Назовите автора произведения сказки для детей изрядного возраста

Сказки Салтыкова-Щедрина

15 сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведения, с которыми стоит знакомить ребят старшего возраста. В них люди, животные, птицы, рыбы решают, как им жить, общаться с окружающими и зачем трудиться. Автор обратился к сказке, когда решил обратить внимание читателей на страхи людей, их непосильный труд, чтобы добыть кусок хлеба и просто выжить. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина учат замечать детали, не сдаваться в трудностях, умению посмеяться над собой, своими недостатками и работать над ними.

  • Дикий помещик

    «Дикий помещик» — сказка Салтыкова-Щедрина, познакомить с которой обязательно нужно детей школьного возраста. В ней рассказывается о том, как одному барину стало мало воздуха, и он попросил высшие силы избавить его от крестьян…

  • Премудрый пескарь

    Премудрый пескарь — сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «для детей изрядного возраста». Она о трусливом пескарике, что проживал на дне реки и боялся покинуть свою норку. Жизнь проходит мимо — ни приятелей с развлечениями…

  • Карась-идеалист

    Карась-идеалист — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна детям всех возрастов. В ней показана жизнь карася и его споры с ершом о добродетели. Всё водное общество следило за тем, кто выиграет в диспуте. Идеалист…

  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое многими детьми и взрослыми. В нем рассказывается, как пара генералов однажды проснулась вдали от дома, и им захотелось…

  • Богатырь

    Сказка Богатырь – произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое с детства взрослыми и детьми. Главный герой сказки Богатырь, сын самой Бабы-яги. И выкормила его мать, и вырастила – могуч и силён стал Богатырь. Только силу…

  • Бедный волк

    Сказка Бедный волк – произведение Михаила Салтыкова Щедрина, которое скрасит домашний досуг и дополнит внеклассное чтение для школьников. Волки – звери безжалостные, иначе не выжить им. Вот и герой сказки «матёрый» Волк…

  • Орел-меценат

    Сказка Орёл-меценат – произведение русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина с долей сатиры, которую можно читать всей семьёй. Герой сказки – гордый и тщеславный орёл, которому надоела жизнь в отчуждении. Решил он себе…

  • Самоотверженный заяц

    Самоотверженный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, с которой стоит познакомиться каждому члену семьи. В ней говорится о том, как однажды заяц попал в немилость к волку. Серый хищник был в то время сыт и заставил зайца…

  • Коняга

    Коняга — аллегорическое произведение Салтыкова-Щедрина, которое стоит прочесть с детьми старшего возраста. В нём автор описывает жизнь Коняги, его хозяина и их совместном бесконечном труде. Однажды вспомнил о Коняге брат…

  • Медведь на воеводстве

    Медведь на воеводстве — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна все детям. В ней идёт речь о трёх воеводах Топтыгиных. Они сменяли друг друга по назначению Льва. В подчинённых им лесах каждый из них совершал непростительные…

  • Здравомысленный заяц

    Здравомысленный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, которая подойдет для прочтения с детьми старшего возраста. В ней показан обычный заяц, склонный к размышлениям об устройстве жизни каждого вида. День за днем заяц…

  • Дурак

    Сказка Дурак – поучительное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое заставляет задуматься над человеческими пороками. Родился у умных родителей сын-дурачок, да не обычный, а с особенностью. Тихий он был и ласковый…

  • Гиена

    Гиена — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое вызовет отклик в душе каждого читателя. В начале своего творения автор описывает внешне безобидный облик гиен. Автор не обходит стороной рассказ о повадках этих животных…

  • Ворон-челобитчик

    Ворон-челобитчик — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое и сегодня задает актуальные вопросы вдумчивому читателю. В нем показано, как старый ворон замечает, что его породе скоро придет конец. Вокруг он наблюдает…

  • Верный Трезор

    Верный Трезор — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое будет интересно обсудить взрослым читателям с подростками. В нем показана жизнь дворового пса Трезора. Он всю жизнь сторожит лабаз купца Воротилова. Какими…

М.Е. Салтыков-Щедрин   «Сказки  для детей  изрядного возраста»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»

История создания  Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.  Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.  В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :

История создания

  • Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
  • Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
  • В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».  
  • В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
  • Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг. 

Список сказок 1.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  2. «Пропала совесть»  3.  «Дикий помещик»  4. «Игрушечного дела людишки»  5.  «Премудрый пискарь»  6.  «Самоотверженный заяц»  7. «Бедный волк»  8.  «Карась-идеалист» 9.  «Добродетели и пороки  10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»  11. «Чижиково горе»  12. «Недреманное око»  13.  «Дурак»  14. «Верный Трезор»  15.  «Коняга»  16. «Кисель»

Список сказок

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3.  «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5.  «Премудрый пискарь» 6.  «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8.  «Карась-идеалист»

9.  «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13.  «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15.  «Коняга» 16. «Кисель»

Список сказок 17. «Баран-непомнящий»  18.  «Здравомысленный заяц»  19.  «Соседи»  20.  «Либерал»  21. «Праздный разговор»  22.  «Христова ночь»  23.  «Путем-дорогою»  24.  «Приключение с Крамольниковым»  25.  «Деревенский пожар»  26. «Гиена»  27.  «Рождественская сказка»  28.  «Ворон-челобитчик»  29.  «Медведь на воеводстве»  30.  «Орел-меценат»  31.  «Богатырь»  32.  «Вяленая вобла»

Список сказок

17. «Баран-непомнящий»

18.  «Здравомысленный заяц» 19.  «Соседи» 20.  «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22.  «Христова ночь» 23.  «Путем-дорогою» 24.  «Приключение с Крамольниковым» 25.  «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27.  «Рождественская сказка» 28.  «Ворон-челобитчик» 29.  «Медведь на воеводстве» 30.  «Орел-меценат» 31.  «Богатырь» 32.  «Вяленая вобла»

Подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» «Для детей от 7 до 70»   Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.  Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.  Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Подзаголовок

«Сказки для детей

изрядного возраста»

«Для детей от 7 до 70»

  • Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
  • Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
  • Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
  • Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Обращение  к жанру сказки Причины интереса к жанру сказки:  условия цензуры;  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;  появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);  органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Обращение к жанру сказки

Причины интереса к жанру сказки:

  • условия цензуры;
  • воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  • появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
  • популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
  • органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Традиции и новаторство  С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Традиции и новаторство

  • С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
  • Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Тематика  Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы: I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа  II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству  III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию  IV. Нравственно-этические темы   Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика

Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:

I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика I. Тема власти:  ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),   псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),  взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика

I. Тема власти:

  • ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
  • псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
  • взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика II. Тема народа:  его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),  покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”),   стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,  вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика

II. Тема народа:

  • его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
  • покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
  • стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
  • вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “ Добродетели и пороки”).

Тематика

IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,

Добродетели и пороки”).

Значение  «Диагност наших общественных зол и недугов», -  так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.  В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

Значение

«Диагност наших общественных зол и недугов»,

так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.

В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Сказки для детей изрядного возраста»

Тургенев
сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина:
«Щедрин как бы преувеличивает истину
посредством увеличительного стекла,
но никогда не искажает ее суть».
Действительно, фантастическое в сатире
Салтыкова-Щедрина в преувеличенном
виде отражает закономерности самой
реальности: аллегорические, гротесковые
образы в «Сказках», «Истории одного
города» подчеркивают парадоксальность,
алогичность происходящего, совмещение
трагического и комического, вызывая
одновременно смех и ужас.

Основа
комического в литературе – несоответствие
идеала и реальности, желаемого и
действительного
;
в «Сказках для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин показывает, насколько
духовно скудной и порочной оказывается
человеческая жизнь, утратившая высшее
предназначение. Используя такие приемы
создания комического эффекта, как
аллегорию
(иносказание), гиперболу
(преувеличение) и гротеск
(сильное преувеличение, выводящее
изображаемое в сферу фантастики),
писатель поднимает не только
конкретно-исторические проблемы
последних двух десятилетий девятнадцатого
века, но и общечеловеческие, вневременные
– проблемы нравственного выбора, смысла
жизни, предназначения человека.

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый
пискарь» в аллегорических образах
пескаря и щуки отражаются трусливый,
соглашательский характер русского
либерализма конца 19 века и самодержавие,
не способное изменить свою «хищную»
природу. Скрываясь всю жизнь от щук,
пескарь, по сути, позволял им тем самым
делать всё, что они хотят. «Вот кабы все
так жили – то-то в реке тихо было!» —
хвалят пескаря щуки.

Центральной в сказке
становится проблема смысла жизни:
оправданна ли жизнь, единственная цель
которой – дума о себе? Страх, появившийся
еще до рождения пескаря, был передан
ему в рассказах отца, однако если
пескарь-отец все же «помаленьку да
полегоньку» жил, то существование
«премудрого пискаря» уже трудно назвать
жизнью – это скорее страх, растянутый
более чем на сто лет. Цель жизни пескаря
– «надо так прожить, чтоб никто не
заметил», а потому первое, что он делает,
— придумывает особую нору, «чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому
другому – не влезть». Образ норы
становится символическим, отражая
абсолютную замкнутость, бегство от мира
и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной,
бессмысленной жизни «премудрого пискаря»
— пустота и полное одиночество. Все
содержание его блёклого существования
уместилось в одни только отрицательные
частицы: «не женился, детей не имел»,
«ни друзей у него, ни родных», «не ест,
не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит». Единственный
глагол, не имеющий отрицательной частицы,
— «дрожал»: «Он жил и дрожал — только и
всего». Незадолго до смерти внезапно
пробуждается в пескаре горькое осознание
бессмысленности прожитой жизни: словно
кто-то невидимый напомнил ему о
существовании вечных ценностей, о
которых пескарь в своем дрожании забыл,
— и ему оказалось нечем оправдаться.

«Карась-идеалист»

Удивительно
современно звучит сказка «Карась-идеалист»,
в которой высмеиваются благодушные
мечты, никак не связанные с жизнью,
абсолютно далекие от реальности. Казалось
бы, всё, о чем говорит карась, — истины
вечные и прекрасные: «не верю, чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили
друг друга, чтобы каждая за всех, а все
за каждую», «справедливость восторжествует:
сильные не будут теснить слабых, богатые
– бедных». Однако эти истины словно
живут отдельно от реальной жизни, которую
карась совершенно не знает: произнося
высокие слова, воодушевляясь от самого
процесса их произнесения, карась,
например, ничего не слышал о главной
рыбьей опасности – «ухе». Сам карась,
ратующий за «гармонию» и «справедливость»,
полагает тем не менее, что эти вечные
ценности не для всех, на ракушек, например,
они не распространяются, а потому их
можно поедать на том лишь основании,
что каждому свое: «ракушки – ракушки,
а караси – караси».

Попытавшись одними
лишь словами о «добродетели» изменить
хищную природу щуки, карась был ею же
незаметно съеден – причем щука и не
поняла, как это произошло. В чем смысл
этой сказки? Мир, конечно, далек от
совершенства и справедливости, однако
одними лишь прекрасными мечтами и
высокими словами о «добродетели» его
не изменить. Часто на Руси рутинной,
негромкой, но постоянной работе
противопоставляли высокие слова и
громкие подвиги, однако мечтатели либо
объявлялись сумасшедшими, либо погибали,
оставляя звонкие легенды, а жизнь все
так и оставалась необустроенной и
неуютной.

«Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил

Социальные и
нравственные проблемы поднимает писатель
и в сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». События
сказки становятся своеобразной моделью
социальных отношений в России: мужик –
основа того мира, в котором живут
многочисленные генералы, полагая, что
именно они – хозяева жизни.

Комическое в этой
сказке основано на абсолютном
несоответствии того, какими видят себя
генералы и какими они в действительности
являются. Бессмысленность – знак жизни
щедринских генералов: они всю жизнь
служили в какой-то регистратуре и,
следовательно, как добавляет писатель,
«ничего не понимали». Не знали они того,
что «человеческая пища в первоначальном
виде летает, плавает и на деревьях
растет», не представляли, «где восток
и где запад». Они абсолютно не способны
осознать даже то, что с ними произошло:
беспокоятся о том, кому теперь на
необитаемом острове нужны будут их
доклады да кто за них пенсию получать
станет.

Если генералы
единственным своим долгом считают
повелевать, то «громаднейший мужичина»
— подчиняться. Для него естественно,
что «строгие генералы» полностью им
распоряжаются и разве только от сытости
вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать
частичку наготовленной им же самим
провизии. Как само собой разумеющееся
воспринимает он и веревку, им сплетенную,
которой генералы привязывают его к
дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды
мужичина считает святейшей обязанностью
да еще и благодарен генералам, что «они
его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися!» Духовный сон,
непробужденность сознания высвечивает
Щедрин в своем «мужичине» — мастере на
все руки. Талантливость и многотерпеливость
русского «мужичины» вызывают у писателя
и грусть, и протест, ведь именно эта
безропотная готовность быть рабом и
поддерживает в многочисленных российских
«генералах» желание быть господином.

«Дикий помещик»

Сказка Щедрина
«Дикий помещик» показывает саму суть
взаимоотношений между двумя основными
социальными группами России 19 века –
между крестьянами и помещиками. Писатель
развенчивает уверенность высших слоев
общества в том, что именно от них зависит
движение жизни. Без мужика оказываются
невоплотимыми не только грандиозные
проекты помещика (выписать машины из
Англии, развести сады), но даже малейшие
его жизненные потребности. Без мужика
и сама жизнь «глупого помещика», и даже
его облик уродливо изменяются: сначала
помещик «тело имел мягкое, белое,
рассыпчатое», потом постепенно перестал
умываться, питался только пряниками, а
затем и вовсе одичал.

Однако, как показывает
в этой сказке Щедрин, человеческую
природу уродует не только привычка
повелевать, но и готовность покоряться.
Без мужиков замирает жизнь не только
во владениях помещика, но в городе, а
потом и в государстве: «на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»,
некому платить подати, беднеет казна.
Но крестьяне не в состоянии осмыслить
свою значимость. По мнению мужиков, чем
строже помещик, чем разорительнее с них
взыскивает, тем он разумнее: «Видят
мужики: хоть и глупый у них помещик, а
разум ему дан большой. Сократил он их
так, что некуда носа высунуть». Именно
эта неосознанность крестьянами своей
значимости позволила Щедрину уподобить
их рою пчёл: «В это время через губернский
город летел отроившийся рой мужиков и
осыпал всю базарную площадь».

Комическое и
трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина
оказываются нераздельными: высмеивая
пороки российской жизни и человеческой
натуры, писатель с горечью отмечает
необустроенность и нелепость жизни, ее
несовместимость с нравственным и
социальным идеалом.

3

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Назовите автора первого философского сочинения на руси
  • Назови сказку и автора кобылица молодая
  • Назови сказки киплинга в которых рассказано как животные приобретали свои отличительные черты
  • Назови русские народные сказки
  • Назови родной город элли из сказки волкова волшебник изумрудного города