Назови некоторые выразительные средства которые используются в сказках

👉 Ответы к странице 37. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.

Задание 9

Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин и концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки.

Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

Ответ:

ЗАЧИН

«Жили-были старик да старуха…» — «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Жил-был царь Берендей…» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Жил-был старик…» — «Сивка-бурка».

КОНЦОВКА

«Алёнушка ожила и стала краше, чем была. А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.» —

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«А Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить-поживать да горя не знать.» — «Иван-царевич и Серый Волк».

«Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.» — «Сивка-бурка».

Все три сказки из учебника начинаются одинаково —«Жили-были…».

Концовки у этих сказок разные, но каждая из них часто встречается в русских народных сказках. В сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» нет обычной для сказок концовки, но ее можно добавить. Смысл и сюжет от этого не изменится.

Словами «Жили-были…» начинаются сказки: «Курочка Ряба», «Колобок», «Маша и медведь», «По щучьему велению».

Словами, похожими на концовку «Стали они жить-поживать да горя не знать» заканчивается сказка «Крошечка-Хаврошечка»: «Стала она в добре поживать, лиха не знавать».

Сказка «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» заканчивается словами:«Стали они жить да поживать, поле пахать да хлеб собирать».

Концовкой «Я на том пиру был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» заканчиваются сказки «Хрустальная гора» и «Пёрышко Финиста- ясна сокола».

Задание 10

Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Ответ:

Концовка нужна для завершения истории. Она как бы ставит точку в сказке, утверждает добро и справедливость. Обычно в концовке говорится о том, что для положительных героев испытания закончились хорошо: свадьбой, счастьем, спокойной и долгой жизнью.

Задание 11

Определи зачины и концовки.

Ответ:

«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»— зачин.

«Жили-были…»— зачин.

«Стали они жить-поживать и добра наживать…»— концовка.

«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»— концовка.

Задание 12

Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста; добрым молодцам урок. Самостоятельно запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Задание 13

Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

Ответ:

В волшебныхсказках есть зачин, концовка и троекратные повторы (три испытания или задания для героя).

Сказки получили такое название, потому что в них обязательно присутствует что-нибудь волшебное:

  • вещь (например, кольцо, зеркало, сапоги-скороходы);
  • растения или животные (говорящая яблоня, златогривый конь);
  • колдовство, превращение (царевна превратилась в лягушку).

В волшебной сказке герой должен пройти испытания, чтобы получить волшебный предмет или спасти кого-нибудь. Часто ему помогает сказочное существо (например, говорящий волк).

Задание 14

Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Задание 15

Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная палочка, коньки, скатерть-самобранка, зеркало, сапоги-скороходы, дудочка, ковёр-самолёт, шапка-невидимка, плащ.Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Ответ:

Волшебная палочка,скатерть-самобранка,сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка.

Печь, ведра — «По щучьему велению».

Клубок — «Царевна-лягушка».

Серебряное блюдце с золотым яичком, серебряные пяльцы, золотое веретено — «Финист – ясный сокол».

1. Назови виды устного народного творчества.

К народному творчеству относятся произведения, которые не имеют одного определенного автора. Они передаются из уст в уши, из поколения в поколение, от родителей к детям.
Это может быть песня, прибаутка, потешка, пестушка, поговорка, считалка.

2. Объясни, что такое песня. Чем песня отличается от стихотворения?

Песня – это стихотворное произведение, предназначенное для напевания под музыку или мотив. В стихах слова не напевают, не тянут, этим стихи отличаются от песни.

3.  Вспомни песни, которые ты прочитал в этом разделе. Прислушайся к их звучанию, ритму и интонации. Как они связаны с содержанием песен?

Если в песне описываются радостные, веселые события, то и поется она обычно в быстром темпе, радостным голосом. Исполнитель передает хорошее  настроение, улыбку. Если в песне поется о грустных событиях, трагедии, то исполняется она обычно в замедленном ритме, протяжно, грустным голосом.

4.  Попробуй сам сочинить закличку. Начни её со слов: «Весна-красна!..»
Вспомни, что песенки-заклички (от слова «кликать» — звать) исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.

Весна-красна!
Приходи к нам!
С теплом, с добром,
К каждому в дом!

5.  Дополни текст необходимыми словами. Обоснуй свой выбор.

Кто не знает пословиц и поговорок? В них народ раскрывает своё отношение к миру, природе, человеческим поступкам и характерам.
Эти маленькие народные произведения, богатые по мысли, так складно сложены, что запо­минаются сами собой.
Они дошли до нас с древних времён, живут в нашем родном языке и литературе.
Пословицы и поговорки появились в народе еще до появления письма и передавалось с уст в уста. Мы и в современной жизни часто слышим их в разных ситуациях.

6. Собери пословицы. Запиши их в “Рабочую тетрадь”.

Кончил дело – гуляй смело.
Кто других не любит, сам себя губит.
Труд человека кормит, а лень портит.
Была бы охота – будет ладиться работа.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
Раз соврал – навеки лгуном стал.

7. Прочитай скороговорку. Какие звуки в ней часто повторяются? Почему?

Звуки «г», «р», «к». Повтор этих звуков нужен для того, чтоб развить речь, правильное произношение. Благодаря подобным скороговоркам мы учимся говорить четко, красиво и выразительно.

8. Догадайся, о чём эти загадки. Восстанови их. Проверь себя по рифмам.

В огне не горит, в огне не тонет. Лёд
Зимой лежал, весной побежал. Снег
Одетый летом, зимой раздетый.  Лес
Стоит Антошка на тонкой ножке. Подсолнух
Весной вырастают, осенью облетают. Листья
Шёл долговяз, в сырую землю увяз. Дождь

Придумай свои загадки к этим отгадкам. Запиши их в «Рабочую тетрадь».

На морозе сверкает, а от солнца убегает. Лед
Пушистой ватой вся земля укрыта.  Снег
Дом зеленый всех зверей приютил.  Лес
Солнышко, а в солнышке поселились зёрнышки. Подсолнух
Летом на дереве сидят, а осенью полетят. Листья
В окно стучит, но в дом не входит. Дождь

9.  Ты уже знаешь, что в русских народных сказках есть зачин  и  концовка. Обрати внимание на то, как начинаются и заканчиваются прочитанные сказки. Есть ли сходство? Не вспомнишь ли ты другие сказки, которые начинаются и заканчиваются так же?

У всех сказок есть зачин и концовка. Сказка об Иванушке и Аленушке начинается со слов «Жили-были», об Иване-царевиче – «Жил-был» и о Сивке-бурке – тоже «Жил-был». Концовки сказок тоже похожи друг на друга, в каждой сказке говорится о счастливой жизни героев.

Еще сказки часто начинаются со слов «В некотором царстве, в некотором государстве», «За тридевять земель, в тридесятом государстве». Концовки: «Я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «Стали они жить-поживать да добра наживать…»

Сказка “Колобок” начинается со слов Жили-были…

10.  Зачин помогает узнать, кто будет героем сказки. A зачем нужна в сказке концовка?

Концовка показывает читателю, что история героев закончилась, добро победило зло, наступил счастливый конец.

11.  Определи зачины и концовки.
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»«Жили-были…»«Стали они жить-поживать и добра наживать…»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало…»

Зачины: «За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были…»
Концовки: «Стали они жить-поживать и добра наживать…»
«Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»

12.  Как бы ты сказал, что такое народная сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова и выражения: произведение;  изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста;  добрым молодцам урок. Самостоятельно  запиши определение в «Рабочую тетрадь».

Народная сказка – это произведение, в котором  изображается чудесное, необычное. Сказки раньше передавались из уст в уста. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

13.  Подумай, почему волшебные сказки получили такое название. По каким признакам можно их определить?

В волшебных сказках творится волшебство, отсюда они и получили свое названия. В них происходят превращения, есть волшебные предметы.

14.  Как ты думаешь, является ли язык волшебной сказки её особенностью? Назови некоторые выразительные средства, которые используются в сказках, запиши в «Рабочую тетрадь».

Сказка – это произведение фольклора, в котором описываются чудесные, необычные события. И поэтому язык у волшебной сказки особый. В нем используются такие выразительные средства как олицетворения, образные определения, сравнения.

15.  Какие ты знаешь волшебные предметы? Выбери правильные ответы: волшебная  палочка,  коньки,  скатерть-самобранка,  зеркало,  сапоги-скороходы,  дудочка,  ковёр-самолёт,  шапка-невидимка,  плащ.

Волшебная палочка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, шапка-невидимка. Сказки с волшебными предметами: «Аладдин», «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что», «Аленький цветочек», «Золушка», «Царевна-лягушка».

Вспомни сказки, в которых действуют волшебные предметы. Расскажи одну из них.

Можно рассказать сказку “Золушка”, “Царевна-лягушка” , “По щучьему велению”, “Хаврошечка”.

16.  Рассмотри рисунки и фотографии раздела. Что ты можешь рассказать о русских народных промыслах? Почему их относят к народному творчеству?

Народ всегда стремился создавать разные вещи своими руками, и каждая вещь получалась особой, потому что люди вкладывали в нее всю душу и мастерство. Поэтому народные промыслы можно назвать народным творчеством.

17.  Знаешь ли ты, как одевались русские люди в старину? Рассмотри рисунки. Как называется одежда? Найди дополнительную информацию в энциклопедии или справочнике.

На рисунке (стр. 38-39) изображены богато одетые бояре и боярыни на ярмарке. Они в кафтанах с длинными рукавами, в высоких шапках. Тут же танцует с медведем шут и играет на дудке.  Ниже нарисована старинная одежда: кафтаны, шуба, рубахи, кокошники и серьги.

Одежда во все времена показывала, насколько богат и знатен ее владелец. Поэтому рубаха князя и крестьянина, разумеется, выглядели по-разному, хотя покрой мог быть один. Чем богаче человек, тем тоньше была ткань, богаче вышивка и ярче цвет – краски тогда изготовлять было сложно. Но яркие краски в народе любили. Шили одежду чаще из льна и шерсти, хлопка почти не знали, а шелк могли позволить себе только очень богатые люди.

Мужская рубаха была длиной выше колен и носилась навыпуск. Рубахи подпоясывали поясами, часто украшенными ткаными узорами или вышивкой. Вышитыми были и рубахи – по вороту, подолу, рукавам – как мужские, так и женские. Женские рубахи были длинными как платья. Шили их из прямых полотнищ и тоже носили с поясом. Поверх исподней (нижней) рубахи могли надевать еще одну, наряднее, а поверх – сарафан.

Верхняя мужская одежда – кафтан, зимой – шуба (мехом внутрь, их часто крыли сукном) или доха (мехом наружу).

У женщин поверх сарафана надевалась душегрея или телогрея. Зимняя одежда -тоже шуба, но покрой был не таким, как у мужской.

На головах у мужчин в любое время года обязательно были шапки. Женщинам тоже не позволялось ходить “простоволосой”, то есть без головного убора. Это было неприличным. Женщины, да и мужчины тоже, любили украшения. Их количество и материал зависели от достатка и статуса человека.

18. Рассмотри иллюстрации к сказкам раздела «Устное народное творчество». Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве художников, иллюстрировавших эти сказки.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие выражения: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Запиши план своего рассказа в «Рабочую тетрадь».

Иллюстрации к этому разделу очень красивые. Картины Билибина и Васнецова метко отражают события сказок, но они разные по стилю. Картинки Билибина больше похожи на иллюстрации, они яркие, динамичные, с четкими контурами. Произведения Васнецова больше похожи на картины из музея. Персонажи на них изображены так, как будто они существуют в реальной жизни.

Иван Яковлевич Билибин
Годы жизни 1876-1942

Иван Яковлевич Билибин  – русский художник, график. Он создал много произведений к русским сказкам и былинам. Обучался Билибин за границей в студии живописи в Мюнхене. Затем посещал школу-мастерскую княгини. Стиль художника индивидуальный, не похожий на других. Он выбирает яркие цвета для своих иллюстраций. Больше всего мне понравилась иллюстрация к сказке “Василиса Прекрасная”. На ней изображен всадник на коне в лесу. Всадник и его конь изображены в красно-оранжевых тонах, поэтому взгляд сразу падает на них.

Тема виды и функции изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках

Слайд №2

Сказки входят в раздел изучения устного народного творчества — неиссякаемый источник для нравственного, эстетического развития. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. «.

Слайд №2

Русские сказки обычно делятся на следующие виды: о животных, волшебные и бытовые.

В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…

Часто в русских сказках определение ставится после определяемого слова, что создает особую напевность: сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…

Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди,стряпать вместо готовить.

Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: батюшка, деточки, лягушонок.Все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным.

Важную роль в создании сказки играют выразительные средства языка.

Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.

Проанализируем русскую народную сказку « Царевна – лягушка» и дадим ей краткую характеристику

1.Вид сказки – волшебная сказка.В сказке прослеживается обряд « инициации» или « конфирмации» — посвящения. Главный герой Иван-царевич проходит испытания после этого имеет право жениться на Василисе Премудрой.

2.Сюжет сказки- волшебный, необычные превращения.

3.Герои сказки- волшебные мифические персонажи Баба- Яга, Кощей Бессмертный, Иван-царевич , Василиса Премудрая

4 Сказка учит различать добро и зло, объясняет, что хорошо, а что плохо. В сказке скрыто устройство мира.

5.Особенности сказки – волшебные герои, события ,предметы

6.Ритм сказки неторопливый, напевный

Например,«Испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила узорами мудрёными»

«Подумал – подумал, шёл – шёл», « поплакал-поплакал, знаю-знаю»

7.Постоянные эпитеты «Красная девица, добрый молодец, чистое поле, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные,»

  • Сказочное число три « три года быть лягушкой», « три дня подождал»

  • Сказочные формулы «Ни вздумать, ни взгадать, только ,в сказке сказать и пером описать; утро вечера мудренее.. ., «жили долго и счастливо до глубокой старости»

Слайд №3

Сказке « Царевна –лягушка насыщенна постоянными изобразительно-выразительными средствами- тропами и стилистическими фигурами.

Тропы – слова и выражения ,используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи.

Анализ показал

Характерны: эпитеты ( постоянные),сравнения , метафоры и как вид метафоры –олицетворения.

Слайд№ 4

Эпитеты – художественное определение образное , подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Например,

Постоянный эпитет :«обернулась Василисой Премудрой», « чистое поле», « буйна голова», « столы дубовые», « скатерти браные»,«у Кощея Бессмертного…»«поцеловала его в сахарные уста…» «бабушка-задворенка».«Красная девица, добрый молодец, бабушка- задворенка, узоры печатные, хитрые узоры, палаты белокаменные ,уста сахарные»

Основная функция эпитетов – дают образную характеристику и выступают как средство детализации, типизации и оценки образа. Представлены прилагательным, причастием, наречием или существительными в роли приложения .

Слайд №5

Троп сравнение это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Оно может быть выражено:

  • Творительным падежом

  • Оборотами со сравнительными союзами

  • Лексические ( использование слов похожий, подобный)

  • Отрицательные «ни бился, ни метался»

Например,

«…дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт…», « дуб …как свой глаз бережёт»

Сравнения придают тексту образность, эмоциональность, выразительность, делают отвлечённые понятия « зримыми» и конкретными, являются средством характеристики сказочного персонажа.

Слайд №6?? пропустить

Метафора – основной троп, с помощью которого одно выражение заменяется другим. Одно из самых ярких средств выразительности. Это переименование, в основе которого лежит сходство, общность признаков двух объектов, при отсутствии реальной связи между самими объектами . Для характеристики вещей неодушевленных употребляют выражения, присущие одушевленным существам( приём олицетворение) .

Олицетворение- это вид метафоры: изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ , уподобляются живому существу. Функция олицетворения раскрывает наиболее характерный признак изображаемого предмета или явления.

Например,

???пропустить

Слайд №7

Кроме троп, в русских народных сказках присутствуют стилистические фигуры,

обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя.

В сказке « Царевна –лягушка»встречаются:

1.Различные повторы : «Вот он шёл, шёл, дошёл до болота»,«Иван-царевич поплакал, поплакал…».,«Попадается ему навстречу старый старичок.— однокорневой повтор с целью подчеркнуть глубокую старость..»Повторы являются наиболее действенных средств языкового манипулирования ,которое заключается в использовании средств « с целью скрытого воздействия на слушателя в нужном для автора направлении».ФУНКЦИЯ повторов подчёркивают интенсивность продолжения действий, настраивает восприятие слушателя , акцентирует внимание на более значимых словах для автора( концентрация внимания).

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезка речи. Помогает увидеть авторскую позицию ,усиливает энергию, силу утверждения мысли, придаёт ритмичность речи.

« смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу»

  • Антитеза противопоставление.Сочетание контрастных по смыслу понятий оттеняет их значение и делает речь яркой и образной. Это композиционный приём.

«Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли…»

Риторическое восклицание

«Ах, Иван-царевич,что же ты наделал!» Функция усиление эмоционального характера высказывания

Слайд №8

Основной стилистической фигурой в русских народных сказках является гипербола- художественное преувеличение, служит средством создания художественного образа.

Например,

« залился горькими слезами»

Изобразительно-выразительные средства языка русской народной сказки богат и разнообразен. Тропы дают образную характеристику сказочным героям и предметам. ,придают выразительность ,служат средством для создания художественного образа, помогают раскрыть характерный признак сказочного предмета, событий. Фигуры являются средством эмоционального воздействия на слушателей, возбуждения их внимания к изображаемому, усиливают эмоциональный характер сказки, вызывает интерес к фольклору.Тем самым Изобразительно-выразительные средства языка речи оказывает воздействие на разум и чувства, на воображение слушателей.

4

Изучение изобразительно-выразительных средств обычно проводится на материале художественных произведений русской и зарубежной литературы, в то время как тексты произведений устного народного творчества, особенно в сопоставлении с литературными произведениями той же жанровой разновидности, практически не являлись объектом специального изучения. Имеются отдельные работы, в которых изобразительно-выразительные средства речи рассматриваются либо на примере национальных сказок [Асаева 1985 :187, Кульсарина 2004:165], либо на материале отдельных литературных сказок [Сурат 1985: 239, Фролова 2002 :199], однако комплексного изучения изобразительно-выразительных средств в разных жанрах народных сказок, их видов и функций в сопоставлении с литературными сказками не проводилось.

Этим обусловлена актуальность данного исследования. В данной статье представлено комплексное исследование изобразительно-выразительных средств в русских народных и литературных сказках.

Объектом исследования являются изобразительно-выразительные средства русских народных и литературных сказок.

Предметом исследования является видовая и функциональная специфика изобразительно-выразительных средств в русских народных и литературных сказках.

Цель работы состояла в установлении состава используемых в народных и литературных сказках тропов и фигур речи и выявлении их функций.

Материалом для исследования послужили тексты 34 русских народных и литературных сказок (29 русских народных сказок, из которых 11 волшебных сказок, 15 сказок о животных, 3 социально-бытовые сказки) и 5 литературных сказок (4 сказки А.С. Пушкина и 1 сказка П.П. Ершова). В качестве единицы наблюдения избраны фрагменты текста (от слова до предложения), представляющие собой то или иное изобразительно-выразительное средство. Всего было проанализировано 1180 единиц в соответствующих микроконтекстах.

Анализируя специальную литературу, мы обнаружили, что существуют разные трактовки понятий ‘тропы‘ и ‘фигуры речи‘, в которых предлагаются разные классификации этих понятий. В данной статье при классификации тропов и фигур мы придерживаемся узкой академической точки зрения, представленной в литературоведческих и лингвистических словарях. Суммируя определения А.И. Горшкова, В.П. Москвина, Л. Тимофеева и Б.В. Томашевского, под тропом мы предлагаем понимать такое употребление слова в переносном значении, при котором образуется его семантическая двуплановость, имеющая эмоционально-оценочный смысл.

Вслед за учёными-стилистами А.И. Горшковым, И.Б. Голуб, Б.В.Томашевским, В.П.Москвиным мы учитывали, что структура тропа двупланова: 1) в тропах разрушается основное значение слова; обыкновенно за счёт этого разрушения прямого значения в восприятие вступают его вторичные признаки; 2) возникает эмоциональная окраска слова: тропы имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный смысл.

Так же, как и А.И.Горшков, под фигурой речи мы понимаем обобщённое название стилистических приемов, в которых слово, в отличие от тропов, не обязательно выступает в переносном значении. В своём исследовании мы  исходили из того, что фигуры построены на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного, «практического» употребления и имеющих целью усиление выразительности и изобразительности текста.

В ходе изучения специальной литературы были установлены жанровые характеристики таких разновидностей русских народных сказок, как волшебные сказки, сказки о животных и социально-бытовые сказки. Вслед за В.Я. Проппом мы выделили постоянные признаки народной сказки (наличие традиционных формул зачина и концовки, наличие повторяющихся конструкций, разговорная речь, повторяющиеся приемы повествования, трёхступенчатое строение сюжета), которые всегда отмечены высокой концентрацией изобразительно-выразительных средств.

Особенностью волшебной сказки, при сохранении универсальных признаков народной сказки, становятся сюжетная схема, построенная на нарушении запрета, и моделирование сказочного двоемирия.

Сказки о животных подчинены тому же закону переносимости действий с одних персонажей на другие, что и волшебные сказки: в них первично действие, сюжет, а вторичны действующие лица, но при этом основным объектом или субъектом повествования является животное.

Главное отличие бытовой сказки от волшебной и сказок о животных заключается в том, что она лишена двуплановости: ее действие разворачивается исключительно в этом мире и не переносится в «тридевятое царство, тридесятое государство». Поэтому в бытовой сказке не бывает утроений, столь типичных для сказки волшебной. Бытовая сказка чужда так называемой формульности волшебной сказки, в ней нет вступительных и заключительных формул и общих мест.

Специфика жанра литературной сказки заключается в том, что по своим основным жанровым признакам она воспроизводит структуру волшебной сказки, но обогащает ее элементами художественного вымысла и стиля. В отличие от народных сказок, ориентированных на традицию устного исполнения, литературная сказка обладает иной коммуникативной моделью: она рассчитана именно на читателя, а не на слушателя.

Этот пробел отчасти мы попробовали восполнить в своём исследовании видов и функций изобразительно-выразительных средств в русских народных и литературных сказках.

Наши предположения о том, что в русских народных и литературных сказках широко используются изобразительно-выразительные средства, в частности тропы и фигуры, оправдались. В исследовании отмечается стабильный видовой состав изобразительно-выразительных средств в русских народных сказках, который обладает устойчивыми функциями.

Результат исследования и анализ материала подтверждает это предположение. Основными тропами в волшебной сказке являются эпитет (68%), сравнение (10%), гипербола (9%), метафора (5%), литота (4%) и олицетворение (3%).

Та же номенклатура образных стилистических средств представлена в сказках о животных, но с несколько иным количественным соотношением: эпитет (70%), метафора (12%), гипербола (9%), олицетворение (5%) и сравнение (2%) .

В социально-бытовых сказках состав тропов менее представителен. Здесь ведущую функцию выполняют олицетворение (41%), эпитет (17%), гипербола (12%) и литота (9%).

 Образность литературных сказок создаётся, прежде всего, эпитетами (40%) и метафорами (27%). Кроме того, в литературной сказке широко представлены олицетворение (11%), гипербола (10%) и сравнение (10%).

В результате анализа, установлено, что в народных волшебных сказках основную функцию создания образности и сказочного двоемирия берут на себя эпитет (обозначает доминантные признаки сказочных объектов), сравнение (устанавливает аналогии между объектами) и гипербола (обладает усиливающим эффектом).

В структуре сказок о животных с помощью эпитета создаются образы, характеризующие только постоянные доминантные признаки сказочных персонажей или – реже – ситуаций. Это объясняется, на наш взгляд, тем, что сказки о животных выполняют скорее воспитательную функцию: их задача – формирование моделей бытового поведения на основании представлений о том, что такое добро и зло не в масштабах сказочного двоемирия, а на бытовом уровне. В этом смысле жанр сказки о животных сближается по своей коммуникативной установке с жанром социально-бытовой сказки.

Функция образности в социально-бытовых сказках сведена к минимуму: она лишь маркирует постоянные функции сказочного объекта и выражает некую степень оценки. На наш взгляд, это можно объяснить особой структурой и коммуникативной установкой социально-бытовых сказок: во-первых, они не моделируют двоемирия, как это происходит в волшебной сказке, а во-вторых, эти сказки направлены на непосредственное воспитательное воздействие и показывают человека в ситуации бытового общения.

Выявлено, что в литературных сказках представлен наиболее богатый спектр художественных функций тропов: эпитеты характеризуют постоянные качества сказочных объектов; метафоры способствуют созданию яркой образности; олицетворение наделяет свойствами человека явления природы, небесные светила, животных и рыб, процессы и качественные состояния героев; сравнение создает аналогии, а гипербола обозначает протяженность сказочного времени и пространства, а также исключительность проявления свойств сказочного героя.

Рассмотрение частотности употребления тропов показывает, что основным способом создания образности во всех видах сказок является эпитет, хотя в литературной сказке его показатели ниже, чем в волшебной сказке и сказках о животных – всего 40% (против 68% и 70% соответственно).

На уровне употребления тропов народная волшебная сказка сближается с параметрами литературной, в основном повторяя и её номенклатуру изобразительно-выразительных средств языка, и их функцию. Напротив, в социально-бытовых сказках отмечается полная противоположность волшебной и литературной сказке как по количественному составу тропов и фигур, так и по их функциям. Промежуточное положение занимают сказки о животных, которые по составу и функциям тропов сходны с волшебными сказками, а по номенклатуре фигур речи сближаются с социально-бытовыми сказками.

При этом в литературных сказках происходит существенное перераспределение количественных и качественных показателей использования тропов. Если в народных волшебных сказках и сказках о животных основная нагрузка по созданию образности возложена на эпитеты (68% и 70% соответственно), то ведущая роль в создании образности и описания сказочного двоемирия в литературной сказке принадлежит не только эпитетам (40% от общего числа тропов), но и метафорам (27% от общего числа тропов), показатели которых в несколько раз ниже в народных сказках: в волшебной – 5%, в сказках о животных – 12%. Повышенная метафоризация литературной сказки связана, на наш взгляд, с особой коммуникативной установкой этого жанра не на устное исполнение сказки, а на ее чтение. Литературная традиция, таким образом, влияет на качественный состав образных средств в произведениях данного жанра.

Количественный состав тропов позволяет сделать вывод о том, что главную функцию в создании образности в народных сказках выполняют эпитеты, сравнения, олицетворения и гиперболы, а в литературной сказке – эпитеты и метафоры. Количество тропов в литературных сказках выше, чем в народных сказках, что обусловлено их коммуникативной установкой на прочтение.

С точки зрения стилистических ресурсов выразительность речи создаётся в волшебных сказках главным образом с помощью повторов (41%), параллелизма (14,5%), бессоюзия (9,6%), эллипсиса (9,6%) и антитезы (8,4%).

Аналогичная картина наблюдается и в сказках о животных. В них также основным средством создания выразительности речи служат повтор (57%), параллелизм (14,7%), эллипсис (9,4%) и антитеза (8%).  При этом наблюдается почти полное совпадение количественных показателей использования фигур речи

Номенклатура фигур речи в социально-бытовых сказках значительно сокращена, чем в волшебных и сказках о животных.

По нашим наблюдениям, в этом жанре используется 5 основных фигур речи: антитеза (40%), повтор (23%), параллелизм (23%), градация (7%), риторический вопрос (7%).

Наиболее частотными фигурами в литературной сказке являются инверсия (37%), повтор (16%), риторический вопрос (13%), параллелизм (13%), анафора (10%) и риторический вопрос (8%).

В своём исследовании мы доказали, что в структуре всех сказок повторы создают эффект длительности действия, его результативности или усиления; параллелизм устанавливает очередность действий или событий или обеспечивает их сопряженность по идентичности; бессоюзие и эллипсис придают устной речи стремительность и динамику, а антитеза выполняет функцию сопоставления конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Анафора, риторический вопрос и риторическое восклицание используются в литературной сказке для активизации внимания слушателя (читателя).

Номенклатура фигур речи в литературных сказках в целом повторяет состав средств выразительности в сказках народных, однако отличается большим разнообразием и некоторым перераспределением функций фигур речи, а также их количественным составом. Так, в литературных сказках ведущую роль в создании выразительности речи играет инверсия (37%), которая позволяет логически и интонационно выделить нужные для авторского замысла слова, передает авторское отношение к происходящему, выполняет ритмообразующую и рифмообразующую функцию, оформляет словесно-образную картину и передает эмоциональное состояние героя. Как представляется, такое доминирование инверсии обусловлено коммуникативной установкой литературной сказки: она предназначена для чтения, а не для произнесения вслух и передается средствами поэтической речи, т.е. письменной формы литературного языка. Если количественные показатели параллелизма в литературных и народных сказках практически идентичны, то вот анафоре в литературной сказке отводится важная функция – поскольку авторы используют стихотворную форму речи.

Общее сопоставление количественных показателей тропов и фигур речи в сказках всех типов позволяет сказать, что наиболее широко изобразительно-выразительные средства языка и речи представлены в литературных сказках. В народной волшебной сказке тропы доминируют над фигурами, что связано с их функцией создания образности и моделирования сказочного двоемирия. В сказках о животных и социально-бытовых сказках на первый план выходят фигуры речи, которые поддерживают коммуникативную установку активного воздействия на слушателя.

В нашей  статье  впервые приводятся результаты комплексного анализа изобразительно-выразительных средств на материале русских народных и литературных сказок, устанавливается  специфика отбора и закономерности использования изобразительно-выразительных средств в различных жанровых разновидностях сказки.

Данный системный анализ изобразительно-выразительных средств в текстах русских народных и литературных сказок позволяет уточнить имеющиеся в стилистике представления о понятии изобразительно-выразительных средств, их функциях.

Результаты  исследования рекомендуются использовать в курсах стилистики русского языка, устного народного творчества, истории русской литературы XIX века, спецкурсах теории художественной прозы, а также при изучении изобразительно-выразительных средств языка в школьной практике.

Список литературы:

  • Асаева Н. А.. Поэтика и стиль осетинской волшебной сказки: диссертация . кандидата филологических наук, Владикавказ. 2004. – с.187.
  • Голуб И. Б.Стилистика русского языка. М.: Айрис – Пресс, 2007. – с.448.
  • Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов школ, гимназий и лицеев гуманит. направленности. М. Просвещение, 1996.– с.336.
  • Кульсарина Г. Г. Язык и стиль башкирских народных сказок: диссертация . кандидата филологических наук, Уфа, 2004. – с.165.
  • Москвин В. П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры: Общая и частные классификации. Терминологический словарь.. Ростов-на-Дону, :Феникс, 2007. – с.940.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2004. – с.201.
  1. Сурат И. З. Жанр стихотворной сказки в русской литературе 1830-х годов: диссертация кандидата филологических наук. Москва , 1985 – с.239 .
  2. Томашевский Б. В. Стилистика. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. – с.288.
  3. Фролова Л. А. Художественная природа сказки П. П. Ершова Конёк-Горбунок»: диссертация . кандидата филологических наук:, Владивосток , 2002. – с.199 .

Справочная литература

  • Словарь юного литературоведа. Web: http: // multisearch.ru / message/198452/
  • Словарь литературоведческих терминов. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М. : Просвещение, 1974. – с. 509 .[schema type=»book» name=»ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКЕ И ИХ ВИДОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ» description=»Цель работы состояла в установлении состава используемых в народных и литературных сказках тропов и фигур речи и выявлении их функций. Метод. Исследование проводилось с использованием стилистического, контекстуального, сопоставительного анализа, приёма количественного подсчёта языковых фактов, что позволило выявить виды изобразительно-выразительных средств и их стилистические функции исходя из контекста употребления и эстетической системы художественного целого, а также соотношение видов изобразительно-выразительных средств в различных типах сказок. Результат. В статье приводятся результаты комплексного анализа изобразительно-выразительных средств на материале русских народных и литературных сказок, устанавливается специфика отбора и закономерности использования изобразительно-выразительных средств в различных жанровых разновидностях сказки. Выводы. Данный системный анализ изобразительно-выразительных средств в текстах русских народных и литературных сказок позволяет уточнить имеющиеся в стилистике представления о понятии изобразительно-выразительных средств, их функциях. Результаты исследования рекомендуются использовать в курсах стилистики русского языка, устного народного творчества, истории русской литературы XIX века, спецкурсах теории художественной прозы, а также при изучении изобразительно-выразительных средств языка в школьной практике.» author=»Кошкина Светлана Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-01″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]

  • Назови композитора оперы сказка о царе салтане
  • Назови злых героев русских народных сказок
  • Назови другие известные тебе сказки в которых герой сражается с чудовищем
  • Назови добрых героев русских народных сказок
  • Назови действующих лиц сказки гуси лебеди кто из них тебе понравился почему 2 класс