Раннее творчество Максима Горького
По
моему мнению, Максим Горький один из
талантливейших русских писателей и
публицистов. Настоящее его имя Алексей
Максимович Пешков. Родился великий
писатель 16 (28) марта 1868 в Нижнем Новгороде,
в семье столяря — краснодеревщика. Отец
его — Максим Савватиевич Пешков – умер
от холеры, когда тот был ещё ребёнком,
затем умерла и мать – Варвара Васильевна
Каширина (была родом из мещанской семьи).
Детство
писателя прошло в доме деда Василия
Васильевича Каширина, который в молодости
бурлачил, затем разбогател, стал
владельцем красильного заведения, в
старости разорился. Дед обучал мальчика
по церковным книгам, бабушка Акулина
Ивановна приобщила внука к народным
песням и сказкам, но главное заменила
мать, «насытив», по словам самого
Горького, крепкой силой для трудной
жизни.
Настоящего
образования Горький не получил, закончив
лишь ремесленное училище. Жажда знаний
утолялась самостоятельно, он рос
«самоучкой», но это не помешало ему
проявить свой талант в области литературы.
Горький
начинал как провинциальный газетчик,
но затем написал немало замечательных
рассказов, которые пользуются популярностью
и до сих пор. С самого начала обозначилось
расхождение между тем, что писала о
Горьком критика, и тем, что желал видеть
в нем рядовой читатель. Традиционный
принцип толкования произведений с точки
зрения заключенного в них социального
смысла применительно к раннему Горькому
не срабатывал. Читателя меньше всего
интересовали социальные аспекты его
прозы, он искал и находил в них настроение,
созвучное времени. По словам критика
М. Протопопова, Горький подменил проблему
художественной типизации проблемой
«идейного лиризма». Его герои
совмещали в себе типические черты, за
которыми стояло хорошее знание жизни
и литературной традиции, и особого рода
«философию», которой автор наделял
героев по собственному желанию, не
всегда согласуясь с «правдой жизни».
Критики в связи с его текстами решали
не социальные вопросы и проблемы их
литературного отражения, а непосредственно
«вопрос о Горьком» и созданном им
собирательном лирическом образе, который
стал восприниматься как типический для
России конца 19 начала 20 вв. и который
критика сравнивала со «сверхчеловеком»
Ницше. Все это позволяет, вопреки
традиционному взгляду, считать его
скорее модернистом, чем реалистом.
Ранние
его произведения — романтические песни
и легенды — оставляют впечатление
соприкосновения с настоящим талантом.
Разрыв между героическим прошлым и
жалкой, бесцветной жизнью в настоящем,
между «должным» и «сущим», между великой
«мечтой» и «серой эпохой» явился той
почвой, на которой родился романтизм
раннего Горького. Ранние рассказы
Горького носят революционно — романтический
характер. В этих рассказах противопоставляется
серая обыденная жизнь яркой, экзотической,
героической. Контраст связан с
противостоянием отдельной личности
толпе — жизнь как подвиг и жизнь как
произвол. Для Горького человек — гордый
и свободный властелин земли.
Главные
герои его рассказов всегда красивы. И
не только внешне — они отказываются от
жалкой участи служения вещам и деньгам,
их жизнь имеет высокий смысл. Герои
ранних произведений А.М. Горького
мужественны и самоотверженны («Песня
о Соколе», легенда о Данко), они прославляют
активность, способность действовать
(образы Сокола, Буревестника, Данко).
Своими ранними романтическими
произведениями с яркими, страстными,
вольнолюбивыми героями Горький стремился
разбудить «души живых мертвецов».
“Старуха
Изергиль”
Одним
из наиболее ярких ранних произведений
А.М. Горького является рассказ «Старуха
Изергиль» (1894). В произведениях русских
писателей природа всегда играет большую
роль. Возможно, причина в том, что наши
предки были язычниками, которые
обожествляли и одухотворяли природу.
А может, это просто особенность восприятия
мира творчески одаренным человеком —
он видит не только темные стороны жизни,
но и все прекрасное и удивительное, что
есть в ней. В начале рассказа «Старуха
Изергиль» пейзаж вызывает у читателя
определенный эмоциональный настрой,
создает естественный фон свободной,
вольной жизни. Море, голубая мгла ночи,
густые тени виноградных лоз и ветер,
который «тек широкой ровной волной. Но
иногда он точно прыгал через что-то
невидимое и, рождая сильный порыв,
развевал волосы женщин в фантастические
гривы, вздымавшиеся вокруг их голов».
Кажется, что именно так должна начинаться
сказка. И действительно: под влиянием
настроения, навеянного красотой летнего
вечера, старуха Изергиль рассказывает
легенды о Ларре и Данко и историю
собственной жизни.
Природа
не только украшает повествование, но и
становится связующим звеном между
реальной жизнью и романтическим миром
сказок и легенд. Кроме того, она тесно
связана с душевным состоянием героев.
Горький
противопоставляет реальному миру
самоотверженных романтических героев:
Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры
свободолюбивых людей, которые предпочитают
смерть подчинению даже любимому человеку.
Написан рассказ с использованием
излюбленной писателем формы обрамления:
легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль,
легенда о Данко. Единым целым три части
рассказа делает основная идея —
стремление выявить истинную ценность
человеческой личности. Через всю свою
жизнь пронесла Изергиль чувство
человеческого достоинства; его не могли
сломить ни превратности судьбы, ни
опасность смерти, ни страх потерять
любимого человека, лишиться любви.
Особое место занимает в рассказе образ
самой Изергиль. Она выносит приговор
Ларре и слагает гимн Данко. Она знала,
что такое подвиг, но не смогла прожить
свою жизнь достойно. Ее незаурядные
силы были почти впустую растрачены.
Героине остается только одно — опираясь
на свои ошибки, указать людям верный
путь. История ее жизни — апофеоз свободы,
красоты, высоких нравственных ценностей
человека. И упреком бескрылой, скучной
жизни людей, упреком многим поколениям,
без следа исчезнувшим с лица земли,
звучат слова старухи Изергиль: «В жизни,
знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые… не понимают жизни, каждый
захотел бы оставить после себя свою
тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы
людей бесследно». Старуха Изергиль
помимо передачи мнения автора является
еще и связующим звеном. История ее жизни
помещена посередине рассказа. Она жила
среди людей, но для себя.
Первой
от Изергиль мы слышим легенду о гордом,
свободолюбивом Ларре, сыне женщины из
могучего племени и орла, который жил
для себя. Старуху Изергиль пугает судьба
Ларры, отбрасывающая трагическую тень
на ее собственную жизнь. Сила характера,
гордость и вольнолюбие подчеркиваются
в Ларре его необычным происхождением.
Но хорошие качества этого героя
превращаются в свою противоположность,
потому что он презирает людей, жестоко
обращается с ними. Он не останавливается
даже перед убийством, за что люди
наказывают его, обрекая на вечное
одиночество. Ларра превращается в тень,
он обречен на вечные страдания, потому
что люди теперь отворачиваются от него.
Ощущая свое безграничное одиночество,
Ларра становится несчастным. Этот герой,
протестуя против обыденности жизни,
забыл о нравственных законах и был
наказан. Ларра красив, силен и ловок, но
в нем нет доброты и любви к людям, поэтому
он обречен на вечные скитания. Тем самым
Горький говорит о том, что жизнь ради
свободы в одиночестве теряет смысл.
Горький осуждает эгоизм и жестокость
Ларры, его гордыню и презрение к людям.
Мотивы
подвига во имя народа не новы в русской
литературе, но мысль о том, что счастливым
становится человек, отдавший жизнь за
народ, — это было тем новым, что прозвучало
в русской литературе накануне XX,
революционного столетия. Мещанство,
осторожное, серое, рутинное, вечно
боящееся, «как бы чего не вышло»,
запирающееся в беликовский «футляр»
или в нору премудрого пескаря, всегда
стояло на пути смелых и гордых, тормозило
движение вперед. Именно его обличает
Горький образом «осторожного человека».
Рассказ
Старухи Изергиль о самоотверженном,
героическом подвиге Данко очень
реалистичен, будто это не поэтическая
легенда, а реальная история, свидетельницей
которой была она сама. Утверждая красоту
и величие подвига во имя людей, Изергиль
противостоит людям, утратившим свои
идеалы.
Настоящий
герой не должен жить только для себя,
не принося добра людям. Это доказывает
образ Данко. Данко как и Ларра тоже
стремится к свободе, но свободе не для
себя лично, а для людей своего племени,
изгнанных врагами в глубь непроходимого
леса. Данко берет на себя тяжелую миссию
вывести людей к свету. Но путь этот
трудный и далекий. «Усталые и злые»,
люди начинают винить героя этой легенды
в их несчастье, приговаривая его к
смерти. Но Данко не обижается на уставших
людей, он выше этого. Разорвав себе
грудь, он вырывает свое сердце и освещает
им дорогу к свету. Данко — это проявление
высшей степени гуманистического идеала
писателя. Герой легенды, в отличие от
Ларры, счастлив, что отдал свою жизнь
людям: «Кинул взор вперед себя на ширь
степи гордый смельчак Данко — кинул он
радостный взор на свободную землю и
засмеялся гордо». И люди после его смерти
обрели надежду. А кто же те, ради которых
альтруист Данко пожертвовал жизнью,
кого он вывел из тьмы леса и смрада,
болот на свет и свободу, осветив им
дорогу своим горящим сердцем? «Были это
веселые, сильные и смелые люди», но вот
пришла «тяжелая пора» и они разуверились
в борьбе, ибо считали, что прежний их
опыт борьбы ведет лишь к гибели и
уничтожению, а «они не могли умереть»,
потому что вместе с ними исчезли бы из
жизни и «заветы».
Спасая
людей, Данко отдает самое дорогое и
единственное, что имеет — свое сердце
— «факел великой любви к людям». Подвиг
во имя жизни человеческой, свободы ляжет
в основу рассказа. К самопожертвованию
во имя людей и призывал Горький. Основная
мысль, прослеживающаяся в рассказе:
человек, сильный, красивый, способный
на подвиг, — это настоящий человек. На
примере Данко Горький показывает глубину
нравственных сил человека, его способность
пожертвовать собой для блага других.
Но мы видим, что поступок Данко не был
оценен по достоинству: «Люди не заметили
смерти героя и не видели, что еще пылает
рядом с трупом его смелое сердце. Только
один осторожный человек заметил это и,
боясь чего-то, наступил на гордое сердце
ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры,
угасло». Время таких героев, как Данко,
еще не настало, — говорит этими строками
Горький.
Иногда
природа имеет двойственный характер.
Она либо помогает людям, либо противостоит
им. Вот как описывает Горький лес в
легенде о Данко: «Там были болото и тьма,
потому что лес был старый и так густо
переплелись его ветви, что сквозь них
не видать было неба, и лучи солнца едва
могли пробить себе дорогу до болот
сквозь густую листву. Эти каменные
деревья стояли молча и неподвижно днем
в сером сумраке и еще плотнее сдвигались
вокруг людей по вечерам, когда загорались
костры. И всегда, днем и ночью, вокруг
тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно
точно собиралось раздавить их… А еще
страшней было, когда ветер бил по вершинам
деревьев и весь лес глухо гудел, точно
грозил и пел похоронную песню тем людям».
Когда же людям удается победить страх
благодаря великому подвигу Данко, то
лес отступает. Сказочно прекрасной
предстает перед ними земля: «И вот вдруг
лес расступился перед ним, расступился
и остался позади, плотный и немой, а
Данко и все те люди сразу окунулись в
море солнечного света и чистого воздуха,
промытого дождем. Гроза была — там,
сзади них, над лесом, а тут сияло солнце,
вздыхала степь, блестела трава в
брильянтах дождя и золотом сверкала
река…» Люди должны обязательно верить
во что — то светлое и радостное, что ждёт
их впереди. С природой обычно связан и
главный герой, вокруг которого строится
повествование. Данко полон любви к
людям, ради них он способен пожертвовать
своей жизнью. Но народ не может оценить
этого подвига. Слабые и пугливые, люди
страшатся самого героя. Страх владеет
массой. И автор не скрывает этого от
своих читателей. Природа же вечна и
величественна. Она равнодушно взирает
на мелочность людских забот и интересов,
подчеркивая преходящее в человеческой
жизни и помыслах людей. Автор восхищен
великолепием окружающего мира. Он видит
его космические масштабы. Отсюда людская
суета кажется почти смехотворной и
жалкой, и лишь избранные, подобные Данко,
способны подняться над толпой и погибнуть
ради жизни. Кинул взор вперед себя на
ширь степи гордый смельчак Данко,—
кинул он радостный взор на свободную
землю и засмеялся гордо. А потом упал и
— умер. Картины природы в ранних
романтических рассказах М. Горького не
только обрамляют содержание и являются
фоном, они составная и существенная
часть содержания. Описания природы
позволяют автору переходить, как по
мостку, от темы к теме, украшают
повествование, дают простор фантазии
художника слова, подчеркивают красоту
авторской речи.
“Макар
Чудра”
Ранние
рассказы Горького принято относить к
романтическим произведениям. Во-первых,
потому, что в них писатель несколько
идеализирует своих героев, наделяя их
исключительными качествами. Во-вторых,
главной темой ранних рассказов М.
Горького является тема свободы и любви.
Уже в одном из первых своих рассказов
под названием «Макар Чудра» Горький
высказывает собственную точку зрения
на эти проблемы, дает свое определение
понятиям любви и свободы, четко формулируя
мысль: Свобода для человека — главное
на свете. Рассказ об удивительной гордой
любви Лойко Зобара и Радды — это гимн
свободе. Гордые герои рассказа «Макар
Чудра» утверждают как высшее начало в
жизни и человеке любовь к свободе. Лойко
и Радда не хотят жертвовать волей даже
ради друг друга. Не желая становиться
на колени перед возлюбленной, Зобар
убивает ее, а затем погибает сам. Восставая
против власти обстоятельств, измельчающих
человеческую жизнь, Горький в рассказе
«Макар Чудра» слишком заострил идею
свободы, что могло привести к оправданию
произвола. Почувствовав опасность
своего идеала, писатель попытался
определить границы свободы, показать
подлинный героический характер. Для
Зобара и Радды свобода, воля — главное
в жизни. «Никогда я никого не любила,
Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю.
Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»,
— говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное
чувство, силу которого воспевали люди
веками, оказалась бессильна перед
стремлением человека к свободе. И поэтому
логичен драматический исход рассказа:
смерть обоих героев. При чтении рассказов
Горького читателю часто приходится
задумываться над понятием «абсолютной
свободы». Это понятие является жизненным
идеалом для многих героев Горького. Но
в своих произведениях писатель показывает,
что «абсолютная свобода» недостижима:
стремление к ней часто приводит героев
к конфликту с обществом. Романтическое
бунтарство писателя питалось неприятием
действительности. Горький мечтал о
сильных, волевых натурах, о людях —
борцах, но не находил их в реальности.
Молодой писатель отрицал безгеройность
окружающей его жизни. Серому, мещанскому
существованию он противопоставил яркий,
экзотический мир своих рассказов.
Действие в них происходит в необычной
обстановке, в окружении романтических
стихий. В героях произведений больше
символического, чем типического. Но
романтический пафос не мешал Горькому
искать ответы на мучительные вопросы
о смысле жизни и предназначении человека.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).
Романтические рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.
Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».
От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.
Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».
«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы», и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».
Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Остались вопросы?
Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.
Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его “жизнь в людях”. От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького.
Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека.
Первый рассказ М. Горького – “Макар Чуд-ра” – был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды, ценой своей жизни испытавшей могучее сердце Лойки Зобара. Написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности.
Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш и другие.
Первые строки в большинстве таких произведений Горького были призывом к геройству. В рассказе “Старуха Изергиль” устанавливается связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в рассказе противостоят друг другу.
Лар-ра – гордец, себялюбец, эгоист, он ценит только себя и свободу. Данко стремится добыть свободу для всех. Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего “Я”, а Данко отдает всего себя.
Сказка “Девушка и Смерть” – примечательное выражение неизменной веры писателя в способность человеческого сердца победить, выстоять в трудную минуту.
“Челкаш” – один из рассказов из цикла о людях из народа, которые несут в себе высокие эстетические качества. Конфликт связан с ситуацией скитальчества, бегства из родного дома. На дороге соучастия в преступлении сталкиваются два человека – одного приводит привычка, другого – случай.
Недоверие, зависть, покорная готовность услужить, страх, подобострастие Гаврилы противостоят снисходительности, презрению, уверенности в себе, смелости, любви к свободе Челкаша. Автор подчеркивает духовное превосходство Челкаша. Однако Челкаш не нужен обществу, в отличие от маленько го хозяина Гаврилы. В этом состоит как романтический пафос произведения, так и трагический.
Романтическое мировоззрение присутствует также в описании природы.
Жанр произведений “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе” определен как песня. Обе песни обладают и другими жанровыми признаками – в них присутствуют черты притчи. Точка зрения главных героев: противопоставление сильной личности и общества.
Природа отражает внутреннее состояние героев. В образе этих смелых и гордых птиц писатель хочет видеть как можно больше людей, стремящихся изменить жизнь людей к лучшему, чтобы все люди жили в мире и согласии.
Создавая свои ранние произведения, Горький хотел видеть в людях, которые прочитают их, стремление брать пример с его положительных героев, стремление на их примере изменять свой внутренний и духовный мир, свой облик, а в результате и саму жизнь. К этому стремится и сам писатель.
Loading…