость и сочувствие.
***
Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам.
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки, ноги отморозила.
***
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода
Тёплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зелёного горошка.
***
Из−за лесу, лесу тёмного,
Из−за гор ли, гор высоких,
Летит стадо лебединое,
А другое — гусиное.
Отставала лебёдушка
Что от стада лебединого,
Приставала лебёдушка
Как ко стаду ко серым гусям.
Учали её гуси щипати,
А лебёдушка кликати:
— Не щиплите, гуси серые,
Не сама я к вам залетела,
анесло меня погодою,
Что великою невзгодою.
Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна−красна!..»
Вспомни, что песенки−заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Весна−красна!
Дай всем тепла,
Дай солнечных лучей
И землю всю согрей!
Приходи быстрей,
А дождик лей,
Дай воды цветам,
Травам и деревам!
Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к … .Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой.
Они дошли до нас с … времён, живут в нашем родном языке и …
Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к жизни .Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запоминаются сами собой. Они дошли до нас с давних времён, живут в нашем родном языке и памяти.
Пословицы действительно отражают отношение людей к жизни, в них собирается опыт, который достался многим поколениям ценой собственных ошибок.
Пословицы относятся к устному народному творчеству и создавались веками. Хранятся пословицы сейчас и на бумаге, но раньше передавались и хранились в памяти, как образец устного творчества.
Собери пословицы. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
Кончил дело —
Кто других не любит,
Труд человека кормит,
Была бы охота —
Человек от лени болеет,
Раз соврал —
↓↑
а навек лгуном стал.
гуляй смело.
сам себя губит.
а от труда здоровеет.
а лень портит.
будет ладиться работа.
Решение
Кончил дело — гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота — будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал — а навек лгуном стал.
Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются?
Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке — рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку — цап!
Решение
Грека, Река, Рак, Рука − эти слова в скороговорке повторяются неоднократно. Все они содержат звуки р, г и к.
Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.
… не горит,
… не тонет.
… лежал
… побежал.
… долговяз,
… увяз.
… вырастают,
… облетают.
… Антошка
на … ножке.
… летом,
… раздетый.
Отгадки: лёд, снег, подсолнух, листья, дождь, лес
Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».
В огне не горит, в воде не тонет. (Лёд)
Зимой лежал, весной побежал. (Снег)
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
Весной вырастают, осенью облетают. (Листья)
Стоит Антошка на тонкой ножке. (Подсолнух)
Одетый летом, зимой раздетый. (Лес)
Свои загадки к этим отгадкам:
1. Тонкой коркой пруд покрыт
И под нею рыба спит. (Лёд)
2. Беленький, пушистый мягкий,
Скрыл поля, луга и грядки. (Снег)
3. Это что за вид осадков,
Нас под зонт загнал который? (Дождь)
4. Они на дереве растут,
Кислород нам всем дают. (Листья)
5. На фермерских полях растёт,
В корзинке семена даёт. (Подсолнух)
6. Из деревьев состоящий,
Но гораздо реже чащи. (Лес)
Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?
Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили−были», об Иване−царевиче – «Жил−был» и о Сивке−Бурке – тоже «Жил−был».
То есть у них начало одинаковое. Конец также похож, ведь в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев или свадьбе.
Так же начинаются сказки: «Царевна−Лягушка», «Морозко» и «Курочка Ряба».
Еще сказки часто начинаются со слов:
«В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве».
У тех сказок, что я читал, самый распространенные концы:
«Я там был, мед−пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить−поживать и добра наживать…»
Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. А зачем нужна в сказке концовка?
Концовка показывает слушателю, что история подошла к концу, она завершена, и дальше всё у героев очень хорошо.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили−были…»
«Стали они жить−поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд−пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Решение
Зачины:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили−были…»
Концовки:
«Стали они жить−поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд−пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»
Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».
Народные сказки − это сказки, которые передаются из уст в уста: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы − деткам, а малыши − игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали, изображается чудесное, необычное. Считается, что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка − способ познания мира, порой они весьма поучительны и помогают находить выход даже из самых сложных ситуаций.
Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?
Волшебные сказки получили такое название потому, что в них происходят чудеса и различные превращения, действуют волшебные герои или предметы.
Сказку можно назвать волшебной по нескольким признакам:
1. В ней есть волшебство, есть превращения.
2. Животные разговаривают с людьми.
3. Есть троекратное повторение, присказка, заклички.
Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».
Я думаю, что язык волшебной сказки является её особенностью, потому что без этих слов непонятно было бы, что это волшебная сказка.
Например, «Жили − были» и «Стали они жить − поживать, да добра наживать».
В волшебной сказке обнаруживаются все художественные особенности фольклора.
Начинаются произведения традиционными зачинами. А кончаются часто свадебным пиром и присловьем. В волшебных сказках, как и в других фольклорных жанрах, часто встречаются постоянные эпитеты: молодец там всегда добрый, лес − дремучий, море − синее, поле − чистое, луга − зеленые, трава − шелковая.
Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть−самобранка, зеркало, сапоги−скороходы, дудочка, ковёр−самолёт, шапка−невидимка, плащ.
Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.
Я знаю волшебные предметы:
волшебная палочка, скатерть−самобранка, сапоги−скороходы, ковёр−самолёт, шапка−невидимка.
Волшебная палочка встречается в сказке Сказка Ш. Перро «Золушка». Волшебная палочка была у феи − крестной матери Золушки.
«Сказка о семи богатырях» − именно в этой сказке присутствует умная скатерть, точнее ее называют скатертью−самобранкой, полезная вещь в быту.
Сапоги−скороходы − сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения встречаются в сказке Ш.Перро «Мальчик−с−пальчик».
Ковёр−самолет весьма экзотический предмет, который можно встретить в сказке «Царевна−лягушка».
Шапка−невидимка − это магический предмет, который встречается в народной сказке «Заколдованная королевна».
Краткое содержание сказки «Золушка»:
В сказке рассказывается о судьбе Золушки, которая лишилась рано матери. Ее отец женился снова, но мачеха невзлюбила свою падчерицу, заставляла по дому делать всю самую грязную и трудную работу. Но зато в своих родных дочерях души не чаяла. Когда мачеха отправлялась на бал со своими дочками, то Золушку конечно же не взяла.
Но добрая фея помогла Золушке попасть на бал, одарив ее чудесным нарядом и прекрасной каретой, она использовала волшебную палочку. Но волшебство должно было закончиться в 12 часов ночи, до этого времени Золушка должна вернуться в дом. После первого бала ей это удалось, но во второй раз девушка не успевала и второпях потеряла туфельку во время бала.
Принц, который обнаружил эту туфельку, решил разыскать обладательницу. Мачеха очень надеялась, что одной из ее дочерей туфелька подойдет, но как бы не пытались они влезть в нее, это не удалось. А вот Золушке обувь пришлась по размеру, и принц женился на Золушке. Такой вот счастливый конец у сказки. Добро снова победило зло.
Волшебная палочка была у феи − крестной матери Золушки.
«Сказка о семи богатырях» − именно в этой сказке присутствует умная скатерть, точнее ее называют скатертью−самобранкой, полезная вещь в быту.
Сапоги−скороходы − сказочный волшебный предмет для очень быстрого передвижения встречаются в сказке Ш.Перро «Мальчик−с−пальчик».
Ковёр−самолет весьма экзотический предмет, который можно встретить в сказке «Царевна−лягушка».
Шапка−невидимка − это магический предмет, который встречается в народной сказке «Заколдованная королевна».
Краткое содержание сказки «Золушка»:
В сказке рассказывается о судьбе Золушки, которая лишилась рано матери. Ее отец женился снова, но мачеха невзлюбила свою падчерицу, заставляла по дому делать всю самую грязную и трудную работу. Но зато в своих родных дочерях души не чаяла. Когда мачеха отправлялась на бал со своими дочками, то Золушку конечно же не взяла.
Но добрая фея помогла Золушке попасть на бал, одарив ее чудесным нарядом и прекрасной каретой, она использовала волшебную палочку. Но волшебство должно было закончиться в 12 часов ночи, до этого времени Золушка должна вернуться в дом. После первого бала ей это удалось, но во второй раз девушка не успевала и второпях потеряла туфельку во время бала.
Принц, который обнаружил эту туфельку, решил разыскать обладательницу. Мачеха очень надеялась, что одной из ее дочерей туфелька подойдет, но как бы не пытались они влезть в нее, это не удалось. А вот Золушке обувь пришлась по размеру, и принц женился на Золушке. Такой вот счастливый конец у сказки. Добро снова победило зло.
Слайд 1
Русские народные сказки.
Слайд 2
Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.
Слайд 3
Отличительные черты сказки
Сказочные событияСказочные героиСказочные существаНеобычность обстановкиОсобая манера повествованияВариативность текстаАвтор коллективен
Слайд 4
Виды русских народных сказок
Волшебныесказки
Сказки о животных
Бытовыесказки
далее
Слайд 5
Волшебные сказки
Общие особенностиГероиПримеры названий
назад
Слайд 6
Общие особенностиВолшебных сказок
Наличие чудаСтолкновение с волшебной силойВолшебные персонажиВолшебные предметыОписание
назад
Слайд 7
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательныхБорьба с волшебной силойВымышленные персонажиОбычные люди
назад
Слайд 8
Что можно прочитать
«Василиса Прекрасная»«Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Белая уточка»«По щучьему веленью»
назад
Слайд 9
Сказки о животных
Общие особенностиГероиПримеры названий
назад
Слайд 10
Общие особенностиСказок о животных
ИносказательностьЯсность оценки героевАнтропоморфизмБыстродействиеДиалогОблегчённая композиция
назад
Слайд 11
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитраяВолк – глупыйЗаяц — трусливый
Олицетворены
назад
Слайд 12
Что можно прочитать
«Лиса и журавель»«Ворона и рак»«Кошкин дом»«Семеро козлят»«Волк и лиса»
назад
Слайд 13
Социально-бытовые сказки
Общие особенностиГероиПримеры названий
Разновидности
назад
Слайд 14
Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдотДокучные сказкиСказка-загадкаСказки-насмешки
назад
Слайд 15
Общие особенности
Бытовых сказок
Отсутствие фантастикиРеальные конфликтыСказочное разрешениеСмысловой акцент-развязкаЖестокий юмор
назад
Слайд 16
Герои бытовых сказок
Герой хитёрГерой удачливДурак в глазах другихГерой благороден
назад
Слайд 17
Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»«Солдатская сказка»«Каша из топора»«Репка»«Как мужик гуся делил»
назад
Слайд 18
Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочныеформулы
Гипербола
Постоянныеэпитеты
далее
Слайд 19
Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса – мачехаИванушка – царьКрестьянин – баринЛиса — заяц
назад
Слайд 20
Сказочныеформулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
назад
Слайд 21
Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по часам.»«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
назад
Слайд 22
Постоянныеэпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине море»«Добрый молодец»«Красна девица»«Ясный сокол»
назад
Слайд 23
Вопросы и заданияПо теме «Русские народные сказки»
1.Перечислите виды сказок.
2.Каковы особенности волшебной сказки?
3.В чём особенность героев бытовой сказки?
4.Приведите примеры сказок о животных.
5.Придумайте сказку.
Слайд 24
Спасибо за внимание !Презентация подготовлена Шевцовой Н. Ю. ГБОУ № 14 г. Санкт- Петербурга
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки (русские народные сказки)»: как правильно сделать, где найти готовые образцы?
10 ответов:
11
0
Сказки — это небольшие истории, которые на протяжении веков передавались из поколения в поколение. Их можно разделить на две большие категории: к первой мы отнесем те сказки, которые сочинил народ, а ко второй — сказки, написанные писателями.
Изначально народные сказки были устными, поэтому часто сказители, рассказывая ту или историю, слегка изменяли их, прибавляли или, наоборот, убирали некоторые детали. В основе сказки лежит история, которая произошла когда-то (очень давно). Поэтому сказки часто начинаются со слов:
Существует три основные вида сказок: волшебные, о животных и бытовые. Действие в сказках обычной происходит в нереальном, выдуманном мире. Герои — люди, животные, которые умеют думать и говорить, а также различные волшебные существа — феи, колдуны, страшные чудища. Некоторые сказочные персонажи — добрые и злые — кочуют из сказки в сказку. Например, Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Иван Царевич, Василиса Премудрая.
На помощь героям в сказках приходят волшебные помощники и волшебные предметы — ковер-самолет, волшебная палочка, сапоги-скороходы, шапка-невидимка и др.
Роль волшебных помощников могут выполнять не только добрые феи, но и животные, например, Серый волк (из одноименной сказки), Жар-птица, щука.
_
Вывод: сказки создавались не только для развлечения. В каждой сказке обязательно присутствует скрытая или явная мораль — урок, который должен извлечь внимательный слушатель.
7
0
Литературное чтение 3 класс. Проект «Народные сказки» мы делали по следующему плану:
- Что такое сказка (определение и рисунок).
- Какие бывают сказки. Две классификации: (народные и авторские), (волшебные, бытовые и о животных).
- Признаки и особенности народной сказки (нет автора, передавалась из уст в уста, есть несколько вариантов одной и той же сказки, язык простой, как правило, начинается с присказки, обязательно есть зачин и концовка, часто используются магические цифры — троекратные повторения и цифры 7 либо 100, ограниченное количество героев, повторяющиеся в разных сказках — баба-яга, старик и старуха, их сын Иван и т.д.), нет явного отношения автора к героям, добро всегда побеждает зло, отрицательные герои в конце сказки наказаны, всегда можно выделить мораль сказки, она чему-то учит).
- Особенности русской народной сказки. Особенности русских народных сказок: воспевается доброта, щедрость, находчивость, положительными героями часто становятся младшие сыновья, обиженные старшими, жалость к слабым, бедным и обездоленным, вера в чудо и неожиданное везение и помощь от сказочных сил, распевный язык с сокращенными прилагательными.
- Примеры русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Маша и медведь», «Колобок» «Заячья избушка», «Аленушка и братец Иванушка», «Марья Моревна», «Репка», «Гуси-лебеди».
- Мое отношение (Я люблю народные сказки, потому что красивый язык, интересный сюжет, учит доброте, щедрости, скромности).
3
0
Для того чтобы сделать проект нужно определить для себя основные пункты, по которым вы будете работать. Для начала можно написать что же такое сказки, откуда они появились, виды произведений, а в конце сделать небольшой вывод. Готовые проекты можно найти в ответах на этот вопрос. Например работа может выглядеть так:
В мире очень много сказок, среди которых есть самые разные по стилю, сюжету и характеру. Народные сказки передаются от одного поколения людей другому: бабушки рассказывают их своим внукам, мамы — деткам, а малыши — игрушкам. Со временем во многих сказках появляются новые не менее интересные детали. Считается что авторами многих произведений могли быть пастухи и обычные крестьяне. Для детей сказка — способ познания мира, порой они весьма поучительны и учат находить выход даже из самых сложных ситуаций.
Существует несколько видов сказок, обычно выделяют
Героями волшебных сказок обычно становятся добрые герои, которые противостоят злу и подлости и в итоге побеждают. В сказках о животных каждый зверь имеет определённые черты характера ( лиса — хитрая, волк — злой, медведь — неуклюжий и так далее). В социально бытовых сказках дети знакомятся с людьми разных профессий ( плотник, дровосек, пекарь), которые учат быть трудолюбивыми и добрыми. В своём проекте можно использовать загадки про различные знакомые всем сказки, а также иллюстрации из них. В конце можно подвести итог.
2
0
Сказки это то что передается от бабушек и дедушек, это то что рассказывают на ночь своим детям родители, это все что мы впитывает в себя как губки с детства.
Каждое поколение добавляет , что -то свое, но всегда в в сказочной истории идет противостояние добра со злом, у зла большое количество возможностей, но добрые молодцы или Иван дурак справляются с ним.
Сделать проект «Народные сказки» можно по такому или по похожему шаблону:
Первым делом рассказываем, что такое сказка(даем определение)
В сказке всегда есть хорошие и плохие герои, чаще всего хорошие персонажи попадают в трудные ситуации, но с помощью выходят из них с блеском.
Эти фантастические истории не однородны и у них есть деление
Сказки являются самым популярным устным жанром с давних давних пор, в ней не бывает не чего лишнего и не нужного, как не странно , но там все на своем месте и поэтому сказки буду рассказывать постоянно, в них побеждает справедливость , что в жизни бывает не всегда.
2
0
Для того, чтобы выполнить проект на тему «Народные сказки» необходимо составить план проекта.
Пример плана приведён ниже:
-
Оформите титульный лист. На титульном листе указываем название проекта, ФИО ученика, класс и школа.
-
Дать определение народной сказки. Написав, что сказка называется народной, так как её создал народ, у неё нет автора.
-
Рассказать о том, что такое сказка.
-
Рассказать какие сказки бывают по видовым особенностям, перечислить виды сказок.
-
Подробно остановиться на каждом из виде сказок. Рассмотреть кто является героем этих сказок на примере.
-
Сделать вывод, заключение.
Готовый проект для учеников 3 класса можно найти в ответе ниже.
2
0
Найти готовый проект можно просто в этом вопросе, смотрим ниже готовый проект.
Начнем с оформления титульного листа.
Далее дадим определение народной сказки — это сказки, которые придумал народ. У таких сказок нет определенного автора.
Народные сказки бывают таких видов: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.
Самыми древними являются сказки о животных. Каждый из животных наделен своей чертой, к примеру заяц — трусливый, лиса — хитрая.
В бытовых сказках главные герои: это обычные люди, которые борются не с сказочными героями, а с обычными людьми, как правило это богачи, генералы, попы и так далее.
В волшебных сказках — герои противостоят злу, в таких сказках есть волшебные существа и предметы.
В конце сделаем выводы: народные сказки очень интересные, они никогда не потеряют свою актуальность.
Другой проект можно найти здесь (ссылка не реклама, дана для ознакомления).
2
0
Название проекта: «Народные сказки»
Пишем актуальность темы, что сказка интересна все, не только детям, но и взрослым. Через сказку детей учат, как правильно поступать, что надо уважать старших.
Основные вопросы, которые надо проработать: Для чего нужны народные сказки? Чему они учат?
Далее прописываем цель проекта: Раскрыть понятие «народной сказки», сделать презентацию по данной теме», сделать выводы.
Можно написать гипотезу
План:
Среди методов исследования пишем анализ литературных источников.
Сама презентация:
Делаем выводы по презентации: сказки разнообразны, в них добро всегда побеждает зло, поэтому они учат положительным качествам.
2
0
В данном проекте нужно как можно больше информации привести о народных сказках — в каком веке эти сказки были написаны и какая у них мораль, нужно рассказать об общих особенностях народных сказок, что их объединяет, какая главная мысль. Найти готовый проект по теме «Народные сказки» для 3 класса можно по этой ссылке
1
0
Выполнить проект «Народные сказки» для 3 класса нужно, составив предварительно план проекта.
Он может быть таким:
1.Напишите титульный лист с указанием названия проекта, ваших имени и фамилии, класса и школы.
2.Эпиграф к проекту. Можно взять цитаты и высказывания известных людей о сказках. Указать цель проекта.
3.далее дать определение термину «сказка».
4.Рассмотреть композиционное построение сказки.
5.указать отличительные черты сказки.
6.Перечислить виды русских народных сказок.
7.Далее дать определение каждому виду русской народной сказки, отличительные черты героев в каждом виде, привести пример сказок этого вида.
<hr />
Пример готового проекта «Народные сказки» можно посмотреть здесь, в моем ответе на фото ниже:
<hr />
0
0
«Народные сказки» — сделаем проект в виде слайдов. Сказки придумали задолго до появления литературы, их передавали из уст в уста, от поколения к поколению. Сказки — основа. Позже их записали. Многие писатели записали народные сказки, дополнив их. Например сказка Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» является авторской, но записана на основе русской народной сказки.
.
.
. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. В волшебных сказках присутствует какое-нибудь чудо. Это волшебные предметы, волшебные персонажи, волшебные действия. Примеры таких сказок — «Василиса Прекрасная», «По щучьему веленью», в сказке Щука говорит человеческим голосом и исполняет желания.
.
.
.
.
. В сказках о животных главные персонажи наряду с людьми — животные. Например — «Лягушка-Царевна».
.
.
.
. Есть еще социально-бытовые сказки. Действие этих сказок происходит в привычных бытовых условиях. Например — «Репка», «Каша из топора». В таких сказках рассматриваются какие-либо сложные жизненные ситуации. Герои — обычные люди. Сказки эти описывают народный быт и являются кладезью знаний, ведь именно из них мы узнаем о жизни наших предков.
.
.
.
.
. В сказках используются разные приемы, такие как гипербола, антитеза, эпитеты. Все это Выразительно-изобраз<wbr />ительные средства языка.
.
.
.
Читайте также
В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.
Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.
Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.
Вот например что сказано про пружинку:
Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.
Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.
Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.
Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.
Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:
- Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
- Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
- Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
- Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
- Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
- Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
- Миша просыпается. Это часть под названием Финал.
Стихотворная строфа действительно может разделять отдельные картины, связанные между собой смыслом, но при этом в каждой строфе говорится несколько об ином, рисуется своя оригинальная картина, иногда даже создается свое особое настроение.
Возьмем для примера стихотворения Тютчева.
Вспомним стихотворение «Весенняя гроза».
В первой строфе поэт признается в своих чувствах к майской грозе и мы читаем описание начала такой грозы:
Во второй строфе рассказ продолжается, но картина уже иная — уже начинается дождь, взлетает пыль, солнце еще светит сквозь тучи
Ну а в третьей строфе мы находим описание отшумевшей грозы — птичий гам, потоки воды:
Все строфы вместе создают целостную картину первой весенней грозы, но по отдельности рисуют разные картины, разные этапы этой грозы.
В рассказе Гаршина «Сказка о жабе и розе» самое обыденное переплетается со сказочным, в нем есть признаки и простого рассказа и сказки.
Так главные герои этого произведения — роза и жаба, ведут себя вполне разумно, жаба даже обладает способностью говорить. Она испытывает неодолимую тягу сожрать розу и ради этой цели готова терпеть мучительную боль, когда иголки розового куста раздирают ее тонкую кожу. Это поведение не обычного животного,ведь вряд ли какая-то реальная жаба заинтересовалась бы розой, смогла оценить ее красоту, захотеть ее уничтожить. Жаба здесь олицетворяет зло.
В эти сказочные отношения вмешиваются вполне реальные люди — больной брат и его заботливая сестра, которые невольно становятся спасителями розы, играя роль волшебных помощников.