«…Княгиня Вера Николаевна Шеина…»
Девичья фамилия Веры — Мирза‑Булат‑Тугановская:
«…покойного князя Мирза‑Булат‑Тугановского…»
Внешность Веры Шеиной:
«…Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах…»
«…аристократическая красота ее сестры…»
«…сейчас же вынула из маленького бокового кармана кофточки…»
«…Должно быть, ее костюм – шляпа, перчатки…»
По характеру Вера — строго-простая и спокойная женщина:
«…Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна…»
Вера считает свой брак счастливым:
«…Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым?..»
Вера — хорошая жена. Она поддерживает мужа и помогает избежать разорения:
«…Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы, всеми силами старалась помочь князю удержаться от полного разорения. Она во многом, незаметно для него, отказывала себе и, насколько возможно, экономила в домашнем хозяйстве…»
Вера училась в Смольном институте благородных девиц в Петербурге:
«…знаменитую пианистку Женни Рейтер, подругу княгини Веры по Смольному институту…»
Мать Веры была англичанкой:
«…Вера, пошла в мать, красавицу англичанку…»
Отец Веры — татарский князь Мирза‑Булат‑Тугановский:
«…покойного князя Мирза‑Булат‑Тугановского…»
«…монгольскую кровь отца, татарского князя, дед которого крестился только в начале XIX столетия и древний род которого восходил до самого Тамерлана…»
У Веры нет детей, хотя она очень бы хотела их иметь:
«…Что касается Веры – та жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему‑то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры…»
У Веры есть младшая сестра Анна. Они с Верой очень дружны:
«…сестра княгини Веры – Анна Николаевна Фриессе…»
«…Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу теплой и заботливой дружбой…»
«…Старшая, Вера…»
У Веры есть брат Николай:
«…Ее холостой брат Николай, товарищ прокурора, живший обыкновенно вместе с ними, также уехал в город, в суд…»
У Веры есть подруга — Женни Рейтер, пианистка:
«…знаменитую пианистку Женни Рейтер, подругу княгини Веры…»
Вера очень музыкальна. Она любит музыку и посещает концерты. Судя по всему, ей нравится Бетховен:
«…я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах…»
Вера — суеверная женщина. Ей не нравится число 13:
«…Оказалось – тринадцать. Она была суеверна и подумала про себя: «Вот это нехорошо!..»..»
Вера любит азартные игры:
«…после обеда обыкновенно играли в покер, так как обе сестры до смешного любили азартные игры…»
«…для обуздания княгини Веры и Анны Николаевны, которые в азарте не знали никакого удержу…»
Вера не любит читать газет:
«…Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, потому что, во‑первых, они ей пачкали руки, а во‑вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут…»
Вера и Желтков
Вера получает уже много лет письма от тайного поклонника (его фамилия — Желтков):
«…о каком‑то безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества…»
«…Она ни разу не видела его и не знает его фамилии…»
Желтков влюблен в Веру уже 8 лет. Он влюбился в нее еще до ее замужества:
«…Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе…»
В конце концов Вера и ее семья просят Желткова оставить ее в покое:
«…Когда я ее спросил, можно ли мне остаться в городе, чтобы хотя изредка ее видеть, конечно не показываясь ей на глаза, она ответила: «Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история. Пожалуйста, прекратите ее как можно скорее». И вот я прекращаю всю эту историю…»
Желтков кончает жизнь самоубийством. После этого Вера внезапно понимает, что потеряла настоящую любовь:
«…правой рукой положила ему под шею цветок. В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечной исключительной любви – почти пророческие слова…»
История персонажа
Главная героиня повести Александра Куприна «Гранатовый браслет». Княгиня, дочь англичанки и татарского князя, жена князя Шеина, любит мужа и помогает тому избежать разорения.
История создания
Куприн начал работать над «Гранатовым браслетом» осенью 1910 года в то время, когда находился в Одессе. Первоначально писатель планировал написать небольшой рассказ, однако текст разросся, и в конечном счете работа над ним заняла три месяца. В октябре 1910 года Куприн уже занимался редактурой и «полировкой» повести. В письмах Куприн сообщал, что работа над рассказом продвигается с трудом из-за «светского тона», который выбрал автор, и невежества Куприна в вопросах музыки.
У героев повести есть реальные прототипы. Вера Шеина была списана Куприным с Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета, в которую был влюблен некий телеграфный чиновник Желтиков.
Первая публикация «Гранатового браслета» состоялась в 1911 году в альманахе «Земля».
«Гранатовый браслет»
Полное имя героини — Вера Николаевна Шеина, девичья фамилия — Мирза-Булат-Тугановская. Отец героини был татарским князем, а мать — британкой. Мать Веры была красавицей, и дочь выросла похожей на нее. У Веры гибкая фигура и высокий рост, нежное, но гордое и холодное лицо, покатые плечи и красивые руки. Вера носит костюм, приличествующий аристократке, шляпу и перчатки. До замужества героиня училась в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц. С тех времен у героини осталась подруга, знаменитая пианистка Женни Рейтер.
Характер у Веры спокойный и строгий, и при этом простой. С окружающими героиня общается любезно, но немного свысока и холодно, без дружелюбия. Вера демонстрирует независимый нрав и говорит властным тоном. Последние шесть лет героиня замужем за князем Василием Шеиным — предводителем губернского дворянства, человеком, который занимает видное положение в обществе. Кроме того, у Веры есть странный поклонник, который влюбился в героиню и начал «преследовать своей любовью» еще за два года до того, как Вера вышла замуж.
Героиня любит мужа и считает, что ее брак сложился удачно. Шеины живут на северном побережье Черного моря. Финансовые дела семьи обстоят скверно из-за того, что муж Веры князь Шеин, как человек, вращающийся в высшем обществе, вынужден постоянно подтверждать собственный статус, устраивая приемы и занимаясь благотворительностью. Внешний вид и обстановка князя также должны быть на уровне, приходится содержать лошадей и тратиться на дорогую одежду.
При всем этом имение и наследство перешли к Шеину от предков в уже весьма потрепанном виде. В результате Шеиным приходится жить выше средств, и они едва сводят концы с концами.
Вера всеми силами старается поддержать мужа в этой непростой ситуации и помочь тому удержаться от полного разорения. Героиня старается экономить в домашнем хозяйстве и во многом себе отказывает, но делает это незаметно для мужа. Некогда Вера испытывала к мужу страстную любовь, но это чувство давно прошло и сменилось верной и крепкой дружбой.
У героини есть младшая сестра Анна, к которой Вера привязана с раннего детства и до сих пор относится с теплотой и заботой. Еще у героини есть брат Николай — серьезный и чопорный молодой человек, который работает заместителем прокурора и имеет хорошие связи. Вера болезненно обожает детей своей младшей сестры. Собственных отпрысков у героини нет, но Вера мечтает обзавестись ими.
Вера Шеина суеверна и опасается числа «13». Героиня любит музыку, особенно сонаты Бетховена, и часто посещает концерты. Газет Вера, напротив, не любит, потому что те пачкают руки типографской краской. Кроме того, Вере не нравится язык, которым пишутся газетные заметки. У Веры азартный характер, и после обеда княгиня имеет привычку играть с младшей сестрой в покер.
Уже много лет Веру преследует некий поклонник, чьего имени героиня не знает. Этот человек пишет Вере письма, но героиня ни разу не видела его лица. Восемь лет назад этот поклонник увидел героиню в ложе цирка и воспылал к той страстной любовью. Сама героиня считает этого поклонника безумцем. Героиня не желает, чтобы ее преследовали, и просит загадочного поклонника «прекратить всю эту историю как можно скорее» и оставить ее в покое.
Фамилия тайного поклонника Веры — Желтков. Это бледный и нервный господин тридцати или тридцати пяти лет, мелкий чиновник, небогатый, но приятный, тактичный и скромный, снимает комнату в бедном доме. Поначалу герой ждал, что Вера ответит на его письма, но со временем перестал рассчитывать на взаимность и стал писать реже — на праздники и в день Вериных именин.
Близкие Веры не воспринимают Желткова серьезно. Муж героини даже придумывает забавы ради повесть о княгине Вере и влюбленном телеграфисте, которой развлекает гостей.
Желтков тайно преследует Веру, знает, где бывает героиня, и даже способен в точности описать платье, которое было на ней надето. Герой хранит принадлежавшие Вере вещи, как реликвии. Например, платок, который Желтков украл, или программу выставки, которую Вера держала в руках, а потом забыла на стуле. При этом Желтков считает себя не маньяком, а всего лишь безответно влюбленным.
Однажды Желтков присылает Вере в подарок гранатовый браслет, который некогда принадлежал еще прабабушке героя. Этот подарок выводит из себя брата Веры, тот находит Желткова и требует, чтобы поклонник прекратил преследовать его сестру. Сама Вера не желает ни видеть Желткова, ни говорить с ним, и просит только оставить ее в покое.
Отношение Веры убивает Желткова, и тем же вечером герой кончает с собой, а Вера осознает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Героиня понимает, что боялась быть счастливой и променяла пламенную любовь бедного Желткова на надежный и лишенный потрясений брак с веселым и симпатичным князем Шеиным.
Дальнейшая биография Веры неизвестна.
Экранизации
Первая экранизация повести «Гранатовый браслет» состоялась в 1915 году. Это немой черно-белый фильм в жанре драмы, где роль Веры Шеиной исполнила актриса Ольга Преображенская. Фильм состоял из четырех актов и длился 4 часа. До нашего времени не сохранился.
В 1964 году вышла мелодрама «Гранатовый браслет» с Ариадной Шенгелая в роли Веры Шеиной. Фильм снят режиссером Абрамом Роомом. В фильме среди прочих персонажей присутствует образ самого Александра Куприна, которого сыграл актер Григорий Гай.
Цитаты
«Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов — наполненный его слезами».
«Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».
Глава I
В середине августа с моря пришла непогода, и жители северного побережья Черного моря перебираются в город, однако к началу сентября все меняется. Наступают ясные солнечные дни. Вера Николаевна Шеина, княгиня, жена предводителя дворянства, остается на даче, поскольку в городском доме их продолжается ремонт, и наслаждается прекрасной погодой.
Глава II
17 сентября у Веры Николаевны именины, которым женщина всегда очень рада: в этот день она предается воспоминаниям о детстве. Муж утром дарит ей жемчужные серьги, что еще больше поднимает ей настроение. Княгиня остается одна дома, брат уехал, муж ушел по делам. С мужем Веру Николаевну связывает хоть и не любовь, но чувство прочной, верной, истинной дружбы
.
Ее навещает младшая сестра, Анна Николаевна Фриессе. Они совсем не похожи – Вера высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом
напоминает англичанку-мать, тогда как младшая сестра наследует черты монгольских предков по другой линии рода. Грациозная некрасивость
Анны привлекает внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота ее сестры
. Не схожи они и по характеру: Вера – сдержанная и рассудочная, Анна – порывистая и пылкая.
Глава III
Сестры наслаждаются славной погодой и обществом друг друга. Они бродят по побережью, смотрят на море с высокого обрыва. Море и высота одновременно и пугают, и манят Анну. Она дарит старшей сестре великолепную записную книжку ручной работы, сделанную из старинного молитвенника – уцелел только переплет. Только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet
, — замечает Вера – Анне. Сестры уходят в дом. Они обсуждают приглашенных на вечер гостей и состав меню, ребячливая Анна восхищается морским петухом, диковинной морской рыбой.
Глава IV
Вечером на праздник прибывают князь Василий Львович с сестрой Людмилой, светский шалопай и кутила
Васючок, Женни Рейтер, знаменитая пианистка, брат Веры Николай Николаевич и другие. В доме появляется и генерал Аносов, старый друг Анны и Веры (дедушка
), бывший сослуживец их покойного отца, князя Мирза-Булат-Тугановского. Сестры нежно любят Аносова, обожают слушать его рассказы. Это отважный, благородный и в то же время простой человек, уважаемый военный, честный и справедливый с солдатами.
Глава V
Праздничный ужин идет весело: князь Василий Львович рассказывает смешные истории из жизни общих знакомых. Внезапно Вера Николаевна пересчитывает количество гостей и понимает, что их собралось тринадцать. Суеверная женщина волнуется, что это не к добру. Когда все садятся за покер, Веру вызывает горничная Даша и вручает ей некий сверток. Она объясняет, что мужчина, который принес подарок, мгновенно убежал, велев ей передать в ихние собственные руки
, даже не назвав имени. Вера вскрывает обертку и обнаруживает ювелирный футляр, в котором лежит втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет
.
«Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами.… посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину»
Камни браслета вспыхивают живыми огнями
, вызывая у княгини ассоциации с кровью. Она изучает подарок, после чего читает приложенную записку. С первых строк она догадывается, кто написал ее. Мужчина рассказывает историю фамильного браслета, обращая внимание на редкий зеленый гранат, который будто бы передает дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти
. В записке говорится также, что золотой браслет – новый, и все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного
, принадлежавшего его прабабке. Мужчина пишет, что ему не важно, как Вера распорядится браслетом, ему ценно и то, что к нему прикасались ее руки. Он также извиняется перед ней за письма, которые писал ей когда-то давно. Автор желает Вере счастья, и завуалировано признается ей в любви:
«Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам»
Письмо подписано буквами Г. С. Ж.Вера задумчиво рассматривает браслет, гадая, стоит ли рассказывать о подарке мужу.
Глава VI
Гости играют в винт. Васючок поет под аккомпанемет Женни, Анна кокетничает с гусаром. Князь Василий Львович продолжает занимать присутствующих разговорами, рассказывая о перипетиях юности своей сестры Людмилы – они изображены в шуточных картинках в домашнем альбоме. Затем он делится рисованной же историей под условным названием «Княгиня Вера и влюбленный телеграфист», Вера останавливает его, но князь не слышит и продолжает. Некогда в доисторические
времена Вере приходит пылкое письмо с целующимися голубками на заголовке
от некоего телеграфиста. Письмо заканчивают инициалы П.П.Ж
. В альбоме гости видят и портрет телеграфиста очень удачно исполненный цветными карандашами
. Князь рассказывает, что Вера показала письмо ему, который тогда был только ее женихом, и чуть не разорвал с ней помолвку. Телеграфист преследует Веру и после свадьбы. История в альбоме приобретает все более фантастические очертания: телеграфист проникает в их дом, переодевается в посудомойку, стрижется в монахи, попадает в сумасшедший дом и, в конце концов, умирает, посылая Вере флакон своих слез.
Вера Николаевна предлагает гостям чаю.
Глава VII
Наступает темный осенний вечер. Сестры любовно ухаживают за старым генералом, Анна вдевает ему в петлицу розы. Запах роз вызывает в памяти Аносова его давний болгарский роман. Он делится им с женщинами, но сестра князя Людмила замечает, что это не любовь, а просто бивуачное приключение армейского офицера
. Она спрашивает генерала, любил ли тот когда-нибудь по-настоящему. Смущенный, он не отвечает, и собирается домой, все отправляются проводить его. Выходя из дома, Вера рассказывает мужу о браслете и просит его прочесть письмо.
Глава VIII
Идя под руку с Верой, генерал жалуется ей на Людмилу, замечая, что, по его мнению, «люди… разучились любить». Женат он был не по любви, их сговорили, очарование быстро прошло. Жена сбежала от него с актером, и у него не осталось к ней ничего, «кроме презрения». Вера возражает ему, что браки счастливые существуют, и ее собственный – тому пример. Однако генерал считает их исключением.
«А где же любовь-то?… ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»
генерал Аносов о любви
Вера рассказывает ему истинную историю «телеграфиста», иронически зарисованную в их домашнем альбоме. Он начал преследовать ее за два года до замужества, и фамилия его ей неизвестна. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж., лишь однажды упомянув, что служит мелким чиновником («телеграфист» — домашняя выдумка). Его письма к Вере были страстными, хоть и вполне «целомудренными». Лишь единожды Вера ответила ему, попросив оставить преследования, после чего он замолчал, изредка поздравляя с праздниками. Вера рассказывает генералу и о гранатовом браслете. Генерал предполагает, что неизвестный может быть маниак
, либо же… ее жизнь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины
.
Все прощаются, муж Анны довозит Веру Николаевну до ее дачи.
Глава IX
Дома княгиня видит, как брат Николай и муж спорят об адресате письма. Николай считает, что необходимо прекратить разом эти преследования. Браслет он зовет чудовищной поповской штучкой
, которую предлагает выбросить или подарить горничной, потому что боится, что «телеграфист» опорочит имя Веры: станет похваляться, будто княгиня Шеина носит подаренный им идиотский браслет
.
«Дело…переходит за те границы, где можно смеяться и рисовать забавные рисуночки…»
Глава X
Николай и князь Шеин находят квартиру чиновника Желткова. Им открывает хозяйка. В просто убранной, низкой комнате, они знакомятся с преследователем Веры: это высокий худощавый мужчина лет тридцати пяти с длинными пушистыми, мягкими волосами… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине
. Николай объявляет ему причину визита и возвращает браслет. Чиновник просит прощения, а Николай упрекает его в недостойном поведении. Взывая к его благородству, он призывает Желткова прекратить писать Вере. Желтков перебивает Николая и обращается напрямую к Шеину, говоря, что искренне любит его жену, и лишь смерть способна прервать это чувство. Любые угрозы – бессмысленны, и он готов умереть. Николай вновь предлагает Желткову перестать писать Вере и угрожает воздействием власти, но мужчина вновь прерывает его и просит у князя Шеина позволения сделать Вере телефонный звонок, обещая сообщить ему все слово в слово. Шеин разрешает, вызывая гнев Николая. Василий Львович вступается за несчастного:
«Разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь,- чувством, которое до сих пор еще не нашло себе истолкователя»
Василий Львович о любви
Желтков возвращается и обещает не писать Вере больше, кроме одного последнего письма. Шеин позволяет ему. Чиновник сообщает также, что он бежит из города, поскольку растратил казенные деньги
. Вера говорить с ним не хотела, и лично попросила его оставить преследования.
Вечером князь рассказывает жене подробности свидания с чиновником. Вера не удивлена, но, уже ложась спать, печально говорит ему:
«Я знаю, что этот человек убьет себя»
Глава XI
Княгиня читает в газете о самоубийстве чиновника Желткова. Причиной самоубийства чиновник указал растрату казенных денег. Вера спрашивает себя, откуда у нее взялось странное предчувствие и вспоминает слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приносят последнее письмо от Желткова, которое она принимает с нежностью
. Чиновник говорит о бесконечной любви к ней:
«Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить…Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое«»
Желтков – Вере
Желтков вспоминает их первую встречу в цирке, когда чувство вспыхнуло в нем, также он приносит Вере извинения по поводу писем и браслета. Он пишет, что уезжает в другой город, и в знак памяти просит ее иногда слушать сонату Бетховена («Апассионату»). Вера плачет и рассказывает о письме мужу. Князь замечает, что Желтков не был сумасшедшим, а просто искренне любил ее.
«Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать…»
Шеин о Желткове
Глава XII
Муж отпускает Веру проститься с Желтковым. Она едет в город и находит его квартиру. Печальная хозяйка-полька тепло отзывается о покойном:
«Если бы вы знали, что это был за чудный человек, пани. Восемь лет я его держала на квартире, и он казался мне совсем не квартирантом, а родным сыном», — хозяйка о Желткове
Она также сообщает о визите к Желткову двоих (Вера узнает брата и мужа), после чего тот отправил какое-то письмо и застрелился. Браслет он отдал хозяйке с просьбой повесить его на икону Божьей матери. Вера входит в комнату чиновника, где его тело ждет похорон. Он кажется умиротворенным.
«Губы улыбались блаженно и безмятежно, как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь», — Желтков после смерти
Вера оставляет ему красную розу и целует его в лоб дружеским поцелуем
.
«В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее», — Вера о любви Желткова
Перед уходом хозяйка сообщает ей, что покойный однажды сказал, что если в случае его смерти к нему зайдет проститься неизвестная дама, передать ей, что лучшее произведение Бетховена – соната «Апассионата»
Глава XIII
Дома Вера не застает никого, кроме пианистки Женни Рейтер. Ей уже известно о произошедшем. Княгиня просит сыграть что-то, и внутри себя знает, что это будет та самая соната Бетховена. Так и происходит.
«… в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое»,
Вера слушает Апассионату
Вера вспоминает строки письма, слушает музыку и плачет. Кажется, звуки сонаты говорят ей:
«Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко»
Вера слушает сонату
Женни заканчивает играть, и плачущая княгиня говорит ей, что все хорошо и он…простил ее
.
Александр Куприн написал повесть «Гранатовый браслет» в 1910 году. История безответной любви, изложенная в этом литературном произведении, основана на реальных событиях. Куприн придал ей черты романтизма, наполнив мистикой и загадочными символами. Образ княгини занимает центральное место в этом произведении, поэтому на характеристике Веры Николаевны Шеиной следует остановиться подробнее.
Краткое содержание
Княгиня Вера Николаевна Шеина, молодая замужняя женщина, празднует именины. В этот день она получает от тайного поклонника гранатовый браслет в подарок. Оставаясь для нее незнакомцем, он в течение восьми лет пишет ей письма, рассказывая о своей любви к ней.
Вечером Вера Николаевна рассказала о подарке мужу. На следующий день муж и ее брат Николай нашли тайного поклонника. Им оказался молодой чиновник Желтков. Он признается князю, что увидел Веру за два года до замужества и с тех пор не может ее забыть. Николай уговаривает его не писать сестре, пуская в ход угрозы. Желтков просит разрешения позвонить Вере Николаевне. В разговоре с ним она сообщает ему, что, если бы его не было, она бы жила спокойнее. В ответ Желтков попросил ее послушать вторую сонату Бетховена.
После разговора с возлюбленной Желтков заперся в своей комнате и застрелился.
О смерти своего поклонника княгиня узнала из газет. С разрешения мужа она поехала на квартиру Желткова. По возвращении домой она слушает сонату Бетховена и плачет, понимая, что мимо нее прошла настоящая любовь.
Тема любви
Главная тема произведения «Гранатовый браслет» — это, несомненно, тема безответной любви. Более того, Желтков является ярким примером бескорыстных, искренних, жертвенных чувств, которые он не предаёт, даже когда его верность стоила жизни. Княгиня Шеина тоже сполна ощущает силу этих эмоций: спустя годы осознаёт, что снова хочет быть любимой и любить – а украшение, подаренное Желтковым, знаменует скорое появление страсти. Действительно, в скором времени она заново влюбляется в жизнь и чувствует ее по-новому. вы можете прочитать на нашем сайте.
Тема любви в повести фронтальная и пронизывает весь текст: эта любовь высокая и чистая, проявление Бога. Вера Николаевна ощущает внутренние изменения даже после самоубийства Желткова – она познала искренность благородного чувства и готовности пожертвовать собой ради того, кто ничего не даст взамен. Любовь изменяет характер всей повести: чувства княгини умирают, увядают, засыпают, будучи когда-то страстными и горячими, и превратившиеся в прочную дружескую связь с мужем. Но Вера Николаевна в душе всё равно продолжает стремиться к любви, пускай это и притупилось со временем: ей требовалось время, чтобы дать страсти и чувственности выйти наружу, но до этого её спокойствие могло показаться равнодушным и холодным – это и ставит для Желткова высокую стену.
Портрет главной героини
Княгиня Вера Николаевна – молодая красивая женщина. Ее отец – татарский князь, мать – британка необыкновенной красоты. Старшая дочь Вера выросла очень похожей на мать. У нее была бледная кожа, темные волосы, лицо с тонкими чертами, высокий рост, стройная гибкая фигура. Вера одевается в манере, свойственной аристократам. До замужества она получала образование в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц.
Она не ведет ни с кем дружеские беседы, демонстрирует свой независимый нрав. Княгиня разговаривает властным тоном. Внешне она всегда выглядит высокомерно и снисходительно. Со всеми любезна, царственно спокойна и холодна. Ничто не трогает героиню глубоко. Все эмоции и чувства Веры Николаевны находятся в состоянии покоя. Создается впечатление, что в ней погас огонь жизни. Уже в начале произведения, когда автор описывает увядающий осенний пейзаж, подсознательно читатель проводит параллель с увядающим душевным состоянием героини. Вся ее жизнь размеренна и предсказуема. Она основывается на привычных занятиях и обязанностях.
Тест по рассказу
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 9043.
Роман «Гранатовый браслет» А. Куприна по праву считается одним из лучших, раскрывающего тематику любви. В основу сюжетной линии взяты реальные события. Та ситуация, в которой оказалась главная героиня романа, была пережита на самом деле матерью друга писателя — Любимова. Данное произведение названо так не по простой причине. Ведь для автора «гранат» является символом страстной, но весьма опасной любви.
Анна и Николай
У Веры есть младшая сестра Анна. Это полная ее противоположность. Анна не так красива, как старшая сестра. Она замужем за человеком, которого не любит. Но в ней живы чувства и эмоции, она способна воспринимать жизнь яркой.
Брат княгини Николай — чопорный и серьезный молодой человек. Он работает заместителем прокурора, имеет хорошие связи. С людьми он учтив, сух и вежлив.
Второстепенные герои
Николай Николаевич стал свидетелем подарка, адресованного его замужней сестре. Как брат Веры, он был глубоко возмущен. Николай Николаевич самоуверен и холост, он не любит говорить о чувствах, всегда груб и нарочито серьезен. Он вместе с князем решает нанести визит таинственному поклоннику. При виде высоких гостей Желтков теряется. Но после угроз Николая Николаевича успокаивается и понимает, что любовь — это чувство, которое невозможно отнять и оно останется с ним до конца дней. После разговора Желтков окончательно укрепился в решении уйти из жизни, чтобы не мешать жить Вере.
Семейные трудности княгини
Семья Шеиных занимает высокое положение в обществе. Однако их благосостояние оставляет желать лучшего: они находятся на грани разорения. Ведь и имение, и наследство перешли к князю в состоянии упадка. Тем не менее супруги вынуждены соблюдать все внешние приличия, которые подтверждали статус и соответствовали их положению: вести приемы, заниматься благотворительностью, содержать лошадей, одеваться дорого, по моде, при этом находясь на грани банкротства. Княгиня изо всех сил старается помочь мужу предотвратить полное разорение. Она, насколько это возможно, экономит на домашнем хозяйстве, во многом отказывает себе. Однако мужу об этом не говорит, не желая расстраивать его. Давая кратко характеристику Вере Николаевне Шеиной, можно говорить о ней как о чутком человеке, стремящемся всегда прийти на помощь, сострадательном к своим близким.
Вариант 3
Образ Веры Николаевны Шеиной занимает центральное место в повести Куприна «Гранатовый браслет». Из описания, которое дает автор своей героине, мы узнаем, что это была женщина молодая, стройная и красивая, хотя ее красота и носила немного холодный английский оттенок. У нее темные волосы, бледная кожа и тонкие, гордые черты лица.
Вера Николаевна вышла замуж по любви, но за человека, с которым была знакома с детства, а значит, душе ее вряд ли были ведомы горячие волнения и порывы страсти. Об этом нам сообщает сам автор, подчеркивая, что с мужем ее уже давно связывали только привычка и дружеские отношения.
Но в натуре Веры Николаевны нет ни капли черствости или равнодушия. Наоборот, видно, что от природы она была умной, доброй и сострадательной женщиной. Конечно, к тем, кто слабее или находится ниже по социальному рангу, она относится не без некоторого высокомерия, но это вполне обычное свойство для людей ее круга.
Появление в жизни Веры влюбленного в нее Желткова сначала не произвело на нее большого впечатления, она относилась к нему снисходительно и даже с некоторой иронией, а иногда знаки внимания с его стороны даже откровенно раздражали ее. И лишь тогда, когда эта на первый взгляд забавная ситуация завершается трагическим финалом, происходит перемена в душе героини.
Беседа с другом семьи генералом Аносовым оказывает на нее огромное влияние. Именно этот разговор дает ей понять то, чего она раньше не осознавала: что она в своей жизни упустила, возможно, нечто очень значительное и важное, и упустила уже безвозвратно. Ведь истинную любовь, данную свыше, чистую и бескорыстную, дано встретить на своем пути далеко не каждому, а ей было даровано это счастье.
Но это понимание приходит слишком поздно, в тот момент, когда уже ничего нельзя исправить. Вера испытывает желание навестить Желткова, чтобы проститься со своим поклонником. И в финале повести, когда она слушает исполнение музыки Бетховена, она мысленно просит у него прощения. В этот момент мы понимаем, что героиня уже никогда не будет прежней. Ей уже вряд ли удастся вернуть своей душе то холодное полусонное спокойствие, в состоянии которого она пребывала ранее. В этом заключается ее собственная трагедия.
Неожиданный подарок
Развязка этой драматической истории началась с подарка. Именинница получает пакет от тайного поклонника. В него был вложен для Веры Николаевны гранатовый браслет. Послания от этого поклонника она получала на протяжении восьми лет. Подарок же был получен впервые. Героиня в смятении. Ее раздражают эти знаки внимания и назойливость поклонника. Подарок, сделанный незнакомым мужчиной, ставит княгиню в неловкое положение перед мужем. Это противоречит ее понятиям о чести и достоинстве замужней женщины. Княгиня считает своего поклонника безумцем и одержимым. Она желает от него только одного – прекратить преследование и оставить ее в покое. Поэтому Вера Николаевна гранатовый браслет возвращает своему поклоннику через мужа и брата.
Характеристика
Желтков был чудесным человеком.
Воспитанный, тактичный, скромный. За годы, что он снимал квартиру, стал для хозяйки жилплощади почти родным сыном.
Своей семьи у мужчины не было
. Есть только брат.
Небогат
. Жил очень скромно, не позволяя себе никаких излишеств. Зарплата мелкого чиновника была невысока, особо не разгуляешься.
Честный
. Искренний. На таких, как он всегда можно положиться. Не подведет, не обманет. Не способен на предательство.
Говорил Желтков еле слышно
. Голос от природы у него был слаб. Приходилось прислушиваться, чтобы разобрать, что он хочет сказать.
Любит музыку
. Любимый композитор Бетховен.
Отношение близких к поклоннику княгини
Близкие Веры Николаевны относятся к тайному поклоннику княгини несерьезно. Ее муж, князь Шеин, ради развлечения придумывает для гостей рассказ о княгине Вере и телеграфисте. Это очень их забавляет.
При встрече с Желтковым князь Шеин и Николай возвращают гранатовый браслет, который, как оказалось, был семейной реликвией семьи Желтковых и достался ему в наследство от бабушки. Когда смущенный молодой человек рассказывал о своей давней любви к княгине, о своих тщетных надеждах и недостижимой мечте, мужу Веры даже становится жаль его.
Брат Николай, узнав о преследованиях сестры, приходит в бешенство и требует от Желткова прекратить это безумство.
Анализ произведения
Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.
Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..
В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.
Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести. Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.
Проблематика повести
Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.
Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.
Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.
4.1 (82.22%) 9 votes
Рассказ «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одним «из самых благоуханных и томительных рассказов о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.
С целью ознакомления с сюжетом и героями рассказа предлагаем прочитать краткое содержание «Гранатового браслета» по главам. Он даст возможность осмыслить произведение, постичь прелесть и легкость языка писателя и проникнуть в замысел.
Тайный поклонник
Желтков — бледный молодой человек лет тридцати — тридцати пяти. Это мелкий чиновник, небогатый. У него нет собственного жилья, поэтому он живет с хозяйкой в бедном доме, снимая у нее комнату. Он приятный в общении, тактичный и необычайно скромный. Вначале Желтков надеялся на то, что его возлюбленная ответит на его письма. Однако, по прошествии времени, герой понял, что ответа он никогда не получит, и перестал надеяться на взаимность. Он стал реже писать, напоминая о себе Вере Николаевне лишь в праздники и дни ее рождения. Княгиня и не подозревает о том, что он постоянно находится рядом с ней, преследуя ее. Вещи, принадлежавшие возлюбленной и случайно оказавшиеся у него, он хранит и оберегает как реликвию. При этом он не считает свое душевное состояние маниакальным, объясняя свои действия сильным чувством к ней.
Желтков – человек с тонкой душевной организацией. Ему невыносимо равнодушие возлюбленной. Но герой готов на все ради нее, он любит ее настоящей, самоотверженной любовью. Именно поэтому он заканчивает свою жизнь самоубийством: ведь она попросила оставить ее в покое, а это для него было возможно только в случае своей смерти. Ее ответ в их единственном роковом разговоре, который стал последним, убивает его.
«Гранатовый браслет»
Полное имя героини — Вера Николаевна Шеина, девичья фамилия — Мирза-Булат-Тугановская. Отец героини был татарским князем, а мать — британкой. Мать Веры была красавицей, и дочь выросла похожей на нее. У Веры гибкая фигура и высокий рост, нежное, но гордое и холодное лицо, покатые плечи и красивые руки. Вера носит костюм, приличествующий аристократке, шляпу и перчатки. До замужества героиня училась в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц. С тех времен у героини осталась подруга, знаменитая пианистка Женни Рейтер.
Характер у Веры спокойный и строгий, и при этом простой. С окружающими героиня общается любезно, но немного свысока и холодно, без дружелюбия. Вера демонстрирует независимый нрав и говорит властным тоном. Последние шесть лет героиня замужем за князем Василием Шеиным — предводителем губернского дворянства, человеком, который занимает видное положение в обществе. Кроме того, у Веры есть странный поклонник, который влюбился в героиню и начал «преследовать своей любовью» еще за два года до того, как Вера вышла замуж.
Героиня любит мужа и считает, что ее брак сложился удачно. Шеины живут на северном побережье Черного моря. Финансовые дела семьи обстоят скверно из-за того, что муж Веры князь Шеин, как человек, вращающийся в высшем обществе, вынужден постоянно подтверждать собственный статус, устраивая приемы и занимаясь благотворительностью. Внешний вид и обстановка князя также должны быть на уровне, приходится содержать лошадей и тратиться на дорогую одежду.
При всем этом имение и наследство перешли к Шеину от предков в уже весьма потрепанном виде. В результате Шеиным приходится жить выше средств, и они едва сводят концы с концами.
Вера всеми силами старается поддержать мужа в этой непростой ситуации и помочь тому удержаться от полного разорения. Героиня старается экономить в домашнем хозяйстве и во многом себе отказывает, но делает это незаметно для мужа. Некогда Вера испытывала к мужу страстную любовь, но это чувство давно прошло и сменилось верной и крепкой дружбой.
У героини есть младшая сестра Анна, к которой Вера привязана с раннего детства и до сих пор относится с теплотой и заботой. Еще у героини есть брат Николай — серьезный и чопорный молодой человек, который работает заместителем прокурора и имеет хорошие связи. Вера болезненно обожает детей своей младшей сестры. Собственных отпрысков у героини нет, но Вера мечтает обзавестись ими.
Вера Шеина суеверна и опасается числа «13». Героиня любит музыку, особенно сонаты Бетховена, и часто посещает концерты. Газет Вера, напротив, не любит, потому что те пачкают руки типографской краской. Кроме того, Вере не нравится язык, которым пишутся газетные заметки. У Веры азартный характер, и после обеда княгиня имеет привычку играть с младшей сестрой в покер.
Уже много лет Веру преследует некий поклонник, чьего имени героиня не знает. Этот человек пишет Вере письма, но героиня ни разу не видела его лица. Восемь лет назад этот поклонник увидел героиню в ложе цирка и воспылал к той страстной любовью. Сама героиня считает этого поклонника безумцем. Героиня не желает, чтобы ее преследовали, и просит загадочного поклонника «прекратить всю эту историю как можно скорее» и оставить ее в покое.
Фамилия тайного поклонника Веры — Желтков. Это бледный и нервный господин тридцати или тридцати пяти лет, мелкий чиновник, небогатый, но приятный, тактичный и скромный, снимает комнату в бедном доме. Поначалу герой ждал, что Вера ответит на его письма, но со временем перестал рассчитывать на взаимность и стал писать реже — на праздники и в день Вериных именин.
Близкие Веры не воспринимают Желткова серьезно. Муж героини даже придумывает забавы ради повесть о княгине Вере и влюбленном телеграфисте, которой развлекает гостей.
Желтков тайно преследует Веру, знает, где бывает героиня, и даже способен в точности описать платье, которое было на ней надето. Герой хранит принадлежавшие Вере вещи, как реликвии. Например, платок, который Желтков украл, или программу выставки, которую Вера держала в руках, а потом забыла на стуле. При этом Желтков считает себя не маньяком, а всего лишь безответно влюбленным.
Однажды Желтков присылает Вере в подарок гранатовый браслет, который некогда принадлежал еще прабабушке героя. Этот подарок выводит из себя брата Веры, тот находит Желткова и требует, чтобы поклонник прекратил преследовать его сестру. Сама Вера не желает ни видеть Желткова, ни говорить с ним, и просит только оставить ее в покое.
Отношение Веры убивает Желткова, и тем же вечером герой кончает с собой, а Вера осознает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Героиня понимает, что боялась быть счастливой и променяла пламенную любовь бедного Желткова на надежный и лишенный потрясений брак с веселым и симпатичным князем Шеиным.
Дальнейшая биография Веры неизвестна.
Любовь в жизни героини
В характеристике Веры Николаевны особую, определяющую роль играют отношения с мужем. Сама княгиня считает, что брак ее сложился достаточно удачно. Она знает его с детства, но никогда не испытывала к нему настоящей любви. Ей были незнакомы любовные волнения и горячая страсть. Супружескую пару Шеиных связывают теплые дружеские отношения, взаимное уважение и привычка.
Для Веры Николаевны любовь – абстрактное понятие. Не имея в своей жизни любви, княгиня не видит ее и в своем окружении. Младшая сестра Анна совсем не любит своего мужа, она его просто терпит. Брат Николай вообще не женат и в ближайшем будущем женитьбы не планирует. Сестра мужа Людмила – вдова. Старинный друг семьи Шеиных генерал Аносов в разговоре о любви лишь подтверждает факт ее отсутствия в их окружении.
Привычный покой героини нарушает лишь один Желтков. Только после знаков его внимания, оказанных им, душа Веры как будто бы открывается для чего-то нового, неизведанного. С развитием событий внутреннее напряжение героини растет. Кульминацией их несостоявшихся отношений можно считать сцену прощания княгини с умершим Желтковым. Именно тогда она понимает, какое глубокое, настоящее чувство было совсем рядом. Чувство, о котором мечтает каждая женщина. Вера побоялась быть счастливой, поэтому любовь и счастье прошли мимо нее.
Музыка второй сонаты Бетховена, которую она слушает в конце произведения, стала еще одним откровением для героини. Она звучала для нее как признание Желткова в любви. И, прослушав ее, она говорит о его прощении и успокаивается.
Особенности творчества Куприна
Куприну была близка тема осознания персонажем жизненной истины. Он по-особенному видел окружающий его мир и стремился узнавать что-то новое, его произведениям свойственны драматичность, некая тревожность, взволнованность. «Познавательный пафос» — это называют визитной карточкой его творчества.
Во многом на творчество Куприна повлиял Достоевский, в особенности на ранних этапах, когда он пишет о роковых и значимых моментах, роли случайности, психологии страсти персонажей – зачастую писатель даёт понять, что не все поддается пониманию.
Можно сказать, что одна из особенностей творчества Куприна – диалог с читателями, в котором прослеживается сюжет и изображается действительность – это особенно заметно по его очеркам, на которые в свою очередь повлиял Г.Успенский.
Какие-то его произведения знамениты лёгкостью и непосредственностью, поэтизацией действительности, естественностью и натуральностью. Другие – темой бесчеловечности и протеста, борьбы за чувства. В какой-то момент его начинают интересовать история, античность, легенды, и так рождаются фантастические сюжеты с мотивами неотвратимости случая и судьбы.
Главная героиня в экранизации
Впервые экранизация этой удивительной истории состоялась в 1915 году. Этот немой черно-белый фильм длился четыре часа. Он состоял из четырех актов. Роль Веры Николаевны Шеиной была исполнена актрисой Ольгой Преображенской. Эта кинолента не сохранилась до нашего времени.
В 1964 году на экраны вышел фильм «Гранатовый браслет».
Эту мелодраму снял режиссер Абрам Роом. Роль Веры Шеиной сыграла Ариадна Шенгелая, а роль самого Куприна – Григорий Гай.
История создания
У героев повести есть реальные прототипы. Вера Шеина была списана Куприным с Людмилы Ивановны Любимовой, жены члена Государственного совета, в которую был влюблен некий телеграфный чиновник Желтиков.
Первая публикация «Гранатового браслета» состоялась в 1911 году в альманахе «Земля».
«Гранатовый браслет» главные герои
Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» имеет реальную подоплёку. Друг писателя Любимов поведал на одном из ужинов рассказ о тайном воздыхателе, писавшем письма его матери. В произведении Куприна действующие лица получили другие имена, а сам сюжет приобрел художественную обработку. Главные герои «Гранатового браслета», описанные реалистично и живо, присутствие скрытых смыслов и романтическая направленность повести — всё это привлекает внимание и заслуживает высокой оценки читателей.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев повести «Гранатовый браслет»
Главные герои
Вера Николаевна Шеина
Главная героиня, княгиня
Жена Василия Львовича. Всячески помогает ему удерживать на плаву их шаткое финансовое положение. Некогда страстная любовь к мужу превратилась в искренние дружеские отношения. Вера не скрывает от мужа письма влюблённого “телеграфиста”. Искренне переживает смерть Желткова, чувствует себя виноватой, сожалея, что настоящая любовь прошла мимо.
Князь Василий Львович Шеин
Губернский предводитель дворянства, муж Веры
Известный человек в губернии, дела его идут не очень успешно, он близок к разорению, но вынужден вести себя соответственно положению. Человек, обладающий чувством юмора, гостеприимный и радушный хозяин. Знает о тайном поклоннике супруги, но, как глубоко порядочный и искренний человек, с пониманием относится к его чувству.
Георгий Степанович Желтков
Поклонник Веры, давно в неё влюблённый
В «Гранатовом браслете» герои поражают своей искренностью и честностью, но среди них есть герой, который вызывает восхищение. Внешне ничем не приметный мелкий служащий однажды увидел княгиню Веру и полюбил. Это чувство сопровождало его всю жизнь. Он не надеялся на взаимность, просто боготворил свой идеал и хотел сделать ей подарок на именины — гранатовый браслет. Чтобы не доставлять неприятностей любимой женщине, замужней даме, он покончил с собой.
Генерал Яков Михайлович Аносов
Пожилой генерал, друг Шеиных
Анализ его поступков говорит, что это справедливый, добрый и честный человек, мудрый и чувствительный старик. Он прожил долгую жизнь, многое испытал, судит о людях объективно. Генерал осуждает моральное разложение общества, превратившего всё святое в бытовую потребность. Он хорошо знает людей, понимает их мысли и поступки. Многие выражения, вложенные автором в уста этого героя, разошлись на цитаты.
Николай Николаевич Мирза – Булат – Туганский
Брат Веры
Служит в должности помощника прокурора. Честный, строгий, серьёзный человек. Реалист до мозга костей, решительный и прагматичный. Для него не существует тонких нюансов человеческих чувств, он далёк от романтики. Его описание последствий истории, которые могут коснуться имени Веры Николаевны, привело Желткова к самоубийству.
Второстепенные персонажи
Анна Николаевна Фриессе
Младшая сестра Веры
Очень привязана к своей сестре, но отличается от неё и внешне, и складом характера. Имеет двух детей от мужа, которого совершенно не любит. Большая любительница пофлиртовать и пококетничать, не выходя за рамки приличия. Жизнерадостная, смешливая молодая женщина, охотница до азартных игр. Вместе с этим искренне верующая, щедрая благотворительница.
Густав Иванович Фриессе
Муж Анны
Обожает свою супругу, его влюблённость вызывает жалость. Полная противоположность своей жене.
Старый полковник, всю жизнь занимается канцелярской работой.
Поручик, считается непревзойдённым танцором и распорядителем балов.
Женни Рейтер
Подруга Веры, известная пианистка
Выполнила просьбу подруги и последнее желание Желткова, исполнив 2 сонату Бетховена.
Повар Шеиных, работает давно, хозяева ему доверяют.
Васючок
Молодой парень, кутила, гость Шеиных
Богатый шалопай, которого приглашают для того, чтобы не заскучали гости.
В таблице приведён список, в котором дана краткая характеристика героев повести «Гранатовый браслет».
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Шолпан Искакбаева
14/14
-
Юлия Черняева
14/14
-
Георгий Сомов
14/14
-
Константин Бердичев
14/14
-
Владлена Селезнёва
14/14
-
Zazaika Kamilevna
14/14
-
Наталья Садовская
11/14
-
Настя Мишина
13/14
-
Лиана Магомедова
14/14
-
Наталья Миллер
14/14