Виды сказок
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 420.
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 420.
Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?
Виды сказок
Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.
Все сказки можно разделить на следующие виды:
- сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
- волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
- бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.
Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.
Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.
У авторских сказок имеется автор.
Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Екатерина Ромах
5/5
-
Неструева Лиза
5/5
-
Денис Крец
5/5
-
Злата Жогина
5/5
Оценка статьи
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 420.
А какая ваша оценка?
Классификация фольклорной сказки
Фольклорная сказка
имеет внутрижанровые разновидности.
-
Сказки
о животных, растениях, неживой природе
и предметах. -
Волшебные
сказки. -
Легендарные
сказки. -
Новеллистические
(бытовые) сказки. -
Сказки
об одураченном чёрте. -
Анекдоты.
-
Небылицы.
-
Кумулятивные
сказки. -
Докучные сказки.
Многие фольклористы
(В. Я. Пропп, Э. В. Померанцева, Ю. И. Юдин,
Т. В. Зуева) различают в составе жанровой
разновидности «Бытовые сказки»
два жанровых образования: новеллистические
и анекдотические сказки. Новеллистические
сказки находятся не только в разделе
«Новеллистические сказки», но и в
разделе «Волшебные сказки». А
анекдотические сказки вбирают в себя
сюжеты из группы «Сказки об одураченном
чёрте», многие сюжеты, отнесённые к
анекдотам, некоторые сюжеты, включённые
в раздел новеллистические сказки, и
некоторые сюжеты, причисленные к
волшебным сказкам.
В сказочном фольклоре
не всегда можно провести чёткую границу
между сказочными жанрами. Так, легендарная
сказка может рассказываться как легенда,
а переделки былин могут быть отнесены
в особую жанровую группу «Богатырская
сказка». Изменение отношения к
действительности носителей фольклора,
изменяет принадлежность повествования
к тому или иному фольклорному эпическому
виду.
Жанровые разновидности сказки Сказка о животных
Сказка о животных
(животный эпос) — это совокупность
(конгломерат) разножанровых произведений
сказочного фольклора (сказка), в которых
в качестве главных героев выступают
животные, птицы, рыбы, а также предметы,
растения и явления природы. В сказках
о животных человек либо 1) играет
второстепенную роль (старик из сказки
«Лиса крадёт рыбу из воза (саней»)), либо
2) занимает положение, равноценное
животному (мужик из сказки «Старая
хлеб-соль забывается»).
Возможная
классификация сказки о животных.
Прежде всего, сказка
о животных классифицируется по главному
герою (тематическая классификация).
Такая классификация приведена в
указателе сказочных сюжетов мирового
фольклора, составленного Аарне-Томсоном
и в «Сравнительном Указателе Сюжетов.
Восточнославянская сказка»:
-
Дикие
животные.
-
Лиса.
-
Другие
дикие животные.
Дикие
и домашние животные
Человек
и дикие животные.
Домашние
животные.
Птицы
и рыбы.
Другие животные,
предметы, растения и явления природы.
Следующая возможная
классификация сказки о животных – это
структурно-семантическая классификация,
которая классифицирует сказку по
жанровому признаку. В сказке о животных
выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп
выделял такие жанры как:
-
Кумулятивная
сказка о животных. -
Волшебная
сказка о животных -
Басня
(аполог) -
Сатирическая
сказка
Е. А. Костюхин выделял
жанры о животных как:
-
Комическая
(бытовая) сказка о животных -
Волшебная
сказка о животных -
Кумулятивная
сказка о животных -
Новеллистическая
сказка о животных -
Аполог
(басня) -
Анекдот.
-
Сатирическая
сказка о животных -
Легенды,
предания, бытовые рассказы о животных -
Небылицы
Пропп, в основу своей
классификации сказки о животных по
жанрам, пытался положить формальный
признак. Костюхин же, в основу своей
классификации, отчасти положил формальный
признак, но в основном исследователь
разделяет жанры сказки о животных по
содержанию. Это позволяет глубже понять
разнообразный материал сказки о
животных, который демонстрирует
разнообразие структурных построений,
пестроту стилей, богатство содержания.
Третья возможная
классификация сказки о животных является
классификации по признаку целевой
аудитории. Выделяют сказки о животных
на:
-
Детские
сказки.
-
Сказки,
рассказанные для детей. -
Сказки,
рассказанные детьми.
Взрослые сказки.
Тот или иной жанр
сказки о животных имеет свою целевую
аудиторию. Современная русская сказка
о животных в основном принадлежит
детской аудитории. Таким образом, сказки
рассказанные для детей имеют упрощенную
структуру. Но есть жанр сказки о животных,
который никогда не будет адресован
детям – это т. н. «Озорная» («заветная»
или «порнографическая») сказка.
Около двадцати сюжетов
сказок о животных — это кумулятивные
сказки (Рекурсивная ).
Принцип такой композиции заключается
в многократном повторении единицы
сюжета. Кумулятивную (цепевидную)
композицию различают:
-
С
бесконечным повторением:
-
Докучные
сказки типа «Про
белого бычка». -
Единица
текста включается в другой текст («У
попа была собака»).
С
Конечным повторением:
-
«Репка»
— нарастают единицы сюжета в цепь, пока
цепь не оборвётся. -
«Петушок
подавился» — происходит
расплетание цепи, пока цепь не оборвётся. -
«За
скалочку уточку» — предыдущая
единица текста отрицается в следующем
эпизоде.
Другой жанровой формой
сказки о животных является структура
волшебной сказки (о структуре смотрите
ниже) («Волк
и семеро козлят«, «Кот,
петух и лиса» ).
Ведущее место в сказках
о животных занимают комические сказки
— о проделках животных («Лиса крадёт
рыбу с саней (с воза) , «Волк у проруби»,
«Лиса обмазывает голову тестом
(сметаной), «Битый небитого везёт»
, «Лиса-повитуха» и т. д), которые
влияют на другие сказочные жанры
животного
эпоса, особенно на аполог
(басню). Сюжетное ядро комической сказки
о животных составляют случайная встреча
и проделка (обман). Иногда сочетают
несколько встреч и проделок. Героем
комической сказки является трикстер
(тот, кто совершает проделки). Основной
трикстер русской сказки — лиса (в мировом
эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают
волк и медведь. Замечено, что если лиса
действует против слабых, она проигрывает,
если против сильных — выигрывает . Это
идёт из архаического фольклора. В
современной сказке о животных победа
и поражение трикстера нередко получает
моральную оценку. Трикстеру в сказке
противопоставлен простофиля. Им
может быть и хищник (волк, медведь), и
человек, и животное-простак, вроде
зайца.
Значительная часть
сказок о животных занимает аполог
(басня), в которой выступает не комическое
начало, а нравоучительное, морализующее.
При этом аполог не обязательно должен
иметь мораль в виде концовки. Мораль
вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации
должны быть однозначными, чтобы легко
сформировать моральные выводы. Типичными
примерами аполога являются сказки, где
происходит столкновение контрастных
персонажей (Кто трусливее зайца? ; Старя
хлеб-соль забывается ; Заноза в лапе
медведя (льва) Апологом можно также
считать такие сюжеты, которые были
известны в литературной басне с античных
времён (Лиса и кислый виноград ; Ворона
и лисица многие другие). Аполог —
сравнительно поздняя форма сказок о
животных. Относиться ко времени, когда
моральные нормы уже определились и
подыскивают для себя подходящую форму.
В сказках этого типа трансформировались
лишь немногие сюжеты с проделками
трикстеров, часть сюжетов аполога (не
без влияния литературы) выработал сам.
Третий путь развития аполога — это
разрастание паремии (пословицы и
поговорки. Но в отличие от паремии, в
апологе аллегория не только рациональна,
но и чувствительна.
Рядом с апологом стоит
так называемая новеллистическая
сказка о животных. Новелла в животной
сказке — это рассказ о необычных случаях
с довольно развитой интригой, с резкими
поворотами в судьбе героев. Тенденция
к морализации определяет судьбу жанра.
В нём более определённая мораль, чем в
апологе, комическое начало приглушено,
либо совсем снято. Озорство комической
сказки о животных заменено в новелле
иному содержанию — занимательному.
Классический пример новеллистической
сказки о животных — это «Благодарные
звери». Большинство сюжетов фольклорной
новеллы о животных складываются в
литературе, а потом переходят в фольклор.
Лёгкий переход этих сюжетов связан с
тем, что сами литературные сюжеты
складываются на фольклорной основе.
Говоря о сатире в
сказках о животных, надо сказать, что
литература некогда дала толчок к
развитию сатирической сказки. Условие
для появлении сатирической сказки
возникает в позднем средневековье.
Эффект сатирического в фольклорной
сказке достигается тем, что в уста
животных вкладывается социальная
терминология (Лиса-исповедница ; Кот и
дикие животные. В XIX веке сатирическая
сказка непопулярна. Сатира внутри
сказки о животных — это лишь акцент в
крайне незначительной группе сюжетов
о животных. И на сатирическую сказку
повлияли законы животной сказки с
проделками трикстера. Сатирическое
звучание сохранилась в сказках, где в
центре трикстер, а где была полнейшая
нелепица происходящего, то сказка
становилась небылицей.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
-
Назовите виды фольклорных сказок.Расскажите,что вам известно об их построении.
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
georgehenderson775
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия4 минуты назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика6 минут назад
Матеша
Задание 5 -
Математика6 минут назад
Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби
-
Русский язык6 минут назад
Задачи по астрономии
-
Русский язык6 минут назад
Помогите составить рассказ на тему: «Мы спасены»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Разновидности сказок
Рассказываем о жанре, его истории и приводим примеры произведений.
Сказки — один из фольклорных жанров. Это короткие истории, в стихах или прозе, рассказывающие о волшебных приключениях, героических подвигах или бытовых делах. О других жанрах мы рассказали в этой статье.
В отличие от легенд и былин, сказки не претендуют на историчность. В отличие от мифов, почти не касаются религии и фундаментальных тем. Повесть о сотворении мира или объяснение природных явлений — задача мифов. Сказки толкуют о менее масштабных делах: о том, как звери собрались на зимовье, солдат обманул скупую вдову и сварил себе наваристую кашу, а Иван-Дурак подружился с серым волком, нашел незнамо что незнамо где, получил в награду пару волшебных артефактов, руку принцессы и царство в придачу. История о том, как Прометей украл с Олимпа огонь и принёс людям — миф. История о том, как братец Кролик украл у фермера Сэма бочонок браги и принёс остальным зверям — сказка.
Сказки для взрослых и детей
В зависимости от целевой аудитории, сказки бывают взрослыми и детскими. В наши дни большая часть рассчитана на детей. Как сказал Альберт Эйнштейн:
“
«Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы ваши дети выросли ещё умнее, читайте им больше сказок».
Они обучают и развлекают, развивают фантазию, воображение и логику, расширяют словарный запас и помогают адаптироваться к реальной жизни за окном.
При этом исторически большая часть сказок создавалась для взрослых. В оригинальных версиях волк кормит Красную шапочку наваристым супом из её бабушки, Золушка убивает мачеху, а ее злые сестры шинкуют себе ступни, чтобы влезть в злосчастную туфельку, Рапунцель беременеет от принца, а Спящая красавица прежде чем проснуться от вечного сна успевает родить двойню — пробуждение возлюбленной явно было не в приоритете у положившего на нее глаз короля.
Сказочные сюжеты веками передавались в устной традиции, только в начале XIX века фольклористы попытались перенести их на бумагу. Тогда же они принялись «причёсывать» истории, сглаживая острые углы и оставляя за кадром смачные подробности. Причина редактуры — в строгой цензуре того времени, не пропускавшей в печать ничего, что могло бы шокировать нравы благопристойной публики. Далеко не все современники соглашались с подобной адаптацией. Когда в 1854 году британский литератор Джордж Крукшенк подогнал «Золушку» под вкусы викторианской публики, Чарльз Диккенс раскритиковал его поступок и призвал сохранить фольклорные сюжеты неизменными.
Народные и фольклорные сказки
В зависимости от авторства сказки бывают народными (фольклорными) и авторскими (литературными).
Народные вплоть до начала XIX века передавались в устной форме, поэтому найти их конкретного автора нельзя. Многие сюжеты общие у разных культур мира. Согласно исследованиям, некоторые уходят корнями аж в Бронзовый век. Примеры: «Маша и три медведя», «Теремок», «Колобок», «Каша из топора», «Морозко»
Литературная сказка принадлежит перу конкретного автора и прежде не встречалась в устной форме. При этом братья Гримм и Шарль Перро — одни из самых известных сказочников в мире — ничего не сочиняли сами, они были как раз теми, кто на рубеже XVIII—XIX вв.еков собирал образцы народного фольклора и переносил их на бумагу. Хотя Перро одну историю всё-таки придумал сам.
Примеры литературных сказок: Ганс Христиан Андерсон «Снежная королева» и «Русалочка», Александр Пушкин «Золотой петушок», Пётр Ершов «Конёк-Горбунок».
Классификация сказок
В литературоведении есть несколько классификаций фольклорных сюжетов. Самым распространённым считается «Указатель сказочных типов», созданный филологом Антти Аарне в начале XX века и позднее дополненный исследователем Ститом Томпсоном и учёным Хансом Йоргом-Утером. Указатель делит все истории на следующие жанры:
-
Сказки о животных — сюжеты, где главную роль играют животные, а люди или мелькают на заднем плане, или вообще не появляются. Примеры: «Волк и козлята», «Зимовье зверей», «Теремок».
-
Волшебные сказки сохранили остатки еще языческих верований. Они рассказывают о героях, которые добиваются своих целей с помощью чудодейственных предметов или волшебных помощников. Примеры: «Иван-царевич и серый волк», «Гуси-лебеди» и «Лихо одноглазое».
-
Новеллистические (бытовые) сказки — в их основе лежат социальные отношения, а герои решают бытовые проблемы. Примеры: «Каша из топора», «Добрый поп» и «Солдатская шинель».
-
Легендарные сказки основаны на легендах, утративших претензию на реалистичность. Примеры: «Отец и дочь», «Смерть скупого», «Чудесная дудка».
-
Сказки об одураченном чёрте. Примеры: «Батрак», «Беглый солдат и чёрт».
-
Кумулятивные (цепочные) сказки не обладают интересным или увлекательным сюжетом, их смысл сводится к многократному, нарастающему повторению одних и тех же действий или слов. Эти истории зародились еще на заре человечества, внутри довольно примитивного общества. Позже они использовались для обучения детей речи. Фрагменты текста могут повторяться как ограниченное, так и неограниченное количество раз — такие сюжеты называются докучными. Примеры: «Репка», «Петушок подавился», «За скалочку уточку».
Была ли данная статья полезна для Вас?