Назовите волшебные сказки в чем их особенности 3 класс

Сказки в литературе

Определения

  • Сказка — прозаическое фольклорное произведение, обычно — со счастливым концом.
  • Волшебная сказка — это эпическое фольклорное произведение со строгой композицией (экспозиция — завязка — кульминация — развязка). Обычно в волшебной сказке есть волшебные герои (Иван Царевич, Василиса Премудрая), волшебные предметы (сапоги-скороходы, скатерть-самобранка) и волшебные помощники (как правило, животные — Серый Волк, Орёл, Зайчик -побегайчик).
  • Бытовая сказка — сказка, сюжет которой максимально приближен к реальности. Главный герой такой сказки — как правило, обычный человек, хитрый и ловкий. Он добивается торжества справедливости.
  • Сказки о животных — сказка, главными действующими лицами которой выступают животные. Животные наделены свойствами человека (разговаривают, выстраивают отношения, обманывают друг друга, проявляют симпатию).

В сказках отражаются мечты народа о счастье, представление о справедливости, морали.

Особенности волшебной сказки

В волшебной сказке — особый мир, где всегда происходит борьба добра со злом. И главный герой — храбрый человек, который побеждает зло. Даже если в начале сказки его представляют дурачком, бездельником (Иванушка-дурачок, Емеля), то в конце он обязательно красив и умён, как правило — награждён богатством и женится на первой красавице.

Женщины в волшебной сказке — очаровательны и обладают потрясающими умениями (Василиса, Марья Моревна, Елена Прекрасная).

Главному герою обычно помогают волшебные помощники (Сивка-бурка, Серый Волк и пр.).

Враги главного героя (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба-Яга) жестоки и невероятно сильны — но куда им до нашего героя! По традиции, герой трижды подвергается испытаниям, но всякий раз побеждает, и добро торжествует.

Филолог-фольклорист В. Я. Пропп отметил, что в каждой волшебной сказке ограниченное количество типов героев:

  1. герой (например, Иван-царевич, Иванушка-дурачок);
  2. вредитель (Кощей Бессмертный, Баба-Яга);
  3. даритель (персонаж, испытывающий героя и дарящий ему некую возможность, — Печка и Яблонька в сказке «Гуси-лебеди»);
  4. помощник (Серый Волк);
  5. отправитель (тот, кто поручает герою выполнение задания, — царевна или её отец, либо они оба);
  6. ложный герой (тот, кто присваивает заслуги героя или выдаёт себя за него).

Бытовые сказки

В мире бытовых сказок всё реалистично. Их герои — хитрый солдат, строптивая жена, глупый барин, жадный поп и т. п. Сюжет таких сказок обычно связан с одним небольшим событием. Зачастую бытовые сказки забавны, сатиричны.

Сказки о животных

Эта разновидность сказок — очень древняя. В чём-то сказки о животных сродни более поздним басням. Животные в сказках изображаются иносказательно и подразумевают вполне человеческие пороки: лень, коварство, трусость.

Самая популярная героиня таких сказок — лиса. Она хитрая, льстивая и мстительная. Часто в сказках о животных встречается и волк — глупый, жестокий. Ещё один отрицательный герой — медведь. Угнетатель, подавляющий всех своей силой, медведь тоже глуп и зачастую оказывается обманут.

Зайчик (как и, к примеру, мышка), зачастую угнетённый, обиженный персонаж. Положительных героев в сказках о животных не так много: обычно это кот и петух, которые сильными не являются, но помогают обиженным, ценят дружбу, радуются жизни.

Поделиться ссылкой



Скачать материал

  «Волшебные народные сказки»



Скачать материал

  • Сейчас обучается 197 человек из 50 регионов

  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  •   «Волшебные народные сказки»

    1 слайд

    «Волшебные
    народные сказки»

  • Сказка-жанр литературного творчества    Рассказывает о вымышленных героях и...

    2 слайд

    Сказка-
    жанр литературного творчества
    Рассказывает о вымышленных героях и событиях, с участием волшебных сил. (Толковый словарь русского языка)

  • СказкиФольклорныеЛитературныеНет автора,
 ее сочинил народЕсть авторВолшебные...

    3 слайд

    Сказки
    Фольклорные
    Литературные
    Нет автора,
    ее сочинил народ
    Есть автор
    Волшебные
    О животных
    Бытовые
    Может подражать
    фольклорной
    Может иметь
    свой сюжет

  • Признаки волшебных сказокОсобая композиция
Сказочные сюжеты
Троекратное повто...

    4 слайд

    Признаки волшебных сказок
    Особая композиция
    Сказочные сюжеты
    Троекратное повторение
    Положительные и отрицательные герои
    Сверхъестественные силы, помощники, магические предметы
    Чудесные превращения
    «Сказочный» язык
    Добро побеждает зло

  • Композиция волшебной сказкиПрисказка, зачинЗавязкаРазвитие сюжетаКульминацияР...

    5 слайд

    Композиция волшебной сказки
    Присказка, зачин
    Завязка
    Развитие сюжета
    Кульминация
    Развязка
    Концовка

  • В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым...

    6 слайд

    В волшебных сказках рассказывается о подвигах и приключениях героев, которым всегда выпадают на долю трудные задачи: защитить от врага родную землю, достать какой-нибудь волшебный предмет, победить Кощея, Змея, ведьму.

  • Герои волшебных сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, до...

    7 слайд

    Герои волшебных сказок поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду, побеждают смерть.

  • Им помогают ковры-самолёты, сапоги-скороходы другие волшебные предметы, а так...

    8 слайд

    Им помогают ковры-самолёты, сапоги-скороходы другие волшебные предметы, а также говорящие растения и животные.

  • Обычно волшебная сказка начинается с присказки:«В некотором царстве, в некото...

    9 слайд

    Обычно волшебная сказка начинается с присказки:
    «В некотором царстве, в некотором государстве…»;

    «На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб зелёный, под тем дубом стол золочёный, на столе бык печёный, садись, кушай, мою сказку слушай…»

  • «Вот вам сказка, а мне бубликов связка»«Я там был, мёд-пиво пил, по усам текл...

    10 слайд

    «Вот вам сказка, а мне бубликов связка»
    «Я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»
    Сказки часто завершаются концовкой:

  • Приключения героев волшебной сказки обычно повторяются три раза

    11 слайд

    Приключения героев волшебной сказки обычно повторяются три раза

  • Композиция сказки

    12 слайд

    Композиция сказки

  • Сказочные композиционные элементыприсказкизачиныконцовкиЦель присказки и зачи...

    13 слайд

    Сказочные композиционные элементы
    присказки
    зачины
    концовки
    Цель присказки и зачина: показать мастерство сказочника, подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать ею, оторвать слушателя от обыденной обстановки, приобщить его к особой ирреальной атмосфере волшебной сказки, подчинить воле рассказчика. Как и былинный запев, присказка — необязательная часть волшебной сказки.
    Цель концовки: отграничить сказку от реальной жизни и возвратить
    слушателя к действительности.

  • Герои волшебных сказокПоложительные герои:
Иван-дурак, Василиса Премудрая, Ма...

    14 слайд

    Герои волшебных сказок
    Положительные герои:
    Иван-дурак, Василиса Премудрая, Марья Моревна, солдат, младший сын и брат, гонимая сиротка, мужик, крестьянский сын, царевичи, королевичи, царевна-лягушка и т.д.
    Враги положительных героев:
    Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо Одноглазое, Морской царь, ведьма, Чудо Юдо и т.д.

  • Помощники положительных героев

    15 слайд

    Помощники положительных героев

  • Особенности сказочного языкаАнтитеза – Скоро сказка сказывается, да  не скоро...

    16 слайд

    Особенности сказочного языка
    Антитеза – Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Рифма
    Что написано на роду, то быть сужено тому.
    Кощей сидит за столом, пишет пером.
    Гипербола – Котору лошадь по крестцу ударит, так и с ног долой упадёт.

  • Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельныесинтаксические...

    17 слайд

    Лексические и синтаксические повторы, образующие параллельные
    синтаксические конструкции:
    «На столбу написано: «В праву дорогу идти – добра не видать, в леву дорогу идти – живому не бывать»;
    «Один раз закинули – вытянули морскую тину. Второй раз закинули – вытянули- морскую травину. Третий раз закинули – вытянули рыбу, золото перье».
    Сказочные формулы: Выше леса стоячего, ниже облака ходячего.
    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
    Много ли, мало ли времени…
    Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли…
    Инверсия – обратный порядок слов в предложении.
    «Появилось на небе Солнышко, и зазеленели поля, и нежилась Земля…»
    «Собрался народ честной да зверь лесной».

  • Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».Тема : В сказке рассказывается...

    18 слайд

    Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».
    Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

    Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

    Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?
    Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.
    Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу — такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель — и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

  • Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».Герои «Гуси-лебеди»:
Братец
Се...

    19 слайд

    Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».
    Герои «Гуси-лебеди»:
    Братец
    Сестрица
    Печка, речка и яблонька — чудесные помощники
    Баба Яга .
    Гуси-Лебеди
    Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:
    Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
    Экспозиция (наказ родителей)
    Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
    Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
    Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

    Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
    В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира : Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .
    Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

  • Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».1. «Гуси-лебеди» русская народ...

    20 слайд

    Анализ русской народной сказки «Гуси – Лебеди».
    1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.
    2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
    3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
    5. Художественное своеобразие произведения:
    Особенности композиции:
    o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)
    o Экспозиция (наказ родителей)
    o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)
    6. Выводы:
    Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 061 031 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 10.10.2022
  • 72
  • 0
  • 10.10.2022
  • 39
  • 0
  • 10.10.2022
  • 60
  • 0
  • 10.10.2022
  • 138
  • 4
  • 10.10.2022
  • 91
  • 0
  • 10.10.2022
  • 169
  • 15
  • 10.10.2022
  • 117
  • 0
  • 10.10.2022
  • 43
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Возрастные особенности детей младшего школьного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Роль педагога в реализации концепции патриотического воспитания школьников в образовательном процессе в свете ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Теория и практика инклюзивного обучения в образовательной организации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»

  • Курс повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Техники креативного мышления как инструмент формирования общих компетенций по ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Методы интерактивного обучения»

Обновлено: 11.01.2023

Сказки – это сокровища народной мудрости. В далёком прошлом с помощью устного народного творчества люди могли выражать свои мысли, отношение к окружающему миру, к действительности. В каждой сказке присутствует высокая воспитательная направленность, для того чтобы дети с самого юного возраста учились поступать правильно: быть справедливыми, добрыми, честными, смелыми, отзывчивыми, а также уважали старших и умели отличать добро от зла.

Сказки – это один из самых любимых и популярных жанров фольклора. Они нравятся не только детям, но и взрослым, потому что в них присутствует глубина идей, интригующий сюжет и поучительное, иногда даже философское заключение. Некоторые сказки пробуждают интерес к жизни, расширяют кругозор, приобщают к культуре, к родному языку, а главное, к мудрому народному опыту.

Доклад №2

Сказки любят не только дети, но и взрослые. Они дают людям всё то, чего им не хватает в реальной жизни: волшебство, далёкие путешествия и тот факт, что добро всегда побеждает зло.

С давних пор люди сочиняли сказки. В них они выражали свои мечты, надежды и желания: всё, чего не было в тяжёлой жизни народа. Таким образом возник жанр народной сказки. Кто именно придумал эти сказки и является подлинным автором произведений выяснить невозможно. Сказки передавались из поколения в поколение. Что-то оставалось неизменным, а что-то сочинялись и прибавлялось к уже существующей истории.

У каждого народа были свои сказки. И хотя герои сказок отличаются, но смысл и суть сказаний очень похожа. Добро всегда должно победить зло. Отрицательные персонажи сказок оказываются наказаны, а положительные герои получают награду.

Самыми распространенными народными сказками являются сказки о животных и волшебные сказки. В русских народных сказках самыми популярными героями можно назвать лису, волка, зайца, медведя, кота, собаку, Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, царя, мужика и тому подобных персонажей. Они олицетворяют определённые качества характера и пороки: лиса — хитрость, медведь — силу, кот — находчивость.

Народные сказки были отдушиной для простого народа, который не мог открыто противостоять богачам. Только в сказке бедный мужик мог перехитрить царя и получить большую награду. Простой парень мог жениться на царевне и сам стать царём. Когда у людей не было достаточно еды, они сочиняли сказки о скатерти-самобранке. Бедный народ не имел возможности путешествовать по миру. Тогда в сказках и появлялся корабль-самолет и сапоги-скороходы, которые могли в мгновенье ока перенести человека в любую страну.

Самыми же увлекательным были и будут сказки о волшебство. Каждый мечтал иметь волшебную палочку или цветик-семицветик. Ведь как здорово получить желаемое и не трудиться для этого продолжительное время.

Сказки были и будут любимы всеми людьми, ведь они дают возможность окунуться в волшебство и отвлечься хоть на мгновенье от трудностей жизни.

3, 5 класс по литературе, для детей

Народные сказки

Народные сказки

Наверное, самый интригующий и завораживающий процесс это полет. Казалось бы это самая заветная мечта не только птиц, но и людей. Люди научились летать, с помощью самолетов, а вот некоторые птицы так и остались наземными животными,

Генетика как наука зародилась в 19 веке, её первооткрывателем стал Грегорий Мендель. Он открыл всему миру дискретность (раздельность) наследственных факторов. Он доказал, что в устройстве каждого живого организма есть так называемые гены

Самая большая скандинавская страна — это Швеция. Она находится на Скандинавском полуострове и на островах, которые расположены вблизи. Соседями Швеции являются Дания, Норвегия и Финляндия. Официально страну называют Королевство Швеция.

Как именно помочь ребенку в 3 классе сочинить такую сказку?

Приведите примеры волшебных сказок, которые подойдут для третьеклассника

А мне очень нравилось, как уставшая и сонная бабушка сочиняла мне сказки на ходу))) «из воздуха»)))

Один из сюжетов:

Поехали мы в село с бабушкой и дедушкой урожай собирать, и случайно в одном из мешков не заметили семейство мышек (папа, мама, братик старший и сестра), и и поехали они с нами в город. Теперь живут в нашей квартире. На балконе.

Бабушка с ними договорилась, что они наши запасы есть не будут, мешки грызть и стены. что их и так всегда накормят! А Мама-мышка так образовалась, что мне эти оладьи приготовила ночью (тарелка в студию мне на завтрак)

(Хороший способ накормить ребёнка))))))

А с мышатами я подружилась в этой сказке. Они оказались очень умные. Говорящие ))) Мы с ними книжки читали и добра наживали.

Я до последнего верила в детстве, что у нас семья мышек на балконе живёт после такой сказки )))

Сочинение сказок очень благотворно влияет на ребенка. Это развивает у него фантазию, воображение, позволяют ему всесторонне развиваться. Ребенок, сочиняя сказки, пробует себя в роли рассказчика, автора. И, конечно, сочинение сказки — это всегда путешествие в волшебный мир.

С чего начать сочинение волшебной сказки? В первую очередь надо определиться с главными героями и сюжетом. В качестве героев могут выступать различные вымышленные персонажи (феи, гномы), а могут быть животные. По своей структуре сказка должна состоять из вступления, основного действия и развязки.

Ниже приведен пример волшебной сказки, который может подойти для ученика третьего класса.

Для начала разберёмся почему сказку называют волшебной. Обычно в таком произведении есть разные чудесные предметы или существа, которые помогают главному герою преодолевать всякого рода препятствия. Это могут быть животные ( волк, конёк) или предметы обихода ( клубок, шапка невидимка), часто героям помогают феи и колдуны. Обычно сказки начинаются с зачина например «Жили были». Наша сказка будет про девочку Любу. Однажды девочка Люба сидела у окошка и смотрела на проплывающие мимо облака. Ей очень хотелось попасть на небо и посмотреть что же творится на земле. А в это время мимо пролетал злой колдун, ему было скучно и он решил развлечься: взмахнул он своей волшебной палочкой, прошептал заклинание и Любина мечта исполнилась. Сидит девочка на облаке, ножками болтает. Только не учла Любочка что наверху очень холодно, не прошло и пяти минут как она замёрзла и запросилась домой, но колдун сидел на соседнем верхнем облаке и смеялся от удовольствия. Он так хохотал что уронил свою палочку и девочка её поймала. Люба произнесла заклинание и снова очутилась дома, а колдуна она превратила в лягушку. Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Сочинять волшебную сказку — это задание очень творческое. У ребенка такие задания развивают не только фантазию, воображение, мышление, но они еще и учатся создавать сказочный мир с героями которых наделяют добротой, мужественностью, смелостью, патриотизмом зачастую. Если ребенок сказки сам еще не умеет сочинять в третьем классе, то помогите ему в этом. Для начала придумайте волшебных персонажей. Дальше стоит помнить, что у волшебной сказки должно быть вступление, потом основное действие и эпилог. Еще сказка должна обязательно хорошо заканчиваться и учить чему-то хорошему. Сказку можно начать с жил-был, или с жили-были. Пример такой волшебной сказки для 3 класса можно увидеть ниже.

Подробнее про сочинение волшебной сказки можно прочесть тут.

Чтобы сочинить с ребенком третьего класса сказку, следует продумать, о чем будет сюжет, какие главные герои.

Ночью игрушки крепко спят, все полагают. Однако это не так. Они начинают играть, пока их никто не видит: паровозики ездят по игрушечным рельсам, маленькие светофорики начинают загораться то красным, то зеленым светом, куклы ведут между собой светские разговоры, обсуждая прически и наряды. Только один плюшевый мишка сидит тихо, в раздумьях. Это старая игрушка, которая досталась в наследство. Кроме этого мишки было много других плюшевых мишек, но не таких милых. Тот мишка старый, он очень давно появился на свет, его плюшевая шерсть обтерлась, вместо второго глаза пришита пуговица. Мишка тихо сидит и что-то напевает. Возможно, он вспоминает колыбельную песню, которую напевала мама, когда укладывала ребенка. Не важно, он просто тихо сидит сам по себе и бормочет. Однажды удалось подслушать, что шепчет мишка, он повторяет простые слова и мотивчик незамысловатый:

Есть такой сюжет из сказки

Жили-были как-то краски,

Не какие-то простые,

А волшебные, смешные.

Если солнышко грустит,

Нарисуй улыбку шире,

Светом день тогда залит,

Сразу стало ярче в мире.

Но это было только ночью, а днем игрушки всегда переставали играть. И подслушать песенку медвежонка удалось совершенно случайно. Возможно, он напевает одну и ту же песенку, а может быть разные, кто его знает? Если внимательно присмотреться и прислушаться, попросить его, то он споет свою песенку, а может быть не одну. Только надо очень хорошо попросить! Тогда мишка оживет, как настоящий, да споет. Только важно беречь свои игрушки, чтобы узнать все секреты, во что играют ночью. А пока они играют, когда их никто не видит, а днем сидят себе, как ни в чем не бывало.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

На уроках литературного чтения при знакомстве с русскими народными сказками, ученики 3в решили составить сборник своих волшебных сказок. Попробовать себя в роли сказочника было интересно. Сказки получились замечательные, забавные. Сохранено авторское правописание.

Жили-были дед и баба и был у них петух. Петух кукарекал по утрам и будил солнышко. Однажды петух заболел. Солнышко затянула туча. Всем в деревне стало грустно. А бабушка и вовсе заболела. Пошел тогда дедушка в лес по грибы и по ягоды для бабушки.

Набрал дедушка грибов, поблагодарил своих новых друзей и помощников.

Дома дедушка сварил грибную похлебку и накормил ею петуха и бабушку. В тот же час петух выздоровел и громко закукарекал. Из-за тучи сразу вышло солнышко и ослепительно засияло. Все в деревне обрадовались, запели песни, а бабушка выздоровела.

Вотяков Андрей, ученик 3в

Жил-была Баба — Яга. У неё были гуси. Отправила она их в городскую школу и сказала: “Принесите мне из 3 класса мальчика по-воспитание, да по-упитанние”. Баба — Яга ждала остей к обеду. А тем временем гуси уже стучали крыльями в окно школы. Выбрав замечательного мальчика Вовку, принесли его в избушку к Бабе-Яге. Гуси забрали Вовку с уроков труда, где он мастерил подарок маме. Не растерявшись. Вовка прихватил с собой ящик с инструментами. Когда Баба-Яга закрыла его в чулане, Вовка спилил все задвижки и замки на дверце и убежал на урок труда. Вот как умение работать помогло Вовке.

Чернигов Владислав, ученик 3В

В черном море стоит Чудо-остров. Пальмы словно великаны, огромные с курчавыми красивыми листьями. Летают там необычной красоты с расписными серебряными перьями, звонкими голосами птицы. Среди этого острова есть небольшое озерцо, в котором стоит замок с расписными башнями, окнами, дверьми. И в этом замке живёт Барон — золотой лягушонок. Он был настолько счастлив, что никого не пускал на остров.

Шеремет Дмитрий, ученик 3В

Пес Барбос, Шарик и волшебный ошейник

Жил-был Барбос, у него был друг Шарик. Шарика все любили, поэтому ему купили золотой ошейник. Всего он стоил 236 рублей, а казалось, что больше. Шарик был хороший, но очень счастливый. Пес Барбос к этому привык и не обижался — он был добрый м любил своего друга.

Наступила ночь. Шарик уснул и в это время золотой ошейник стал блестеть как звезды. Шарик проснулся и увидел, что ошейник стал серебряным, а когда он надел его, ошейник стал зеленым. “Странно” -сказал он про себя. Шарик побежал на улицу за Барбосом, и все ему рассказал. Барбос и Шарик посмотрели на ошейник, и он засверкал волшебным светом. “Что-то тут не так”, — Барбос покачал головой. И Вдруг Шарик понял, что ошейник живой. Барбос сказал: “Не может быть такого”. А Шарик ответил: “В мире может быть все”. Шарик тронул ошейник и тот стал зелено-черный. Шарик разбудил хозяйку и позвал в комнату. Там они увидели, что ошейник стал красного цвета, а через некоторое время — снова золотой. Барбос, Шарик и хозяйка решили оставить ошейник в комнате, спрятаться и понаблюдать за ним. Когда комната опустела, ошейник ожил, стал зеленым и пополз к окну. Все увидели, что это хамелеон. Хозяйка и два друга рассмеялись и отпустили хамелеона на волю.

Политова Алиса, ученица 3в

Сказка про принца Кирилла

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был принц Кирилл. Однажды принц вместе со своим отцом, королём Романом, поехали в соседнее королевство на бал, посвященный Дню рождения принцессы Анастасии.

Как только принц увидел красавицу принцессу, так сразу и влюбился в неё. Они вместе ели мороженое и танцевали.

Вдруг налетел ураган. Небо закрыли тучи и ударил гром. Появился злой колдун на чёрном коне и украл принцессу Анастасию. Отец Анастасии был безутешен. Тогда принц Кирилл отправился на поиски красавицы.

Дорога привела его в темный лес. Три дня и три ночи бродил Кирилл в лесу, устал и проголодался. Глядит, а навстречу ему — старушка! Еле-еле ноги передвигает. а на спине у старушки огромная вязанка хвороста. Пожалел принц старушку, помог донести ей хворост до избушки. А пока шли, рассказал Кирилл про свою беду. Тут старушка достала из вязанки ореховую палочку и говорит: “Отблагодарю тебя. молодец, за доброту твою! Вот тебе палочка-выручалочка. Она исполнит тир твоих желания” Сказала так старушка и исчезла.

Пошёл принц дальше. а тут озеро на пути. Взмахнул Кирилл палочкой. и тот час перед ним лодка появилась. Переплыл принц на другой берег. Смотрит, а перед ним гора высокая- превысокая, да на самой вершине замок колдуна стоит. Взмахнул Кирилл палочкой, и выросли него крылья. как у птицы. Поднялся он в самое небо, а тут колдун на своем коне. Стали они биться на мечах, срубил принц ему голову, и рухнул замок колдуна. Выбежала принцесса Анастасия из темницы, а принц взмахнул палочкой в третий раз, и оказались они дома. То=то радости было у отца — короля! Не долго собирались, сыграли свадьбу. И жили принц Кирилл с принцессой Анастасией долго и счастливо!

Маскаев Кирилл, ученик 3в

Тема проекта : сочиняем волшебную сказку.

Мой волшебный сон

Однажды ночью мне приснился чудесный сон!

Большой и красивый ковёр в моей комнате тронулся с места и вылетел из окна спальни вместе со мной и игрушками. Я был в восторге от этого, а ещё больше, когда приземлился на небольшом острове.

-Что же теперь делать? — подумал я. Как вдруг я услышал голос за спиной.

-Вот чудак! Строить шалаш и добывать пищу!

Я оглянулся, но позади меня кроме моих роботов и космических игрушек никого не было.

-Чудеса! — подумал я. Вдруг услышал и увидел, как мои роботы смеются надо мной.

-Так, это вы копаетесь в моих мыслях?

-Здорово! Как я рад, что не один, пойдёмте со мной! – подал я команду.

Мы зашли в самые густые джунгли на острове. Нам было не страшно, ведь густые джунгли представляли собой сладости.

Карамельные пальмы с бисквитными кокосами. Жевательные бананы сами падали к нам в руки. Мои маленькие друзья пили шоколад и валялись в сахарной вате. Вдоволь наевшись сладостей и немного утомившись, мы прилегли на свой ковёр. А проснувшись, вновь увидел вокруг себя родной шкаф, кровать и стол. Мои герои сидели на ковре, как ни в чём и не бывало.

-Прекрасный был сон! — подумал я.

-Ещё бы, наш капитан! — пролетело у меня в голове. Послышится же такое…

Вотинцев Владислав, ученик 3В

Волшебные сказки – это один из интереснейших и удивительнейших жанров литературного творчества. Это, можно сказать, наше наследие, которое досталось нам от предков. Как и раньше, сейчас сказки играют большую роль в развитии ребенка, его формировании восприятия человеческих ценностей.

волшебные сказки это

Общие сведения о сказках

Появление сказок в народе было обусловлено тем, что люди пытались найти объяснение определенным явлениям природы, происхождение которых им было неясно, а также так рассказывали о своем быте и обрядах. Конечно, к этому подключалась и фантазия. Таким образом, народные сказки имеют некоторое отражение исторического развития народности.

Как же появилось волшебство в сказках? Очевидно, это было отражением желаний о счастливом разрешении ситуации, о победе добра над злом. Каждый образ в сказке глубоко символичен. В некоторых народах даже персонажи похожи, только по-разному их называют. К примеру, русская Баба Яга и старуха Лоухи из Финляндии. Или наш Иван-дурак и англичанин Джек-лентяй. Даже сюжеты очень часто повторяются.

Также в волшебной сказке непременными атрибутами были волшебные вещи. Например, скатерть-самобранка, летающий ковер или ступа Бабы Яги.

Кто же мог сочинить волшебную сказку? В далеком прошлом это были те люди, которые много путешествовали, а потому немало повидали и услышали. Они сказывали о том, что нового узнали. Затем эти рассказы постепенно видоизменялись, привносился дух фантастичности.

Со временем их повествования становились сказками для детей. То, что прадеды считали былью, превращалось в легенду. Но в конечном итоге они оказывали положительное воздействие на правильное понимание мира ребенком.

русские народные волшебные сказки

Влияние волшебных сказок на воспитание детей

Волшебные сказки – это неотъемлемая часть воспитания детей. Многие поколения выросли на таких образных сражениях между добром и злом. Воспринимая волшебный мир таких сказаний, ребенок погружается в особую атмосферу. Легким и занимательным языком ребенок воспринимает мир и адаптируется к нему. Легко воспринимает систему правильных ценностей, отношений между людьми.

Обязательный хороший конец сказок позволяет осознать, что все возможно, при этом малыш на подсознательном уровне обретает уверенность в себе, в своих силах.

Волшебные народные сказки также отлично развивают фантазию. Очень часто ребенок отождествляет себя с одним из героев и на протяжении всего чтения проходит с ним его путь приключений.

Сюжеты волшебных сказок

Народные волшебные сказки отличны по своему сюжету, согласно которому их можно разделить на несколько групп:

  • те, в которых герой побеждает чудесным образом чудовище (обычно Змея Горыныча);
  • сказки, где нужно пройти какое-либо испытание;
  • те, где дети спасаются от какого-нибудь злодея;
  • сказки, в которых герой оказывается изгнанным из собственного дома, оказывается либо в плену сказочного существа, либо просто идет «туда, куда глаза глядят»;
  • те, где следует преодолеть какое-то испытание для того, чтобы обрести семейное счастье;
  • сказки, где герой обретает какой-либо волшебный предмет.

Конечно, классификация очень условна, так как в некоторых сказках сюжеты переплетаются, некоторые вообще нельзя четко отнести к какому-либо типу.

волшебные сказки названия

Народные сказки: какие они бывают

Помимо волшебных сказок в народном творчестве есть бытовые и о животных. Какие же в них отличия?

Если говорить про волшебные сказки, то это, как было уже сказано выше, такие, в которых присутствует какое-то чудесное спасение, избавление, победа.

В бытовых же рассказывается о труде, о тех ежедневных событиях, которые происходят в жизни человека. В них также может присутствовать незначительное волшебство, но обычно с трудностями справляются с помощью смекалки и находчивости.

Также есть сказки о животных. Последние в них, как люди, умеют разговаривать, и ведут себя так же. Каждое из животных имеет свои особенные черты. К примеру, лиса — хитра, заяц — труслив, медведь — силен.

Волшебные сказки, которые имеют авторство

Также есть многочисленные русские волшебные сказки, автор которых известен, и они не менее популярны и любимы детьми. В них сохранена чистота и справедливость народного творчества. Запомните имена авторов, подаривших нам волшебные сказки. Это:

  • Пушкин А.С. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» и др.);
  • Бажов П.П. («Таюткино зеркальце», «Малахитовая шкатулка» и др.);
  • Жуковский В.А. («Спящая царевна», «Кот в сапогах» и др.);
  • Аксаков С.Т. («Аленький цветочек»).

Но, конечно, это всего лишь некоторые волшебные сказки, названия которых самые популярные. В русском творчестве очень много авторов, которые писали удивительные истории для детей разного возраста. Очень часто в основе лежали легенды, в других случаях это были вымыслы самого писателя.

русские волшебные сказки

Популярные народные сказки для детей разных возрастов

Каждые волшебные сказки имеют свою аудиторию. К примеру, некоторые подойдут для малышей трехлетнего возраста, но будут не интересны для детей-семилеток. Рассмотрим популярные волшебные сказки. Список включает такие:

Однако это все индивидуально. Читая ребенку сказку или предлагая ему самому это сделать, родитель должен быть готов к возможным вопросам своего чада. Если же он вовсе откажется воспринимать сказку — не расстраивайтесь! Возможно, ребенок просто еще не готов к чтению этого произведения.

волшебные сказки список

Волшебные сказки народов мира

Волшебные народные сказки могут служить описанием истории. Порой они довольно забавны. Однако каждая сказка любого народа учит чему-то. К примеру, благородности, смелости, чести.

Некоторые сказки разных народностей похожи друг на друга, хоть и имеют разные названия. Персонажи также отличаются, но их черты и поведение одинаковы. К примеру, у многих народов есть сказка с сюжетом о трех братьях или о бедной падчерице и злой мачехе.

Считается правильным читать ребенку не только сказки родной страны, но и разных народов мира. Это позволит ему развить свою фантазию, расширить кругозор.

Предлагаем взять на заметку самые популярные в мире волшебные сказки. Названия их звучат так:

  • «Златовласка» (чешская);
  • «Волшебное кольцо» (итальянская);
  • «Ведьмина дочка» (греческая);
  • «Двенадцать месяцев» (словацкая);
  • «Музыкант-чародей» (белорусская);
  • «Принцесса-лягушка» (монская);
  • «Три царевича» (индийская).

Как видно, некоторые названия очень похожи с русскими сказками.

волшебные народные сказки

Русские народные волшебные сказки: персонажи

Русские волшебные сказки повествуют как о положительных персонажах, так и об отрицательных, и про мужчин, и про женщин. Про хороших героев можно сказать, что они благородны, смелы и честны. Это, к примеру, Иван-царевич или Иван-дурак, который обязательно победит врага и поможет в беде.

Также особое отношение в сказках к женщинам. Они чаще сильны духом, поддерживают своих мужчин, придавая им сил для сражения своей безграничной верой. Также многие из них наделены недюжинным умом и смекалкой, у них может быть тяжелая доля, но они никогда не теряют надежды. В именах женщин часто есть определение, которое о многом может рассказать. К примеру, Елена Прекрасная или Василиса Премудрая.

Также волшебные сказки – это мир верных помощников-животных, которые зачастую помогают главному герою и обладают некой силой. Этот может быть и верный конь, хитрый кот или другие. Все они умеют говорить, быстро передвигаться.

Волшебный мир также изобилует отрицательными персонажами. Это может быть известная всем Баба Яга, либо Змей Горыныч, либо Кощей Бессмертный. Каждый из них имеет свою силу и с ее помощью вредит людям. Змей Горыныч, например, похищает прекрасных девиц и запирает их в темнице, Баба Яга кушает маленьких деток.

сочинить волшебную сказку

Помимо этого, есть и другие отрицательные персонажи, которые вредят окружению в меру своих сил. Это водяные, лешие, кикиморы, русалки. Некоторые могут наводить морок, затягивать в воду.

Отдельными персонажами являются богатыри. Они чаще всего фигурируют в змееборческих волшебных сказках. Богатыри освобождают зачарованных и украденных принцесс и девиц.

Несколько слов о важности книги в жизни ребенка

Читать книги (особенно русские народные волшебные сказки) детям очень важно. Ведь как еще привить ребенку любовь к чтению, к познанию, к развитию?!

Помните также, что для ребенка не менее важно видеть, как и сами родители берут в руки книги, свои, взрослые, и с удовольствием их читают. Важно показывать малышам свою веру в чудо, в справедливость.

Литературное чтение 3 класс. Проект «Сочиняем волшебную сказку»: где найти готовый, как сделать?

Как сделать проект про сочиненную волшебную сказку для 3 класса по литературному чтению?

Для того чтобы сделать проект на тему «Сочиняем волшебную сказку» нужно сначала определить цель проекта, которая в нашем проекте будет заключаться в литературном творчестве, то есть в создании своих сказок. А так же целью проекта будет совместная работа в группе — ученики будут учиться работать в коллективе для того, чтобы выбрать лучшие сочинённые сказки.

Задачей для данного проекта будет исследование волшебного мира и волшебных героев — какими они бывают. А главной задачей, конечно, является сочинение самой сказки.

Ниже для вас представлен готовый проект «Сочиняем волшебную сказку», который сделали ученики третьего класса, где они представляют сочинённые ими лично волшебные сказки.

В нашей школе ребенку в 3 классе задали сделать Проект «Сочиняем волшебную сказку».

План проекта дал учитель:

  1. Титул
  2. Цели и задачи проекта (выявить признаки волшебных сказок, понять, как строится композиция волшебной сказки, научиться сочинять волшебные сказки).
  3. Признаки и отличительные особенности волшебной сказки (в сказке должен быть зачин и присказка, троекратные повторы слов героев и повторы ситуаций, особый распевный язык сказки, герои, наделенные необыкновенными свойствами, добро должно победить зло, сказка должна учить хорошему, доброму, в концовке должен быть вывод).
  4. Схема волшебной сказки (зачин, завязка, испытание — развитие событий, кульминация, развязка, концовка)
  5. Примеры зачинов, присказок и концовок волшебных сказок
  6. Своя сочиненная волшебная сказка (примеры волшебный сказок можно посмотреть здесь и здесь)
  7. Выводы

Проект «Сочиняем волшебную сказку» призван развить творческие способности детей, побудить их размышлять и фантазировать. Дети смогут проанализировать сказки, подметить, какие характерные особенности они имеют, что их объединяет. Ребята смогут сами попробовать сочинить сказку. Сочинить сказку может быть непросто, но детки могут взять за основу сюжеты тех сказок, которые они проходили вместе с учителем, а также читали летом.

Проект может быть совместным, каждый его участник сочинит свою небольшую сказку и оформит рисунок к ней. Вместе с преподавателем ребята определят цели проекта (определить, по каким признакам можно отличить волшебную сказку, научиться сочинять сказки). Ребята вместе с учителем обсудят структуру сказок, научатся составлять вступление, продумывать основную часть, делать заключение. Затем все вместе смогут сделать общие выводы из изученного материала.

Сказку для проекта можно составить по следующей схеме:

  1. Вступление. 2. Завязка. 3. Развитие действия. 4. Развязка. 5. Концовка.

Стоит продумать общий сюжет, то, как будут развиваться события. Обязательно продумать, какие будут персонажи и сколько их будет. Не стоит втискивать сразу много героев. Для короткой сказки вполне хватит двух-трех героев. Стоит продумать, какими способностями они будут обладать, какие действия выполнять. Придумать проблему (задачу), которую решат герои сказки. Далее придумать, чем завершится история. Составив краткий план, описать события.

Еще некоторые примеры сказок, которые сочинили и оформили сами ученики:

В конце проекта обязательно стоит сделать общий вывод. Написать, что полезного и нового узнал о сказках, а также подчеркнуть, что научился самостоятельно сочинять сказки.

Давайте вместе с Вами напишем проект на эту «Сочиняем волшебную сказку» для третьего класса по литературному чтению.

Составим план проекта:

  1. Автор проекта — имя, фамилия и отчество, класс и школа, где учится автор проекта.
  2. Предмет — по какому предмету задали писать данный проект. В нашем случае — «Литературное чтение»
  3. Актуальность — Здесь пишем, для каких целей создавался проект, для кого писался.
  4. Время, в течении которого создавался данный учебный проект. Например, 1 неделя.
  5. Вопросы к проекту, их задаем потом слушателям (своим одноклассникам)

Далее следует наша сказка, которую мы сочинили. Здесь все решает только Ваша фантазия — сама сказка может быть по объему не очень большой, вполне подойдет 1-2 страницы текста.

На самом деле проект лучше не искать в Интернете, а сделать самому. Это ведь не так сложно и очень интересно. Главное не перемудрить, иначе учитель просто не поверит, что третьеклассник все это сам сочинил.

Начало стандартное для всех проектов — с плана.

План может включать следующие пункты:

  1. Цель проекта.
  2. Особенности волшебной сказки.
  3. Признаки волшебной сказки.
  4. Пример сказки
  5. Вывод

Далее работаем по каждому пункту.

  • Цель проекта: научиться самому сочинять волшебную сказку.
  • Особенности волшебной сказки:

  • Пример сказки: Здесь должна быть сказка собственного сочинения. Естественно, не очень длинная. В идеале сказку необходимо разбить на несколько частей. Я предлагаю почитать ответы вот на этот или этот вопрос, там есть несколько отличных сказок на выбор или вот мой вариант:

Сначала зачин: В далекой-далекой стране, в одной семье жила маленькая девочка по имени Варюшка. У нее не было ни братьев, ни сестер, а мама и папа ее были всегда заняты. А так как Варюшка была еще маленькой девочкой, то на улицу ей выходить не разрешали, поэтому целый день она сидела дома возле окошка и грустила.

Затем развитие событий: Однажды мама принесла Варюшке удивительный подарок — маленького черного котенка. Дочка была счастлива. Она целыми днями играла с котенком и даже перестала сидеть у окна. Но вскоре котенок пропал. Варюшка обыскала весь дом, но так и не смогла его найти. После этого девочка затосковала, а вскоре заболела. Мама и папа не знали, что делать. Они привели к доченьке врача, а потом по его совету принесли ей другого котенка и даже щенка, но девочка не выздоравливала, а от новых питомцев отвернулась. Ей снился ее черный дружок и она горько плакала о нем.

Кульминация: Однажды днем, когда дома никого не было, Варюшке послышалось слабое мяуканье. Она пошла в ту сторону откуда оно доносилась и в темном, пыльном углу увидела черную тень. Девочка решила, что это котенок и позвала его «кис-кис». Но тень пропала и мяуканье прекратилось. На следующий день в это же время мяуканье появилось вновь. Варюшка уже сразу поняла откуда оно раздается и сразу же побежала в тот угол. Но она опять не успела. В углу уже никого не было. И вот наступил третий день. Варюшка с нетерпением ждала долгожданного часа, она даже приготовила вкусный пряник и блюдечко с молоком своему милому котенку. И вот девочка увидела, как из темного угла появился маленький домовенок, который держал в руках черного котенка. Домовенок увидел пряник и потянулся к нему, а, чтобы взять его, отпустил котенка. Ну а тот в свою очередь с радостью побежал к Варюшке.

Концовка: С тех пор девочка с котенком не расставалась, а с домовенком она подружилась и часто угощает его разными вкусностями. Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец.

Как оформить сказку: это может быть короткий вариант или длинный на несколько слайдов. Желательно подобрать соответствующие картинки или нарисовать самим.

Читайте также:

      

  • Возникновение и развитие политической науки доклад
  •   

  • Доклад методы и средства сбора обработки хранения передачи и накопления информации
  •   

  • Лектор читает доклад но постоянно отвлекается на посторонние темы не придерживается логики изложения
  •   

  • Защита прав меньшинства в демократическом государстве доклад
  •   

  • Лебединская клара самойловна доклад

Волшебные
сказки.

Это
самый популярный и самый любимый детьми
жанр. Вол­шебными
они называются потому, что все
происходящее в волшебной сказке
фантастично
и значительно по задаче
:
ее герой, попадая то в одну, то в другую
опасную ситуацию, спасает друзей,
уничтожает врагов — борется не на жизнь,
а на смерть. Опасность представляется
особенно силь­ной, страшной потому,
что главные
противники
его
— не обы­чные люди, а представители
сверхъестественных
темных сил
:
Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный
и пр. Одерживая побе­ды над этой
нечистью, герой как бы подтверждает
свое высокое
человеческое начало, близость к светлым
силам природы
.
В борьбе он становится еще сильнее и
мудрее, приобретает новых друзей и
получает полное право на счастье — к
вящему удовлетворению маленьких
слушателей.

Персонаж в волшебных
сказок всегда носитель
определенных моральных качеств
.
Герой самых популярных волшебных сказок
— Иван-царевич. Он многим помогает,
животным и птицам, которые ему за это
благодарны, и в свою очередь, помогают
ему, братьям, которые часто стараются
погубить его. Он представлен в сказках
как народный
герой
,
воплощение высших
моральных качеств

— смелости, честности, доброты. Он молод,
красив, умен и силен. Это тип
смелого и сильного богатыря.

Русскому народу
свойственно сознание того, что человек
всегда встречается на своем пути с
жизненными трудностями, а своими добрыми
поступками он их обязательно преодолеет.
Герой наделенный такими качествами как
доброта, щедрость, честность глубоко
симпатичен русскому народу.

Под стать такому
герою женские
образы

Елена Пре­красная, Василиса Прекрасная,
Царь-девица, Марья-Моревна, прекрасная
королевна. Они так красивы,
что «ни в сказке сказать, ни пером
описать», и при этом обладают
волшебст­вом, умом и смелостью
.
Эти «мудрые девы» помогают Ивану-царевичу
бежать от морского царя, найти Кощееву
смерть. выполнить непосильные задания.
Сказочные героини иде­альным образом
воплощают
народные представления

о жен­ской красоте, доброте, мудрости.

19

Противостоят
главным ге­роям персонажи резко
отрицательные

— коварные, завис­тливые, жестокие.
Чаще всего это Кощей Бессмертный, Баба
Яга, Змей о трех-девяти головах, Лихо
одноглазое. Они чу­довищны и безобразны
внешне, коварны, жестоки в проти­воборстве
с силами светлыми и добрыми. Тем выше
цена победы главного героя.

В трудные минуты
на помощь главному герою приходят
помощники.
Это либо волшебные животные (Сивка-бурка,
щука, Серый волк, Свинка—золотая
щетинка), либо добрые старушки, чудесные
дядьки, силачи, ходоки. Большим
раз­нообразием отличаются чудесные
предметы: ковер-самолет, сапоги-скороходы,
скатерть-самобранка, шапка-невидимка,
живая и мертвая вода. Спасаясь от
преследования, герой бро­сает гребешок
— и встает дремучий лес; полотенце,
платок превращается в реку или в озеро.

Фантастичный
мир
тридевятого
царства, тридесятого го­сударства
многоцветен, наполнен множеством
диковинок: здесь текут молочные реки с
кисельными берегами, в саду растут
золотые яблочки, «поют птицы райские
да мяукают котики морские».

Таковы присказки,
традиционные зачины, кон­цовки
.
Их назначение
отграничить
сказку от
обыденной жизни.

«В некотором царстве, в некотором
государстве», «жили-были» — самые
характерные зачины русской сказки,
иногда они соединяются. Концовка, как
и присказка, обыч­но носит шуточный
характер, она ритмизирована, рифмова­на,
произносится скороговоркой. Часто
сказочник заканчи­вал свое повествование
описанием пира: «Устроили пир на весь
мир, и я там был, мед, пиво пил, по усам
текло, а в рот не попало». Явно слушателям
детского возраста адресована такая
присказка: «Вот вам сказка, а мне бубликов
связка».

Повествование в
сказочной прозе ведется при помощи
устойчивых
формул
. Одни
из них ускоряют или замедляют дей­ствие,
перекидывают своеобразные мостики от
одной ситуа­ции к другой («близко ли,
далеко ли, скоро ли, коротко ли»), другие
рисуют внешний облик, характер персонажа
(«Во лбу светел месяц, в затылке часты
звезды», «Баба Яга, костяная нога, в
ступе едет, пестом упирается, помелом
след заметает»). Усиливает впечатление
слушателей использование при­ема
троекратного
повторения
:
три раза герой бьется со змеем; проходит
последовательно через три царства:
медное, сереб­ряное, золотое; три брата
три раза ходят ловить жар-птицу.

Волшебная сказка
как бы вбирает
в себя
многие
стилис­тические приемы других жанров

фольклора. Здесь и посто­янные
эпитеты
,
свойственные лирической песне («конь
доб­рый», «леса дремучие», «травы
шелковые», «уста сахарные»), и былинные
гиперболы

(«бежит — земля дрожит, из ноздрей дым,
из ушей пламя пышет»), и параллелизмы:
«Тем време­нем пришла колдунья и
навела на царицу порчу: сделалась
Аленушка больная, да такая худая да
бледная. На царском дворе все приуныло;
цветы в саду стали вянуть, деревья
сох­нуть, трава блекнуть».

Среди персонажей
волшебной сказки много
детей
. Их
образы поэтичны, трогательны, что
подчеркивается и фор­мой имени
(Терешечка, Крошечка-Хаврошечка, братец
Ива­нушка, сестрица Аленушка), и всем
тоном повествования. Терешечка,
преследуемый ведьмой, «просит, ублажает»
защипанного гусенка: «- Гусь-лебедь ты
мой, возьми меня, посади меня на кры­лышки,
донеси меня к отцу, к матери; там тебя
покормят-напоят и чистой водицей обмоют.

Сжалился защипанный
гусенок, подставил Терешечке кры­лышки,
встрепенулся и полетел вместе с ним».

Оптимистичный
конец сказок

о детях
кажется особенно оправданным и
справедливым. Несмотря на то, что
описа­ние внешнего облика героев
волшебной сказки очень ус­ловно
(«такая красавица, что век бы очей не
отвел», «купе­ческий сын был собою
статный, рослый, кровь с молоком»), все
зримо представляют их себе. В этом
большую роль
игра­ют широко известные иллюстрации

к русским народным сказкам. Сказочные
образы вдохновляли таких крупных
живописцев, как В.Васнецов, М.Врубель,
графиков И.Билибина, Е.Поленову.
Классические и современные издания
русских народных сказок украшают работы
талантливых ху­дожников-иллюстраторов
Ю.Васнецова, Е.Рачева, Т.Мавриной и многих
других.

20

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Назовите виды фольклорных сказок расскажите что вам известно об их композиции
  • Назовите виды рассказов из опыта
  • Назовите бытовые сказки и их главных героев 3 класс литературное чтение
  • Назовите автора стихотворения рассказ танкиста
  • Назовите автора сорочьих сказок