-
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
аноним
-
Создано:
2 года назад
Ответы
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия5 минут назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика7 минут назад
Матеша
Задание 5 -
Математика7 минут назад
Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби
-
Русский язык7 минут назад
Задачи по астрономии
-
Русский язык7 минут назад
Помогите составить рассказ на тему: «Мы спасены»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно
Вопросы без ответа
-
Геометрия5 минут назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика33 минут назад
Показательные уравнения
9^x-3^(x+1)=5
Без логарифм
Топ пользователей
-
Fedoseewa27
20739
-
Sofka
7417
-
vov4ik329
5115
-
DobriyChelovek
4631
-
olpopovich
3446
-
zlatikaziatik
2620
-
dobriykaban
2374
-
Udachnick
1867
-
Zowe
1683
-
NikitaAVGN
1210
Войти через Google
или
Запомнить меня
Забыли пароль?
У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться
Выберите язык и регион
Русский
Россия
English
United States
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки
5 класс
Урок № 17.
Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
Цель:
- выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;
- развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;
- воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
III. Закрепление изученного.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.
— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3.1. Беседа.
— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).
— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)
— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.
— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?
3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».
— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?
— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.
Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).
4. Выявление отличий народной и литературной сказки.
4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).
— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?
— Назовите виды сказок.
— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?
— Назовите авторов литературных сказок.
— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?
— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?
— Какова композиция народной сказки?
4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Композиция сказки |
||
Экспозиция |
Причины, которые породили завязку |
Умирает царица-мать |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки |
Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя» |
— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).
4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.
Черты литературной сказки |
|
Наличие авторской позиции |
Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа) |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа |
Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей |
Подробное описание предметов |
Например, описание яблочка |
Книжная лексика |
Особая книжная лексика: дева, персты |
Сочетание фантастического и реального |
Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время |
Стихотворная форма |
Сказке присущи ритм, рифма |
— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).
— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).
4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).
— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
— Что такое ритм?
— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».
IV. Подведение итогов урока.
— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)
V. Домашнее задание.
1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.
2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.
Содержимое разработки
5 класс
Урок № 17.
Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
Цель:
-
выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;
-
развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;
-
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.
III. Закрепление изученного.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.
— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3.1. Беседа.
— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).
— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)
— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.
— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?
3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».
— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?
— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.
Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).
4. Выявление отличий народной и литературной сказки.
4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).
— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?
— Назовите виды сказок.
— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?
— Назовите авторов литературных сказок.
— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?
— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?
— Какова композиция народной сказки?
4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Композиция сказки |
||
Экспозиция |
Причины, которые породили завязку |
Умирает царица-мать |
Завязка |
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу |
Злая мачеха выгоняет из дома молодую царевну, королевич Елисей отправляется на поиски |
Развитие сюжета |
Поиск потерянного или недостающего |
В поисках пути спаситель обращается к волшебным существам и находит помощь у ветра |
Кульминация |
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её или разгадывают трудные загадки |
Повторяется вредительство, в результате которого героиня погибает |
Развязка |
Преодоление потери или недостачи |
Волшебное спасение, возвращение жениха и невесты и гибель «вредителя» |
— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).
4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.
Черты литературной сказки |
|
Наличие авторской позиции |
Автор выражает своё отношение к героям (называет черницу старушонкой, старушоночкой, царицу – гневной бабой, а царевну – моя душа) |
Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа |
Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое стекло Характеристики героев переданы через отношение к ним других персонажей |
Подробное описание предметов |
Например, описание яблочка |
Книжная лексика |
Особая книжная лексика: дева, персты |
Сочетание фантастического и реального |
Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное время |
Стихотворная форма |
Сказке присущи ритм, рифма |
— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).
— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).
4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).
— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?
— Что такое ритм?
— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».
IV. Подведение итогов урока.
— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)
V. Домашнее задание.
1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.
2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.
5
-80%
Скачать разработку
Сохранить у себя:
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки (20.94 KB)
Похожие файлы
-
Рабочая программа по литературе для 5-го класса
-
Презентация по литературе на тему «Сказки А.С. Пушкина»
-
Исследовательская работа по английскому языку «Особенности английских сказок»
1
5 класс
Урок № 17.
Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.
Цель:
• выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль
художественно—изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и
литературной сказки;
• развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником,
иллюстрациями и таблицами;
• воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи
богатырях» А.С.Пушкина.
III. Закрепление изученного.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического
обращения.
— Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?
3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3.1. Беседа.
— Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно—
ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым
существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как
одухотворённом начале).
— Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц –
«повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится
никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)
— Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно
подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?
— Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.
— Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?
— В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?
3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.
— В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой
разницы?
3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без
дела…».
— Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?
— Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая
сильнее смерти.
Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие,
скромност, искренность, верность.
2
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть
доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает:
жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).
4. Выявление отличий народной и литературной сказки.
4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).
— Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?
— Назовите виды сказок.
— Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?
— Назовите авторов литературных сказок.
— В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой
царевне…»?
— В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в
ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?
— Какова композиция народной сказки?
4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о
семи богатырях».
Причины, которые породили
завязку
Главный герой или героиня
обнаруживают потерю или
недостачу
Злая мачеха выгоняет из дома
молодую царевну, королевич
Елисей отправляется на поиски
Поиск потерянного или
недостающего
В поисках пути спаситель
обращается к волшебным
существам и находит помощь у
ветра
Главный герой или героиня
сражаются с
противоборствующей силой и
всегда побеждают её или
разгадывают трудные загадки
Повторяется вредительство, в
результате которого героиня
погибает
Преодоление потери или
недостачи
Волшебное спасение,
возвращение жениха и невесты и
гибель «вредителя»
— В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же
композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает
добро, справедливость).
4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.
Черты литературной сказки
Наличие авторской позиции
Автор выражает своё отношение к героям (называет
черницу старушонкой, старушоночкой, царицу –
гневной бабой, а царевну – моя душа)
Разнообразие в способах создания образа и
характеристики персонажа
Характеры раскрываются в речи героев: мерзкое
стекло
Характеристики героев переданы через отношение к
ним других персонажей
Подробное описание предметов
Например, описание яблочка
Особая книжная лексика: дева, персты
Сочетание фантастического и реального
Сведены воедино враги, угрожающие Руси в разное
время
Сказке присущи ритм, рифма
— Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие
Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё
«пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в
героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония
3
автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с
представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).
— Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное
яблоко:
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно—золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121—122, часть 1).
— Чем отличается определение от художественного эпитета?
— Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные,
при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.
— В сказке А.С.Пушкина найдите 3—4 примера эпитетов.
— Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная
мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой
книжной, высокой лексике).
4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с.
120-121, часть 1).
— Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем
отличается стихотворная речь от прозаической?
— Что такое ритм?
— Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».
IV. Подведение итогов урока.
— В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и
некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой.
Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции,
разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация»
героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)
V. Домашнее задание.
1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи
учебника «Литературные сказки», с.122—124, часть 1.
2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
Нет автора |
Сказочные герои, вредители, помощники, волшебные предметы |
Есть автор |
Не записывалась, передавалась из уст в уста |
Сказочные эпитеты, троекратные повторы, волшебные числа |
текст, зафиксированный в письменной форме |
Общее представление о герое, о его внешности |
Зачин, основная часть, концовка |
Детально описываются герои, их поступки |
Чувства и переживания героя нам неизвестны |
Добро побеждает зло |
Герои имеет свой внутренний мир, испытывает чувства |
Нет авторской позиции, есть общенародные идеалы |
Волшебная сила, превращения |
Есть четко выраженная авторская позиция, отношение к герою |
Нет времени |
Нарушение запрета |
Отпечаток времени, когда автор писал сказку |
|
Поиск похищенного |
В народный сюжет автор добавляет что-то своё, оригинальное, необычное |
Карточка № 1
Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________
Мне понравилось______________________
Мне не понравилось__________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Давным-давно жила-была красавица королева. Однажды она шила у окна, нечаянно уколола иголкой палец, и капелька крови упала на лежавший на подоконнике снег. Таким прекрасным показался ей алый цвет крови на белоснежном покрове, что королева вздохнула и сказала: — Ах, как бы мне хотелось иметь ребёночка с белым, как снег, личиком, с алыми, как кровь, губками и локонами чёрными, как смоль. И вскоре она родила девочку: белокожую, с алыми, как кровь, губками и волосами чёрными, как смоль. Королева назвала её Белоснежкой. К несчастью, вскоре королева умерла, оставив малышку. |
Царь с царицею простился, *инда очи – даже очи… *сочельник — канун церковного праздника Рождества |
Карточка № 2
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Спустя некоторое время король опять женился. Новая королева была корыстной* и тщеславной* и совсем не занималась Белоснежкой. Она много времени проводила перед волшебным зеркальцем, каждый день спрашивая: — Ты мне зеркальце ответь, кто на свете всех милее, всех прекрасней и белее? И зеркальце неизменно отвечало: — Ты, моя королева, прекрасней всех на свете. Ответ радовал королеву, но ненадолго. На следующий день она задавала тот же вопрос. Больше всего на свете её пугало, что зеркальце найдет кого-нибудь прекраснее, чем она. *Корысть — страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, к богатству. *Тщеславие — стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождается желанием слышать от других людей лесть. Близкими понятиями являются гордыня, спесь. |
Долго царь был неутешен, |
Назовите сказку |
Назовите сказку |
Однажды прекрасный королевич проезжал верхом у горы и увидел в стеклянном гробу Белоснежку. Она была так прелестна, что королевич с первого взгляда в неё влюбился. — Разрешите мне увезти её с собой во дворец. Я обещаю оберегать её покой. Не могу я жить без неё, — умолял он гномиков. Гномики растрогались сердечной просьбой королевича и согласились. Только подняли королевские слуги хрустальный гроб, как выпал изо рта Белоснежки кусочек отравленного яблока и она проснулась. Увидела Белоснежка королевича и тут же в него влюбилась. Вскоре Белоснежка и королевич поженились и жили-поживали да добра наживали. |
И молва трезвонить стала: За невестою своей Злая мачеха, вскочив, |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 3
1.Продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а)_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________________________________
2.Оцени свою работу в группе. Напротив своей фамилии поставить крестик в нужной графе, соответственно цвету.
Желтый – отлично поработал(а)
Зеленый – хорошо поработал(а)
Красный – недостаточно хорошо поработал(а)
Фамилии |
|||
1. |
|||
2. |
|||
3. |
|||
4. |
|||
5. |
|||
6. |
|||
7. |
Карточка № 2. Сходство и различие литературной сказки и сказки народной
Народная волшебная сказка |
Литературная сказка |
|
различие |
сходство |
различие |
|
Алгоритм работы
1.Возьмите карточку с таблицей. Рассмотрите ее.
2.Достаньте из конверта маленькие карточки и клей. Положите рядом с таблицей.
3.Подумайте и распределите карточки в таблице. Графа со смайликом должна быть пустой.
4.Приклейте карточки.
5.На всю работу вам отводится 10 минут.
6.Когда все карточки распределены, посоветуйтесь с соседней командой. Есть ли у вас общее, различие в распределении.
7.Проверка результатов по образцу. Там, где не совпадает, поставьте звездочку.
Сходство
и различие литературной сказки и сказки народной