Народные сказки как средство воспитания толерантности у читателей детей младшего школьного возраста

Поступление в школу – особый период в жизни
детей. Кончается детство с играми, начинаются
новые взаимоотношения с взрослыми и
сверстниками.

Познакомившись со своими первоклассниками, я
поняла, что многие из них не умеют общаться с
одноклассниками и проявлять внимание к другому
человеку, не умеют правильно выбирать линию
поведения в той или иной ситуации. Большая роль в
формировании этих качеств принадлежит
родителям. Но во многих семьях, к сожалению,
главным воспитателем является телевизор или
компьютер. Взрослые, часто занятые решением
своих проблем, пренебрегают чтением книг и
прямым общением. Детей же привлекают мультики со
спецэффектами, насилием и даже сквернословием.
Они часто берут речь мультипликационных героев,
манеры персонажей компьютерных игр за образец
своего поведения.

В решении этой проблемы я использовала русскую
народную сказку. Это особый литературный жанр, в
котором, как в кладовой, спрятана народная
вековая мудрость. Слагая сказку, человек выражал
свою мечту о счастье, о торжестве справедливости
и победе над злом. Именно наши сказки отражают
особенности русского человека, учат любить,
делать добро, развивают ум. Звучен, полон жизни
язык этих произведений. К сожалению, мои
первоклассники не знали многих сказок. Поэтому
урокам обучения грамоте по “Русской азбуке” под
ред. В. Г. Горецкого я уделила особое внимание.
Предлагаю некоторые приёмы работы с
иллюстрацией к русским сказкам. Они опираются на
активные формы обучения.

1. Беседа по иллюстрации к сказке “Репка”
(с. 9).

Цель: воспитание дружбы,
сотрудничества.

У. — Вспомните, как начинается сказка?

— Кто первым тянул репку? Кого позвал дед? А
бабка?

— Кого позвала внучка? Кто ещё помогал тянуть
репку?

— Даже маленькая мышка может помочь в большом и
трудном деле. Дружная совместная работа приносит
больше пользы, по сравнению с тем, когда она
выполняется в одиночку.

2. “Варежковый” театр по сказке “Теремок”
(с. 8).

Цель: воспитание дружбы, трудолюбия,
взаимовыручки.

У. — Вспомните, кто жил в теремке?

У. — По другим сказкам мы знаем, что животные
часто враждуют между собой. А как они живут в
одном теремке?

Д. — Не ссорятся, помогают друг другу. Каждый
для всех выполняет какую-нибудь работу.

У. — Так и должно быть в жизни. Разные по цвету
кожи, по национальности, бедные и богатые люди
общаются между собой, встречаются на праздниках,
спортивных соревнованиях.

Учитель распределяет роли и дети разыгрывают
сказку.

3. Ролевая игра “На дне рождения у Лисы и
Журавля” (с. 35).

Цель: воспитание дружбы,
гостеприимства.

В “Азбуке” дана серия картинок. Детям нужно
описать первую, а затем сразу последнюю картинки.

У. — Как начинается сказка?

Д. — Вот Лиса подружилась с Журавлём.

У. — Опишите их мимику и жесты.

Д. — Журавль, когда здоровается, снимает шляпу,
наклоняет голову, а Лиса улыбается.

У. — Что происходит на последней картинке?

Д. — Лиса и Журавль поссорились, они
отвернулись друг от друга, шагают в разные
стороны. Лиса высоко подняла голову.

У. — Как случилось, что они поссорились?

Далее дети передают содержание разговора
героев.

У. — Ребята, а кто из вас умеет встречать гостей?

Разыгрываются сценки из сказки на “новый лад”.

4. Подробный пересказ сказки “Курочка
Ряба” по картинкам (с. 39).

Цель: учить определять настроение
собеседников по их невербальным признакам,
развивать выразительную речь.

Вначале дети выполняют задание “Три
портрета”.

У. — Нарисуйте три портрета: сначала себя в
хорошем настроении, когда радуетесь, затем, когда
испытываете обиду, унижение, боль или страдаете.
Третьим должен быть портрет друга с таким
выражением лица, когда тебе приятно с ним
общаться.

Далее рассматриваются и обсуждаются работы,
делается вывод, что доброжелательное выражение
лица и улыбка всегда располагают к общению.

У. — Учимся пересказывать сказку “Курочка
Ряба”, передавая голосом, мимикой и жестами
настроение героев.

У. — Рассмотрите первую картинку, каким голосом
начнёте рассказывать?

Д. — Радостно, бодро.

У. — Рассмотрите вторую картинку. Что
случилось? Что выражают жесты и мимика деда и
бабы?

Д. — Удивление.

У. — Какие слова нужно выделить голосом?

Д. -Не простое, а золотое.

У. — Опишите третью картинку.

Д. — Дед и баба огорчены, расстроены, на их лицах
печаль.

У. — А как они ведут себя в конце сказки?

Д. — Плачут, горюют.

У. — Что говорит курочка? Как она их
успокаивает?

Д. — Говорит ласковым, добрым голосом.

У. — Давайте попробуем проговорить эту реплику.

Далее детям предлагается пересказать всю
сказку.

5. Инсценировка сказки “Лиса и заяц” (с. 47).

Цель: учить оценивать поступки людей,
воспитывать храбрость, смелость, взаимопомощь,
вежливость.

Вначале учитель выразительно читает сказку (по
опыту известно, что не все дети близко знакомы с
её содержанием). После этого проводится
словесное рисование по серии картинок.

У. — Что вы видите на первой картинке? Почему
зайка оказался на улице?

Д. — Лиса обманула зайчика, она хитрая и умная.

У. — Кто помогал ему выгнать лису? У кого это
получилось?

У. — Ребята, составьте новый диалог (разговор)
между лисой и зайкой. Представьте, что лиса была
доброй и вежливой. Придумайте новые слова лисе.
Как она могла бы проситься к зайчику?

Д. — Пусти меня, заюшка, к себе, пожалуйста. Мне
негде жить, я замёрзла. (Заюшка, пусти меня,
пожалуйста, в свою избушку. Я тебе пирожков с
капустой принесла. Давай вместе жить, я буду тебе
по хозяйству помогать).

У. — Как закончится ваша сказка?

Д. — Стали они жить-поживать да добра наживать.

Далее в парах дети проигрывают сказку: один
исполняет роль лисы, а другой зайки.

6. Групповая работа по сказке “Лиса и волк”
(с. 27).

Цель: воспитание вежливости,
сочувствия, дружбы, взаимовыручки и внимания к
другим.

Работа начинается с обсуждения картинок.

У. — Что вы видите на первой картинке? Что
делает лиса?

Д. — Сбрасывает рыбу по одной на дорогу.

У. — Как она это делает?

Д. — Потихоньку, чтобы старик не видел.

У. — Почему он остался без рыбы?

Д. — Был невнимательным, доверчивым, хитрая
лиса смогла его обмануть.

У. — Что происходит на следующей картинке?

Д. — Лиса собрала всю рыбу с дороги в кучу, сидит
и ест. Волк рядом стоит и просит рыбки, но лиса не
даёт.

У. — Как, по-вашему, он просил?

Д. — Грубо, невежливо: “Лиса, дай рыбы, я тоже
хочу. Не дашь – плохо будет”.

У. — Что велела делать ему лиса?

Д. — Самому ловить рыбу хвостом.

У. — Что из этого вышло?

Д. — Ничего он не поймал, только побили его,
когда прогоняли с реки.

У. — Опишите волка на последней картинке.

Д. — У него перебинтована голова, лапы, хвост. Он
хромает, еле шагает с костылями. Из глаз капают
слёзы.

У. — Что он чувствует?

Д. — Ему больно, горестно.

У. — Как себя ведёт лиса в это время?

Д. — Она смеётся над волком, радуется тому, что
обманула его.

У. — Что вы чувствуете, когда смотрите на них?

Д. — Жалко волка, хочется ему помочь. Я бы с
такой лисой не стал дружить.

У. — Что бы вы сделали, если бы встретили его на
дороге?

Д. — Помог бы дойти до дома.

— Угостил бы чем-нибудь.

— Пригасила бы в гости. Напоила чаем с мёдом и
лекарственными травами.

Ребятам раздаются листочки-“льдинки”, на
которых нужно написать отрицательные черты
характера человека. “Льдинки” вывешиваются на
доску. После этого учитель прикрепляет картинку
с изображением солнышка.

У. — Ребята, в лесу наступила весна. Снег
растаял. Вместе с ним исчезло и зло в лесу. Вода
напоила землю. Под тёплыми лучами солнца
распустились на полянках красивые цветы. На
лепестках цветов, которые лежат у вас на партах,
напишите положительные качества людей.

Дети вписывают слова доброта, трудолюбие,
любовь, дружба, забота
и т. д.

У. — Давайте “посадим” эти цветы в лесу…
(Цветы прикрепляются на доску).

Волк и лиса тоже изменились. Представьте, что
они опять повстречались. Лиса сама наловила рыбы,
и к ней подошёл волк. Как они теперь будут
разговаривать? Какие слова нужно добавить? Что
можно изменить в сказке, чтобы герои остались
здоровыми и радостными? Как они будут называть
друг друга?

Ребята работают по группам, составляя новый
диалог, распределяют роли и разыгрывают сценки.
Можно предложить следующие задания:

1-я группа: “Вежливый волк”.

Возможный вариант разговора:

— Здравствуй, лисонька. Как поживаешь?

— Добрый день, волк, присаживайся.

— Что ты делаешь, соседушка?

— Да вот рыбу перебираю.

-Угости меня, пожалуйста, будь так любезна.

— Бери любую, волк.

2-я группа: “Умный волк”.

Дети придумали такой диалог:

— Здравствуй, лиса, хлеб да соль.

— Здравствуй, волк.

— Сколько ты рыбы наловила!

— Да.

— Какая она у тебя свежая, большая, вкусная,
наверное?

— А ты покушай со мной, куманёк. Выбирай любую.

— Да, замечательная, вкусная-превкусная рыбка.
Спасибо за угощение. Пойду домой.

— Сосед, а ты возьми рыбки на дорожку.

— Благодарю, лисонька, приходи ко мне в гости.

3-я группа: “Заботливый волк”. (Приносит
лисе свои гостинцы. Она взаимно даёт волку рыбки).

В процессе этой работы первоклассники учатся
понимать, что общение со многими людьми может
приводить к конфликтам, что не всегда и всем надо
подражать. Учащиеся определяют конфликтные
ситуации и находят различные способы выхода из
них. Бывшие дошкольники осваивают алгоритм
безопасного и толерантного поведения, получая
представления о здоровом образе жизни и своём
месте в окружающем мире.

Региональная научно-практическая конференция «Противодействие терроризму и экстремизму, укрепление межнационального согласия в обществе»

Тема:  Значение изучения сказок народов мира для формирования толерантности у школьников начального звена.

Курмакаева Наталья Николаевна,

педагог дополнительного образования структурного подразделения дополнительного образования детей Дом детского творчества ГБОУ СОШ с.Кошки м.р. Кошкинский Самарской области

Проблема формирования толерантности является актуальной для современного мирового сообщества. Воспитание толерантной личности – одна из важнейших задач современного образования, т.к. образование является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.

Воспитание толерантности в школе у младших школьников не может и не должно быть эпизодическим. Оно обязательно является целенаправленным, планомерно организованным и систематическим процессом.

В школе дети младшего школьного возраста взаимодействуют более чем с 20 детьми, которые  относятся к разным микросоциумам, имеют разный жизненный опыт и не умеют ещё хорошо взаимодействовать с окружающими. Потому учитель, который будет являться образцом толерантного поведения, должен создать благоприятную, доброжелательную обстановку, способствующую гармонизации отношений, сплочённости и сотрудничеству в классе.

 Именно в таких условиях у ребёнка сформируются такие качества и умения, как: терпение, доверие, уважение к другим, эмпатия, умение мирно разрешать конфликты и слушать других.

       Приобщение к культуре другого народа – вещь во всех отношениях полезная. Это не только путь духовно-нравственного обогащения ребенка, возможность познакомиться с «чужим», но лучше узнать свое, научиться ценить его, любить, беречь, обогащать за счет влияний других культур. Кроме того, знакомство с культурой народа ближайшего национального окружения – это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях Российской Федерации.

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка – ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает родной народ.  Младший школьный возраст – пока ещё возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет интерес ко всему сказочному и чудесному. Если сказка удачно выбрана и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.

Через произведения устного народного творчества ребенок постигает ценности толерантности. Наиболее доступной формой, в которой полярные образы людей можно задать детям, являются в первую очередь герои детских сказок. Как правило, все сказки содержат педагогические идеи, которые завуалированы в интересный для детей сюжет. Отрицательные персонажи всегда противостоят в них положительным, образуя полярные пары, противоположные не только по своим личным качествам, но и по разыгрывающимся между ними взаимоотношениям, которые олицетворяют борьбу добра и зла.

Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев.

В работе с детьми можно использовать следующие приемы формирования толерантности:

— сравнение содержания двух или трех сказок;

— сравнение характеров героев двух или трех сказок;

— рассматривание иллюстраций к сказкам и их сравнение;

— придумывание нового сюжета сказки или изменение сюжета сказки;

— моделирование сказочного сюжета;

— изготовление книжек-самоделок по содержанию сказок ;

— проведение литературных викторин;

Главная задача педагога – правильно подобрать сказки.

Принципы подбора сказок:

— сказки не должны слишком длинными;

— в сказке должны присутствовать как положительные, так и отрицательные персонажи;

— главный герой сказки должен обладать качествами толерантной личности.

Вот сравнительная  подборка сказок, направленных на формирование качеств толерантной личности:

— терпимости («Морозко»«Сказка о рыбаке и рыбке»),

— доброты («Снежная королева»«Цветик-семицветик»«Теремок»«Дюймовочка»,

— смелости («Гуси- лебеди»),

— настойчивости(«Иван-царевич и Марья-краса-длинная коса»),

-находчивости («Сивка-бурка),

-смекалки («Волк и семеро козлят»).

Проанализировав некоторые произведения нужно показать, какие именно ценности раскрываются в них и как они влияют на жизнь героев.

— В «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина мы видим пример стремления человека к власти, убеждая что оно может погубить человека.

-А в сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи.

— В сказке И. Гауфа «Карлик Нос» главный герой Якоб был превращен в карлика за то, что посмеялся над странной старушкой. Ему пришлось пройти много испытаний, но он исправился и снова стал красавцем. Не стоит смеяться над теми кто имеет странную внешность – они тоже люди.

— Сказка «Репка» — это сказка про дружную совместную работу.

— Сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» учит быть добрым в любой ситуации.Бедному утенку столько всего пришлось пережить: смех, унижение, изгнание, одиночество… Но не смотря на это он остался добрым и вырос в прекрасного лебедя.

Сказка большой помощник в воспитании толерантности.

— Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые всегда получают по заслугам

— Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.

— Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась и побеждает.

— Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей.. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб, он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде.

— Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.

— Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство «полцарства в придачу”.

— Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.

— Сказка учит: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.

В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды.

— Сказка помогает побеждать зло и жестокость.

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В заключение сказанного, можно отметить, что нравственное воспитание по-прежнему не утратило своей актуальности. Задачи воспитания у детей патриотических чувств можно решить с помощью народных сказок, которые в доступной им форме помогают познавать окружающий мир, узнавать, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, знакомят со способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; помогают понять, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, дают представление о возможных способах разрешения конфликтов. Дети учатся понимать друг друга, осознавать собственную ценность и ценность других людей; проявлять эмпатию и толерантность; сознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам; выражать свои чувства и понимать чувства другого; находить конструктивное решение конфликта.

Таким образом происходит моральное воспитание, воспитание толерантных установок через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.

Консультация на тему:

«Воспитание основ толерантности

посредством народной сказки»

В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность.

В научных изданиях толерантность трактуют, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, многообразия человеческой культуры, норм, верований. Толерантность — это готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон.

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых ранних лет.  Развитие толерантности сложный процесс, который необходимо начинать в дошкольные годы и развивать в течение всей жизни. Дошкольное детство — это время достижений. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития толерантности.

Есть много форм работы по воспитанию у детей толерантности. Я хочу рассказать об одной из них. Воспитание основ толерантности посредством народной сказки. Даже самые простые сказки несут в себе воспитательный момент. Многие педагоги, начиная с античного времени вплоть до В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, включая А.С.Макаренко, считали сказку важнейшей сутью детского возраста, ключом к воспитанию, проживанию чужого опыта, анализу проблем.

         Сказка для ребенка – это особая реальность, которая помогает в «сказочной» форме постигать непонятный мир взрослых. Сказка умеет учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко многим жизненным ситуациям. Сказкотерапия, пожалуй, самый детский метод педагогики, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.

Цель сказкотерапии: снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, уменьшить число психосоматических заболеваний. Помочь недостатки ребенка превратить в достоинства. Определить главные черты ребенка и облагородить их.

Задачи:

1.Научить детей строить более конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.

2.Познакомить с приемами эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

3.Снять психоэмоциональное напряжение.

4.Повысить (понизить) самооценку, развить самоуважение, решить частные проблемы (страхи, тревожность, агрессивность, гипперактивность).

       Виды сказок, используемых в работе.

Художественные сказки (народные, авторские) — к ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического использования, но тем не менее успешно ему служат.

       Народные сказки.

Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1.Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Такое отношение нужно воспитывать у детей и к людям, и к растениям, и к рукотворным вещам.

2.Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3.Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4.Самое ценное достается человеку через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

5.Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

       Авторские сказки

Такие сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей целью помочь ребенку осознать свои внутренние переживания, то мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать.  При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией.  Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

       Дидактические сказки.

Абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

       Психокоррекционные сказки

Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

       Медитативные сказки

Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса.

Главное назначение медитативных сказок — сообщение нашему бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок — это отсутствие в них конфликтов и злых героев.

       Психотерапевтические сказки.

Сказки, врачующие душу, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны: там, где нам нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. В зависимости от ситуации и стоящих перед нами целей, мы можем обсуждать сказки или оставлять ребенка в размышлении, а также давать читать на дом.

       У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

       Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.

       Примерно с 6-7 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

       Основной принцип подбора сказок – это направленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, доступный для осмысления детям дошкольного возраста.

       В сказкотерапевтических историях можно выделить следующие группы тем, которые они поднимают:

1.Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).

2.Чувство неполноценности. Практически все агрессивное поведение — результат ощущения собственной «малозначимости» и попытки таким способом доказать обратное.

3.Страхи и тревоги по самым различным поводам.

4.Проблемы, связанные со спецификой возраста. Дошкольник сталкивается с необходимостью обходиться без мамы, быть самостоятельным.

       В результате использования сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. Также в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, обогатить образами и представлениями, формирующими воображение.

       Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители и воспитатели смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут детям неоценимую помощь. Ребенок будет знать, что родителям и воспитателям небезразличны его проблемы, он сможет усвоить такое жизненное правило: » нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом». Сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть — надо только его поискать. Сказки разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

В сказке есть та особая, веками накопленная мифологическая сущность, которую ни один человек, даже самый блестящий воспитатель, не заменит увещеваниями, назиданиями и примерами. Читая сказки народов, мы знакомимся с их культурой. Сказочные мотивы и сюжеты могут вплетаться во все виды деятельности. Сказки разных народов и похожи, и непохожи друг на друга. Колорит пейзажей, одежды, драгоценностей, сила подвигов и смирения – все носит национальную окраску, однако в сущности своей совпадает: дружба, любовь, забота о родителях и детях, преодоление вражеских козней.

Но наряду со многими сходствами, каждая сказка имеет и свои национальные особенности, обладает местным колоритом, например, в сказках северных народов превалируют птицы, олени, рыбы, деревья, широкие реки, океаны, льды, одежда и жилище из шкур. В сказках Кавказа речь идет о виноградниках, ущельях, ручьях, конях, джигитах, шелках, саклях. Но у всех в сказках есть афоризмы, например: «Мир не без добрых людей»; «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца», «Дружба людей гору сокровищ создает», «Язык дружбы не нуждается в переводе», «Дружба и братство – лучше богатства».

Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга. Имеют одинаковую идейную направленность. Но, несмотря на сходства и различия, принадлежность к разным культурам, сказки заставляют удивляться богатству народной выдумки, задорного юмора. Они учат нас мудрости, добру, справедливости, понимать и любить красоту жизни, уважать труд, быть смелыми и бороться за все прекрасное и доброе на земле.

Даже небольшие по объему сказки дают огромный воспитательный резонанс. Такое «примеривание» на себя ролей сказочных героев, сопереживание им, делают еще более близкими и понятными проблемы персонажей даже давно и хорошо известной «Репки».

В этой крошечной сказке все имеет смысл. Об этом можно порассуждать с детьми. Например, почему дед посадил репку? Не морковь, не свеклу, не редьку. Последнюю куда труднее было бы вытащить. Репка вся наружу, за землю держится только хвостиком. Здесь важно первичное действие — посев единственного малюсенького, едва видимого глазу семени, имеющего форму круглую, шарообразную, репка сама почти точно воспроизводит шар, увеличиваясь в размерах в тысячи раз. Да и мышь из той же категории взаимоотношений: бесконечно малое имеет в мире свой смысл, свое значение, бесконечно большое складывается из бесконечно малого, без последнего нет первого. Итак, в «Репке» обнаруживает себя целая философская концепция, мудрая и высокопоэтическая, а также огромные ресурсы слова, словесных средств и методов. Эта сказка — свидетельство необыкновенных возможностей и духовного потенциала русского языка, того, что русский язык по праву стал языком межнационального общения. Поэтому, как бы ни менялась ситуация в стране и в мире, нельзя ни в коем случае допустить ухудшения изучения русского языка и русской культуры.

Вместе с тем часто сказка учит отвечать злом на зло. Например, вспомним сказку «Морозко».  Вроде бы все по справедливости, но почему зло за зло? Разве не жалко бабу с ее дочкой-ленивицей? Да и где это видано, чтобы после смерти сразу свадьбы справляли?

После чтения можно предложить детям придумать более человечный способ перевоспитания злой мачехи и ее ленивой дочери.

При помощи сказок учат детей решать возникшие противоречия. Нас самих постоянно окружают противоречия в делах, явлениях, поступках. Конечно, насыщены противоречиями и сказки.

    В сказке «Петушок и бобовое зернышко» очень хотел съесть петушок зернышко, но ведь видел, что оно уж очень большое для его горлышка. Это и есть противоречие — хочется, но нельзя. И дети решали вопрос безопасно для героя: смазать горлышко или раздробить зернышко на мелкие кусочки. 

Слушая, читая, играя в сказки, дети учатся распознавать добро и зло, сочувствовать слабому, обиженному, защищать униженных, понимать поступки людей, терпимо относиться к иному мнению.

В воспитании ребенка сказки выполняют регулятивную функцию, которая основана на их содержании. Они несут в себе проверенные временем способы деятельности, результаты мысли и труда многих поколений, кодекс отношений и правил, в соответствии с которыми строят свои взаимоотношения члены общества и семьи.

Специфика воспитывающего воздействия народных сказок на подрастающее поколение заключается в том, что передача моральных норм, трудовых умений и навыков осуществляется естественно, ненавязчиво через общепринятые нормы, обряды, обычаи.

Народные сказки, как средства воспитания подрастающего поколения, обладают великой силой воздействия на личность воспитуемого. Здесь сама жизнь — школа воспитания, а народные сказки — средства достижения целей воспитания. Дети, включенные в такую систему, воспитываются незаметно для самих себя, естественно и просто. Ребенок усваивает практику честных поступков раньше, чем начинает понимать содержание понятия «честность».

В обеспечении глубокого и разностороннего воспитательного воздействия народных сказок на детей современная педагогика исходит из главных принципов своей многовековой воспитательной практики, показавшей, что, во-первых, жизнь в ее разнообразных проявлениях — лучший источник воспитания, в том числе и семейного; во-вторых, совместный труд и полноценное духовное общение детей с родителями и другими взрослыми — ведущий фактор формирования семьянина, патриота, труженика; в-третьих, поощрение самостоятельности и творчества детей — основа нравственного и трудового воспитания.

Возвращение к прошлому своего народа — закономерность, продиктованная требованиями времени, т.к. позволяет приобщить детей к вечным истинам и ценностям. При этом необходимо очень бережное обращение с народной культурой и традициями, опора на главное, сущностное любого обряда или обычая, — т.е. на понимание народом окружающих его явлений и вещей, его понимание мира. Осмысление внутренней стороны обычая, учет его смыслового значения и контекста в котором он выполняется.

Национальная идея — это не просто символ коллективного самосознания, но и реальный духовный объединитель, выразитель совокупного образа народного духа, его интеллектуального и нравственно-эстетического потенциала, благодаря которому и возможно воспитание любви и преданности к Родине. Познание, взращивание и укоренение идеальных ценностей своего народа открывает подрастающим поколениям путь постижения особенностей духа и национальных идей других народов. Такое межнациональное и интернациональное взаимное познание ведет к жизненному духовному сближению, к взаимообогащению культур, и главное, человеческому всеединству на основе всеобщей любви. Нельзя познать дух и полюбить человечество, не познав и не полюбив духа своего народа и отечества.

1.

М БУ «Центр культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
структурного подразделения «Детская библиотека им. И.П.Кривошеева»
«Народные сказки как средство
воспитания толерантности
у читателей — детей младшего
школьного возраста»

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Ребята отлично справились с заданием и сочинили несколько историй, которые мы и
публикуем в нашей рубрике.
ГОРБАТИКОВА КСЮША «ПОЛЯНА КРАСОТЫ»
Перед болотом стоит красивый лес. Там живет Кикимора и Кощей Бессмертный. Они защищают лес и болото, в
котором живут волшебные лягушки.
ЗИНИНА КАТЯ «ДРУЖБА»
Жила была Лягушка, которая очень хотела подружиться с веселой Собачкой. Но дружба не заладилась. Хорошо,
что встретилась Лягушке очень дружелюбная Кикимора, с которой они стали подружками.
УСАНОВА НАСТЯ «СКАЗКА О СМЕЛОМ КОТЕНКЕ»
У хозяйки было четверо котят. Три котенка были трусливыми, а один очень смелый. Однажды котятам вынесли
поесть вкусной колбаски. Они приготовились пообедать, как вдруг выскочил щенок. Котята испугались. И только
смелый котенок остался. Он расправил свои коготки и зашипел. Щенок попятился назад. С тех пор он больше не
подходил к еде котят.
ЯНКИНА ЕВГЕНИЯ «ЛЯГУШКА РОЗА И ПРЕКРАСНАЯ ФЕЯ»
Жила была лягушка. Ее звали Роза. Ей было очень одиноко на болоте. В один скучный, пасмурный день лягушка и
не собиралась вставать с кувшинки. Но вдруг где-то вдалеке, в лесу раздался крик. Роза не обратила внимание.
Через некоторое время крик повторился. Лягушка напугалась, но решила посмотреть, кто, же кричит и попрыгала
вглубь леса. Там лягушка увидела, что маленькая фея застряла в старой упавшей палке. Роза с неохотой помогла
ей, а фея в благодарность, превратила некрасивую, толстую лягушку в прекрасную феечку. И теперь они вместе
летают по миру и помогают всем животным существам.
МАЦКАЙЛО АРИНА «ХОМЯК И ЕГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ»
Жил был на свете милый и красивый Хомяк. Он был крохотный. Жил Хомяк в гнезде с мамой. Но вдруг его маму
похитила злая птица. Хомяк очень тосковал по маме. Но делать нечего, пришлось ему выживать в одиночку. Он
пил молоко из одуванчиков и ел грибы. Однажды он отправился в путешествие на бумажной лодке, которую
пускали мальчишки на речке. Он плыл и плыл, далеко, далеко. Но вдруг его лодка порвалась, зацепившись за
ветку. Хомяк упал в речку. Он не умел плавать, но быстро научился. И у него это неплохо получалось. После такого
приключения он решил вырыть норку и натаскать в нее припасов. Стал он в ней жить поживать, добра наживать и
друзей искать.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

Спасибо за внимание!

34.

М БУ «Центр культуры» Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
структурного подразделения «Детская библиотека им. И.П.Кривошеева»
«Народные сказки как средство
воспитания толерантности
у читателей — детей младшего
школьного возраста»

Библиографическое описание:


Мачнева, Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Л. А. Мачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 963-964. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9596/ (дата обращения: 10.01.2023).

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается конкретный житейский рецепт.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей, трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости — на камне, что выучено в старости — на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек — четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «…вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница…), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Проведение практических занятий — лепка, рисование, аппликация.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, народная сказка, ребенок, высокое мнение, жизнь народа, народная педагогика, познавательный материал, Пушкин, реальная жизнь, сказочный герой.

Классный час: Сказка, как средство формирования толерантности.

Классный час в 4 классе.

Тема: «Сказка, как средство формирования толерантности»

Цель:

1. Создать условия для развития интереса к чтению; умений формулировать собственное мнение и позицию; понимать позицию, отличную от своей;

2. Способствовать развитию умения анализировать поступки и характер героев; развивать чувство толерантности.

Планируемые результаты.

Предметные: 

  • достигают необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития;
  • воспринимают художественное произведение на уровне главной мысли (идеи);
  • выделяют точку зрения автора и выражают свою;
  • выделяют художественные детали, раскрывающие образы героев.
  • Личностные:

  •  имеют представления о ценности жизни  для других;
  • определяют личностный смысл учения – желания приобретать новые знания,

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД: 

  • осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
  • обобщают и классифицируют учебный материал, формулируют несложные выводы.
  • Регулятивные УУД:

  • определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;
  • Коммуникативные УУД:

  • осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Ход занятия.

1) Вступительное слово.

Художественная литература – вид искусства, которому доступно осмысление действительности, восприятие и изображение её во всех проявлениях.

Л.Тимофеев

— В литературе для детей множество произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности.

О том, как плачевно заканчиваются истории, где такой компромисс не найден, рассказывается еще в баснях. Знаменитый русский баснописец Крылов, не раз поднимал вопрос несогласия. Его лебедь, щука и рак из-за различия во мнениях и невозможности найти компромисс, так и не могут закончить начатое дело: «…А воз и ныне там…», потому что «…Рак пятится назад, а щука тянет в воду…».

В басне «Волк и ягненок», волк не хочет мирно сосуществовать со слабеньким ягненком, придумывает разные придирки, чтобы найти в нем изъян, а причина того проста: «…У сильного всегда бессильный виноват…».

В другой известной басне «Слон и моська» маленькая собачка, раздраженная присутствием мирно гуляющего слона, начинает лаять на него без видимой причины, вместо того, чтобы спокойно пропустить его.

Необходимость толерантности, Иван Андреевич Крылов обосновывает так: «…Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…» Эта цитата наглядно иллюстрирует другую сторону толерантности: согласие, во всех его проявлениях, если найден компромисс, господствует мирное отношение друг к другу, то устанавливается атмосфера согласия и взаимопонимания.

Многие ошибочно отождествляют понятие толерантности и терпения. Да, это родственные определения, но если рассмотреть понятие толерантности на практике, то различия станут очевидны.

Если рассмотреть, например, тему толерантности в литературе, то в глаза сразу бросится это различие.

Терпение слишком широкое понятие, а толерантность может быть его разновидностью, но своеобразной, отличной от других проявлений терпеливого отношения.

2) Работа по теме. (Класс заранее поделила на 6 команд, название из сказок придумывают заранее)

1 вопрос: команде …

— В какой сказке рассказывается о терпении, как об явлении физическом?

А) «Русалочка» Андерсена

Б) «Аленький цветочек» Аксакова

В) «Сказка о царе Салтане» Пушкина (ответы детей, доказательства)

— Представьте доказательства. (С помощью учителя, дети рассказывают о терпении Русалочки)

В сказке Андерсена «Русалочка», одна из дочерей морского владыки, тоже терпит, терпит боль, более того боль нечеловеческую, терпит её ради любви к земному принцу. Несмотря, на то, что каждый шаг причиняет ей боль, девушка отказывается от рыбьего хвоста и «меняет» его на возможность быть рядом с любимым, возможностью этой и является приобретение человеческих ног вместо русалочьего хвоста.

Но терпение в данном случае является личностным качеством, не распространяющимся на окружающих. Конфликта с ними так же нет, и быть не может, так как русалка онемела, сразу, как её хвост превратился в ноги. Конфликт возникает не из-за непонимания, а из-за безответной любви. Более того, с позиции взрослого человека, становится понятно, что не так-то она была и безответна. Просто принц, испытывая благодарность по отношению к принцессе, якобы спасшей ему жизнь, считал своим долгом отплатить ей тем же, и на благодарности возникает чувство. Сумей русалочка рассказать принцу свою историю, что именно она спасла его тонущего, принц естественно женился бы скорее на ней, чем на принцессе, но русалочка онемела из-за зелья колдуньи, превратившего её в земную девушку. Тем более нелогично его поведение, когда он привел девушку в замок, окружил русалочку заботой, теплом.

Не любя, он никогда не поступил бы так и не привел незнакомую девушку в замок.

О терпении, как о явлении физическом, в этой сказке идет речь. Русалочка терпит боль и немоту, страдания оттого, что принц женился на другой. Терпение русалочки здесь не является терпением толерантным, так как толерантность обязательно направлена на кого-то извне.

2 вопрос: команде …

Какая сказка первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей? Где главная героиня проявляла и терпение, и толерантность?

А) «Репка»

Б) «Морозко»

В) «Сказка о глупом мышонке»

Многие знают, что сказка «Морозко» имела народные корни, то есть первоначально являлась русской народной сказкой, и только потом была экранизирована А. Роу в одноименном фильме для детей.

Имена главных героинь варьировались, но именно вариант, предложенный А.Роу, где неблагодарную дочь звали Марфута, а благодарную Настя прижился. Хотя в первоначальном варианте именно ту дочь, которая вытерпела испытания Морозко звали Марфа. Да и конец у русской народной сказки был намного более пессимистичный – неблагодарная (у А.Роу Марфуточка ) дочь погибает от холода, а вовсе не приезжает домой с ледяными украшениями.

Но, если все же говорить об этой сказке, в аспекте толерантности, то очевидно станет, что дочь – падчерица терпелива и в отношении своего родного отца, считаясь с его выбором жены и в отношении своей сестры и мачехи, которые заставляют её делать грязную работу, подвергают разнообразным насмешкам и издевкам. Она проявляет толерантность и к самому Морозко. Ведь девушка считает его хозяином в лесу, а себя его гостьей, поэтому, как гостья она терпит сильный холод и ветер, вовсе не из-за выгоды, а потому что так ей велит её внутреннее чувство такта и воспитанности.

Аналогичным примером служит сказка «Золушка», где падчерица терпит насмешки мачехи и сестер, уважает своего несколько слабовольного отца и принимает его мнение.

3 вопрос: команде …

В какой сказке Александра Сергеевича Пушкина сын показывает образец толерантного отношения к отцу?

А) «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Б) «Сказка о рыбаке и рыбке»

В) ««Сказка о царе Салтане»

В «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина завистливые сестры бросают царицу и грудного ребенка, закатанную в бочку в море. Сын царя Салтана, уже, будучи взрослым, показывает образец толерантного отношения к отцу:

«Князь Гвидон зовет их в гости,

Их и кормит и поит,

И ответ держать велит».

Вместо того, чтобы мстить отцу за то, что тот приказал закатать в бочку его мать и самого князя Гвидона, сын царя Салтана проявляет мудрое терпение, потому что несмотря ни на что царь Салтан является его отцом и мудрым правителем одновременно.

4 вопрос: команде …

Кто из героев в сказке Аксакова «Аленький цветочек» проявлял толерантность?

А) Купец

Б) Настенька

В) Все герои сказки

В сказке Аксакова «Аленький цветочек», толерантность является, чуть ли не основным мотивом действий главных героев. Купец настолько любит и уважает своих дочерей, что их мнение для него представляет большую ценность, и поэтому он привозит именно те подарки, которые они просили, а не какие либо другие, хотя достать просимое дочерьми было очень сложно.

Сорвав аленький цветочек, просимый младшей дочерью, купец навлекает гнев владельца дворца, на территории которого этот цветочек рос.

Настенька – младшая дочь купца, остается во дворце, вместо отца. Её поведение по отношению к гостеприимному хозяину является примером уважительного, почтительного отношения к другому существу. Хотя точки зрения хозяина дворца и младшей дочери купца расходятся, она все равно проявляет уважение к чужому мнению. Настенька хотя и хочет вернуться домой к сестрам и отцу, но вслух говорит об этом, лишь, когда тоска её достигает такой точки, что терпеть разлуку с близкими уже невозможно: «Вот однажды и привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров, лежит; и напала на нее тоска неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах? Рассказала она ему свой недобрый сон и стала просить у него позволения повидать своего батюшку родимого и сестриц своих любезных…».

Она уважает невидимого гостеприимного хозяина за его ум, доброту, почтительное отношение к своей гостье: «С той поры, с того времечка пошли у них разговоры, почитай, целый день — во зеленом саду на гуляньях, во темных лесах на катаньях и во всех палатах высоких…». Девушка проявляет терпеливое отношение, потому что понимает одиночество и грусть этого человека: «И не пугается она его голоса дикого и страшного, и пойдут у них речи ласковые, что конца им нет…»

5 вопрос – команде …

В какой красивой детс…

  • Народные сказки их роль в общем и речевом развитии детей
  • Народные сказки иллюстрации к ним
  • Народные сказки жанровые признаки их классификация
  • Народные сказки других стран
  • Народные сказки других народов мира