Заселение территории Среднего Прииртышья, которую сейчас занимает Омская область, началось более 14 тысяч лет назад. В средневековье юг Западной Сибири входил в состав различных кочевых империй. Сотни археологических и исторических памятников свидетельствуют о том, что на территории современного Омского Прииртышья плотно проживали монголы, калмыки, мадьяры, ханты, манси, узбеки, таджики, шорцы. Сложился этнос сибирских татар. В конце XVI века здесь начинается строительство городов для защиты от набегов кочевников и управления местным населением. Интенсивное заселение переселенцами Среднего Прииртышья приходится на конец XVII – начало XVIII веков. Официальный сайт Омской области. Кулответ.ру приглашает всех на диктант, это будет увлекательно. Омичи могут стать участниками просветительской акции «Большой этнографический диктант-2021» по Омской области, который будет проходить с 3 по 7 ноября.
Вопросы с ответами Большой этнографический диктант по Омской области
Чтобы ответить на вопросы Диктанта необходимо с 00:01 3 ноября по 23:59 7 ноября, надо зайти на официальный сайт акции БЭД и после прохождения небольшой регистрации с обязательным указанием страны и региона, выбрать правильные варианты ответов, классный ответ поможет вам с выбором, но мы не гарантируем, что всё будет верно, так что не стоит торопиться, давайте обсуждать ответы в комментариях. Всего 30 вопросов, 20 из них для всех одинаковы, а 10 имеют отношение к региону, они так и называются, региональная часть Диктанта.
Вопрос №21
Украинская культура в региональном списке нематериального культурного наследия представлена традицией изготовления свадебного головного убора украинских переселенцев села Богодуховка Павлоградского района Омской области – венка. Это был одним из главных атрибутов украинской невесты. Его изготавливали совместно невеста и дру́жки во время предсвадебных вечёрок. Богодуховский свадебный венок представляет собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе. В него не входил следующий элемент:
Несколько вариантов:
а. ленты
б. подвески из речного жемчуга
в. двухъярусный венок из бумажных цветов
г. фата из тюля
В паспорт традиции включена технологическая карта изготовления свадебного венка невесты. Среди необходимых для работы материалов указаны: толстая и тонкая проволока, гофрированная бумага, канифоль, воск или парафин (для изготовления бумажных цветов), сетка для фаты. При сборке к головному убору крепили атласные ленты. Известно, что для декорирования народного украинского костюма жемчуг не использовался. См., напр.: Украинское народное искусство. Одежда. – Киев, 1961.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): подвески из речного жемчуга
Вопрос №22
В России составлен федеральный список нематериального культурного наследия. В него включены вечёрочные традиции чалдонов северных районов Омской области. Укажите, кто такие чалдоны:
Несколько вариантов:
а. местное аборигенное население
б. русские старожилы Сибири
в. переселенцы из Белоруссии
г. промысловики-охотники
Чалдоны (челдоны) – русские старожилы Сибири. Считается, что они являются потомками русских людей, пришедших в Сибирь ранее середины XIX века и ставших здесь крестьянами (т.е. не вошедших в категорию служилых людей, казаков).
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): русские старожилы Сибири
Вопрос №23
В региональном списке нематериального культурного наследия представлены традиции украшения «красного угла» русского старожильческого населения Омской области. «Красным углом» называют:
Несколько вариантов:
а. часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас
б. самое теплое место в доме
в. место для хранения памятных вещей
г. самый светлый угол дома
В паспорте традиции сказано: «…комплекс красного угла, в который входит: полочка для иконы, сама икона, праздничное полотенце, оформлявшее красный угол, лампада, атрибуты великих церковных праздников (вербы, пасхальные яйца, просвиры), также может встретиться паломнический сувенир».
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): часть жилого помещения, где установлена икона или домашний иконостас
Вопрос №24
В нематериальное культурное наследие включают творческое наследие отдельных исполнителей. В Омской области к ним относился Иван Миронович Субботин (1912–2008) из д. Михайловка Колосовского района Омской области. Он исполнял разноплановые произведения, в том числе песни «мужского репертуара», к которым НЕ относятся:
Несколько вариантов:
а. строевые
б. солдатские
в. молодецкие
г. романсы
В паспорте традиции сказано: «Основу творческого наследия Ивана Мироновича составляют лирические (48), вечёрочные (7), солдатские песни (10), строевая (1), молодецкая (1), шуточные (7). Дополняют репертуар 3 колядки, 2 плясовые, 1 свадебная, 1 хороводная, 1 скоморошина, 1 небылица, частушки». Получивший распространение в XIX веке фольклорный (народный) романс (другие названия – городской,бытовой, мещанский) был авторским по способу создания, но фольклорным по способу бытования. Не относится к «мужскому репертуару». См., напр.: Бондарева Э.Т.Народные романсы начала XX века// Россия и АТР. – 2002. – № 3. – С. 117–122.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): романсы
Вопрос №25
Народные музыкально-хореографические традиции занимают особое место в культуре русских старожилов Сибири. В федеральный список нематериального культурного наследия включены музыкально-хореографические традиции русских старожилов обско-иртышского междуречья, куда входят и танцы, распространенные на территории Омской области. Танцевали в старожильческой среде под инструментальные наигрыши. Укажите музыкальный инструмент, который НЕ был характерен для русских Западной Сибири:
Несколько вариантов:
а. балалайка
б. гармони-«хромка»
в. гармонь-однорядка
г. мандолина
В паспорте традиции указано: «Плясали и танцевали в старожильческой среде под инструментальные наигрыши (на балалайке, гармони-«хромке» или однорядке)». В задание диктанта добавлен еще один народный инструмент – мандолина. Итальянская по происхождению, со второй половины XIX века она получает широкое распространение в России. Имеет сходство по форме, технике звукоизвлечения и тембру с домрой. Культура.рф
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): мандолина
Вопрос №26
В нематериальное культурное наследие Омской области включены предания восточнославянского населения Омского Прииртышья. Предания – устные народные прозаические произведения, которые рассказывают об исторических событиях или исторических лицах, демонстрируя народный взгляд на историю. Укажите, какие тексты НЕ относятся к преданиям:
Несколько вариантов:
а. о загадочных подземных ходах или ямах, о кладах
б. тексты, объясняющие происхождение названий сел и деревень
в. бытовые рассказы о прошлом села, о быте традиционной и колхозной деревни
г. рассказы об аборигенах края
В паспорте традиции сказано: «В последнее время собиратели записывают большое количество так называемых бытовых рассказов о прошлом села, о быте традиционной и колхозной деревни и т.п. Эти повествования причислять к преданиям нет оснований, т.к. они не обладают специфическими свойствами фольклорного произведения, еще не отстоялись в народной памяти».
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): бытовые рассказы о прошлом села, о быте традиционной и колхозной деревни
Вопрос №27
Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества составляется ЮНЕСКО, его целью является привлечение внимания к традиционным знаниям и обычаям различных общин. В 2016 году элементом этого списка стал праздник, который отмечают в Афганистане, Азербайджане, Иране, Ираке, Пакистане, Индии, Кыргызстане и Казахстане. В Омской области этот день– Наурыз – отмечают казахи и татары. Это праздник:
Несколько вариантов:
а. посевной
б. урожая
в. наступления лета
г. Нового года
Наурыз (Новруз) – праздник Нового года, отмечается 21 марта, т.е. совпадает с началом весны по астрономическому солнечному календарю. Распространен у иранских и тюркских народов. Новруз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): Нового года
Вопрос №28
К нематериальному культурному наследию Омской области относится сказочная традиция русских старожилов Большеуковского района. Здесь были записаны самые разные сказки: о животных, волшебные, бытовые и другие. Назовите, какая сказка является бытовой:
Несколько вариантов:
а. «Хитрая лиса»
б. «Про Ивана-царевича»
в. «Каша из топора»
г. «Водяной царь»
В паспорте традиции приведены списки записанных сказок с указанием их жанровой принадлежности: «Водяной царь», «Про Ивана-царевича» – волшебные сказки; «Хитрая лиса» – сказка о животных; «Каша из топора» – бытовая сказка. ГЦНТ Омской области, паспорт традиции
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): «Каша из топора»
Вопрос №29
В региональный список нематериального культурного наследия вошли традиции женского костюма села Крестики Оконешниковского района Омской области. В этом селе долго сохранялась память о народном костюме, а в 2011 году ученые приобрели у жительницы села П.Н. Рощиной, 1926 года рождения, одежду ее матери, всего 43 предмета. Эта коллекция позволила точнее представить себе местный костюмный комплекс. Среди предметов одежды сибирских крестьян было много верхней одежды. Однако к ней НЕ относится:
Несколько вариантов:
а. парочка
б. доха
в. шабур
г. зипун
Парочка–женский костюм, состоявший из двух предметов одежды, сшитых из одинаковой легкой ткани (ситца, сатина, кашемира, шелка и т.д.). Русский традиционный костюм:иллюстрированная энциклопедия / авт.-сост.:Н. Соснина, И. Шангина. – СПб. :Искусство–СПБ, 2006. – С. 204.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): парочка
Вопрос №30
В федеральный список нематериального культурного наследия включен родильно-крестильный обряд белорусов-переселенцев Омского Прииртышья. Во время коллективных собраний по случаю рождения ребенка поются обрядовые песни величального и корильного содержания. Корильные песни это:
Несколько вариантов:
а. песни-связки, комментирующие ход ритуала
б. исполнявшиеся во время танца
в. песни лирического содержания
г. песни-дразнилки, то есть шуточные песни, адресованные отдельным гостям
Корильные песни – подвид обрядовых, чаще свадебных, песен,содержащихневосхвалениесоответствующегоперсонажа-адресата,аего шуточное порицание или поношение. Они адресованы небольшому количеству персонажей, выполнявших специальную роль в обряде.Содержатукорыперсонажам, а также часто карикатурное описание их внешности, привычек и т. п. Российский гуманитарный энциклопедический словарь. – М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та, 2002.
Наш вариант ответа (не согласны, пишите в комментариях): песни-дразнилки, то есть шуточные песни, адресованные отдельным гостям
Все вопросы и ответы по регионам в Большом этнографическом диктанте за 2021 год смотрите на страничках нашего сайта, посвящённой этой Международной просветительской акции.
Happy
2
Sad
1
Excited
2
Sleepy
5
Angry
0
Surprise
2
Основной особенностью бытовой сказки является то, что в основе сюжета лежит повседневная бытовая жизнь. В бытовой сказке не рассказывается о волшебных превращениях, фантастических событиях, сражении главного героя с силами зла. Сюжет прост и максимально приближен к реальной жизни.
События, разворачивающиеся в бытовой сказке, как будто происходят в реальном времени. Герои живут не в тридевятом царстве или волшебном королевстве. Время и место максимально приближены к реальности.
Герои русской народной бытовой сказки – это обычные люди. Чаще всего действующими лицами являются мужья с женами, солдаты, барин со слугами, купцы и т.д. Каждый персонаж наделен яркими чертами характера: смекалистость, хитрость, доброта, жадность.
Сюжет основывается на решении какой-то бытовой проблемы. Зачастую в центре повествования оказывается положительный персонаж и его конфликт с отрицательным героем. Сюжет описан лаконично, в нем отсутствуют пространные описания и излишние детали.
Однако не следует путать бытовую сказку с обычным рассказом. В сказке всегда присутствует какой-то невероятный факт. К примеру, солдат варит кашу из топора. В реальной жизни такое бы вряд ли произошло.
Одной из характерных особенностей бытовой сказки является ее острая социальная направленность. Богатые противостоят бедным, показаны взаимоотношения между разными социальными группами. Люди из простого народа чаще всего оказываются положительными персонажами. С помощью своей смекалки им удается проучить богачей, получить награду или обрести счастье.
Бытовые сказки воспевают ум человека, его изворотливость и умение справляться с жизненными проблемами. Здесь нет волшебных сил, которые бы выручили героя. Он сам справляется со своими проблемами.
Для бытовой сказки характерна некая ирония и сатира. Так, могут высмеиваться негативные черта характера, герои шутят как над другими, так и над собой.
Одной из самых известных бытовых сказок считается “Кашица из топора”. Главный герой – солдат. Он захотел поесть и приказал старухе сварить кашу. Когда та сказала, что варить не из чего, служивый начал варить в котелке топор. Хитростью солдат выманил у старухи крупу с маслом и сварил кашу. Солдат – это воплощение хитрого и смекалистого человека, а старуха – это прижимистая, но любознательная скряга.
Сказка “Как Иван-дурак дверь стерег” также считается бытовой. В ней рассказывается о глупом юноше, которому приказали стеречь дверь, а он принес ее с собой на поле. По своей композиции сказка напоминает анекдот. В ней высмеивается скудоумие.
Сказка “Хорошо, да худо” построена в виде диалога между барином и простым мужиком из Ростова. В сказке подчеркивается остроумие мужика и его умение складно отвечать на вопросы барина.
В сказке “Солдат и черт” рассказывается о служивом, который согласился выменять у черта душу взамен на отпуск. Черт подменял солдата на службе и прочувствовал на себе все тяготы солдатской жизни. Он так утомился, что и про душу солдата забыл.
Опубликовано 20 апреля, 2019
994 940
00:05:05
Среди фольклора, который придумал русский народ, есть и докучные сказки. Сказитель рассказывал их тем, кто допекал его, прося повторить одно и то же много раз. Они актуальны и сегодня.
852 171
00:02:20
Дед посадил одно семечко, из него выросла огромная репка, которую он никак не может выдернуть из земли. Дед зовет на помощь бабку — и они не могут вытянуть репку, зовет внучку — не получается.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Русские народные с картинками, Бытовые русские народные, Русские народные про животных, Про животных, Про Кошек и Котов, Про собак, Про детей, Про труд, О дружбе
803 085
00:01:08
Сказка повествует историю жизни двух старичков, крестьян, всю жизнь отдавших своей стране, работе на матушке Земле, и к преклонному возрасту, получившим лишь чудовищную нищету и беспросветное отчаяние.
690 778
00:03:15
Центральный персонаж сказки – бравый солдат. Парень всегда старался найти выход из проблемной ситуации, никогда не падая духом. Это качество помогало ему проходить трудности войны и опасности мирной жизни.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Бытовые русские народные, Про Солдата, Про хлеб, Про жадность
57 326
00:02:20
Сказка рассказывает историю о том, как к одному трудолюбивому Крестьянину повадился ходить на поле жадный, коварный Медведь, который стал разорять поле трудового человека, не обращая никакого внимания на его уговоры и просьбы.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Бытовые русские народные, Про животных, Про медведей, Про хлеб, Про труд, О дружбе
42 860
00:03:36
Поживал на свете бедняк, и задумал он просить у барина краюху хлеба. Пожарил ему гуська на поклон и отправился в путь.
41 471
00:04:04
Сказка повествует об истории, приключившейся с мальчиком и его друзьями – котом и петушком.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Бытовые русские народные, Про животных, Про Лису, Про Кошек и Котов, Про петуха, Про детей, О дружбе
40 979
00:02:31
Однажды солдат повстречал барина. Между ними завязался разговор, и он начал нахваливать перед барином свою роскошную шинель. И под голову ее можно положить, чтобы уснуть, и накрыться ею можно. Нигде так не поспишь крепко, как на солдатской шинели.
37 926
00:01:36
Когда-то давно пошел царь Горох на войну с грибами. Полковник – белый гриб – стал призывать другие грибы к сражению. Отказали ему белянки, которые считали себя столбовыми дворянками, недостойными войны.
37 710
00:02:51
Основные персонажи этой истории известны всем с детства. Их четверо: это старенькая бабушка, маленькая внучка, любящая посмеяться; а также курочка и мышка. Чем они занимаются на протяжении всей сказки? Носят воду в ведрах.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Сказки на ночь, Короткие, Для самых маленьких, Для детей 2 лет, Для детей 3 лет, Для детей 4 лет, Русские народные с картинками, Бытовые русские народные, Про животных, Про зайца, О дружбе
36 531
00:06:04
Выкопал мужик клад и стал думать, как сохранить его, ведь у жены на языке ничего не задерживается – через минуту весть об этом по деревне разнесет.
34 911
00:09:16
Устроился молодец на работу к попу, который ставил своим работникам такие условия: если хоть раз уйти раньше срока, то оплаты не видать за весь год.
33 541
00:05:52
Сказка о работнике, который был невероятно честным и усердным человеком, никогда не брал ни единой лишней копейки и постоянно старался трудиться только на совесть. Многим он помог в свое время, птицам, рыбам, всем, кто нуждался.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Для детей 4 лет, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Про Принцесс, Бытовые русские народные, Про животных, Про рыб, Про Солдата, Про труд
31 136
00:03:32
Был на свете очень богатый барин, и захотел он потешится над бедным мужиком, а заодно и повеселить своих гостей. Призвал он крестьянина, и загадал ему загадку – чего никогда не увидишь на всем белом свете? Если ответит – даст ему золота и серебра.
30 244
00:09:01
Два брата, что стали героями этой сказки, с раннего детства стояли друг за друга. Какие бы недруги на них не нападали, всегда братья могли дать отпор противнику. А как подросли они, так вообще сильнее их никого на свете белом не было.
Автор: Русские народныеВ подборках: С картинками, Русские народные с картинками, Для детей 5 лет, Для детей 6 лет, Для детей 7 лет, Для детей 8 лет, Про Принцесс, Про любовь, Про добро и зло, Страшные, Волшебные русские народные, Бытовые русские народные, Про волшебство, Про животных, Про льва, Про лошадей, Про драконов, Про Ивана-Царевича, Про Богатырей, Про детей, О дружбе
24 660
00:02:47
Как-то раз поутру собрались родители и двое старших сыновей на пашню работать, а младшему дурачку наказали дверь стеречь, чтобы воришки не зашли и избу не обчистили.
21 969
00:02:02
Эта коротенькая сказка придется по душе всем малышам. Как-то раз заметил солдат, что припасены в сенях у его зажиточного хозяина большие мешки с салом. Решил он среди ночи пробраться к нему через крышу, и забрать себе один мешок.
18 065
00:02:53
У Ивана была жена Арина. Выросла в поле рожь, пошла Арина жать. Работать ей не хочется. Сжала полосу, освободила немного места и спать легла.
16 183
00:06:32
Как-то раз нанялся Иванушка в одну семью батраком, и, понадеявшись на него, муж и жена попросили его приглядеть за детишками, пока они съездят на базар в город.
16 160
00:01:16
Пошли три друга в лес по дрова. Наткнулись они на речку, а моста нигде не видно. Лапоть предложил на пузыре переплыть, а тот заявил – пусть соломинка мостиком ляжет. На том товарищи и порешили.
Бытовые сказки
Бытовые сказки — произведения, которые полезно читать детям. В них нет магии или волшебства, но такие сказки не менее интересны. Они коротки, потому что повествование ведется о каком-то одном событии, обычном и повседневном. Персонажи находят решение проблем с юмором, фантазией. Бытовые сказки заинтересуют детей своей реалистичностью, позитивным настроем. Они научат не унывать в трудностях, относиться к себе, жизненным задачам с оптимизмом и творческим подходом.
-
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
-
Репка
Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего…
-
Солдатская шинель
Солдатская шинель — сказка русского народа, которую полезно прочесть каждому человеку. В ней рассказано о том, как барин разговорился с обычным солдатом. Последний похвастался тем, что на его шинели удобно спать. Барину…
-
Чего на свете не бывает
Чего на свете не бывает — сказка русского народа, которая забавляет не только юных читателей уже многие века. В ней показана беззаботная жизнь богатого барина. Он никогда не нуждается в деньгах и от скуки решает пошутить…
-
Дочь-семилетка
Дочь-семилетка — сказка русского народа, с которой с удовольствием познакомится и ваш ребенок. В ней говорится о том, как царь при встрече с обычными людьми загадывает им загадки. Однажды государь задал три вопроса мужику…
-
-
Ворона и рак
Ворона и рак — небольшое произведение Константина Ушинского, которое стоит перечитывать всей семьей. В нем говорится о том, как однажды ворона поймала рака и подняла его на дерево, чтобы там спокойно съесть свою добычу…
-
Как Иван-дурак дверь стерёг
Как Иван-дурак дверь стерёг — русская народная сказка, которая позабавит всю семью. В ней описано то, как в крестьянской семье воспитываются три сына. Двое из них умные и отличные помощники в хозяйстве. Кем вышел третий…
-
-
Дурак и береза
Сказку «Дурак и береза» сочинил простой русский народ. В сказке говорится, как у одного старика были три сына. Вот умер старик, и разделили братья наследство. Старшие братья получили всякого добра, а младшему брату, дураку…
-
-
Волшебный кафтан
Волшебный кафтан — русская народная сказка, которая любима многими поколениями детей. В ней повествуется, как мужик рубит дрова в морозный день. Однако герою истории так жарко от прилагаемых им усилий, что он скинул даже…
-
Иванушка-дурачок
Иванушка-дурачок — сказка из русского фольклора, которая знакома не одному поколению детей. В ней рассказывается о крестьянской семье, где есть три взрослых сына, последний из них — дурачок Иван. Он пытается отбиться от…
-
Барские гуси
Барские гуси — русская народная сказка, которая придется по душе всем детям. В ней показана жизнь крестьянина с женой. Ничем бы она не отличалась от других, но только супруга у мужика была упрямой и жадной. Однажды к семейной…
-
-
-
Как поп работницу нанимал
«Как поп работницу нанимал» — еще одна сказка, которую придумал русский народ. В сказке рассказывается, как хитрый поп нанимает себе новую работницу. Он ведет речь о том, как быстро она управится со всеми делами. При этом…
-
Мизгирь
Мизгирь – произведение устного творчества, которое создал русский народ. В нем поведано о временах, когда появилось много кровососущих насекомых. Они стали кусать людей и скот. Как истребить надоедливых мошек, мух и комаров…
-
-