Научно познавательные рассказы 4 класс

Почему в воде предметы становятся легче

Вода имеет удивительные свойства, она дает жизнь, освежает, делает тяжелое легким. Эта ее особенность не может не поразить ребенка, который наверняка захочет узнать, почему все предметы в воде становятся легкими? Читайте вместе с ребенком познавательный рассказ, чтобы ответить на вопрос детей. Читать далее

Почему мох растёт с северной стороны

Как научить детей определять стороны света? Познавательный рассказ про Витю и Олю поможет узнать о способах ориентирования, научит работать с компасом и даст ответ на вопрос – почему все же мох растет с северной стороны деревьев? Читать далее

Рассказ про народы России

Как объяснить ребенку, почему разные народы живут в одной стране? Почему буряты, татары, чеченцы – это россияне, как и русские? Прочитайте с ребенком познавательный рассказ про народы России и узнайте о традициях и особенностях разных этносов. Читать далее

Почему страус прячет голову в песок

Если человек испугался, ему говорят «не прячь голову в песок», эта поговорка построена на особенности поведения страусов. Но что, если я вам скажу, что это заблуждение, и страусы совсем не любят играть в прятки в песке? Читать далее

Почему хамелеон меняет цвет

Почему и как хамелеон меняет цвет кожи? Сегодня любознательные Витя и Оля будут изучать повадки хамелеона, постараются нарисовать эту удивительную ящерицу и узнают многое о ее расцветке и особенностях поведения. Читайте вместе с ребенком познавательный рассказ от Академии Любознательности про хамелеона и его разноцветную кожу! Читать далее

Зачем верблюду горб?

Вы знаете, зачем верблюду горб? В этом познавательном рассказе Витя и Оля побывают в настоящей пустыне, научатся одеваться как бедуины и узнают много нового о верблюдах – своих спутниках в сегодняшнем приключении. Читать далее

Почему рыбы молчат

Самые тихие домашние питомцы – аквариумные рыбки, это знают все родители. Но как объяснить детям, почему рыбы молчат? А если они всё же умеют говорить, то о чем разговаривают подводные жители? Читать далее

Почему кошки боятся воды. Познавательный рассказ для детей

Как рассказать детям, почему кошки боятся воды? Почему мокрая шерсть мешает охоте, и зачем котам теплая сухая шерстка даже под палящем солнцем? Вместе со своими любознательными помощниками Олей и Витей Ученый Кот открывает цикл познавательных рассказов про животных, с ним вы узнаете о повадках и особенностях диких и домашних зверей. Читать далее

Почему в холодильнике холодно

Как объяснить дошкольникам, почему в холодильнике холодно? Кто такой Хладагент и какую миссию выполняет? Ответы вы найдёте в новом рассказе от Академии любознательности. Учёный Кот вместе с Олей и Витей побывает в детском саду и поделится знаниями. Читать далее

Познавательный рассказ о войне для детей

9 Мая наша страна отмечает победу в Великой Отечественной войне. Но какой ценой она досталась? Где и как долго шли ожесточённые бои? Какая битва стала переломной и почему? Познавательный рассказ от Академии любознательности в доступной форме познакомит детей с историческими событиями.В Читать далее

Вам также может понравиться


0

Научно-познавательные рассказы Л. Н. Толстого (список): что писать?

Литературное чтение 4 класс. Вспомните и перечислите научно-познавательны­<wbr />е рассказы Л.Н.Толстого: что писать? Какие рассказы Л.Н. Толстого можно отнести к научно-познавательны­<wbr />м?

1 ответ:



1



0

Лев Николаевич Толстой написал целую серию научно-познавательны­<wbr />х рассказов и художественных рассказов. отличить их по жанру легко: в художественных рассказах упор делается на чувства и эмоции, а в научно-познавательны­<wbr />х рассказах — на факты, информацию о животном или природном явлении.

Вот перечень научно-познавательны­<wbr />х рассказов Льва Николаевича Толстого, которые дети прочитали к 4 классу:

t9wMlPjmxs20Zu9OHFRlVIsCPxEMUoG.png

Читайте также

Благодаря своей фантазии и таланту писатель Владимир Одоевский смог превратить простую музыкальную табакерку, которую мальчик Миша получил в подарок от папы, в сказочный городок, полный странных жителей, каждый из которых выполняют свою часть общей работы.

Писатель хорошо знал как устроена музыкальная табакерка и представлял как она работает, откуда берется музыка. Но поставил перед собой задачу в простой и увлекательной манере рассказать об этом механическом чуде простым мальчикам и девочкам, для чего придумал свою сказочную историю. Он превратил детали механизма в живых обитателей табакерки и с помощью путешествия Миши мы ознакомились с их работой.

В сказке «Городок в табакерке» в этом самом городке обитали сказочные существа — мальчик-колокольчики­<wbr />, валик, пружинка, молоточки. Каждое из них делало свою часть работы и в итоге получалась красивая музыка.

Все эти детали механизма табакерки имели в реальности свои формы и размеры и это учел писатель Одоевский, когда писал свою сказку.

Он сделал мальчиков колокольчиков одетыми в стальные юбочки, он сделал молоточки на длинных ножках и с длинными носами,он сделал валик, который лежал на диване в халате и ворочался с боку на бок, он сделал пружинку в специальном шатре, которая сворачивалась и разворачивалась как змейка. Все эти персонажи делали ту работу, которую они делали и в настоящем механизме.

Вот например что сказано про пружинку:

5kWqlfPUjAGH8TeX8iYhYRNXo6fUinZr.png

Мне кажется, что главной целью написания Одоевским своей сказки «Городок в табакерке» было ознакомить читателя, маленького читателя с устройством музыкальной табакерки, объяснить ему что в реальном мире возможны разные чудеса, но все они имеют свое научное объяснение.

Так мальчик Миша оказывается в мире музыкальной табакерке и знакомится с ее устройством и работой благодаря личным наблюдениям и рассказов ее обитателей. Он просыпается уже зная как устроена табакерка и для чего нужны в ней колокольчики, молоточки, валик и пружинка.

Он понимает, что любое устройство созданное человеком работает не благодаря волшебству, а благодаря взаимодействую его различных узлов и деталей.

Таким образом Одоевского можно назвать сказочником — популяризатором науки.

Разделим сказку Одоевского «Городок в табакерке» на несколько частей:

  1. Папа дарит мальчику волшебную музыкальную табакерку и Миша удивляется тому, как она работает. Эту часть мы назовем просто Волшебная табакерка.
  2. Мальчик Миша видит мальчика-колокольчик­<wbr />а, который зовет его за собой. Эту часть мы назовем Приглашение.
  3. Миша проходит сквозь ворота и видит площадь красивого города, где живут колокольчики. Эту часть мы назовем Под черепаховым небом.
  4. Миша узнает про дедек-молоточков. Эту часть так и назовем Дядьки.
  5. Миша узнает про надзирателя Валика и то, как он управляет молоточками. Эту часть назовем Надзиратель.
  6. Миша знакомится с царевной пружинкой и случайно ломает ее. Эту часть мы назовем Какофония.
  7. Миша просыпается. Это часть под названием Финал.

Рассказ от лица Миши про Городок в табакерке.

Когда папа подарил мне музыкальную табакерку я очень обрадовался и долго ее слушал и разглядывал.

Вдруг я увидел маленького мальчика-колокольчик­<wbr />а, в стальной юбочке, который поманил меня с собой.

Я боялся, что не пройду в двери, но как только я к ним приближался, они все становились больше и я легко в них проходил. Это меня удивило и обрадовало.

А потом мы вышли в волшебный городок. Там было такое замечательное черепаховое небо и золотое солнышко, а повсюду ходили веселые колокольчики, и большие и маленькие. Оказалось что у них разные голоса.

Я был в восхищении и поделился им с мальчиком-колокольчи­<wbr />ком.

Но тот сказал, что живется им не так весело. все время приходится проводить в городе, да дядьки-молоточки достают. И тут я увидел, что по площади ходят молоточки и бьют колокольчиков.

Я возмутился и спросил, зачем они так поступают. Молоточки послали меня к надзирателю.

Им оказался валик, который цеплял молоточки и те били колокольчиков.

Но и надзиратель сказал, что не он здесь главный и дальше я увидел прекрасный шатер, в котором жила царевна-пружинка. Это она толкала валик, который цеплял молоточки, которые били колокольчиков.

Я возмущенно спросил, зачем она это делает, но пружинка сказала что иначе не получится музыки. Я не поверил и прижал пружинку.

Она вдруг распрямилась, валик закрутился, молоточки стали бить как попало и зазвучала полная дребедень.

а потом пружинка лопнула и я проснулся.

Автор: Логинова Светлана Александровна

Организация: МБОУ СШ №1

Населенный пункт: Смоленская область, г. Сычевка

Технологическая карта урока

Учитель: Логинова Светлана Александровна

Школа: МБОУ СШ №1 г. Сычёвки Смоленской области

Учебный предмет: литературное чтение

Автор УМК: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.Ч.1,2.- авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана — Граф, 2019г.

Класс: 4

№ урока: 76

Тема урока: Л.Н. Толстой. Научно-познавательный рассказ «Черепаха»

Тип урока: урок усвоения новых знаний учащимися

Цель деятельности учителя: создать условия для активного усвоения новых знаний, для проявления познавательной активности; развитие правильной читательской деятельности обучающихся.

Цель урока: формирование опорной системы знаний по изучаемой теме.

Задачи урока:

Предметные:

  • познакомить обучающихся с научно-познавательным рассказом Л.Н. Толстого «Черепаха»;
  • расширить читательский опыт обучающихся через изучение творчества Л.Н. Толстого;
  • закрепить понятия «художественный рассказ», «научно-познавательный рассказ»;
  • формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста,
  • развивать критическое мышление, наблюдать за языковыми средствами;
  • формировать навыки работы с научно-познавательной литературой (словарями, энциклопедиями);
  • формировать умение осуществлять поиск, отбор необходимой информации в разных источниках (книги, Интернет);
  • способствовать формированию навыков самостоятельной работы с текстом произведения (выборочное чтение), читательской компетенции;
  • продолжить работу по формированию навыка чтения и правильного типа читательской деятельности;
  • продолжить работу по формированию умения использовать знаково-символическое моделирование для решения читательских задач.

Метапредметные:

  • создать условия для развития у обучающихся умений формулировать проблемы, ставить цели и предлагать пути

их решения; осознавать и анализировать свои знания по изучаемой теме;

  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • способствовать развитию навыков исследования, наблюдательности, умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, оценивать результат своей деятельности (проводить самоконтроль и самооценку);
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности,
  • воспитывать нравственные ориентиры через оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий; 1
  • воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу;
  • проводить самоконтроль и самооценку; планировать учебное сотрудничество;
  • повышать познавательную активность, обогащать словарный запас обучающихся;
  • развивать логическое мышление, устную речь, внимание, творческое воображение и память обучающихся.

Личностные:

  • воспитывать умение учиться — способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебных задач;
  • развивать коммуникативные качества обучающихся через организацию совместной работы;
  • формировать культуру чтения и оценочные суждения;
  • воспитывать интерес к чтению; интерес и любовь к родной природе, стремление охранять её;
  • формирование аккуратности и умения организовывать свое рабочее место.
  •  

Технология: элементы технологии критического мышления (приём «Групповая дискуссия», приём «Кластер», «Инсерт» или «Чтение с пометами», приём «Найди соответствия», приём «Предположение», проблемные вопросы, приём «Письмо к учителю»).

Основные термины и понятия: художественный рассказ, научно-познавательный рассказ.

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.

Методическое оснащение урока:

1.Необходимое оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

2.Дидактическое обеспечение: учебник — Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях: ч. 2.- авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана — Граф, 2015г.- с.15-17; рабочая тетрадь — Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений: авт.-сост. Л.А. Ефросинина. – М.: Вентана — Граф, 2015г.-с.9-10; мультимедийная презентация по теме урока; портрет писателя Л.Н. Толстого, выставка книг Л.Н. Толстого – сборники: художественные и научно-познавательные рассказы, сказки; «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, справочники и энциклопедии о природе, карточки (рефлексия), конверты с заданиями для парной и групповой работы (картинки с изображением животных).

3. Программное обеспечение: Windows, PowerPoint, Word.

Формы работы (по организации деятельности) на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы (по типу познавательной деятельности) работы: исследовательский, частично-поисковый.

Планируемый результат:

Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, развивать интеллектуальные способности, формировать умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, кластер, учебник, словарь.

Коммуникативные УУД: повышать познавательную активность учащихся на уроке, совершенствовать умение работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.

Регулятивные УУД: улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные УУД: понимать и принимать нравственные ценности и идеи. 2

Этап урока

Время (мин.)

Действия учителя

Действия обучающихся

Универсальные учебные действия

Стадия вызова

Мотивация к деятельности

Цель этапа:

-организовать направленное внимание на начало урока;

-проверка готовности рабочих мест;

-создание положительного

эмоционального настроя учащихся на урок

1

(1)

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

— Добрый день, уважаемые гости и ребята! Думаю, если любое дело начинать с улыбки, то можно надеяться на успех.

  • 2.

— Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок станем добрее и счастливее.

— Встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите головку, глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злобу и беспокойство. Наполнитесь хорошим настроением и позитивными эмоциями.

— Я желаю вам удачи и плодотворной работы на уроке.

— Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

— Чтобы урок был именно таким необходимо…?

Подготовка класса к работе. Ученики включаются в урок, во взаимодействие с учителем.

Физминутка (выполнение дыхательных упражнений для улучшения мозговой деятельности).

-Быть внимательными, активными…

Коммуникативные:

-умение включиться в урок, во взаимодействие с учителем

Личностные:

-проявление положительного эмоционального настроя, готовности к учебно-познавательной деятельности

Познавательные:

-активное слушание

Целеполагание

Цель этапа:

— постановка учеником собственных целей обучения;

-настроить учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний;

-создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

1

(2)

— А ещё в любом деле необходимо поставить цели и стремиться к их достижению.

— Условные знаки помогут вам определить тему и цели урока?

Слайд 3. (Портрет Л.Н. Толстого, книга)

— Тема урока: Л.Н. Толстой. Рассказ.

Слайд 4. (цели)

1). Повторить изученное, проверить дом. задание.

2). Изучать новую тему (продолжить изучение творчества Л.Н. Толстого, познакомиться с новым произведением).

3). Учиться отвечать на вопросы.

4). Работать со словарём.

5). Создавать (представлять) проект.

6). Работать в группе, в паре.

7). Работать с дополнительной литературой.

Ответы учеников: продолжим изучать творчество Л.Н. Толстого; познакомимся с новым рассказом; цели — проверить домашнее задание, изучить новую тему; учиться находить информацию в дополнительной литературе; создавать проект…)

Регулятивные:

определять и формулировать учебные цели на уроке с помощью учителя

Познавательные:

-формулирование собственных ожиданий;

-активное слушание

Личностные:

-желание сотрудничать в совместном достижении целей

3

Проверка домашнего задания

Цель этапа:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания;

-устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях

3

(5)

3

(8)

— Прежде чем продолжить изучение творчества и произведений Л.Н. Толстого, проверим домашнее задание.

1. Повторение изученного.

— Какое произведение Л.Н. Толстого вы читали дома?

Выразительное чтение басни по ролям.

— Чему учит басня? В чём заключается её мораль?

— Какие пословицы могли бы стать моралью этой басни?

Работа с пословицами.

— Отметьте в карточках №1 (приложение №1) пословицы, которые подходят к басне.

— Объясните свой выбор. Оцените свою работу.

(-Ребята, используя карточками, вы будете оценивать свою работу. Зелёный цвет – выбираете, если справились с заданием полностью, жёлтый цвет – если была 1-2 ошибки, красный – если не справились с заданием).

Проверка выполнения творческого задания.

— Кто из вас дома выполнил творческое задание?

(нарисовать иллюстрации и обложку к басне)

— Молодцы! Вы хорошо поработали.

2. Повторение сведений о писателе.

Привлечение внимания детей к портрету Л.Н. Толстого.

— Какие ассоциации возникают у вас при воспоминании о Льве Толстом? Кем он был? Почему знаменит?

— Составим цепочку понятий (приём – «мозговая атака»)

Составление «Кластера»

Л.Н. Толстой

писатель увлечения

учитель семья

  1. произв. учёба

школа мать шахматы

были учебники отец музыка

басни журнал братья …

сказки … сёстры

рассказы …

… (научно-популярные рассказы)

художественные

рассказы

Л.Н. Толстой

-Басня «Мужик и Водяной».

Басню читает ученик.

Ответы детей.

Самооценка.

Дети демонстрируют творческие работы.

На доске под портретом появляются таблички со словами (синего цвета).

Коммуникативные:

— умение точно выражать свои мысли;

-развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения;

-взаимодействие с учителем во время выполнения задания.

Личностные:

— повторение раннее изученного материала;

  • активизация имеющихся знаний по данной теме;

— проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

-умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Регулятивные:

— контролируют правильность ответов обучающихся;

— адекватное восприятие оценки учителя.

Познавательные:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

4

Стадия осмысления

Актуализация знаний обучающихся

Цель этапа:

— актуализация имеющихся знаний;

— пробуждение интереса к получению новой информации;

-актуализировать мыслительные операции, необходимые для изложения нового знания;

-предъявить задания, близкие жизненному опыту детей, способствующие постановке проблемного вопроса перед изучением нового материала

2

(10)

1

(11)

1.Приём «Чтение с пометами».

— Предлагаю вам узнать новые факты о жизни писателя. Сейчас вы будете работать с карточками №2 (приложение №1) .

— Прочитайте текст о писателе. Всё ли вы о нём знаете?

Карандашом на полях ставьте пометки:

уже знаю ˅

узнал новое +

  • узнать ? Слайд 5.

Текст:

Л.Н. Толстой родился в 1828 году □

Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул

графа □

У писателя было три брата и сестра □

Написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей □

10 (23) ноября 1910 года Л. Н. Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми □

Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (издал 12 номеров) □

Толстой увлекался музыкой, у него были любимые композиторы (Бах, Шопен, Моцарт) □,

любил играть в карты □

Л.Н. Толстой написал художественные рассказы «Прыжок», «Акула» □, а также, научно-популярные рассказы □

Проверка выполнения задания.

— Новые факты – слова – добавляем в «Кластер» (музыка – увлечения – журнал – где похоронен писатель – научно-познавательные рассказы).

2.Приём «Предположение».

— В ходе выполнения задания у вас возникли проблемные вопросы, один из которых – какие научно – познавательные рассказы написал Л.Н. Толстой?

— Сегодня вы познакомитесь с одним из таких произведений. А вот как оно называется, и о ком пойдёт речь, попробуйте догадаться.

В Древнем Китае эти животные являлись самыми почитаемыми. Их считали символом мудрости, удачи, богатства и долголетия. И не зря, ведь сами они долгожители. Период их жизни может достигать до 200 лет. Самые маленькие особи этих животных всего лишь 8-10 см, а самые большие – достигают в длину до 3 метров и имеют массу до 3 тонн.

Или (загадка):

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку, как рубаха…

Кто же это? … .

  • Это черепаха.

— Сегодня вы познакомитесь с рассказом Л.Н. Толстого «Черепаха».

Слайд 6.

Ответы детей (что знали, что узнали, что хотят узнать).

Дополнение кластера новыми словами.

На доске под портретом появляются таблички со словами (красного цвета).

-Черепаха.

Регулятивные:

— развитие мышления учащихся при закреплении умений сравнивать и обобщать новые знания и ранее изученный материал.

Познавательные:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

— развитие умения добывать новые знания из различных источников, находить ответы на вопросы, выделять существенную информацию из текстов.

Личностные:

— повторение раннее изученного материала;

— актуализация имеющихся знаний

— пробуждение интереса к получению новой информации

— постановка учеником собственных целей обучения

5

6

Усвоение нового материала

Цель этапа:

-организовать подводящий диалог и создать эмоциональную атмосферу перед ознакомлением с новым произведением;

— получение новой информации по теме (познакомить с новым произведением)

Физкультминутка

Цель этапа:

снятие мышечного напряжения;

-снятие напряжения с глаз.

Этап осмысления. Анализ прочитанного.

Работа в парах.

Составление плана.

4

(15)

2

(17)

4

(21)

2

(23)

4

(27)

1 (28)

1 (29)

3

(32)

1. Первичное чтение рассказа.

Приём «Предположение».

— Как вы думаете, о чём или о ком этот рассказ, судя из названия? А ещё о чём? Ведь Толстой в своих рассказах описывал не только главного героя.

Текст читает учитель.

— Подтвердилось ваше предположение.

— Понравилось вам произведение. Что именно поразило? Назовите главных героев рассказа.

— От чьего имени идёт повествование в рассказе?

2. Словарная работа.

— В тексте встретились незнакомые слова. Узнаем их значение.

  • понятий в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова.

Слайд 7.

Аршин – старая русская мера длины, равная 0,71 м; линейка, планка такой длины для измерения (например, пять аршин ситца).

Пуд – старая русская мера веса, равная 16,38 кг. Понятия: пудовая гиря, разговорное – «пуд соли вместе съесть» (означает – тесно и давно друг с другом общаться, хорошо узнать кого-нибудь).

— Что означает это выражение?

— А что означает выражение «подле леса»?

3. Вторичное чтение.

Чтение рассказа детьми.

— Назовите жанр произведения. Почему это рассказ?

— Определите вид рассказа: художественный или научно-познавательный? Почему? Докажите.

Чтение понятия «научно-познавательный рассказ» (с.17).

4. Упражнения для глаз.

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Упражнения для снятия мышечного напряжения:

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
на четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,
шесть – за парты тихо сесть.

5. Работа над содержанием текста и пониманием смысла прочитанного.

— Как звали собаку? Охотничьих собак покупали за границей, имена чаще тоже были иностранного происхождения. Мильтон – английское мужское имя (в данном случае — кличка).

— На кого охотились герои рассказа?

Выборочное чтение.

— Найдите описание черепахи.

— Как она себя повела? Как защищалась?

— Прочитайте в тексте, как повёл себя Мильтон?

— Опишите поведение автора. Как вела себя собака?

— Какие сведения о черепахах вы узнали из текста? Прочитайте.

6. Определение основной мысли рассказа.

Приём «Групповая дискуссия».

— Испытывали вы волнение при чтении рассказа?

— Какой самый напряжённый момент?

(когда собака закапывала черепаху).

— Почему она закапывала?

— Стоит ли опасаться за животных? Пострадали они?

— Как могла оказаться черепаха в лесу?

— Как нужно обращаться с животными, найденными (увиденными) в лесу?

— Ребята, как вы думаете, что хотел сказать писатель читателю? Какова основная мысль этого рассказа?

(о взаимоотношении животных друг с другом, сведения о повадках и особенностях животных).

7. Сравнение литературоведческих понятий.

— Чем отличается (похожи) научно-познавательный рассказ «Черепаха» от художественных рассказов Л.Н. Толстого? (на примере рассказов «Акула», «Прыжок»)

  1. Выбор модели обложки к рассказу. Слайд

— Какая обложка подходит к рассказу? Почему? Докажите.

9. Работа по восстановлению деформированного плана к рассказу.

Сейчас вы будете работать в паре друг с другом. Вспомним правила работы в паре.

— Найдите карточки №3 с заданием (приложение №1) . Вам предлагается задание: восстановить план рассказа (пронумеровать части по порядку) и озаглавить часть, которая отсутствует.

План: Слайд 9.

1. На охоте.

2. Находка Мильтона.

3. Внешний вид черепахи.

4. Мильтон грызёт черепаху.

5. Автор рассматривает черепаху.

6. Черепаха царапнула Мильтона.

7. Мильтон закопал черепаху.

8. Сведения о черепахах.

— Проверим, что у вас получилось.

-Как озаглавили часть?

Оцените свою работу.

10. Информационный проект-презентация.

— Ребята, предлагаю вам узнать интересные факты из жизни черепах. Ученик (ца) … подготовил (а) информационный проект (сообщение) о черепахах.

Проблемный вопрос.

— Слушая сообщение, подумайте, можно ли его назвать научно-познавательным рассказом? Почему?

Сообщение — презентация.

Ответ на проблемный вопрос.

— Действительно, ребята, это не н. – п. рассказ, а просто сообщение о черепахах, т. к….

— О черепахе.

— О взаимоотношении людей и животных.

Дети следят.

Ответы детей.

Читают дети.

— От имени автора.

Работа со словарём.

с. 17 читает ученик

-Возле, около леса.

Читают понятие на с.17

Доказывают.

-В художественных рассказах описываются события или поступок героя, а в н.- позн. факты о животных.

Выполняют движения.

Ответы детей.

Выборочное чтение.

— Собаки могут таким образом прятать свою добычу.

— Нет, у черепахи есть защитный панцирь.

— О поведении животных, их повадках. Факты о животных.

Ответы детей.

Выбор модели. Ученики отвечают и доказывают, почему они выбрали именно эту модель обложки.

Выполняют работу

Проверка задания.

8. Сведения о черепахах

Ответы детей.

Заранее подготовленный ученик представляет проект-презентацию о черепахах.

— Не описаны события, нет сюжета, изложены только факты.

Познавательные:

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

-усвоение новых знаний и новых способов умственной деятельности через разные виды получения информации;

  • применять в нужной ситуации и структурировать знания.

Коммуникативные:

— развитие и навыков совместного сотрудничества;

-развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; 6

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-взаимодействие с учителем во время беседы;

— построение понятных для собеседника высказываний;

-умение слушать и уважать мнение других;

осуществление совместной двигательной деятельности.

Регулятивные:

-восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;

-контролируют правильность ответов обучающихся;

— адекватное восприятие оценки учителя;

  • формирование умений осуществлять само-взаимоконтроль. 7

Личностные:

-проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности;

-осмысление нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

-применение на практике и последующее повторение нового материала.

Познавательные:

— развитие умения применять знания в совместной практической деятельности;

-развитие умения получать информацию из схемы, рисунка и формулировать и доказывать своё мнение в устной форме;

-формирование умения на основе

анализа объектов делать выводы.

Личностные:

— умение сотрудничать в совместном решении проблемы;

-формировать умение работать в паре;

  • понимать точку зрения другого, работая в паре.

Регулятивные:

-контролируют

правильность ответов обучающихся; 8

— адекватное восприятие оценки учителя

Коммуникативные:

-слушание собеседника, учителя;

— обеспечение положительного эмоционального участия в процессе обучения:

-изложение яркого фактического материала учениками,

-опора на явление окружающей жизни и опыт учащихся.

9

Закрепление изученного

Цель этапа:

-усвоение учащимися знаний по теме;

-применение знаний для решения учебных задач

1

(33)

6

(39)

1. Закрепление литературоведческих понятий.

Приём «Найди соответствия».

Предлагаю вам, используя свои знания о литературных понятиях найти соответствия.

Карточка №4 (приложение №1).

1). Сообщает только факты,

отсутствует сюжет

2). Рассказывает о каком –либо событии, о чувствах и поступках героя

3). Присутствует сюжет, сообщаются факты (сведения) о герое

4).Сообщает об исторических событиях.

(варианты соответствий — научная статья, н.-п. рассказ, художественный рассказ, исторический рассказ)

Проверка работы. Оценка.

2. Групповая работа. Проектная деятельность. Работа с научной литературой.

— Сегодня на уроке вы многое узнали о н.- п. рассказах.

— Предлагаю вам, ребята, поработать вместе в группе над проектами, из которых мы составим коллективный проект на тему «Научно-познавательные рассказы о животных».

Задание:

-У вас на столах лежать заготовки-шаблоны, картинки, инструкции и дополнительная н. – п. литература. Вам необходимо озаглавить рассказы, дополнить их информацией из имеющихся энциклопедий и научных статей, оформить проекты.(приложение №2)

1 группа:

Эти летние каникулы я провёл в деревне. Мы с бабушкой часто ходили в лес.

Однажды ранним летним утром мы отправились в лес за грибами. Грибов было очень много и мы, быстро насобирав целую корзинку, хотели уже возвращаться в деревню.

Вдруг в траве послышалось шуршание. Я осторожно раздвинул траву палкой и закричал от неожиданности. Там была настоящая змея. Я готов был бежать без оглядки от испуга. Да бабушка успокоила меня, сказав, что бояться нечего. Это обыкновенный уж. Бабушка объяснила, что уж змея (неядовитая) и совершенно безобидная. По бокам головы (два жёлтых пятна), которые помогают отличить ужа от других змей. Длина ужей обычно не более (1 м). Встречаются эти змеи чаще всего по берегам водоёмов. Они хорошо плавают и ныряют. Питаются в основном (лягушками).

2 группа:

Недавно я побывала на экскурсии в океанариуме. Это было незабываемо! В больших и маленьких аквариумах плавали удивительные рыбы и морские животные. Возле каждого экспоната находились таблички, содержащие информацию о животных. У меня было огромное желание поскорее увидеть дельфинов. И вот я стою у самого большого аквариума, высота которого, более 10 метров. Жду, всматриваясь в водные глубины, никого нет. И вдруг, я увидела дельфина! Как он был красив!

Я узнала, что это амазонский дельфин. Его длина около (2 м). У дельфина была вытянута голова и напоминала клюв. Зубов у амазонских дельфинов в каждой половине челюсти от (30до40)штук, а в общей сложности (120-140) штук. Оказывается, дельфины ориентируются не с помощью зрения – глаза у них крохотные, подслеповатые, — а пользуются подводной эхолокацией. Издают резкие щелчки и по возвращённому эху узнают, что их окружает.

3 группа:

У каждого человека есть увлечение, любимое занятие. Кто-то любит рисовать, танцевать или петь. А я очень люблю животных. Много читаю о них в энциклопедиях и справочниках. Когда я вырасту, то хочу стать ветеринарным врачом, чтобы лечить зверей и птиц. А пока я с большим удовольствием ухаживаю за своей таксой по кличке Моня. О таксах я много читала. Такса — порода (охотничьих) собак, используемых для охоты на зверей в норах (барсук, лисица). Туловище вытянутое, ноги очень короткие. Голова клинообразная, уши висячие, хвост саблевидный. Таксы известны с глубокой древности (за 2 тыс.) лет до н.э. в Египте. Высота таксы в холке (16-27 см), окрас бывает рыжий, коричневый, чёрный, серый с подпалинами.

4 группа:

Я очень любознательна. Люблю путешествовать, посещать разные выставки и бывать на экскурсиях в разных городах. Я очень люблю читать познавательную литературу – энциклопедии и справочники. Там можно найти ответ на любой вопрос. А вопросов у меня с каждым днём всё больше и больше. Вот, к примеру. Рассматривала я однажды на картинках в журнале зайцев и их близких родственников – кроликов. Меня удивило то, что у некоторых кроликов красные глаза. Почему глаза красные? Я нашла ответ на этот вопрос и могу теперь и вам об этом рассказать.

Оказывается, красные глаза бывают только у кроликов крупной породы (Белый великан). Эта порода кроликов была выведена в (Германии и Бельгии). Глаза у этих животных не содержат (пигментов), то есть они не окрашены, поэтому и кажутся красными по причине того, что просвечиваются кровеносные сосуды. Одной из основных причин покраснения глаз у кроликов других пород может являться коньюктивит (заболевание глаз), возникающее от пыльного сена, химических примесей в воздухе, опилок и даже от дыма сигарет. В этом случае кроликов необходимо лечить.

5 группа:

В нашей школьной библиотеке есть аквариум. Я с одноклассниками очень люблю рассматривать обитателей аквариума. Там плавают золотые рыбки, гуппи, живёт маленький сомик и много улиток.

Однажды я заметила, что у некоторых рыбок повреждены плавники. Спросив у библиотекаря, в чём причина, я узнала, что оказывается, в аквариуме живут рыбки – хищники. Эти тоненькие небольшие рыбки – гольцы – настоящие склочники. Захватив кусок территории в аквариуме, голец будет изгонять оттуда любых посетителей. Его нападения молниеносны, и даже ловкой рыбке от них не увернуться. Обкусанные плавники, ранки, ссадины – типичный результат боёв гольцов друг с другом и с соседями. В роду гольцов насчитывается более (60) видов, обитающих в Средней Азии, на Тибете в горах Китая, Монголии, в Индии. Лишь (2 вида) гольцов живут в Европе. В аквариумах содержат несколько видов, в том числе цейлонского (8 см), европейского (12-16 см) и тибетского гольцов (12-16 см).

Презентация проектов. Слайд 10.

Оформление коллективного проекта «Научно-познавательные рассказы о животных».

Самостоятельно выполняют задание.

Оценивают работу.

Дети работают над проектами в группах по 4-5 человек.

Выступление детей.

Познавательные:

— умение использовать в проектной деятельности личностный опыт, информацию, из различных источников, выделять существенную информацию из текстов;

— формирование обобщенных способов деятельности, умений учебно-познавательной

и практической деятельности.

Коммуникативные:

— развитие умения применять знания в совместной практической деятельности;

-умение выполнять задание самостоятельно;

-умение оценить свои знания и результат своей работы;

-умение слушать и принимать мнение других, сотрудничать в группах.

Регулятивные:

-самоконтроль выполнения задания;

-взаимоконтроль и внесение корректив в 10

учебно-познавательную деятельность.

Личностные:

— осмысление, запоминание учебного материала;

-применение на практике полученных знаний.

11

12

Стадия —рефлексия учебной деятельности

Итог урока

Цель этапа:

-подвести итог урока, систематизировать знания; проверить степень достижения поставленных целей;

-самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности;

-соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции,
оценка процесса.

2

(41)

1.Итог урока.

— С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?

-Назовите фамилию, имя, отчество автора рассказа? Какой это рассказ?

-Какие учебные цели мы поставили в начале урока?

-Удалось ли их выполнить? Слайд 11.

— Чему ещё научились? Что удалось сделать?

Ответы детей.

Проект.

Регулятивные:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленными целями.

13

Домашнее

задание.

2

(43)

2 (45)

— Ребята, вам понравился урок? Что вам понравилось (не понравилось)?

— Оцените свою работу на уроке. Анализ всех оценок (самооценка) по каждому этапу урока (по карточкам).

— Поднимите руку те, у кого в карточках отмечены только зелёные кружочки – вы поработали на «5», у кого есть и жёлтые кружочки – на «4»…)

-Какое настроение у вас сейчас в конце урока?

-Вы довольны своей работой?

(На партах лежат картинки с изображением черепашек.)

-Покажите ваше настроение, оцените свою работу на уроке.

-Рассмотрите картинки. Выберите подходящую картинку для себя.

Задание:

-Если у вас хорошее настроение, выберите картинку, на которой несколько черепашек.

-Если вы могли лучше работать, то выберите картинку, где всего лишь одна черепашка.

-Если вы недовольны работой – выберите картинку, на которой черепашки нет.

— Молодцы! Спасибо за работу!

— Примите от меня в подарок картинки с изображением черепашек.

Дифференцированное задание: Слайд 12

Для всех: — Прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Черепаха» — с.15-17.

На выбор: творческое задание:

1). Написать научно-познавательный рассказ.

ИЛИ

2). Написать «Письмо к учителю»

Памятка написания письма.

1. Я прочитал(а) рассказ…

2. Больше всего запомнилось…

3. Понравилось…

4. Не понравилось…

5. Мое эмоциональное состояние

6. Этот рассказ учит меня…

Рассматривают картинки, выбирают, показывают.

Записывают домашнее задание.

Регулятивные:

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-подведение итогов своей учебно-познавательной деятельности

Коммуникативные:

— выражение своих эмоций по поводу урока;

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли.

Познавательные:

-активное слушание; выбор задания

14

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 76,1 КБ

  2. file1.pptx.zip.. 1,6 МБ

Опубликовано: 17.10.2021

  • Не болейте как пишется слитно или раздельно
  • Не закрытая дверь противно скрипела как пишется
  • Наталья вертлиб сказка про кита и звезды книга медитация для особенных людей
  • Не алиса не надо сказок
  • Не закрытая входная дверь как пишется