Итак «добро и зло» — является главным моральным понятием в жизни. Добром считают нравственную ценность, которую относят к образцу человеческих отношений и поступков. Противоположностью добра считается зло, которое нужно исправить или вообще убрать. Зло нельзя причинять или вообще допускать – вот главная задача морального поведения человека.
Русские народные сказки дают возможность, лучше, узнать о сложном мире, находясь еще маленьким ребенком. А для подрастающего поколения граница между добром и злом должна быть четкой и ясной. Именно так дети смогут разглядеть, что плохо, а что хорошо.
В народных сказках зло и добро всегда выглядят ярко, их очень хорошо заметно. При этом все плохие и злые персонажи никогда не могут исправиться, они просто-напросто оказываются побежденными и униженными, то есть – ни с чем. Тот, кто несет с собой зло, в конце концов, обязательно будет наказан. А добро, наоборот, будет хорошо вознаграждено и получит все, а может даже и больше.
Вот почему каждая русская сказка наводит пример противостояния добра и зла. Какими бы не были злые герои, их всегда побеждают сильные, смекалистые, удачливые и просто добрые персонажи. Все это благодаря их нему доброму сердцу, жалости к другим беззащитным персонажам, которым необходима помощь. Добрым героям помогают все, даже птицы и звери. Вот яркие примеры: Ивану царевичу помогал Серый волк, а заяц, рак и утка оказали помощь в поисках иголки, чтобы победить злого Кощея и спасти Василису.
На протяжении многих веков русский народ производил устное народное творчество, в котором закладывалась народная мудрость, свое стремление и надежду. Русская народная сказка – это не только развлечение, скрашивающее долгий вечер, а еще и урок как должен вести себя человек и к чему он должен стремиться. Книга с Русскими народными сказками является самой любимой, как для детей, так и для взрослых. Она – проста, добра и светла. В ней исключено место для предательства, фальши и лжи. Каждый злой поступок получает заслуженное наказание.
Вспомним слова, написанные великим русским поэтом – Александром Сергеевичем Пушкиным. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Народные сказки пишутся в принципе для детей, что бы подрастающее поколение впитывало в себя важные моменты и уроки, которые скрыты в сказочных героях и их забавных приключениях. Но и многим взрослым они тоже приходятся по душе. В сказках всегда добро побеждает зло. За добрые поступки каждый будет награжден. Наверное, немного найдется людей, которые скажут, что не помнят ни одного сказочного персонажа. Это из-за того, что фольклор пропитан душой всего русского народа.
Рассмотрим зло в народных сказках, которое всегда изображалось безобразным и страшным.
Зло имеет непобедимую силу и власть, навеивает на всех героев страх и подавляемость. Создает чувство полной беззащитности. Злой персонаж, наделенный магическими способностями, всегда имел безобразную, не очень приятную, отталкивающую от себя внешность. Но благодаря уму, смелости, доблести и отваги, сказочным героям все-таки удаётся его победить. Такие персонажи как Баба Яга, трехглавый Змей Горыныч и Кощей Бессмертный несут народу только беду, горе и слезы. Они обеспечены огромным войском разной нечисти. Например: злых ведьм поедающих маленьких детей. Но в то же время Баба Яга оказывает незаменимую помощь главному герою.
Русский народ достаточно интересно изображал понятия «добро и зло». Есть два типа сказочных героев — отрицательные и положительные. Положительными героями являются: Иван царевич, Андрей стрелок, Иванушка дурачок, Марья кудесница, Елена прекрасная, Василиса премудрая, Иван крестьянский сын, Аленушка и многие другие. Все эти сказочные персонажи обладают скрытой внешней красотой. Например: Иванушка дурачок – это объект для насмешек и издевательств. Все, даже братья, смеются над ним и без жалости издеваются. Но не смотря на эту ситуацию герой лучше всех справляется с отцовскими поручениями, потому, что он более ответственный за свои дела и поступки, более наблюдательный, наделенный храбростью и смекалкой. За свои благие и правильные поступки Иванушка дурачок получил полцарства и красавицу царевну.
В нашем русском фольклоре злые персонажи всегда точно противопоставлены добрым. В сказках нет героев, которые на половину плохие или немножко хорошие. Они либо от самого начала темные, злые завистливые, либо же полностью светлые, добрые, великодушные, сочувствующие другим персонажам. Обычно это относится не только человеческих персонажей, но и животных. Например: Конек-Горбунок, Серый Волк, Сивка-Бурка и множество других.
Рассмотрим следующего сказочного персонажа «Ивана царевича». Русский народ тоже изобразил его смелым и отзывчивым, добрым и умным. Именно из-за этих положительных качеств ему в помощь пришла сила природы, которая позволила царевичу преодолеть трудные задачи возникших на его не легком пути. Женский образ в Русской народной сказке всегда наделен невероятной красотой, Как говорится «ни в сказке сказать, ни пером описать». Он мудр и добр, заботлив и трудолюбив, вот именно из-за таких качеств к ним на помощь спешат красивые, смелые и умные герои. Добрый персонаж всегда имеет мягкий характер, хорошие манеры поведения и приятную внешность.
Когда ребенок слушает сказку, то он практически сразу определяет для себя доброго героя для подражания, на кого он хочет быть похожим. Вот таким простым образом устное народное творчество закладывало в ребенке понятие зла и добра, что плохо, а что хорошо.
Сказки о животных. «Журавль и цапля». Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в сказках
План урока
- Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»
- Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»
Цели урока
- Знать жанровые особенности бытовых сказок и сказок о животных, понимать соотношение реальности и вымысла в сказках
- Уметь анализировать композицию текста, выделять общие черты и различия в сказках разных жанров
Разминка
Продолжите устойчивые сказочные формулы:
- Утро вечера…
- Избушка-избушка, стань по-старому, как мать поставила…
- Что ты воротился невесел…
- Сказка ложь…
Сказки о животных. Сказка «Журавль и цапля»
Сказки о животных считаются самыми древними: они связаны с хозяйственными заботами первобытного человека – зверолова и охотника. Сюжет часто строится на повторении эпизодов. В сказках о животных человек обычно не появляется. Вместо людей действуют домашние и дикие животные, наделенные не только речью, но и человеческими качествами. Обычно лиса хитрая, баран глупый, заяц трусливый.
Русская народная сказка «Журавль и цапля» построена в форме диалога. Она начинается с присказки: «Летела сова – веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела – летала, летала. Это присказка, а сказка вот какая».
Рис. 1. Иллюстрация к сказке «Журавль и цапля»
После присказки следует зачин: «Жили-были на болоте журавль да цапля».
Просторечные слова и выражения подчеркивают то, что сказка создана и передается из уст в уста народом: «по сю пору», «тяп-тяп», «выдь за меня замуж», «несолого похлебав» (ни с чем).
Содержание сказки строится на повторе одних и тех же действий: один из героев предлагает другому жениться, тот отказывается, но передумав, сам идет с предложением, однако получает отказ. Это создает комический эффект. Народ смеется и над нерешительным журавлем, и над капризной цаплей, которая не может понять, что же ей нужно. Упрямство, высокомерие, принципиальность осуждаются народом.
- Какой недостаток высмеивается в сказке?
- Почему журавль и цапля не пришли к согласию? Как отразилось в сказке народное представление о семейном ладе и справедливости?
- Подумайте, чем эта сказка отличается от волшебной и в чем ее сходство с ней.
Бытовые сказки. Сказка «Солдатская шинель»
В мире бытовых сказок все реалистично. Герои: хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп. Им приходится рассчитывать не на волшебных помощников, а на свой ум и смекалку.
Бытовые сказки кратки. В их сюжете обычно лежит один эпизод, события быстро развиваются. В. Г. Белинский писал: «В них отражается быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
Рис. 2. Иллюстрация к сказке «Солдатская шинель»
В сказке «Солдатская шинель» героями являются находчивый солдат и глуповатый барин. Солдат гораздо ближе к народу, поэтому он наделен положительной чертой – смекалкой. Барин же, который не понимает, почему ему не спится на солдатской шинели, высмеивается.
Присказки и зачина в этой сказке нет, но есть яркая концовка, которая напоминает пословицу: «Вот как поработаешь да долго не спишь, так и на камне заснешь; а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!» Концовка отражает жизнь народа: как и солдат, он трудится, не жалея сил, и способен выдержать любые испытания.
- Каких героев и какие качества в этой сказке народ одобряет, а какие высмеивает?
- В чем заключается основная мысль сказки?
Таким образом, в сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали, добре и зле. Сочинителем сказок был народ, который и передавал их через поколения. Многие русские писатели собирали и записывали сказки, пословицы, поговорки. Благодаря этому сказки дошли до нас. Собирали и записывали сказки А.Н. Афанасьев, А.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.И. Даль.
Сказки в литературе
Определения
- Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
- Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
- Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
- Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).
В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.
Особенности волшебной сказки
В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.
Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).
Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).
Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.
Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:
- герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
- вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
- даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
- помощник (Серый Волк);
- отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
- ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).
Бытовые сказки
В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.
Сказки о животных
Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.
Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.
Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.
Поделиться ссылкой
Поиск по сайту
Журавль и цапля», «Солдатская шинель» — народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках
Предмет: | Русский язык и литература |
---|---|
Категория материала: | Конспекты |
Автор: | Романенко Инна Викторовна |
Тип материала: | Документ Microsoft Word (doc) |
---|---|
Размер: | 52.5 Kb |
Количество скачиваний: | 164 |
Скачать
Просмотров: 283
Похожие материалы
- Развитие поля зрения при чтении, артикуляционная зарядка
- Технологическая карта урока русского языка по теме «Ситуация убеждения» 1 класс
- Урок литературного чтения по теме: Народная сказка «Иван-Царевич и серый волк», с элементами духовно-нравственного воспитания
- Конспект урока по русскому языку на тему « Корень – главная значимая часть слова».
- Технологическая карта по литературному чтению «Знакомство с буквой А,а» 1 класс.
- Технологическая карта по литературному чтению «Лев Николаевич Толстой» 3 класс.
- Технологическая карта по литературному чтению «Сказка о царе Салтане» 4 класс.
- Урок по литературному чтению «Знакомство с Е.Л. Шварц»
- Урок русского языка «словари 21 века»
- Технологическая карта открытого урока «Контрольный диктант с грамматическим заданием» (5 класс)
«Добро и зло в сказках»
Воспитатель В.Н. Машнёва
Цель:
-
Воспитывать доброжелательность, умение правильно оценивать действия персонажей.
-
Побуждать детей к активному восприятию знакомой сказки.
-
Вызвать эмоциональный отклик на знакомых сказочных героев.
-
Формировать у детей представление о добре и зле.
-
Дать понять, что каждому дана свобода выбора: творить добро или зло. Учить думать, сопереживать.
-
Обобщить, закрепить и расширить знания детей о добрых и злых героях.
-
Воспитывать в детях положительные качества: взаимопомощь, дружелюбие, уважение к соперникам.
Коррекционные цели:
-
Воспитывать желание поступать правильно. Критически относиться к своим действиям и поступкам, учиться давать оценку поведению других и своему поведению.
-
Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки литературных героев.
-
Пополнять лексикон детей новыми словами.
-
Развивать навыки связной речи.
Предварительная работа: воспитатель расставляет иллюстрации, картинки сказочных героев ; кубики красного и синего цвета ; музыкальное сопровождение; теневой театр с героями сказки «Колобок».
Ход занятия.
-
Организационный момент.
Воспитатель:
Есть на свете страна – это сказка!
Чудесами полна, волшебством,
Дети любят её – там прекрасно!
Всех чарует своим колдовством!
Воспитатель: А любите ли вы сказки?
Ответы детей.
Воспитатель: Много сказок знаете? Молодцы, назовите мне сказки и сказочных героев, которых вы знаете.
Ответы детей.
Воспитатель: Чем же отличаются сказки от других произведений?
Дети. В сказках могут говорить и звери и растения, с ними происходят необычные приключения.
-
Основная часть.
Воспитатель: А хотите узнать тему нашего занятия?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда расшифруйте её.
Ответы детей.
Воспитатель: А что вам больше всего нравиться в сказках? Добро или зло?
Ответы детей.
Воспитатель: Что всегда побеждает в сказках добро или зло?
Ответы детей.
Воспитатель: А давайте все вместе сделаем дорогу добра! Для этого надо взяться за руки и каждому по очереди назвать слово, образованное от слова ДОБРО.
Дети:
-
Доброжелательный,
-
добродушный,
-
добродетельный,
-
добросовестный,
-
добросердечный,
-
добропорядочный,
-
добродетель,
-
добронравный,
-
доброта,
-
доброкачественный,
-
добрый,
-
Добрыня.
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправимся в путешествие по знакомым сказкам. Издавна русские люди придумывали сказки: себе на забаву, младшим на поучение. И чаще всего в них говорилось о борьбе добра со злом, и изображалось это по-разному: на примере людей, зверей или необычных существ. Но черты характера оставались неизменными.
Игра «Узнай героя и назови сказку». Узнай героя , назови сказку. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили.
-
Кот в сапогах, сказка «Кот в сапогах», Шарль Перро
-
Снежная королева, сказка «Снежная королева», Ганс Христиан Андерсен
-
Золушка, сказка «Золушка», Шарль Перро
-
Змей Горыныч, сказка «Василиса Прекрасная», русская народная
-
Конек-горбунок, сказка «Конёк — горбунок», Пётр Ершов
-
Буратино, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
-
Людоед, сказка «Мальчик – с- пальчик», Шарль Перро
-
Чиполлино, сказка «Приключения Чиполлино», Джани Родари
-
Кощей Бессмертный, сказка «Царевна лягушка», русская народная
-
Баба-Яга,сказка «Гуси — лебеди», русская народная
-
Карабас, сказка «Приключения Буратино или Золотой ключик», Алексей Толстой
-
Дюймовочка, Сказка «Дюймовочка», Ганс Христиан Андерсен
Воспитатель: Злые персонажи, как правило, имели отталкивающую внешность, скверный характер и вредные привычки. А добрые персонажи, наоборот, имели приятную внешность, ласковый характер и хорошие манеры.
Воспитатель: «Добро» и «зло» – главные моральные понятия в жизни. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.
Не допускать зла и бороться с ним – важные задачи морального поведения человека. Поэтому во всех русских сказках добро противостоит злу, каким бы страшным оно не было и побеждает его с помощью силы, смекалки, удачи.
Воспитатель: Мы немного засиделись, предлагаю провести веселую физкультминутку «Иван Царевич».
Иван-Царевич, вот герой! Смело он вступает в бой, |
Шаги на месте. |
Волшебным он взмахнет мечом И Змей-Горыныч нипочем. |
Мах правой, мах левой рукой. |
Сделал выпад раз и два – Отлетела голова. |
Выпады правой ногой, руки на колено, полуприсед, |
Еще выпад три-четыре Отлетели остальные. |
Выпады левой ногой, руки на колено, полуприсед |
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть в игру «Стань волшебником».
Цель: разложить, используя характеристики, красные и синие квадраты. Выяснить каких квадратов больше «добрых» (красные) или «злых» (синие) .
Воспитатель: (перечисляет характеристики. Дети выкладывают цветные квадраты на столах)
-
трусость,
-
сострадание,
-
жестокость,
-
терпение,
-
любовь,
-
забота,
-
зависть,
-
жадность,
-
дружба,
-
отзывчивость.
Воспитатель: Дети, давайте посчитаем, сколько каких квадратов.
Дети: шесть красных «добрых» и четыре синих «злых».
Воспитатель: Дети, каких квадратов больше!
Дети: «Добрых»!
Воспитатель: Так и в сказках добро всегда побеждает зло.
Игра «Назови лишнее слово» (словесная игра). Цель: развитие фонетического внимания.
-
мастерить, сооружать, ломать, создавать
-
храбрый, смелый, трусливый, отважный
-
грустный, печальный, веселый, унылый
-
благородный, рыцарский, подлый, геройский
-
драться, ссориться, дружить, ругаться
-
веселый, радостный, задорный, грустный
Воспитатель: А сейчас, предлагаю вам следующую игру «Узнай героя сказки».
Цель: Отгадать загадку и узнать сказочного персонажа. Подумать, какой это герой добрый или злой и почему вы так решили. (Воспитатель читает загадки)
-
Берегись болезнь любая:
грипп, ангина и бронхит.
Всех на бой вас вызывает
славный доктор (Айболит)
-
В ступе летаю, детей похищаю.
В избе на куриной ноге проживаю.
Красавица златокудрая, а зовут меня (Б. Яга)
-
В его любимой песенке поется:
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот- трудно. (Кот Леопольд).
-
На овчарку он похож:
Что ни зуб- то острый нож!
Он бежит оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк) .
-
А дорога – далека,
А корзинка – не легка,
Сесть бы на пенёк,
Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
-
Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена,
Это Гена … (Крокодил.)
-
Для него прогулка — праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух.)
-
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз…
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку об её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти?
Кто же эта девочка? Кто же этот зверь?
На загадку можете отвечать теперь. (Красная Шапочка и волк.)
-
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый … (Доктор Айболит.)
-
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. (Золушка.)
-
Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил дочурку в пар
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
-
Сказку быстро вспоминай
Персонаж в ней мальчик Кай? (Снежная королева)
-
Возле леса на опушке,
Трое их живёт в избушке
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
-
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же знакома? (Белоснежка)
-
Пирожки — в корзинке
Мчалась по тропинке.
Девочка бегом!
Тёмный лес кругом.
Встретилась там с волком
И не знает толком,
Как же он её скорей
Оказался у дверей.
И в кровать улегся плут
Девочку — то как зовут? (Красная Шапочка)
Воспитатель: молодцы все загадки отгадали. Ребята, а о ком были эти загадки?
Дети: О сказочных героях.
Воспитатель: А где живут сказочные герои?
Дети: В сказках.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам еще одну сказочную физкультминутку «Буратино».
Буратино потянулся, |
Потянуться |
Раз нагнулся, два нагнулся. |
Наклоны вперед, руками достать носочки. |
Руки в стороны развел, |
Руки в стороны |
Ключик видно не нашел. |
Пожать плечами. |
Чтобы ключик нам достать |
Руки на пояс. Повороты туловища в стороны. |
Нужно на носочки встать. |
Потянуться, руки вверх, на носочки. Опустить руки вниз через стороны. |
Найди друзей – сказочных героев (разложить картинки по парам)
-
Жасмин – Аладдин,
-
Чебурашка – крокодил Гена,
-
Иван Царевич – царевна лягушка,
-
Лиса — волк
-
Емеля – щука,
-
Дюймовочка – ласточка,
-
Буратино – Мальвина,
-
Белоснежка – 7 гномов.
-
Лунтик – Кузя,
-
Кот в сапогах – мельник
-
Кощей Бессмертный – Змей Горыныч,
-
Чиполлино – Вишенка и Редиска
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, в сказках какие герои побеждают добрые или злые?
Ответы детей.
-
Заключение.
Воспитатель: Да, в сказках и в жизни всегда добро побеждает зло. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим?
Ответы детей. Добрыми, сердечными.
Воспитатель: Дети, наше занятие подошло к концу, давайте скажем всем большое спасибо, возьмемся за руки и пожелаем друг другу добра. (Песня В. Шаинского «В мире много сказок»)
Интернет ресурсы:
-
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-tematicheskogo-vechera-v-starshei-grupe-dobro-i-zlo-v-ruskih-narodnyh-skazkah.html
-
http://50ds.ru/vospitatel/2664-intellektualnaya-igra-puteshestvie-po-skazkam—tema-dobro-i-zlo-v-skazkakh.html
-
http://konspekt.vscolu.ru/konspekty-zanyatij-dlya-detej-4-5-let/kak-my-lyubim-skazki.html
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Ния
реферат по литературе
Белов Иван
5 класс
Руководитель:
Гогошидзе Л.В.
учитель русского
языка и литературы
с.Ния 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение___________________________________________________3
Основная часть:
Глава 1 Сказка и сказочные герои___________________________5
- Толкование слова «сказка»__________________________5
- Сказочные герои__________________________________5
Глава 2 Иван – царевич_____________________________________6
2.1. Кто такой Иван – царевич?________________________6
2.2. Иван-царевич в сказке «Царевна-лягушка»____________6
Глава 3 Баба Яга___________________________________________8
3.1. Кто такая Баба Яга?________________________________8
3.2. Баба Яга в русских народных сказках_________________9
Глава 4 Ваше мнение…____________________________________10
4.1. Результаты анкеты учащихся школы по теме
«Русские народные сказки»_________________________10
Глава 5 Заключение_________________________________________11
Список используемых источников_______________________________12
2.
Введение
Актуальность работы
Мир сказок удивителен. Только в сказках на каждом шагу — чудеса и волшебство, там можно встретить принцессу, говорящих зверей и даже самую настоящую Бабу Ягу! Сказки входят в жизнь человека в раннем детстве и остаются с ним на всю жизнь. Слайд 2
На моей книжной полке на самом видном месте стоят русские народные сказки. Я с удовольствием читаю и перечитываю их. Чтобы попасть в сказочный мир, нужно богатое воображение, а сказки как раз и развивают нашу фантазию. Без неё не представишь ни Слайд 3 волшебную жар – птицу, ни многоголового Змея – Горыныча, ни Бабу Ягу, что летает в ступе, ни смелого и доброго Ивана — царевича.
В сказке всегда происходит борьба добра и зла. Хорошие сказочные герои обязательно выходят победителями, какие бы препятствия им не приходилось преодолевать. И хотя сказки рассказывают о необычных событиях, но всё равно в каждой выдумке есть что – то от настоящей жизни.
В современном мире проблема добра и зла очень актуальна. В нашей жизни не хватает доброты и бескорыстия. Этому есть множество примеров: брошенные собаки и кошки на улицах городов и посёлков, преступления людей, войны. А ведь люди должны быть людьми: делать добро для других, беречь животных и нашу планету, помогать всем.
Читая русские народные сказки, я понял, что народ уже в глубокой древности размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом. В своей исследовательской работе я решил рассмотреть вопрос о добре и зле, обратившись к русским народным сказкам, ведь с ними связаны мои первые представления о справедливости, о том, что добро обязательно побеждает зло.
3.
Слайд 4
Цель моей работы: изучить сказочные персонажи, выяснить, действительно ли Иван – царевич и Баба Яга являются представителями добра и зла в русских народных сказках и составить обобщённую характеристику этих героев.
В своём проекте я постараюсь решить следующие задачи: Слайд 5
- проанализировать поступки Ивана – царевича и Бабы Яги, соотнести их с добром и злом;
- определить роль добра и зла в сказках;
- понять, чему учат сказки.
Слайд 6
Объект исследования : образы Ивана – царевича и Бабы Яги.
Предмет исследования: русские народные сказки.
Для проведения исследования по теме реферата я определил следующие этапы работы: Слайд 7
- работа с книгой – (теория, чтение и анализ русских народных сказок);
- описание сказочных героев;
- анкетирование учащихся школы с.Ния;
- оформление результатов работы;
- создание презентации.
Слайд 8
Гипотеза: добро побеждает зло.
4.
Глава 1 Сказка и сказочные герои
1.1. Толкование слова «сказка» Слайд 9
Сказка — один из видов устного народного творчества.
«Сказка – повествовательное, народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил», — читаем мы в Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова.
Само название «Сказка» возникло далеко не сразу. Вначале в Древней Руси появились произведения , которые рассказывались для
развлечения, они назывались байками (от слова «баить» — говорить).
А сказками назывались документы, в которых сообщались различные сведения о количестве и составе населения.
Впервые термин «сказка» в современном значении был употреблён в 1649 году. Очень быстро его значение перешло только на волшебные,
сказки, в основе сюжета которых были фантастические приключения или подвиги главного героя.
В волшебных сказках светлому миру положительных героев и их помощников противостоят враждебные им тёмные силы сказочного царства, именно эти образы являются представлением народа о зле и коварстве. Но особенно ярко выражалась в волшебных сказках любовь народа к родине, мечта о стране, где побеждены зло и несправедли-вость и где царит мирная жизнь и труд.
1.2. Сказочные герои
Все герои русских народных сказок делятся на два типа:
главными героями наших сказок являются сильные, Слайд 10
находчивые, добрые и благородные герои: Иван – царевич,
Елена Прекрасная, Елена Премудрая; кроме добрых героев, в сказках всегда присутствуют и злые: Слайд 11
Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей Горыныч, Леший, Кикиморы.
5.
Глава 2 Иван – царевич Слайд 12
2.1. Кто такой Иван – царевич?
В устном народном творчестве Иван — царевич – один из самых известных героев русских народных сказок.
Каково же происхождение имени Иван?
Самое распространѐнное мужское имя на Руси – Иван.
О происхождении этого имени рассказывает Лев Успенский: «Тысячелетия назад среди малоазиатских иудеев было распространено имя Иехоханан, что означало «милость божия», «дар бога». Когда широкое распространение получило христианство, то вместе с ним пришли к народам имена «святых людей». Пришло оно и на Русь, и в русском языке стало звучать «Иван».
Как сказочный персонаж он появился в конце XVIII – начале XIX века. Иван – царевич выступает в сказках как положительный герой, который борется со злом, помогает обиженным или слабым. Этот сказочный герой всегда изображался народом умным и смелым, добрым и отзывчивым, потому ему и приходят на помощь силы природы, чтобы помочь справиться с трудностями.
Очень часто в начале сказки Иван – царевич беден, потерян родителями, преследуется врагами, не знает о своём царском происхождении. В таких сказках как награду за героическое поведение и добрые дела Иван – царевич получает назад своё царство, трон или находит своих родителей. Это настоящий сказочный герой.
Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой. В этом я совершенно убедился, перечитав ещё раз русские волшебные сказки такие, как: «Царевна – лягушка», «Финист – ясный сокол», Слайд 13 «Молодильные яблочки», в которых Иван – царевич — один из главных действующих лиц. Слайд 14
2.2. Иван – царевич в сказке «Царевна – лягушка»
Сказка «Царевна- лягушка» – это русская народная волшебная сказка. В волшебных сказках добро всегда борется со злом. К добрым героям относится Иван — царевич. Он прошел много испытаний,
чтобы найти Василису Премудрую. Иван – царевич предстаёт перед нами мужественным и бесстрашным, он не побоялся в одиночку 6.
пойти искать свою жену, от других героев он отличается активностью, которая больше всего проявляется тогда, когда исчезает Василиса Премудрая и царевич отправляется на её поиски.
Теперь он сам принимает решения и начинает действовать самостоятельно, ни минуты не раздумывает.
«…Загоревал царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошёл искать жену свою, Василису Премудрую…»
«Долго ли шёл, коротко ли, близко ли, далёко ли – скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог протёр, два железных хлеба сглодал» — эти строки очень ярко описывают большое желание Ивана – царевича найти свою жену, он очень терпелив и настойчив в достижении своей цели.
Во время долгого пути Иван – царевич встречает первого волшебного помощника – старого старичка, получает в дар волшебный предмет – клубочек. От голода он хочет съесть сначала медведя, потом зайца, затем щуку, но жалеет и отпускает их. В этих поступках проявились не только жалость и доброта царевича, но и бережное отношение к природе, умение по – доброму распорядиться ею. Они тоже становятся потом волшебными помощниками Ивана – царевича. Жалость к животным, смелость, терпение, выносливость — вот самые яркие черты Ивана – царевича. Он проявляет решимость, мужество, упорство, терпит нужду, холод и голод. Иван – царевич доверяет старичку, который даёт ему клубочек, проявляет сочувствие и желание помочь, когда жалеет животных и отпускает щуку в море, проявляет бесстрашие, когда смело отвечает Бабе Яге. В этих испытаниях раскрываются его самые хорошие черты: он достоин уважения за то, что добрый, терпеливый, выносливый, смелый, боролся против Кащея.
Сказка «Царевна – лягушка» рассказала о том, как герой добивался победы, добра и справедливости. Он нашёл свою Василису Премудрую. Добро и справедливость торжествуют, но для этого герою пришлось пройти через трудности и испытания. Я считаю, что Иван – царевич смело боролся со злом, показал себя достойным представителем «добрых сил».
Эта сказка убеждает нас в том, что и в жизни человек может многого добиться благодаря уму, доброте, труду и смелости.
7.
Волшебная сказка «Царевна – лягушка» посвящена верности людей своему слову и делу, настойчивости в преодолении препятствий для достижения своей цели.
Глава 3 Баба Яга Слад 15
3.1. Кто такая Баба Яга?
Очень часто в русских народных сказках присутствует такой персонаж, как Баба Яга. Она хорошо известна всем с самого детства. Но многие ли из нас задумывались над тем, кто она такая, что означает её имя?
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, я обратился к энциклопедии и толковому словарю. Итак, Баба – первая часть имени говорит о её возрасте, о том, что она старая женщина, ведь наши русские слова «баба», «бабушка» обозначают людей старшего возраста.
Современный толковый словарь Ефремовой даёт два толкования второй части имени:
1). Яга – это злая старуха колдунья как персонаж русской народной сказки.
2). Яга — шуба мехом наружу.
А в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Даля сказано, что «Яга — шуба шерстью наружу из жеребячьих шкур». А слово «яга» произошло от древнего русского слова «ягать», что означает «ругаться», «кричать». Получается, что Баба Яга — это пожилая женщина, которая носит шубу мехом наружу и ругается, громко кричит.
И очень интересный материал об этом сказочном персонаже я нашёл в энциклопедии «Мифы народов мира», где сказано, что «Баба Яга — это лесная старуха – волшебница, живёт в лесу в избушке на курьих ножках, пожирает людей, забор вокруг избы — из человеческих костей, на заборе – черепа», у Бабы Яги костяная нога, нос крючком, горб на спине. Вот такой образ Бабы Яги мы знаем с раннего детства.
Работая над темой своего реферата, я вновь обратился к русским народным сказкам, в которых действует – злодействует Баба Яга.
8.
3.2. Баба Яга в русских народных сказках.
«Василиса Прекрасная», «Гуси – лебеди», «Марья Моревна», «Финист – ясный сокол» — это первые волшебные сказки нашего детства, в которых мы встречаемся с отрицательным сказочным персонажем — Бабой Ягой.
Во всех сказках Баба Яга — это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она выглядит устрашающе: например, в сказке «Финист – ясный сокол» Баба Яга описана так: «…Баба Яга костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос…»
В сказке «Царевна – лягушка» мы читаем: « …на печи, на девятом кирпиче лежит Баба Яга костяная нога, зубы — на полке, а нос — в потолок врос», а в сказке «Марья Моревна» : «…в избушке сидит Баба Яга костяная нога, нос в потолок врос, руки как крюки». Слайд 16
Передвигается Баба Яга в ступе, погоняя её пестом, заметает следы помелом. «Земля дрожит, ходуном ходит. Это Баба Яга в ступе летит…» — так говорится о появлении Бабы Яги в сказке «Василиса Прекрасная».
В сказках Баба Яга — старая и некрасивая, у неё мало зубов, нечёсаные волосы, большой горб, одежда на ней вся в заплатках, на ногах — лапти. Она всегда летает в своей ступе, в некоторых сказках она такая злая, что даже ворует маленьких детей. Злобная Яга живёт в дремучем лесу в своей избушке на курьих ножках, которая всегда выполняет её приказания, на службе у неё разные лесные жители: змеи, лягушки, черти, кикиморы, лешии.
Баба Яга вместе с Кащеем Бессмертным, Змеем Горынычем представляет в сказках страшные чудовища, тёмные силы, которые часто очень жестокие, коварные. Так русские люди в далёком прошлом выражали своё представление о зле. Сказочники не жалели красок, чтобы показать борьбу между добром и злом.
Баба Яга умеет пугать, колдовать, мешает положительным героям совершать добрые поступки.
В сказке «Финист – ясный сокол» образ Бабы Яги несёт в себе зло, она состоит в родственных отношениях с мачехой главной героини и помогает злой мачехе извести падчерицу.
В сказке «Гуси – лебеди» Баба Яга является похитительницей детей, пытается их зажарить, она отрицательный персонаж.
А в сказке «Марья Моревна» Баба Яга хотела погубить Ивана – царевича. 9.
В сказках, которые я перечитал, по характеру Баба Яга очень злая, хитрая, жестокая, командует нечистой силой. Она всем вредит, создаёт на пути трудности, похищает детей, может посадить героя на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть. Слайд 17
Во всех этих сказках Баба Яга предстаёт очень коварной. Она всегда хочет навредить добрым героям. Очень хорошо, что сказок со злой Бабой Ягой не так уж и много. Но без таких героев тоже нельзя, иначе не было бы сказки.
Подводя итог этой части работы, можно сказать о важности и незаменимости этого образа для русской волшебной сказки. Баба Яга и страху нагонит, и героя на выносливость испытает, и волшебство проявит, а где-то и уму-разуму научит. В сказочном образе Бабы Яги проявилось творчество русского народа, умение через слово выразить свою фантазию и мастерство сказителя.
Глава 4. Ваше мнение… Слайд 18
4.1. Результаты анкеты учащихся СОШ
с.Ния по теме «Русские народные сказки»
В ходе своей работы мне было интересно узнать, как ученики нашей школы знают русские народные сказки и их героев. Я решил провести небольшое исследование: подходил к ученикам разных классов и задавал вопросы:
- Читали ли вы русские народные сказки?
- Назовите главных героев русских народных сказок.
- Какие герои вам больше нравятся: положительные или отрицательные, или те и другие?
- Иван – царевич : какой он?
- Баба Яга: кто такая, где живёт, как выглядит, чем занимается?
- Что вам нравится в русских народных сказках?
Результаты опроса получились следующие: Слайд19
- Русские народные сказки читали все опрашиваемые ученики – 40 человек.
- Главные герои русских народных сказок: Иван-царевич, царевна – лягушка — 10, Баба Яга – 12, Кащей Бессмертный – 8, Кикимора, Водяной – 3, Змей Горыныч — 5, Дед и Баба — 2.
10.
- Нравятся герои: положительные (добрые) — 20, отрицательные (злые) — 10, те и другие – 10. Слайд 20
- Иван – царевич: добрый, смелый, честный, храбрый -40.
- Баба Яга: колдунья — 32, ведьма — 8;
живёт на болоте – 30, в избушке -5, в лесу – 5;
злая, страшная, некрасивая, старая, вредная, кривой нос,
лохматая – 30;
колдует, варит зелье, всех ловит, ест людей, летает,
превращается, обманывает – 30.
- В русских народных сказках всем ребятам нравится победа добра над злом.
Меня очень порадовали итоги проведённого опроса среди
учеников: все они знают русские народные сказки и их героев, представителей добрых и злых сил, очень хорошо, что ребята знают, что главным в сказках является то, что добро всегда побеждает зло.
Глава 5. Заключение Слайд 21
Итак, работая по теме исследования, я ещё раз перечитал
русские народные сказки, чтобы рассмотреть вопрос о добре и зле, я изучал образы Ивана – царевича и Бабы Яги, анализировал их поступки, составил характеристики этих героев и убедился в том, что они действительно являются яркими представителями добра и зла в русских народных сказках. Ведь добро и зло в сказках играет очень важную роль, потому что помогает нам уже с ранних лет понимать, что добро – это хорошо, а зло – это плохо. Поэтому можно сделать вывод: сказки учат доброте, отличать хорошее от плохого, терпению, трудолюбию, смелости, верить в свои силы, преодолевать трудности, бороться со злом, защищать слабых. В сказке всегда хороший конец: побеждает тот, кто любит свой народ, уважает старших, родителей. Слайд 22
И закончить свою работу хочется следующей пословицей: « Хоть зло сильно — всему вредит, добро на свете победит!»
11.
Список используемых источников:
- Книга «Русские народные сказки»
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Энциклопедия «Мифы народов мира».
- Ресурсы Интернета.
- Microsoft Office Pover Point-программа для создания презентации.
12.