СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 09.01.2023 11:10
Авдеева Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
50 лет
3 752
8 738
Местоположение
Российская Федерация, Белев
Герои сказок Салтыкова-Щедрина
28.10.2017 18:30
Герои сказок Салтыкова-Щедрина
•«Сказки» — одно из самых ярких творений великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина. Жанр сказки помогал писателю в обстановке свирепой правительственной реакции говорить о наиболее острых проблемах эпохи, показывать те стороны действительности, к которым сатирик был непримирим. Сказки приходят к нам из глубины народной жизни. Они передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, немного изменяясь, но сохраняя свой основной смысл. Сказки — итог многолетних наблюдений. В них комическое сплетается с трагическим, широко используется гротеск, гипербола (художественный прием преувеличения) и удивительное искусство эзопова языка. Эзопов язык — аллегорический, иносказательный способ выражения художественной мысли. Это язык нарочито затемненный, полный недомолвок. Обычно он используется писатель Сказки Щедрина отличаются истинной народностью. Освещая самые злободневные вопросы русской жизни, сатирик выступает как защитник народных интересов, выразитель народных идеалов, передовых идей своего времени. Мастерски использует он народный язык. Обращаясь к устному народному творчеству, писатель обогащал народные сюжеты фольклорных произведений революционным содержанием. Он создавал свои образы на основе народных сказок о животных: трусливом зайце, хитрой лисе, жадном волке, глупом и злом медведе.
Просмотр содержимого документа
«Герои сказок Салтыкова-Щедрина»
Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей
В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества – дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.
Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: “Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.
В сказке “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы. Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще “жаждал кровопролитья”. Всех их постигла одна участь: мужики расправились с ними после того, как их терпение кончилось.
В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.
В сказке “Орел-меценат” Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила: он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.
В сказке “Богатырь” автор показывает в образе Богатыря самодержавие, которое спит и не способно помочь людям. Люди страдают от войн и нашествий. Суть царизма раскрывается в словах “супостатов”: “А ведь Богатырь-то гнилой”.
Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке “Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил”.
Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то регистратуре, которую позже упразднили “за ненадобностью”, попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь полагают, что “булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают”. Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода. “Громадный мужчина” для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно – кислое.
Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чудеса стал творить: силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать, и даже суп в пригоршнях готовить наловчился. Сытые и довольные генералы размышляют: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” По возвращении в Петербург генералы “денег загребли”, а мужику выслали “рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!”.
В этой сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и никакой благодарности мужику.
О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке “Дикий помещик”. Жил помещик “глупый, читал газету “Весть” и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое”. Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне “освобожденные”.
Правда, от этого им живется ничем не лучше: “куда ни глянут – все нельзя, да не позволено, да не ваше”. Помещик боится, что мужики у него все проедят, и мечтает от них избавиться: “Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков”. Мужикам тоже житья от помещика нет, и они Бога молят: “Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!” Бог услышал молитву, и “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.
А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит – одичал.
Салтыков-Щедрин пишет иносказательно, то есть использует “эзопов язык”. Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом.
Поэтому автор замечает: “Удивительно, как к нему этот костюм шел”.
В сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать на самом деле. В сказках удивительным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только “жалованья не получает и слуги не держит”.
Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: “Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан… Уши выше лба не растут”. В сказках много преувеличений, гротеска.
Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки.
Почти во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так, в сказке “Дикий помещик” присутствует сказочный зачин: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…” и реальность: “Он читал газету “Весть””. В сказке “Богатырь” сам Богатырь и баба-яга являются сказочными персонажами: “В некотором царстве Богатырь родился.
Баба-яга его родила, вспоила, вскормила и выхолила”. В сказках много присказок: “ни пером описать, ни в сказке сказать”, “по щучьему велению”, “долго, ли коротко”, есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания: “путем-дорогою”, “судили-рядили”.
Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект. Например, в сказке “Самоотверженный заяц” Волк обещал помиловать зайца, другой волк однажды отпустил ягненка, Орел простил мышь. Медведь из сказки “Бедный волк” тоже урезонивает волка: “Да ты бы хоть полегче, что ли”, а тот оправдывается: “Я и то… сколько могу, облегчаю… прямо за горло хватаю – шабаш!”
Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества. Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: “самоотверженные зайцы”, “вяленые воблы”, “караси-идеалисты”.
Потому что “всякому зверю свое житье: льву – львиное, лисе – лисье, зайцу – заячье”.
Loading…
М.Е. Салтыкова-Щедрина среди русских писателей выделяла, по словам его современника Тургенева, потрясающая «сумасшедшеюмористическая фантазия». В искусстве применения гиперболы, гротеска, фантастики и иносказания для воспроизведения действительности ему не было равных. Выдающимся достижением последнего десятилетия писательской деятельности Салтыкова-Щедрина стала книга «Сказки» — одно из самых ярких созданий беспощадного обличителя социальной несправедливости.
Появление сказок Салтыкова-Щедрина в первой половине 80-х годов XIX века во многом объясняется тем, что в обстановке правительственной реакции аллегорические образы и сказочная фантастика стали для писателя средством художественной «конспирации» наиболее острых замыслов. Но это не единственная причина, почему писатель обратился к жанру сказки. Есть и другое объяснение. Сказка была близка и понятна народу. Салтыков-Щедрин пишет свои сказки «для детей изрядного возраста» другими словами для взрослых (среди вариантов подзаголовка был и такой: «Для детей от 7 до 70 лет»).
Еще сказкам, как известно, присущи нравоучительность и сатирическая направленность. Таким образом, сам жанр отвечал художественным замыслам писателя. К тому же приближение формы сатирических произведений к народной сказке делало их доступными для простого народа.
В сатире Щедрина можно выделить несколько основных тем: обличение правительственных верхов, изображение жизни народных масс в царской России, разоблачение индивидуалистической морали, обличение обывательской психологии. Поведение либералов «в пределах» и «применительно к подлости», психология «среднего» обывателя, запуганного правительственными преследованиями, бессмысленность самого мира обывателей нашли отражение в ставших знаменитыми образах премудрого пискаря, самоотверженного зайца, здравомыслящего зайца, вяленой воблы.
В «Премудром пискаре» писатель выставил на публичный позор ту часть интеллигенции, которая в годы политической реакции поддалась панике. Изобразив жалкую участь обезумевшего от страха героя сказки, пожизненно замуровавшего себя в темной норе, сатирик высказал свое презрение к тем, кто покорился инстинкту самосохранения, ушел в мир личных интересов.
Он высмеивает премудрого пискаря, который всю жизнь думал лишь о том, как бы щука его не съела, а потому сто лет просидел в своей норе, подальше от опасности. Каждый день счастливый оттого, что жив, пискарь восклицал: «Слава тебе, господи! жив!» Он жил и дрожал -только и всего. Пискарь «жил дрожал — и умирал дрожал».
Сатирик заставляет своего «мудреца» перед лицом смерти понять бессмысленность прожитой жизни. При всем комизме этой сказки финал ее глубоко трагичен. Мы слышим голос самого Щедрина в тех вопросах, которые перед смертью задает себе пискарь. За этими вопросами четко просматривается позиция писателя: «Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал об нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: никому, никто». Так писатель придумал для героя самую страшную кару: позднее бесплодное прозрение, осознание перед лицом смерти, что жизнь прожита зря.
Здравомыслящий заяц был хоть и обыкновенный, но тоже премудрый. Премудрость его состояла в том, что он любил пофилософствовать о том, что «всякому зверю свое житье предоставлено. Волку — волчье, льву — львиное, зайцу — заячье. Доволен ты или недоволен своим житьем, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего». В оправдание существующего порядка вещей он вспоминал о статистике, находил положительное в таком устройстве заячьей жизни: «Нет, мы, зайцы, даже очень хорошо прожить можем».
Однажды этот заяц-соглашатель попал в лапы лисе. Он пытался заговорить лису своими рассуждениями, разжалобить ее, чтобы не быть съеденным, но пощады от лисы, конечно, не дождался. «Вместо зайца остались только клочки шкуры да здравомысленные его слова: “Всякому зверю свое житье: льву — львиное, лисе — лисье, зайцу — заячье”».
Подобную же покорность судьбе, оправдание существующим порядкам высмеивает писатель в сказке «Самоотверженный заяц». Не сидеть, как самоотверженный заяц, на привязи перед логовом волка, не ждать его милости призывает писатель, потому как хищники не милуют своих жертв и не внемлют призывам к великодушию.
Гибнут все, кто пытался, избегая борьбы, спрятаться от неумолимого врага или расжалобить его. Такова судьба и наивного мечтателя карася, верящего в возможность морального перевоспитания хищной щуки, и вяленой воблы, вроде бы «лишних» мыслей, чувств и совести не ведавшей, не в свое дело носа не совавшей.
Уже в первых своих сказках «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик», используя приемы остроумной сказочной фантастики, Щедрин показал, что источником материального благополучия дворян и их культуры является труд мужика.
Генералы-паразиты, привыкшие жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили полное свое невежество, неприспособленность к жизни, повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга. Ничего-то они не умеют: ни определить, где восток, а где запад, ни залезть на дерево, где полно всяких плодов висит, ни рыбу поймать, ни дичь в лесу добыть. Для них открытие, что человеческая пища «в первоначальном виде летает, плавает, на деревьях растет». А они-то думали, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают». Одна у них надежда на спасение —’найти мужика.
И мужик, на счастье генералов, находится. Это «громадный мужичина», на все руки мастер. Он и яблоки с дерева достал, и картофель из земли извлек, и силок для рябчиков из собственных волос изготовил, и огонь добыл. И что же? Генералам собрал по десятку яблок, а себе -«одно, кислое». Больше того, сам и веревку свил, чтобы генералы держали его ночью на привязи. А генералы еще и ругают мужика за тунеядство. Меж тем сладил он посудину, «чтоб можно было океан-море переплыть», устлал ее дно лебяжьим пухом — для генералов, и поплыли они. Генералы все ругают его за тунеядство, а он все гребет да гребет да кормит генералов селедками. Довез-таки он генералов до дому. Такая вот сказка. Выдумка или реальность?
Трудно представить себе более рельефное и правдивое изображение жизни и нравственного состояния крестьян: каторжный труд, рабская психология, забитость, невежество. Щедрин любуется силой и выносливостью мужика, но вынужден высмеивать его рабскую покорность.
В «Диком помещике» сатирик высмеял глупого помещика, у которого всего «было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов». Одно ему было не по сердцу: «уж больно много развелось в нашем царстве мужика». Стал он так притеснять своих крестьян, что те взмолились Богу: лучше уж пропасть с детьми малыми, чем всю жизнь маяться. Бог услышал сиротскую просьбу, и не стало у глупого помещика крестьян. Без крестьян своих помещик одичал. Оброс весь волосами, ногти у него сделались как железные, сморкаться он давно уже перестал, утратил даже способность произносить членораздельно звуки, ходить стал на четвереньках.
Поскольку подати платить стало некому, обеспокоенные начальники собрали совет, на котором решили мужиков изловить, а помещику, который смуту затеял, «наиделикатнейше внушить», чтобы он фанфаронства свои прекратил.
Сказка есть сказка. Объявился откуда ни возьмись оторвавшийся рой мужиков, пошла жизнь по-старому. Дикого помещика изловили, помыли, постригли, только он «тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».
Никогда не утихавшая боль писателя-демократа за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны с особой силой сконцентрировались в тесных рамках сказки «Коняга». Сказка, с одной стороны, рисует трагедию жизни русского крестьянства — этой громадной, но порабощенной силы, а с другой — показывает скорбные переживания автора, связанные с безуспешными поисками ответа на важнейшие вопросы: кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Коняга бессмертен, весь смысл его существования -тяжелая, до кровавого пота работа: «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования; для нее он зачат и рожден, и вне ее… никому не нужен». Болью переполнена каждая строчка этой сказки, надо признать соотносимой не только с давно ушедшим от нас временем. Из всех сказок Салтыкова-Щедрина «Коняга», как показалось мне, и сегодня ничуть не утратила своей актуальности и является на удивление очень современной.
Щедринская сказка близка народной, но не похожа на нее. Под видом повествования о животных, Щедрин обретал некоторую свободу для нападения на притеснителей и возможность говорить в забавной форме о серьезных вещах. Да, его сказки являли читателю положительные идеалы, которые он проводил «в отрицательной форме». Но самое главное, его герои, внешне неправдоподобные, всегда по сути своей реалистичны. А гротеск — преувеличение — лишь возможность представить уродливую, ненормальную действительность в контрастном, сатирическом освещении.
«Дикий помещик» главные герои
В сказке “Дикий помещик” герои оказываются в фантастической ситуации, которая раскрывает сословные отношения и подчёркивает зависимость верхов от простого народа. Мольбы глупого помещика об истреблении мужиков услышал Господь и исполнил его желание. Описание унылого быта помещика в рассказе Салтыков-Щедрин подчёркивает постоянными окриками хозяина, зазывающего своего слугу Сеньку. Каждый раз помещик вспоминает, что дом пуст, но не расстраивается, а продолжает “крепиться”. Мастерски гиперболизируя глупость одичавшего помещика, автор описывает его диалог с медведем, который открыто заявляет, что мужика надо бы вернуть.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Характеристика героев “Дикий помещик”
Главные герои
Урус-Кучум-Кильдибаев
Помещик, мужчина средних лет.
Довольный жизнью богатый землевладелец. Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь, что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, «душит» простой народ всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В финале сказки его, заросшего и одичавшего, с огромными когтями, излавливают, стригут и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.
Мужики
Крепостные крестьяне, принадлежат помещику.
Бесправные, ущемлённые во всём, простые крестьяне молят Бога о спасении от глупого помещика. Ответом на их просьбу стало полное исчезновение крестьян из владений помещика, они “вихрем перелетают” в неизвестном направлении. Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё возвращается в былое цветущее состояние.
Капитан-исправник
Представитель судебной власти.
Приезжает к помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее существо, похожее на помещика и медведя одновременно.
Второстепенные персонажи
Сенька
Слуга помещика, крепкий молодой мужчина.
Расторопный, умелый, хозяйственный слуга, без которого помещик попросту не может жить. Именно его он ежедневно припоминает, зовёт сквозь сон или забыв о пропаже мужиков.
Генералы
Представители военной знати, приятели помещика.
Знакомые помещика, приезжают в гости, искренне обижаются, когда помещик предлагает им леденцы и засохшие пряники вместо говядины, которой в доме нет. Называют его глупым и уезжают.
Михайло Иваныч
Медведь, с которым завёл дружбу одичавший помещик.
Когда помещик окончательно одичал, зарос и стал охотиться, как зверь, он посчитал возможным подружиться с Михайло Иванычем. Медведь откровенно высказался о том, что помещик поступил глупо. Мужик в деревне необходим.
Основная мысль произведения – порядок и достаток невозможен без умного, работящего простого народа, от которого напрямую зависит жизнь высшего сословия. Жанр сказки позволил Салтыкову-Щедрину обойти цензуру и подарить литературе оригинальнейшее сатирическое произведение. Собранный материал и описание главных героев “Дикий помещик” может быть полезен для читательского дневника или для подготовки к уроку по теме.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алексей Миронов
9/10
-
Анастасия Савченко
5/10
-
Bardaika Horus
10/10
-
Людмила Харланова
10/10
-
Сергей Трегубов
10/10
-
Алина Зайцева
9/10
-
Александра Куценко
10/10
-
Malikov Ivan
10/10
-
Даня Михайлов
9/10
-
Haker Man
9/10
- Категория: Творческие работы
Форма сказок привлекает многих писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, Н. Лескова, В. Гаршина, В. Короленко.
Салтыков-Щедрин отразил в этом жанре итог своих наблюдений и опыт деятельности на государственной службе. В сказках писателя сплелись фантастика и реальность, комическое и трагическое. Они помогли автору непосредственно обратиться к читателям, избавляли от пристального взгляда цензуры и позволяли рассчитывать на её снисхождение.
Писатель заимствует из фольклорных сказок элементы сюжета, образы, приёмы, но придаёт им острую социально-сатирическую направленность и публицистичность. Кроме того, он творчески перерабатывает фольклорные мотивы, создаёт оригинальное содержание, поднимает вопросы политические, общественные, философско-исторические, нравственные. Сказки писателя различны по тематике: антиправительственные, народные, дидактические, сатира на интеллигенцию и помещиков.
«Повесть о том, как один мужик…» сочетает в себе черты бытовой и волшебной сказок. Из предыстории жизни генералов мы узнаём чиновничий Петербург (служба в регистратуре), особенности быта (Подьяческая улица, кухарка, пенсия) и переносимся на необитаемый остров, где генералы теряют человеческий облик и готовятся растерзать друг друга (из груди рычание, остервенились, полетели клочья).
Глупость и невежество обоих героев выражается в их незнании элементарных вещей (стороны света, беспомощность в добывании пищи). Социальному положению генералов (высокий чин) не соответствует практическая неприспособленность к жизни. Кроме как найти мужика по запаху мякины и овчины, они ничего не могут предпринять самостоятельно. Тут же находят «громаднейшего» мужика, называют его лежебокой, тунеядцем и понуждают его проявить все свои умения: в пригоршне суп сварить, из волос сеть соорудить, выстроить «посудину», похожую на корабль. А награда за труд — рюмка водки да пятак серебра. Никчёмность чиновников, которые даже за время своего отсутствия обогатились (надели мундиры и поехали в казначейство и столько денег загребли, что «ни в сказке сказать, ни пером описать!»), подчёркивает непреодолимую социальную несправедливость.
Изучив несколько сказок из тематических групп, предлагаем карточки с вопросами по произведениям.
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Повесть о том, как один мужик…»
- Какие приметы действительности упомянуты в сказке?
- Чем необычна композиция?
- Какие приёмы использует автор?
- Какова основная мысль сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Дикий помещик»
- Как происходит одичание помещика?
- Каковы признаки дикости помещика?
- Кто и почему называет помещика «глупым»?
- Каков смысл сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Медведь на воеводстве»
- Из каких частей состоит сказка? Почему нет заключения?
- Дайте характеристики трём Топтыгиным.
- Отличалось ли правление Топтыгиных?
- Какие явления действительности высмеял сатирик?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Орёл-меценат»
- Каково значение слова «меценат»? Соответствует значение слова происходящему?
- С чего начал свою деятельность орёл?
- Какую роль автор отводит скворцу?
- Как закончилась сказка?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Премудрый пискарь»
- Подберите эпитеты к слову «премудрый». Как вы понимаете смысл заглавия?
- Расскажите о жизненной позиции старого пескаря.
- Оцените жизнь его сына.
- Чему учит сказка?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Самоотверженный заяц»
- Оцените название сказки.
- Опишите мотивы поведения Волка и Зайца.
- Что высмеивается в сказке?
- Какова авторская позиция?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Карась-идеалист»
- Почему автор называет карася «идеалистом»?
- Какие взгляды отстаивают карась и ёрш?
- Удалось ли перевоспитать щуку?
- Какова мораль сказки?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Коняга»
- Опишите образ жизни Коняги и Пустопляса.
- Чем отличаются братья?
- Как автор относится к героям?
- Почему не смогли пустоплясы отгадать секрет несокрушимости Коняги?
Творческая работа по сказкам Салтыкова-Щедрина М.Е.
«Пропала совесть»
- Что изменилось в жизни людей, когда пропала совесть?
- Опишите путешествие Совести.
- Чем была Совесть для героев сказки?
- Нашла ли себе пристанище Совесть?
Сочинение
«Сказки» — вершина творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина. За небольшим исключением, они создавались в течение четырех лет (1883-1886гг). В это время в стране был жестокий цензурный гнет. Поэтому используя традиции народных сказок о животных и русской литературной басни, Салтыков-Щедрин создает особый жанр политической сказки. Социальные аллегории в форме сказок о зверях позволяли писателю выразить свое отношение к представителям господствующих классов, к народу-труженику, к обывательски настроенной интеллигенции, к мелким чиновникам.
Правительственные верхи, крупные чиновники в произведениях Щедрина уподобляются хищникам. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» выведены трое Топтыгиных, по-разному отличавшихся на воеводстве. Первый желал «на скрижали Истории попасть и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий». Сюжет сказки прост: в ожидании расправы над лесными мужиками Топтыгин 1-й решил отпраздновать свои именины и «напился в одиночку пьян». И свершил он случайно мелкое, «срамное» злодейство – чижика съел. В образе медведя писатель разоблачает деспотов, губернских градоначальников. За то, что майор покарал «мелкую сошку», его поднимают на смех. Осел – главный советчик при Льве. Чтобы слух о дурацком чижике не дошел до высшей власти, Топтыгин посылает Ослу взятку; учиняет особо дерзкие «кровопролития» — «напал на стадо баранов и всех до единого перерезал», «забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил». Но ожидания Топтыгина не сбылись. Оказалось, что глупый майор съел любимого чижика самого Льва. И отчислили воеводу в запас.
Топтыгин 2-й хотел сразу начать с «блестящих злодеяний», но на его беду не было в его лесной трущобе ни типографии, ни университета, ни академии. Оказалось ненависть к просвещению невозможным продемонстрировать. Тогда Топтыгин 2-й мужика «в лоск разорил», но перестарался: задрал у него всю живность, решил и двор по бревну раскатать. Но крыша оказалась гнилой, и медведь провалился. Тут его мужики и покарали.
Топтыгин 3-й отличался от предшественников осторожностью. Он понял, что: «мало напакостишь – поднимут на смех; много напакостишь – на рогатину поднимут». И решил он в управление трущобой не вступать, лег в берлогу лапу сосать и думать. И додумался «довольствоваться злодействами «натуральными», поддерживать исстари установившийся порядок. Наконец лопнуло терпение мужиков, и они расправились с Топтыгиным 3-м, как перед тем расправились с Топтыгиным 2-м.
Причина народных бедствий заключается, следовательно, не в злоупотреблении принципами власти, а в самом принципе самодержавной системы. Спасение не в замене злых Топтыгиных добрыми, а в устранении Топтыгиных вообще, то есть в свержении самодержавия. Такова основная идея сказки.
Фантастические сюжеты сказок Салтыкова-Щедрина реальны, заключают в себе обобщенное политическое содержание. Перенесение человеческих черт, психологических и политических, на животный мир создает комический эффект, обнажает принципы существующей государственной системы, не способной к установлению в стране порядка и устранению насилия.
Любимый герой щедринских сказок – трудовой народ. он выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик». Крестьяне в сказках – истинные кормильцы земли русской. Щедрин любуется физической мощью мужика, его природным умом, смекалкой, добротой, честностью. И к поработителям своим народ часто относится с насмешкой, не теряя чувства собственного достоинства.
Оригинальный сюжет «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» помогает автору ярко и убедительно раскрыть именно такой образ мужика. Но автор не обошел и проблему рабской покорности народа-труженика. В основе произведения – вариант известного приключенческого сюжета о Робинзоне. Генералы оказались на необитаемом острове, но не смогли прокормиться, несмотря на обилие птиц, рыбы, зверей, фруктовых деревьев. Только мужик – мастер на все руки – выручил никчемных чиновников. Он может все. Не только поймать и обработать живность, сшить одежду, сварить суп в пригоршне, построить корабль, но и покорить стихийные силы природы: он шутя переплывает «океан-море». Но здесь же с горькой иронией сатирик говорит о крестьянской привычке повиновения. Вскрывается противоречие между потенциальной силой и гражданской пассивностью мужика. Он сам вьет генералам веревку, которой они привязывают его к дереву, чтобы он не убежал. Юмористический сюжет в основе своей имеет драматические переживания сатирика о неразрешимом противоречии.
Помещики тоже нередко появляются на страницах произведений в реальных очертаниях. Однако в сказочных сюжетах ведут себя как дикие звери и приобретают повадки животных. В этом плане показательна сказка «Дикий помещик». Ее сюжет как раз основан на метаморфозе – на превращении человека в дикого хищника. Помещик извел своих крестьян штрафами и притеснениями. «Взмолились крестьяне всем миром к господу богу», чтобы спас он их от глупого помещика. Так остался барин без народа. Он наивно полагает, что и без крестьян добьется процветания своего хозяйства: «Думает, какие он машины из Англии выпишет, чтобы все паром, паром, а холопского духу чтоб нисколько не было… Думает, каких коров разведет, что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко!..» Эти его мечты тем нелепее, что помещик самостоятельно не может ни умыться, ни высморкаться, ни ногти постричь.
Салтыков-Щедрин в дальнейшем развитии сюжета показывает постепенное одичание и озверение помещика. Сначала он «оброс волосами… ногти у него сделались, как железные… ходил все больше на четвереньках…» Затем барин «утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипением и рявканьем. Но хвоста еще не приобрел». Когда крестьян вернули помещику, то все хозяйство восстановилось. Только глупый помещик так ничего и не понял, ничему не научился. Гротесковый, фантастический характер сюжета позволил писателю показать паразитизм, неспособность к труду, умственное ничтожество, никчемность помещичьего класса.
Таким образом, в небольших по объему произведениях Салтыкова-Щедрина ставятся серьезные общественные темы современности. Сатирик достоверно нарисовал разнообразные социальные типы, подверг острой критике основы самодержавия и несправедливые законы общественного устройства.
В сказках Салтыкова-Щедрина отображены основные социальные, политические, идеологические и моральные проблемы, которыми характеризовалась русская жизнь второй половины XIX века. В сказках показаны все основные классы общества — дворянство, буржуазия, интеллигенция, трудовой народ.
Сатира, бичующая правительственные верхи самодержавия, наиболее остро выделяется в трех сказках: «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Богатырь».
В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по очереди заступают на место воеводы. Первый Топтыгин съел чижика, второй задрал у мужика лошадь, корову, свинью, а третий вообще «жаждал кровопролитья». Всех их постигла одна участь: мужики расправились с ними после того, как их терпение кончилось. В этой сказке Салтыков-Щедрин призывает на борьбу против самодержавия.
В сказке «Орел-меценат» Орел выступает в роли чиновника-просветителя, который при своем дворе завел искусства и науки. Но роль мецената ему скоро наскучила: он загубил соловья-поэта, заточил в дупло ученого дятла и разогнал ворон. Автор делает вывод, что наука, просвещение, искусство должны быть только свободными, независимыми от разного рода орлов-меценатов.
В сказке «Богатырь» автор показывает в образе Богатыря самодержавие, которое спит и не способно помочь людям. Люди страдают от войн и нашествий. Суть царизма раскрывается в словах «супостатов»: «А ведь Богатырь-то гнилой».
Салтыков-Щедрин осуждает бездействие народа, его пассивность и долготерпение. Народ так привык к рабской покорности, что даже не задумывается над своим бедственным положением, кормит и поит бесчисленных дармоедов и позволяет себя же за это наказывать. Это наглядно отражено в сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Два генерала, прослужившие всю жизнь в какой-то регистратуре, которую позже упразднили «за ненадобностью», попали на необитаемый остров. Они никогда ничего не делали и теперь полагают, что «булки в том самом виде родятся, как нам их утром к кофею подают». Не окажись под деревом мужика, генералы съели бы друг друга от голода. «Громадный мужчина» для начала накормил голодных генералов. Нарвал яблок и дал им по десятку, себе взял одно — кислое. Накопал из земли картофеля, разжег огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чудеса стал творить: силок для рябчиков из собственных волос свил, веревку сделал, чтобы было чем генералам его к дереву привязывать, и даже суп в пригоршнях готовить наловчился. Сытые и довольные генералы размышляют: «Вот как хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!» По возвращении в Петербург генералы «денег загребли», а мужику выслали «рюмку водки, да пятак серебра: веселись, мужичина!». В этой сказке автор показывает долготерпение народа и его результат: сытые помещики и никакой благодарности мужику.
О том, что может случиться, если мужика под рукой не окажется, говорится в сказке «Дикий помещик». Жил помещик «глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое». Действие происходит после отмены крепостного права, поэтому крестьяне «освобожденные». Правда, от этого им живется ничем не лучше: «куда ни глянут — все нельзя, да не позволено, да не ваше». Помещик боится, что мужики у него все проедят, и мечтает от них избавиться: «Одно только сердцу моему непереносно: очень уж много развелось в нашем царстве мужиков». Мужикам тоже житья от помещика нет, и они Бога молят: «Господи! легче нам пропасть и с детьми малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Бог услышал молитву, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». А что же помещик? Его теперь не узнать: оброс волосами, отрастил длинные ногти, ходит на четвереньках и на всех рычит — одичал.
Салтыков-Щедрин пишет иносказательно, то есть использует «эзопов язык». Каждая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой подтекст. Например, в сказке о верном Трезоре купец Воротилов, чтобы проверить бдительность пса, наряжается вором. Свое богатство купец нажил именно воровством и обманом. Поэтому автор замечает: «Удивительно, как к нему этот костюм шел».
В сказках наряду с людьми действуют звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит в необычные условия и приписывает им те действия, которые они не могут совершать на самом деле. В сказках удивительным образом переплелись фольклор, иносказание, чудеса и действительность, что придает им сатирическую окраску. Пескарь Салтыкова-Щедрина может разговаривать и даже где-то служит, вот только «жалованья не получает и слуги не держит». Карась не только умеет говорить, но и выступает в роли проповедника, вяленая вобла даже философствует: «Тише едешь, дальше будешь; маленькая рыбка лучше, чем большой таракан… Уши выше лба не растут». В сказках много преувеличений, гротеска. Это тоже придает им сатирическую окраску и комичность. Дикий помещик стал похож на зверя, одичал, мужик готовит суп в пригоршне, генералы не знают, откуда появляются булки.
Почти во всех сказках употребляются фольклорные элементы и традиционные зачины. Так, в сказке «Дикий помещик» присутствует сказочный зачин: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…» и реальность: «Он читал газету «Весть»». В сказке «Богатырь» сам Богатырь и баба-яга являются сказочными персонажами: «В некотором царстве Богатырь родился. Баба-яга его родила, вспоила, вскормила и выхолила». В сказках много присказок: «ни пером описать, ни в сказке сказать», «по щучьему велению», «долго, ли коротко», есть такие сказочные персонажи, как царь Горох, Иванушка-дурачок, устойчивые словосочетания: «путем-дорогою», «судили-рядили».
Рисуя хищных животных и птиц, Салтыков-Щедрин часто наделяет их такими несвойственными им чертами, как мягкость и способность прощать, что усиливает комический эффект. Например, в сказке «Самоотверженный заяц» Волк обещал помиловать зайца, другой волк однажды отпустил ягненка («Бедный волк»), Орел простил мышь («Орел-меценат»). Медведь из сказки «Бедный волк» тоже урезонивает волка: «Да ты бы хоть полегче, что ли», а тот оправдывается: «Я и то… сколько могу, облегчаю… прямо за горло хватаю — шабаш!»
Салтыков-Щедрин высмеивал в своих сказках социально-политический строй царской России, изобличал типы и нравы, мораль и политику всего общества. Время, в которое жил и писал сатирик, для нас стало историей, но его сказки живы по сей день. Герои его сказок живут рядом с нами: «самоотверженные зайцы», «вяленые воблы», «караси-идеалисты». Потому что «всякому зверю свое житье: льву — львиное, лисе — лисье, зайцу — заячье».
Литературные приёмы
Какой литературный приём используется во фрагменте текста?
«Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»»
(«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
преувеличение
иносказание |
|
аллегория |
|
гипербола |
|
фантастика |
Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Для изображения какого героя автор не использует гротеск?
Этот герой трудолюбив и находчив.
Мужик из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
|
Генералы из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» |
|
Премудрый пискарь |
|
Дикий помещик |
Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Установите соответствие между названием и содержанием произведения.
Типы сказок М. Е. Салтыкова Щедрина
Зачеркните типы сказок, которые не писал М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки создавались в два этапа: в 60-е годы реформ и в 80-е годы репрессий.
волшебные
бытовые
о животных
народные
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Соберите изображение дикого помещика из частей.
«И вот он одичал. Хоть в это время наступила уже осень, и морозцы стояли порядочные, но он не чувствовал даже холода. Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные»
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Соедините тип сказки и название
о животных |
бытовые |
---|---|
«Премудрый пискарь»
«Самоотверженный заяц»
«Дикий помещик»
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Найдите и выделите цветом четырёх героев сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Произведения: «Дикий помещик», «Карась-идеалист», «Премудрый пискарь», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина
Выберите определение сказки:
Это один из жанров литературы или фольклора, преимущественно прозаической формы с вымышленным сюжетом. |
|
Комический или трагикомический приём, причудливо и контрастно сочетающий реальное и фантастическое, правдоподобие и карикатуру. |
|
Жанр и творческий метод, характеризуемый использованием «элемента необычайного», нарушением границ принятых условностей. |
|
Тайнопись в литературе |
Литературные приёмы
Какой приём использован в отрывке из сказки «Премудрый пискарь»?
«…Нору для себя такую придумал… ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днём — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полдён, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит…»
Выдуманное и реальное.
фантастика |
|
гротеск |
|
гипербола |
|
литота |
Герои произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина
Каких героев не изображал Салтыков-Щедрин в своих сказках? Отметьте два варианта.
Вспомните произведение «История одного города».
рыб
правителей России
градоначальников
мужиков
генералов
птиц
Литературные приёмы
Найдите слова, характеризующие приёмы создания сатирического образа
Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Соберите из частей изображение премудрого пескаря (кадр из м/ф «Премудрый пескарь»).
Герои сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина
Найдите и выделите цветом слова, пропущенные в тексте.
«Обеспокоились начальники и собрали ________. Решили: мужика изловить и __________, а глупому помещику, который всей смуте зачинщик, наиделикатнейше ________, дабы он фанфаронства свои прекратил и поступлению в казначейство податей препятствия не чинил.»
Предложение, мнение, как поступить.
Вызвать какие-либо чувства.
Поселить, поместить куда-либо.