Эпический
фольклор включает стихотворные (былины,
исторические песни, духовные стихи) и
прозаические жанры (сказки,
предания, легенды,
суеверные рассказы). Более сложным
является определение статуса народной
баллады. В основе классификации эпических
жанров лежит сюжетно-тематический
принцип, что не отменяет и
структурно-морфологических подходов
в их рассмотрении. Подвиды суеверного
рассказа – быличка (меморат) и бывальщина
(фабулат). Потребность народа реагировать
на исторические события, давать свою
оценку тем или иным историческим лицам
обусловили формирование эпических
жанров крупной формы: былин и исторических
песен. Былины делятся на циклы: Киевский
(в центре богатыри-ратники Илья Муромец,
Добрыня Никитич, Алеша Попович),
Новгородский (былины о Садко, Василии
Буслаеве), Брянские и Южнорусские. Более
общее деление связано с магистральными
сюжетами и идейными центрами каждой
группы – архаические, героические,
социально-бытовые
Стих
былины связан с напевной речью —
речитативом, часто используется перехват.
Другая
важная особенность былины — то, что в
отличие от сказки, события былины
воспринимались самим исполнителем и
слушателями как действительно
происходившие. Былина
— песня о старине, а старина в понимании
человека того времени — основа основ,
её реальность, какой бы фантастичной
она ни представлялась, не вызывала
сомнения.
В
этой связи можно остановиться на самом
понятии эпоса как попытки описать
действительность объективно. Степень
этой объективности, безусловно, зависит
от мировоззрения, миропонимания автора
(или целого народа), его представлений.
Поэтому возможен мифологический эпос,
отражающий мифологические представления,
героический эпос (известный детям по
мифам Древней Греции) и эпос исторический,
герои которого мыслятся как реально
существовавшие люди. Может быть, именно
этим обусловлено возникновение таких
былин, как «Исцеление Ильи» или «Илья
и Святогор», повествующих о превращении
обычного человека (или воина) в непобедимого
богатыря.
Вероятно,
от стремления к правдоподобию и некая
пространственная конкретность, присущая
былине: место действия былин — Муром,
Владимир, Ростов, Киев. Устанавливается
и время действия в былинах киевского
цикла — IX–XI века — расцвет киевской
Руси.
Материал
былины — важнейшие исторические события,
как правило, войны с исконными врагами,
угрожавшими Руси. Чтобы стать достоянием
эпоса, событие должно быть в представлении
народа весьма значительным. Не случайно
среди 120 сюжетов былин нет ни одного,
посвященного ежедневным событиям.
Опора
на историю тем не менее не мешает былине
быть порой совершенно неправдоподобной.
Реальность включает в себя, например,
явно мифические элементы: Змей Горыныч,
Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник.
Путь
богатыря существенно отличается от
путешествия младшего сына в “чужой
мир” (хотя речка Смородина как место
встречи с антагонистом появляется и в
былине — об Илье Муромце и Соловье-разбойнике).
Ивану — крестьянскому сыну необходимо
преодолеть границу между мирами (если
не на пути в “чужой” мир, то на обратном
пути — во время бегства), Добрыня же,
убивая змея, вообще уничтожает
представление о Пучай-реке как о реке
смерти — обиталище адского существа.
Тот же момент мы увидим и в былине «Илья
Муромец и Соловей-разбойник», когда
основная задача Ильи будет освободить
от враждебного существа прямоезжую
дорогу на Киев.
Герой
былины не располагает волшебными
средствами, если не считать его богатырской
силы (которая лишь в былине об исцелении
Ильи Муромца трактуется как следствие
воздействия некоего напитка). Как правило
же, эта особая сила — то, что выделяет
героя, даётся ему от рождения и делает
его воином — защитником государства.
Ни
один из богатырей не родился в Киеве
(Илья Муромец родом из села Карачарова,
Добрыня — из Рязани, Алёша — из Ростова),
но дорога их неизменно лежит туда,
превращаясь в добровольно избранный
жизненный путь — служение своему
государству.
Стремление
к единству, к объединению актуально и
в период феодальной раздробленности,
и в период возникновения и укрепления
Москвы — возможно, именно этим объясняется
жизненность, актуальность жанра в
течение нескольких столетий. (В Московской
Руси место былин займут исторические
песни.)
Сильное
государство, способное победить любого
врага, защищаемое богатырями, видится
идеальным — именно идеалы и стремления
в большой мере отражает эпос. По словам
В.Г. Белинского, сравнивающего сказку
и былину, в эпосе певец “хочет в других
возбудить благоговение”.
Главное
качество богатыря — воинская доблесть.
Все остальные качества — второстепенные.
Это отражало действительность того
времени. Достоинства богатыря проверяются
в сражении, в неравном бою. С этим связана
и композиция былины, кульминационным
событием которой будет именно сражение
— насыщенное гиперболами.
Основные
богатыри киевского цикла, конечно,
хорошо известны детям, и все они, в их
представлении, храбры, сильны, умны,
справедливы, беспощадны к врагам Русской
земли, которую любят беззаветно и
пламенно. Однако далеко не всегда ребята
могут назвать отличительные черты
богатырей. Основываясь на картине
В.Васнецова, они, пожалуй, скажут, что
Илья самый могучий, самый главный
богатырь, а Алёша Попович — самый
молодой.
Былинам
киевского цикла свойственна общность
композиции. Экспозиция — выезд богатыря
из родительского дома или присутствие
его на княжеском пиру; по дороге в Киев
герой совершает подвиги, или на княжеском
пиру становится очевидной необходимость
сражения с антагонистом. Сам богатырский
поединок — кульминационный момент
былины — обычно занимает немного
времени, после этого герой вновь
возвращается на княжеский двор. Каждый
эпизод закреплён в пространственном и
временном отношении. Смена событий
сопровождается обязательным перемещением
героя.
При
всей динамике событий былине свойственны
описания. Что же становится их предметом?
Почему такое внимание уделяется
снаряжению богатыря (включая и крестьянское
снаряжение Микулы)? Прекрасная “экипировка”
— важная часть возвеличивания богатыря.
Его образ, определяемый его деяниями,
гармонично прекрасен. Перед нами народный
идеал, и потому выглядит он празднично.
Слушатель должен залюбоваться созданным
в воображении обликом.
Следующий
этап — былины о “старших” богатырях.
Они более древние, в них есть мифологические
черты: богатырская сила связана с умением
обращаться в животных и птиц (былина о
Волхе Всеславьевиче) или с огромными
размерами (Святогор). Волх Всеславьевич
— великий кудесник, волхв, воплотивший
тотемические представления наших
предков. Это не воин-защитник, а скорее
воин-охотник, чьё рождение устрашает
“рыбушек”, птиц и зверей. Образ Святогора
трагический и загадочный. В.Я. Пропп
называет Святогора героем “обречённым”.
На что он обречён и почему удостоился
такой характеристики — вокруг этих
вопросов строится обсуждение былин о
Святогоре.
бе
известные былины о Святогоре повествуют
о его смерти — вещь в русском былинном
эпосе исключительная. Его отличия от
богатырей киевского цикла бросаются в
глаза: Святогор совсем не похож не
обыкновенного человека, он не воин, не
защитник земли. Это богатырь, как будто
бы “привязанный” к своей местности —
к горам, к камню, и эта местность
противопоставлена земле, которая в
художественном мире былины напрямую
связана с Русью. В былине неоднократно
подчёркивается, что он не ездит на святую
Русь именно потому, что его “не носит
мать сыра земля”.
Почему
собеседником Святогора становится Илья
Муромец? Возможно, именно ему, как
главному богатырю киевского цикла,
противопоставляется Святогор, чья сила
не находит себе применения. Выше уже
говорилось о том, что не наличие силы
делает человека богатырём, а приложение
этой силы. Сила Святогора огромна, но
она сосредоточена в нём самом и бесполезна.
В одном из вариантов былины часть своей
силы Святогор передаёт Илье Муромцу, и
она изменяется качественно — теперь
это физическая сила, необходимая для
совершения подвига. Святогор, по всей
видимости, знаменует собой безвозвратно
уходящую эпоху, смена его киевскими
богатырями исторически обусловлена.
Былина
о Садко связана с Новгородом, и многие
исследователи относят её к так называемому
новгородскому циклу, по мнению же
В.Я. Проппа, она в первоначальных
своих вариантах является даже
“доновгородской”. В числе архаических
черт этой былины исследователь называет
путешествие героя в “чужой” — подводный
— мир, а также образ морского царя,
который генетически восходит к хозяину
стихии, дарующему герою удачу в промысле.
Достаточно древен и отразившийся в
былине старинный новгородский обычай
— жертвоприношение водной стихии (в
качестве жертвы морской царь требует
именно Садко).
Конечно,
следует предварить разговор об этой
былине необходимыми историческими
сведениями об исключительности,
уникальности Новгорода в русской
истории. В былине о Садко очень много
“типично новгородского”, и потому
можно обсудить с юными исследователями
вопрос, какой материал мог бы почерпнуть
из былины историк (здесь можно говорить,
например, о промыслах, развитых в
Новгороде, или о богатстве города, или
о том, что, пускаясь в путь, корабли Садко
идут по историческому пути: Волхов —
Ладожское озеро — Нева — море, и о многом
другом).
С
другой стороны, былина о Садко похожа
на сказку — в ней есть место волшебным
событиям, персонажам и предметам; её
герой противопоставлен богатым купцам,
не способным оценить его высокое
искусство, которым он пленяет морского
царя. Садко — гусляр, и именно этим своим
качеством он наиболее “ценен”. Стихия
“реагирует” на музыку и пение Садко,
и важно, что эта стихия — водная (весьма
значимая для Новгорода). Герой, как бы
умерев, попадает в чужой мир и возвращается
оттуда с наградой.
В
былине наблюдается не просто смешение
языческого и христианского, но даже их
противопоставление: с одной стороны,
морской царь, посягающий на свободу
Садко, с другой — святой Никола, его
защитник и покровитель. Танцующий
морской царь — скорее сказочный персонаж,
чем существо, в которое верят. Вообще
ироническое отношение к антагонисту
встречается в былинах нередко.
Возвращение
героя из “иного” мира, однако, совершенно
не соответствует развязке сказочного
сюжета: Садко не женится на дочери
морского царя, тогда как в русских
сказках, в которых герой попадает в
подводное царство, он непременно
возвращается оттуда с женой. Жениться
на дочери морского царя (а именно это
предлагается ему в качестве награды за
игру) для Садко значило бы остаться в
“ином” мире навсегда. Садко же стремится
вернуться домой. Он выбирает девушку
Чернавушку, в которой, по мысли В.Я. Проппа,
олицетворена родная новгородская река.
Она и доставляет его в Новгород. “Чужой”
мир отвергнут, несмотря на все его чудеса
и красоты, и в этом серьёзное отличие
былины от сказки. Постройка храма Николе
— позднейший элемент былины.
Соседние файлы в папке Лит
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Жанры фольклора
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?
Что такое фольклор?
Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.
Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.
folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»
Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.
В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.
К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.
Фольклорные жанры
К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:
- Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
- Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
- Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
- Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.
К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:
- Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
- Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
- Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
- Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
- Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
- Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.
Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.
К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.
- Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Галина Волкова
10/10
-
Август Мандаринский
10/10
-
Артемий Андреев
10/10
-
Galina Kravtsova
10/10
-
Даша Фролова
10/10
-
Aliks Rim
10/10
-
Азалия Суяшева
9/10
-
Коля Беседин
10/10
-
Александр Котков
10/10
-
Эля Боголюбова
8/10
Оценка статьи
4.4
Средняя оценка: 4.4
Всего получено оценок: 1285.
А какая ваша оценка?
Фольклор – устная творческая деятельность народа, посвященная его жизни и возникшая до появления письменного языка или всеобщей грамотности. Именно устный характер отличает фольклор непосредственно от литературы. А коллективность – важнейшая его черта.
Сравнивая с литературой, можно увидеть общую черту: в фольклоре существует те же три рода: эпический, драматический и лирический.
- Эпические жанры, однако, имеют как прозаическую, так и стихотворную форму (в отличие от литературы, где исключительно проза). В нашем фольклоре в эту категорию относят сказки и сказы, легенды и предания, былины и исторические песни, а также пословицы, поговорки.
- Драматический жанр представлен прежде всего народными драмами. Широко известна была драма «Лодка» (иногда называемая «Шайка разбойников»).
- Лирические жанры, как не трудно догадаться, это песни (колыбельные, любовные, обрядовые), причитания и частушки.
Некоторые фольклорные жанры позже были позаимствованы писателями и поэтами и умело стилизованы под народное творчество, например, сказки А.С. Пушкина.
Жанры фольклора
Жанр |
Содержание |
Волшебная сказка |
Речь о герое, который сталкивается с небольшими трудностями или бедой, но не унывает и успешно все преодолевает. Жанр включает в себя волшебные, героические, приключенческие. В основе – чудесный мир. Например: «Иван бесталанный и Елена Премудрая» «Иван-царевич и серый волк») |
Сказка о животных |
Герои – звери, птицы, рыбы – разговаривают, ссорятся, мирятся, учатся чему-то друг от друга. В основе этих сказок – тотемизм (вера в животного-покровителя рода). Например: «Кот и лиса», «Лиса и журавль» |
Бытовая сказка |
Отображает обыденную народную жизнь. Конфликт в том, что честность, порядочность, благородство пусть и при некоторой наивности противостоят жадности, зависти и злобе, тем качествам, которые издавна порицаются в обществе. Например: «Морозко», «Сердитая барыня» |
Народная песня |
Недлинное словесно-музыкальное произведение, отражающее национальный характер, важные исторические события. Народная песня своеобразна по структуре и языку. Обрядовые песни сопровождали колядки, также были распространены масленичные и жатвенные песни. С помощью них хотели оказать определенное воздействие на природу, вызвать богатый урожай. Песни необрядовые исполнялись по желанию в любое время года. Например: «Во поле береза стояла…», «Два веселых гуся», «Дубинушка», |
Былина |
Героико-патриотическая песня-сказ о богатырях и исторических событиях на Руси. Этим произведениям присуща торжественность и грандиозность сюжетного действия. Например: «Илья Муромец и Калин-царь», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» |
Предание |
Устный, вполне достоверный рассказ об исторических событиях, реальных лицах, иногда о происхождении различных названий. Например: «О белгородском киселе», «Повести временных лет», «О мести княгини Ольги древлянам» |
Сказ |
Повествование о современных для рассказчика событиях или сравнительно недавнем прошлом. Сказ обычно не содержит фантастического элемента. Стиль повествования имитирует устную речь персонажа, не автора. Это достигается лексическими, синтаксическими и интонационными средствами. Например: «Еремеево слово», сказы народов Пермского края |
Пословицы |
Короткое, законченное, образное высказывание с поучительным смыслом. Например: После драки кулаками не машут. Бодливой корове бог рог не дает. |
Поговорка |
Образное выражение, описывающее какую-либо жизненную ситуацию. Это не законченное суждение, а его часть. Например: Как сажа бела. Спустя рукава. |
Народная драма |
Произведение, в котором прозаические и песенные тексты получают воплощение в действиях и мимике актеров. Действие это равнозначно исполняемому тексту. Например: «Маврух», «Барин» |
Большинство сказочных сюжетов, некоторые пословицы и песни встречается у многих народов мира. Фольклор схож в жанрах, сюжетах, художественных средствах, типах героев. Это неслучайно, ведь это народное искусство отражает общие закономерности развития народов. Иногда родство сюжетов и форм возникает благодаря близости быта, длительным политическим, экономическим и культурным связям. Географическая близость и передвижения народов также объясняют это сходство.
Смотрите также:
- Роды и жанры литературы
- Художественная литература как искусство слова
- Художественный образ. Художественное время и пространство
Фольклор. Жанры фольклора
Фольклор — художественное творчество народа, отражающее его жизнь и взгляды.
Объяснение и примеры
Предшественником литературы был фольклор — устное народное творчество. В прошлом не существовало строгого разделения на виды искусства, и они реализовывались в народном творчестве, совмещавшем в себе и музыку, и театр, и литературу, и танец, и многие другие виды искусства.
Пример
Частушка совмещает в себе песню, припевку, прибаутку, дразнилку. Кроме того, она может исполняться в танце.
Фольклор зародился ещё в дописьменную эпоху, поэтому данный вид творчества по традиции передавался только в устной форме (из уст в уста). Ни одного автора фольклорных произведений мы назвать не можем: это коллективное творчество народа.
Процесс создания фольклора основывался на повторении уже известных произведений (сказок, песен, загадок, пословиц и др.). Повторяя фольклорные произведения, люди вносили в них изменения — упускали некоторые детали или придумывали новые. Поэтому фольклорные произведения дошли до нас во множестве вариантов. Однозначно говорить о правильности какого-то одного из существующих вариантов каждого фольклорного произведения было бы несправедливо: все они достойны внимания.
В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений: эпические, лирические и драматические.
Жанры фольклора
Эпический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Былина |
Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка |
«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко» |
Историческая песня |
Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное |
«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов» |
Сказка |
Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка) |
Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…» |
Предание |
Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях |
Предание о Петре Первом» |
Сказ |
Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика |
«Артёмов ключ», «Еремеево слово» |
Лирический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Пословица |
Краткое поучительное изречение |
«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Поговорка |
Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо |
«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара» |
Календарные обрядовые песни |
Песни, которые исполнялись во время календарных праздников |
«Завью венки» (песня для «зелёных святок») |
Семейные обрядовые песни |
Песни для свадеб и похорон |
«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб) |
Колыбельные |
Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка |
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» |
Семейные песни |
Грустные песни о сложностях в семейной жизни |
«На улице воробушек…», «Лучинушка» |
Любовные песни |
Песни о влюблённых |
«Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…» |
Причитания |
Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним |
«Плач невесты» , «Причитание по отцу» |
Частушки |
Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся») |
«Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу» |
Драматический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Народная драма |
Произведения со сценическими элементами |
«Царь Максимильян», «Театр Петрушки» |
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Кто является автором фольклора?
Ответ. Народ.
Определите жанр фольклорного произведения «Вольга и Микула Селянинович».
Ответ. Это былина — эпическая песнь о богатырях. Оба главных героя былины — и Вольга, и Микула Селянинович — русские богатыри. В былине отдельно отмечены сверхвозможности Микулы Селяниновича, образ которого символизирует народную силу.
Эпиграф комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» («На зеркало неча пенять, коли рожа крива») является отдельным произведением фольклора. Назовите его жанр.
Ответ. Это пословица — краткое поучительное изречение. Данная пословица связана по смыслу с комедией «Ревизор»: в финале городничий сокрушается, что был обманут Хлестаковым, но не вспоминает, что сам жил обманом и стремился к обману.
Поделиться ссылкой
Фольклор (англ. folklore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
Особенности фольклора:
- устный характер творчества (композиции/произведения передавались из уст в уста);
- анонимность (народ выступает в качестве автора);
- контакт исполнителя со слушателем;
- объединение элементов разных видов искусства — словесного, музыкального, театрального;
- традиционность (традиции перенимались из каждого поколения);
- произведения или отдельные их части часто создаются непосредственно в процессе исполнения;
- коллективность;
- вариативность.
Жанры и роды фольклора
Среди родов фольклора выделяют: эпос, лирику, драму. Подробнее о родах литературы можете узнать ЗДЕСЬ. Важно помнить, что у фольклора только три рода, а у художественной литературы четыре.
Эпические фольклорные жанры
Эпические фольклорные произведения отличаются своим объемом. Обычно они большие: сказки, былины, легенды и так далее.
Былина |
Произведение о богатырях и народных героях. Былине присущ особый песенно-эпический способ отражения действительности и соответствующая композиция: запев, зачин, основная часть, концовка.
|
«Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
Сказка |
Прозаическое повествование с элементами фантастики и авантюризма. |
«По щучьему веленью»,
«Маша и три медведя» |
Песня историческая |
Лиро-эпическое произведение, отражающее все ключевые моменты истории. |
«Пётр Первый и молодой драгун» |
Предание |
Устный рассказ в эпическом роде о реальных или возможных событиях прошлого. Иногда основан на рассказах очевидцах. Данный жанр из-за примесей вымысла близок к сказке и легенде. |
«Воцарение Ивана Грозного»,
«Царь Пётр и солдат» |
Легенда |
В основе этого эпического жанра лежит фантастический образ, чудо. Может совмещать в себе элементы мифа, предания и сказки. |
«Илья-пророк и Никола» ,
«О Ное Праведном» |
Сказ |
Повествование о событиях от лица рассказчика, не совпадающего с автором. Лексически, синтаксически, интонационно ориентирован на устную речь. |
«Артемов ключ»,
«Еремеево слово» |
Пословица |
Образное выражение с поучительным характером. |
«Не зная броду, не суйся в воду.»
«Краткость — сестра таланта.» |
Поговорка |
Образное выражение с оценкой действия, поступка, человека. |
«Что в лоб, что по лбу»,
«Терпенье и труд всё перетрут». |
Лирические фольклорные жанры
Лирика напрямую связана с поэзией. В фольклоре лирика тесно связана с музыкой, т.е. песнями.
Обрядовая поэзия |
Поэзия, сопровождающая календарные события (колядки, веснянки, подблюдные песни), семейные (свадьбы, крещение, рождение, похороны). |
Любовные песни |
Повествуют о взаимоотношениях влюбленных. |
Семейные песни |
Отражают сложные семейные взаимоотношения (отношение свекрови, мужа, жены и т.п). |
Детский фольклор |
Песни, выражающие любовь матери или описывающие игры детей (считалки, молчанки, дразнилки, мирилки). |
Бытовой фольклор |
Подразделяются на заклички (обращения к природе) и приговорки (обращения к животным). |
Потешный фольклор |
Заключает в себе шуточные мотивы. |
Драматические фольклорные жанры
Драма подразумевает что-то для исполнения на сцене, а также обряды и игры.
Игры |
Хороводные игры на брачные темы, бытовые. Песенный текст чаще проигрывался для пояснения развитого драматического действия. |
«А мы просо сеяли»,
«По-за городу гуляет царевич-королевич» |
Народный театр |
Подразделяется на театр живого актера, народную драму, театр кукол (раек, вертеп, Петрушка). Раек -представление из картинок на небольшом ящике с отверстиями. Вертеп — рождественское кукольное представление на двухэтажном ящике. Театр Петрушки — представления, проводимые куклой — шутом. |
«Царь Максимильян»,
«Комедия о царе Максимильяне и непокорном сыне его Адольфе» |
Обряды |
Деревенские хороводы, проводимые на масленицу, на рождество, в русальную неделю, на Иванов день. |
— |
Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно
- знать:
- определения понятий «устное народное творчество», «фольклор»;
- жанры устного народного творчества: былина, историческая песня, лирическая песня;
- духовные стихи, баллада, сказка, пословица, поговорка, загадка;
- понимать:
- отличие произведений устного народного творчества от произведений художественной литературы;
- роль обращения в литературном художественном творчестве к образам устного народного творчества;
- связь произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы;
- уметь:
- отличать произведение устного народного творчества от литературного художественного творчества;
- определять жанры произведений устного народного творчества;
- выделять в тексте литературного художественного произведения вставки, относящиеся к устному народному творчеству, объяснять их роль в литературном художественном произведении.
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ
Фольклор. Жанры фольклора
Понятие устного народного словесного творчества
Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).
Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):
Жанры устного народного творчества
Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.
Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.
Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:
- лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
- историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
- былина, сказка (эпические жанры);
- фольклорная драма (драматический жанр).
1. Былина
Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович — крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.
Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.
Главный художественный приём былины — гипербола.
Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.
В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).
Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.
2. Историческая песня.
Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.
В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.
Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.
Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.
Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.
Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.
3. Баллада
Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.
Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.
4. Лирическая песня
Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.
Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.
Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.
При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.
Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:
Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.
5. Духовные стихи
Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.
Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).
Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).
6. Сказка
Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.
Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.
В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.
С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.
В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.
Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.
Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.
В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные торжествуют.
7. Загадка
Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.
8. Пословица
Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).
9. Поговорка
Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.
Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.
Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.
Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.
В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.
Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.
Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.
Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.
Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.
Вы смотрели » Фольклор. Жанры фольклора»
Выберите дальнейшее действие:
Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ Рекомендации к ОГЭ
Что такое Жанры фольклора
Жанры фольклора — это разделение фольклора на различные направления (стили).
Фольклор — это устное народное творчество. Его создаёт народ на протяжении уже многих веков и передаёт в устном виде следующим поколениям.
Фольклор делится на большие и малые жанры.
Большие жанры фольклора
Эти жанры включают в себя: эпические, лирические и драматические произведения.
Эпические произведения
Эпические произведения — это народная проза, сказания, которые воспевают подвиги, повествуют о каком-либо событии или герое.
К ним относятся:
- былины (рассказ или песня, которые прославляют кого-то; напр., «Илья Муромец и Соловей-разбойник»),
- баллады (рассказ или песня о каком-то историческом герое или эпизоде; напр., баллады о Робин Гуде),
- сказки («Царевна-лягушка»),
- предания (рассказ в устной форме о событии в прошлом; напр., «Воцарение Ивана Грозного»),
- былички (устный рассказ о том, как человек встретился с духами и привидениями: домовым, лешим, бабой ягой, чёртом и т.д.),
- бывальщины (рассказ о якобы имевшем место событии, в которое тяжело поверить; похожи на былички),
- притчи (рассказ с моралью и нравоучением; напр., «евангельские притчи»),
- легенды (легенды о Короле Артуре),
- анекдоты,
- молитвы.
Лирические произведения
Это проза под музыку. Сюда относят:
- частушки,
- колыбельные,
- романсы,
- песни (обрядовые, семейные, любовные, военные, хороводные, шуточные и др.),
- похоронные причитания.
Драматические произведения
Сюда относят народные драмы, то есть обрядовые и театральные представления. Обычно они не имеют заготовленного сценария или текста. Актёры импровизируют на тему, которая волнует народ.
Такое представление может быть и сатирическим. Актёр может взаимодействовать со зрителями, обращаться к ним.
Малые жанры фольклора
Включают в себя произведения, в которых мало текста, и детский фольклор:
- загадки,
- пословицы и поговорки,
- шутки и прибаутки (смешное четверостишье для детей),
- приметы и присказки,
- детский фольклор.
Детский фольклор
Включает как произведения, которые придумывают дети, так и те, которые взрослые создают для детей — для их обучения и воспитания.
К детскому фольклору причисляют:
- колыбельные,
- потешки (увеселительная история в стихотворной форме, может быть и короткой песенкой),
- пестушки (короткие стишки для самых маленьких, которые развивают движения и речь),
- рассказы,
- скороговорки,
- игры,
- считалки,
- дразнилки,
- приговорки (короткие рифмованные фразы для общения человека с окружающей природой),
- заклички (стишок-заклинание для призыва какого-либо природного явления, похоже на приговорку),
- стишки,
- песенки,
- страшилки (страшные истории для детей).
Примеры детского фольклора
Потешка
«Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Где вы бывали,
Что вы видали?
— Мы видели волка:
Унёс волк гусёнка,
Да самого лучшего,
Да самого большего!
— Гуси вы, гуси,
Красные лапки!
Щипите вы волка —
Спасайте гусёнка!».
Пестушка
«Баба сеяла горох —
Прыг-скок, прыг-скок!
Обвалился потолок —
Прыг-скок, прыг-скок!».
Приговорка
«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!».
Закличка
«Иди, весна,
Иди, красна.
Принеси ржаной колосок,
Овсяный снопок, большой урожай
В наш край».
Читайте подробнее про Фольклор и его примеры.