-
Словесные методы обучения.
Методы устного
изложения
-
Рассказ
-
Объяснение
-
Беседа
-
Лекция
-
Учебная дискуссия
1.
Рассказ –
словесный метод обучения, предполагающий
устное повествовательное изложение
содержания учебного материала.
Педагогические
требования к рассказу:
-
обеспечение
идейно-нравственной направленности
преподавания; -
достоверность
сообщаемой информации; включение ярких
и убедительных примеров, фактов,
доказывающих правильность выдвигаемых
положений; -
обеспечение
четкости логики изложения; -
эмоциональность
изложения; -
простота и
доступность языка изложения; -
отражение личной
позиции в оценке излагаемых фактов,
событий.
Ведущая
функция данного метода – обучающая.
Сопутствующие функции – развивающая,
воспитывающая, побудительная и
контрольно-коррекционная.
Этот
метод применяется, прежде всего, в
младших классах; в школе второй и третьей
ступени он используется реже.
По
целям выделяются несколько видов
рассказа: рассказ-вступление,
рассказ-повествование, рассказ-заключение.
Назначение первого – подготовить
учащихся к изучению нового материала,
второй – служит для изложения намеченного
содержания, а третий – завершает отрезок
обучения.
Эффективность
рассказа зависит от сочетания его с
другими методами обучения – иллюстрацией
(в младших классах), обсуждением (в
средних для рассказа о тех или иных
фактах, событиях, людях.
2.
Объяснение
– словесный метод обучения, заключающийся
в истолковании закономерностей,
существенных свойств изучаемых объектов,
отдельных понятий, фактов или явлений
при изучении, как правило, теоретического
материала различных наук, при раскрытии
коренных причин и следствий в явлениях
природы и общественной жизни.
Педагогические
требования к объяснению:
-
точное и четкое
формирование задачи, сути проблемы,
вопроса; -
последовательное
раскрытие причинно-следственных
связей, аргументации и доказательств; -
использование
приемов сравнений, сопоставления,
аналогии; -
привлечение ярких
примеров; -
обеспечение
четкости логики изложения.
Обучающе-познавательный
результат объяснения проявляется в
глубоком и ясном понимании учеником
сути явления, его закономерных связей
и зависимостей. Диагностическое значение
объяснения состоит в том, что его
эффективность прямо зависит от того,
насколько четкую информацию о глубине
постижения истины учеником получит
учитель и на этой основе произведет
коррекцию в усвоенных знаниях.
Развивающий результат объяснения
выражается в активизации мыслительных
процессов, формировании у школьников
умения сосредотачиваться на выявлении
главного и существенного. Воспитательное
значение метода заключается в развитии
у ребят стремления докопаться до истины,
вы явить в изучаемом материале главное
и отделить его от несущественного,
второстепенного.
Объяснение
как метод обучения широко используется
в работе с детьми всех возрастных групп.
Однако в среднем и младшем школьном
возрасте в связи с усложнением учебного
материала и возрастающими интеллектуальными
возможностями необходимость в объяснении
становится все более настоятельной.
3.
Беседа —
диалогический метод обучения, при
котором учитель путем постановки
тщательно продуманной системы вопросов
подводит учеников к пониманию нового
материала или проверяет усвоение ими
уже изученного.
В
зависимости от конкретных задач,
содержания учебного материала, уровня
творческой познавательной деятельности
учащихся, места беседы в дидактическом
процессе выделяют следующие виды бесед:
-
эвристическая
беседа, в
ходе которой учитель, опираясь на
имеющиеся у учащихся знания и практический
опыт, подводит их к пониманию и усвоению
новых знаний, формулированию правил
и выводов; -
сообщающая
беседа,
используется
для сообщения новых знаний; -
закрепляющая
беседа,
применяется
после изучения нового материала; -
индивидуальная
беседа,
вопросы
адресуются одному учащемуся; -
фронтальная
беседа,
вопросы
адресуются учащимся всего класса.
Разновидность
беседы — собеседование,
заключающееся
в обсуждении проблем с учащимися
преимущественно старших классов.
Достоинства метода
беседы:
-
активизирует
учащихся, развивает их память и речь; -
делает
открытыми знания учащихся, имеет
значительные воспитательные возможности.
Беседа
требует продуманности и четкости в
постановке вопросов, гибкости в их
уточнении и развитии. Опытные педагоги
в целях активизации учебного процесса
включают элементы беседы в рассказ и
в объяснение. С помощью диалога
осуществляется и проблемное обучение:
постановка задачи, уточнение понимания
ее сути и обсуждение и подведение
учащихся к самостоятельным выводам.
Познавательный результат беседы
обнаруживается в прочном усвоении
знания школьниками, в активизации их
жизненного опыта. Развивающий эффект
беседы проявляется в формировании
у ребят умения четко и быстро мыслить,
анализировать и обобщать, ставить
точные вопросы, кратко говорить и ясно
выражать свою мысль.
4.
Лекция (лат.
lectio
— чтение) —
систематическое, последовательное,
монологическое изложение учителем
(преподавателем, лектором) учебного
материала, как правило, теоретического
характера. Как одна из организационных
форм обучения и один из методов обучения,
традиционна для высшей школы, где на
ее основе формируются курсы по многим
предметам учебного плана.
Лекция
представляет собой органическое
единство метода и формы обучения.
Она вовлекает учащихся в процесс
внимательного слушания, визуального
наблюдения вспомогательных средств,
конспектирования и одновременно
организует целостное, законченное
учебное занятие. В условиях средней
школы она применяется в старших классах
для преподавания предметов
общественно-гуманитарного цикла.
Характер учебного материала этих
дисциплин, необходимость обстоятельных
объяснений, изменения теории, фактов,
событий, крупных обобщений, требуют
огромной творческой активности от
учителя, длительного монологического
самопроявления. Технология лекционного
метода предполагает сообщение
учащимся плана, указание на особенности
конспектирования, интонационное
выделение и повторение главных выводов
и обобщений, риторические вопросы,
показ иллюстративного материала,
эпизодические обсуждения, ответы на
вопросы, резюме и краткий анализ
литературы. В обучающем аспекте
преимущества лекции проявляются в
возможности обеспечить законченность
и целостность восприятия — усвоения
школьниками объемного учебного материала
в его логических опосредованиях и
взаимосвязях.
Развивающий
эффект лекции состоит в вовлечении
учащихся в поток логического мышления,
приемов диалектической логики, в
восхождение учительской мысли от
конкретного к абстрактному, от
абстрактного к конкретному, обращения
к анализу и синтезу, индукции и дедукции.
В воспитательном смысле лекция формирует
у ребят трудолюбие, устойчивое
произвольное внимание, навыки
конспектирования устной речи, умение
ставить вопросы и выяснять непонятое.
5.
Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение,
исследование)
– метод обучения, повышающий интенсивность
и эффективность учебного процесса за
счет активного включения обучаемых в
коллективный поиск истины.
Учебная
дискуссия среди других методов постепенно
входит в практику нашей школы. Она давно
и успешно применяется в учебных
заведениях западного мира и в целом
ряде случаев обеспечивает хорошие
результаты при решении тех задач, где
другие методы оказываются менее
эффективными.
-
Наглядные
методы обучения:
демонстрация, иллюстрация, видеометод,
работа с книгой.
1.
Демонстрация (лат demonstratio – показывание)
– метод,
выражающийся в показе всему классу на
уроке различных средств наглядности.
Объектами
демонстрации являются:
-
наглядные
пособия демонстрационного характера
– картины, таблицы, схемы, карты,
диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты,
диаграммы, крупные натуральные объекты
и препараты и др.; -
опыты,
проводимые учителем в классе на уроках
физики, химии, биологии и других учебных
предметов.
Демонстрация
применяется учителем преимущественно
при изучении нового материала, а также
при обобщении и повторении уже изученного
материала. Условиями эффективности
применения демонстрации являются:
тщательно продуманные пояснения;
обеспечение хорошей видимости
демонстрируемых объектов всем учащимся;
широкое вовлечение последних в работу
по подготовке и проведению демонстрации.
2.
Иллюстрация как метод обучающего
взаимодействия применяется учителем
в целях создания в сознании учащихся
с помощью средств наглядности точного,
четкого и ясного образа изучаемого
явления.
Главная
функция иллюстрации состоит в образном
воссоздании формы, сущности явления,
его структуры, связей, взаимодействий
для подтверждения теоретических
положений. Она помогает привести в
состояние активности все анализаторы
и связанные с ними психические процессы
ощущения, восприятия, представления,
в результате чего возникает богатая
эмпирическая основа для обобщающе-аналитической
мыслительной деятельности детей и
педагога. Иллюстрации применяются в
процессе преподавания всех учебных
предметов. В качестве иллюстрации
используются натуральные и искусственно
созданные предметы: макеты, модели,
муляжи; произведения изобразительного
искусства, фрагменты фильмов, литературных,
музыкальных, научных произведений;
символические пособия типа карт, схем,
графиков, диаграмм. Обучающий результат
использования иллюстраций проявляется
в обеспечении четкости первоначального
восприятия изучаемого предмета
учащимися, от чего зависит вся последующая
работа и качество усвоения. Развивающий
эффект иллюстрации связан с активизацией
деятельности анализаторов, процессов
восприятия и формирования представлений.
Вместе с тем злоупотребление
иллюстративностью приводит к сдерживанию
развития мыслительных процессов.
3.
Интенсивное проникновение в практику
работы учебных заведений новых источников
экранного преподнесения информации
(кодоскопов, проекторов, киноаппаратов,
учебного телевидения, видеопроигрывателей
и видеомагнитофонов, а также компьютеров
с дисплейным отражением информации)
позволяет выделять и рассматривать
видеометод
в качестве отдельного метода обучения.
Видеометод
служит не только для преподнесения
знаний, но и для их контроля, закрепления,
повторения, обобщения, систематизации,
следовательно, успешно выполняет все
дидактические функции.
Обучающая
и воспитывающая функции данного метода
обуславливаются высокой эффективностью
воздействия наглядных образов и
возможностью управления событиями.
-
Практические
методы обучения:
упражнения,
лабораторный метод, практический
метод, познавательные (дидактические)
игры.
1.
Упражнения
среди
практических методов отличаются
наибольшей эффективностью.
Упражнение
— это метод обучения, представляющий
собой планомерное организованное
повторное выполнение действий с целью
овладения ими или повышения их
качества. Без правильно организованных
упражнений невозможно овладеть учебными
и практическими умениями и навыками.
Достоинство
данного метода состоит в том, что он
обеспечивает эффективное формирование
умений и навыков, а недостаток — в слабом
выполнении побуждающей функции.
Различают
специальные, производные и комментированные
упражнения.
Специальными
называются
многократно повторяемые упражнения,
направленные на формирование учебных,
трудовых умений и навыков. Если в
специальные упражнения вводятся
применявшиеся прежде, то они называются
производными.
Производные
упражнения
способствуют повторению и закреплению
ранее сформированных навыков. Без
производных упражнений навык забывается.
Комментированные
упражнения
служат для активизации учебного
процесса, сознательного выполнения
учебных заданий. Сущность их в том, что
учитель и учащиеся комментируют
выполняемые действия, вследствие
чего они лучше осознаются и усваиваются.
Устные
упражнения
широко используются в процессе обучения.
Они связаны с развитием культуры речи
и логического мышления, познавательных
возможностей учащихся. Назначение
устных упражнений разнообразное:
овладение техникой и культурой чтения,
устного счета, рассказа, логического
изложения знаний и т. д.
Письменные
упражнения
(стилистические, грамматические,
орфографические диктанты, сочинения,
конспекты, решения задач, описания
опытов и т. д.) составляют важный компонент
обучения. Их главное назначение —
формирование, развитие и упрочение
необходимых умений и навыков. Учителю
необходимо заботиться об их достаточном
количестве и разнообразии. К письменным
упражнениям тесно примыкают графические,
используемые
при изучении математики, физики,
черчения, географии, рисования, а
также в процессе производственного
обучения.
Лабораторно-практические
упражнения
способствуют овладению навыками
обращения с орудиями труда, лабораторным
оборудованием (приборами, измерительной
аппаратурой), развивают
конструкторско-технические умения.
Производственно-трудовые
упражнения
составляют систему специально
разработанных трудовых действий
учебного или производственного
характера. Они бывают простыми и
сложными.
Чтобы упражнения
были эффективными, они должны отвечать
ряду требований:
-
сознательная
направленность учащегося на повышение
качества деятельности; -
знание правил
выполнения действий; -
сознательный
учет и контролирование условий, в
которых оно должно выполняться; -
учет достигнутых
результатов; -
распределение
повторений во времени.
2.
Лабораторный
метод
основан
на самостоятельном проведении
экспериментов, исследований учащимися
и применяется прежде всего при изучении
физики, химии, биологии. Опыты могут
проводиться индивидуально или в
группах.
Особой
эффективностью отличается проблемный
(исследовательский) лабораторный метод.
Он отличается тем, что выдвигают гипотезу
исследования, намечают его путь,
подбирают необходимые материалы и
приборы сами учащиеся.
Лабораторный
метод сложен, требует наличия специального,
часто дорогостоящего оборудования,
тщательной подготовки учителя и
учащихся. Его использование сопряжено
со значительными затратами энергии и
времени.
3.
Практический
метод
отличается
от лабораторного тем, что в деятельности
учащихся преобладает применение
полученных знаний к решению практических
задач. На первый план выдвигается умение
использовать теорию на практике. Данный
метод выполняет функцию углубления
знаний, умений, а также способствует
решению задач контроля и коррекции,
стимулированию познавательной
деятельности.
Выделяют
пять этапов, через которые обычно
проходит познавательная деятельность
учащихся на практических занятиях:
-
Объяснение
учителя —
этап теоретического осмысления работы. -
Показ
—
этап инструктажа. -
Проба
— этап,
на котором два — три ученика выполняют
работу, а остальные школьники
наблюдают и под руководством учителя
делают замечания, если в процессе
работы допускается ошибка. -
Выполнение
работы —
этап, на котором каждый самостоятельно
выполняет задание. Учитель на этом
этапе особенное внимание уделяет тем
ученикам, которые плохо справляются
с заданием. -
Контроль.
На
этом этапе работы учеников принимаются
и оцениваются. Учитываются качество
выполнения, бережное отношение к
времени,
материалам, скорость и правильное
выполнение задания.
4.
Познавательные
игры (дидактические) —
это специально созданные ситуации,
моделирующие реальность, из которых
учащимся предлагается найти выход.
Главное назначение данного метода —
стимулировать познавательный процесс.
Такие стимулы учащийся получает в игре,
где он выступает активным преобразователем
действительности.
В
последнее десятилетие все большую
популярность получают симуляционные
игры
(то
есть способствующие воспроизведению
определенного качества), а также такие
разновидности игрового метода, как
инсценизация и генерация идей.
Метод
инсценизации
может
принимать различные формы, например,
форму заранее подготовленного диалога,
дискуссии на определенную тему, форму
театрализованного воспроизведения
событий, некогда действительно
имевших место или гипотетических.
Метод
генерации
идей
позаимствован
из арсенала методов подготовки творческих
работников и высококлассных специалистов.
Он напоминает известную «мозговую
атаку», в процессе которой участники
высказывают (генерируют) собственные
идеи разрешения проблемы.
Работа
с учебником и книгой —
важнейший метод обучения, включающий
ряд приемов самостоятельной работы с
печатными источниками:
-
конспектирование
(краткое
изложение, краткая запись прочитанного);
-
составление
плана текста
(разбивание
прочитанного текста на более или менее
самостоятельные по смыслу фрагменты
и озаглавливание их); -
тезирование
(краткое
изложение основных мыслей (тезисов)
прочитанного текста); -
цитирование
(дословная
выдержка из текста с обязательным
указанием выходных данных цитируемого
издания: автор, название работы, место
издания, издательство, год издания,
страница); -
аннотирование
(краткое
свернутое изложение содержания
прочитанного без потери существенного
смысла); -
рецензирование
(написание
краткого отзыва с выражением своего
отношения к прочитанному); -
составление
справки
(подборка
сведений, имеющих статистический,
биографический, библиографический,
терминологический, юридический и пр.
характер, полученных в результате
поиска); -
составление
формально-логической модели
(словесно-схематическое
изображение прочитанного); -
составление
тематического тезауруса
(упорядоченного
комплекса базовых понятий по определенному
разделу или теме); -
составление
матрицы идей
(сравнительных
характеристик однородных предметов,
явлений в трудах разных авторов).
11.
Формы
организации учебной работы, история
их развития. Урок – основная форма
обучения, требования к нему.
Формы организации
обучения
Урок |
Консультации |
||
|
|
|
|
Экскурсии |
Семинары |
||
Комплексная Предметная |
Вводная Обобщающая Текущая |
Природоведческая Производственная По В |
Факультативы |
Домашняя |
Практикумы |
||
Репродуктивная |
|
Лабораторные |
|
Творческая |
|
Практические |
|
|
Практические |
||
|
Дополнительные |
||
|
Формы трудового |
||
|
Учебные |
Требования к
уроку
Дидактические (образовательные) |
Четкое определение |
Определение |
|
Осуществление |
|
Выбор |
|
Осуществление |
|
Реализация |
|
Развивающие |
Формирование |
Развитие |
|
Всесторонний |
|
Формирование |
|
Формирование |
|
Формирование |
|
Воспитательные |
Формирование |
Воспитание |
|
Соблюдение |
|
Создание |
|
Обогащение опыта |
|
Организационные |
Наличие |
Организационная |
|
Сознательная |
|
Подготовка |
|
Структурная |
|
Целостность, |
13.10.2017
Консультация на тему: «Требования к рассказам детей».
Консультация на тему: «Требования к рассказам детей»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;
2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;
3. Составление рассказа из опыта;
4. Составление творческих рассказов.
Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.
Виды рассказывания:
1. Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация) .
В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
2. В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.
При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетных картин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Детям задаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем закончим рассказ?» и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.
3. Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях
Оценить
1524
Содержимое разработки
Консультация на тему: «Требования к рассказам детей»
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.
Рассказ– это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ» принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного типа (описание, повествование, рассуждение или по другому контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование.
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:
1. Составление описательного рассказа по игрушкам и предметам;
2. Составление рассказа по картине, по серии сюжетных картин;
3. Составление рассказа из опыта;
4. Составление творческих рассказов.
Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа коротких литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания. Умение связно говорить, строить свой рассказ, развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятии.
Виды рассказывания:
1.Рассказывание по игрушкам и рассказывание по картинам – игрушки, предметы и картины служат прекрасным материалом для обучения разным типам высказываний. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, вычленяют характерные признаки предметов и явлений. В старшем возрасте в описание включается рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой или предметом, о том, как появились эти вещи у ребенка. (т. е. здесь имеет место контаминация) .
В рассказывании по игрушкам и картинам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами.
2.В рассказывании по серии сюжетных картинок, по игрушкам ребенок учится составлять повествовательные рассказы: указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, а в рассказах по одной картине – придумывать предшествующие и последующие события.
При составлении рассказов по сюжетным картинам или по серии сюжетныхкартин дети сначала упражняются в составлении краткого, а затем более развернутого рассказа целиком по направляющим вопросам педагога. Позднее они переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.
Детямзадаются вспомогательные вопросы: «О чем мы будем говорить вначале?», «О чем нужно сказать дальше?», «Чем закончим рассказ?» и т. п. с указанием на соответствующие фрагменты картины. Затем педагог на основе высказываний детей составляет единый план.
3.Творческие рассказы – это рассказы о вымышленных событиях. Под творческим рассказыванием в методике понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами, ситуациями, логически построенными, обличенными в определенную словесную форму.
4. Из личного опыта (только при систематической работе). Дети могут составлять небольшие рассказы сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал. Старшие дошкольники дают более развернутые, чем ранее, описания игрушек, предметов и картин, большое внимание уделяется формированию структуры описания и повествования. Предъявляются более серьезные требования к целостности, связности рассказывания. В подготовительной к школе группе – рассказывание по всем видам без наглядного материала.
Приемы, используемые при составлении рассказов (по программе И. А. Белоус):
— Образец педагога (должен ребенок повторить, не выдумывая);
— По плану педагога (3 – 4 вопроса);
— Коллективное составление рассказа;
— Составление рассказа по частям;
— Вопросы, указания, упражнения (на грамматику);
— Демонстрация наглядного материала;
— Оценка рассказывания
Для детей старшего возраста при составлении рассказов в качестве дидактического материала используются таблицы-схемы, в которых заложена определенная информация. Эти схемы являются планом, который помогает детям наиболее полно, логично и связно составить рассказ или пересказать текст. В схему включаются такие характеристики как цвет, форма, размер, материал, из которого предмет изготовлен.
Важную роль играет анализ детских рассказов. Необходимо не только обучать детей составлению связного, законченного рассказа, но и умению его анализировать, объяснять. Дети должны отметить интересно придуманный сюжет, его оригинальность, повторять наиболее понравившиеся слова, выражения, предложения. В качестве заключительного этапа работы над серией сюжетных картинок целесообразно предлагать детям выделять главную мысль в рассказе. Это формируется у детей с трудом, поэтому необходима помощь взрослых в виде умело поставленных вопросов, подводящих к правильному ответу. Помощь уменьшается по мере овладения детьми данным видом работы.
Какие же требования предъявляются к качеству любого рассказа детей?
1. Рассказ должен быть связным и понятным слушателям
2.Рассказ, особенно у детей старшей группы, должен быть коротким. Важна лаконичная передача наиболее характерного и важного.
3.Рассказ должен быть самостоятельным, в полном смысле монологом, т. е. не прерываться.
Какими же методами можно обучать рассказыванию детей?
1. Образец рассказа – краткое, живое описание, доступное для заимствования детьми по содержанию и по форме. Для лучшего использования образца рассказа детьми в нём лучше использовать короткие предложения. Образец рассказа более других приёмов облегчает процесс обучения, так как детям показывается результат, которого они должны достичь.
Образец рассказа применяют на первых ступенях обучения или в качестве помощи детям, слабо владеющих связной речью.
Образец рассказа вслед за педагогом могут повторить 1-2 ребёнка, однако не следует требовать дословного повторения образца, наоборот, нужно поощрять элементы самостоятельности. На первых порах образец лучше сопровождать его разбором или планом.
2. План рассказа – это 2-3 основных вопроса (пункта, определяющих содержание и последовательность изложения. На первых занятиях в группе детей 5 лет можно не прерывать речь детей ребёнка в случае отступления от плана. Постепенно нужно указывать на непоследовательность рассказа, привлекать группу к дополнению.
Детей 6 лет нужно приучать прислушиваться к плану и следовать ему.
Образец рассказа – самый лёгкий приём обучения, план рассказа – более трудный. Этот приём используется в большинстве занятий по рассказыванию.
3. Коллективное составление рассказа – своеобразный приём, используемый на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. Педагог и дети выслушивают отдельные ответы, обсуждают, какие из них удачнее, соединяют в целое повествование. Затем педагог повторяет весь рассказ, после чего рассказ повторяется детьми. Преимущество этого приёма в том, что активны все дети. Этот приём часто используют логопеды.
4. Оценка – тоже обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому рассказу, который похвалили педагог. Поэтому надо оценивать каждый рассказ, а не давать оценку в конце занятия. Непременно надо во всех рассказах выделить что – то ценное, отметить достоинства: словарь, сила голоса, поза и др.
В группе 6-летних детей можно привлечь их самих к оценке рассказов.
Согласно основному принципу дидактики – от простого к сложному – обучение рассказыванию начинается с наиболее простых и понятных детям видов рассказов, затем идёт постепенное усложнение: уменьшение наглядности, повышение самостоятельности
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Словесные методы обучения – это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.
Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.
К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.
Рассказ и объяснение
Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).
В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.
Объяснение — словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.
Беседа и дискуссия
Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция — побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.
По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные — комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.
Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею — запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.
Лекция
Лекция от других словесных методов отличается:
- более жесткой структурой;
- логикой изложения учебного материала;
- изобилием сообщаемой информации;
- системным характером освещения материала.
Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.
Работа с книгой
Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.
Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.
Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.
ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НАЧАЛЬНОМУ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ.
Практические
методы обучения в естествознании
основаны на практической деятельности учащихся. Они способствуют формированию практические умения и навыки. В
начальной школе в естествознании к практическим методам относится наблюдение,
распознавание и определение признаков, моделирование и эксперимент или опыт. Так же можно выделить разновидности
практических работ, например с географической картой. Практические методы обучения
охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во
время использования практических методов применяются приемы:
·
постановки
задания,
·
планирования
его выполнения,
·
управления
процессом выполнения,
·
оперативного
стимулирования, регулирования и контроля,
· анализа итогов практической работы,
· выявления причин недостатков,
·
корригирования обучения для
полного достижения цели.
На
уроке необходимо принимать оптимальное решение при выборе практических методов обучения, в прочем, как
и любых других. Например:
· При решении каких задач этот метод
применяется особенно успешно? Для развития практических умений и навыков.
· При каком содержании учебного
материала особенно рационально применять этот метод? Когда содержание темы
включает практические упражнения, проведение опытов.
· При каких особенностях учащихся
рационально применять этот метод? Когда обучаемые готовы к выполнению практических
заданий.
· Какие возможности должен иметь
преподаватель для использования данного метода? Когда преподаватель располагает
необходимым материалом для проведения опытов и упражнений.
Наблюдение.
Наблюдение, как метод обучения, представляет собой активную
форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных
предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под
руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При
использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо
предупредить учащихся о побочных явлениях, научить их фиксировать и
обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков
самостоятельной работы, имеет большое познавательное и воспитательное значение.
Виды наблюдений:
· в классе или на природе.
· за объектами неживой природы;
· за явлениями неживой природы;
· за объектами живой природы;
· фронтальный, групповые или индивидуальные.
Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя.
Требования:
1) Конкретность
2) Систематичность
Наблюдение – важный источник знаний об окружающем мире. Они дают основу, на которую в дальнейшем строятся мыслительные операции. Наблюдение является средством развития мышления. Любые наблюдения начинаются с постановки цели, определения объекта. Важным условием наблюдения является разумный отбор объектов.
Этапы наблюдения:
1) Рассмотрение объекта в целом (чтобы сформировать целостное представление об объекте).
2) Работа по рассмотрению частей объекта.
3) Обобщение увиденного.
Приемы закрепления наблюдения:
1) Рассмотреть объект, затем закрыть глаза и мысленно его представить.
2) Иммитация.
3) Сравнение.
4) Работа с иллюстрацией.
5) Самостоятельное проведение наблюдения.
Метод распознавания и определения признаков.
Основа метода – анализ внешних, морфологических и частично анатомических особенностей предметов. Применяется при работе с раздаточным материалом, когда возникает необходимость составить характеристику предметов, явлений, выделить их признаки, определить место данного предмета, явления. При использовании метода необходим инструктаж.
Например: изучение особенностей растений, изучение термометра.
Метод Моделирование.
Виды:
· материальные (глобус)
· идеальные (умозрительные, мысленно построенные)
· образные (строятся из
· чувственно наглядных элементов)
· знаковые (условные обозначения)
То есть ребенок на основе созданного образа сам делает модель.
Познавательные
(дидактические) игры.
Это специально созданные
ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти
выход. Главное назначение данного метода — стимулировать
познавательный процесс. Современные дидактические игры в начальной школе — это
преимущественно игры по правилам.
Игры имеют много функций: активизируют
познавательные процессы; воспитывают интерес и внимательность
детей; развивают способности; вводят детей в жизненные ситуации;
учат их действовать по правилам; развивают любознательность, внимательность;
закрепляют знания, умения. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления
индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию,
укрепляет волю ребенка. Наиболее распространены сюжетно-ролевые игры,
игры-упражнения, игры-драматизации,
игры-конструирования. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение. Основные требования, которые должны соблюдать
учителя при планировании и проведении дидактических игр: игра должна органически вытекать из логики учебно-воспитательного
процесса, а не быть к нему искусственно привязана; должна иметь интересное, привлекательное название; содержать действительно
игровые элементы; иметь обязательные правила, которые нельзя нарушать;
содержать считалки, рифмы, стихи.
Метод Эксперимент или опыты.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда
учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи можно предъявлять лишь
ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей.
Задачи, не соотнесенные с уровнем развития познавательных сил учащегося,
превышающие возможности ученика, предъявляющие к нему требования, значительно
опережающие уровень имеющегося у него развития, не могут сыграть положительную
роль в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.
Одним из важнейших практических
методов обучения является эксперимент. Он играет особую роль в обучении.
Итак, что же такое эксперимент?
Слово «эксперимент» происходит от
греческого слова и переводится как «проба, опыт».
«Современный словарь
иностранных слов» (1994) содержит такое определение: эксперимент — это «1. научно поставленный опыт, наблюдение
исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за
ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий; 2.
вообще опыт, попытка осуществить что-либо».
«Большая Советская
энциклопедия» добавляет: «Отличаясь от наблюдения активным
оперированием изучаемым объектом, эксперимент осуществляется на основе теории,
определяет постановку задач и интерпретацию его результатов».
«Эксперимент … —
планомерное проведение наблюдения. Тем самым человек создает возможность
наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в
наблюдаемом явлении» («Краткая философская энциклопедия», 1994).
«Эксперимент …
чувственно — предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова —
опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез и т.п.».
«Советский энциклопедический словарь» (1997);
Из приведенных выше
определений видно, что в узком смысле слова термины «опыт» и
«эксперимент» являются синонимами: «Понятие опыт по существу
совпадает с категорией практики, в частности, эксперимента, наблюдения»
(БСЭ, 1974). Однако в широком понимании «опыт выступает и как процесс
воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде
знаний и умений» («Советский энциклопедический словарь»). В
науке эксперимент используется для получения знаний, неизвестных человечеству в
целом. В процессе обучения он применяется для получения знаний, неизвестных
данному конкретному человеку. Эксперимент знакомит учащихся с
самими явлениями. Он помогает вызвать интерес к предмету, научить наблюдать
процессы, освоить приемы работы, сформировать практические навыки и умения.
Эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и ученический.
Демонстрационным называют эксперимент, который проводится в классе учителем,
лаборантом или иногда одним из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает
возможность учителю формировать интерес к предмету у школьников, научить их
выполнять определенные операции; приемам лабораторной техники. Требования:
—
Наглядность.
Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой
точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами,
чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или
кодоскоп.
—
Простота.
Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей
и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от процесса. Не
следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут
пользоваться вниманием.
—
Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся,
поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной
шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для
оказания первой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный
экран.
—
Надежность.
Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его
проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими,
уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить
за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее
причину, и опыт на следующем уроке повторить.
—
Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя.
Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками,
выяснения условий проведения эксперимента.
Следует помнить, что эксперимент — это метод исследования, поэтому лучше
провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен. Эксперимент,
как метод обучения, обладает большими учебными возможностями в развитии
познавательной деятельности школьников. Каждый учащийся должен понимать, для
чего он делает опыт и как надо решить поставленную перед ним задачу. Он изучает
вещества органолептически или с помощью приборов и индикаторов, рассматривает
детали прибора или весь прибор. Выполняя опыт, учащийся овладевает приемами и
манипуляциями, наблюдает и замечает особенности хода процесса, отличает важные
изменения. Проделав опыт, он должен составить отчет.
Опора
на конкретный образ, формирование его — функция
наглядности.
Побудительная функция обусловлена возможностью эксперимента усилить
познавательную активность учащихся и на этой основе формировать устойчивый
интерес к предмету.
Мировоззренческую функцию
трудно переоценить. Научное видение мира не может сложиться без наблюдений за
явлениями, окружающими нас, без опытов с ними.
Методологическая функция
состоит в том, что он позволяет четко обозначить этапы познания. Здесь
эксперимент в подавляющем большинстве случаев является источником противоречий,
ответственен за выделение группы исходных фактов, изучение поведения
материальной модели при выделении гипотезы, наконец, только эксперимент может
дать заключение о достоверности логических следствий из гипотезы. Во-вторых,
четко отражаются структура, средства и методы научного эксперимента.
Обучающее — контролирующая функция
обусловлена тем, что эксперимент стал ведущим наглядным и практическим методом
обучения. Изучить глубину понимания предмета школьниками учитель может
объективно, если в качестве одного из заданий предложит провести
кратковременный опыт и объяснить полученные результаты.
Нравственно — трудовая функция
предполагает формирование у учащихся положительного отношения к труду,
воспитание таких нравственных качеств как настойчивость, ответственность,
целеустремленность, аккуратность, бережливость, инициативу и т.д.
Рационально — личностная функция
направлена на развитие у учащихся мышления и связанных с этим таких
индивидуальных качеств как творчество и самостоятельность.
Главное достоинство
применения метода эксперимента заключается в том, что в его процессе:
•Дети получают реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с
другими объектами и со средой обитания.
•Идет обогащение памяти
ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения.
•Развивается речь ребенка,
так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные
закономерности и выводы.
•Происходит накопление
фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные
умения.
•Он важен и для
формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать
какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
В
процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера
ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется
здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Классификация экспериментов.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
•По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с
животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
•По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу, в поле и т.д.
•По количеству детей: индивидуальные; групповые; коллективные.
•По причине их проведения: случайные; запланированные; поставленные
в ответ на вопрос ребенка.
•По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические
(проводимые от случая к случаю); систематические.
•По продолжительности: кратковременные (5 — 15 мин.); длительные (свыше
15 мин.).
•По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные;
многократные, или циклические.
•По месту в цикле: первичные; повторные; заключительные и итоговые.
•По характеру мыслительных операций: констатирующие
(позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи
с другими объектами и явлениями); сравнительные (позволяющие увидеть динамику
процесса или отметить изменения в состоянии объекта); обобщающие (эксперименты,
в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по
отдельным этапам).
•По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям
все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); поисковые
(дети не знают заранее, каков будет результат); решение экспериментальных
задач.
•По способу применения в аудитории: демонстрационные;
фронтальные.
Каждый из видов
экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Так же эксперимент можно разделить на два вида: демонстрационный и
ученический. Демонстрационным называют
эксперимент, который проводится в классе учителем, лаборантом или иногда одним
из учащихся. Демонстрационный эксперимент дает возможность учителю формировать
интерес к предмету у школьников, научить их выполнять определенные операции;
приемам лабораторной техники. Требования:
—
Наглядность.
Эксперимент следует проводить так, чтобы явление можно было наблюдать с любой
точки класса. Стол преподавателя не должен быть загроможден лишними предметами,
чтобы были видны руки учителя. Можно использовать подъемный столик или
кодоскоп.
—
Простота.
Прибор, в котором демонстрируют эксперимент, не должен содержать лишних деталей
и нагромождений, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от процесса. Не
следует увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты не будут
пользоваться вниманием.
—
Безопасность эксперимента. Учитель несет ответственность за безопасность учащихся,
поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной
шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для
оказания первой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный
экран.
—
Надежность.
Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его
проведением должна быть тщательно отработана, все операции должны быть четкими,
уверенными; недопустима неряшливость в оформлении опыта. Учитель должен следить
за своим внешним видом и поведением. В случае неудачи, необходимо выяснить ее
причину, и опыт на следующем уроке повторить.
—
Необходимость объяснения эксперимента. Любой опыт должен сопровождаться словом учителя.
Возникающие паузы можно использовать для организации диалога со школьниками,
выяснения условий проведения эксперимента.
Следует помнить, что эксперимент — это метод исследования, поэтому лучше
провести меньшее их количество, но каждый опыт должен быть объяснен.
Ученический эксперимент — это вид самостоятельной работы. Он не
только обогащает учащихся новыми знаниями, понятиями, учениями, но и доказывает
истинность приобретенных ими знаний, что обеспечивает более глубокое понимание
и усвоение материала. Он позволяет более полно осуществлять принцип связи
теории с практикой. Ученический эксперимент разделяют на лабораторные опыты и
практические занятия.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и
формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать
развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов,
требующих от детей развернутого ответа. При анализе и фиксировании полученных
результатов необходимо помнить, что непредусмотренный
результат не является неправильным.
Упражнения.
Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся. Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу. По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:
· упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;
· упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения;
Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Рассмотрим особенности применения упражнений. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.
К графическим упражнениям относятся:
· работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт,
· изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении
· лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.
Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.
К учебно-трудовым упражнениям относятся
· практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность.
Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.
Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним:
· сознательный подход учащихся к их выполнению;
· соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений - сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем – на воспроизведение – применение ранее усвоенного - на
· самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое
· применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков.
Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию. Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).
Лабораторные работы.
Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.
Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.
Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений
и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.
НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ.
К
наглядным методам относится демонстрация натуральных объектов, демонстрация опытов,
демонстрация изображений или объектов,
или явлений. Наглядные методы применяются на всех этапах педагогического
процесса. Их роль заключается в том, чтобы обеспечить всестороннее образное
восприятие, дать опору для мышления. Демонстрация
– это совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих
предметов, их моделей или изображений или соответствующее объяснение их
признаков.
Основными
средствами демонстрации являются: исследуемые объекты (в натуральном виде), искусственные заменители
натуральных объектов.
Успешность
данного метода является:
· активное участие учеников;
· правильный выбор объектов;
· умение педагога направить внимание
учеников на существенные стороны явлений;
· сочетание с другими методами.
При использовании наглядных
методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
а)
применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;
б) наглядность
должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в
соответствующий момент урока;
в) наблюдение
должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть
демонстрируемый предмет;
г) необходимо
четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
д) детально
продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
е)
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием
материала;
ж) привлекать самих учеников к
нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном
устройстве.
Наглядные методы
обучения условно можно подразделить на две большие группы:
·
методы
иллюстраций;
·
метод
демонстраций.
Метод
иллюстраций
предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок
на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с
демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода
препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.
Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные
исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности
отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и
демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через
эпидиаскоп или кодоскоп.
В ходе
применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей
видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.),
обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
Условия
эффективного применения наглядности.
Есть несколько методических условий,
выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств
обучения:
1)
хорошее
обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при
изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и
пр.;
2)
четкое
выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой
содержат и отвлекающие моменты;
3)
детальное
продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых
для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения
усвоенной учебной информации;
4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в
наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними
проблемных заданий наглядного характера.
В условиях демонстрации химических,
физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила
техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными
документами.
Словесные методы обучения
Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги — Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. — выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными». К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.
Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.
Рассказ. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
К рассказу как методу изложения новых знаний обычно предъявляется ряд педагогических требований Рассказ должен:
- содержать только достоверные факты;
- включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;
- иметь четкую логику изложения;
- быть эмоциональным;
- излагаться простым и доступным языком;
- отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.
Объяснение. Под объяснением следует понимать истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.
Объяснение — это монологическая форма изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала различных наук, решении химических, физических, математических задач, теорем, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.
Использование метода объяснения требует:
- точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;
- последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;
- использования сравнения, сопоставления, аналогии;
- привлечения ярких примеров;
- безукоризненной логики изложения.
Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.
Беседа. Беседа — диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.
Беседа относится к наиболее старым методам дидактической работы. Ее мастерски использовал Сократ, от имени которого и произошло понятие «сократическая беседа». В средние века особенно распространенной была так называемая катехизическая беседа, суть которой сводилась к воспроизведению вопросов и ответов по учебнику или формулировкам учителя. В настоящее время подобного рода беседы в школе не практикуются.
В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявление и формирование новых знаний (сократические, эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие беседы.
Цельвводной беседы — актуализировать ранее усвоенные знания, сконцентрировать внимание, интеллектуальные, потенциальные и реальные возможности учащихся для активного включения их в предстоящую учебно-познавательную деятельность по решению стоящих перед ними задач. В ходе такой беседы выясняется степень понимания и готовности учащихся к новым видам деятельности, к познанию нового.
Беседа-сообщение(эвристическая беседа) предполагает включение ученика в сам процесс активного участия в добывании новых знаний, в поиск способов их получения, формулирования собственных ответов на поставленные учителем вопросы. В ходе эвристической беседыучитель, опираясь на имеющиеся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. В результате такой совместной деятельности учащиеся приобретают новые знания, путем собственных усилий, размышлений.
Синтезирующая, или закрепляющаябеседа нацелена на систематизацию уже имеющихся у учащихся теоретических знаний и способов их применения в нестандартных ситуациях, на перенос их в решении новых учебных и научных проблем на межпредметной основе.
В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).
Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными группами учеников. Особенно полезно организовывать собеседование в старших классах, когда ученики проявляют больше самостоятельности в суждениях, могут ставить проблемные вопросы, высказывать свое мнение по тем или иным темам, поставленным учителем на обсуждение.
Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы задаются учителем всему классу, чтобы все учащиеся готовились к ответу.
Вопросы должны быть краткими, четкими, содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль ученика. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов или наталкивающих на угадывание ответа. Не следует формулировать альтернативных вопросов, требующих однозначных ответов типа «да» или «нет».
В целом метод беседы имеет следующее преимущество:
- активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся;
- развивает их память и речь;
- делает открытыми знания учащихся;
- имеет большую воспитательную силу;
- является хорошим диагностическим средством. Недостатки метода беседы:
- требует много времени;
- содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- необходим запас знаний.
Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения — стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой (Подласый И.П. Педагогика. М., 1996). Учебная дискуссия, с одной стороны, предполагает наличие у учащихся умения ясно и точно формулировать свои мысли, строить систему аргументированных доказательств, с другой — учит их мыслить, спорить, доказывать свою правоту. В этой ситуации, естественно, учитель должен сам демонстрировать перед учениками образец такого стиля аргументации, учить учащихся точно излагать свои мысли и терпимо относиться к формулировкам школьников, уважительно вносить поправки в их аргументацию, ненавязчиво сохранять за собой право на последнее слово, не претендуя на истину в последней инстанции.
Учебная дискуссия частично может применяться в старших классах основной школы и в полную меру в классах полной средней школы.
Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность: учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.
Лекция. Лекция — монологический способ изложения объемного материала — используется, как правило, в старших классах и занимает весь или почти весь урок. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом. Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового учебного материала по темам или крупным разделам.
Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала. Такие лекции называются обзорными. Проводятся они по одной или нескольким темам для обобщения и систематизации изученного материала.
Применение лекции как метода обучения в условиях современной школы позволяет значительно активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлекать их в самостоятельные поиски дополнительной научной информации для решения проблемных учебно-познавательных задач, выполнения тематических заданий, проведения самостоятельных опытов и экспериментов, граничащих с исследовательской деятельностью. Именно этим объясняется тот факт, что в старших классах удельный вес лекции в последнее время стал возрастать.
Работа с учебником и книгой. Это важнейший метод обучения. В начальных классах работа с книгой осуществляется главным образом на уроках под руководством учителя. В дальнейшем школьники все больше учатся работать с книгой самостоятельно. Существует ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками. Основные из них:
- конспектирование- краткое изложение, краткая запись содержания прочитанного. Конспектирование ведется от первого (от себя) или от третьего лица. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления;
- составление плана текста. План может быть простой и сложный. Для составления плана необходимо после прочтения текста разбить его на части и озаглавить каждую часть;
Методы обучения – это способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. (А.Е.Дмитриев и Ю.А.Дмитриев).
Словесные методы обучения
– лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, работа с книгой. Эти методы широко используются в процессе формирования у детей теоретических и фактических знаний. Обеспечивается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Ознакомление учащихся с фактами, представлениями осуществляется преимущественно в готовом виде. Недостаточно внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению заданий поискового творческого характера, развитию у детей логического мышления, познавательной самостоятельности и активности.
Объяснение — словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение правил, законов, способов действий, демонстрации опытов.
Беседа — сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминанию) уже известных им знаний, достичь усвоения новых путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Беседа заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний.
Дискуссия — главное ее назначение: стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждению их к осмыслению различных подходов, к аргументации чужой и своей позиции.
Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Этот метод применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность.
По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ- изложение, рассказ-заключение.
Рассказ-вступление (цель) — подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяет вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.
Рассказ-изложение учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логически развивающемуся плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, существенного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.
Рассказ-заключение обычно проводится в конце занятия. Преподаватель в нем резюмирует главные мысли, делает выводы и обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по этой теме. В ходе рассказа используются такие методические приемы как активизация внимания, ускорение запоминания — мнемотехнические, ассоциативные, логические сравнения, сопоставления, выделение главного, резюмирование.
К рассказу предъявляется ряд педагогических требований: содержать только достоверные и научно проверенные факты; включать достаточное число ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять ведущие положения, идеи, концентрировать на них внимание детей4 быть эмоциональным, выразительным; излагать простым и доступным языком (произносить фразы, слова ясно, отчетливо, внятно; излагать в замедленном темпе трудную часть учебного материала; избегать употребление слов паразитов типа «так сказать», «значит», «это самое», «как бы»); отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям (т.е. высказывать собственное мнение, выражать свои чувства, отношение); рассказ должен быть коротким (до 10 мин.) – всемерно учитывать особенности детей младшего школьного возраста, у них слабо развито произвольное внимание, целенаправленный анализ воспринимаемых фактов, событий, они быстро утомляются, не могут длительное время слушать рассказ учителя; изложение можно сочетать с чтением школьников отрывков, фрагментов из учебника или учебного пособия; обеспечивать запись детьми правил, определений, дат, фактов, наиболее важных положений.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость