1
2
КОМПОЗИЦИЯ народной сказки *
3
«Читать сказки, любить их и знать, как они устроены,- задача каждого образованного человека» (К.И.Чуковский)
4
Милые дети! Я истосковалась. Вышло, что я без избушки осталась. Выстроить новую чудо- избушку Вы помогите сегодня старушке. Ну а Яга вам помочь не откажет: Всё о строении сказки расскажет. Ваша Баба Яга.
5
Как водится, в новую избу войдёт Друг Бабки Ёжки- большой чёрный кот. Только у Бабок не всех он бывает. Кто- то его завести забывает.
6
ПРИСКАЗКА ПРИСКАЗКА-это необязательная часть сказки. Она может быть в сказке, а может и отсутствовать. Например: «В некотором царстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус…»
7
Чтоб избушка ожила На лесной дорожке, Обязательно нужны Ей две курьих ножки.
8
ЗАЧИН ЗАЧИН- начало сказки. В нём определяются время, место действия и главные сказочные герои. Например: «Жили- были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»
9
Самое главное- помещение. В нём Бабке Ёжке важно размещение: Печь, табуретка, скамейка, кровать- Всё это будет где надо стоять.
10
СЮЖЕТ СЮЖЕТ- это последовательность взаимосвязанных событий, происходящих в сказке.
11
Чем завершиться избушка должна? В случае этом нам крыша нужна. Каждый строитель всегда должен знать: Крышей он будет и дом завершать.
12
КОНЦОВКА КОНЦОВКА- это конец сказки; то, чем заканчиваются все сказочные приключения. Например: «Живут, поживают, добра наживают…», «И я там был, мёд и пиво пил…»
13
Ножки, само помещенье и крыша (Это известно и кошке, и мыши) Вместе всегда составляют избушку, То есть жильё для Ягуси- старушки.
14
Композиция присказкаконцовка зачин сюжет это построение всей сказки
15
Задания- загадки для закрепления темы 1.Начало у сказки- господин, А зовут его… 2.Ивана ждёт немало бед. Объединим их все в… 3.Завершает сказку ловко, А зовут её… 4.Зачином сказка начинается. Сюжет в ней быстро развивается. У концовки последняя позиция. Так создаётся…
16
Молодцы!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Петрушинская средняя общеобразовательная школа»
Литературное чтение. 2 класс
Композиционные части сказки
Учитель начальных классов Белозёрова Нина Александровна
Доводи начатое дело до конца.
Сказки о животных
Бытовые сказки
Волшебные сказки
Законы волшебных сказок
- Борьба добра и зла.
- Сказочные события(дорога, задания, отгадывание загадок, битва и т. д.)
- Сказочные числа, повторы.
- Волшебные предметы.
- Положительные и отрицательные герои
- Особая композиция
Как строится сказка
присказка
Это присказка, а вот – сказка чередом пойдет
Скоро сказка сказывается,
да не скоро дело делается
Ритмически организованная прибаутка,
предшествующая зачину в сказках.
зачин
основная часть
концовка
Присказки
- Было это на море, на океане, на острове Кидане стоит древо – золотые маковки; по этому древу ходит кот Баюн, вверх идёт – песню поёт. А вниз идёт – сказки сказывает. Вот было бы любопытно посмотреть! Это не сказка, а ещё присказка идёт, а сказка вся впереди.
- В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох…
- Вы хотите сказочку? Сказочка – это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита поясом.
- Аль потешить вас сказочкой? А сказочка чудесная: есть в ней дива дивные, чуда чудные.
- Будет сказка занимательна. Слушайте её внимательно. Кто уши широко раскроет – много всякой всячины усвоит. А кто невзначай уснёт – тот ни с чем и уйдёт.
- А кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и куница, и прекрасная девица, сто рублей на похмелье и пятьдесят на прогулянье.
Как строится сказка
присказка
В некотором царстве,
в некотором государстве …
зачин
Жили-были …
Зачин – начало сказки, он бывает
различным (коротким или длинным).
Зачин рассказывает о том,
где происходило действие, когда и
какие герои будут в сказке
основная часть
концовка
Зачины
- За далёкими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жило-было…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- В тридевятом царстве, в тридесятом государстве…
- Жили-были…
- В некотором царстве, за тридевять земель – в тридесятом государстве…
- В тридесятом царстве, небывалом государстве…
Как строится сказка
присказка
зачин
Ключевые события:
— странствие героя;
— встреча героя
с друзьями и врагами;
— бегство, погоня;
— победа героя
и т.д.
основная часть
концовка
Как строится сказка
присказка
Концовка – это последние слова сказки,
завершение, рассказ о том,
чем закончилась история,
рассказанная сказителем,
но еще чаще и обращение к слушателю,
или рассказ сказочника о самом себе.
зачин
основная часть
концовка
И я там был,
мед-пиво пил.
И стали жить-поживать
и добра наживать
Концовки
- Устроили пир на весь мир, и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
- А удалец на той царевне Полюшке женился и раздиковинную пирушку сделал; я там обедал, мёд пил, а уж какая у них капустка – ино теперь в роте пусто!
- Свадьбу сыграли, долго пировали, и я там был, мёд-пиво пил, по губам текло, в рот не попало. Да на окошке оставил я ложку, кто лёгок на ножку, тот сбегай по ложку.
- Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
- Тут и сказке конец, сказал её молодец, а нам молодцам по стаканчику пивца, за окончание сказки – по рюмочке винца.
- Стали жить-поживать – добра наживать.
- И сейчас живут – хлеб жуют
- Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!
Рефлексия.
- Сегодня на уроке я узнал …
- На этом уроке я похвалил бы себя за …
- После урока мне захотелось …
- Сегодня я сумел…
Назови героя сказки
«Никита
Кожемяка»
Назови героя сказки
«Кощей
Бессмертный»
Назови героя сказки
«Василиса
Прекрасная»
Назови героя сказки
— Злосчастие»
«Горе
Назови героя сказки
«Иванушка
— дурачок»
Назови героя сказки
«Жар —
птица»
Назови героя сказки
«Гуси
— лебеди»
Назови героя сказки
«Баба
Яга»
Медведь
Заяц
Щука
Волшебные предметы
Схема волшебной сказки
1. Нарушение запрета.
2. Испытание.
3.Поиски помощников, спасительной магии.
4. Борьба со злыми силами.
5. Спасение.
Художественные приемы, используемые в сказках
1.Постоянные эпитеты
2.Сравнения
3.Троекратные повторы
- Сочинить волшебную сказку
Задания по выбору
- Составить кроссворд «В мире сказок»
- Нарисовать иллюстрацию к любимой русской народной сказке
- На сегодняшнем уроке я узнал…
- На этом уроке я похвалил бы себя за…
- После урока мне захотелось…
- Сегодня я сумел…
Русские народные сказки для детей
Русские народные сказки можно смело назвать энциклопедией русского народа, раскрывающей суть его истории, быта, мировоззрения. Сказки переходят от поколения к поколению, передавая мудрость и понятия о моральных устоях целой нации.
С самого раннего детства, когда ребенок только начинает познавать жизнь, он вступает в дивный мир сказок. Там он впервые встречается с добром и злом, горем и радостью, учится сопереживать и побеждать свой страх. Герои сказок становятся для него такими знакомыми и любимыми, причем любовь эта не проходит с возрастом. Многие взрослые не перестают читать русские народные сказки и получать наставления через них для решения своих повседневных проблем. Это становится возможным благодаря жизненности сказок и мудрости их героев.
История и разновидности русских народных сказок
У каждой эпохи свои сказки. Сказать, когда появилась первая — очень сложно, но известно, что изначально сказочными героями были природные явления Солнце, Ветер и Месяц.
В русских народных сказках для детей можно выделить три условные тематические группы: сказки о животных, бытовые и волшебные сказки. В русских народных сказках о животных мы знакомимся, в основном, с миром лесных обитателей, символизирующих положительные или отрицательные черты человеческого характера. Так, лиса ассоциируется с хитростью, медведь – с глупостью и силой, волк – с жестокостью и коварством, зайчики – с беззащитностью, муравьи – с трудолюбием. В бытовых сказках речь идет о реальных людях. Эти русские народные сказки для детей считаются самыми молодыми. Их герои – солдат, поп, барин, мужик. В волшебных русских народных сказках для детей всегда есть либо Баба Яга с Кощеем, либо сказочные предметы, такие как дубинка-самобойка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка.
Композиция русских народных сказок
Начинаются русские народные сказки с зачина («в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»), затем идет основная часть и концовка. Если основная часть повествует конкретную историю, относящуюся только к этой сказке, то концовка может повторяться в разных сказках. Например: «стали они жить-поживать, да добра наживать».
Герои русских народных сказок для детей
С детства нам известно, какие герои сказок положительные, а какие – отрицательные. Мы можем назвать черты этих героев, зная их имена. Так, например, Баба Яга для нас – злая, страшная старуха. Кощей Бессмертный – костлявый злой старик, ворующий людей. Змей Горыныч – огнедышащий дракон, служащий злым силам. Эти герои – воплощение зла. В русских народных сказках для детей они всегда проигрывают.
Со злом ведут борьбу любимые герои сказок. Среди них – Иван-царевич, бесстрашный защитник слабых. Он всегда выходит победителем (например, сказка «Иван Царевич и серый волк»). Его могут звать также Иван – крестьянский сын или Иван-дурак. Женские характеры представлены в образах Елены Прекрасной, Василисы Премудрой. Их отличительные черты — красота, ум, доброта и трудолюбие. Любимый герой бытовых сказок – солдат. Он всегда весел, находчив и смел. Побеждает в русской народной сказке всегда добро. Те, кто притесняет народ в реальной жизни, всегда терпят поражение. Например, мужик одерживает верх над барином, а поп проигрывает своему работнику.
Особенности русских народных сказок для детей
Русские народные сказки для детей очень мелодичны по звучанию. Плавный напев сказок появляется благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам: петушок, солнышко, девица. Ту же функцию выполняет перестановка местами прилагательных и существительных (красавица писаная, солнце красное), а также усилительно-выделительные частицы (что за…, вот так…). Сказки характеризуются также усеченными формами прилагательных и глаголов. Например: красно солнце, буйна голова, хвать (вместо «схватил»).
Для каждой возрастной группы – своя сказка
Как уже упоминалось, сказки любят все. Но для каждого возраста ребенка – своя сказка. В два года малышу будет интересно услышать «Репку» или «Колобка». Затем можно переходить к сказкам о животных. До 6 лет дети не имеют четкого разделения между сказкой и реальностью, поэтому, читая, нужно пропустить страшные моменты. Не исключено, что после прочтения сказки «Колобок», ваш малыш пожелает испечь колобка, а «Каша из топора» вызовет у него желание сварить и попробовать такое блюдо. К шести годам ребенок уже разделяет реальную жизнь и сюжет сказки, поэтому можно не исключать пугающие эпизоды и обсуждать их.
К семи годам интерес к сказкам начинает уменьшаться. Но они не забываются. Когда младших и старших школьников просят пересказать сказку на их выбор, они замечательно справляются с этим заданием. Особенно запоминаются истории о волшебстве. Интересно, что «Красная шапочка» или «Белоснежка» относятся детьми к народному творчеству, хотя у них есть автор.
Таким образом, русские народные сказки оставляют след не только в сердце каждого ребенка, но в сердце целой нации. Они воспитывают, обучают, открывают мир, учат отношениям между людьми и отношению к реальности. Без сказки не выросло еще ни одно поколение.
Автор статьи: Иванова Татьяна