НАРОДНЫЕ СКАЗКИ, ИХ РОЛЬ В ОБЩЕМ И РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики.
Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др.
Сказки пользуются большой популярностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению.
Сказка вызывает у детей любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать.
«Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, — писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957 с 417-421)
Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у младших школьников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи.
Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младших школьников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке).
Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
— придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик);
— срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
— составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» — «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» — «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.
Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, учитель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно.
Считается, что младшим школьникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению можно подбирать специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах. А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием.
Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке «Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д.
Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а…).
Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему — «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, на начальном этапе для детей не вводится столь сложная терминология (глаголы, существительные). Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например, «Жи – бы – де – ба – бы – у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т.д.»
Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками:
— найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
— сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»;
— разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях ( мука, — му, ка), (собачий хвост – собачий характер);
— объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…);
— произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса».
Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух , — дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.
Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру — задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок.
А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель.
Каждая личность – клад фантазии. У детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово:
— придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.);
— превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.);
— составлять фантастические сказки о себе.
По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается.
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154)
Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей.
Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.
Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов.
Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.
Гениальными
произведениями народного творчества
являются народные сказки. Они издавна
составляют элемент народной педагогики.
Само слово «сказка»
происходит от «сказывать» (говорить,
рассказывать). С этим связана и простая
разговорная манера ее преподнесения.
Народная сказка по своей природе тяготеет
к тому, чтобы ее рассказывали. Именно
так родились сказки, так они живут до
сих пор – в передаче рассказчиков.
Читающий по книге или лучше наизусть
как бы обращается к детям, желая
воспроизвести историю, событие, случай
свидетелем которого он был сам или
необычность которого намерен передать
«Я там был…», «Жили – были…» и др.
Сказки пользуются
большой популярностью у детей младшего
и среднего дошкольного возраста. Они
прочно вошли в детский быт. По своему
содержанию, народная сказка, вполне
доступна маленькому ребенку, близка
его мышлению, представлению.
Сказка вызывает
у дошкольников любовь и интерес своей
яркостью образов, необычностью,
загадочностью, занимательностью событий,
неограниченными возможностями для
фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные
сказки о труде, о вещах, о технике, о
природе интересны дошкольникам. В
образной форме показывают детям сущность
явлений, формируют мышление, подготавливают
научное миропонимание, учат беречь
вещи, созданные человеческим трудом,
любить и охранять окружающую природу.
В
сказках жизненная правда народа
раскрывается в развернутом повествовании.
Яркая наглядность художественных
образов, совершенство и простота
композиции, богатство языка сказок
способствуют глубокому и устойчивому
восприятию ребенком идей народа,
отразившихся в них, его представлений
о добре и зле, о правде и несправедливости,
о человеческой красоте. Сказки развивают
личность ребенка, они пробуждают его
фантазию, учат мечтать.
«Хорошо
рассказанная сказка – это уже начало
культурного воспитания, —
писал А. С. Макаренко. – Былобы
весьма желательно, если бы на каждой
книжной полке был сборник сказок… Выбор
сказки имеет большое значение… Лучшими
сказками для малышей всегда будут сказки
о животных. В сказочном богатстве этих
сказок очень много, и они очень хороши.
По мере роста ребенка можно переходить
к сказкам о человеческих отношениях,
где уже изображается борьба между бедным
и богатым.»
(Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957 с
417-421)
По
мнению В. А. Сухомлинского, «сказка,
игра фантазии – животворный источник
детского мышления…Через сказочные
образы в сознание детей входит слово с
его тончайшими оттенками; оно становится
средством выражения мыслей и чувств.
Под влиянием чувств, пробуждаемых
сказочными образами, ребенок учится
мыслить словами. Без сказки – живой,
яркой, овладевшей сознанием и чувствами
ребенка, — невозможно представить
детского мышления и детской речи. Дети
находят глубокое удовлетворение в том,
что их мысль живет в мире сказочных
образов. Несколько раз ребенок может
пересказывать одну и ту же сказку и
каждый раз открывает в ней что-то новое.
В сказочных образах – первый шаг от
яркого, живого, конкретного к
абстрактному…Ребенок знает, что в мире
нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки,
на Кащея Бессмертного, но он воплощает
эти образы добро и зло, и каждый раз,
рассказывая одну и туже сказку, выражает
свое отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима
от красоты, способствует развитию
эстетических чувств, без которых
немыслимо благородство души, сердечная
чуткость к человеческому несчастью,
горю, страданию. Благодаря сказке ребенок
познает мир не только умом, но и сердцем.
И не только познает, а и откликается.
Сказка
– благодатный и ничем не заменимый
источник воспитания любви к Родине.
Патриотическая идея сказки – в глубине
ее содержания; созданные народом
сказочные образы; живущие тысячелетия,
доносят к сердцу и уму ребенка могучий
творческий дух народа, его взгляды на
жизнь, идеалы, стремления. Сказка
воспитывает любовь к родной земле уже
потому, что она – творение народа. Сказка
– это духовное богатство народной
культуры, познавая которое, ребенок
познает сердцем родной народ.»
(Сухомлинский
В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев.
1972 с 153-154)
Особенностям
восприятия сказок дошкольниками отвечает
широкое использование диалогов, всякого
рода песенок, юмора, а также устойчивых
характеристик, которые почти не меняются
при переходе из сказки в сказку. Они на
всю жизнь сохраняются и служат опорой
для многообразных ассоциаций при оценке
личностных и социальных качеств людей.
Эти особенности облегчают ребенку
восприятие и запоминание текстов. В
сказках дети умеют оценить и интересные
словесные приемы, используемые в
рассматриваемом жанре, и удивительную
изобретательность, которая сказалась
в многочисленных именах и прозвищах
персонажей.
Самыми любимыми
у дошкольников становятся волшебные
русские народные сказки с их чудесным
вымыслом, фантастичностью, развитым
сюжетным действием, полным конфликтов,
препятствий, драматических ситуаций,
разнообразных мотивов (коварство,
чудесная помощь, противодействие сил
и др.). Русские народные сказки, такие,
как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка»,
«Царевна – лягушка» и многие другие,
открывают простор для чувств и мыслей
ребенка о сложном мире, непримиримой
борьбе добра и зла, где дети утверждаются
в неизбежной победе добра над злом,
удивляются чудесам и тайнам.
Через художественные
образы народных сказок у детей
вырабатывается умение осмысливать
содержание произведений. Через сказку
взрослый может научить детей замечать
художественную форму, выражающую
содержание, богатство языка, осваивать
его, обогащать речь образными выражениями,
оборотами; наряду с этим развивать у
детей понимание красоты родного языка,
его выразительности, меткости. Сказки
вводят ребенка в мир животных, наделенных
чертами, свойственными человеку: они
умеют говорить, думать.
Освоение в детстве
этого художественного материала поможет
в дальнейшем от народных сказок легко
перейти к замечательным сказкам А. С.
Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и
многих других авторов.
Богатейшая
сокровищница языка – народная сказка
может быть полностью использована в
воспитании детей дошкольников только
в том случае, если они будут слышать
рассказывание сказок, наслаждаться
музыкой народной речи.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей
Артушникова Юлия Викторовна
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Само слово «сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор – в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили – были…» и др. Сказки пользуются большой популярностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Сказка вызывает у детей любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу. В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать. «Хорошо рассказанная сказка – это уже начало культурного воспитания, — писал А. С. Макаренко. – Было бы весьма желательно, если бы на каждой книжной полке был сборник сказок… Выбор сказки имеет большое значение… Лучшими сказками для малышей всегда будут сказки о животных. В сказочном богатстве этих сказок очень много, и они очень хороши. По мере роста ребенка можно переходить к сказкам о человеческих отношениях, где уже изображается борьба между бедным и богатым.» (Макаренко А. С. Соч. в 7-ми т., т.4. М., 1957 с 417-421) Трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной устной речи у младших школьников. Если говорить традиционно, то тексты расширят словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи, логической речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать устную и письменную речь детей эмоциональной, образной, красивой. Какие же методы и приемы способствуют воспитанию красивой речи. Во-первых, умение задавать вопросы, так как, умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития младших школьников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Во-вторых, кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно: — придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок, лесовик); — срифмовать два слова (кузнец-удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества; — составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого-по словечку» — «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» — «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д. Хорошо известно также, что элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. В этой связи крайне важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показать ему новые возможности, открывающиеся в жанре письменного общения друг с другом. Самые простые виды такого общения – это записки, телеграммы, короткие письма. И несомненно то, что любимые герои сказок, художественных произведений являются первыми объектами такого общения. Берем, к примеру, сказку «Красная шапочка» и решаем с детьми, кому лучше отправить записку, кому письмо, а кому телеграмму (да еще срочную). И вместе с ними начинаем сочинять (ребенок говорит, учитель записывает, затем вместе читаем и обсуждаем написанное, корректируя и совершенствуя его по содержанию и стилю). Ребенок чутко улавливает особенности устной и письменной речи, особенно при таком постоянном собственном участии. Кроме того, телеграмма (как и записка, письмо) могут быть по своему эмоциональному настрою различны и выражать восхищение, благодарность… Значит, тут налицо соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые формируются параллельно. Считается, что младшим школьникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора, почти к каждому произведению можно подбирать специальные фразеологизмы и пословицы. Одни из них точно соотносятся с основным смыслом сказки, другие менее подходят. Разбирая их вместе с малышами и обсуждая смысл каждой из них, помогаю ребенку запомнить поговорки, учиться применять их к месту, более четко уяснять внутреннее содержание сказки. К примеру, такая пословица как «Не все коту масленица» дает повод к разговору о древнем славянском празднике «проводов зимы», встречи весны, с печением блинов, сжиганием чучела «зимы», народными гуляниями, обрядами и пиршествами. Не отсюда ли и радость кота – быть сытым в праздник? Но ведь праздники бывают не каждый день, а значит: не всегда и коту масленица. Так, разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, расширяю кругозор детей, их представление о народных традициях и обрядах. А когда ясен для ребенка смысл пословицы, его легко увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых бы годилась данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием. Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Так, к примеру, к сказке «Рукавичка» можно предложить следующие новые названия – «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т. д. Работа со сказками идет в нетрадиционном ключе. Этому в немалой степени способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сказку в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы «не» (Не репка выросла на грядке, а… Не Красная Шапочка, а… Не Иван-царевич, а…). Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, наконец, создать элемент неожиданности, загадочности, можно прибегнуть к довольно редко используемому приему — «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, на начальном этапе для детей не вводится столь сложная терминология (глаголы, существительные). Детям предлагается игровая ситуация: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например, «Жи – бы – де – ба – бы – у ни – ку – ря – сне – ку – ря – и т.д.» Важным является воспитание чуткости к слову. Формированию такого чутья способствуют следующие приемы в работе со сказками: — найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова; — сочинить длинное и, в то же самое время, смешное слово, к примеру, о лисе – «длиннохвостая», «пушистохвостая»; — разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях ( мука, — му, ка), (собачий хвост – собачий характер); — объяснить этимологию слова ( то есть его происхождение). В сказках присутствует множество слов, этимология которых лежит на поверхности (закоулочки…); — произнести без гласных звуков какое-либо слово и предложить ребенку узнать его. Например, попробуйте так сказать слово «принцесса». Важным также является взаимосвязь речевой и умственной деятельности. В этой связи предлагаются задания типа «определите лишнее слово». Дети должны по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух , — дети определяют как лишнее слово «избушка». Вполне понятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление. Сказка способствует и обобщению. Для этого предлагается использовать игру — задание «Интервью». Для большей достоверности дети берут в руки микрофон. А кто берет интервью, кто его дает, по какому поводу – все эти конкретные моменты диктуются сюжетами сказок. А вот еще один метод для развития мышления, воображения и речи – объединить два коротких рассказа или сказку в одну с новым сюжетом. Это нелегкая работа. Нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителем и организатором является учитель. Каждая личность – клад фантазии. У детей достаточно изобретательности. В целом, изобретательство относится к развивающему обучению. Эта деятельность положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Школьник изобретает. То есть придумывает что-то новое не в буквальном смысле этого слова, а в мыслях. А изобретать можно и разнопланово: — придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака и пр.); — превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой, неодушевленные предметы (мама – цветок, я – Иван-царевич, папа – тучка и т. д.); — составлять фантастические сказки о себе. По мнению В. А. Сухомлинского, «сказка, игра фантазии – животворный источник детского мышления…Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах – первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному…Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны – лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему. Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается. Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» (Сухомлинский В. А. «Сердце отдаю детям» Изд. 2-е. Киев. 1972 с 153-154) Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей. Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как «Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна – лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам. Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать. Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов. Богатейшая сокровищница языка – народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.
Русские народные сказки пришли к нам из глубины времен с важной миссией передать знания детям, которые как губка впитывает буквально всё что видят, с чем соприкасаются.
Поэтому так важно показать и рассказать о мироустройстве, о важности добра и зла. Сказки успешно справляется со своей задачей и уже с малых лет человек приучается различать добро и зло, хорошие и плохие поступки.
Содержание
- Виды сказок
- Народные сказки их роль в общем и речевом развитии
- Роль сказки в развитии речи дошкольников
- Возможности русской народной сказки в развитии речи детей
- Роль сказки в развитии устной речи
- Развитие связной речи дошкольников посредством сказки
- Пересказ
- Сочинение сказочных историй
- Речевые игры по сказкам для детей
Виды сказок
Сказочные произведения можно разделить на три вида. Повествующее о животных, показывающие быт людей, демонстрирующие волшебство.
Сказки о животных самые старые их корни уходят в глубину Древней Руси. Здесь очень ярко представлены образы колобка, репки лисы зайчика. Эти образы и проявления характеров учат пониманию добра и зла.
Сказки рассказывающие про быт людей очень близки к современным реалиям, в них всегда есть чему поучиться.
Читайте также
Сказка про Колобка в стихах
Все помнят сказку про Колобка, который был вылеплен из ничего, а укатился далеко, да только Лиса его перехитрила, да и скушала. А у нас в рифму сказочка. Но тоже про того же Колобка. Посмотрите,…
Волшебные сказки это целый мир в котором добро и зло выражается через проявление волшебства магии колдовства. В таких историях персонаж в лице харизматичного героя берет на себя обязательства по спасению людей, а иногда даже целого мира.
Герои действует не один, как правило, ему помогают добросердечная люди. Читая, ребёнок видит как важно прийти на помощь, чтобы в едином стремление победить зло.
Народные сказки их роль в общем и речевом развитии
Сказания активно применяют в обучении детей творческому пересказу
Детишки увлеченно придумывают свои сюжеты, делают анализ текста, создают творческие постановки. Достигая шестилетнего возраста ребятишки обладают великолепными речевыми способностями, они могут легко фантазировать и придумывать собственное сочинение презентуя их на публике.
Можно выделить такие качества как свободное общения, умение составить сложное предложение, правильно скомбинировать и произнести длинные фразы.
Многие малыши уже самых ранних лет имеют тягу к словесному творчеству, которую выражают по-разному. Одни прекрасно формулирует сочинение и рассказывают его, другим же приходится с этим сложновато, но строить фантазийные миры любят все. Поэтому стоит заранее подумать какие книги приобретать, чтобы уроки по развитию речи были интересными и продуктивными.
Для развития речи лучше начать с коротких сказок с позитивным сюжетом и простым изложением, чтобы вызвать интерес, и завоевать внимание ребенка. Когда дети примеряют на себя какой-либо образ из рассказа, переделывают сюжет, у них прогрессирует развитие аналитического ума.
В дальнейшем развивается разные стороны личности, вырабатываются нравственные качества, растёт интеллект. Это способствует появлению позитивных качеств характера.
Читайте также
«Волк и несколько козлят» — на новый лад сказка
«Волк и семеро козлят», только в нашей сказке их не семеро. Сказка на новый лад рассмешит и порадует детей и…
Роль сказки в развитии речи дошкольников
Развитие личности дошколят гармонично коррелирует с успешным овладением грамотно построенной и логически выверенной речью. Сказка это фантастическая среда, где ситуации требуют проявление самостоятельности, творчества, управление ребенком своих эмоциональных реакций.
Многие малыши 5 лет имеет низкий уровень речевого развития. Также страдают передача эмоциональных состояний, способности связанные с артистическим проявлением , интонирование или некачественное звуковоспроизведение.
К счастью эти проблемы устраняются. Игра в сказку позволяет активировать разные стороны речевого аппарата, улучшить словарный запас, грамматический строй, развить умение вести монолог и уметь вступать в диалог, проработать звук речи.
Возможности русской народной сказки в развитии речи детей
Благодаря юмору, живым насыщенным выражением передающим яркие красочные образы, русские сказки помогают развивать связную речь. Произведения достаточно просты в изложении, ребята с лёгкостью анализирует и составляют своё мнение в отношении героев и их поступков.
Прочитав сказку спросите какое отношение возникло к героям, почему герои именно такие, почему они так себя ведут. Отвечая на эти вопросы ребята будут формулировать свои мысли, произносить предложения, тем самым тренировать свою речь.
Важную роль в развитии речи играет звуко-буквенный анализ, с которым дети сталкиваются в сказках колобок и репка. Герои в этих сказках возникают последовательно, с развитием сюжета то это последовательность повторяется, так малыши участвует в освоении звуко-буквенного анализа.
Театральная постановка очень эффективна в развитии речи. Настольный театр, пальчиковый или театр теней, участвуя в таких постановках ребёнок станет более раскрепощенным, проработает свою интонацию, мимику, силу голоса.
Используя сказочные истории можно получить большие результаты в развитии речи , улучшается структура слога, фонематическое восприятие, развивается артикуляционный аппарат, лексические и грамматические категории, дифференциация звука.
Читайте также
Красавица и Чудовище
Сказка о Красавице и Чудовище — сказка из детства. Перечитала и была расстрогана, решила рассказать и вам. Немного в другом…
Роль сказки в развитии устной речи
Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.
В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.
Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.
Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.
Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.
Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова
Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.
Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.
Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.
Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми. Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия.
Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории. Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.
Читайте также
Приключение старой Мыши
«Старая Мышь» — о том, как Глюк накормил старушку вкусностями, а потом и сам с ней жить остался. Авторская…
Развитие связной речи дошкольников посредством сказки
Практические методы развития Связной речи:
Создай героям новые обстоятельства. Главные герои прежние, но обстоятельства совершенно иные от фантастических да прибрежных в текущей действительности.
Например ванька-встанька директор хлебозавода или кощей бессмертный повелитель луны. Дети с удовольствием будут придумывать новые обстоятельства и ситуации с любимыми героями, развивая собственную фантазию.
Перевирание текста используется если сказка знакома. В этом методе намерены делается ошибка к для того чтобы дети её поправили. Например сознательное ошибиться назвать Красную шапочку жёлтой.
Расскажи по-новому. Здесь можно работать не только над развитием речи, но и над развитием чувств ребенка. К примеру предложить найти гуманный способ перевоспитать мачеху и ленивую дочь из сказании о Морозко.
Спасение. Вообразите ситуации с различными вариантами решений по спасению. Дети будут сочинять сюжеты что поспособствует развитию связной речи
Придумай конец. Необходимо предложить придумать варианты концовки Метод развивает логику, проводить правильный анализ и заканчивать мысль, задействовать словарный запас.
Прорабатывать связную речь нужно проводить периодически. Обязательно нужно начинать до возраста 6-7 лет. Дети разовьют свой словарный запас научиться применять языковые средства выразительности, речь станет осмысленной и логичной.
Пересказ
Занятия по пересказу начинается уже в детсадовском возрасте, делая это устно, воспринимая сказку в собственной речи, ребёнок усиливает свое речевое развитие. Необходимо осмысленно, эмоционально, воспринимать собственный пересказ, именно в эти моменты проявляется творческая активность!
Процесс пересказа делает понимание художественного слова наиболее глубоким, а образы предстают близкими и понятными. Истории для устного рассказа должны вызывать живой отклик быть короткими и выразительными.
Лучшим материалом являются легенды о животных у них присутствуют динамичный сюжет, чёткая характеристика героев.
И так, чтобы пересказ имел эффект на развитие речи необходимо соблюдение следующих правил:
- ребёнку нужно полностью понимать прочитанный текст;
- Как можно полнее передавать художественный текст, избегать нарушение логики рассказа;
- использование слов и оборотов в оригинальном исполнении автора;
- использование правильных синонимов;
- использовать правильный ритм;
- длительных полов;
- соблюдать последовательность.
Чем ближе к источнику произведения тем качественнее считается пересказ. В процессе пересказа ребёнка необходимо остановить, если он слишком увлекается и добавляет придуманные детали, а о важных моментах забывает. Для начала пересказа необходимо выразительно прочитать сказку, эмоциональная подача позволит лучше понять и воспринять текст, соответственно пересказ пройдет легче и эффективнее.
Сочинение сказочных историй
В развитии дошкольников большое значение имеет воображение, но к сожалению на сегодняшний день у многих уровень воображения достаточно низкий.
Когда ребенку предлагают сочинить историю он использует для этого прошлый опыт, это говорит о том что уровень воображения находится на первом или втором уровне. Как не печально, но только некоторые ребята имеют свое внутреннее виденье, используя которое прекрасно справляются с заданием сочинить историю.
Ребенок с хорошим развитым воображением обладает отличной речью, оригинальными идеями воплощая их в сказки. Чтобы хорошо сочинять необходимо иметь связную речь, то есть уметь вести монолог.
В свою очередь, чтобы вести монолог необходимо иметь накопленный опыт из жизни и литературы. Также должны быть сформированы аналитические навыки и умение заранее продумать свой рассказ.
Обучаясь сочинению важно выбрать сюжет, который будет побуждать придумать свою историю . Составление истории должно быть четким и понятным, необходимо включать простейшие описания.
Сюжет нужно выбрать опираясь на уровень развития речи и опыт ребенка, очень важно затронуть нравственный аспект и эстетическое восприятие. Помогайте ребенку в процессе сочинения, ведите ребенка по истории, задавая вопросы, это поможет придерживаться темы и логического хода истории.
Речевые игры по сказкам для детей
Речевые игры дошколятам помогают формированию контекстной речи. Полезно проводить игры на основе народных сказок «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка» и других. Дети 4-5 лет могут принимать в участие в театральных постановках.
Чтобы закрепить приобретенные навыки связной речи полученные через игру, необходимо создать специальные условия, главным из которых является устный рассказ.
Нужно дать задание передать свои мысли в форме рассказа . Взрослый помогает следить за ходом сюжета , соблюдением логической связи, поправляет в нужных моментах.
Хорошей тренировкой для формирования структуры синтаксиса детской речи служит диктовка своего сочинения. Взрослый записывает под диктовку ребенка, в результате речь замедляется и у ребенка появляются время для обдумывания предложений и построения грамотной красивой речи.
Существуют много игр для развитие речи. Рассмотрим на примере игру «Что для чего» целью которой сформировать навык применять в своей речи глаголы в неопределенной форме и конструкции сложноподчинённого предложения.
Итак, воспитатель представляет куклу и все вместе изучают картинки говоря что изображено. Теперь в игру вступает кукла, она показывает картинки по одной, дети не называя картинки отвечают для чего используется предмет на изображении.
К примеру гладить одежду, сушить белье, закалывать волосы . Далее ребенок , прикрыв глаза, ориентируясь на названую функцию, определяет сам предмет.
«Народные сказки, их роль, в общем и речевом развитии детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей
«Народные сказки, их роль, в общем
и речевом развитии детей дошкольного возраста».
2019
Гениальными произведениями народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Само слово
«сказка» происходит от «сказывать» (говорить, рассказывать). С этим связана и простая разговорная манера ее преподнесения. Народная сказка по своей природе тяготеет к тому, чтобы ее рассказывали. Именно так родились сказки, так они живут до сих пор — в передаче рассказчиков. Читающий по книге или лучше наизусть как бы обращается к детям, желая воспроизвести историю, событие, случай свидетелем которого он был сам или необычность которого намерен передать «Я там был…», «Жили — были…» и др.
Сказки пользуются большой популярностью у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Они прочно вошли в детский быт. По своему содержанию, народная сказка, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. Сказка вызывает у дошкольников любовь и интерес своей яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазии, выдумки, игры ума. Познавательные сказки о труде, о вещах, о технике, о природе интересны дошкольникам. В образной форме показывают детям сущность явлений, формируют мышление, подготавливают научное миропонимание, учат беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и охранять окружающую природу.
В сказках жизненная правда народа раскрывается в развернутом повествовании. Яркая наглядность художественных образов, совершенство и простота композиции, богатство языка сказок способствуют глубокому и устойчивому восприятию ребенком идей народа, отразившихся в них, его представлений о добре и зле, о правде и несправедливости, о человеческой красоте. Сказки развивают личность ребенка, они пробуждают его фантазию, учат мечтать. По мнению В. А. СУХОМЛИНСКОГО, «сказка, игра фантазии
— животворный источник детского мышления… Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится средством выражения мыслей и чувств. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, — невозможно представить детского мышления и детской речи. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Несколько раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному …Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни Царевны — лягушки, на Кащея Бессмертного, но он воплощает эти образы добро и зло, и каждый раз, рассказывая одну и туже сказку, выражает свое отношение к плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, а и откликается. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы; живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа. Сказка — это духовное богатство народной культуры, познавая которое, ребенок познает сердцем родной народ.» — В.А.Сухомлинский. Особенностям восприятия сказок дошкольниками отвечает широкое использование диалогов, всякого рода песенок, юмора, а также устойчивых характеристик, которые почти не меняются при переходе из сказки в сказку. Они на всю жизнь сохраняются и служат опорой для многообразных ассоциаций при оценке личностных и социальных качеств людей. Эти особенности облегчают ребенку восприятие и запоминание текстов. В сказках дети умеют оценить и интересные словесные приемы, используемые в рассматриваемом жанре, и удивительную изобретательность, которая сказалась в многочисленных именах и прозвищах персонажей. Самыми любимыми у дошкольников становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие сил и др.). Русские народные сказки, такие, как
«Василиса прекрасная», «Хаврошечка», «Царевна — лягушка» и многие другие, открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, непримиримой борьбе добра и зла, где дети утверждаются в неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам.
Через художественные образы народных сказок у детей вырабатывается умение осмысливать содержание произведений. Через сказку взрослый может научить детей замечать художественную форму, выражающую содержание, богатство языка, осваивать его, обогащать речь образными выражениями, оборотами; наряду с этим развивать у детей понимание красоты родного языка, его выразительности, меткости. Сказки вводят ребенка в мир животных, наделенных чертами, свойственными человеку: они умеют говорить, думать.
Освоение в детстве этого художественного материала поможет в дальнейшем от народных сказок легко перейти к замечательным сказкам А. С. Пушкина, JI. Н. Толстого, С. Т. Аксакова и многих других авторов. Богатейшая сокровищница языка — народная сказка может быть полностью использована в воспитании детей дошкольников только в том случае, если они будут слышать рассказывание сказок, наслаждаться музыкой народной речи.
Дата создания: 12-11-2019
Практикум для воспитателей
на тему:
«Роль сказки в речевом развитии детей
дошкольного возраста»
на методическом объединении «Триумф»
на базе МБДОУ «Солнышко»
Воспитатель
МБДОУ «Буратино»
Ильденеева Т.В.
пгт.Аксубаево
Декабрь, 2016 год
Роль сказки в речевом развитии детей
дошкольного возраста
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее».
Д. Родари.
Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс — воображение.
В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого творчества являются художественная литература и фольклорные произведения. Корней Иванович Чуковский в книге «От двух до пяти» отмечал: «Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка». Термин «сказкотерапия» у педагогов и психологов имеет положительную окраску, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и учения. И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, понимают под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему, близкую природе человека
Актуальность опыта определяется уникальными возможностями старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Актуальность темы для ДОУ
Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного.
Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества.
Теоретическое обоснование применения опыта
Волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф, основанный на образах.
Если рассмотреть классические сказки с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим в них ряд общих черт:
1. Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя.
2. Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников (представляющих возможности и способности главного героя, а также в образах разбойников и разного рода препятствий (представляющих страхи и неверие героя).
1. Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает.
2. Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает.
3. Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед.
4. Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.
В сказочных историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают.
1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
2. Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным. Школьник сталкивается с трудностями, связанными с учебой. Подросток встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность.
В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.
Работа со сказкой строится следующим образом:
1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
3) драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя «исцеляющую» роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.
Основная идея опыта
1-ый компонент: Придумывание сказки —
2-й компонент: Развитая наблюдательность и память на образы сказок (персонажей, сюжетику).
3-й компонент: Связная выразительная речь,
4-й компонент: Склонность к театрализации, к умению брать на себя роли при разыгрывании сценок, спектаклей по мотивам народных и авторских сказок.
5-й компонент: Наличие оригинальной фантазии, склонность к выдумкам, как незаменимое условие при придумывании сказок.
Педагогическими условиями формирования способности к сочинению сказок являются:
1. Благоприятные среда, способствующая словесному творчеству (оформление групповой комнаты или кабинета «В гостях у сказки«, наличие всех видов театра и прочее);
2. Эмоционально — положительное и культурно — этическое общение педагога и детей по поводу фольклора;
3. Активизация педагогом различных творческих проявлений в области слова у детей, совершенствования навыков выразительного чтения и рассказывания по воображению.
4. Наличие специальной методики работы и программы по формированию способности к сочинению сказок.
Диапазоном моего опыта является единая среда воспитательно-образовательного процесса (занятия).
Технология опыта
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, я позаботилась о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
Методом сказкотерапии возможно решение следующих задач:
— снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
— развитие умения преодолевать трудности и страхи;
— выявление и поддержка творческих способностей;
— формирование навыков конструктивного выражения эмоций;
— развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Сказки делятся на несколько групп:
1. сказки о животных;
2. сказки о взаимодействии людей и животных;
3. сказки-притчи;
4. бытовые сказки;
5. сказки-страшилки, истории о нечисти,
6. заветные сказки;
7. волшебные сказки и другие.
В ходе непосредственной деятельности по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей:
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
4. Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
5. Рисование сказок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
7. Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными.
Педагогические задачи:
1). Формировать у детей умение слушать, сопереживать, анализировать поступки героев.
2). Активизировать словарь через диалоговую речь.
3). Формировать умение правильно строить и формулировать ответ на вопрос по содержанию прочитанного.
4). Формировать навыки пересказа: понравившегося отрывка, всего произведения, с продолжением, по ролям и т. д.
Рассказывание новой сказки. Сказка называется Жихарка.
Рассказывание сказки. Проводится физкультминутка.
«Хитрая лисичка»
Хитрая лисичка Вышла погулять. Захотелось ей Кого-нибудь поймать – Или птичку, или рыбку Или зайку, или мышку, Но птички улетают, Рыбки уплывают, Зайки убегают, Мышки прячутся в нору. |
Дети ходят по кругу, выполняют упражнение Лисичка. Хлопают в ладоши, затем сцепляют пальцы в «замок». Выполняют упражнение Птичка, а затем Рыбка. Выполняют упражнение Зайчик, а затем Мышка. Разводят руки в стороны. Выполняют упражнение Птичка, двигая скрещенными руками по кругу. Выполняют упражнение Рыбка, движение рук от себя. Выполняют упражнение Зайчик, движение рук от себя. Хлопают в ладоши за спиной. |
Беседа о сказке.
Вопросы по содержанию:
Ребята, скажите, вам понравилась сказка?
А какое место или отрывок вам понравился больше всего, расскажите.
Расскажите, ребята, каким вы представляете себе Жихарку?
Можно ли о нём сказать, что он удалец? Почему? (объяснение детей)
Пока лиса собиралась поджарить Жихарку, кот да петух плакали?
Как вы думаете они грустили, переживали?
Вспомните, как про это сказано в сказке?
Творческое задание:
Ребята представьте себе, чтобы могло случиться, если бы Жихарка был пугливым и плаксой?
Как бы могла закончиться его встреча с лисой?
Вспомните какие ложки раскладывал Жихарка?
Как вы думаете, Жихарка веселый человек?
Дети давайте сегодня мы нарисуем выражение лица, которое больше всего подходит Жихарке.
Выслушать мнение детей и подвести их к мысли, что Жихарка удалой, смелый, веселый, сообразительный.
Вывод: в старину говорили, вот так (поговорка): Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.
Вывод
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к волшебным сказкам, осмысленно воспринимают их. Но в основном их знания и впечатления базируются на материале телепередач.
Сказкотерапия является важной составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста.