Слайд 1
Русские народные сказки.
Слайд 2
Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.
Слайд 3
Отличительные черты сказки
Сказочные событияСказочные героиСказочные существаНеобычность обстановкиОсобая манера повествованияВариативность текстаАвтор коллективен
Слайд 4
Виды русских народных сказок
Волшебныесказки
Сказки о животных
Бытовыесказки
далее
Слайд 5
Волшебные сказки
Общие особенностиГероиПримеры названий
назад
Слайд 6
Общие особенностиВолшебных сказок
Наличие чудаСтолкновение с волшебной силойВолшебные персонажиВолшебные предметыОписание
назад
Слайд 7
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательныхБорьба с волшебной силойВымышленные персонажиОбычные люди
назад
Слайд 8
Что можно прочитать
«Василиса Прекрасная»«Гуси-лебеди»«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»«Белая уточка»«По щучьему веленью»
назад
Слайд 9
Сказки о животных
Общие особенностиГероиПримеры названий
назад
Слайд 10
Общие особенностиСказок о животных
ИносказательностьЯсность оценки героевАнтропоморфизмБыстродействиеДиалогОблегчённая композиция
назад
Слайд 11
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитраяВолк – глупыйЗаяц — трусливый
Олицетворены
назад
Слайд 12
Что можно прочитать
«Лиса и журавель»«Ворона и рак»«Кошкин дом»«Семеро козлят»«Волк и лиса»
назад
Слайд 13
Социально-бытовые сказки
Общие особенностиГероиПримеры названий
Разновидности
назад
Слайд 14
Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдотДокучные сказкиСказка-загадкаСказки-насмешки
назад
Слайд 15
Общие особенности
Бытовых сказок
Отсутствие фантастикиРеальные конфликтыСказочное разрешениеСмысловой акцент-развязкаЖестокий юмор
назад
Слайд 16
Герои бытовых сказок
Герой хитёрГерой удачливДурак в глазах другихГерой благороден
назад
Слайд 17
Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»«Солдатская сказка»«Каша из топора»«Репка»«Как мужик гуся делил»
назад
Слайд 18
Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочныеформулы
Гипербола
Постоянныеэпитеты
далее
Слайд 19
Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса – мачехаИванушка – царьКрестьянин – баринЛиса — заяц
назад
Слайд 20
Сказочныеформулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
назад
Слайд 21
Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по часам.»«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
назад
Слайд 22
Постоянныеэпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине море»«Добрый молодец»«Красна девица»«Ясный сокол»
назад
Слайд 23
Вопросы и заданияПо теме «Русские народные сказки»
1.Перечислите виды сказок.
2.Каковы особенности волшебной сказки?
3.В чём особенность героев бытовой сказки?
4.Приведите примеры сказок о животных.
5.Придумайте сказку.
Слайд 24
Спасибо за внимание !Презентация подготовлена Шевцовой Н. Ю. ГБОУ № 14 г. Санкт- Петербурга
Русские народные сказки
Сказка — это произведение
устного народного творчества
о вымышленных событиях и героях.
Структура сказки
- Зачин.
(“В некотором царстве,
в некотором государстве жили-были…”).
- Основная часть.
- Концовка.
(“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).
Найдите зачин и концовку
в сказках:
1. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
2.Хаврошечка
3.Мальчик с пальчик
4. Каша из топора
Сказки подразделяют на три вида:
волшебные
бытовые
Главные герои : люди,
Главные герои:
фантастические существа.
Люди, побеждающие зло благодаря смекалке, мужеству и хитрости.
Животные обычно являются
помощниками сказочных героев .
о животных
Главные герои : животные.
Если участвует человек,
то он противопоставлен животным
К какому виду относятся сказки:
1.Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
2. Хаврошечка.
3. Мальчик с пальчик.
4. Каша из топора.
ВИКТОРИНА
1 этап
Что за сказка, вот вопрос?
Он в корзине Машу нёс.
И садился на пенёк
Хотел съесть пирожок.
Маша и Медведь
В гости друг к другу они всё ходили
Но гостя своего так и не накормили
Лиса и Журавль
Домик в поле появился, Он в жилище превратился
Всех зверюшек спрятать мог,
Что за сказка?
Теремок
Бабка, старый дед и внучка, Мышка, кот, собака Жучка — Вместе все меня смогли Вытянуть из-под земли.
Репка
Летела стрела и попала в болото. А в том болоте поймал её кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожею Сделался милой, красивой, пригожей.
Царевна-лягушка
Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца.
Сестрица Алёнушка
и братец Иванушка)
Возле леса , на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки
Три медведя
Отворили дверь козлята И пропали все куда-то.
Волк и семеро козлят
На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе.
Колобок
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне
По щучьему велению
Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы.
Гуси-лебеди
Жил на свете кроха мальчик, Был малютка ростом с пальчик.
Мальчик с пальчик
2 этап
Кто это сказал?
1. Выплынь, выплынь на бережок …
2. Спи , глазок, спи, другой
3. Довези меня домой к отцу, к матери.
4. Пустите отдохнуть дорожного человека
Из какой сказки эти слова?
1. Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
2. Ростом мальчик не вырос,
а разумом умнее большого оказался.
4. Выйдет она в поле,
обнимет свою коровку,
ляжет к ней на шейку
и рассказывает, как ей
тяжело жить-поживать.
3. Солнце высоко,
колодец далеко,
жар донимает,
пот выступает.
3 этап
Угадай сказку
по иллюстрациям
«Хаврошечка»
«Мальчик с пальчик»
«Каша из топора»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
4 этап
Назови сказки по предметам
Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926)
русский живописец
В.Васнецов
«Иван царевич на Сером волке»
В.Васнецов
«Алёнушка»
В.Васнецов
«Ковёр – самолёт»
В.Васнецов
«Царевна – лягушка»
Сказка ложь ,
да в ней намек !
Добрым
молодцам урок .
Сказка ложь ,
да в ней намек !
Добрым
молодцам урок.
Презентация 3 класса по предмету «Русский язык, Литература, Чтение» на тему: «УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» 3 класс.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ» 3 класс.
2
Прочитайте пословицу. Объясните, как вы её понимаете.
3
Хорошая книга привыкла к почтению, И тот получает пятёрку по чтению, Кто с детства любитель большой почитать И книжки, как старших, привык почитать.
4
Разгадайте слово. Расположите числа в порядке возрастания: СК А ЗК И
5
один из видов устного народного творчества волшебного или бытового характера с чудесными превращениями и поучением.
6
волшебные бытовые о животных Сказки
7
8
9
10
Помещик богатый человек, владеющий землей.
11
Крестьянин деревенский житель, который работает на земле, выращивает скот.
12
Сравните двух крестьян по плану: ПланСтепанЕвдоким 1. Зачем понёс гостинец? Поправить своё положение. Разбогатеть ещё больше. 2. Гостинец.Последний гусь.Пять гусей. 3. Умение делить.Нашёл мудрое решение. Не смог разделить. 4. Итог.Достиг цели.Опозорился.
13
Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл: Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их значение. Ум без разума беда. И сила уму уступает. У страха глаза велики. Утро вечера мудренее.
14
В мире много сказок Грустных и смешных. Нам нельзя без света, Нам нельзя без них. Пусть герои сказок Дарят нам тепло, Пусть Добро навеки Побеждает зло!
15
Презентацию на тему «Русские народные сказки»
(3 класс)
можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет
проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам
заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.
Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад — нажмите на
соответствующий текст под плеером. Презентация
содержит 30 слайд(ов).
Слайд 1
русские народные сказки
Слайд 2
Русские народные сказки…
В детстве каждый ребёнок читает всеми любимые русские народные сказки, знакомится с Колобком, Машей и медведем, Сивкой-буркой, Василисой Премудрой… Такие сказки помогают вырабатывать в человеке совершенно индивидуальную личность! Русские народные сказки ещё давным-давно прочертили в нашем мире тонкую, но прочную грань между добром и злом. Такие сказки помогают нам жить как можно проще и лучше… Дети моего поколения сказки оставили далеко-далеко, в самом тёмном и глухом уголке детства, а вот мамы и папы, бабушки и дедушки иначе, всё чаще и чаще вспоминают эти чудотворения, дабы постоянно поучать нас, строптивых подростков! Поэтому сейчас я предлагаю посетить этот волшебный мир русских народных сказок и понять, нужны ли они нам? Важны ли они для нас? И какие же выводы мы сделаем после этого путешествия? Что ж, время очень скоро всё покажет…
Слайд 3
Каждая сказка начинается с присказки, вот и мы начнём своё путешествие в страну русских народных сказок именно с неё: На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идёт – песню заводит, вниз идёт – сказки сказывает. Это ещё не сказка, а присказка, а сказка вся впереди. Будет сказка сказываться с утра до обеда, поевши мягкого хлеба…
Путешествие началось!
Слайд 4
Ориентировочная карта: какими они бывают, эти сказки?
Слайд 5
Страшные сказки!
Та-а-к… Вот мы и на первой станции… Встретила нас Бабушка Яга! Что ж, будем расспрашивать какие сказки и за что стали именоваться страшными!
Слайд 6
Ага, а к страшным сказкам относятся и мои любимые русские народные сказки! «Гуси-лебеди», «Мальчик с пальчик», «Иван-чудо», «Окаменелое царство»… Я на таких сказках выросла и никогда бы не подумала, что они такие уж страшные! Ну, раз люди говорят, то конечно… Хм, интересно, а почему считается, что у бабушки Яги нога костяная? И что же такого горючего пьёт Змей Горыныч, что дышит пламенем? Может спросить?
Слайд 7
Эх, ну и за что же они страшные? Просто загадка какая-то! Может вспомним о чём хотя бы одна из этих сказок и потом попытаемся найти в ней хоть что-то страшное? Ну, в путь! Вспомним сказку о… Хаврошечке, сказка об этой девушке, говорят, тоже относится к разделу страшных русских народных сказок! Хм… Да, начало и впрямь мучительно трогательное: Крошечка-Хаврошечка осталась сиротой и попала в руки к злым людям… Батюшки! А сёстры-то у Хаврошечки одна Одноглазка, другая Двуглазка, третья Триглазка! Ну не сёстры, а как бы сказали наши учёные, да и просто люди нашего времени, таких девушек называют мутантами! И правда зловеще… Дальше вроде бы получше, у Хаврошечки есть коровка, при чём говорящая! Боже мой! Да эта коровка просто чудо какое-то! Хаврошечка, когда ей сложно справляться с домашними делами, коровке в одно ушко влезает, из другого вылезает! Зрелище, скажу я Вам, не для слабонервных! Бедная коровка! После того, как Хаврошечка проделает такой трюк, работы оказывались уже сделанными! Чудеса в решете, честное слово…
Слайд 8
Так на чём мы остановились? Ах, да! Так вот и выполняла зачастую домашние работы Хаврошечка. Но мачеха-то у неё женщина умная, поняла, что ей кто-то помогает и послала следить за Хаврошечкой Одноглазку, в следующий раз Двуглазку, а толку-то? Хаврошечка споёт им колыбельную, те через минут пять уже седьмой сон досматривают! Только вот Триглазкку не до конца усыпила! Всё та маме своей рассказала… Вот наказала бы я такую ябеду! Коровку из-за этой мутантки зарезали! Ну, Хаврошечка тоже не промах, закопала косточки коровки в землю, и воросла из них яблоня драгоценная, при чём в прямом смысле этого слова! Вот благодаря такой яблоньке Хаврошечка любовь свою и нашла! Вот как сказка «страшная» кончилась: «И стала она в добре поживать, лиха не знать.»
Слайд 9
Сердце страшным сказкам я отдала ещё в детстве… И не зря! Только вот страшные они не потому, что в них кровь, битвы, вампиры и ужастики разнообразные, нет! Просто в таких сказках рассказывается о страшной правде жизни. Ведь люди тоже бывают страшными, не внешне, а внутренне. На самом же деле даже в страшных сказках добро побеждает зло, а улыбка одерживает победу над ужасом, страхом, а главное — унынием! Ведь не зря же говорят, что уныние – это смертельный грех… Для Вашей души. По этому давайте будем улыбаться как можно больше вместе со страшными сказками! Это и для здоровья полезно, и для души!
Первый вывод
Слайд 10
Ну что, следующая наша станция называется «Шуточные сказки»! Я на самом деле отдаю своё сердце сказкам, а такое путешествие затеяла потому, что хочу понять вместе с Вами, как же они важны… Ведь в настоящее время сказки постепенно вымирают из нашей жизни, испаряются, как вода с мокрого асфальта…Всё потому что мы их почти не читаем, а я предлагаю их читать как можно больше. Русские народные сказки ведь для того и созданы, чтобы их читали и тем самым продлевали их жизни, давайте вернём им их право на существование! Пожалуйста!
Передышка
Слайд 11
Вот мы и в гостях у шуточных сказок! А к шуточным сказкам относятся такие произведения народа, как «Война грибов», «Солдат и чёрт», «Хорошо да худо», ну и другие, конечно же. Ну что, рассмотрим какую-нибудь из них? Ну, с Богом!
Шуточные сказки!
Слайд 12
Можно я своими словами попробую рассказать Вам эту сказку? Ну, поехали! Жили-были дед да баба… Шучу конечно же! Они хоть и жили, да только не в этой сказке. А в этой сказке жили-были, пили-ели пузырь, соломинка и лапоть. И пошли они как-то в лес дрова рубить. Дошли до реки, реки красивой, и не знают, как перейти им через эту реку. Лапоть говорит пузырю: Пузырь, а давай на тебе переплывём! Нет, друг! Пусть соломинка перетянется с берега на берег, по ней и перейдём! Соломинка ( сугубо из женской солидарности) исполнила их просьбу. Лапоть пошёл по соломинке (по девушке идти! И где же, интересно, мужская галантность?), она и переломилась. Лапоть упал в воду. А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!
Пузырь, соломинка и лапоть
Слайд 13
М-да… Сначала конечно смешно, но на самом-то деле мне соломинку жалко! Да и товарищества здесь совершенно никакого нет со стороны мужской половины! Ни соломинке не помогли, ещё и сами по ней собрались пройти! А когда соломинка сломалась, а лапоть в воду упал, что ж пузырь смеётся? Чего смешного? Неужели нельзя помочь! В итоге друзьям не помог, да ещё и сам себя погубил! Но не смотря на то, что я так критикую эту сказку, я понимаю, что данная сказка очень поучительна. Особенно для детей младшего школьного возраста, когда у них только вырабатываются их личные качества. В общем, в любом случае, отдав сердце так же и шуточным сказкам, я не ошиблась, и это радует! А сейчас можно и улыбнуться, так сказать для души и настроения!
Шуточные сказки…
Слайд 14
Вот мы и рассмотрели два раздела русских народных сказок. Осталось всего-навсего три раздела. Интересно, а какие книжки любят читать нынешние первоклашки? И читают ли? За новое поколение школьников я очень переживаю. Ну не такие они, какими были мы! А может мне только кажется, что мы были спокойнее? В любом случае детям нужны сказки. Книга русских народных сказок должна быть другом любого ребёнка! Дети должны читать, а не ввязываться в сомнительные компании подростков! Иногда даже первоклашек с сигаретой в руках можно увидеть! Но так ведь нельзя! Нужно исправлять ситуацию, книжка – это одно из первых лекарств в данном случае, а главное – это внимание к ребёнку… А ведь нынешние мамы в основном бизнес-леди…
Передышка!
Слайд 15
Ну вот мы и на станции чудесных сказок о зверях, птицах, рыбах! А к этим сказкам относится и всеми любимая сказка о Колобке! Так же этот раздел занимают вполне полноправно «Репка», «Ворона» и многие другие сказки. Ну что, поищем чудеса в «Колобке»? Узнаем, чему учат такие сказки? Да? Ну, тогда поехали!
Чудесные сказки о зверях, птицах, рыбах
Слайд 16
Колобок!
Рассказывать эту сказку, я думаю, смысла не имеет. Она до такой степени популярна, что даже если человека поднять среди ночи и попросить рассказать Вам её, он её расскажет не только быстро, но ещё и с выражением и без запинок! А вот что же там такого чудесного, мы сейчас попробуем отыскать!
Слайд 17
Чудеса в «Колобке»
Чудеса-то мы нашли… А вот чему нас учат такие сказки? Давайте попробуем и в этом разобраться, хорошо?
Слайд 18
Говорят, зверюшки в сказках олицетворяют нас, людей, а это значит, что Колобок – это ребёнок, который ушёл от своих бабушки и дедушки! А заяц, волк, медведь, лиса – это животные, олицетворяющие лживых и расчётливых людей. Если всё это сложить вместе, то получается, что такие сказки, как «Колобок» учат нас не быть слишком доверчивыми, самоуверенными и в то же время наивными, а самое главное, такие сказки говорят нам о том, что нужно любить и дорожить своими родителями. Только тогда с нами будет всё хорошо! Именно такие сказки важны в нашей жизни. Они слишком хорошие, чтобы их не любить и слишком серьёзные, чтобы их не слушать. Таким сказкам можно отдать своё сердце… Я в этом уверена.
Поучение в «Колобке»: какое? И на счёт чего?
Слайд 19
Таким сказкам ребёнок отдаёт своё сердечко ещё с самого-самого начала своего детства! Они дают основу воспитания личности ребёнка. Такие сказки я знала наизусть ещё до школы. Я начинала улыбаться, только услышав название такой сказки. Не представляю, каким был бы мой внутренний мир без таких сказок… Наверное слишком жестоким и совершенно нерадостным. Поэтому такие сказки нужно читать, а сердечко своё, я уверена, вы отдали им ещё далеко-далеко, в детстве! А теперь давайте улыбнёмся и продолжим наше путешествие в страну Русских народных сказок!
Вывод о чудесных сказках о зверях, птицах, рыбах
Слайд 20
Передышечка!
Вот мы и на передышке! И осталось нам пройти в этом путешествии всего две станции! Очень скоро мы подведём итог нашего путешествия в мир Русских народных сказок! А следующая станция у нас называется «Волшебные сказки»! Передохнули? Собрались? Ну тогда в путь!
Слайд 21
Так-так-так… Вот и расписание сказок, которые относятся к волшебным… Давайте посмотрим?
Царевна-лягушка. Марья Моревна. 3. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 4. По щучьему веленью. Иван-царевич и серый волк. Финист — ясный сокол. Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что. Морозко. Волшебное кольцо. Морской царь и Василиса Премудрая
Волшебные сказки!
Слайд 22
По Щучьему веленью…
Ну что, вспомним, послушаем сказку? Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, а третий – дурачок Емели. Умные работают, а дурачок ничего делать не хочет, на печке сидит. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, всё просят его о помощи по хозяйству. У Емели же на все просьбы ответ один: «Не охота…» Но однажды пошёл он на реку за водой, и поймал Емеля случайно щуку. Щука же говорящей оказалась, и сказала она ему в своё спасение волшебные слова: По щучьему веленью, По моему хотенью. Емеля сначала их скажет, а потом свою просьбу, просьба сама и исполняется… И вёдра сами ходили, и сани сами ездили, и дрова сами рубились, и печка к царю сама ходила… В общем, много волшебства сотворилось. Таким же образом он и дочку царя в себя влюбил, и сам красавцем стал. Выстроил дворец с золотой крышей, а царь Марью-царевну за него замуж выдал. Устроили пир на весь мир и стали они править царством. Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец.
Слайд 23
Волшебство в сказке «По Щучьему веленью…»
Слайд 24
Сложно сказать, что такие сказки, как эта, учат детей многому. Возможно, здесь говорится о том, что к любому человеку нельзя относиться поверхностно. Вот Емеля, например, ведь дурак, а сколького он уже добился! Недаром Хенрик Ягодзиньский как-то сказал: «Дуракам везёт? Не такие уж они дураки.» этому афоризму доказательство – данная сказка. Но, читая такие сказки, ребёнок должен понимать, что от нескольких слов любое желание никогда не исполнится. Для исполнения даже самого крохотного желания нужно приложить хоть какие-то усилия. Таким сказкам стоит отдать сердце при условии, что они будут проанализированы и правильно поняты.
Вывод этой сказки
Слайд 25
Итак, нам осталась всего одна остановка. Большая часть путешествия в мир Русских народных сказок стоит позади. И теперь до главного вывода осталось всего ничего… Хотя, уже сейчас я точно понимаю, что я не зря отдала своё сердце русским народным сказкам. Ещё только прошлым летом, я просто обожала книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере! Я не хотела замечать русских народных произведений, не хотела их вспоминать… До сегодняшнего дня… И теперь понимаю, что я не зря их вспомнила. Теперь частичка моего сердечка бьётся для русских народных сказок… Надеюсь, навсегда…
Последняя передышка
Слайд 26
Так… А к таким сказкам относятся следующие произведения русского народного творчества:
Сказки о добре и зле, об уме и глупости, о лени и жадности
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке. Дочь и падчерица. Каша из топора. Пётр Великий и кузнец. Умная внучка. Лутонюшка. Иванушко-дурачок. Семилетка. Глупый мужик. Морока.
Слайд 27
«Каша из топора»
Я решила вспомнить и проанализировать эту сказку. Но для начала, я Вам её расскажу. Шёл солдат на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл он до деревни, постучал в крайнюю избу: Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отпёрла старуха. Заходи, служивый. А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? А у старухи всё было, да только поскупилась она солдата покормить, прикинулась сиротой. Солдат на это ничего не сказал, но всё понял. Тут он приметил под лавкой топор без топорища и предложил старухе кашу из топора сварить. Старуха даже руками всплеснула! Да только котёл принесла, интересно ей ведь! Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь. А старуха глядит на солдата и глаз не сводит. Солдат взял ложку, помешал, попробовал… — Ну как? Спрашивает старуха? — Скоро будет готова, — солдат отвечает. – Жаль, что соли нет. Соль-то у меня есть, посоли. Солдат посолил, да попросил горсточку крупы, она ему и это принесла. Старуха снова глаз от солдата оторвать не может, а солдат ещё и масла попросил! И это ему хозяйка принесла. Сдобрил солдат кашу, сварилась уж она. Стали кашу они есть да похваливать. — Вот уж не думала, что из топора этакую добрую кашу можно сварить! – дивится старуха. А солдат ест да посмеивается. Вот так.
Слайд 28
Анализ данной сказки
Слайд 29
Итак, вот мы и подошли к последнему выводу… Сказки о добре и зле, об уме и глупости, о лени и жадности – это такие сказки, которые чётко показывают нам что такое хорошо и что такое плохо. Это сказки, которые помогают выбрать нам свою дорожку в жизни. Помогают нам выбрать, кем мы будем в будущем: добрыми и умными или злыми, глупыми, ленивыми и жадными? Надеюсь, большинство выберет первый путь, ведь это им так поможет в жизни, так поможет…
Вывод
Слайд 30
Вот в принципе и всё, что я хотела сказать за время нашего путешествия… Хотя нет, подождите! Я ведь забыла объяснить, почему я отдаю своё сердце именно русским народным сказкам, а может это и так понятно… Просто именно наши, русские сказки учат нас всему доброму, что есть в нашем мире! Именно они буквально просят нас любить своих родных и близких, дорожить их жизнями… Я очень хорошо с детства понимаю, что нужно всегда думать только о тех, кто рядом, о родных, друзьях, близких и дорогих. Нужно заботиться об их судьбах, а они позаботятся о нас… Всё что я знаю в своей жизни, я поняла благодаря родителям, разным книгам и конечно же русским народным сказкам… Любите и читайте их! Об этом вы точно никогда и ни за что не пожалеете! Я обещаю. Всего Вам доброго! До новых встреч!
Заключение
Слайд 1
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ.
ВИДЫ СКАЗОК.
Слайд 2Цель: расширить знания учащихся об устном народном творчестве.
Задачи:
познакомить учащихся с
истоками сказки и её основными видами;
развить и укрепить стремление к чтению фольклорных произведений;
привить любовь к чтению;
систематизировать знания учащихся.
Слайд 3Русские сказительницы
Орина Федосова
Мария Кривополенова
До нас дошли имена сказителей:
Мария Кривополенова, Орина
Федосова, Александра Королькова, Иван Ковалев – эти люди вкладывали всю душу в произведения, которые исполняли. Их мастерство по праву можно назвать профессией, к эти людям относились с уважением, их знали, почитали. На Севере была традиция – брать сказителя в артель. И за свою работу – сказывание сказок – он получал равную со всеми плату.
Слайд 4Возникли сказки в глубокой древности.
Слайд 5Определение жанра сказки
Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий
целью нравоучение или развлечение.
Словарь русской литературы.
Слайд 6Отличительные черты сказки
Сказочные события
Сказочные герои
Сказочные существа
Необычность обстановки
Особая манера повествования
Вариативность текста
Автор коллективен
Слайд 8К каким сказкам эти иллюстрации?
Слайд 9Виды русских народных сказок
Волшебные
сказки
Сказки о животных
Бытовые
сказки
Слайд 10Волшебные сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Слайд 11Общие особенности
Волшебных сказок
Наличие чуда
Столкновение с волшебной силой
Волшебные персонажи
Волшебные предметы
Описание
Слайд 12
Герои волшебных сказок
Деление на положительных и отрицательных
Борьба с волшебной силой
Вымышленные персонажи
Обычные
люди
Слайд 13Что можно прочитать
«Никита Кожемяка»
«Гуси-лебеди»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Иван Царевич и Серый
волк»
«По щучьему веленью»
Слайд 15Сказки о животных
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Слайд 16
Общие особенности
сказок о животных
Иносказательность
Ясность оценки героев
Антропоморфизм
Быстродействие
Диалог
Облегчённая композиция
Слайд 17
Герои сказок о животных
Традиционные типы
Лиса – хитрая
Волк – глупый
Заяц — трусливый
Слайд 18Что можно прочитать
«Заюшкина избушка»
«Теремок»
«Волк и лиса»
«Волк и семеро козлят»
«Кот, петух и
лиса»
Слайд 20Социально-бытовые сказки
Общие особенности
Герои
Примеры названий
Разновидности
Слайд 21Общие особенности
бытовых сказок
Отсутствие фантастики
Реальные конфликты
Сказочное разрешение
Смысловой акцент-развязка
Жестокий юмор
Слайд 22Разновидности бытовых сказок
Сказка-анекдот
Докучные сказки
Сказка-загадка
Сказки-насмешки
Слайд 23Герои бытовых сказок
Герой хитёр
Герой удачлив
Дурак в глазах других
Герой благороден
Слайд 24Что можно прочитать
«Иванушка-дурачок»
«Солдатская сказка»
«Каша из топора»
«Репка»
«Как мужик гуся делил»
Слайд 26Изобразитель-выразительные средства
Русских народных сказок
Антитеза
Сказочные
формулы
Гипербола
Постоянные
эпитеты
Слайд 27Антитеза
Приём противопоставления, с помощью которого главный герой получает углублённую характеристику.
Василиса –
мачеха
Иванушка – царь
Крестьянин – барин
Лиса — заяц
Слайд 28Сказочные
формулы
Присказка – несколько слов, которые «вводят» в сказочную атмосферу.
Зачин – помогает
начать сказку, называет героев и события.
Концовка – завершает повествование.
Слайд 29Постоянные
эпитеты
Красочное определение, неразрывно связанное с определяемым словом и образующее устойчивое выражение.
«Сине
море»
«Добрый молодец»
«Красна девица»
«Ясный сокол»
Слайд 30Гипербола
Чрезмерное преувеличение действий и поступков героев.
«Рос не по дням, а по
часам.»
«И возник вдруг мост кольцом, да дворец с крыльцом.»
Слайд 32Сказочные композиционные элементы
присказки
зачины
концовки
Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить
аудиторию к
слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка необязательная часть волшебной сказки.
Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
слушателя к действительности.
Слайд 33Присказки
Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо
– золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Слайд 34Зачины
За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых
полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
В некотором царстве, в некотором государстве…
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
Жили-были…
В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Слайд 35Концовки
Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил,
по усам текло, а в рот не попало.
А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
Стали жить-поживать – добра наживать.
И сейчас живут – хлеб жуют
Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Слайд 36В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у
него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
(Русская народная сказка«Царевна-лягушка».)
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына.Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились,целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали.
(Русская народная сказка«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей все нет как нет.
(В.А.Жуковский «Спящая царевна».)
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна села ждать его одна.
(А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
(«Сказка о попе и работнике его Балде».)
Назовите сказку
(Учитель читает зачин сказки. Ребята должны назвать сказку и автора.)
Слайд 37Высока, стройная, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна
и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна-Лебедь, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
Кто это?
(Учитель читает описание героя. Ребята должны назвать героя и название сказки.)
Слайд 38Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор.
(33
богатыря, «Сказка о царе Салтане…».А.С.Пушкин)
На крыльце стоит его…
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
(Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».А.С.Пушкин)
Высока, стройная, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
(Царица, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Дочь царица родила.
Дочь прекрасна так была,
Что ни в сказке рассказать,
Ни пером не описать.
(Царевна, «Спящая царевна».В.А.Жуковский)
Слайд 39Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми
воротами.
(Изба жадной старухи А.С.Пушкин.»Сказка о рыбаке и рыбке»)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. –А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне …»)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона.А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»)
Кто в тереме живет?
(Учитель зачитывает описание дома сказочных героев. Ребята должны догадаться, кто и в какой сказке живет в этом доме.)
Слайд 40 Тест
.
1. Сказка (жанровое определение)
а) сказание о
богатырях.
б) краткое изречение, содержание
правила житейской мудрости.
в) небольшая история
фантастического характера.
2. Виды народных сказок:
а) волшебные, бытовые, о
животных, растительном мире
и о неживой природе.
б) волшебные, реалистические,
сентиментальные
в) волшебные, бытовые, о
животных
3.Композиция народной сказки:
а) зачин, основная часть, концовка.
б) зачин, основные события,
присказка, концовка.
в) зачин, присказка, концовка
4.Особенности сказок о животных:
а) волшебные силы, помогающие
героям.
б) главные герои похожи на людей
( разговаривают, одеты, как люди)
в) герои ведут себя естественно как
в природе.
5. Укажите постоянный эпитет:
а) красна девица;
б) зеленая трава;
в) серое небо.
Слайд 41
В и к т о р и н а.
1.Почему сказка
называется «народная»?
(Сказку придумал народ).
2.К какому виду сказок относится сказка «Царевна лягушка»?
(К волшебным сказкам).
3. Из чего солдат сварил самую вкусную на свете кашу ?
(Из топора).
4.К какому виду сказок относится сказка «Колобок»?
(К сказкам о животных).
5.В каких сказках впервые появляется священник?
(В социально – бытовых сказках).
6.В каком топком месте царевна-лягушка скучала невестой?
(В болоте).
Слайд 429.Какой вид сказок знакомит нас с жизнью русского крестьянина?
(Социально – бытовые сказки).
10.Помесь ящера, летучей мыши и огнемёта, летает и имеет
несколько голов?
(Змей Горыныч).
11.Храбрый, весёлый, находчивый человек, который возвращается
домой после 25-летней службы. Кто это?
(Солдат).
7.Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
(Скатерть — самобранка).
8.Смерть его на игле,
В сундучке лежит в земле.
Никого, чем он нет злей.
Как зовут его?
(Кощей).
Слайд 43
Подведение итогов
– Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства
мы слышим сказки.
Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы и папы ,а потом пошли
в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете
в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые
невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то
яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех. Я вижу, что вы все любите сказки, знаете их. Но еще есть очень много-много сказок, не прочитанных вами.
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал».
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.
Слайд 44
Спасибо за работу!
Урок окончен!