Признаки сказки в произведении Пушкина о царе Салтане
В сказке Александра Сергеевича Пушкина о царе Салтане присутствует несколько признаков сказки.
1. Чудеса и волшебные явления
В этой сказке постоянно происходит какое-либо волшебство:
- возникновение города на острове за одну ночь
- волшебная белочка с драгоценными орехами
- дружина из 33 богатырей и дядька Черномор
- прекрасная царевна Лебедь
- быстрый рост князя Гвидона в бочке («Не по дням, а по часам»)
- волна слушается молодого царевича
- чародей в обличье коршуна
- превращение князя Гвидона в комара, мошку и шмеля
2. Зачин
В сказках обычно присутствует зачин. В данном случае он выглядит так:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
3. Счастливый конец (победа добра)
Отличительной чертой всех сказок является счастливый и справедливый конец, а также победа добра над злом. В сказке о царе Салтане все заканчивается благополучно: отец воссоединился с женой и сыном.
4. Присказка
Не всегда, но часто в сказках бывают присказки. Здесь она расположена в конце произведения:
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил.
5. Нескрываемая вымышленность сюжета
С самого начала произведения понятно, что все происходящие события являются вымышленными и не имеют ничего общего с реальными историческими событиями.
6. Преодоление потери
Для волшебных сказок характерно преодоление какой-либо потери или препятствия. В данном случае речь идет о разлуке царя Гвидона со своей женой и сыном.
7. Два поколения
В экспозиции сказки традиционно присутствуют два поколения. В данном случае речь идет о царе Салтане с его женой и о князе Гвидоне с царевной Лебедью.
8. Троекратные повторы
В сказках часто используется троекратный повтор какого-либо события.
В данном случае мы видим, что князь Гвидон трижды обращается в насекомое, трижды летает к своему отцу, и трижды царевна Лебедь исполняет его просьбу (белочка, богатыри и ее превращение в царевну).
Кроме того, в сказке было три сестры, а потом три бабы, которые отговаривали царя Салтана.
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки.
Цель:
- а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной;
- работать над навыками выразительной речи;
- учить работе с текстом;
- закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.
Наглядность: иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане…» ,компьютер, интерактивная доска
Планируемые результаты
Личностные
-включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне;
-регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
-эмпатия, понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающееся в конкретных поступках; эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой;
-познавательная мотивация учения.
Познавательные
— расширять знания учащихся о жанрах; читать произведение данного жанра с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием; добиваться понимания содержания сказки.
Регулятивные
-определять цель учебной деятельности;
-контролировать выполнение задания
-определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Коммуникативные
-работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
-собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;
-оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
-владеть диалогической формой речи.
Ход урока:
1.Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Постановка проблемного вопроса.
Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».
Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
- Есть волшебство
- Странствия, приключения героев
- Кто-то мешает или помогает
- Герой воюет с нечистой силой
- Эпизоды повторяются по 3раза
- Есть зачин, концовка
- Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
- Повторы
- Общие места
- Строй сказки плавный, напевный
- Сказочник рисует словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказке
Жанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» — литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин.
Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки
Приведите примеры героев, где был бы показан его характер
В кухне злится повариха (злость)
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене (зависть)
С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный)
Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке — письменно)
Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
- Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?
Мысли
Приведите примеры
Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещенный мир
Приготовила б я пир…
Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки царя
Родила б богатыря
А какие человеческие чувства вы знаете?
Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…
А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке.(работа с интерактивной доской)
(Отметить на листе под цифрой 2 — письменно)
Век тебя я не забуду:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом!
- Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?
Пушкин придумывает ход событий
Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»
Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь;
Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость.
Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)
Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры)
Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…)
Узнайте по костюму героя сказки (показ на ИД) и запишите на листе под цифрой 3 (письменно)
Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
- Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок
Приключения, странствия героев:
Бочка по морю плывет…
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят…
Как вы понимаете эту шутку?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят –
Четырьмя все три глядят
Двух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых.
А комар-то злится, злится
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.
Повариха побледнела, обмерла и окривела!
Зажужжал он и как раз
Тетке сел на левый глаз,
И ткачиха побледнела:
«Ай!» — и тут же окривела.
Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются.
Что вы можете сказать о времени и месте действия?
Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо…
Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов?
А ткачиха с поварихой
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам:
Их нашли насилу там.
Тут они во всем признались,
Повинились, разрыдались
Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать
Докажите, что в сказке есть жизненная правда
Царь для радости такой отпустил всех трех домой…
Ветер по морю гуляет…
Чему учит сказка?
Учит справедливости , добру, правде
II. Анализ сказки по плану «Сюжет».
Что такое сюжет?
Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын.
В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет
Помогаем приводить примеры
Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены.
III. Рассмотрим план под названием «Композиция».
Что такое композиция?
Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
В сказке есть концовка:
Я там был, мед, пиво пил
Да усы лишь обмочил.
В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли
Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.
3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный.
IV.Физкультминутка. (Аудиозапись) Демонстрация презентации для физкультминутки, включение аудиозаписи. Учащиеся проговаривают слова и выполняют движения.
V. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.
Перечислим их (см.план на ИД)
- Синонимы
- Сравнения
- Эпитеты
- Противопоставления
- Ондокоренные слова
- Сложные слова
- Славянизмы
- Определение после определяемого слова стоит
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
- Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениями
Словно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь
Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)?
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Бог вас, дети, наградит
Обращение
Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?
Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?
Сложные слова
Найдите в тексте эпитеты
Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь
На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»
- Противопоставление
VI. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста( викторина на ИД)
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы? |
В те поры война была |
2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) |
Неведому зверушку |
3. Царь велит своим боярам, Времени не тратя даром, И царицу, и приплод … (что сделать?) |
Тайно бросить в бездну вод |
4. Какую песенку пела белка? |
Во саду ли, в огороде |
5.Разом пушки запалили, В колокольнях зазвонили, К морю сам идет Гвидон… Кого он встречает? |
Царя Салтана |
VII.Рефлексия.
Давайте подведем итоги.Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На экране следующие цифры:
Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.
Подробная запись в Михайловском – в 1824г.
14 стихов, остальное проза – 1828г.
Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.
А легко ли и интересно вам было читать сказку?
Да
Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором.
А теперь подведем итоги нашему уроку.
Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?
Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения
На этом урок закончен
👉 Ответы к странице 103. Литературное чтение 3 класс учебник Климанова 1 часть. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий.
Задание 11
Назови особенности волшебной сказки, которые ты встретил в произведении.
Ответ:
В «Сказке о царе Салтане…» встречаются троекратные повторы: три сестры говорят о своих желаниях, князь Гвидон трижды превращается в насекомых и три раза летает в царство Салтана, узнает о трех чудесах и получает их (белка, 33 богатыря, царевна-лебедь).
В сказке происходят чудеса: рост младенца «не по дням, а по часам», появление города на пустынном острове. Есть волшебные персонажи: царевна-лебедь, морские богатыри, чародей-коршун.
Гвидону помогает птица лебедь, которая в конце превращается в царевну.
В сказке есть положительные и отрицательные персонажи.
Князь Гвидон и царица были награждены за свою доброту, умение прощать, любовь к близким и готовность прийти на помощь.
В конце сказки добро одерживает победу над злом.
В сказке А. С. Пушкина такая же концовка, как в русских народных сказках:
«Я там был; мёд-пиво пил —
И усы лишь обмочил».
Задание 12
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Ответ:
Иллюстрации И. Я. Билибина отличаются красочностью, своеобразностью и большим количеством мелких и точных деталей. На стр. 79 изображено море. По нему к острову князя Гвидона плывет купеческий корабль. Море ярко-синее, на нем видны легкие веселые волны с белой пеной. Вдалеке зеленый остров, на котором издали виднеется большой город, обнесенный стеной.
На стр. 100 изображен большой пир во дворце князя Гвидона. В центре иллюстрации за праздничным столом беседуют Гвидон и Салтан. Рядом с ними сидят царица и царевна-лебедь. Перед столами стоят стражники в красных кафтанах. Один из гостей-бояр выпил лишнего и свалился со скамьи. Он сидит на узорчатом полу и разговаривает с любопытной кошкой. Позы главных героев подсказывают, что они рады долгожданной встрече, им есть, о чем поговорить.
Яркие краски, большие пятна красного и белого цветов добавляют изображению праздничность и передают ощущение оживления и радости на княжеском пиру.
Задание 13
Найди средства художественной выразительности, которые использует поэт. Запиши в «Рабочую тетрадь».
Литературное чтение
3 класс
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Особенности волшебной сказки.
Автор: Проценко Н.Л., учитель начальных классов,
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга Мурманской области
Тип урока: урок открытия нового знания |
||
Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе. Педагогические задачи: показать разнообразные виды работы, используемые на уроках чтения; учить детей работать со сказкой; развивать умение интонацией передавать настроение; развивать навыки выразительного чтения и пересказа; учить анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану, работать по картинному плану; развивать внимание, память, речь; воспитывать положительные качества |
||
Планируемые результаты |
||
Предметные: научатся анализировать художественное произведение, видеть особенности жанра сказки |
Метапредметные: познавательные: замечают в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализируют их назначение в тексте, используют авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах; регулятивные: формулируют учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворённость/неудовлетворенность своей работой на уроке; коммуникативные: оценивают достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям |
Личностные: проявляют доброжелательность по отношению к одноклассникам в дискуссиях, интерес к чтению сказок А. С. Пушкина. Воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения. Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения поставленных задач. |
Образовательные ресурсы: книги А. С. Пушкина для организации книжной выставки, иллюстрации к сказке, выполненные детьми, костюмы для инсценировки отрывка из сказки (три девицы), карточки для индивидуальной работы, тест, маршрутный лист. |
Ход урока (организационная структура урока)
Этап урока |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
1 |
2 |
3 |
4 |
I. Организация начала урока |
Прозвенел уже звонок, начинается урок. Будем все внимательны, активны и старательны. |
Показывают готовность к уроку. Приветствуют учителя. |
Владеют навыками психологической |
|
подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения |
||
II. Постановка темы и учебной цели |
Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прошло больше ста семидесяти лет, как погиб поэт, а наша любовь к нем у все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь. Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр. Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется. |
|
Аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания |
III. Проверка домашнего задания |
На доске – иллюстрации: картинный план сказки. На сколько частей разделили сказку? Прочтите названия частей. 1-я часть: 2-я часть:
3-я часть:
– Представьте, что вы в театре. Прочитаем 1-ю часть сказки «Выбор невесты» по ролям. При чтении постарайтесь отразить характер героя, выразить свое отношение к нему, обратите внимание на интонацию |
Выполняют выборочное чтение. Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы. Читают наиболее подготовленные ученики. 1-я группа инсценирует 1-ю часть до слов «В те поры война была…». 2-я группа пересказывает 2-ю часть до слов «В синем море звёзды блещут…». 3-я группа читает выразительно 3-ю часть до слов «И нарёкся: князь Гвидон…». 4-я группа работает по карточкам (см. ресурсный материал). Осуществляют самопроверку |
Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию. Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Дополняют, уточняют высказанные мнения. Владеют навыками самостоятельной работы, самопроверки |
IV. Работа над сказкой. Беседа с элементами выборочного чтения с опорой на картинный план |
|
У сказки хороший конец, ведь в сказке всегда добро побеждает зло. Выборочно находят ответы на вопросы. |
Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы. Владеют навыком выразительного чтения. Ориентируются в тексте произведения. Принимают и сохраняют учебные задачи. |
Фи з к у л ь т м и н у т к а (Имитирование движений под музыку Н. А. Римского-Корсакова.)
Кто из вас знает, что за музыка звучала? Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков в честь 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина |
Выполняют физкультминутку согласно заданиям |
. Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя |
|
V. Закрепление материала |
Словарная работа Сюжет – это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то или что-то помогает, или мешает. Помогает царевна Лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. В сказке есть волшебство. Например, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке встречаются странствия героев: корабельщики объехали весь свет. |
— Гвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей |
|
Работа в группе Подведение итогов работы в группе. Демонстрация творческих работ каждой группы |
Маршрутный лист Группа 1. 1. Выполнить тест. 2. Карточка. 3. Творческое задание (15минут) а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»; б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок. 4. Выступление с творческим заданием. Маршрутный лист Группа 2. 1. Выполнить тест. 2. Карточка. 3. Творческое задание (15 минут) а) нарисовать окно; б) прочитать по ролям отрывок с. 92-93 4. Выступление с творческим заданием. Маршрутный лист Группа 3. 1. Выполнить тест. 2. Карточка. 3. Творческое задание (15 минут) а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился; б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки). 4. Выступление с творческим заданием. — Ребята выходят к доске и показывают всему классу свою работу, анализируют её, подводят итоги. — Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал: «У Пушкина… сказки русские народные… совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова записаны на доске). Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?
А ткачиха с поварихой А комар-то злится, злится… С сватьей бабой Бабарихой И впился комар как раз Около царя сидят – Тетке прямо в правый глаз. Четырьмя все три глядят. Повариха побледнела, обмерла и окривела! Зажужжал он и как раз Тетке сел на левый глаз, И ткачиха побледнела: «Ай!» – и тут же окривела.
А ткачиха с поварихой Их нашли насилу там. С сватьей бабой Бабарихой Тут они во всем признались, Разбежались по углам: Повинились, разрыдались. Докажите, что в сказке есть жизненная правда. |
Работая в группе, соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания. Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли. Владеют навыками самостоятельной работы. Формулируют ответы на вопросы. Владеют навыками самоанализа. |
|
VII. Домашнее задание |
Выучить понравившийся отрывок сказки А. С. Пушкина наизусть. Составить характеристику других героев сказки. К нам приходят пушкинские сказки, Яркие и добрые, как сны. Сыплются слова, слова-алмазы, На вечерний бархат тишины. Шелестят волшебные страницы, Всё скорей нам хочется узнать. Вздрагивают детские ресницы, Верят в чудо детские глаза! |
||
VI. Итог урока. Рефлексия |
Чему учит сказка? Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин? На доске написаны следующие сведения: Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822 г. Подробная запись в Михайловском – в 1824 г. 14 стихов, остальное проза – 1828 г. Написал полностью в 1831 г., устроив творческое соревнование с Жуковским
Наш урок подошёл к своему завершению. Каждый урок ваше маленькое открытие, познание чего-то нового, ранее неизвестного вам. Я желаю вам ещё много новых открытий и приключений в мире литературных произведений. Спасибо за работу, урок закончен. |
– «Царь для радости такой отпустил всех трех домой…», «Ветер по морю гуляет…». – Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать. Учит справедливости, добру, правде Да, простил. Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению |
Ресурсный материал к уроку
КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Карточка 1
Ветер на море … (гуляет) И кораблик … (подгоняет). Он бежит себе … (в волнах) На раздутых … (парусах) |
Карточка 2
Царь … Салтан Князь … Гвидон Дядька … Черномор Царевна … Лебедь Сватья баба … Бабариха |
Карточка 3
Царь Салтан и 33 богатыря Князь Гвидон и царевна Лебедь Белка и сватья баба Бабариха Повариха и злой коршун Ткачиха и золотая рыбка |
ТЕСТ
Вариант 1
-
Что хотела сделать первая девица, если станет царицей?
а) На весь мир наткать полотна;
б) устроить пир на весь крещёный мир;
в) во всём слушаться царя;
г) родить богатыря.
-
Кем стала младшая сестра?
а) Царицей;
б) поварихой;
в) ткачихой;
г) нянькой.
-
Куда уехал царь Салтан?
а) На охоту;
б) в путешествие;
в) на войну.
-
О чём хотела царица сообщить мужу в своём письме?
а) что у нее все по-прежнему;
б) что она родила богатыря;
в) что она родила неведому зверюшку;
г) что ее обижают сестры.
-
Каким посланием было заменено её письмо?
а) что царица болеет;
б) что у царицы всё хорошо;
в) что царица родила неведому зверюшку;
г) что царица злая и неблагодарная.
-
Какой ответ отправил царь Салтан?
а) Бросить царицу и ребёнка в воду;
б) ждать его возвращения;
в) наказать ткачиху и повариху.
-
Что произошло с царским посланием?
а) Оно было заменено на другое;
б) вообще не было доставлено никакого послания;
в) оно было доставлено по назначению.
-
Куда волна вынесла царицу и сына?
а) На берег соседней страны;
б) принесла обратно;
в) на необитаемый остров;
г) на остров, где был большой город.
-
Кого увидел юноша на острове?
а) Чайку и ворона;
б) лебедь и ястреба;
в) лебедь и коршуна;
г) утку и орла.
-
Что сказала царевичу Лебедь?
а) что зря он убил чародея;
б) что он убил чародея и спас девицу;
в) что он убил очень злую птицу.
Вариант 2
-
Как начинается «Сказка о царе Салтане»?
а) «Три девушки под окном…»;
б) «Три девицы под окном…»;
в) «Три тётушки под окном…».
-
Расставь по порядку превращения царя Гвидона, вписав цифры:
а) муха; б) комар; в) шмель.
-
Что подгонял ветер на море?
а) Корабль; б) лодку; в) кораблик.
-
Какие орешки грызла белочка?
а) Бронзовые; б) золотые; в) железные.
-
Сколько богатырей вышло на берег?
а) 23; б) 33; в) 43.
-
В кого превращалась царевна?
а) в лягушку; б) лебедь; в) журавушку.
-
Какими словами закончилась сказка: «И я там был, мед-пиво пил…»:
а) «И лишь ноги промочил…»; б) «и усы лишь обмочил…»; в) «по усам текло, а в рот не попало…».
Маршрутный лист
Группа 1
1. Выполнить тест.
2. Карточка.
3. Творческое задание (15 минут)
а) проиллюстрировать сказку «О царе Салтане …»;
б) к каждой иллюстрации найти и зачитать отрывок …
4. Выступление с творческим заданием.
——————————————————————————————————
Маршрутный лист
Группа 2
1. Выполнить тест.
2. Карточка.
3. Творческое задание (15 минут)
а) нарисовать окно;
б) прочитать по ролям отрывок …….
4. Выступление с творческим заданием.
———————————————————————————————————
Маршрутный лист
Группа 3.
1.Выполнить тест.
2.Карточка.
3.Творческое задание (15 минут)
а) найти в сказке отрывок, который вам понравился, запомнился;
б) инсценировать его (выступить в роли героев сказки).
4.Выступление с творческим заданием.
2
0
Что волшебного есть в сказке «О царе Салтане»?
<h2>Какие признаки волшебной сказки есть в сказке «О царе Салтане»?</h2>
<h2>Признаки волшебной сказки «О царе Салтане», какие?</h2>
1 ответ:
2
0
Сказка «о Царе Салтане» — это авторское произведение Александра Сергеевича Пушкина. Сюжет сказки знаком как взрослым так и детям. В ней читатель узнает историю сына Царя Салтана, князя Гвидона. Он вместе с матерью попал по морю на остров Буян благодаря обману своих тетушек. На острове он спас Царевну Лебедь от Коршуна чародея и она отблагодарила его. Царевна Лебедь превращала князя Гвидона в разных насекомых и он летал к своему отцу. Она привозила на остров разные чудеса и Царь Салтан приехал в гости к князю Гвидону посмотреть на них. Он узнает, что случилось, а ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху наказывают. Теперь выясним почему сказка «о Царе Салтане» волшебная.
<hr />
Признаки волшебной сказки в сказке «О царе Салтане»:
- Наличие зачина и концовки. Они характеры для русских народных сказок и определяют место и время, где и когда происходят события самой сказки;
- Троекратные повторы. Три девицы. Князь Гвидон три раза превращается в насекомое и три раза летает к Царю Салтану. Три чуда Царевна Лебедь сделала для князя Гвидона. 33 богатыря.
- Волшебные превращения. Князь Гвидон превращается в комара, муху, шмеля. Царевна Лебедь превращается в птицу, и чародей превращается в коршуна;
- Главный герой проходит испытание.
- В сказке есть волшебные существа. Например, белочка, Царевна Лебедь.
- В конце сказки добро побеждает зло.
<hr />
Читайте также
Если написать совсем краткое содержание данной сказки, то получится примерно вот что:
Если же говорить о волшебстве в этой сказке, то в ней его предостаточно. Она буквально пронизана волшебством. Сами подарки, заказанные сестрами уже являются волшебными:
Далее купец попадает во дворец к чудищу, там с ними происходят чудеса:
К волшебным предметам можно отнести и перстень, который получает купец от хозяина дворца, способный переносить человека куда он только захочет:
Такие же чудеса происходят и с младшей дочерью купца, когда она попадает во дворец чудища: ей прислуживают невидимые слуги, она разговаривает с чудищем своим голосом, а он ей отвечает огненными надписями на стене, затем невидимым голосом.
Наконец, самое главное волшебство в сказке:
Произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» является волшебной авторской (или литературной) сказкой:
- известен конкретный автор,
- в сказке много волшебства, в частности — волшебные предметы (зеркало, яблоко), явления природы уподобляются живым существам (Солнце, Ветер, Месяц), волшебные действия (сон-смерть, поцелуй-оживление).
«Морозко» — это русская народная сказка. Чтобы ответить на вопрос почему сказка «Морозко волшебная, вспомним ее краткое содержание. Жил дед с новой женой и у них было две дочери, одна была родной мачехе, а другая приемной. Мачеха не любила приемную дочь и решила ее со свету сжить, сказав старику, чтобы он ее в лесу оставил. Старик отвез родную дочку и оставил ее под елкой. Она сидит на снегу и мерзнет. Тут пришел к ней Морозко и спросил: «Тепло ли тебе, девица» и она ответила, что тепло. Тогда Морозко стал морозить еще сильней, а девица оставалась вежливой. Это понравилось Морозко и он за это наградил девицу.
Тем временем мачеха сказала старику вернуться за костями падчерицы. А он вернулся с дочкой в золоте и серебре и с богатыми дарами. Тогда мачеха велела ему в лес увезти родную дочь и там ее оставить, так он и сделал. Когда пришел Морозко и начал дочку морозить она стала обзываться и ругаться. Тогда он ее вконец заморозил и старик привез дочку домой мертвой.
<hr />
Признаки волшебной сказки в сказке «Морозко»:
1) Зачин — начало сказки:
2) Волшебные существа. Волшебный персонаж в сказке — Морозко, говорящая собака.
3) Волшебные превращения двух девушек.
4) Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />
В сказке у купца и купчихи была дочь по имени Василиса. Когда умерла мать, она оставил Василисе в подарок куколку. Это была волшебная куколка, которая помогала девушке. Вскоре купец женился на вдове у который были две дочери. Мачеха невзлюбила Василису и стала загружать ее работой. Когда отец уехал девушки перебрались в дом в лесу. Они пряли при свечи и когда она догорела, то отправили Василису к Бабе-Яге. Когда Василиса пришла к Бабе-Яге они выполняла все задания, которой она ей поручала, Василисе помогала куколка. Когда Василиса вернулась домой она принесла череп со светящимися глазами, который испепелил мачеху и ее дочерей. Потом Василиса поселилась у старушки и пряла пряжу. Полотно и сорочки, которые изготовила девушка старушка отнесла царю. Когда царь увидел Василису, то он влюбился и они сыграли пышную свадьбу.
<hr />
В сказке «Василиса прекрасная» есть следующие признаки волшебной сказки:
- Троекратные повторы: в семье было три дочери, по пути к Бабе-Яге Василиса встречает трех всадников, зажигает лучину от трех черепов и у Бабы Яги было три пары рук — ее помощницы;
- В сказке есть волшебные предметы и волшебные помощники: куколка, которую мать подарила Василисе и череп;
- Волшебные существа: всадники;
- Волшебное место действия: заколдованный лес;
- Добро побеждает зло.
<hr />
Сказка «Летучий корабль» — это народная волшебная сказка. В ней повествуется история о том, как царь дает указ построить летучий корабль и обещает выдать дочь за муж за умельца. С этим заданием смог справиться простой Дурень, которому помог старичок. Когда он прилетел, царь задает ему другие задачи. И Дурень благодаря помощникам справляется с ними: достает живую воду, съедает быков, выпивает пиво, парится в бане. Царь не хочет выполнять свое обещание и задает еще задание: собрать полк солдат и Дурень снова справляется. Он разбивает царское войско, прогоняет царя и жениться на царевне.
Приметы волшебной сказки в сказке «Летучий корабль»:
- Волшебные предметы: сам летучий корабль, который мог подниматься в воздух и летать. Хворост, который превращался в войско, солома, которая дарила холод. А так же живая и мертвая вода.
- Троекратные повторы: в самом начале сказки говорится, что у старика было три сына. Три дня топили баню, чтобы зажарить Дурня и на долю Дурня выпало три испытания Царя.
- Волшебные превращения: хворост превратился в войско, а черствый хлеб стал караваем.
- Волшебные помощники: старичок, который помог Дурню построить летучий корабль и попутчики, которые помогали справиться с заданиями.
- Концовка сказки: добро побеждает зло.
<hr />