«Телеграмма» главные герои
В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои, родные люди, живут далеко друг от друга. Описание старого, ветхого дома Катерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния — пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Характеристика героев “Телеграмма”
Главные герои
Катерина Петровна
Главная героиня, пожилая женщина.
Одинокая старушка, доживающая жизнь в ветхом доме. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Катерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около трёх лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой приехать. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Старушка доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь.
Настя
Дочь Катерины Петровны.
Живёт в Ленинграде, работает в Союзе художников. Ей некогда навещать мать: она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. С трудом организовав выставку странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых.
Тихон
Сторож, сосед Катерины Петровны.
Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходит к Катерине Петровне — занимается хозяйством, рубит дрова, говорит с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Катерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти — дочери старушки — о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Катерина Петровна, благодарит его за доброту. Она всё понимает.
Манюшка
Соседская девочка.
Она приносит Катерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Катерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.
Второстепенные персонажи
Тимофеев
Скульптор, которому помогла Настя.
Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.
В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграммы” — одиночество, самое страшное, что может быть — одинокая старость. Написанный сразу после войны рассказ Паустовского “Телеграмма” стал одним из самых известных произведений того времени.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Алёна Аленка
11/11
-
Ярослав Шиндяпин
10/11
-
Marker Marker
11/11
-
Денис Анохин
9/11
-
Вова Данилов
11/11
-
Иванчик Ксения
10/11
-
Даниил Иванов
10/11
-
Сергей Суетин
11/11
-
Олег Пищухин
9/11
-
Наталья Полюхова
11/11
- Сочинения
- По литературе
- Паустовский
- Главные герои рассказа Телеграмма
Главные герои рассказа Телеграмма Паустовского (характеристика)
Паустовский написал замечательный рассказ, который называется “Телеграмма”. Рассказ о пожилой женщине, которую не навещает дочь из города. В конце концов, мать погибает, а дочь только после утраты осознала свою ошибку, но, к сожалению, было уже поздно. Давайте немного поговорим о персонажах данного рассказа.
Екатерина Петровна — это пожилая женщина, которая доживает свой век в старом доме и мечтает о последней встречи с дочерью, которую так безумно любит. Дом построил ее отец, так как он был знаменитым художником, то его признали мемориальным. Она очень дорожила им, но не могла ухаживать за садом, так как была уже старенькой, в этом ей помогали Тихон и Манюшка, о которых мы поговорим чуть позже. Даже соседи пришли к ней на помощь, а дочь даже не приезжала к ней, да и и пишет она редко. Но нужно заметить, что матери она помогала материально, оправляла ей конверт с деньгами. Иногда ей мерещилось, что деньги пахнут духами доченьки. Но не деньги ей нужны были, а любовь и забота. Чувствую, что не сможет пережить зиму, она пишет письмо дочери, в которое вложила всю материнскую боль, то как скучает по ней. К сожалению, Настя забывает о письме, и он остается в сумке.
Настя — это дочь Екатерины Петровны, которая работает в городе, забыв о матери. Она устроилась в союз художников, Настя замечательный работник и хороший коллега. Она очень отзывчивая, помогала всем, но, к сожалению, времени для матери она не находила. Автор преподносит нам характер Насти не однозначно. Ее сложно понять, ведь она не была чёрствым человеком, она помогала скульптуру Тимофееву. Почему Настя помогает ему, а не свей матери, которая так нуждается в ее поддержке? В этом и состоит проблема рассказа. Люди не всегда ценят близких им людей. В конце концов, она это осознает, но слишком поздно. Кода ей приходит письмо, в котором говорится, что мать ее умирает, она начинает плакать, но Паустовский показывает нам, что слезы запоздалые. Настя не успела на похороны, и только тогда она осознает свою ошибку, понимая, что ее не было рядом с матерью, с ее единственным близким человеком.
Тихон — это сосед, который помогает Екатерине Петровне по хозяйству. Он знал отца Екатерины, очень ценил и уважал его. Именно этот человек отправляет Насте телеграмму, в которой говорится о состоянии матери. Перед смертью Екатерины он взял бланк на почте и от имени Насти написал ей телеграмму со словами, что она едет. После он зачитывает перед матерью Насти и она благодарит его, она все понимает…
Манюшка — это соседская девочка, которая тоже помогает Екатерине. Она готовит, убирается, приносит воду, а хозяйка за ее помощь дарит ей вещи, которые ее не интересуют. Свои последние дни Екатерина проводит в обществе этой соседской девочки
Вариант 2
В данном великолепном произведении, написанным замечательным писателем Паустовским раскрывается идея того, что некоторые люди забывают о своих самых близких людях, которые о них заботились, и старались сделать все, чтобы они выросли хорошими и добрыми людьми. Екатерина Петровна показана очень доброй женщиной, которая жила в непростых условиях. Читателю порой хочется, чтобы все в данной истории сложилось совершенно иначе, однако, писатель неизбежно подводит рассказ к тому, что женщина доживает свои последние дни в крайне тяжелых условиях, и мечтает об одном – увидеть на прощание свою родную дочь. Однако, ее дочь совершенно не думает о родной матери, и старается устроить лишь свою личную жизнь.
Образ Екатерины Петровны
Данная женщина показана довольно одинокой, которая доживает свои последние дни в том месте, где она когда-то воспитывала родную дочь, что покинула ее, и оставила одну в столь тяжелом состоянии. Ее папа был связан с художественной деятельностью, она когда-то проживала во Франции. Иногда дочь помогала ей материально, однако, этого, не хватало женщине для того, чтобы жить нормально. Она очень скучает по родной дочери, и хочет, чтобы все было как раньше, когда ее родная Настенька прижималась к ее груди, и она рассказывала ей сказку. Женщина понимает, что это будет последняя зима в ее жизни, и поэтому очень хочет, чтобы дочь приехала к ней из города. Несмотря на свою мечту, увидеть Настю ей так и не удается.
Образ Насти
Данная героиня проживала в городе Ленинград, где работала художницей. Она не навещала родную маму, потому что всегда была занята по профессиональным делам, и считала, что ей некогда делать это. Она добилась большого карьерного роста, и только после этого поняла, что у нее есть мама, которая осталась одна в ветхом жилище. Также, она поняла, что женщина больна. Когда она приезжает, то понимает, что сделать уже ничего нельзя, так как Екатерины Петровны не стало. Она чувствует большой стыд за то, что не смогла увидеть родную маму в тот период, когда ей нужна была особая поддержка и внимание. Плача, и переживая о том, что мама не сможет ее простить, девушка отчаивается, и чувствует сильную душевную боль.
Тихон
Данный герой показан сторожем, а также соседом мамы Насти. Когда-то он дружил с отцом девушки, и старался помогать и заботиться о Екатерине Петровне. Как-то раз, он, зная то, что женщина ждет какое-либо известие от Насти, решает написать телеграмму от имени дочери женщины, и говорит о том, что ее дочь скоро прибудет в дом к ней. Однако, его план не срабатывает, и женщина быстро понимает, что это дело рук сторожа, который очень хотел ей помочь.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои рассказа Телеграмма
Популярные сегодня темы
- Сочинение Любовь в романе Тихий Дон Шолохова
Михаил Александрович Шолохов известен своими проникновенными произведениями и чувственными эпизодами. Одно из самых известных произведений, которое писалось в течение семи лет и позже было экранизировано, является роман Тихий Дон.
- План сказки Волшебник изумрудного города (Волков 3 класс)
Александр Волков написал интересную сказку, которая увлекла как детей, так и взрослых, когда началась Вторая мировая война. В центе сюжета история маленькой девочки по имени Элли.
- Мильон терзаний Чацкого — сочинение для 9 класса
Горе от ума это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право.
- Цитатный план рассказа Уроки французского 6 класс
«Я пошёл в пятый класс в сорок восьмом году». «Но едва я остался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне»
- Сочинение Описание Васютки в рассказе Васюткино озеро Астафьева (5 класс)
Главный персонаж рассказа Астафьева «Васюткино озеро» — мальчик Васютка. Он живёт на берегу реки Енисей вместе со своей семьёй и бригадой рабочих. Для своих тринадцати лет
Когда старушка понимает, что ей осталось совсем недолго, она шлет телеграмму дочери и просит приехать, но та не успевает добраться до деревни, так как слишком поздно читает письмо.
Далее представлен Телеграмма анализ рассказа.
История создания
Рассказ «Телеграмма» основан на реальных событиях, свидетелем которых был сам автор. Он одно время жил в усадьбе (Паустовский описывает этот период своей жизни в произведении «Золотая роза»), где также жила одинокая старая женщина. У нее была дочь, которая совсем о ней забыла, уехав в город. Единственной, кто любил эту старушку, была соседская девочка.
Паустовский очень жалел женщину, так как понимал, какие душевные страдания она переживает в свои последние дни. Когда он понял, что скоро его соседка умрет, он дал телеграмму ее дочери в Ленинград. Но приехать та не успела, и старушка умерла. А вместе с ней ушла жизнь из усадьбы.
Тема произведения
Главная тема рассказа – это одиночество. У главной героини, Катерины Петровны, была дочь Настя, которую она очень любила и потому желала ей всего лучшего. Поэтому она радуется, когда у Насти получается устроить свою жизнь в Ленинграде, где та может заниматься искусством. Сама Катерина Петровна выросла в огромном доме художника, а потому она понимает, как важная культура, и гордится дочерью. Но ей очень хочется увидеть ее вживую, поговорить с ней, а не просто получать денежные переводы: Настя не навещала ее уже целых три года.
Но Настя совсем перестала приезжать к матери, так как у нее появилось множество более интересных дел. Она готова проявлять внимание и участие по отношению к скульптору, в то время как Катерина Петровна коротает последние месяцы жизни в одиночестве. Старушка очень грустит и мечтает только об одном – дождаться, когда приедет дочь. Но этого так и не происходит. Настя все откладывает и откладывает сначала прочтение письма, а потом приезд, и в итоге опаздывает. Она все-таки приезжает в деревню, но мать к тому моменту уже похоронили.
Главные герои
В продолжении анализа «Телеграммы» Паустовского дадим краткую характеристику центральным персонажам произведения:
-
Катерина Петровна – доживающая последние месяцы своей жизни старая женщина, у которой нет никого, кроме дочери, и она очень по ней скучает;
-
Настя – дочь главной героини, которая очень увлечена работой в Ленинграде и никак не может найти времени и сил на то, чтобы навестить мать;
-
Тихон – сосед Катерины Петровны, он очень жалеет старушку и пишет Насте письмо о том, что ее мать умирает, а самой Катерине Петровны приносит телеграмму якобы от Насти;
-
Манюшка –девочка, которая помогает Катерине Петровне по хозяйству, но не сможет сблизиться с ней духовно из-за разницы характеров.
Также в рассказе появляются городские знакомые Насти. Им она уделяет много внимания, но не может сделать того же самого для своей матери.
Композиция рассказа
В композиции рассказа пересекаются две основные сюжетные линии: деревенская жизнь и городская жизнь. Сначала автор знакомит читателей с главной героиней – старушкой, и ее соседями, а потом переходит к невнимательной дочери Насте, у которой много действительно важных и значимых дел в Ленинграде… Тем не менее, автор осуждает девушку, но делает это мягко, из уст Гоголя (Настя работает с его портретом). В развязке две сюжетные линии объединяются: Настя приезжает в родной дом, но застает только свежую могилу Катерины Петровны.
Жанр произведения
Жанр «Телеграммы» — это рассказ с элементами притчи. Автор дает урок одному из своих персонажей (молодой учительнице, ставшей свидетельницей похорон Катерины Петровны и тоже оставившей свою мать в деревне), а через него доносит мораль и до своих читателей.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Анализ рассказа Паустовского Телеграмма
Анализ рассказа Паустовского Телеграмма
История создания.
Произведение «Телеграмма» было создано Константином Паустовским в 1946 году. Рассказ был написан уже после того, как писатель стал известным. Замысел рассказа заключается о трагической судьбе дочери художника. Ее роль — главная в произведении.
Жанр
Жанр этого произведения – рассказ. Писатель анализирует психологию героев, поэтому ученые литературы еще называют рассказ психологической новеллой.
Сюжет и тема.
Одинокая пожилая женщина по имени Катерина Петровна живет в Заборье, в большом доме, когда-то построенном ее отцом. У Катерины Петровны есть только один родной человек, ее дочь Настя, которая живет в Ленинграде. Предыдущий раз Настя навещала мать три года назад, но каждый месяц отсылает ей по двести рублей. Она не хотела мешать дочери поэтому, отправляла письма временами, но думала о ней всегда. В это тяжелое для нее время поддерживали в трудную минуту и помогали ей Манюшка и Тихон.
Матери Насти было больно осознавать, что она не нужна родной дочери, поэтому она просто не думает об этом. Тихон и Манюшка – единственные хоть и чужие люди, которые заботились о ней в это время.
Под конец октября Катерина Петровна послала дочери письмо с просьбой навестить ее. Когда оно пришло Настя, не глядя кинула письмо в сумочку, так как была занята. Лишь вздохнула с успокоением: если мать пишет – значит жива. В мастерской ей привиделось, что статуя Гоголя глядит на нее с осуждением. Спустя полмесяца Насте приходит еще одна телеграмма из Заборья: «Катя помирает. Тихон». Она смяла письмо и опять ощутила на себе осуждающий взгляд Гоголя. Настя поняла, что никто так сильно как родная мать ее не любил. В этот же день она отправилась в Заборье к матери.
Катерина Петровна не могла встать с кровати уже несколько дней. Манюшка несколько суток не сводила с нее глаз, постоянно была рядом с ней. Тихон принес какое-то письмо, после прочитал его Катерине Петровне: «Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя». Катерина Петровна поблагодарила Тихона за его добродушие и отвернулась к стенке, будто уснула.
Похоронили ее на другой день. На похоронах были старушки и ребята. Настя опоздала и приехала на два дня позже после похорон. Увидев, могилу матери, она всю ночь плакала в ее комнате. После чего скрытно покинула село, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не спросил.
Главные герои.
Катерина Петровна – одинокая пожилая женщина. Отец был художником. Есть дочь, которая, живет далеко и долго не приезжает к ней. Умирает, так и не, попрощавшись с дочерью.
Настя – дочь Катерины Петровны. Живет в Ленинграде, работает секретарем. Уже три года не навещает мать, но каждый месяц отсылает ей деньги.
Тихон – сторож, знал и помнил отца Катерины Петровны, поэтому помогал ей по дому, ухаживал за садом.
Манюшка – соседская девочка, всегда помогала Катерине Петровне готовить, убирать. Искренне поддерживала ее. В последние дни жизни Катерины Петровны была рядом.
Композиция.
Композиционно данное произведение можно разделитьна три части: в первой говорится о жизни одинокой Катерины Петровны в Заборье. Во второй части рассказывается о ее дочери Насте, живущей в Ленинграде, забыв о матери. В последней третьей заключительной части случается развязка этой печальной истории.
Вариант 2
«Телеграмма» — рассказ Константина Георгиевича Паустовского. Написан рассказ в 1946 году.
В произведении, автор обращается к вечной теме «Отцы и дети». Острая тема, которая близка всем цепляет всех читающих .
Структура рассказа
«Телеграмма» — это короткий рассказ, который можно поделить на пять основных сюжетных частей:
1. О матери
Знакомство с Катериной Петровной, старушкой живущей в деревне и имеющей одну, единственную дочь.
2. Дочка
Автор представляет читателю Настю и рассказывает про её работу.
3. Печальное известие
Отправка телеграммы о болезни Катерины Петровны. Правда, Катерина так и не получает настоящего ответа от Насти. На письмо от лица дочки ответил Тихон.
4. Трагичный исход
Настя приезжает к своей маме, но не находит её живой.
5. Результат
Настя много думает насчет своего поступка и сильно сожалеет.
Сюжет
Катерина Петровна проживает в глухой, далёкой от города деревне. Дом был построен ещё её дедушкой, очень талантливым художником. Катерина не отличается общительностью.
У неё нет хороших связей с соседями, но её дочь занимается необходимой работой. Девушка также поддерживает свою маму финансово.
Однажды Катерина Петровна узнаёт, что она неизлечимо больна и мечтает увидеть дочь в последний раз, о чём и пишет с просьбой в телеграмме. Но Настя не воспринимает письмо серьезно и уезжает после двух недель, когда понимает, что смерть матери уже близко.
Она при всём этом ещё и опоздала на похороны своей матери.
Герои
Всех героев в этом рассказе можно поделить на:
• главные герои: Катерина и Настя
• второстепенные лица: Тихон, соседка Манюшка и скульптор Тимофеев.
• Третий план: Почтарь, учительница, отец матери Насти, художник.
можно отметить образ скульптуры Гоголя, ведь он является совестью в сознании Насти. Автор позволяет узнать позицию автора в произведении через скульптуру.
Подробнее о главных персонажах
Катерина Петровна.
По словам Паустовского, воспитывали её в приличной семье и находилась в окружении творческих личностей. Она была очень образованной и духовно развитой женщиной. Можно сделать вывод, что её род происходит из дворянской семьи.
В деревне она ни с кем не общается. У неё прекрасный дворянский гардероб одежды. Нельзя сказать, что у неё совсем нет контактов. Имеются и небезразличные личности в её жизни. Они навещают Катерину. Это:
- Тихон
- Девочка
- почтальон.
Но конечно же, Катерина Петровна необходимо участия всего одного единственного человека — своей дочки Насти. Настя присылает ей прижимистые телеграммы, отговариваясь тем, что она занята. А женщине, страшно потревожить её отписками дочь.
И лишь один раз она всё же отправляет телеграмму первой. В тот день, когда понимала , что вот-вот умрёт.
Настя.
Она только познаёт мир, который её окружает. Она имеет множество, как и амбиций, так и иллюзий. Настя показывается очень мягкой, душевной и трепетной девушкой, но совсем не желает уделять матери внимание.
Заключение
Рассказ побуждает детей любить и уважать своих родителей, пока они ещё живы, чтобы не жалеть, когда будет поздно, как произошло с Настей. Не стоит быть эгоистичным и думать только о себе. Это не продуктивно и спустя время об этом будут только сожаления.
Анализ рассказа Паустовского Телеграмма
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Николая Алексеевича в рассказе Тёмные аллеи Бунина
Это рассказ о неожиданной встрече главного героя со своей бывшей возлюбленной, с которой не виделся тридцать лет.
- Главные герои Слова о полку Игореве (характеристика в таблице)
Игорь – великий князь, обладающий большой властью над людьми и землями. В слове он представлен как храбрый, смелый, амбициозный, но гордый и опрометчивый человек
- Сочинение на тему Космонавтика
Мечты о космосе были у людей во все времена. Особенно увлекались космическими полётами молодые люди двадцатого века. Все началось в тридцатые годы прошлого столетия.
- Васильев Борис Львович
Знаменитый автор таких произведений, как «А зори здесь тихие…»( наверное, каждый старшеклассник точно читал данное произведение, оно никого не оставит равнодушным, ужасы войны
- Сочинение на тему Моя старшая сестра
В нашей семье двое детей: я и моя сестра. Она старше меня на два года. Мы с ней очень близки, несмотря на то, что у нас разный характер и интересы.
Сочинение на тему Анализ рассказа Паустовского Телеграмма
Главные герои «Телеграмма» характеристика персонажей рассказа Паустовского списком
На чтение 3 мин Просмотров 46
В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…
Характеристика героев “Телеграмма”
Главные герои
Екатерина Петровна |
Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь. |
Настя |
Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых. |
Тихон |
Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает. |
Манюшка |
Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки. |
Второстепенные персонажи
Скульптор Тимофеев |
Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери. |
В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.
Беликова Ирина
Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».
Константин Георгиевич всегда писал по велению сердца, поэтому из-под его пера выходили реалистичные произведения, в которых трудно разделить правду и художественный вымысел. Один из пронзительных рассказов Паустовского — «Телеграмма». Характеристика главных героев не оставляет сомнений в том, что образы списаны с современников писателя. При прочтении хочется изменить сюжет, настолько он трогает за душу.
Оглавление:
- Основные персонажи
- Второстепенные действующие лица
- Краткое содержание
- Жанр, анализ и смысл
Основные персонажи
Основные и второстепенные действующие лица одинаково важны для раскрытия авторского замысла, причём вторых в рассказе больше. Характеристика главных героев «Телеграммы» Паустовского:
- Катерина Петровна. Пожилая женщина, дочь известного художника. Катерина живёт в ветхом доме, который считается культурным памятником. О муже ничего не сказано, вероятно, он умер, а дочь живёт в Ленинграде, приезжает раз в 3 года, редко пишет и иногда присылает 200 рублей. Катерина Петровна пишет Насте письма, называет её «ненаглядная моя», а дочь, занятая делами, даже не сразу их открывает. Женщина очень скучает по своей кровиночке, стесняется досаждать, но всё же надеется хоть разок увидеть её перед смертью. Старушке кажется, что она не переживёт зиму.
- Настя. Дочь Катерины, работает секретарём в Союзе художников. Коллеги называют её Анастасией Семёновной. Девушка живёт чужими интересами. Она увлечена работой и старается организовать выставку работ начинающего скульптора, странного вспыльчивого человека. Девушка получает сначала письмо от мамы, потом телеграмму от Тихона и только спустя долгое время понимает, что ближе, чем родная мать, у неё никого нет. Увидеть женщину живой девушка не успевает. Приехав в Заборье, Настя оказывается в доме, из которого давно ушла жизнь. Девушка покидает село рано утром, чтобы не встречаться с жителями.
- Скульптор Тимофеев. Молодой человек со странностями, неуверенный в себе. У мастера получаются интересные работы, но он боится быть осмеянным, при этом завидует чужому успеху. Скульптор беден, после выставки он не верит своему успеху, однако признанные мастера действительно высоко оценили работы. Один даже поблагодарил Настю за то, что она «извлекла Тимофеева на свет».
- Манюшка. Девочка, которая живёт по соседству, дочь колхозного сапожника. Манюшка приходит к старушке каждый день, подметает, приносит из колодца воду, ставит самовар. Женщина благодарит её и дарит кое-то из своих ценностей, но девочка не понимает, зачем ей перчатки, броши и страусиные перья. Когда силы окончательно покидают старушку, Манюшка неотлучно находится рядом с ней, ухаживает за ней, кормит и поит ее.
Второстепенные действующие лица
Каждый второстепенный персонаж выполняет свою роль. Например, молодая учительница вовремя понимает, что нужно уделять больше внимания маме, которая находится далеко. Скульптура Гоголя — это как бы совесть Насти, её внутренний голос. Благодаря образам известных художников и скульпторов можно понять, чем живёт Настя, на что она променяла заботу о маме. Список второстепенных персонажей:
- Учительница. Она приходит на похороны, целует руку умершей и вспоминает маму, такую же старенькую и седую.
- Отец Катерины Петровны. Этот персонаж появляется только в воспоминаниях главной героини. Он построил особняк, в котором сейчас живёт старушка. Когда Катя была маленькой, отец брал её за границу, и она даже видела похороны Виктора Гюго.
- Першин. Известный скульптор, похвала которого радует Тимофеева, хотя последний открыто называет мастера «ремесленником».
- Тихон. Тощий рыжий сторож при пожарной усадьбе. В детстве этот человек восхищался работами отца Екатерины. До сих пор он сохранил почтение к художнику. Тихон изредка заходит к старушке, хлопочет по хозяйству, но от его помощи мало толку. Сторож пилит сухие деревья, рубит их на дрова, однако он не может вдохнуть жизнь в старый дом и умирающий сад. Когда старушке становится совсем плохо, он отправляет Насте коротенькую телеграмму, а потом приносит «ответ», составленный им самим. Но старушка догадывается о лжи, после чего силы окончательно покидают её.
- Скульптура Гоголя. Её можно причислить к героям рассказа из-за того, что девушке кажется, будто изваяние ведёт себя как живое. «Остроносый сутулый человек» смотрит «насмешливо», а на его виске бьётся жилка. «Сверлящие глаза» как будто упрекают девушку, её кажется, что Николай Васильевич говорит: «Эх ты, сорока!».
В тексте упоминаются ещё несколько персонажей, которых можно отнести к третьестепенным. Действующие лица, не оказывающие значительного влияния на сюжетную канву:
- председатель Союза художников;
- седой мастер;
- курьерша Даша;
- кассирша на станции;
- «почтарь» Василий;
- сельские мальчишки, старики и старухи.
Краткое содержание
В деревне Заборье живёт Катерина Петровна, старенькая женщина. Она плохо видит и с трудом ходит. В последний год осень выдалась холодной, и старушка думает, что не доживёт до весны. Ей уже трудно вставать, в доме холодно и неуютно. К бабушке заходит соседская девочка, которая помогает по дому.
Чтобы хоть как-то отблагодарить девочку за заботу, старушка дарит её свои ценности, но девочка считает их безделушками. Картинкой, иллюстрирующей доброту девочки, можно назвать сцену, когда она решает отдать подарки старьёвщику. Манюшка ухаживает за женщиной не из корысти, а по зову сердца. Иногда к Катерине заходит местный сторож Тихон, который помнит отца женщины и чтит его память.
Катерина не докучает дочери письмами, но очень скучает по ней. Иногда весёлый почтальон приносит переводы от Насти, и к ним всегда прилагается короткое письмо, где говорится, что дочери некогда навестить мать. Когда старушка совсем ослабела, она написала умоляющее письмо, в котором просила дочь приехать.
Настя живёт в Ленинграде, она секретарь в Союзе художников. Девушка помогает организовывать выставки и другие мероприятия. Когда пришло письмо от старушки, Настя должна была осмотреть жилище молодого скульптора Тимофеева, поэтому она сунула письмо в сумочку. Следующие две недели девушка занималась организацией выставки — она решила помочь молодому скульптору.
Мероприятие прошло успешно. Когда выставка завершилась, руководитель выступал с торжественной речью и отдельно поблагодарил Настю. Ближе к концу торжества принесли телеграмму. Девушка открыла её и прочла: «Катя помирает. Тихон». Анастасии стало горько, некоторое время она сидела, боясь поднять голову. Ей казалось, что все догадываются, от кого телеграмма. Не дождавшись окончания мероприятия, она быстро ушла. Поплакав на улице, Настя побежала на станцию. Сначала кассирша сказала, что билетов нет. Узнав о горе девушки, она помогла ей.
Поезд ехал быстро, но девушке казалось, что он еле тащится. Когда Настя приехала в Заборье, её встретил пустой дом. Старушка умерла, не дождавшись приезда любимой дочери. На похоронах никто не говорил о Насте плохо, люди понимали, что у молодых своя жизнь. Молоденькая учительница, увидев седую женщину в гробу, подумала о своей маме. Она попрощалась с покойницей, а потом долго стояла и смотрела на любимую землю, припорошённую снегом.
Настя уехала из Заборья на следующий день, очень рано. Она не хотела встречаться с местными жителями и отвечать на расспросы. Кроме того, девушке было очень стыдно, она понимала, что теперь не сможет себя простить.
Жанр, анализ и смысл
Жанр «Телеграммы» — рассказ. В тексте одна сюжетная линия, объединяющая нескольких главных и второстепенных персонажей. Литературное направление произведения — реализм, потому что Паустовский показывает человеческую жизнь без прикрас. Диалоги и события могли происходить в реальности. Повествование ведётся линейно, автор излагает события в той последовательности, в какой они происходят.
Анализ «Телеграммы» Паустовского показывает, что композиционно текст разделён на 3 части. В первой Паустовский описывает жизнь старушки в Заборье. Из второй читатель узнаёт, как живёт и чем занимается дочь Екатерины. Третья часть содержит описание событий, произошедших после смерти старушки. В ней Настя понимает, что совершила непоправимую ошибку. В сочинении по произведению «Телеграмма» следует упомянуть несколько тем:
- взаимоотношение родителей и детей;
- возвращение «блудного сына», в данном случае — дочери, причём запоздалое;
- материнская любовь;
- одиночество;
- раскаяние.
Мораль произведения заключается в том, что нужно заботиться о близких, пока они живы. Не стоит думать, что им не нужна помощь, если о ней не просят. Но близкие нуждаются не только в физической заботе. Важно и внимание, а оно может выражаться в добрых словах, визитах, открытках. Старушка была бы рада видеть дочь не раз в 3 года, а чаще, но Настя за всё время даже не написала подробного письма.
Ошибка девушки в том, что она не подозревала о состоянии матери. Катерина писала, что всё в порядке, ведь ей не хотелось докучать дочери. А Настя, которая исправно посылала деньги, наивно считала, что этого достаточно. Обладая добрым характером, девушка была готова прийти на помощь постороннему человеку, потому что его проблемы она видела и воспринимала очень остро. Поездка к матери всё откладывалась, и подготовка к выставке Тимофеева стала роковой ошибкой.
Название рассказа имеет два значения. Первое отражает, что в сюжете есть 2 телеграммы: первую получила Анастасия, а вторую прочитал Катерине Тихон. Умирающая женщина поняла, что он слукавил, и после этого надежда на приезд дочери покинула её. Второе значение состоит в том, что сам рассказ — телеграмма для читателей. Автор хочет, чтобы они не превращались в «Иванов, не помнящих родства», и любили близких, пока те живы.
Содержание:
- История создания
- Анализ. Описание рассказа
- Главные герои
- Заключение
История создания
Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, — женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.
Главные герои
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, — страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.
Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
(Кадр из к/ф «Телеграмма» 1957 год)
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.
Заключение
Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.