Автор:
Выполнили: ученики 2 класса Махров Андрей, Дмитренко Кирилл, Мошков Никита.
Оглавление:
Введение………………………………………………3
Цели и задачи…………………………………………3
Ход исследования…………………………………….4
Основная часть………….……………………………5
Выводы………………………………………………..7
Источник информации………………………………8
Приложение……………………………………………9
Введение.
Цели:Узнать, чем отличается сказочный транспорт от настоящего, определить какой из них эффективнее.
Задачи:
Научиться исследовать сказки, сравнивать, находить общее и различия.
Узнать качества и возможности сказочного транспорта.
Развить умения сравнивать сказочные объекты с самолетом, вертолетом.
Определить общие характеристики и отличительные черты.
Ход исследования:
Прочитать русские народные и литературные сказки,
Нарисовать сказочные объекты по впечатлениям и сделать выставку рисунка «На чем летают в сказках».
Провести игру «Что на что похоже».
Провести викторину « Сказочные средства передвижения».
Сравнить формы, назначение средств передвижения.
Сделать выводы.
Основная часть.
Мы прочитали русские народные сказки: « Ковёр самолёт», « Баба Яга», « По щучьему велению», « Гуси Лебеди», « Конёк Горбунок»,
« Сивка Бурка», « Летучий корабль»;
Литературные сказки: « Кот в сапогах», «Дюймовочка», « Приключения Буратино или золотой ключик»
Посмотрели мультфильмы:
«Винни-Пух и все, все, все»
«Карлсон, который живет на крыше»
« Приключения Мюнхаузена»
« Лягушка путешественница»
« Доктор Айболит»
Мы узнали, что в этих сказках герои передвигаются по воздуху с помощью разных средств: ступы и метлы, ковра – самолета, сапог – скороходов, летающего корабля, воздушных шариков, собственного пропеллера.
Все сказочные средства передвижения мы разделили на три группы:
Волшебные предметы (Ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, метла, русская печь, сапоги скороходы)
Животные и птицы ( гуси-лебеди, волк, конек-горбунок, утки)
Разное (пропеллер, бочка, ядро, воздушные шары)
По впечатлениям от прочитанных сказок мы нарисовали картинки с изображением сказочных средств передвижения.
Собрали выставку рисунков, рассмотрели их, сравнили рисунки и поняли, что характер рисунка зависит от качества сказочного предмета.
Игра «Что на что похоже» помогла нам найти общие части устройства сказочного и реального транспорта. Мы выявили, что у всех реальных летательных аппаратов есть крылья, а в сказках они необязательны. У ступы, ковра – самолета, сапог-скороходов нет емкости для горючего, нет колес (шасси). Реальный воздушный транспорт рассчитан на несколько десятков, а то и сотен пассажиров, а сказочные вместят одного или нескольких героев.
Выводы.
Сравнив внешние и качественные характеристики, мы пришли к выводу, что сказочные виды транспорта гораздо удобнее, выгоднее, скоростнее и мобильнее реального транспорта:
— им не требуется специальной подготовки для взлета
— они совершенно бесплатные, так как не надо денег на бензин и ремонт,
— Не надо учиться ими управлять – это легко,
— Они могут подлететь в любое место.
Но! Они не являются совершенными, потому что вмещают мало людей, некоторые небезопасны (с ковра – самолета можно свалиться). Конечно, наша гипотеза подтвердилась, до школы правда быстрее и интереснее добраться на сказочных средствах передвижениях.
Но мы решили продолжить наши исследования в этом направлении и придумать свой фантастический воздушный транспорт.
Источник информации
Русские народные сказки.
Литературные сказки.
Сборник мультфильмов.
Интернет.
МБОУ Ершовская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Василия Фабричнова
Выполнил:
Николаенко Арсений Дмитриевич, 3 «В» класс
Московская область,
д. Фуньково.
Средства передвижения в русских народных сказках
Средства передвижения в русских народных сказках
- Актуальность исследования — выбранная тема не изучена наукой .
- Проблема работы заключается в подробном, логичном рассмотрении сказочных средств.
- Гипотеза: если провести исследование средств передвижения в русских народных сказках , то можно составить полное представление о сказке.
- Объект — русские народные сказки. Предмет — средства передвижения в них.
- Цель — показать средства, передвижения героев, пробудить интерес к осмысленному прочтению сказок.
- Методы – классификация, анализ, сравнение, обобщение.
З а д а ч и:
- прочитать сказки из сборника А.Н. Афанасьева;
- провести анкетирование;
- выбрать сказки;
- сделать вывод о роли средств передвижения;
- составить классификацию;
- рассмотреть сказочные средства передвижения , изображенные И.Я. Билибиным.
Александр Николаевич Афанасьев – собиратель русских народных сказок
Результаты исследования
Герои передвигаются в сказках при помощи животных,бытовых и волшебных предметов.
Название сказки Средство передвижения
- Лисичка – сестричка и волк .
лошадь с телегой;
2. Пузырь, соломинка, лапоть.
соломинка, лапоть;
3. Морозко.
лошадь с санями;
4. Баба-Яга
ступа, толкач, помело
5. Василиса Прекрасная
ступа, с пестом и помелом
6. Гуси-лебеди.
7. Иван Быкович
гуси-лебеди;
лодки, корабли;
8. Марья — Моревна
платок, который по взмаху руки мостом оборачивается;
9. Емеля — дурачок
печка;
10. Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и о Сером Волке.
Серый волк;
11. Перышко Финиста ясна сокола
три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая;
12. Елена Премудрая
золотая колесница, летящая по воздуху;
13. Царевна — лягушка
ковер — самолет.
«Сказка об Иване — царевиче, Жар-птице и о Сером Волке». (средство передвижения – животное)
Сказка « Баба-Яга» — ступа, толкач (пест), помело (метла) )
Форма и назначение сказочных средств
1.Стандартные средства
2. Животные и птицы
3. Бытовые волшебные предметы
Стандартные (как в реальности)
Животные и птицы
Бытовые волшебные предметы
Классификация средств передвижения по природным стихиям
природные стихии
сказочные средства передвижения
стихия воды
лодки, корабли, лапоть
стихия воздуха
золотая колесница, летящая по воздуху, ковёр-самолёт, гуси-лебеди, ступа, помело, толкач, пест.
стихия земли
лошадь с телегой, лошадь с санями, три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, соломинка, Серый волк, платок, который по взмаху руки мостом оборачивается
Классификация одушевленности и неодушевленности сказочных средств передвижения
средства передвижения в сказках
одушевленные (живые)
неодушевленные (неживые )
лошади, Серый волк, гуси-лебеди,
телега, печка, ковёр-самолёт, три пары башмаков, железный клубочек, карета, платок, лодки, корабли, пузырь, соломинка и лапоть, карета золотая, ступа, помело, толкач, пест.
Классификация сказочных средств на добрые и злые
Служат
добру
злу
Серый Волк
Гуси — лебеди
три пары башмаков, железный клубочек, карета золотая, золотая карета
ступа, помело, толкач, пест
ковёр-самолёт
платок, который по взмаху руки мостом оборачивается
Есть в сказках такие средства передвижения , которые служат и добрым силам, и злым. Их не много, к ним относятся лошади, лодки и корабли.
1. Мы расширили знания про русскую народную сказку. 2. Сделали вывод о роли и значении сказочных средств. 3. Представили их классификации. 4. Показали их связь с живописью.
Читайте русские народные сказки, знакомьтесь с культурой и традициями нашей страны!
Разумеется, такой чудо-транспорт легко запоминался не только из книжек со сказками, но и из мультиков, художественных фильмов по мотивам сказок. Интересно, а приходило ли кому-либо в голову перечислить виды волшебного транспорта?
Конечно, на первом месте вне конкуренции ступа Бабы-Яги. Продвинутой старушке с одним зубом во рту достаточно было, сидя в ступе, взмахнуть метлой, чтобы ее транспортное средство понеслось по воздуху. Про скорость полета ничего сказать не могу — приборов, измеряющих скорость и высоту, на ступе не замечал.
Кадр из фильма «Старик Хоттабыч»
На второе место, пожалуй, можно отнести ковер-самолет старика Хоттабыча. Впрочем, на этом виде транспорта летали и другие сказочные герои. Положительные факторы: бесшумность полета, высокая скорость, комфорт для наблюдений. Правда, у неопытных пассажиров может закружиться голова. Отсутствие экипажа несколько настораживает. Да и сам принцип полета ковра-самолета (малоизученный и малопонятный) особого доверия не внушает. Тем не менее безоговорочно ставлю этот транспорт в своем списке на второе место — случаи аварий и катастроф ковров-самолетов не наблюдалось.
Кадр из фильма «По щучьему веленью», 1938 г.
На третье место, думаю, претендует печь Емели. Довольно интересный вид транспорта: лежишь себе на ней, бока греешь, а тем временем оговоренный пункт назначения приближается. Но в сказке вроде как Емеля кое-кого печкой подавил все же. Ну, что тут сказать? Правила дорожного движения надо строго соблюдать даже в сказках.
Остальные виды волшебного транспорта просто перечислю, поскольку нет резона располагать их в списочном порядке по номерам. Такое ранжирование наверняка вызовет споры читателей. Так что подальше от споров.
Кадр из фильма «Золушка», 1947 г.
Добрая фея, как известно, превратила обыкновенную тыкву в красивую карету для Золушки. Честно признаюсь: не видел карет, которые до определенного момента были бы тыквой. Но в сказках все бывает. Даже то, чего по логике и быть не может. Разве не так?
Иллюстрация Г. Доре к сказке Ш. Перро «Мальчик-с-пальчик»
Нельзя проигнорировать и сапоги-скороходы. Транспорт этот использовался в целом ряде сказок. Про устройство данных сапог ничего подробно сказать не могу. Все, что видел в фильмах, — сапоги с голенищами выше колена. В них возле подошвы вделан заводной металлический ключ. Его надо закрутить по часовой стрелке до отказа и дальше уже лишь успевай на поворотах держать нужное направление. Скорость довольно высокая, руль для управления не помешал бы. Не лишней была бы и коробка переключения скорости. Да и тормоза нужны. Странно, что все это проигнорировано.
Кадр из мультфильма «Сказка о царе Салтане»
Довольно интересный вид транспорта — бочка, плывущая по морю. Вспомнили? Ну, конечно, сказка Пушкина про молодую царицу и младенца, который потом сильно подрос в самой бочке и вышиб у нее дно. Понятно, что у бочки не могло быть никакого мотора. Да и паруса она не имела. Но все же куда надо было бочка приплыла по воле волн и ветра.
Рисунок к книге «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
А вот у Карлсона транспортным средством служил как раз моторчик от вентилятора. Правда, его надо было регулярно смазывать вареньем.
Впрочем, это уже сюжет из иной волшебной сказки — более современной и сильно приближенной к реальной жизни с технической точки зрения.