Назовите главного героя рассказа мой первый гусь

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Другие
  4. Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь

Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь

Содержание рассказа. Содержание данного произведение состоит в том, что Лютов (он является корреспондентом газеты «Красный кавалерист»), оказался в военном ряду конной армии, которая возглавлялась великим командиром Буденным. Воюя с поляками, они совершили поход по Галиции и Западной Украине. На фоне с конармейцами он выглядел насмешливо, и над ним переодически насмехались все солдаты. Ну еврей, интеллигент, в очках. Некий Савицкий является к Лютову с бумагой о приказе о прикомандировании к штабу дивизии. Казаки привыкли жить одним днем, ведь в их жизни практически нет места счастливым событиям, а лишь кровь, смерть и жизнь. Сундучок Лютова вышвырнули, а сам Лютов ползал, собирая исписанные бумажки. Полностью проголодавшись, он требует чтобы хозяйка его накормила, но даже хозяйка была против него. От безысходности он саблей зарубил гуся, который проходил мимо них. После данного события казаки перестали над ним насмехаться, а наоборот, ставили себя перед ним не как врага, а как брата, или даже друга. Они приглашали его за совместное пиршество.

Главная тема рассказа состоит в том, что интеллигентный человек пошел в ряды армии. Что война — не такая романтика, как иногда пишут или показывают. Что многие там умирают и хотят счастливой тихой жизни, а не сидеть в крови и отстреливаться.

Я предпологаю, что автор хотел до нас донести то, что всегда можно поменять мнению окружающих о себе. Ведь из казаков никто и думать не мог что такой доброжелательный и интеллигентный человек сможет безжалостно зарубить гуся.

Главные места событий: Западная Украина и Галиция.

Основные события заключаются в поступления в армейские ряды. Переодические насмехания со стороны казаков. Кратковременное голодание. Убийство гуся, а затем уже и уважение среди казаков.

Герои: Лютов (главный герой), Савицкий (второстепенный герой), казаки, Иван Чесноков, Чугунов, Добрыводка, квартирьер, хозяйка, Суворков.

Автор пытался показать нам все ужасы войны. Разруха, стрельба и шум, везде дым и огонь, много пострадавших и погибших, которые не хотели горы денег, а хотели просто мирного неба под головой.

С одной стороны казаков можно понять, ведь не каждый сможет принять человека, который не понятно кто, не понятно откуда, так еще и собирается еду их хлебать. При этом Лютова мне тоже было жалко, ведь он ничего плохого не сделал, к слову даже не пытался. Почему то казаки подумали, что Лютов подумал что на войне есть лишь романтика, хотя как можно такое подумать, если Лютов сам является пострадавшим от этой войны. Меня крайне растрогал рассказ, можно даже сказать возмутил. Никогда не думала, что военные будут издеваться над пострадавшими от войны. Меня обрадовал конец произведения, потому что Лютов наконец сел поесть, да и не просто сел поесть, да еще и отношения наладил, так и рядом с ними!

Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь

Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение на тему Жизнь среди людей (4 класс)

    В современном мире очень сложно находиться без общества. Именно поэтому мы вынуждены искать новые знакомства и заводить друзей. Даже если человек совсем одинок, он все равно находится в обществе

  • Сочинение на тему мой любимый попугай

    У меня есть удивительная птица, которая может разговаривать – это попугай. Это мое любимое животное. Это девочка. Ее зовут Тося. Она удивительное создание. Как встанет солнце, Тося начинает разговаривать: «Доброе утро, просыпайтесь, просыпайтесь!»

  • Сочинение на тему Погода весной

    Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

  • Нужно ли читать книги в 21 веке? сочинение

    Мы живем во время избытка информации. Ответ на любой вопрос можно найти за считанные секунды во Всемирной сети, и если раньше единственным источником информации были книги, то сейчас это изменилось

  • Сочинение по сказке Теплый хлеб Паустовского 5 класс рассуждение

    Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

Рассказы об ужасах войны активно изучаются в школах и составляют довольно большую часть литературного наследия двадцатого века. Современники первой и второй мировых войн, революций очень часто переносили свой опыт на бумагу в стремлении донести до потомков, как выглядит война, и предостеречь их от участия в таких событиях, предотвратить военные конфликты в дальнейшем и передать свой опыт участия в боевых действиях. На войне нет места романтики, и от романтизации ее событий спустя некоторое время после ее окончания нас хотели уберечь те, кто прошел боевые действия и владеют искусством передачи своих эмоций и впечатлений через текст. Рассказ Бабеля «Мой первый гусь», несмотря на абсолютно не относящееся к тематике войны название, также предупреждает нас о тех бедах, которые несет с собой война для народа.

Краткое содержание рассказа

«Мой первый гусь» — рассказ о военных действиях в период революции 1917-1918 года в России. В первую очередь рассказ показывает нам ужасы войны глазами интеллигентного корреспондента газеты, которого прикомандировали к частям армии под руководством Буденного и который вынужден описывать то, что он видит, для истории. Вместе с казацкими частями он совершает поход по Украине и Галиции.

В силу того, что Лютов, такова фамилия у главного героя, выглядит интеллигентно и не похож на человека, у которого достаточно сил для того, чтобы хотя бы ранить врага, в армии над ним потешаются. Казаки, люди жесткие, военной закалки, не видят в нем себе равного и издеваются над ним. Эти военные привыкли жить одним днем, они прекрасно понимают, что война – не место для интеллигенции и для писак, ничего тяжелее пера в руках не державших и не умеющих обращаться с саблей, поэтому Лютов сразу становится объектом грубых насмешек. Так, казаки выбрасывают сундучок Лютова, и тот вынужден ползать и собирать свои разбросанные по земле записи. И даже от хозяйки дома, где он остановился, он не может добиться понимания. Когда он начинает требовать у нее накормить его, женщина отказывает.

Лютов чувствует отчаяние. Он голоден, его ни во что не ставят окружающие, его окружает абсолютно не романтичная, напротив, очень страшная и жестокая война, к которой он был действительно не готов. Переполненный эмоциями, главной из которых является безысходность, главный герой находит в себе силы зарубить гуся, проходящего мимо. Это и жест отчаяния, и попытка добыть себе еды в тех условиях, когда от него отвернулся весь мир. И, как ни странно, именно после этого его жизнь немного налаживается. Казаки, ранее смеявшиеся над ним и не видевшие в Лютове никого, кроме слабого и ни на что не способного интеллигента, начинают его уважать и даже предлагают разделить с ним пиршество.

Смысл рассказа «Мой первый гусь»

В этом рассказе можно выделить несколько смысловых акцентов, умело расставленных писателем в тексте. Самое основное и главное – это, конечно, то, что на войне нет места романтике и интеллигентности. На войне приходится жить одним днем и это оказывает сильное влияние на всех ее участников. Война не романтична: она ожесточает даже тех, кто изначально не был готов поднять руку на слабого. И все участники войны становятся одновременно ее жертвами, даже если выживают и остаются невредимыми.

Второй смысловой акцент уже не связан непосредственно с военными действиями, но раскрывает суть взаимодействия «белой вороны» и общества. Главный героя рассказа абсолютно не вписывается в общество казаков, отличается от них и внешним видом, и родом деятельности, и воспитанием, и становится объектом насмешек с их стороны. Но и в нем, как в военных, есть сила воли и жестокость, которую признают эти люди. И основная разница его и казаков лишь в том, что он выбрал для себя дорогу миролюбия и интеллигентности. Но для того, чтобы наладить общение с людьми, понимающими только силу и уважающими только ее, приходится действовать силой. С людьми нужно разговаривать на том языке, который они понимают.

  • Краткие содержания
  • Разные авторы
  • Бабель — Мой первый гусь

Краткое содержание Бабель Мой первый гусь

Рассказчик Лютов попадает в ряды Первой конной армии Буденнова. Армия воюет с поляками на территории Западной Украины и Галиции. Для всех окружающих он — чужой. Это ясно уже по тому, как принимает героя начальник дивизии Савицкий. Он улыбается вошедшему Лютову, но сначала подписывает приказ для Ивана Чеснокова.

Расспросив героя, Савицкий узнает, что Лютов грамотный. После этого его отношение меняется, начдив уже откровенно смеется над прикомандированным к штабу: «Ты из киндербальзамов». Савицкий не стесняется называть его «паршивеньким» и с насмешкой сообщает, что здесь вполне могут зарезать за ношение очков.

После разговора с начдивом шесть Лютов с квартирьером отправляются на поиски ночлега в деревне. Квартирьер несет сундучок с вещами героя и тоже предупреждает его, что людей «высшего отличия» здесь не жалуют, могут даже убить. Он знает, что над грамотным будут издеваться. Так и происходит, после того как провожатый уходит, поставив сундучок, и кратко рассказав казакам о приказе начдива.

Казаки презирают нового жильца. Молодой парень «с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом» выкинул его сундук за ворота и повернувшись задом издал серию неприличных звуков, показывая отношение всех присутствующих к Лютову. Герою после такого приветствия пришлось собирать с земли высыпавшиеся из сундучка рукописи и одежду, которую называет «дырявыми обносками».

Расположившись на покрытом сеном сундучке, он с другого конца двора голодно наблюдает за тем, как варится свинина у соседей. Лютов пытается занять себя чтением речи Ленина в газете «Правда», но у него не выходит. Казаки ходят по его ногам, светит солнце, и он все ещё очень голоден.

Тогда он решается попросить еды у старой хозяйки, которая сучит пряжу на крыльце. Ответ старухи его не устраивает, поэтому он толкает женщину кулаком в грудь и отходит.

Наконец, герой видит гуся шатающегося по двору и, подняв чужую саблю, валяющуюся тут же, убивает птицу, раздавив ей голову сапогом. После чего Лютов приказывает хозяйке пожарить гуся. Старуха с тушкой птицы в переднике уходит на кухню, перед этим во второй раз сообщив герою, что желает повеситься.

Казаки уже сели вокруг котелка со щами. Становится понятно, что они одобряют поступок презираемого грамотного очкарика. Один из них даже говорит: «Парень нам подходящий». Старший из них, Суровков даже приглашает поесть вместе с ними, предлагая свою запасную ложку. Тот самый парень, выкинувший сундучок, уступает место Лютову и спрашивает о газете.

Трапеза заканчивается чтением речи Ленина вслух. После все идут спать на сеновал, однако сердце Лютова, «обагренное убийством» не знало покоя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бабель — Мой первый гусь. Картинка к рассказу

Бабель - Мой первый гусь кратко за 2 минуты

Сейчас читают

  • Краткое содержание Сказка о Шише Шергина

    Шиш Московский — плут и обманщик, главный герой рассказа. Все время с ним случаются какие-то нелепые истории, после которых положение его становится все хуже и хуже.

  • Краткое содержание сказки Сестрица Аленушка и братец Иванушка

    У старика со старухой было двое детей. После их смерти старшая дочь Алёнушка стала заботиться о младшем брате, которого звали Иванушкой. Однажды собралась сестрица в поле. Младшего брата побоялась одного оставить дома, взяла с собой.

  • Краткое содержание Отрывки из журнала Маши Одоевский

    Произведение написано от имени десятилетней девочки Маши, которой на день рождения мама подарила журнал для ведения дневника. Начиная с 8 января 1833 года, девочка описывает свою повседневную жизнь.

  • Краткое содержание Дюрренматт Визит старой дамы

    События разворачиваются в прошлом столетии в незначительном по площади местечке Гюллен. В один момент город намеревается посетить бывшая его жительница, ныне преклонного возраста и обладающая многомиллионным состоянием

  • Краткое содержание Гоголь Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем

    Иван Иванович любил в жару снять свою бекешу, сесть с дыней и наблюдать за своим хозяйством. У него был большой дом, к которому прилегали чудесный сад и многочисленные пристройки.

  • Сочинения
  • Литература
  • Разное

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Само название забавно. В нём не о первом съеденном в жизни гусе, а об убитом… И герой ведь не на птицефабрику идет работать, а на практически фронт. А как красные относились к своим классовым врагам, так можно представить, что какого-нибудь барина они гусем и обзовут. То есть название забавное, если подумать – жутковатое.

Кроме того, ведь герой такой же «гусь», особенно для казаков. Образованный, хилый, с очками, над которыми все в голос смеются (даже могут серьёзно порезать). Но он разделяет идею большевиков – с удовольствием перечитывает статью Ленина в «Правде». Ещё его восхищает физическая сила воинов, прекрасные рязанские лица. Ордена кажутся ему «вколоченными» в грудь, а сами бойцы разрезают пространство, как штандарт, и казаки едят с «изяществом мужиков» (оксюморон). Казаки у костра кажутся ему жрецами… Он даже завидует им!

Его квартирьер извиняется перед ним, а с бойцами делает вид, что на одной волне. Но они плохо принимают новичка в «стаю». У них всё наоборот – обычные хорошие поступки считают плохими, царствует невежество и сила. Они унижают новенького – выкидывают его вещи, но когда он убивает гуся, чтобы поесть, то есть проявляет силу над слабой птицей и несчастной старухой (толкает её кулаком), которая хочет повеситься, то они его признают. Мне это кажется низостью!

С другой стороны, герой не обиделся на издевательства казаков, покорно собрал вещи, сохранил, вообще, спокойствие. Он очень хотел стать своим для них – для простого народа! Сам он не только «паршивенький», а ещё и очень бедный – все вещи обноски, голодный. Пар от свинины кажется ему дымом из трубы родного дома…  

Когда он впечатлил своим поступком казаков, они скачала назвали его «парень», а после, вообще, «братишка» и позвали разделить с ними щи! И он, грамотный, стал им полезен чтением.

В рассказе использованы разные стили: от нейтрального, до разговорного – очень колоритна речь. Сравнения иногда странные… Улица почему-то круглая, как тыква! Иногда используется олицетворение – например: вечер прикладывает ладони.  В центре истории конфликт, в результате которого герой становится одним из бойцов. Он и рад! Но сердце его скрипит, всё-таки.  

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Анализ рассказа Мой первый гусь Бабеля

Несколько интересных тем

  • Весна пришла

    Какое счастье насладиться весенним воздухом после февральских тоскливых снегов и морозов. Солнце, которое так долго светило, но не грело, начинает согревать своими весенними лучами.

  • Герои сказки Буратино

    Первый персонаж сказки, с которым мы знакомимся, добрый, трудолюбивый папа Карло. Его друг Джузеппе дарит ему прыгающее и говорящее полено. Мастер вырезает из него куклу, называет Буратино

  • Кот на окне Джеймса

    Картины позволяют запечатлеть определенные образы в графическом исполнении. В зависимости от автора картина может наполняться теми или иными смыслами, передавая дух эпохи или вымышленный сюжет.

  • Образ Снежной королевы (характеристика)

    Английский писатель Г.Х. Андерсен написал много сказок для детей. В его произведениях всегда зло борется со злом, любовь помогает людям преодолеть все трудности. Сказка «Снежная королева»

  • Анализ рассказа Бабеля Соль

    Рассказ Соль входит в сборник рассказов И.Бабеля Конармия. Рассказы связаны с темой гражданской войны, и сюжет рассказа повествует о несчастной женщине, которая пытается выбиться в воинский эшелон

Мы напишем — Анализ рассказа Бабеля Мой первый гусь. Подсказки школьнику

Содержание рассказа. Содержание данного произведение состоит в том, что Лютов (он является корреспондентом газеты «Красный кавалерист»), оказался в военном ряду конной армии, которая возглавлялась великим командиром Буденным. Воюя с поляками, они совершили поход по Галиции и Западной Украине. На фоне с конармейцами он выглядел насмешливо, и над ним переодически насмехались все солдаты. Ну еврей, интеллигент, в очках. Некий Савицкий является к Лютову с бумагой о приказе о прикомандировании к штабу дивизии. Казаки привыкли жить одним днем, ведь в их жизни практически нет места счастливым событиям, а лишь кровь, смерть и жизнь. Сундучок Лютова вышвырнули, а сам Лютов ползал, собирая исписанные бумажки. Полностью проголодавшись, он требует чтобы хозяйка его накормила, но даже хозяйка была против него. От безысходности он саблей зарубил гуся, который проходил мимо них. После данного события казаки перестали над ним насмехаться, а наоборот, ставили себя перед ним не как врага, а как брата, или даже друга. Они приглашали его за совместное пиршество.

Главная тема рассказа состоит в том, что интеллигентный человек пошел в ряды армии. Что война — не такая романтика, как иногда пишут или показывают. Что многие там умирают и хотят счастливой тихой жизни, а не сидеть в крови и отстреливаться.

Я предпологаю, что автор хотел до нас донести то, что всегда можно поменять мнению окружающих о себе. Ведь из казаков никто и думать не мог что такой доброжелательный и интеллигентный человек сможет безжалостно зарубить гуся.

Главные места событий: Западная Украина и Галиция.

Основные события заключаются в поступления в армейские ряды. Переодические насмехания со стороны казаков. Кратковременное голодание. Убийство гуся, а затем уже и уважение среди казаков.

Герои: Лютов (главный герой), Савицкий (второстепенный герой), казаки, Иван Чесноков, Чугунов, Добрыводка, квартирьер, хозяйка, Суворков.

Автор пытался показать нам все ужасы войны. Разруха, стрельба и шум, везде дым и огонь, много пострадавших и погибших, которые не хотели горы денег, а хотели просто мирного неба под головой.

С одной стороны казаков можно понять, ведь не каждый сможет принять человека, который не понятно кто, не понятно откуда, так еще и собирается еду их хлебать. При этом Лютова мне тоже было жалко, ведь он ничего плохого не сделал, к слову даже не пытался. Почему то казаки подумали, что Лютов подумал что на войне есть лишь романтика, хотя как можно такое подумать, если Лютов сам является пострадавшим от этой войны. Меня крайне растрогал рассказ, можно даже сказать возмутил. Никогда не думала, что военные будут издеваться над пострадавшими от войны. Меня обрадовал конец произведения, потому что Лютов наконец сел поесть, да и не просто сел поесть, да еще и отношения наладил, так и рядом с ними!

Все сочинения

Прославился своими работами советский писатель и драматург Исаак Бабель. «Конармия» (краткое содержание рассмотрим ниже) – известнейшее его произведение. В первую очередь это связано с тем, что оно изначально противоречило революционной пропаганде того времени. С. Буденный и К. Ворошилов приняли книгу в штыки. Единственная причина, по которой произведение было опубликовано, — заступничество Максима Горького.

бабель конармия краткое содержание

Бабель, «Конармия»: краткое содержание

«Конармия» — это сборник рассказов, которые начали издаваться в 1926 году. Объединяет произведение общая тематика – гражданская война начала 20 века. Основой для написания послужили дневниковые записи автора во время службы в 1-й Конной армии, которой командовал С. Буденный.

«Мой первый гусь»

Сборник «Конармия» открывается именно этим рассказом. Главный лирический герой и рассказчик Лютов, работающий в газете «Красный кавалерист», попадает в ряды 1-й Конной армии под командованием Буденного. 1-я Конная воюет с поляками, поэтому проходит по Галиции и Западной Украине. Далее идет изображение военной жизни, где только кровь, смерть и слезы. Здесь живут одним днем.

Казаки насмехаются и издеваются над интеллигентишкой Лютовым. А хозяйка отказывается его кормить. Когда он изголодался до невозможности, то пришел к ней и потребовал себя накормить. А потом вышел во двор, взял саблю и зарубил гуся. После чего приказал хозяйке его приготовить. Только после этого казаки стали считать Лютова почти своим и прекратили насмешки.

исаак бабель конармия

«Смерть Долгушова»

Сборник рассказов Исаака Бабеля продолжает история телефониста Долгушова. Как-то Лютов натыкается на смертельно раненного сослуживца, который просит из жалости добить его. Однако главный герой не способен убить даже для облегчения участи. Поэтому он просит Афоньку подойти к умирающему. Долгушов и новый помощник о чем-то разговаривают, а потом Афонька стреляет ему в голову. Красноармеец, только что убивший товарища, в гневе кидается на Лютова и обвиняет его в ненужной жалости, от которой только вред.

«Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча»

Много внимания уделяет своему главному герою Бабель («Конармия»). Краткое содержание вновь рассказывает о душевных тревогах Лютова, который втайне завидует решительности и твердости казаков. Главное его желание – стать среди них своим. Поэтому он стремится их понять, внимательно выслушивает рассказ генерала о том, как тот расправился с барином Никитским, которому до революции служил. Хозяин часто приставал к жене Матвея, поэтому, как только он стал красноармейцем, решил отомстить за обиду. Но Матвей не застрелил Никитского, а на глазах жены затоптал. Сам генерал говорит, что стрельба – это милосердие и помилование, а не наказание.

бабель конармия анализ

«Соль»

Раскрывает судьбы обычных красноармейцев в своем произведении Бабель. «Конармия» (краткое содержание это подтверждает) – своеобразная иллюстрация послереволюционной действительности. Так, Лютов получает письмо от конармейца Балмашева, который рассказывает о случае в поезде. На одной из станций бойцы подобрали женщину с ребенком и пустили к себе в вагон. Однако постепенно у них стали закрадываться сомнения. Поэтому Балмашев срывает пеленки, но вместо ребенка обнаруживает мешок с солью. Красноармеец приходит в ярость, обрушивается на женщину с обвинительной речью, а потом выбрасывает ее из поезда. Несмотря на падение, женщина осталась цела. Тогда Балмашев схватил оружие и застрелил ее, считая, что таким образом смыл позор с трудового народа.

«Письмо»

Не только взрослых бойцов, но и детей изображает Исаак Бабель. «Конармия» — сборник, в котором есть произведение, посвященное мальчику Василию Курдюкову, который пишет письмо матери. В послании он просит прислать какой-нибудь еды и рассказать, как поживают братья, сражающиеся за красных. Тут же выясняется, что Федор, одни из братьев, попал в плен и его убил собственный отец, воюющий на стороне белых. Он командовал у Деникина ротой, а своего сына убивал долго, по куску отрезая кожу. Спустя какое-то время сам белогвардеец был вынужден скрываться, перекрасив для этого бороду. Однако другой его сын Степан разыскал отца и прикончил.

двойник бабеля из конармии

«Прищепа»

Следующий рассказ посвятил молодому кубанцу Прищепе Исаак Бабель («Конармия» об этом повествует). Герою пришлось спасаться от белых, которые убили его родителей. Когда из станицы прогнали врагов, Прищепа возвратился, но все имущество успели разграбить соседи. Тогда он берет телегу и идет по дворам искать свое добро. В тех хатах, в которых удавалось ему найти вещи, принадлежащие родителям, Прищепа оставляет повешенных собак и старух над колодцами и загаженные пометом иконы.

Когда все было собрано, он расставляет вещи по прежнем местам и запирается в доме. Здесь он беспробудно пьет двое суток, рубит столы шашкой и поет песни. А на третью ночь над его домом занимается пламя. Прищепа идет в сарай, выводит корову, оставшуюся от родителей, и убивает. После этого он садится на коня и уезжает куда глаза глядят.

«История одной лошади»

Это произведение продолжает рассказы Бабеля «Конармия». Для конармейца конь – это самое главное, он и друг, и товарищ, и брат, и отец. Однажды начдив Савицкий забрал белого коня у командующего первым эскадроном Хлебникова. С тех пор Хлебников затаил обиду и ждал удобного случая для мести. И как только Савицкий потерял свою должность, он написал прошение о том, чтобы ему вернули жеребца. Получив положительный ответ, Хлебников отправился к Савицкому, который отказался отдать коня. Тогда командир идет к новому начштаба, но тот прогоняет его прочь. Тогда Хлебников садится и пишет заявление о том, что он обижен на Коммунистическую партию, которая не в состоянии вернуть ему имущество. После этого он демобилизуется, так как имеет 6 ранений и считается инвалидом.

рассказы бабеля конармия

«Пан Аполек»

Затрагивают и церковную тему произведения Бабеля. «Конармия» повествует о богомазе Аполеке, которому была поручена роспись новгородского костела в новой церкви. Художник предъявил диплом и несколько своих работ, поэтому ксендз принял его кандидатуру без вопросов. Однако, когда работа была сдана, работодатели сильно вознегодовали. Дело в том, что художник произвел простых людей в святые. Так, в образе апостола Павла угадывалось лицо хромого Янека, а Мария Магдалина была очень похожа на Эльку, еврейскую девушку, мать немалого числа подзаборных ребятишек. Аполека прогнали, а на его место наняли другого богомаза. Однако тот не решился закрасить творение чужих рук.

Лютов — двойник Бабеля из «Конармии», познакомился с опальным художником в доме сбежавшего ксендза. При первой же встрече пан Аполек приложил сделать его портрет в образе блаженного Франциска всего за 50 марок. Кроме того, художник поведал кощунственную историю о том, как Иисус женился на безродной девушке Деборе, которая родила от него сына.

«Гедали»

Лютов сталкивается с группой старых евреев, которые у пожелтевших стен синагоги чем-то торгуют. Герой с печалью начинает вспоминать еврейский быт, который ныне разрушила война. Припоминает он и детство, своего деда, который поглаживал многочисленные тома мудреца евреев Ибн-Эзры. Лютов идет на базар и видит закрытые на замки лотки, что ассоциируется у него со смертью.

Затем герою попадается на глаза лавка древнего еврея Гедали. Здесь можно найти все что угодно: начиная от золоченых туфлей и заканчивая сломанными кастрюлями. Сам хозяин потирает белые руки, расхаживает вдоль прилавков и жалуется на ужасы революции: везде страдают, убивают и грабят. Гедали хотел бы другой революции, которую он называет «интернационалом добрых людей». Однако Лютов не согласен с ним, он утверждает, что интернационал неразрывен с реками крови и пороховыми выстрелами.

Затем герой спрашивает, где можно найти еврейскую еду. Гедали сообщает, что раньше это можно было сделать по соседству, однако теперь там только плачут, а не кушают.

произведения бабеля конармия

«Рабби»

Лютов остановился в одном из домов на ночлег. Вечером вся семья садится за стол, во главе которого находится рабби Моталэ Брацлавский. Здесь же сидит и его сын Илья, лицом похожий на Спинозу. Он воюет на стороне Красной Армии. В этом доме царит уныние и чувствуется близкая смерть, хотя сам рабби и призывает всех радоваться тому, что они еще живы.

С невероятным облегчением Лютов покидает этот дом. Он идет на вокзал, где уже стоит поезд Первой Конной, а в нем ждет недописанная газета «Красный кавалерист».

Анализ

Создал нерасторжимое художественное единство всех рассказов Бабель («Конармия»). Анализ произведений подчеркивает эту особенность, так как выявляется определенная сюжетообразующая связь. Более того, сам автор запрещал менять местами рассказы при переиздании сборника, что также подчеркивает значимость их расположения.

Объединил цикл и одной композицией Бабель. «Конармия» (анализ позволяет в этом убедиться) – неразрывное эпически-лирическое повествование о временах Гражданской войны. В нем объединены и натуралистические описания военной действительности, и романтическая патетика. В рассказах нет авторской позиции, что позволяет читателю сделать собственные выводы. А образы героя-рассказчика и автора так сложно переплетены, что создают впечатление присутствия нескольких точек зрения.

сборник конармия

«Конармия»: герои

Кирилл Васильевич Лютов – центральный персонаж всего сборника. Он выступает как рассказчик и как невольный участник некоторых описанных событий. Более того, он двойник Бабеля из «Конармии». Кирилл Лютов — таким был литературный псевдоним самого автора, когда он работал военным корреспондентом.

Лютов – еврей, которого бросила жена, он окончил петербургский университет, его интеллигентность мешает породниться с казаками. Для бойцов он чужой и вызывает только снисходительность с их стороны. По сути он интеллигент, который пытается примирить гуманистические принципы с реалиями революционной эпохи.

Пан Аполек – художник-иконописец и старый монах. Он безбожник и грешник, который кощунственно обошелся с росписью костела в Новгороде. Кроме того, он носитель огромного запаса перевранных библейских сюжетов, где святые изображаются подверженными человеческим порокам.

Гедали – хозяин лавки древностей в Житомире, слепой еврей с философским складом характера. Он вроде и готов принять революцию, но ему не нравится, что она сопровождается насилием и кровью. Поэтому для него нет разницы между контрреволюцией и революцией – обе несут только смерть.

«Конармия» — очень откровенная и беспощадная книга. Читатель попадает в обычную суровую военную действительность, в которой сплетены духовная слепота и правдоискательство, трагичное и смешное, жестокость и героизм.

“Конармия” И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя.

“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.

На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля.

При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора Дневника от реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием, дающий возможность, с одной стороны, — обнажить грубость и варварство казаков, а с другой — позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни

Новелла «Мой первый гусь». Как и большинство новелл этого сборника написана от первого лица – Кирилла Васильевича Лютова.

Это видно буквально с первых же строк рассказа: «Ты грамотный?» спросил Савицкий, и узнал, что Лютов «грамотный» («кандидат прав Петербургского университета»), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.Потом, когда он закричал ему: « Ты из киндербальзамов… и очки на носу», когда он смеясь воскликнул: «Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией. Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя, что он здесь чужой, Лютов хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: «парень нам подходящий» — Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется ощущение, что победа-то его какая-то странная, неполная. «…Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга».Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным, что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, «внутренний жар», «пылающий лоб». “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло” (“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение” любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется высокий слог финала.В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна жизнь, и так трагична смерть.Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен — из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни.Необычен пейзаж у Бабеля. «деревенская улица лежала переднами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух». Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения «неба» и земли» абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего внутреннего состояния.

«Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков». Взаимосвязь тут между небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме. Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора для главного героя своей прямолинейностью.

Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя.

Сюжета тем не менее как такого нет.. Бабель намеренно строит сюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека — Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя от необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственно военных событий — для книги о войне “Конармия” содержит удивительно мало фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом, чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя..

Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно — в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: «…подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор». Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности. Повествование ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой рисунок словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь: «…обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот человек пострадавший по ученой части…» Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора, который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда могучего кровавого потока жизни.


Мой первый гусь

Савицкий, начдив шесть, встал, завидев меня, и я удивился красоте
гигантского его тела. Он встал и пурпуром своих рейтуз, малиновой
шапчонкой, сбитой набок, орденами, вколоченными в грудь, разрезал избу
пополам, как штандарт разрезает небо. От него пахло духами и приторной
прохладой мыла. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до
плеч в блестящие ботфорты.

Он улыбнулся мне, ударил хлыстом по столу и потянул к себе приказ,
только что отдиктованный начальником штаба. Это был приказ Ивану
Чеснокову выступить с вверенным ему полком в направлении Чугунов
— Добрыводка и, войдя в соприкосновение с неприятелем,
такового уничтожить…

«…Каковое уничтожение, — стал писать
начдив и измазал весь лист, — возлагаю на ответственность
того же Чеснокова вплоть до высшей меры, которого и шлепну на месте, в
чем вы, товарищ Чесноков, работая со мною на фронтах не первый месяц,
не можете сомневаться…»

Начдив шесть подписал приказ с завитушкой, бросил его ординарцам и
повернул ко мне серые глаза, в которых танцевало веселье.

— Сказывай! — крикнул он и рассек воздух хлыстом.

Потом он прочитал о прикомандировании меня к штабу дивизии.

— Провести приказом! — сказал начдив. —
Провести приказом и зачислить на всякое удовольствие, кроме переднего.
Ты грамотный?

— Грамотный, — ответил я, завидуя железу и цветам
этой юности, — кандидат прав петербургского
университета…

— Ты из киндербальзамов, — закричал он, смеясь,
— и очки на носу. Какой паршивенький!.. Шлют вас, не
спросясь, а тут режут за очки. Поживешь с нами, што ль?

— Поживу, — ответил я и пошел с квартирьером на
село искать ночлега.

Квартирьер нес на плечах мой сундучок, деревенская улица лежала перед
нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе
свой розовый дух.


Мы подошли к хате с расписными венцами, квартирьер остановился и сказал
вдруг с виноватой улыбкой:

— Канитель тута у нас с очками, и унять нельзя. Человек
высшего отличия — из него здесь душа вон. А испорть вы даму,
самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…

Он помялся с моим сундучком на плечах, подошел ко мне совсем близко,
потом отскочил, полный отчаяния, и побежал в первый двор. Казаки сидели
там на сене и брили друг друга.

— Вот, бойцы, — сказал квартирьер и поставил на
землю мой сундучок. — Согласно приказания товарища Савицкого,
обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостев,
потому этот человек пострадавший по ученой части…

Квартирьер побагровел и ушел, не оборачиваясь. Я приложил руку к
козырьку и отдал честь казакам. Молодой парень с льняным висячим
волосом и прекрасным рязанским лицом подошел к моему сундучку и
выбросил его за ворота. Потом он повернулся ко мне задом и с особенной
сноровкой стал издавать постыдные звуки.

— Орудия номер два нуля, — крикнул ему казак
постарше и засмеялся, — крой беглым…

Парень истощил нехитрое свое умение и отошел. Тогда, ползая по земле, я
стал собирать рукописи и дырявые мои обноски, вывалившиеся из сундучка.
Я собрал их и отнес на другой конец двора. У хаты, на кирпичиках, стоял
котел, в нем варилась свинина, она дымилась, как дымится издалека
родной дом в деревне, и путала во мне голод с одиночеством без примера.
Я покрыл сеном разбитый мой сундучок, сделал из него изголовье и лег на
землю, чтобы прочесть в «Правде» речь Ленина на
Втором конгрессе Коминтерна. Солнце падало на меня из-за зубчатых
пригорков, казаки ходили по моим ногам, парень потешался надо мной без
устали, излюбленные строчки шли ко мне тернистою дорогой и не могли
дойти. Тогда я отложил газету и пошел к хозяйке, сучившей пряжу на
крыльце.

— Хозяйка, — сказал я, — мне жрать
надо…

Старуха подняла на меня разлившиеся белки полуослепших глаз и опустила
их снова.

— Товарищ, — сказала она, помолчав, — от
этих дел я желаю повеситься.

— Господа бога душу мать, — пробормотал я тогда с
досадой и толкнул старуху кулаком в грудь, — толковать тут
мне с вами…

И отвернувшись, я увидел чужую саблю, валявшуюся неподалеку. Строгий
гусь шатался по двору и безмятежно чистил перья. Я догнал его и пригнул
к земле, гусиная голова треснула под моим сапогом, треснула и потекла.
Белая шея была разостлана в навозе, и крылья заходили над убитой птицей.

— Господа бога душу мать! — сказал я, копаясь в
гусе саблей. — Изжарь мне его, хозяйка.

Старуха, блестя слепотой и очками, подняла птицу, завернула ее в
передник и потащила к кухне.

— Товарищ, — сказала она, помолчав, — я
желаю повеситься, — и закрыла за собой дверь.

А на дворе казаки сидели уже вокруг своего котелка. Они сидели
недвижимо, прямые, как жрецы, и не смотрели на гуся.

— Парень нам подходящий, — сказал обо мне один из
них, мигнул и зачерпнул ложкой щи.

Казаки стали ужинать со сдержанным изяществом мужиков, уважающих друг
друга, а я вытер саблю песком, вышел за ворота и вернулся снова,
томясь. Луна висела над двором, как дешевая серьга.

— Братишка, — сказал мне вдруг Суровков, старший из
казаков, — садись с нами снедать, покеле твой гусь
доспеет…

Он вынул из сапога запасную ложку и подал ее мне. Мы похлебали
самодельных щей и съели свинину.

— В газете-то что пишут? — спросил парень с льняным
волосом и опростал мне место.

— В газете Ленин пишет, — сказал я, вытаскивая
«Правду», — Ленин пишет, что во всем у
нас недостача…

И громко, как торжествующий глухой, я прочитал казакам ленинскую речь.

Вечер завернул меня в живительную влагу сумеречных своих простынь,
вечер приложил материнские ладони к пылающему моему лбу.

Я читал и ликовал и подстерегал, ликуя, таинственную кривую ленинской
прямой.

— Правда всякую ноздрю щекочет, — сказал Суровков,
когда я кончил, — да как ее из кучи вытащить, а он бьет
сразу, как курица по зерну.

Это сказал о Ленине Суровков, взводный штабного эскадрона, и потом мы
пошли спать на сеновал. Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга,
с перепутанными ногами, под дырявой крышей, пропускавшей звезды.

Я видел сны и женщин во сне, и только сердце мое, обагренное убийством,
скрипело и текло.
………………………………….

В субботние кануны меня томит густая печаль воспоминаний. Когда-то в эти вечера мой дед поглаживал желтой бородой томы Ибн-Эзра. Старуха в кружевной наколке ворожила узловатыми пальцами над субботней свечой и сладко рыдала. Детское сердце раскачивалось в эти вечера, как кораблик на заколдованных волнах…

Я кружу по Житомиру и ищу робкой звезды. У древней синагоги, у ее желтых и равнодушных стен старые евреи продают мел, синьку, фитили, — евреи с бородами пророков, со страстными лохмотьями на впалой груди…

Вот предо мной базар и смерть базара. Убита жирная душа изобилия. Немые замки висят на лотках, и гранит мостовой чист, как лысина мертвеца. Она мигает и гаснет — робкая звезда…

Удача пришла ко мне позже, удача пришла перед самым заходом солнца. Лавка Гедали спряталась в наглухо закрытых торговых рядах. Диккенс, где была в тот вечер твоя тень? Ты увидел бы в этой лавке древностей золоченые туфли и корабельные канаты, старинный компас и чучело орла, охотничий винчестер с выгравированной датой «1810» и сломанную кастрюлю.

Старый Гедали расхаживает вокруг своих сокровищ в розовой пустоте вечера — маленький хозяин в дымчатых очках и в зеленом сюртуке до полу. Он потирает белые ручки, он щиплет сивую бороденку и, склонив голову, слушает невидимые голоса, слетевшиеся к нему.

Эта лавка — как коробочка любознательного и важного мальчика, из которого выйдет профессор ботаники. В этой лавке есть и пуговицы и мертвая бабочка. Маленького хозяина ее зовут Гедали. Все ушли с базара, Гедали остался. Он вьется в лабиринте из глобусов, черепов и мертвых цветов, помахивает пестрой метелкой из петушиных перьев и сдувает пыль с умерших цветов.

Мы сидим на бочонках из-под пива. Гедали свертывает и разматывает узкую бороду. Его цилиндр покачивается над нами, как черная башенка. Теплый воздух течет мимо нас. Небо меняет цвета. Нежная кровь льется из опрокинутой бутылки там, вверху, и меня обволакивает легкий запах тления.

Революция — скажем ей «да», но разве субботе мы скажем «нет»? — так начинает Гедали и обвивает меня шелковыми ремнями своих дымчатых глаз. — «Да», кричу я революции, «да», кричу я ей, но она прячется от Гедали и высылает вперед только стрельбу…

В закрывшиеся глаза не входит солнце, — отвечаю я старику, — но мы распорем закрывшиеся глаза…

Поляк закрыл мне глаза, — шепчет старик чуть слышно. — Поляк — злая собака. Он берет еврея и вырывает ему бороду, — ах, пес! И вот его бьют, злую собаку. Это замечательно, это революция! И потом тот, который бил поляка, говорит мне: «Отдай на учет твой граммофон, Гедали…» — «Я люблю музыку, пани», — отвечаю я революции. — «Ты не знаешь, что ты любишь, Гедали, я стрелять в тебя буду, тогда ты это узнаешь, и я не могу не стрелять, потому что я — революция…»

Она не может не стрелять, Гедали, — говорю я старику, — потому что она — революция…

Но поляк стрелял, мой ласковый пан, потому что он — контрреволюция. Вы стреляете потому, что вы — революция. А революция — это же удовольствие. И удовольствие не любит в доме сирот. Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди. Но поляки тоже злые люди. Кто же скажет Гедали, где революция и где контрреволюция? Я учил когда-то талмуд, я люблю комментарии Раше и книги Маймонида. И еще другие понимающие люди есть в Житомире. И вот мы все, ученые люди, мы падаем на лицо и кричим на-голос: горе нам, где сладкая революция?..

Старик умолк. И мы увидели первую звезду, пробивавшуюся вдоль Млечного Пути.

Заходит суббота, — с важностью произнес Гедали, — евреям надо в синагогу… Пане товарищ, — сказал он, вставая, и цилиндр, как черная башенка, закачался на его голове, — привезите в Житомир немножко хороших людей. Ай, в нашем городе недостача, ай, недостача! Привезите добрых людей, и мы отдадим им все граммофоны. Мы не невежды. Интернационал… мы знаем, что такое Интернационал. И я хочу Интернационала добрых людей, я хочу, чтобы каждую душу взяли на учет и дали бы ей паек по первой категории. Вот, душа, кушай, пожалуйста, имей от жизни свое удовольствие. Интернационал, пане товарищ, это вы не знаете, с чем его кушают…

Его кушают с порохом, — ответил я старику, — и приправляют лучшей кровью…

И вот она взошла на свое кресло из синей тьмы, юная суббота.

Гедали, — говорю я, — сегодня пятница и уже настал вечер. Где можно достать еврейский коржик, еврейский стакан чаю и немножко этого отставного бога в стакане чаю?..

Нету, — отвечает мне Гедали, навешивая замок на свою коробочку, — нету. Есть рядом харчевня, и хорошие люди торговали в ней, но там уже не кушают, там плачут…

Он застегнул свой зеленый сюртук на три костяные пуговицы. Он обмахал себя петушиными перьями, поплескал водицы на мягкие ладони и удалился — крохотный, одинокий, мечтательный, в черном цилиндре и с большим молитвенником под мышкой.

Наступает суббота. Гедали — основатель несбыточного Интернационала — ушел в синагогу молиться.

Мой первый гусь

Савицкий, начдив шесть, встал, завидев меня, и я удивился красоте гигантского его тела. Он встал и пурпуром своих рейтуз, малиновой шапочкой, сбитой набок, орденами, вколоченными в грудь, разрезал избу пополам, как штандарт разрезает небо. От него пахло духами и приторной прохладой мыла. Длинные ноги его были похожи на девушек, закованных до плеч в блестящие ботфорты.

Он улыбнулся мне, ударил хлыстом по столу и потянул к себе приказ, только что отдиктованный начальником штаба. Это был приказ Ивану Чеснокову выступить с вверенным ему полком в направлении Чугунов — Добрыводка и, войдя в соприкосновение с неприятелем, такового уничтожить…

«…Каковое уничтожение, — стал писать начдив и измазал весь лист, — возлагаю на ответственность того же Чеснокова вплоть до высшей меры, которого и шлепну на месте, в чем вы, товарищ Чесноков, работая со мною на фронте не первый месяц, не можете сомневаться…»

Начдив шесть подписал приказ с завитушкой, бросил его ординарцам и повернул ко мне серые глаза, в которых танцевало веселье.

Я подал ему бумагу о прикомандировании меня к штабу дивизии.

Провести приказом! — сказал начдив. — Провести приказом и зачислить на всякое удовольствие, кроме переднего. Ты грамотный?

Грамотный, — ответил я, завидуя железу и цветам этой юности, — кандидат прав Петербургского университета…

Ты из киндербальзамов, — закричал он, смеясь, — и очки на носу. Какой паршивенький!.. Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки. Поживешь с нами, што ль?

Поживу, — ответил я и пошел с квартирьером на село искать ночлега.

Квартирьер нес на плечах мой сундучок, деревенская улица лежала перед нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух.

Мы подошли к хате с расписными венцами, квартирьер остановился и сказал вдруг с виноватой улыбкой:

Канитель тут у нас с очками и унять нельзя. Человек высшего отличия — из него здесь душа вон. А испорть вы даму, самую чистенькую даму, тогда вам от бойцов ласка…

Он помялся с моим сундучком на плечах, подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор. Казаки сидели там на сене и брили друг друга.

Вот, бойцы, — сказал квартирьер и поставил на землю мой сундучок. — Согласно приказания товарища Савицкого, обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без глупостев, потому этот человек пострадавший по ученой части…

Квартирьер побагровел и ушел, не оборачиваясь. Я приложил руку к козырьку и отдал честь казакам. Молодой парень с льняным висячим волосом и прекрасным рязанским лицом подошел к моему сундучку и выбросил его за ворота. Потом он повернулся ко мне задом и с особенной сноровкой стал издавать постыдные звуки.

“Конармия” И. Э. Бабеля это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя.

“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.

На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает мировоззрение самого Бабеля.

При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора Дневника от реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны необходимостью самосохранения, в “Конармии” превращается в эстетический прием, дающий возможность, с одной стороны, — обнажить грубость и варварство казаков, а с другой — позволяющий акцентировать отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни

Новелла Мой первый гусь. Как и большинство новелл этого сборника написана от первого лица Кирилла Васильевича Лютова.

Это видно буквально с первых же строк рассказа: Ты грамотный? спросил Савицкий, и узнал, что Лютов грамотный (кандидат прав Петербургского университета), а ведь это армия рабочих крестьян. Он чужой.

Потом, когда он закричал ему: Ты из киндербальзамов… и очки на носу, когда он смеясь воскликнул: Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки, — Бабель был точен в изображении того как веками копившаяся классовая ненависть огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и покорно сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией. Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя, что он здесь чужой, Лютов хочет стать своим. Для достижения этой цели, он бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда казаки наконец говорят: парень нам подходящий — Лютов, торжествуя, читает им речь в газете, появляется ощущение,что победа-то его какая-то странная, неполная. …Мы спали шестеро там, согреваясь друг от друга.

Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа становится понятным, что бесстрастие мнимое. А в душе героя томление, внутренний жар, пылающий лоб. “ И только сердце, обагренное убийством, скрипело и текло” (“истекает голова убитого гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение” любой войны. И это необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами есть дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и объясняется высокий слог финала.

В системе ценностей героя нет будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее переживание. Наверное именно поэтому так важна жизнь, и так трагична смерть.

Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших общечеловеческих отношений трагичен — из-за постоянного вмешательства смерти в течение жизни.

Необычен пейзаж у Бабеля. деревенская улица лежала перед

нами, круглая и желтая, как тыква, умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух. Пейзажу задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё находится в движении. Отношения неба и земли абсолютно независимы друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво. Он ведь делает этот поступок независимо от своего внутреннего состояния.

Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков. Взаимосвязь тут между небесными и земными гранями опять предстает в необычной форме. Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не оставляет выбора для главного героя своей прямолинейностью.

Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя.

Сюжета тем не менее как такого нет. . Бабель намеренно строит сюжет на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного человека — Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя от необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от раскрытия логики собственно военных событий — для книги о войне “Конармия” содержит удивительно мало фабульного действия как такового. Сюжетный ряд строится таким образом, чтобы передать зрительное, слуховое восприятие главного героя..

Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни. Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно — в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”, “произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою действия бессмысленны и оборванны: …подошел ко мне совсем близко, потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор. Все внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и “жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности.

Корреспондент газеты «Красный кавалерист» Лютов (рассказчик и лирический герой) оказывается в рядах Первой Конной армии, возглавляемой С. Буденным. Первая Конная, воюя с поляками, совершает поход по Западной Украине и Галиции. Среди конармейцев Лютов — чужак. Очкарик, интеллигент, еврей, он чувствует к себе снисходительно-насмешливое, а то и неприязненное отношение со стороны бойцов. «Ты из киндербальзамов… и очки на носу. Какой паршивенький! Шлют вас, не спросясь, а тут режут за очки», — говорит ему начдив шесть Савицкий, когда он является к нему с бумагой о прикомандировании к штабу дивизии. Здесь, на фронте, лошади, страсти, кровь, слезы и смерть. Здесь не привыкли церемониться и живут одним днём. Потешаясь над прибывшим грамотеем, казаки вышвыривают его сундучок, и Лютов жалко ползает по земле, собирая разлетевшиеся рукописи. В конце концов, он, изголодавшись, требует, чтобы хозяйка его накормила. Не дождавшись отклика, он толкает ее в грудь, берет чужую саблю и убивает шатающегося по двору гуся, а затем приказывает хозяйке изжарить его. Теперь казаки больше не насмехаются над ним, они приглашают его поесть вместе с ними. Теперь он почти как свой, и только сердце его, обагрённое убийством, во сне «скрипело и текло».

Смерть Долгушова

Даже повоевав и достаточно насмотревшись на смерть, Лютов по-прежнему остаётся «мягкотелым» интеллигентом. Однажды он видит после боя сидящего возле дороги телефониста Долгушова. Тот смертельно ранен и просит добить его. «Патрон на меня надо стратить, — говорит он. — Наскочит шляхта — насмешку сделает». Отвернув рубашку, Долгушов показывает рану. Живот у него вырван, кишки ползут на колени и видны удары сердца. Однако Лютов не в силах совершить убийство. Он отъезжает в сторону, показав на Долгушова подскакавшему взводному Афоньке Биде. Долгушов и Афонька коротко о чем-то говорят, раненый протягивает казаку свои документы, потом Афонька стреляет Долгушову в рот. Он кипит гневом на сердобольного Лютова, так что в запале готов пристрелить и его. «Уйди! — говорит он ему, бледнея. — Убью! Жалеете вы, очкастые, нашего брата, как кошка мышку…»

Жизнеописание Павличенки, Матвея Родионыча

Лютов завидует твёрдости и решительности бойцов, не испытывающих, подобно ему, ложной, как ему кажется, сентиментальности. Он хочет быть своим. Он пытается понять «правду» конармейцев, в том числе и «правду» их жестокости. Вот красный генерал рассказывает о том, как он рассчитался со своим бывшим барином Никитинским, у которого до революции пас свиней. Барин приставал к его жене Насте, и вот Матвей, став красным командиром, явился к нему в имение, чтобы отомстить за обиду. Он не стреляет в него сразу, хоть тот и просит об этом, а на глазах сумасшедшей жены Никитинского топчет его час или больше и таким образом, по его словам, сполна узнает жизнь. Он говорит: «Стрельбой от человека… только отделаться можно: стрельба — это ему помилование, а себе гнусная лёгкость, стрельбой до души не дойдёшь, где она у человека есть и как она показывается».

Соль

Конармеец Балмашев в письме в редакцию газеты описывает случай, происшедший с ним в поезде, двигавшемся на Бердичев. На одной из станций бойцы пускают к себе в теплушку женщину с грудным дитём, якобы едущую на свидание с мужем. Однако в пути Балмашев начинает сомневаться в честности этой женщины, он подходит к ней, срывает с ребёнка пелёнки и обнаруживает под ними «добрый пудовик соли». Балмашев произносит пламенную обвинительную речь и выбрасывает мешочницу на ходу под откос. Видя же ее оставшейся невредимой, он снимает со стенки «верный винт» и убивает женщину, смыв «этот позор с лица трудовой земли и республики».

Письмо

Мальчик Василий Курдюков пишет матери письмо, в котором просит прислать ему что-нибудь поесть и рассказывает о братьях, воюющих, как и он, за красных. Одного из них, Федора, попавшего в плен, убил папаша-белогвардеец, командир роты у Деникина, «стражник при старом режиме». Он резал сына до темноты, «говоря — шкура, красная собака, сукин сын и разно», «пока брат Федор Тимофеич не кончился». А спустя некоторое время сам папаша, пытавшийся спрятаться, перекрасив бороду, попадается в руки другого сына, Степана, и тот, услав со двора братишку Васю, в свою очередь кончает папашу.

Прищепа

У молодого кубанца Прищепы, бежавшего от белых, те в отместку убили родителей. Имущество расхитили соседи. Когда белых прогнали, Прищепа возвращается в родную станицу. Он берет телегу и идёт по домам собирать свои граммофоны, жбаны для кваса и расшитые матерью полотенца. В тех хатах, где он находит вещи матери или отца, Прищепа оставляет подколотых старух, собак, повешенных над колодцем, иконы, загаженные помётом. Расставив собранные вещи по местам, он запирается в отчем доме и двое суток пьёт, плачет, поёт и рубит шашкой столы. На третью ночь пламя занимается над его хатой. Прищепа выводит из стойла корову и убивает ее. Затем он вскакивает на коня, бросает в огонь прядь своих волос и исчезает.

Эскадронный Трунов

Эскадронный Трунов ищет офицеров среди пленных поляков. Он вытаскивает из кучи нарочно сброшенной поляками одежды офицерскую фуражку и надевает ее на голову пленного старика, утверждающего, что он не офицер. Фуражка ему впору, и Трунов закалывает пленного. Тут же к умирающему подбирается конармеец-мародёр Андрюшка Восьмилетов и стягивает с него штаны. Прихватив ещё два мундира, он направляется к обозу, но возмущённый Трунов приказывает ему оставить барахло, стреляет в Андрюшку, но промахивается. Чуть позже он вместе с Восьмилетовым вступает в бой с американскими аэропланами, пытаясь сбить их из пулемёта, и оба погибают в этом бою.

История одной лошади

Страсть правит в художественном мире Бабеля. Для конармейца «конь — он друг… Конь — он отец…». Начдив Савицкий отобрал у командира первого эскадрона белого жеребца, и с тех пор Хлебников жаждет мести, ждёт своего часа. Когда Савицкого смещают, он пишет в штаб армии прошение о возвращении ему лошади. Получив положительную резолюцию, Хлебников отправляется к опальному Савицкому и требует отдать ему лошадь, однако бывший начдив, угрожая револьвером, решительно отказывает. Хлебников снова ищет справедливости у начштаба, но тот гонит его от себя. В результате Хлебников пишет заявление, где выражает свою обиду на Коммунистическую партию, которая не может возвратить «его кровное», и через неделю демобилизуется как инвалид, имеющий шесть ранений.

Афонька Бида

Когда у Афоньки Биды убивают любимого коня, расстроенный конармеец надолго исчезает, и только грозный ропот в деревнях указывает на злой и хищный след разбоя Афоньки, добывающего себе коня. Только когда дивизия вступает в Берестечко, появляется наконец Афонька на рослом жеребце. Вместо левого глаза на его обуглившемся лице чудовищная розовая опухоль. В нем ещё не остыл жар вольницы, и он крушит все вокруг себя.

Пан Аполек

У икон Новоградского костёла своя история — «история неслыханной войны между могущественным телом католической церкви, с одной стороны, и беспечным богомазом — с другой», войны, длившейся три десятилетия. Эти иконы нарисованы юродивым художником паном Аполеком, который своим искусством произвёл в святые простых людей. Ему, представившему диплом об окончании мюнхенской академии и свои картины на темы Священного писания («горящий пурпур мантий, блеск смарагдовых полей и цветистые покрывала, накинутые на равнины Палестины»), новоградским ксёндзом была доверена роспись нового костёла. Каково удивление приглашённых ксёндзом именитых граждан, когда они узнают в апостоле Павле на расписанных стенах костёла хромого выкреста Янека, а в Марии Магдалине — еврейскую девушку Эльку, дочь неведомых родителей и мать многих подзаборных детей. Художник, приглашённый на место Аполека, не решается замазать Эльку и хромого Янека. Рассказчик знакомится с паном Аполеком на кухне дома сбежавшего ксёндза, и тот предлагает за пятьдесят марок сделать его портрет под видом блаженного Франциска. Ещё он передаёт ему кощунственную историю о браке Иисуса и незнатной девицы Деборы, у которой от него родился первенец.

Гедали

Лютов видит старых евреев, торгующих у жёлтых стен древней синагоги, и с печалью вспоминает еврейский быт, теперь полуразрушенный войной, вспоминает своё детство и деда, поглаживающего жёлтой бородой тома еврейского мудреца Ибн-Эзры. Проходя по базару, он видит смерть — немые замки на лотках. Он заходит в лавку древностей старого еврея Гедали, где есть все: от золочёных туфель и корабельных канатов до сломанной кастрюли и мёртвой бабочки. Гедали расхаживает, потирая белые ручки, среди своих сокровищ и сетует на жестокость революции, которая грабит, стреляет и убивает. Гедали мечтает «о сладкой революции», об «Интернационале добрых людей». Рассказчик же убеждённо наставляет его, что Интернационал «кушают с порохом… и приправляют лучшей кровью». Но когда он спрашивает, где можно достать еврейский коржик и еврейский стакан чаю, Гедали сокрушённо отвечает ему, что ещё недавно это можно было сделать в соседней харчевне, но теперь «там не кушают, там плачут…».

Рабби

Лютову жаль этого размётанного вихрем революцией быта, с великим трудом пытающегося сохранить себя, он участвует в субботней вечерней трапезе во главе с мудрым рабби Моталэ Брацлавским, чей непокорный сын Илья «с лицом Спинозы, с могущественным лбом Спинозы» тоже здесь. Илья, как и рассказчик, воюет в Красной Армии, и вскоре ему суждено погибнуть. Рабби призывает гостя радоваться тому, что он жив, а не мёртв, но Лютов с облегчением уходит на вокзал, где стоит агитпоезд Первой Конной, где его ждёт сияние сотен огней, волшебный блеск радиостанции, упорный бег машин в типографии и недописанная статья в газету «Красный кавалерист».

Пересказал

  • Назовите героя русской народной сказки который несмотря на свой юный возраст сумел трижды
  • Назовите героя литовской народной сказки почему кот моется после еды который проучил кота
  • Назовите героя второй легенды входящей в рассказ старуха изергиль
  • Назовите героиню русской народной сказки которая была сельскохозяйственным продуктом
  • Назовите героев сказок о животных и охарактеризуйте их