Занятие
1 (Тема 1). Политические и правовые взгляды
Платона и Аристотеля.
1.
Сочинения и общая характеристика основ
мировоззрения Платона и Аристотеля.
2.
Понятие «полис» и его соотношение с
современным понятием «государство».
3.
Происхождение государства. Его цели
(полемика с Фрасимахом). Государство –
органическое целое (Платон). Отношение
Аристотеля к этой проблеме.
4.
Представления Платона и Аристотеля о
справедливости.
5.
Идеальное государство Платона
(«коммунистический проект») и его критика
Аристотелем. Сравнение представлений
о наилучшем государстве в диалогах
Платона «Государство» и «Законы».
Отношение к собственности и рабовладению.
6.
Формы правления и их эволюция по Платону
и Аристотелю.
7.
Виды права по Аристотелю.
8.
Вклад Платона и Аристотеля в развитие
политической и правовой мысли.
Вершиной
философской мысли античного мира
является философия Платона и Аристотеля.
Платон
(428—347 гг. до н. э. настоящее имя — Аристокл)
получил имя от Сократа за ширину груди
и лба (platus в переводе с греч. — полный,
широкоплечий).
Учение
Платона представляет собой исторически
и логически высокоразвитую форму
объективного идеализма, согласно
которому мир идей, понятий, мыслей
признается в качестве первичного по
отношению к миру вещей. Мир идей —
постоянный, совершенный, вечный, истинный
и разумный, и наоборот, мир чувственных
вещей — преходящий, релятивный, ложный,
зависимый и потому неистинный. Исходя
из этого, Платон пытается объяснить
мироздание, физический мир и космос. Но
поскольку идеи вечны и не объясняют
многообразие, причину изменчивости, то
он вводит понятие материи, обозначив
ее как «хора» в диалоге «Тимей». Хора —
это некое пространство, она тождественна
самой себе, пластична и способна принимать
различные формы, становясь материей.
Хора является источником множественности,
единичности, материальности, изменчивости,
смертности, рождаемости, зла и несвободы.
Для придания материи динамичности
Платон вводит понятие «мировая душа»,
наделяя ее атрибутами движения,
одушевленности, сознания и познания.
Именно она связывает мир идей и мир
вещей, заставляя вещи подражать идеям,
а идеи присутствовать в вещах. Мир, таким
образом, предстает как всеобъемлющий
космос, целостный, завершенный,
гармоничный, оформленный, в котором
отведено место и общественной жизни
людей, и каждому человеческому существу.
Человеческая
душа, по Платону, бессмертна. До рождения
она пребывала в запредельном мире и
наблюдала мир вечных идей, поэтому в
земной жизни происходит припоминание
о виденном прежде. Теория познания,
таким образом, построена на вспоминании,
однако руководящим началом при этом
выступает разум. Разумное постижение
идей обеспечивает человеку добродетельную
жизнь. Если же в человеке преобладает
яростная, вожделеющая душа, то ему закрыт
доступ к человеческому удовлетворению
жизнью.
Платон
создал утопическую теорию государства.
Все свободные граждане у него разделены
на три сословия, каждое из которых
призвано выполнять определенные
общественные функции. Власть должна
принадлежать философам, охрана
установленного порядка — воинам, а
производство продуктов и предметов
жизненного обеспечения — ремесленникам,
земледельцам и купцам. Чтобы философов
и воинов ничто не отвлекало от выполнения
их долга перед обществом, Платон предложил
упразднить для них всякую собственность.
Они не должны были иметь ни домов, ни
земли, никакого другого имущества. Это
же касалось и сферы личной жизни:
упразднялся индивидуальный брак и
вводилась общность жен, функция воспитания
детей отводилась государству. Известно,
что Платон трижды пытался реализовать
свой политический проект на практике,
однако он не увенчался успехом. В
результате он пришел к выводу, что найти
философа —правителя в этом мире
практически невозможно. В дальнейшем
учение Платона было трансформировано
Аристотелем, который внес новые принципы
в истолкование мира, человека и
государства.
Сочинения
Платона написаны главным образом в
форме диалогов, основным участником
которых выступает Сократ. Важнейшие из
них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир»,
«Федр», «Государство», «Теэтет»,
«Парменид», «Софист», «Тимей». В них
нашли отражение важнейшие идеи всех
прежних философских учений.
Литературная
деятельность Платона продолжалась в
течение полувека. Платон – первый
крупнейший философ древности, от которого
до нашего времени дошли все (или почти
все) философские сочинения. Учение,
излагаемое в них, не свободно от
противоречий. В некоторых из них
излагается идеалистическое учение о
бытии и о познании, получившее наименование
теории «идей». Но есть среди сочинений,
дошедших под именем Платона, и такие, в
которых теория эта отсутствует. Есть,
наконец, и такие сочинения, в которых
Платон подвергает собственную теорию
«идей» серьезной критике (например,
диалог «Парменид»).
Не
удивительно поэтому, что уже более
полутораста лет учеными обсуждается
«платоновский вопрос». Так называют
исследования, филологические и
философские, посвященные вопросам: 1) о
подлинной принадлежности Платону
дошедших под его именем сочинений и 2)
об их хронологии, или исторической
последовательности их написания.
«Платоновский
вопрос» породил огромную, с трудом
обозримую специальную литературу. Из
трех с половиной десятков сочинений
Платона, написанных в форме диалога,
большая часть была заподозрена (по
крайней мере отдельными исследователями)
в том, что в действительности не
принадлежит Платону. Обычно важным
доводом, решающим вопрос о подлинности,
считается наличие указаний Аристотеля,
который был прямым учеником Платона,
на принадлежность того или иного диалога
именно Платону. Там, где такие указания
отсутствуют, открывается простор для
скептической критики.
Не
менее шатки в большинстве случаев данные
также и для установления хронологической
последовательности диалогов Платона.
В них редко упоминаются события, даты
которых достоверно известны из истории.
В большинстве случаев датировка
затруднена и основанием для нее могут
быть лишь косвенные соображения.
Аристотель
(384—322 гг. до н. э.) свои взгляды
сконцентрировал вокруг идей Платона.
Он попытался преодолеть разрыв между
идеей и чувственно-воспринимаемыми
вещами, создав учение о форме. Аристотель
исходил из того, что каждый предмет есть
соединение формы и материи. Главный
аргумент Аристотеля состоит в том, что
сущность вещи не может находиться вне
самой вещи. Он выделил четыре вида
причин, благодаря которым вещи существуют:
во-первых, это материя, из чего возникают
вещи, например, глина для горшка.
Во-вторых, форма, которая придает
определенность материи и делает вещь
именно данной вещью. В-третьих, движущая
причина, что оформляет материю, например,
движущей причиной ребенка является
отец. В-четвертых, целевая причина, то,
ради чего происходит изменение, например,
здоровье как цель прогулки. Благодаря
совокупному действию четырех причин и
существуют вещи. Из четырех причин
Аристотель большее значение придавал
форме. Материя—лишь возможное бытие,
форма же придает вещам их действительное
бытие. Рассуждая подобным образом,
Аристотель оставался в рамках философии
Платона, однако впоследствии он отошел
от его концепции. Аристотель считал,
что вне чувств восприятие предметов не
существует; таким образом, он отклонял
мир идеальных сущностей Платона. Кроме
того, утверждал, что познание сущности
вещи начинается с опыта. Без опыта не
может начаться ни один акт человеческого
познания. Обобщая и исследуя чувственные
впечатления о предметах, человеческий
разум находит то общее, что является
сущностью природных процессов, которые
наблюдает человек. Аристотель считал,
что при объяснении явлений природы
истинное знание должно основываться
на доказательствах и единстве научных
знаний. Выявив эти главные черты, философ
занялся анализом природы доказательств,
рассматривая законы формальной логики,
общие категории, через которые формируется
научное познание. Исторической заслугой
Аристотеля является создание формальной
логики. Логика—это человеческое
изобретение. Она отлична от природы, но
не противоречит ей и обеспечивает
познавательную активность человека.
Великим
открытием Аристотеля было осознание
отличия общественного бытия от природного
и понимания человека как существа
общественного. Общественная жизнь
получает у него государственное
оформление естественно, по природе.
Соотношение государства, общества и
человека он рассматривает как соотношение
целого и части. Любой индивид есть
подлинный человек только в качестве
гражданина полиса, сообщества свободных
граждан. Ему принадлежит выражение,
ставшее классическим —«человек—это
политическое животное».
Аристотель
обладал энциклопедическими познаниями.
В его произведениях охвачены все области
знания того времени. Он предпринял
попытку систематизировать научное
познание, построив классификацию наук,
так что впервые из философии как таковой
были выделены специальные науки.
Сочинения
Аристотеля не так полно и не так хорошо
сохранились, как сочинения Платона: до
нас дошла только часть его более поздних
произведений, а все, что было написано
философом в ранний период его деятельности,
утеряно.
Сохранились
списки: Гермиппа, который показывает
147 аристотелевских сочинений, содержащих
400 книг; но в этом каталоге еще не упомянуто
много важнейших произведений, входящих
в наше собрание: этот список, по-видимому,
содержал только сочинения, существовавшие
во время его составления в александрийской
библиотеке. Другой, позднейший список,
известный отчасти через арабских
писателей, был составлен неким Птоломеем,
который называет почти все сочинения,
вошедшие в наше собрание, и вместе с
Андроником дает общее число всех книг
около 1000. Так что мы располагаем теперь
менее чем шестой частью.
Сочинения
Аристотеля распадаются на несколько
классов, причем из его диалогов, написанных
отчасти еще при жизни Платона (как,
например, Эвдем), до нас не сохранилось
ничего. Так как дошедшие до нас сочинения
все относятся к позднейшему периоду
деятельности философа, когда его система
сложилась окончательно, то для нас не
представляет особенного интереса
определение порядка их написания, что
было так важно при изучении творений
Платона. Поэтому сочинения Аристотеля
распределяют на группы по их содержанию.
Во-первых,
ряд сочинений по логике, которые в
византийскую эпоху были соединены под
именем ὄργανον (Органон); сюда относятся:
1) κατηγορίαι (Категории) – искаженные
позднейшими вставками; 2) περὶ ἑρμηνείας
– Об истолковании (собственно о суждениях)
– неподлинное сочинение; 3) ἀναλυτικά
πρότερα καὶ ὕστέρα. Первая Аналитика
трактует о заключениях, Вторая Аналитика
– о доказательствах; 4) Топика-диалектика,
т.е. учение о доказательствах вероятных;
последняя, 9-я, книга ее считается за
отдельный трактат.
Во-вторых,
сочинения по физике: 1) Φυσικὴ ἀκρόασις
(Физика) в 8-ми книгах, 2) О небе – 4 книги,
3) О происхождении и уничтожении – 2
книги, 4) Метеорология – 4 книги и 5) целый
ряд мелких сочинений по физическим
вопросам. Далее следуют сочинения
Аристотеля об органической природе: 1)
9 книг по зоологии, 2) О растениях – (περί
φυτῶν), 3) О частях животных, 4) О передвижении
животных, 5) О происхождении животных,
6) О дыхании (περὶ πνεύματος), 7) Об
ощущении, 3 книги О душе – психология
Аристотеля.
В-третьих,
идут метафизические сочинения, Метафизика
(14 книг) состоит из многих различных
исследований, соединенных между собою
чисто внешним образом.
В-четвертых,
этические сочинения. «Этика» Аристотеля
дошла в трех списках: 1) Никомахова (по
имени сына Аристотеля) в 10 книгах,
несомненно подлинная, хотя и с некоторыми
вставками, 2) Эвдемова этика, близкая к
первой и принадлежащая ученику Аристотеля
Эвдему, 3) так называемая большая «Этика»;
она собственно самая краткая из всех
трех и представляет собою извлечения
из двух вышеупомянутых.
В-пятых,
политика в 8 книгах. Далее следуют
сочинения Аристотеля по экономике,
риторике, трактат о поэтическом искусстве
и целый ряд исследований по различным
вопросам. (Нерсесянц. Платон)
Глава 35
Платон и Аристотель
Платон и Аристотель относятся, вне всякого сомнения, не только к величайшм философам Греции, но и всего мира. У них много общего (да и могло ли быть иначе, если Аристотель долгие годы был учеником Платона и создал свою теорию на основе его учения), но между их взглядами существуют значительные расхождения. И если абстрагироваться от того, что их объединяет, то можно сказать, что платонизм представляет собой тезис, а аристотелизм – антитезис, которые необходимо синтезировать на более высоком уровне. Самые ценные элементы данных учений, истинность которых не вызывает сомнений, следует объединить в более совершенную и адекватную систему, чем системы обоих философов по отдельности. Платонизм в целом можно охарактеризовать как учение о Бытии, или об устойчивой и постоянной реальности, а аристотелизм – как учение о Становлении. Если неизменяющееся сущее реально, то и изменение и становление тоже реальны, и любая адекватная философская система должна отдать должное этим аспектам реальности.
Разумеется, утверждать, что Платон занимался изучением Бытия, а Аристотель – Становлением, значит грешить чрезмерным односторонним обобщением, которое конечно же не выражает всей правды об этих учениях. Разве можно сказать, что Платон совсем не изучал становление и не создал телеологическую теорию, разве он не признавал материальный мир областью, где происходят изменения, и разве он не утверждал безоговорочно, что изменения, или движение (присущее от природы жизни и душе), также принадлежат к области реального? С другой стороны, разве не нашел Аристотель места, и очень важного места, для неизменного сущего, разве он не обнаружил элемент стабильности и устойчивости в нашем изменяющемся материальном мире, разве он не утверждал, что самым сокровенным занятием человека является созерцание неизменных объектов? Ответ на эти вопросы может быть только положительным. И тем не менее истинность сделанного нами обобщения не вызывает сомнений, поскольку оно подчеркивает характерную черту каждого учения, его общий тон или аромат, главное направление мысли философа. Я постараюсь вкратце доказать справедливость этого обобщения или по крайней мере наметить направления, на которых я хотел бы остановиться подробнее, если бы не размеры этой книги.
Платон, вслед за Сократом, признавал истинность этических суждений; как и Сократ, он стремился достичь четкого понимания этических ценностей с точки зрения диалектики, закрепления их сути в понятиях, кристаллизации нравственных идей. Он, однако, хорошо понимал, что поскольку этические понятия и этические суждения являются объективными и общими для всех, то они должны иметь какую-то объективную основу. Отсюда очевидно, что моральные ценности – это идеалы, в том смысле, что они не являются конкретными вещами вроде овцы или собаки: они представляют собой то, что должно быть реализовано или нам хотелось бы, чтобы оно было реализовано в материальном мире через человеческое поведение. Отсюда можно сделать вывод, что объективность, присущая этим ценностям, не совпадает с объективностью овцы или собаки – это идеальная объективность или объективность идеального порядка. Более того, материальные вещи изменчивы, в отличие от моральных ценностей, которые неизменны. Отсюда он делал вывод, что моральные ценности являются идеальными, хотя и объективными сущностями, постигаемыми интуитивно в ходе диалектического процесса. Эти моральные ценности, однако, «имеют общую долю» в благости или совершенстве, поэтому правильно говорят, что они причастны ему, то есть получают свою благодать и совершенство от высшей идеальной сущности, абсолютной благодати или совершенства, идеи Блага, «Солнца» идеального мира.
Таким образом, Платон разработал свою метафизическую теорию на основе Сократовой этики, и потому ее можно было бы, без особых натяжек, вложить в уста Сократа. Но со временем Платон стал применять свою диалектику не только к моральным и эстетическим ценностям, но и в целом ко всем привычным для нас понятиям, утверждая, что подобно тому как все хорошие вещи причастны Благу, так и индивидуальные субстанции причастны видовой сущности. Нельзя сказать, что подобная точка зрения означала какую-то резкую перемену во взглядах Платона, поскольку она представляла собой развитие теории моральных ценностей, которая сама покоилась, в определенной степени, на прочном фундаменте логики (гласящей, что общее понятие должно иметь объективный референт). Это скорее расширение сферы применения теории; однако этот новый взгляд заставил Платона пристальнее вглядеться не только во взаимоотношения самих идей, но и в отношения чувственных объектов к идеям или сущностям, выступающим в роли образца. Благодаря этому он разработал структурную ноэтическую иерархию, выдвинул гипотезу об «общении» идей между собой, а также объяснил причастность идее как имитацию ее. В результате этого вместо идеальных ценностей, с одной стороны, и носителей этих ценностей – с другой, возникло разделение между истинной сущностной реальностью, объективной абстрактной структурой и чувственными объектами, между оригиналом и его отражением, или «копией». В сущности, это было деление на Бытие, с одной стороны, и Становление – с другой; вопрос о том, по какую сторону разделительной линии лежали интересы Платона, даже не возникал.
Нам могут возразить, что Платон рассматривал видовую сущность, к примеру, «человек», как идеал и что истинное значение Становления следует искать в постепенном приближении и реализации этого идеала в материальном мире, в человеческой личности и в обществе, реализации, которая является задачей Бога и тех людей, которые выполняют его волю. Это действительно так, и у меня нет ни малейшего желания преуменьшать значение телеологии в философии Платона, но тем не менее Платон решительно делал упор на сферу Бытия, истинную Реальность. Посредством своей телеологии он признавал существование опредленной связи между изменяющимся миром и неизменным миром Бытия; но Становление как таковое и единичное как таковое представлялись ему иррациональными вещами – фактом, принадлежащим сфере неопределимого. Да и разве мог мыслитель, для которого логика и онтология – одно и то же или, по крайней мере, существуют параллельно, думать иначе? Мысль имеет дело с универсальным и постигает Бытие, – следовательно, универсальное и есть Бытие, а единичное как таковое Бытием не является. Универсальное неизменно, поэтому Бытие тоже неизменно, единичное же изменяется – оно возникает и погибает, и постольку оно не есть Бытие. Философская деятельность или диалектика – это деятельность разума и потому имеет дело прежде всего с Бытием, а Становление изучает лишь постольку, поскольку оно имитирует Бытие; Платон, как философ, исследовал в первую очередь сущностное, неизменное Бытие. Он также стремился смоделировать мир по образцу Бытия, словом, все его внимание было сосредоточено на Бытии, но никак не на Становлении.
Может показаться, что многое из того, что я сказал о Платоне, относится и к Аристотелю, который утверждал, что метафизик изучает Бытие как Бытие, и считал конечной причиной изменения и становления неподвижный Перводвигатель, а также полагал, что наивысшей деятельностью человека является теоретическое познание неизменных объектов, то есть такого бытия, которое есть бытие по преимуществу, актуальность, форма. Однако эти очень важные аспекты философии Аристотеля представляют собой, по существу, наследие Платона, хотя и обогащенное идеями самого Аристотеля. Я не хочу подвергать сомнению тот факт, что Аристотель придавал этому аспекту своей философии огромное значение, подробно исследовав, к примеру, интеллектуальный и имматериальный характер чистой формы, внеся тем самым неоценимый вклад в естественную теологию. Я хочу показать, какой вклад внес в философию сам Аристотель, в чем он отошел от платонизма, какой антитезис противопоставил он Платонову тезису.
В чем заключалось главное возражение Аристотеля против теории идей Платона? В том, что она оставляла непроходимую пропасть между чувственными объектами и идеями. Платон утверждал, что чувственные объекты имитируют идеи или причастны к ним, поэтому можно было бы ожидать, что он отыщет какой-нибудь внутренний сущностный принцип, какую-либо формальную причину внутри самого объекта, благодаря которой он входит в тот или иной класс. Однако Платон не открыл ничего подобного, и потому его теории присущ дуализм чистой универсальности и чистой единичности. Этот дуализм привел к тому, что чувственный мир лишился своей реальности и значения. Как же Аристотель разрешил это противоречие? Признав справедливым основное положение Платоновой теории, гласящее, что объектом науки является универсальный элемент или сущностная форма, Аристотель отождествил этот элемент с имманентной сущностью чувственного объекта, которая, совместно с материей, и образует этот объект, являясь при этом его умопостигаемым принципом. Этот формальный принцип реализует себя в активности объекта (например, формальный принцип в организме, его энтелехия, выражается в органических функциях), раскрывает себя в материи, организует и формирует материю, ведет к достижению цели, а именно – к адекватному выражению сущности или «идеи» в явлении. Вся природа рассматривается Аристотелем как иерархия видов, и сущность каждого вида стремится к своей полной реализации через единичные явления. Это стремление порождается, каким-то мистическим образом, высшим неподвижным двигателем, который представляет собой совершенную актуализацию, чистое имматериальное Бытие или Мысль, самодовлеющую и самодостаточную. Природа, таким образом, – это динамический процесс самосовершенствования или саморазвития, и различные виды явлений приобретают в нем смысл и значение.
Из этого краткого обзора взглядов Аристотеля можно понять, что его философия – это не просто философия Становления. Бытие может быть предицировано чему-либо лишь в том случае, если оно действительно, и то, что является Бытием по преимуществу, является также и Действительностью по преимуществу, не связанной с возможностью. Мир становления, будучи миром реализации, или сведения возможности к акту, – это мир, в котором действительность или бытие постоянно реализуется в материи, в явлениях под воздействием конечной Действительности или Бытия. Поэтому объяснение становления следует искать в Бытии, ибо Становление существует ради Бытия, которое логически всегда предшествует становлению, даже в тех случаях, когда оно не предшествует ему во времени. Поэтому, когда я говорю о том, что Аритотель был одержим концепцией Становления, что его систему можно с полным правом назвать философией Становления, я вовсе не хочу сказать, что Бытие не имело для него такого же огромного значения, как для Платона, или что его метафизика Бытия во многих отношениях уступает метафизике Платона. Я хотел сказать, что Аристотель, благодаря своей теории энтелехии, имманентной сущностной формы, которая стремится к реализации себя в природных процессах, сумел дать чувственному миру значение и реальность, которых нет у Платона, и что именно эта черта придает неповторимый аромат философии аристотелизма и отличает ее от платонизма. Аристотель утверждал, что цель человека заключается в деятельности, а не в качестве, в то время как Платон оценивал качество гораздо выше, чем деятельность. «Абсолют» Платона не имеет ничего общего с имманентной деятельностью «мыслящего самого себя Мышления», поскольку Платонов «Абсолют» – это высший Образец. (То, что Аристотелева характеристика материи преуменьшает реальность и умопостигаемость материального мира, вовсе не противоречит моему основному положению, поскольку подобное понимание материи сложилось у Аристотеля под влиянием Платона, а мой основной тезис касается того нового, чем Аристотель обогатил натурфилософию.)
Таким образом, Аристотель внес огромный вклад в натурфилософию, и он сам хорошо понимал, что поднял целину. В первую очередь, он рассматривал свою доктрину имманентной сущности как антитезис или поправку к Платоновой доктрине трансцендентальной сущности, а во вторую очередь, его замечания, касающиеся исследования идеи финальности в философии, хотя и являются, до некоторой степени, несправедливыми по отношению к Платону, показывают, что Аристотель рассматривал свою теорию имманентной телеологии как новое слово в философии. Но хотя Аристотель и внес необходимые поправки в теорию Платона, он выбросил из нее много полезного. Аристотель отказался не только от Платоновой концепции Провидения, или Божественного Разума, присущего миру и управляющего им, но и от Платоновой концепции идей как образца. Платон, может быть, не сумел создать систематической теории Абсолютного Бытия как образца для всех сущностей; он, в отличие от Аристотеля, не сумел понять, что высшая Действительность – это высший Разум; он не сумел определить и отождествить действующую, формальную и конечную причины – все это так, но, отвергая неадекватный взгляд Платона на конкретный объект, Аристотель позволил себе выбросить из теории учителя очень важные истины. У каждого мыслителя есть свои взлеты, представляющие собой неоценимый вклад в философию, но ни одна философская система не является истинной от начала до конца, да это и недостижимо. Для кого-то более близкой по духу будет философия Платона, для кого-то – Аристотеля, но нельзя отвергать Аристотеля ради Платона и наоборот; следует отобрать то, что есть истинного в обеих философиях, и гармонически соединить их в единой системе. В основе должно лежать кардинальное положение, которое разделяли и Платон и Аристотель, о том, что реальное в своей полноте есть максимально умопостигаемое и абсолютно благое. В эту систему должны быть включены и те взгляды, которые были характерны для каждого философа в отдельности, при условии их истинности и совместимости.
На страницах, посвященных неоплатонизму, мы расскажем об удачных и неудачных попытках создания подобной системы; попытках, которые предпринимались и в Средние века, и в наше время, однако следует отметить, что синтез двух систем стал возможен главным образом потому, что философия Аристотеля содержит элементы платонизма. Приведу пример, доказывающий это. Если бы Аристотель, внося поправки в Платонову антропологию, которая, как он считал, страдала излишним дуализмом (я имею в виду взаимоотношения тела и души), безоговорочно отверг бы сверхчувственный характер рационального начала в человеке и свел бы мысль, к примеру, к движению материи, то эта идея действительно была бы антитезисом по отношению к теории Платона и ее никак нельзя было бы совместить с тезисом в высшем синтезе. Однако, насколько мы знаем, Аристотель никогда не отрицал наличия сверхчувственного начала в человеке – он признает существование этого начала в трактате «О душе», – и, хотя он утверждал, что душа может вселиться в любое тело, тем не менее он был уверен, что она является энтелехией этого тела. Благодаря этому становится возможным синтез, который будет опираться на идею Аристотеля о том, что индивидуальная душа больше тела и переживает его смерть, сохраняя свою идентичность.
Опять-таки, с первого взгляда может показаться, что Бог Аристотеля или Мышление о мышлении представляет собой антитезис, никак не совместимый с платоновской идеей Добра, которое, будучи интеллигибельным, отнюдь не изображается как интеллект. Тем не менее, поскольку чистая форма является не только умопостигаемой, но и разумной, Платоново Абсолютное Добро требует, чтобы его отождествили с Богом Аристотеля, и это отождествление было осуществлено в христианском синтезе. Так платонизм и аристотелизм составили различные, хотя и дополняющие друг друга, грани теизма.
(Выше я говорил о синтезе двух философских систем – Аристотеля и Платона; однако о необходимости такого синтеза можно говорить только в том случае, если одна теория выступает в форме антитезиса другой и если каждая из них более или менее истинна в том, что она утверждает, и ложна в том, что отвергает. Например, Платон был прав, утверждая, что идеи являются образцами для объектов, и не прав в своем отрицании имманентных форм. Аристотель же был прав, утверждая, что формы имманентны, и не прав, отвергая их в качестве образцов. Но есть другие аспекты их философских систем, в отношении которых нет никакой необходимости говорить о синтезе, поскольку сам Аристотель его уже проделал. Например, логику Аристотеля, это замечательное творение его гения, вовсе не следует синтезировать с логикой Платона, по той простой причине, что логика Аристотеля очень сильно ушла от нее вперед (или, по крайней мере, от того, что мы знаем о ней) и вобрала в себя все то, что было ценного в логике Платона.)
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Аристотель
Аристотель
Мы уже вспоминали этого великого философа (384–322 гг.), ученика Платона и учителя Александра Македонского. Теперь чуть подробнее вспомним.
Вопрос 3.105Как Аристотель оценивал завоевательную политику своего ученика, Александра Македонского? Что говорит философ в
Аристотель
Аристотель
Ответ 3.105«Большинство государств, обращающих внимание только на военную подготовку, держатся, пока они ведут войны, и гибнут, лишь только достигают господства. Подобно стали, они теряют свой закал во время мира».Империя Александра Македонского, как известно,
Глава 14 Аристотель о нашей демократии
Глава 14
Аристотель о нашей демократии
Это же уму непостижимо, как мы рванулись строить демократию, не удосужившись хоть что-нибудь почитать о том, что это такое.Результат: мы до того достроились, что однажды (в 1996 г.) все проснулись в криминально-бюрократическом
АРИСТОТЕЛЬ (384–322 до н. э.)
АРИСТОТЕЛЬ
(384–322 до н. э.)
Философии Платона не хватало систематичности. Этот недостаток с лихвой восполнил Аристотель, создавший, помимо всего прочего, первую классификацию наук. Сохраняется поныне его принцип разделения научных знании на теоретические и практические
Глава 18. ПЛАТОН. ИСТИНА
Глава 18. ПЛАТОН. ИСТИНА
«Египетскую легенду об Атлантиде, которая также распространена в фольклоре народов с берегов Атлантического океана — от Гибралтара до Гебридских островов, а также у народа йоруба в Западной Африке, — нельзя отбрасывать, как чистую
15. Античный Аристотель — учитель Александра Македонского и Аристотель Фиорованти в Москве XV века
15. Античный Аристотель — учитель Александра Македонского и Аристотель Фиорованти в Москве XV века
Как мы говорили, Александр Македонский — это отражение, в частности, великого османского-атаманского полководца XV века Магомета II, а также султана Сулеймана Великолепного
ГЛАВА VIII АРИСТОТЕЛЬ И ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
ГЛАВА VIII
АРИСТОТЕЛЬ И ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА
Платон и Аристотель — великие, выдающиеся личности не только в истории философии, но и в истории человечества. И тот и другой — гении. Значение термина «гений» часто принижают. Что он, собственно, означает в данном случае? Он означает
«Платон» или «Аристотель»?
«Платон» или «Аристотель»?
Это правда, что большой учитель знает, чему учить, как учить и зачем учить. Знал это и великий Платон. Он считал, что доверять можно только таким методам обучения, которые помогают учителю точно видеть конечную цель обучения и знать, почему эта
АРИСТОТЕЛЬ (ок. 384 г. до н. э. – ок. 322 г. до н. э.)
АРИСТОТЕЛЬ
(ок. 384 г. до н. э. – ок. 322 г. до н. э.)
В анналы мировой философии Аристотель вошел как первый ученый-энциклопедист, поражающий обширностью знаний и размахом исследований. Древние источники приписывают ему более ста книг, из которых до наших времен дошла лишь
Аристотель (Род. в 384 г. до н. э. – ум. в 322 г. до н. э.)
Аристотель
(Род. в 384 г. до н. э. – ум. в 322 г. до н. э.)
Древнегреческий философ, ученый-энциклопедист, основоположник науки логики и ряда отраслей специального знания. Основные сочинения: логический свод «Органон» («Категории», «Об истолковании», «Аналитики» 1-я и 2-я,
Глава 4. «Московский Златоуст» Платон Левшин
Глава 4. «Московский Златоуст» Платон Левшин
По-настоящему первым из наследников, у кого был подлинный учитель Закона Божия, стал император Павел I[115].Император Павел I Петрович – одна из наиболее загадочных и трагических фигур на российском престоле. Несмотря на обширную
Наивысшее развитие греческой философии (IV в. до н.э.)
Платон жил между 427 и 347 в.в.до н.э. Это великий древнегреческий философ, которого считают основоположником всей европейской философии. Ученик Сократа (о котором мы знаем прежде всего из произведений Платона).
Свою философию Платон разделял на три части: диалектику, физику и этику. Диалектика — учение о бытии, физика — учение о природе; этика — учение о нравственности. При этом надо иметь в виду, что физика у древних греков включала в себя не только знания о природе, но и о природе человека, т.е. психологию.
Слово “диалектика” употребляется у Платона в двух смыслах: как название одной из частей его учения и как название приема анализа понятий. Происходит этот термин от diaicktike — разговаривать и буквально означает “относящиеся к разговору”. Почему Платон использовал этот термин для названия своей философии? Видимо потому, что мышление, по его утверждению, есть разговор души с самой собой.
- Рассмотрим платоновское учение “диалектика”, которое
называют также теорией идей. Каждому понятию, считал Платон, соответствует бытие. Существуют не только отдельные, напр., человеческие индивидуумы — Сократ, Диоген, но и особое бытие, особая сущность, соответствующая общему понятию человека. Или: существуют не только отдельные столы, но и особое бытие, соответствующее понятию стола и т.д.
Эти сущности Платон называл идеями (или — видами). Платон употреблял также существительные, отражающие общие свойства предметов, напр. столов: “стельность”, лошадей — “лошадность” и т. д. Знание, считал Платон, есть обобщение чувственных образов. Таким образом, отправной точкой философии Платона служила гносеология, теория познания. Идеи по Платону, есть истинное бытие, ни одна из идей не возникает и не уничтожается, идея тождественна сама с собой. Идея не воспринимается чувствами, а только мыслится. Идея — сущность и причина чувственно-воспринимаемых предметов: не было бы ее, не было бы и их (т. е. не было бы самой красоты, не было бы красивых вещей: не было бы человека, не было бы и конкретных людей: Платона и Coкрата).
Таким образом, идея — это форма определенною сущностью предметов. Предметы свидетельствуют о присутствии идеи. Причем, отдельные предметы возникают и исчезают (люди рождаются и умирают), класс, род же — сохраняются. Платон рассматривал это сохранение идеи как сохранение причины всех вещей. Каждая идея есть как бы первообраз (парадигма) для каждой вещи. А каждая вещь есть подобие этой идеи. Так, “сама справедливость” или идея справедливости есть первообраз (парадигма) всех справедливых поступков. Каждый отдельный справедливый поступок служит подобием “самой справедливости”.
Каждая идея, по Платону, представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся отдельные предметы. Напр., идея красоты или “сама красота” есть совершенная красота (Об этом подробно говорится в диалоге Платона “Пир”).
Итак, какова диалектика Платона? Это признание двух обособленных друг от друга миров: мира бытия и мира вечных и неизменных идей (мир идеалов).
- Физика Платона, как уже говорилось, включала в себя и учение о
человеке, поскольку человек и его душевный мир рассматривались как часть природы. Физика (от греч. природа) буквально означает “касающееся природы”, поэтому так называлось все философское учение о природе.
У Платона физике посвящен диалог “Тимей”. По гносеологии Платона природа — не истинное бытие, а лишь бывание, по которому она не может быть предметом знания. У Платона диалектика — это циклы научного мышления. Знанием для него является математика, а также — метафизика (а именно — учение об идеях, о душе). Учение же о природе (т. е. все естественные науки) относятся к мнению (или к веру). До сих пор эта точка зрения Платона является наиболее критикуемой.
В диалоге “Тимей” Платон ввел понятие Демиурга (творца). Учение о знании как воспоминании называют платоновской теорией воспоминания или платоновской теорией прирожденности знания, или — прирожденности общих понятий. Учение это изложено в платоновском “Федоне”.
- Этика Платона (произведения “Федон” и “Государство”) основана
на понимании добра как высшей цели нашей деятельности. В чем состоит осуществление добра на земле? Оно — не в достижении литого счастья, и в совершенном обществе. Этика Платона — не индивидуальная, а социальная, она органически связана с политической историей государства.
Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая по
своему составу душа преобладает в нем: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Им соответствуют и разные типы добродетели: если преобладает разумная, то людям свойственна мудрость, которая состоит в истинном знании, т.е. в знании идей (идеалов), а следовательно — в понимании. Людей, которые предрасположены к правде справедливости и умеренности во всем, касающемся чувственных наслаждений, Платон называл философами, мудрецами, и отводил им роль правителей в Государстве.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
При преобладании аффективной части души человек отличался мужеством, отвагой. Эти качества необходимы воину или “стражу”, который охраняет государство. Люди же с душой вожделеющего тина должны заниматься физическим трудом, и они слишком привержены к телесно-физическому миру. Это крестьяне, ремесленники, обеспечивающие материальную жизнь государства.
Платон считал, что в каждом человеке есть все три части души, но преобладает какая-либо одна из тpёx. То же относится и к народам. Так, у греков чаще, чем у других народов, рождаются, по Платону, люди с преобладанием разума над другими частями души, потому греки и преуспели в науке.
Цель государства, т. е. смысл его существования, состоит в обеспечении справедливости. Получается, что цель его — этическая. Однако исторические причины возникновения государства иные — экономические.
Есть одна добродетель, которая, по мысли Платона, должна быть присуща всем сословиям — это мера. Ничего сверх меры — принцип, общий для большинства греческих философов.
Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) углубил изучение проблем гносеологии с точки зрения логики, он по праву считается основателем логики. В чем состоят основные положения аристотелевского учения?
1. Аристотель создал учение о категориях (у него есть сочинение “О категориях”). Это учение основывается на платоновской теории идей и мысли о разнокачественных идеях. Аристотель различает прежде всего две категории: сущности и качества. Так, по Аристотелю, идея добра и само добро соотносятся как сущность и качество. Сущность существует сама по себе, а не в чем — то другом. Качество (и кoличecтвo) всегда соответствует какой-либо сущности, а не существует само по себе.
Понятия Аристотеля “сущность” и “качество” (пли “принадлежность”) при переводе на латинский язык обозначили терминами “субстанция” и “акциденция” (они и сейчас используются в философском языке).
2. Учение о материи и форме Аристотеля означало учение о двух началах каждой вещи. Аристотель первый из философов ввел понятие материи, для чего использовал обыденный язык. Понятие “материал” (напр. лес, строительный материал). Форма у Аристотеля — это не облик предмета, а деятельное начало, заставляющее материю сделаться определенной вещью.
3. Проблеме материи и формы посвящено его произведение “метафизика”. Метафизикой Аристотель называл собственно философию (“первую философию”). С IV в. до н.э. так стали называть философию.
4. Изучение бытия возможно лишь с помощью логики, считал Аристотель. Логика, по Аристотелю, имеет методологическое значение для познания. Она помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выведения общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией (выведение общего из частною) Метод доказательств из силлогизмов, т. е. из общих выводов — получение производных суждений, частных, он назвал дедукцией.
5. Важнейшее учение Аристотеля — о душе человека. На нем основана аристотелевская этика. Главное преимущество человека — его разум, которого нет у животного. Разум есть способность мыслить общее (т. е. способность познать общие начала и на основе этого знания объяснять частное, единичное). На этом основано наличие речи у человека (именно в речи проявляется мысль об общем) и отсутствии ее у животного. Далее, у человека есть наука (т. е. знание общих начал), и ее нет у животного. Разум обусловливает действие человека, формирует его волю. Воля складывается из стремлений и предполагает готовность человека к нравственному выбору (который в свою очередь основан на знании общего).
Основные сочинения Аристотеля: “Физика”, “Метафизика”, “О душе”, “Никомахова Этика” (она посвящена сыну Аристотеля — Никомаху), “Политика”, “Поэтика”.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Содержание:
Введение
В Древней Греции философия была идеологической основой политических и правовых доктрин. Это предопределило постановку таких вопросов, как причины возникновения государств и законов, их взаимодействие и общие законы развития.
Философы античности вписали яркую и содержательную страницу в историю развития знаний и представлений о человеке, социальных формах его бытия. Платон, Аристотель. Платон и Аристотель были пионерами в освещении философских и юридических идей. В своих трактатах они выделили положения о справедливости, законах, праве, правовом устройстве государства. Платон вошел в историю политической мысли как создатель двух проектов идеального государства. Аристотель внес большой вклад в создание модель государственного устройства, предложили критерии справедливой формы правления — интересы общего блага, применимые к любому современному государству, их философские и правовые идеи остаются актуальными и в наше время.
Философско-правовые взгляды Платона
Платоновская идея идеального государства
В эссе Государство философ выразил свое поведение идеального государства, предпосылкой для которого является рабский труд (Законы). Это произведение принадлежит к более зрелой эпохе древнегреческого философа и содержит учение о государстве. в наиболее совершенном виде. Состояние Платона, как и вся человеческая жизнь, подчинено единой небесной цели. Прежде всего, оно должно быть зеркалом внутреннего мира человека. Идеальное состояние души человека заключается в гармоничном согласовании всех ее частей, в подчинении всей умственной деятельности идеальному божественному порядку. Такое гармоничное состояние души, Согласно учению Платона, это справедливость. В сообществе, как и в человеческой душе, основным требованием является справедливость как гармоничное согласование всех частей социального организма в их общем подчинении миру в идеале. Эта справедливость заключается в том, что следующее: каждый отдельный член сообщества должны заниматься своим делом, не врываясь в сферу деятельности другого, и все вместе должны служить идее, являясь совершенным зеркалом, отражением идеи добра.
Главная черта идеального состояния Платона — это полное подчинение личности абстрактной родовой идее. Платоновский идеальный мир исключает из себя все индивидуальное, конкретное. Мы находим тот же божественный порядок в человеческом обществе, который отражает и воспроизводит в себе идеальный мир. В состоянии Платона человек — это какое-то безличное существо, общий тип, абстрактная родовая идея, но не как индивидуум, не как отдельная личность, а как представитель некоторого родового абстрактного понятия, как член определенный социальный класс. Цель государства — не личность, несчастье отдельного субъекта, а подчинение всех индивидуальных стремлений безличной родовой идее. В идеях Платона индивид должен быть полностью подчинен общему благу: государство существует не ради человека, а человек живет ради государства.
Платон считал, что основным принципом идеального государства является справедливость. Руководствуясь справедливостью, государство решает важнейшие задачи: защищать людей, обеспечивать их материальными благами, создавать условия для их творческой деятельности и духовного развития. В этом отношении идеальное государство Платона делится на три класса; это три сословия: философы-правители, воины и рабочие, ремесленники и земледельцы — в соответствии с тремя частями души — умные, страстные и похотливые. У каждого класса своя добродетель (мудрость, отвага и умеренность). Эти добродетели в совокупности образуют высшую добродетель — справедливость.
Все граждане идеального государства составляют одну семью, одно государство. Все они дружат друг с другом; а между друзьями все должно быть общим — жены и имущество. Это упразднение семьи и собственности было направлено на установление общих интересов, единства, товарищества и взаимной любви между всеми гражданами. Это потребовало устранения всех разделяющих индивидуальных интересов. Этим Платон думал положить конец всем социальным раздорам и волнениям, положить конец борьбе политических партий.
В идеальном состоянии рождение и воспитание детей нельзя ставить в зависимость от случайного влечения, от эгоистического желания родителей, поэтому государство вторгается в заключение брака. Правитель определяет количество браков и выбирает родителей, которые по своим физическим и моральным качествам могут произвести на свет лучших граждан для государства. Государство не терпит сильных, постоянных привязанностей, поскольку они привносят в общество эгоизм; влюбленная пара, изолируя себя в эгоистическом чувстве, тем самым привносит в общество частный интерес, нарушающий единство общественной жизни, гармонию чувств и интересов, а потому грозит гибелью идеальному государству.
По Платону, государство — это образовательное учреждение, которое облегчит своим гражданам нелегкий путь восхождения от чувственного земного мира к загробной вечной жизни. Платон считал эту задачу, по сути, той задачей, которую преследует церковь в христианском мире: это объединение людей для их общего спасения. Поверив в сверхчувственное Божество, он провозгласил отказ от индивидуальной воли, от земного счастья, от всех земных интересов как необходимое условие для спасения.
Платон передал власть классу правителей — философов, которые живут внутренней идеальной жизнью, в непосредственном созерцании постигают идею, видят красоту сверхчувственного, мыслимого мира. Задача правителя — во-первых, обдумать идею, а во-вторых, реализовать ее на практике. Идея добра воспринимается философией и поэтому задача правительства, политики — это, прежде всего, философская задача. Правитель в идеальном государстве сочетает в себе всю полноту верховной власти, отдавая приказы по своему усмотрению.
Правители и воины — единственные свободные классы в идеальном состоянии. Оба эти класса полностью поглощены своими общественными, служебными обязанностями и свободны от материального труда. Если два высших класса свободны от материального труда и полностью посвящают себя общественной деятельности, то, наоборот, третий класс — рабочие, не участвующие в общественной деятельности, полностью поглощены своей частной экономикой, материальным трудом. Для этого нужен третий, рабочий класс ремесленников и земледельцев. Согласно Платону, свободные граждане двух высших классов считают этих рабочих своими друзьями и кормильцами.
Таким образом, идеальное государство трактуется Платоном как воплощение идей в земную, политическую и правовую жизнь. Состояние Платона, как и вся человеческая жизнь, подчинено единственной небесной цели. Главная черта идеального состояния Платона — это полное подчинение личности абстрактной родовой идее. Платон считал, что основным принципом идеального государства является справедливость. Все граждане идеального государства — одна семья. Согласно Платону, государство является образовательным учреждением и вмешивается в заключение брака. Платон передал правительство классу правителей. Правители и воины — это свободные классы в идеальном состоянии.
Справедливость, закон, законы Платона
Основной идеей трактатов древнегреческого философа Платона была идея справедливости и добра. Самые важные идеи — это идеи справедливости и добра. К ним должно стремиться все в мире. С 81 года философ относил Правосудие к самому прекрасному, величайшему добру, которым следует обладать. По его мнению, справедливость предполагает определенное равенство соответствующей меры. Он различал два типа равенства: геометрическое и арифметическое. Лучшим Платон считал геометрическое равенство, равенство, вознаграждающее каждого пропорционально его природе.
Философ считал справедливость одной из добродетелей. Платон писал, что есть два типа человеческой добродетели — обыкновенная добродетель (гражданская) и высшая (философская). Обычная (гражданская) добродетель основана на идее, на воображаемой истине, на правильном мнении. Высшая добродетель соответствовала созерцанию вечных идей и называлась мудростью. Платон выделил четыре добродетели: мудрость, отвагу, рассудительность и справедливость. Смелость, рассудительность следует считать условными.
Платон пытался доказать, что идея справедливого существует сама по себе и имеет свою содержательную основу в мире идей. Философ рассмотрел идею справедливости на примере устройства идеального государства. Платон утверждал, что государство должно структурировать свою деятельность таким образом, чтобы вся система его граждан была подчинена нормам и принципам, вытекающим из идей добра и справедливости. Государство, стремящееся к справедливости, прекрасно. Платон сравнивал идеальное состояние с душой человека. В душе каждого человека есть три принципа : рациональный, яростный, похотливый. Эти три принципа слиты, но в государстве они разделены и воплощены в разных классах: философы, воины, производители (ремесленники и земледельцы). Платон рассматривал понятие государства с точки зрения функций, возникших на основе разделения труда, сословий. Справедливость — это такая социальная структура, в которой существует мудрое разделение труда между сословиями, каждое из которых успешно занимается своим делом, где существует прочный и достойный порядок.
Поэтому он разделил общественный строй в государстве на три сословия — земледельцев, воинов и философов еда — земледельцы, ремесленники и торговцы, что в человеке означает: в одном проявлении — жадность, а в другом — умеренность; защита — войны и чиновники, которые благодаря своему воспитанию способны защищать государство, поддерживать ему повиновение 3. обучение — это философы, люди науки, которые в силу своего познания истинного блага устанавливают законы, воспитывают помощники и управляют всем государством, что есть в человеке, соответствует разуму и мудрости. Каждый класс занят своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое управление, поскольку только они имеют доступ к истинному знанию; охранники защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства к жизни. Именно в гармонии, в согласовании этих трех состояний государства и заключается его совершенство, которое Платон называл справедливостью. Справедливость, по его мнению, выражалась в преданности всех сословий своему делу, в том, что каждый выполняет свои обязанности. Когда каждое сословие будет заниматься своим делом, к которому оно приспособлено, в этом случае справедливость восторжествует.
Разумные, справедливые законы трактовались Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Справедливость — это такая социальная структура, в которой существует мудрое разделение труда между сословиями, каждое из которых успешно занимается своим делом, где существует прочный и достойный порядок.
Согласно Платону, естественный закон, законный и справедливый, представляет ту же самую сущность. Он различал два типа права — метафизическое право и эмпирическое право. Метафизический закон — идеальный (естественный) закон, связанный с возможностью существования законодательства оптимального правопорядка. Эмпирический — это живой закон, существующий на самом деле. Чтобы не навредить государству и народу, между ними устанавливается причинно-следственная связь.
Ряд юридических идей о праве и праве выделен Платоном в диалоге Политик. По Платону, политика — это царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми. С такими данными правителям больше не будет иметь значения, правят они по законам или без них.
Взаимосвязь и единство государства (полиса) и законов — существенный принцип всей философии Платона. Платон описал более реалистичную модель правления в своем новом объемном труде Законы. Государство, построенное Платоном в Законах, как раз и является одним из тех, где законы предписаны правителям. В Законах Платон нарисовал второй лучший государственный строй. Основная ставка была сделана на подробные и жесткие законы, строго регулирующие все сферы жизни общества и государства в целом. Платон в Законах различал два типа правления: один — при котором правители превыше всего, другой — при котором законы предписаны правителям.
Содержание принципа законов было следующим: законы имеют божественное происхождение, законы должны быть вечными и неизменными, законы должны быть справедливыми, законы должны быть суровыми (допускается смертная казнь), не допускаются пробелы в законодательстве, что про закон молчит, значит, он запрещает. Придавая большое значение развитию теории права, Платон писал: Действительно, из всех наук наука о законах является наиболее совершенной для того, кто ими занимается.
Платон подходил к праву как к определению разума. Такой подход стал обычным явлением для всей последующей линии философии права. Он подчеркнул, что мы должны, насколько позволяет нам доля бессмертия, следовать этой жизни с убеждением, как в общественных, так и в частных делах — в устройстве государств и домов, — называя эти определения разума законом. Специфика понимания Платона в том, что закон формулирует не сущность существующих отношений, а, напротив, разум несуществующих отношений. Законы, таким образом, выступают как средство введения принципов разум в жизни и взаимоотношениях людей, как форма восстановления стандартов божественного правления, доступная для людей.
Помня о рациональности закона, Платон утверждал, что люди должны, сопротивляясь всем другим побуждениям, следовать только одному требованию закона. Платон очень высоко ценил знание законов, считая созвучие божественного и чудесного закона и разума не случайным.
Таким образом, Платон относил справедливость к самому прекрасному, величайшему добру. По его мнению, справедливость предполагает определенное равенство соответствующей меры. Философ считал справедливость одной из добродетелей. Есть два типа человеческой добродетели — обыкновенная добродетель (гражданская) и высшая (философская). Он считал, что Справедливость — это такая социальная структура, в которой существует мудрое разделение труда между сословиями, каждое из которых успешно занимается своим делом. Согласно Платону, естественный закон, законный и справедливый, представляет ту же самую сущность. Платон различал два типа правления: один — при котором правители превыше всего, другой — при котором правителям предписываются законы. Он разработал содержание принципа законов, которое заключалось в следующем: законы вечны, неизменны, справедливы, суровы. Из всех наук человек совершенствует науку законов.
Философско-правовые идеи Аристотеля
Идея справедливости Аристотеля
Аристотелю приписывают развитие идеи справедливости. В освещении проблемы справедливости проявляется связь между этикой и политикой. Согласно Аристотелю, справедливость представляет собой все добродетели в человеческих отношениях и имеет отношение к предмету политики. Политика, закон и законы обладают всеми достоинствами, то есть политической справедливостью. Справедливость как приобретенное качество души и характера является величайшей из добродетелей и относится к предмету этики.
Характеризуя соотношение справедливости и добродетели, Аристотель выделял формы политического (государственного) устройства, соответствующие принципу справедливости и идее права. Он писал: По сути они идентичны, но в проявлении они различны: одно — справедливость, добродетель, проявляющаяся по отношению к другим, другое — добродетель — это приобретенное духовное качество, взятое без учета Этика, V, 3. Аристотель отметил, что понятие справедливости означает одновременно законное и равное, а несправедливость означает незаконное равенство. Неравномерное и незаконное отличаются друг от друга как часть целого: все, что неравномерно, незаконно, но не все, что незаконно, неравномерно. Этика, V, 5 Аристотель не дает общего определения справедливости. Он различал два типа справедливости: распределяющую и уравнивающую. Распределительная справедливость основана на равенстве, уравнивание предполагает и оправдывает неравенство. Распределение справедливости — это проявление справедливости в распределении власти, чести и вознаграждений, которые могут быть разделены между членами общества, когда один получает больше, а другой меньше, в зависимости от их заслуг. В качестве принципа распределения справедливости он обосновал необходимость разделения соответствующих благ, общих для всех граждан, в соответствии с их достоинством. Распределение по заслугам рассматривается как сущность справедливости, понимаемая как общий принцип возмездия. Таким образом, согласно принципу распределения справедливости, для более достойных должно быть больше благ. Аристотель считал: Все люди, как принцип распределения справедливости, согласны с тем, что при распределении справедливости следует руководствоваться достоинством, но не все видят меру достоинства в одном и том же, но граждане демократии видят его в свободе, олигархия в богатство, а аристократизм — добродетель. Этика, V, 6 Распределения справедливости представлен в виде геометрической пропорции, как и пропорциональность между четырьмя членами. Момент равенства в распределении появляется справедливость как равенство в геометрической пропорции.
Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена. Этика, V, 5. Обмен не может происходить без равенства; но равенство без соизмеримости. Чтобы вознаградить равных, необходимо найти уравнение между обмениваемыми услугами и продуктами разной ценности. Необходимо сначала найти пропорциональную меру равенства, а затем, исходя из этого, сделать вознаграждение равным. Равная справедливость предполагает, что люди полностью равны, а достоинство не имеет значения. Уравнивая справедливость, Аристотель имел в виду равенство арифметических пропорций. Аристотель писал: справедливость в обмене состоит из некоего равенства, согласно арифметической пропорции, безразлично, что порядочный человек лишил чего-то плохого, или плохой человек взял порядочное, или порядочный человек совершил прелюбодеяние., и не плохой человек. Платон. Этика, V, 7 Уравнивание справедливости — это середина вреда и пользы, ограничение произвола. Отход от такой середины — неравенство. Суд, к которому обращаются участники спора, наказанием вновь восстанавливает равенство, лишая заинтересованное лицо. Аристотель отмечал: обратиться в суд — значит обратиться к правосудию, поскольку судья хочет быть как бы олицетворением правосудия; более того, люди ищут беспристрастного судью, а в некоторых местах судей называют посредниками, чтобы показать, что люди, приняв справедливое решение, будут придерживаться середины. Платон. Этика, V, 7 Этот вид справедливости относится к гражданско — правовым сделкам, убыткам, преступлению и наказанию.
Аристотель интерпретировал политическую справедливость как политическое право. Он считал, что политическая справедливость должна существовать между людьми, свободными и равными, принадлежащими к одному общению с целью удовлетворения. Люди, не состоящие в таких отношениях, не могут иметь политическую справедливость по отношению друг к другу. У этих людей есть права, в отношении которых есть закон, регулирующий их отношения; закон предполагает преступление, суд предполагает распространение истины и неправды.
Аристотель писал, что закон олицетворяет политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. По его мнению, политическая справедливость выступает как принцип политической формы правления (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми, из отношений между мужем и женой) и права политического пути. организации отношений между людьми.
Согласно Аристотелю, справедливость представляет собой все добродетели в человеческих отношениях и имеет отношение к предмету политики.
Таким образом, справедливость является добродетелью человеческих отношений и относится к предмету политики. Аристотель различал два типа справедливости: распределяющую и уравнивающую, политическую справедливость и политический закон. Аристотель интерпретировал политическую справедливость как политическое право. Закон воплощает политическую справедливость и служит нормой для политических отношений между людьми.
Закон и закон Аристотелевская концепция верховенства закона
Право — это нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей определенную форму и устойчивость. Согласно Аристотелю, закон — это мера справедливости, регулирующая политическое общение.
Аристотель говорил, что самое главное в праве — это осознание, понимание сущности и сущности права, закона, государства. Аристотель был убежден, что справедливое и законное должны совпадать. Цель закона — общее благо и общее благо. В своем трактате Этика он писал, что закон регулирует отношения свободных и равных людей, отношения господства и подчинения, но отношения между рабовладельцами и рабами не являются предметом закона. Закон воплощает политическую справедливость и служит нормой для политических отношений между людьми. Концепция справедливости, — отмечал Аристотель, — связана с концепцией государства, поскольку закон, служащий критерием справедливости, является регулирующей нормой политической коммуникации.
Он разделял политическое право как естественное, так и условное.
Как естественное, так и обычное право являются политическими явлениями и имеют политический характер. Платон. Этика, V, 10 Что касается политического закона, — писал Аристотель, — он отчасти естественен, отчасти условен.
Естественный закон естественен, потому что он политичен, адекватен политической природе человека и выражает требования и представления о политической справедливости в человеческих отношениях. Естественный закон — это любой закон, который применяется везде и не зависит от того, считают ли люди его действительным или нет. Под условным правом Аристотель имел в виду все, что в дальнейшем стало обозначаться как положительное (позитивное) право. К условному праву он относил установление закона и универсальные соглашения. Более того, он говорил о писаных и неписаных законах. Под неписаным правом, которое также относится к условному (позитивному) праву, мы подразумеваем юридические обычаи (обычное право).
В учении Аристотеля и естественное, и условное право отличаются друг от друга, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. Что касается отношения между естественным и позитивным правом, Аристотель считал, что естественный закон вступает в силу, когда закон, установленный людьми, молчит.
Свою позицию он обусловил тем фундаментальным обстоятельством, что под природой в вопросе права он подразумевает именно политическую природу человека. Человек, согласно Аристотелю, по своей природе политическое существо.
Политическую природу естественного и условного права он определил общностью соблюдения условного права, естественного права и необходимостью учитывать требования политической справедливости при принятии закона, в процессе установления норм условного права.
Мыслитель считал, что политический закон должен соответствовать политической справедливости и закону. Каждый закон в основном предполагает какое-то право. Платон. Политика, 1,2,18,1255 a, 19 Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Аристотель считал, что человеку выгодно, чтобы тело подчинялось душе, а пораженная часть души подчинялась разуму. Признание важности разума в человеке заставило его искать аналог в общественной жизни. Закон признан таковым: Закон — уравновешенный разум.
Аристотель подчеркивал, что отклонение закона от закона будет означать отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма. Это не может быть делом закона, правила не только по праву, но и вопреки закону: стремление к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее закона, — Платон. Он отметил, что, хотя вся область права меняется, концепция справедливости в законе может измениться только определенным образом.
Важным компонентом политического качества закона было его соответствие политической справедливости и закону. Каждый закон предполагает какое-то право. Следовательно, это право должно найти свое выражение, воплощение и соблюдение в законе. Согласно Аристотелю, политическое правление — это верховенство закона, а не людей. Рациональность закона в толковании Аристотеля означает его правильность и легитимность, его соответствие политической справедливости и закону. Закон разумен, так как правильно выражает его политическую природу, идею закона. Это не может быть делом закона, — власть не только по праву; но также противоречит закону; стремление к принудительному подчинению, конечно, противоречит идее закона. Общество не может существовать без законов и прав: Человек, живущий вне закона и закона, хуже всего..
Его концепция справедливости связана с концепцией государства. Право, которое служит критерием справедливости, является регулирующей нормой политической коммуникации
Подобно политическому праву, различные формы политического (государственного) устройства соответствуют принципу справедливости и идее права.
Согласно принципу абсолютной справедливости, правильными являются только те формы государственного устройства, которые имеют в виду общую выгоду. Те же самые формы, в которых имеется в виду только личное благо правителей, все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных; они основаны на деспотическом принципе, а государство — это общение свободных людей.
Под понятием устройства политико-правового государства следует понимать свободу участников политики — правовое общение.
Таким образом, политика (государство) и закон, согласно Аристотелю, являются формами свободы, формами общения между свободными людьми, но не зависимыми индивидами, находящимися в деспотическом подчинении или в рабском государстве. В интерпретации Аристотеля общность политических и правовых форм и явлений, противостоящих деспотизму, в определенной степени означает верховенство закона.
Таким образом, в учении Аристотеля право воплощает политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. Политический закон естественен и условен. Каждый закон предполагает некое право. Различные формы правления соответствуют принципу справедливости и идее закона. Важным компонентом политического качества закона было его соответствие политической справедливости и закону. Политика (государство) и закон — это, по Аристотелю, формы свободы, формы общения свободных людей.
Заключение
Платон и Аристотель внесли большой вклад в историю философской, политической и правовой мысли, создание философско-правовых представлений о государстве, праве, законах и справедливости.
Идеи Платона об идеальном государстве можно увидеть в политических режимах Латинской Америки и Африки. Некоторые положения, например, о неотвратимости наказания, лежат в основе уголовных кодексов практически всех современных государств. Аристотелю приписывают развитие структуры правосудия. Он разработал критерий справедливой формы правления — интересы общего блага.
Идеальное государство и разумные, справедливые законы интерпретируются Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. Идея справедливости стала центральной темой его трактата о государстве. Платон пытался доказать, что идея справедливого существует сама по себе и имеет свою содержательную основу в мире идей. Философ рассматривал идею справедливости на примере устройства идеального государства, считая ее высшим благом. Платон утверждал, что государство должно структурировать свою деятельность таким образом, чтобы вся система его граждан была подчинена нормам и принципам, вытекающим из идей добра и справедливости. Поэтому он разделил общественный строй в государстве на три сословия — земледельцев, воинов и философов. Именно в гармонии, согласовании этих трех сословий государства заключается его совершенство, которое Платон называл справедливостью.
Взаимосвязь и единство полиса и законов — существенный принцип всей философии Платона. Платон развил естественно-правовую позицию Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же. В своем трактате Законы Платон представлял государство, в котором правителям предписаны законы. Подход к праву как к определению разума стал общим местом для всей последующей рационалистической линии в философии права.
Аристотель внес большой вклад в создание модели государственного устройства. Его опыт вдохновил многих мыслителей и политиков разных эпох на действия, которые скорректировали ход истории. Его концепция справедливости связана с концепцией государства. Согласно Аристотелю, различные формы политического (государственного) устройства соответствуют принципу справедливости и идее права. Аристотелю приписывают развитие структуры правосудия. Он разработал критерий справедливой формы правления — интересы общего блага. Этот критерий применим к любому современному государству. Аристотель различал два типа справедливости: распределяющую, основанную на равенстве, и уравнивающую, предполагающую неравенство. Согласно Аристотелю, закон олицетворяет политическую справедливость и служит нормой для политических отношений между людьми. Он разделил право — естественное и условное. Как естественное, так и обычное право являются политическими явлениями и имеют политический характер. Мыслитель считал, что политический закон должен соответствовать политической справедливости и закону. Каждый закон в основном предполагает какое-то право. Аристотель понимал концепцию политического правового государства как свободу участников политики — правовое общение.
Список литературы
- Зубов, В.П. Аристотель / В.П. Зубов. — М.: Либроком, 2016.
- Лосев, А.Ф. Критика платонизма Аристотелем / А.Ф. Лосев. — М.: Академический проект, 2008.
- Нерсесянц, В. С. Философия права / В. С. Нерсесянц. — М.: Норма, 2012.
- Платон. Политика. (книга в электронном виде без указания страниц) 1963.
- Платон. Этика. (книга в электронном виде без указания страниц) 1971.
- Трубецкой, Е. Н. Политические идеалы Платона и Аристотеля / Е. Н. Трубецкой. — М.: Либроком, 2003.
- Философия права: Учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. / Под ред. О.Г. Данильян. — М.: Эксмо, 1999.
- Реферат на тему: Философия и миф: общее и особенное
- Реферат на тему: Ницшеанство
- Реферат на тему: Идея русского мессианства в истории — Н.Я. Данилевский и И.А. Ильин
- Реферат на тему: Философия и религия общее и особенное
- Реферат на тему: Этические проблемы клонирования человека
- Реферат на тему: Философия о смысле человеческой жизни
- Реферат на тему: Миф как форма мировоззрения. Философия и миф
- Реферат на тему: Философия её предмет и место в системе научного знания
- Реферат на тему: Кризис европейского человечества и философии
- Реферат на тему: Этическое учение И.Канта
- Реферат на тему: Философия. Основные концепции и критерии истины
- Реферат на тему: Учение о добре и зле