Знакомство детей с народными промыслами.
Подготовила воспитатель Шитикова А.Р.
Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я познакомлю детей с самыми яркими и известными из них.
1. Дымковская игрушка
Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может.
2. Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
3. Хохлома
Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран.
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.
4. Городецкая роспись
Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
6. Гусевской хрусталь
Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
7. Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
9. Тульский самовар
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом.
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
10. Палехская миниатюра
Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
11. Гжель
Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускать полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей.
12. Павлово-посадские шали
Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Сейчас оригинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.
15. Тульский пряник
Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Содержание статьи
- Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
- Виды народных промыслов в России
- Народные промыслы с использованием древесины
- Художественные промыслы: роспись
- Русские народные игрушки из глины
- Промыслы с использованием ткани
- Промыслы с использованием металла
- Где можно увидеть процесс создания изделий?
- Центры народных промыслов центральной России – таблица
- Музеи народных промыслов России
- Самые известные промыслы России
- Павлопосадские платки
- Хохломская посуда
- Жостовские подносы
- Дымковская игрушка
- Вологодское кружево
- Вопросы и ответы
Русь издавна славилась своими мастерами и рукодельницами. Многие народные промыслы России стали визитной карточкой страны. Предлагаем окунуться в дивный мир старинных глиняных игрушек, резного дерева, пестрой росписи и дивного кружева. Взрослые и дети узнают больше о традициях своих предков. Школьникам информация поможет написать сочинение в 3 классе или научный доклад по географии.
Что такое промысел – как промыслы зарождались и развивались?
Народные промыслы и ремесла – это прикладные виды искусства, которые складывались усилиями мастеров нескольких поколений. Мастерство передавали «из рук в руки» отцы сыновьям, а матери дочерям.
Промысел – это форма народного творчества, зародившаяся много веков назад. Изделия русского промысла отражают русскую культуру и традиции.
Мастера стремились создать не только практичные, но и красивые предметы. Для создания использовались природные материалы: дерево, глина, кость и другие. Приемы и способы художественной обработки, формы изделий с течением лет оттачивались, приобретали свой особый стиль. В орнаменте изделий отражается видение мастера окружающего мира, его представление добре и зле, связанные с историей народа.
Видео презентация для дошкольников:
Картинки:
Различно происхождение промыслов. Зарождение одних связано с бытом крестьян, изготовлением праздничных и повседневных предметов: вышивка, узорное ткачество. Другие промыслы берут начало от деревенских ремесел: плотничество, гончарство. Некоторые появлялись благодаря заказам: великоустюжская чернь, холмогорская резьба.
Многие промыслы стали визитной карточкой России, а кустарное производство перешло на промышленную основу. Мастера получают поддержку от государства и продолжают развивать свое дело.
Виды народных промыслов в России
К изделиям народного промысла относятся посуда и фигурки из глины, особая роспись, кружево, ковроткачество, резьба по дереву и кости.
Промыслы возникали и развивались вблизи природных источников сырья.
Художественная обработка дерева зарождалась в лесных районах, гончарное производство – в местах залежей глин. Производство металлических изделий характерно для районов с месторождениями руд черных и цветных металлов. Эскимосы, ненцы, чукчи издавна занимались обработкой кости морских животных, а жители гор обрабатывали камень.
Народные промыслы с использованием древесины
Россия самая лесная страна в мире – 45% ее территории покрыто лесом. Неудивительно, что во многих районах страны получили развитие народные промыслы с использованием древесины. Вот самые известные из них:
- Матрешка. Ставшая символом страны деревянная игрушка появилась в подмосковной усадьбе Абрамцево в 1891 году.
- Абрамцево-кудринская рельефная резьба по дереву.
- Хохломская посуда.
- Волховская роспись по дереву.
- Богородская игрушка.
- Капокорешковый промысел
Художественные промыслы: роспись
Узоры резьбы и росписи в художественных промыслах России имели определенное символическое и магическое значение. Отличительной чертой старинных художественных промыслов является использование натуральных красителей: сажи, соков растений, глины, отваров коры деревьев, ягод и корней. Примеры:
- Мезенская роспись.
- Федоскинская миниатюра.
- Палехская миниатюра.
- Городецкая роспись.
- Борецкая роспись.
Русские народные игрушки из глины
Наряду с игрушками из дерева, соломы и ткани, в России были широко распространены игрушки из глины. Создавались они в основном детскими руками из остатков глины, используемой для изготовления посуды. Русские народные промыслы, представленные глиняными игрушками:
- Старооскольская глиняная игрушка.
- Абашевская игрушка.
- Дымковская игрушка.
- Филимоновская игрушка.
- Каргопольская игрушка.
- Романовская игрушка.
Промыслы с использованием ткани
Одним из распространенных видов народного искусства на Руси было ручное узорное ткачество. В 16-17 вв. в Москве располагалось несколько ткацких слобод, где делали льняные полотенца и узорные скатерти для бояр. Узорами украшали передники, сарафаны, рукава и подолы рубах. Ткани изготавливали на ручных станках, а ткать и прясть девочки учились с малых лет. Считалось, что вышивка играет роль оберега. Промыслы с использованием ткани:
- Вологодское кружево.
- Елецкое кружево.
- Оренбургский пуховый платок.
- Павлопосадский платок.
- Древнерусское лицевое шитье.
- Крестецкая вышивка.
Промыслы с использованием металла
Обработка металла издавна развивалась на Руси. Литье было освоено еще в 6-8 вв. В Новгороде, Киеве, Владимире и Москве ремесленники изготавливали браслеты, пряжки и поясные накладки. Использовали бронзовые сплавы, золото, серебро. Литье часто сочеталось с эмалью, чеканкой, филигранью. Самого высокого уровня художественная обработка металла достигла в Костроме, Вологде, Ростове, Калуге, Великом Устюге. Русские народные промыслы с использованием металла:
- Каслинское литье.
- Тагильский поднос.
- Жостовский поднос.
- Великоустюжское чернение по серебру.
- Мороз по жести.
Где можно увидеть процесс создания изделий?
Многие народные промыслы России живы по сей день. Старинными ремеслами продолжают заниматься дети мастеров и рукодельниц. В таких местах особая аура, которая переносит на десятки и сотни лет назад. В них стекаются туристы, проводятся экскурсии для взрослых и детей.
- Слобода Дымково. Чтобы увидеть процесс создания глиняных изделий, в Дымково лучше приехать на летних каникулах или в начале осени. Весной здесь случаются паводки, отчего слободу называют «вятской Венецией». Здесь проводятся фестивали, конкурсы и мастер-классы по лепке и росписи игрушек.
- Село Коровино. Здесь мастера гончарного промысла изготавливают керамику по старинным технологиям. Сначала глина хранится в специальных ямах, потом «зреет» на солнце. Наконец, к ней добавляют воду и замешивают «глиняное тесто». Лепят в основном посуду. Изделия сушат, обжигают в печи и украшают глазурью. Гости села могут увидеть весь процесс своими глазами, и при желании, попробовать себя в гончарном деле.
- Деревня Жостово. Небольшая деревушка находится неподалеку от подмосковного города Мытищи. В ней все напоминает о старинном промысле. Даже дорожные указатели и таблички на зданиях сделаны в виде знаменитых «цветущих» металлических подносов. Здесь можно вживую понаблюдать за работой художника, посмотреть выставку, и даже украсить металлические заготовки самому.
Центры народных промыслов центральной России – таблица
География центральной Россия разнообразна. Поэтому здесь сосредоточились самые различные народные промыслы. Таблица:
Название промысла | Центр | Изделия |
Гжельская керамика | Московская обл., с. Гжель | Керамическая посуда с синей росписью по белому фону |
Богородская резьба | Московская обл., п. Богородское | Резные деревянные игрушки на темы сказок |
Дымковская игрушка | Кировская обл., г. Киров | Расписная глиняная игрушка-свистулька |
Торжокское золотое шитье | Тверская обл., г. Торжок | Вышивка золотыми и серебряными нитями предметов одежды |
Жостовская роспись | Московская обл., с. Жостово | Металлические подносы с росписью (цветы, фрукты) |
Палехская миниатюра | Ивановская обл., с. Палех | Лаковая миниатюра из папье-маше |
Хохломская роспись | Нижегородская обл., с. Семино | Деревянная посуда с золотой росписью на черном и красном фоне |
Городецкая роспись | Нижегородская обл., г. Городец | Декоративные панно, детская мебель, игрушки, деревянная посуда |
Ростовская финифть | Ярославская обл., г. Ростов | Медальоны, ювелирные украшения, столовая посуда с художественной эмалью |
Павлопосадский платок | Московская обл., г. Павловский Посад | Шерстяные шали и платки с объемным цветочным рисунком |
Музеи народных промыслов России
В каждом центре народного промысла России действуют музеи с удивительными экспонатами. Некоторые из них располагаются на базе старинных фабрик.
- В Вологде на Кремлевской площади в 2010 году открылся Музей кружева, где представлены больше 500 образцов, рассказывающих о зарождении и развитии традиционного промысла Вологодчины. Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в музее кружевной фирмы «Снежинка» и в музее-заповеднике в Вологде.
- В Оренбурге расположен первый частный музей «Гильдия Пуховниц». В нем собрана большая и эксклюзивная коллекция оренбургских пуховых платков ручной работы – визитной карточки Оренбургского края.
- В г. Туле стоит посетить музей Тульского пряника. Сразу после открытия он стал невероятно популярен не только у горожан, но и жителей других городов и стран. Старинное лакомство имеет свои традиции и историю. В музее представлены старинные формы для пряников, пряник, размером с полтинник, и гигантский пудовый. Туристы могут продегустировать тульский пряник с чаем и приобрести его в качестве сувенира.
- В г. Москве находится уникальный музей народной игрушки «Забавушка». В нем представлено больше тысячи экспонатов из разных уголков России (40 традиционных центров ремесла). Детям на экскурсии разрешается трогать игрушки руками, играть с ними, как делали это предки 100 лет назад.
Увидеть все разом образцы народных промыслов и ремесел России можно в Московском областном музее в с. Федоскино. В нем представлены подлинные предметы крестьянского быта России 19-20 вв.: тканные, деревянные, скобяные, гончарные изделия. Среди декоративных промыслов Хохломская, Семеновская, Жостовская, Мезенская, Тагильская, Городецкая, Гуслицкая, Кудринская, Владимирская, Пермогорская, Борецкая росписи, изделия Ленинградского фарфорового завода, завода Гжель, Дымковская игрушка, Скопинская керамика, Тульские самовары и мозаичные работы в технике «Маркетри».
Самые известные промыслы России
Многие народные художественные промыслы России снискали мировую известность. Изделия участвуют в выставках за рубежом и отмечаются высокими наградами. Туристы приобретают их в качестве сувениров, а антиквары собирают коллекции.
Павлопосадские платки
Сегодня красочные павлопосадские платки производят на фабриках. Но изначально павлопосадский платок появился как промысел. Он зародился в селе Павлове (в наши дни Павловский Посад) в 18 веке. В 1795 году крестьянин Иван Лабзин на его базе создал предприятие с наемными рабочими, а еще спустя 60 лет, его внук Яков, организовал полноценное производство набивных платков и шалей.
Выглядели они точно так же, как сейчас:
Традиционный павлопосадский платок представляет собой набивную шерстяную шаль черного или красного цвета, с объемным цветочным узором.
Павлопосадский платок покупают не только в качестве сувенира из России, но и используют его по прямому назначению. Это теплый, уютный и модный элемент гардероба. Рисунки платков самые разнообразные. Они развивались от стандартных образцов, характерных для московского региона, до турецких «огурцов» и натуралистических садовых цветов. Сегодня стиль павлопосадского платка характеризует объемное изображение цветов (георгин, роз, и других). Они могут быть собраны в гирлянды, букеты или разбросаны по полю платка. Иногда рисунок дополняет орнамент и стилизованные растительные элементы.
Хохломская посуда
В конце 19 века хохломской посудой пользовались не только крестьяне, но и члены царской семьи. И сегодня интерес к ней не угас. Хохломская роспись деревянной посуды уникальна в мировой культуре. Ее стиль больше нигде в мире не повторяется. Зародился русский народный художественный промысел в Заволжье, а свое название получил по одному из сел Нижегородского округа – Хохлома. Село удачно располагалось на торговых путях, поэтому хохломская посуда развозилась по всей России, продавалась в страны Западной Европы и Азии.
Особенностью хохломской деревянной посуды является пестрый черно-красно-золотой узор растительных мотивов.
Любопытно, что на дерево наносится не золотой, а серебряный оловянный порошок. После посуда покрывается лаком, 3-4 раза обрабатывается в печи. Так появляется эффект матовости и уникальный медово-золотой цвет. В наши дни хохломской росписью занимаются в двух центрах – в г. Семенове на фабриках «Хохломская роспись», «Семеновская роспись» и в деревне Семино Ковернинского района на предприятии «Хохломской художник».
Жостовские подносы
Кажется, что украшенные жостовской росписью металлические подносы подсвечиваются изнутри. Сложно не залюбоваться рисунком из полевых трав и садовых цветов, мелким золотым узором по краю. Любопытно, что изначально в деревне Жостово расписывали портсигары и табакерки из папье-маше. Но после того как местные мастерские стали выпускать кованые металлические подносы, промысел вышел на новый уровень.
Жостовские мастера последовали примеру тагильцев, которые рисовали цветочные композиции на железе еще с середины 18 века. Оба промысла живы по сей день, и отличить их непрофессионалу сложно. Но есть одна особенность: в Жостово помимо цветов рисуют коней.
Дымковская игрушка
Красочная нарядная глиняная игрушка из слободы Дымково (ныне окрестность г. Кирова) имеет многовековую историю.
Народ изготавливал игрушки из местной глины к празднику Свистопляски. Петухи, бараны, птички и коровы имели полость внутри и могли издавать свист. Позднее появились образы барынь, крестьянских мужиков, офицеров, всадников, водоносок.
В начале 20 века промысел едва не прекратил свое существование. Оставалась только одна мастерица – Анна Мерзина. После революции дымковскую игрушку восстановили, и она перешла под крыло Союза художников, где находится и сегодня. Народный «дымковский» стиль неоднократно использовали модельеры одежды. Он был задействован в создании многих художественных произведений и на церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.
Вологодское кружево
Известное во всем мире вологодское кружево, отмеченное множеством золотых медалей – достояние Русского Севера. Здесь кружевоплетением занимались с 16 века.
Кружево плели на деревянных палочках – коклюшках. Его особенностью есть то, что основные изображения выполняются плотной, равномерной и непрерывной тесьмой. Они четко вырисовываются на фоне узорчатых решеток со звездочками и розетками.
В нынешнем виде вологодский промысел появился в 19 веке. Кружевоплетение было организовано в мастерских при усадьбах, где над ним работало 40 000 мастериц. Затем в 1928 году появилась профессионально-техническая школа и в 1930 году Вологодский кружевной союз. Сегодня действует объединение «Снежинка», организованное в 1960 году. Здесь сохранены старинные технологии, изготавливаются уникальные кружева по эскизам художников для выставок, а также обычные кружевные занавеси, покрывала и салфетки.
Вопросы и ответы
О каких народных промыслах России мало кто вспоминает?
Россия невероятно богата промыслами, но многие из них, несмотря на былую популярность, незаслуженно ушли в тень. Это абашевская игрушка, финифть, томская береста, костромская скань, шемогодская резьба. На грани вымирания находятся буткинское ковроткачество, туринская игрушка, богдановичский фарфор.
Сколько видов народных промыслов существует в России?
На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Но их количество стремительно сокращается. По оценке минпромторга, за последние 30 лет страна лишилась более 200 промыслов.
Народные художественные промыслы России – часть национального наследия и самобытной культуры русского народа. В разных городах действуют музеи и выставочные центры. Особенно интересно посещать их детям. Можно открыть неожиданные таланты и почувствовать себя народным мастером.
С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.
Содержание:
- Гжельская роспись
- Жостовская роспись
- Палехская миниатюра
- Федоскинская миниатюра
- Хохлома
- Городецкая роспись
- Мезенская роспись
- Вологодское кружево
- Елецкое кружево
- Мценское кружево
- Вятское кружево
- Оренбургский пуховый платок
- Павловопосадские платки
- Крестецкая строчка
- Каслинское литье
- Шемогодская прорезная береста
- Варнавинская резьба по кости
- Абрамцево-кудринская резьба
- Гусевский хрусталь
- Филигрань
- Финифть
- Малахитовые изделия
Гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века.
Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
Специалисты утверждают, что аутентичными изделиями Гжели можно назвать лишь авторские работы, сформировавшие привычную нам стилистику Гжели в 80-е годы XX века. Это работы таких художников, как Азарова, Денисов, Неплюев, Федоровская, Олейников, Царегородцев, Подгорная, Гаранин, Симонов и другие. Каждый из этих мастеров ставит на изделии личную подпись или штамп предприятия, на котором работает. Если мастер является сотрудником предприятия, то его изделия передаются в производственный цех в целях тиражирования.
Жостовская роспись
В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Так появились так называемые тагильские подносы. Промышленники Демидовы, курировавшие этот промысел, весьма заботились о качестве и художественной ценности изделий. С целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу. Исторический стиль тагильских подносов был создан благодаря этой школе и самому авторитетному ее преподавателю — выпускнику Императорской Академии художеств В.И. Албычеву.
Расписные тагильские подносы продавались по всей стране. Подобные изделия стали пытаться производить и в других местах. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там, получили известность в первой половине XIX века. С тех пор этот вид промысла получил наименование «жостовская роспись». До наших дней промысел росписи подноса сохранился только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись делается главным образом по черному фону (изредка по красному, синему, зеленому).
Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные.
Палехская миниатюра
В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих краях проживал известный старообрядческий отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел на владимирскую землю, чтобы принять Старую Веру и вести уединенный образ жизни. Подробнее о Вязниковском уезде читайте в статье «Приключения француза в старообрядческой России»).
После октябрьской революции и начала гонений на религию палехским иконописцам пришлось искать новый способ заработка. Таким образом, многие переквалифицировались в мастеров лаковой миниатюры. Этот вид миниатюры выполняется темперой на папье-маше. Как правило, расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, игольницы и другое. Роспись делается золотом на черном фоне. Оригинальная технология прошлого столетия, которую применяли первые палехские умельцы в 1920-30-е годы XX века, сохранилась частично.
Характерные сюжеты палехской миниатюры заимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Немало сюжетов посвящено событиям истории, включая революцию и гражданскую войну. Есть цикл миниатюр, посвященный освоению космоса. С начала XXI века среди некоторых мастеров, работающих в палехской манере, наблюдается тенденция возврата к иконописным сюжетам.
Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра — это еще один вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи. Выполняется масляными красками на папье-маше. В отличие от миниатюр Палеха, приемы которых пришли из иконописи, федоскинская миниатюра изначально формировалась как вид прикладного искусства, отсюда и манера письма более «приземленная».
Федоскинская миниатюра зародилась в конце XVIII века в селе Федоскино Московской губернии. Основные мотивы миниатюры: «тройки», «чаепития», сцены из жизни крестьян. Наиболее высоко ценились ларцы и шкатулки, которые были украшены сложными многофигурными композициями — копиями картин русских и западноевропейских художников.
В XIX веке федоскинская миниатюра служила в большей степени декоративным целям. В середине XX века стало развиваться авторское направление. Сюжеты миниатюр стали усложняться.
Хохлома
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.
Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
Городецкая роспись
Городецкая роспись появилась в середине XIX века в районе старинного города Городца Нижегородской губернии. Усилиями старообрядцев Городец стал центром деревянного кораблестроения и торговли хлебом со всероссийской известностью. Купцы-старообрядцы жертвовали значительные суммы на строительство церквей, на содержание больниц, приютов для сирот, народное просвещение и благоустройство города.
Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой. Городецкой росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки, дуги, сани, детские игрушки.
Вот что говорит В.С. Воронов о городецкой росписи:
Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи.
Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом.
Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье. Основные цвета мезенской росписи — черный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента — диски, ромбы, кресты. Расписанный предмет покрывали олифой, что предохраняло краску от стирания и придавало изделию золотистый цвет.
В конце XIX века мезенская роспись сосредоточилась в деревне Палащелье, где работали целые семьи умельцев: Аксеновы, Новиковы, Федотовы, Кузьмины, Шишовы. В середине 1960-х гг. мезенскую роспись возродили потомки старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотов в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С Фатьяновы в селе Селище. Выставка мезенских прялок в 2018 году стала первым событием в только что открывшемся музее им. Гиляровского, что в Столешниковом переулке в г. Москве.
Вологодское кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен.
Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.
Елецкое кружево
Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец.
Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.
Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.
Мценское кружево
Мценское кружево — вид русского кружева, которое плетется на коклюшках.
Мценское кружево появилось в городе Мценске Орловской области в XVIII веке. Это стало возможным благодаря местной помещице Протасовой, которая собрала мастериц из разных уголков России и основала мануфактуру — самое крупное на тот момент производство кружева в России.
Отличительной особенностью является использование геометрических мотивов. По сравнению с вологодским кружевом, узор в нем менее плотный и насыщенный, как пишут специалисты — более «воздушный».
Вятское кружево
В начале XVIII века в Вятской губернии появляются мастерицы, занимающиеся изготовлением кружева. Однако промышленный масштаб производство кружева приобретает лишь во второй половине XIX века. Этим промыслом занимаются мастерицы из крестьян. В 1893 году в слободе Кукарке Яранского уезда Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Формы изделий разнообразны и порой необычны: это жилеты, оплеты платков, воротники, салфетки с узорами в виде бабочек, пышных цветов, прихотливых петель.
Наиболее интересные изделия из вятского кружева были созданы в советское время. Эти достижения связаны с именем знаменитой художницы-кружевницы, лауреатом Государственной премии России имени Репина Анфисой Фёдоровной Блиновой. Её работы находятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Российском художественном фонде, Московском НИИ художественной промышленности.
В условиях экономического кризиса 90-х годов XX века кружевная фабрика, расположенная в городе Советске (бывшая слобода Кукарка), была закрыта. Только совсем недавно, в 2012 году, в городе был создан производственный кооператив-артель «Кукарское кружево», мало-помалу возрождающий традиции старинного ремесла.
Оренбургский пуховый платок
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из уникального пуха оренбургских коз, нанесенного на специальную основу (х/б, шелк или другой материал).
Этот промысел возник в Оренбургской губернии в XVIII веке. Изделия являются очень тонкими, как паутинки, но при этом имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце.
В середине XIX века пуховые платки были представлены на выставках в странах Европы, где получили международное признание. Принимались неоднократные попытки, в том числе и за рубежом, открыть производства подобного пуха для нужды легкой промышленности. Однако они не увенчались успехом. Выяснилось, что для получения такого тонкого и теплого пуха у коз необходимы довольно суровые климатические условия и определенное питание, совокупность которых возможны лишь на территории Оренбургского края.
Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором.
В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.
Крестецкая строчка
Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) — народный промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии, издревле заселенном староверами федосеевского согласия.
Крестецкая строчка — это наиболее трудоемкая и сложная в технике исполнения строчевая вышивка.
Вышивка выполнялась на ткани изо льна, причем нити, основы и утка подрезались и выдёргивались из ткани, образуя просветы, наподобие сетки. Эта ткань и использовалась для создания разнообразных узоров и вышивок. Крестецкой вышивкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца.
Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли.
Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим:
Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы.
Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру.
Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной Парижской всемирной выставке прикладного искусства в 1900 году.
Шемогодская прорезная береста
Особую популярность получила шемогодская прорезная береста, которая берет свое начало в Вологодской области. Береста, несмотря на свою кажущуюся хрупкость, — довольно прочный и долговечный материал. Вологодские мастера изготавливают разнообразные корзинки, посуду, туеса, украшения и даже обувь и одежду.
Особенность этих изделий заключается в том, что с традиционным узором переплетается естественный растительный орнамент, листья и ягоды, цветы и стебли, животные и люди. Традиционные узоры Шемогодской прорезной бересты гравируются на листах бересты тупым шилом и прорезаются острым ножом с удалением фона. Под ажур иногда подкладывается цветная бумага или еще один слой бересты; резьба дополняется тиснением. В XIX веке эти изделия прозвали «берестяным кружевом».
В советское время изделия из шемогодской прорезной бересты считались символом русского леса и пользовались спросом среди иностранцев. Тогда же был организован цех резьбы по бересте при Шемогодском мебельном комбинате (Вологодская область). И в наши дни ни одна русская ярмарка не обходится без берестяной посуды.
Варнавинская резьба по кости
Этот русский промысел возник в среде профессиональных нижегородских столяров, занимающихся резьбой по дереву. В качестве основного сырья мастера используют трубчатую кость крупного рогатого скота — «цевку» и рог. Также для изготовления дорогих видов изделий используются более редкие и ценные виды кости мамонта и моржа.
Варнавинская резьба по кости применяется, главным образом, при изготовлении женских украшений (заколки, гребни, шпильки, расчески, броши, кулоны, бусы, колье, подвески, браслеты, серьги, кольца, перстни), шкатулок, ларцов, авторучек, декоративной посуды и других сувениров.
Особенность таких изделий заключается в абсолютной неповторимости и индивидуальности. Каждый предмет выполняется вручную, без каких-либо шаблонов и штампов.
Абрамцево-кудринская резьба
Абрамцево-кудринская резьба — это художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце XIX века в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево.
С помощью данной техники делали ковши, блюда, вазы и шкатулки, а также любые предметы домашнего декора и обихода. Особенность этих изделий состоит в преобладании различных завитков, розеток, веточек, тонировки и полировки дерева.
Расцвет этого промысла приходится на советский период времени — 20-40-е годы. Заказы работникам кудринской артели «Возрождение» поступали даже от Третьяковской галереи. Исторические и современные изделия, сделанные в стиле абрамцево-кудринской резьбы, были представлены на международной выставке в Париже в 1937 году. После распада СССР фабрика кудринской резьбы была закрыта. Сегодня промысел сохраняется благодаря работе частных мастеров.
Гусевский хрусталь
История гусевского хрусталя началась в 1756 году, когда орловский купец Аким Мальцов основал на берегу реки Гусь в дремучих мещерских лесах первый стекольный завод.
Первые упоминания о Гусской волости относятся к XVII веку. Когда на строительство в Подмосковье стекольных мануфактур был наложен запрет из-за чрезмерной вырубки лесов, в поселке Гусь на одноименной реке был построен первый хрустальный завод, мастеров для которого специально привезли из Можайска. Так началась история не просто производства, но целого народного промысла, процветающего и по сей день.
Сейчас завод в первую очередь славится своим художественным стеклом. Гусевские художники, учитывая особенности материала, придают ему высокохудожественную выразительность, умело используя и цвет, и форму, и декор.
Филигрань
Филигрань (или скань) — ювелирный промысел, использующий ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной и т.д. проволоки. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: веревочка, шнурок, плетение, елочка, дорожка, гладь. В единое целое отдельные элементы филиграни соединяют при помощи пайки. Часто филигрань сочетают с зернью — металлическими мелкими шариками, которые напаиваются в заранее подготовленные ячейки (углубления). Зернь создает эффектную фактуру, игру светотени, благодаря чему изделия приобретают особо нарядный, изысканный вид. Материалами для филигранных изделий служат сплавы золота, серебра и платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер. Украшения, выполненные в технике филиграни, оксидируют и серебрят. Часто филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой.
Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. В XVIII веке изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки. С XIX века изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Это и дорогая посуда, и церковная утварь и многое другое.
Центрами сканного дела сегодня являются:
- Село Казаково Вачского района Нижегородской области, где располагается предприятие художественных изделий, которое производит уникальную ювелирную продукцию в древнейшей технике художественной обработки металла — скань.
- Поселок Красное-на-Волге Костромской области, тут находится Красносельское училище художественной обработки металлов, главной задачей которого является сохранение традиционного красносельского ювелирного промысла — скань, эмаль, чеканка и другое.
- Город Павлово Нижегородской области, где расположен техникум народных художественных промыслов России.
Финифть
Финифть — изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали на металлической подложке. Стеклянное покрытие является долговечным и не выцветает со временем, изделия из финифти отличаются особой яркостью и чистотой красок. Эмаль приобретает нужный цвет после обжига с помощью добавок, для которых используются соли металлов. Например, добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зеленый.
Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Промысел возник в XVII веке в Сольвычегодске. Позже подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции, нанесенные красками на медную основу: цветочные орнаменты, птицы, звери, в том числе и мифологические. Однако в начале XVIII века стала популярна однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 1970-е годы XX века началось возрождение «усольской» многоцветной финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.
Также существует ростовская финифть — русский народный художественный промысел, который существует с XVIII века в городе Ростове Великом Ярославской области. Миниатюрные изображения выполняют на эмали прозрачными огнеупорными красками, которые были изобретены в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.
Малахитовые изделия
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей. С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из монолита.
Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью на Урале и фольклорными обычаями местного населения.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок»
Конспект беседы: «Народные промыслы России»
Конспект составил воспитатель
первой квалификационной категории
Хасанова Л.Н.
Городской округ «Город Губаха», 2020 г.
Тема беседы: «Народные промыслы России».
Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.
Оборудование: наглядный материал (книжки – раскраски «Гжель», «Хохлома», «Матрешки», иллюстрации), игрушки – богородская, дымковская, матрешки; деревянная посуда с хохломской росписью, росписью гжель; елецкие кружева.
Ход беседы:
— Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России,
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
— Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.
Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.
Хохлома
У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.
Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.
Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.
Роспись хохломских изделий полна неповторимого своеобразия. Основной рисунок – колосья, ягоды, листья, цветы и главное трава. «Травка» – черно-красная трава по золотистому фону – считается основой для хохломского художника. (Рассматриваются, анализируются изделия посуды, фотографии)
— Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)
— Какие узоры использовали художники?(ягоды, листья, цветы, завитки)
— А какое настроение вызывает эта посуда?(ответы детей)
Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:
Как волшебница жар – птица,
Не выходит из ума
Чародейка – мастерица,
Золотая хохлома.
И богата и красива,
Рада гостю от души.
Кубки, чаши и ковши.
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной хохломы.
Сине-голубое чудо Гжели.
— А сейчас посмотрим на рисунки этой посуды (просмотр альбома «Гжель»). Что общего в ней? Правильно, эта посуда окрашена сине-голубым узором, расположенном на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в с.Гжель Московской области. А зародился этот промысел более 400 лет назад. Из белой глины умельцы лепили самую разную посуду, которую украшали лепными деталями. Лепили фигурки людей, животных, птиц. Украшали все это узорами сине-голубого цвета. А еще есть сказка – легенда:
«Пошли как-то девушки, жившие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя – и небо в ней синее. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы – травинки и былинки в поле, цветы на лугу и в саду».
В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).
«Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье –
Русская звонкая Гжель»!
Елецкие кружева.
В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)
Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)
Игрушки.
С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.
(Показ иллюстрации игрушки «Кузнецы») Эта игрушка из села Богородское Московской области. Богородскую игрушку вырезают из липы. Особенно любят делать богородские мастера медведей. Здесь медведь с мужиком в кузнице работают, молотами стучат. Богородские игрушки умеют двигаться. Детям такие игрушки особенно нравятся.
А вот глиняные лепные игрушки. Называют их дымковскими. Их делают в селе Дымково рядом с русским городом Вяткой. Люди придумали делать эти игрушки давным-давно. Сначала их делали не для забавы, они охраняли домашний очаг, семью, служили оберегом. Потом дымковцы стали раскрашивать их яркими красками и использовать их как игрушки и сувениры. Детьми и взрослыми очень любимы были глиняные свистульки, которые умели петь на разные голоса. Знамениты дымковские «Барыни» в пестрых сарафанах, «индюки», «олени», «козлы», «всадники».
А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.
Словно репка, она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко
Парой черных смородинок-глаз.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А в нутрии секреты есть:
Может, три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ……… (Матрешка)
— Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.
Наиболее известны семеновские и загорские матрешки. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник. Позже на матрешек стали наносить всевозможные сценки из жизни – о крестьянском быте, о веселых ярмарках, о народных праздниках. (Просмотр альбома и анализ изображений матрешек)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были пустыми внутри, а в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка, она даже формой чем-то напоминает яйцо. А название «матрешка» произошло от старинного женского имени Матрена, считавшегося одним из наиболее распространенных женских имен.
— Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.
Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)
Делу – время, … (потехе – час)
Терпенье и труд… (все перетрут)
Сделал дело – … (гуляй смело)
Семь раз отмерь – … (один отрежь)
— Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)
Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.
Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.