Контрольный срез (тестирование) за 1 четверть по литературе, 8 класс1.Найдите наиболее полное объяснение понятия «историзм» в литературе?
1)Герои произведений – только исторические личности.
2)Все события связаны с историей нашей страны, развитием государства.
3)События и герои предстают на фоне большого исторического полотна. Некоторые писатели затрагивали проблемы не только русской, но и всемирной истории.
4)Такую литературу пишут только историки.
5)События, описываемые в такой литературе, носят фантастический характер.2.Песни, связанные с явлениями природы и трудом крестьян:
1)Любовные
2)Календарные
3)Исторические
4)Семейные 3.Причитания – плачи входят в группу:
1)Исторических песен
2)Обрядовых песен
3)Календарных песен
4)Бытовых песен4.Среди перечисленных особенностей найдите те, что встречаются в частушках:
1)Рифмованный куплет
2)Тема – исключительно исторические события
3)Иногда исполняется под инструмент
4)Параллелизм (чаще всего параллельное изображение явлений природы и состояний человека)
5)Прозаический характер
6)Отсутствуют средства художественной изобразительности
7)Присутствуют сюжеты об описании жизни святых, совершавших подвиги во имя христианской православной веры.5.Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:
1)Басня
2)Сказка
3)Предание
4)Повесть 6.Описание жизни святого, совершившего подвиги во имя христианской веры – это …
1)Житие
2)Воинская повесть
3)Рассказ
4)Летопись7.В чем особенность демократической литературы 17 века?
1) Эта литература исключительно политической направленности.
2) Эта литература создавалась в народной среде и отражала представления народа о суде, правде, смысле жизни.
3) Эта литература о христианских заповедях.
4) Литература, рассказывающая об исторических событиях. 8.Что обозначает выражение «Шемякин суд»?
1) Суд богатых над бедными
2) Несправедливый суд
3) Жестокий суд
4) Комичный суд9.Художественный прием, основанный на преувеличении называется:
1)Метафора
2)Эпитет
3)Антитеза
4)Гипербола
5)Сравнение
6)Олицетворение
10.К жанру устного народного творчества не относится:
1. рассказ 2. сказание 3. предание 4.историческая песня
11.Когда появились исторические песни:
1.раньше былин 2.вместе с былинами 3.позже былин
12. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского мы отнесем к :
1.русской литературе XIX века 2.древнерусской литературе 3.современной литературе
13. Что такое житие?
1) историческое повествование, которое велось по годам
2) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально- исторических событиях
3) биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью
4) произведение, отличающееся поэтическим вымыслом, но претендующее на некую достоверность в прошлом
14. Как звали отца Александра Невского?
1) Святослав 2) Олег 3) Ярослав 4) Рюрик
15. Из какого города Александр Невский изгнал немцев
1) из Новгорода 2) из Киева
3) из Рязани
4) из Пскова
16. Басней называется:
1)рассказ в стихах о каком-либо событии,случае;
2)краткое нравоучительное произведение ,в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
3)короткое стихотворение,в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо,группу лиц или общественное явление
17.Средства художественной выразительности ,используемые автором в басне:
1)аллегория ;
2)сравнение;
3)метафора
18.Мораль басни служит для раскрытия:
1)характера героя ;
2)главной мысли произведения ;
3)темы произведения
Ответы:
1 – 3;
2 – 2;
3 – 2;
4 – 1,3,4;
5 – 3;
6 – 1;
7 – 2;
8 – 2;
9 – 4.
10-1
11-3
12-2
13-3
14-3
15-1
16-2
17-1
18-2
-
-
Предмет:
Литература
-
Автор:
kayacalderon864
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Геометрия5 минут назад
Верны ли следующие высказывания о растительном и животном мире?
А. Биомасса всех животных на суше значительно превышает биомассу растений.
Б. Разнообразие растительного и животного мира увеличивается от к полюса к экватору.
Верно только А
Верно только Б
Верны оба утверждения
Оба утверждения неверны
-
Математика6 минут назад
Матеша
Задание 5 -
Математика6 минут назад
Пж срочно! Задали домашку по математику про дроби
-
Русский язык6 минут назад
Задачи по астрономии
-
Русский язык6 минут назад
Помогите составить рассказ на тему: «Мы спасены»
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
8 класс Контрольная работа по литературе за I полугодие
Задания 1- 10 Выберите правильный ответ (только один) на предложенные вопросы
1. К жанру Устного народного творчества не относится:
А. рассказ Б. частушка В. Предание Г. сказка
2. Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского относится к
А. русской литературе 19 века Б. русской литературе 18 века
В. древнерусской литературе Г. современной литературе
3. Песни, связанные с явлениями природы и трудом крестьян:
А. Любовные Б. Календарные В. Исторические Г. Семейные
4. Назовите жанр произведения «О покорении Сибири Ермаком»:
А. Басня Б. Сказка В. Предание Г. Повесть
5.Что обозначает выражение «Шемякин суд»?
А. Суд богатых над бедными Б. Несправедливый суд
В. Жестокий суд Г.Комичный суд
6. Народная песня- это
а-музыкально – поэтический вид искусства; выражает определенное идейно – эмоциональное отношение к жизни человека;
б-произведение, созданное народной фантазией, в котором переплетается реальное и фантастическое;
в-произведение устного народного творчества, повествовательное сказание о богатырях и народных героях.
7. Летопись — это
а-произведение древнерусской литературы, содержащее погодную запись исторических событий;
б-исторический документ;
в-повествование, содержащее наряду с вымышленными эпизодами сведения об исторических событиях.
8. Житие — это:
а- небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях из жизни человека;
б-жизнеописание светских и духовных лиц, канонизированных христианской церковью;
в- небольшой рассказ, содержащий религиозное или моральное поучение в иносказательной форме
9. Эпиграф — это
а-краткое мудрое изречение;
б-короткий текст, предпосланный художественному произведению, помещаемый перед текстом и выражающий основную мысль автора, идею произведения;
в-краткое мудрое изречение, законченное по смыслу.
10. Повесть — это:
а- небольшое по объему эпическое произведение, повествующее об одном событии из жизни героя;
б- повествовательное произведение среднего объема, для которого характерны следующие черты: в центре – судьба одного героя, одной семьи, ощутимость голоса повествователя, преобладание хроникального начала в сюжете
в-эпическое произведение, сюжет которого разворачивается на фоне путешествия героя.
Задания 11-14. Установите соответствие
11. Соотнесите литературный род с его определением
1 |
Эпос |
А |
Выражение чувств, передача эмоционального состояния героя или автора |
2 |
Лирика |
Б |
Повествование о события |
3 |
Драма |
В |
Повествование в форме разговора действующих лиц; предназначено для постановки на сцене |
12.Соотнесите жанр и произведение
1 |
«Пугачев в темнице» |
А |
Повесть |
2 |
Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь» |
Б |
Историческая песня |
3 |
Д.И.Фонвизин «Недоросль» |
В |
Поэма |
4. |
М.Ю.Лермонтов «Мцыри» |
Г |
Комедия |
13.Соотнесите пример и средство художественной выразительности
1 |
|
А |
«Сумрачные стены,… блаженные дни, … бурное сердце» |
2 |
|
Б |
“Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник”, “он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал” |
3 |
|
В |
“Бой закипел” “Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови…да, рука судьбы вела меня иным путём…” |
4 |
|
Г |
“Проснулся день…» « Туманный лес заговорил” |
14. Соотнесите реплику и героя
1 |
Пугачев |
А |
«Чтоб я тебя пустил одного! Да этого и во сне не проси. Коли ты уж решился ехать, то я хоть пешком да пойду за тобой, а тебя не покину.» |
2 |
Швабрин |
Б |
«Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!» «Государь! Вы властны требовать от меня, что вам угодно..» |
3 |
Савельич |
В |
«Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую песенку». «Скажика мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает?» «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай» |
Задание 15. Выберите одно из заданий. Дайте полный ответ. Следите за речевой грамотностью. (Не меньше 5 предложений)
15.1. Почему свой рассказ Мцыри назвал исповедью? Обоснуйте свое мнение.
15.2. Какие признаки исторического произведения можно выделить в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина? Обоснуйте свое мнение.
15.3. Какие проблемы поднимает Фонвизин в комедии «Недоросль»? Обоснуйте свое мнение.
Опубликовано 3 года назад по предмету
Литература
от uizlir
-
Ответ
Ответ дан
Fachyaответы
1-3
2-2
3-2
4-1
5—
6-1
7—
8-
9-4
Фонвизен нарушал её тем что действмя не происходят 24часа а больше и там не один конфликт, а несколько.Да прав-
Ответ
Ответ дан
Аккаунт удален-3
2-2
3-2
4-1
5—
6-1
7—
8-
9-4
-
Не тот ответ, который вам нужен?
Найди нужный
Самые новые вопросы
Математика — 2 года назад
Сколько здесь прямоугольников
История — 3 года назад
Какое управление было в древнейшем риме? как звали первого и последнего из царей рима?
Литература — 3 года назад
Уроки французского ответе на вопрос : расскажите о герое по следующему примерному плану: 1.почему мальчик оказался в райцентре ? 2.как он чувствовал себя на новом месте? 3.почему он не убежал в деревню? 4.какие отношения сложились у него с товарищами? 5.почему он ввязался в игру за деньги? 6.как характеризуют его отношения с учительницей ? ответе на эти вопросы пожалуйста ! сочините сочинение пожалуйста
Русский язык — 3 года назад
Помогите решить тест по русскому языку тест по русскому языку «местоимение. разряды местоимений» для 6 класса
1. укажите личное местоимение:
1) некто
2) вас
3) ни с кем
4) собой
2. укажите относительное местоимение:
1) кто-либо
2) некоторый
3) кто
4) нам
3. укажите вопросительное местоимение:
1) кем-нибудь
2) кем
3) себе
4) никакой
4. укажите определительное местоимение:
1) наш
2) который
3) некий
4) каждый
5. укажите возвратное местоимение:
1) свой
2) чей
3) сам
4) себя
6. найдите указательное местоимение:
1) твой
2) какой
3) тот
4) их
7. найдите притяжательное местоимение:
1) самый
2) моего
3) иной
4) ничей
8. укажите неопределённое местоимение:
1) весь
2) какой-нибудь
3) любой
4) этот
9. укажите вопросительное местоимение:
1) сколько
2) кое-что
3) она
4) нами
10. в каком варианте ответа выделенное слово является притяжательным местоимением?
1) увидел их
2) её нет дома
3) её тетрадь
4) их не спросили
Русский язык — 3 года назад
Переделай союзное предложение в предложение с бессоюзной связью.
1. океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал.
2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя
3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума
Русский язык — 3 года назад
помогите прошу!перепиши предложения, расставляя недостающие знаки препинания. объясни, что соединяет союз и. если в предложении один союз и, то во втором выпадающем списке отметь «прочерк».пример:«я шёл пешком и,/поражённый прелестью природы/, часто останавливался».союз и соединяет однородные члены.ночь уже ложилась на горы (1) и туман сырой (2) и холодный начал бродить по ущельям.союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2) однородные членычасти сложного предложения—.поэт — трубач зовущий войско в битву (1) и прежде всех идущий в битву сам (ю. янонис).союз и соединяет:1) части сложного предложенияоднородные члены,2)
Физика — 3 года назад
Вокруг прямого проводника с током (смотри рисунок) существует магнитное поле. определи направление линий этого магнитного поля в точках a и b.обрати внимание, что точки a и b находятся с разных сторон от проводника (точка a — снизу, а точка b — сверху). рисунок ниже выбери и отметь правильный ответ среди предложенных.1. в точке a — «от нас», в точке b — «к нам» 2. в точке a — «к нам», в точке b — «от нас» 3. в обеих точках «от нас»4. в обеих точках «к нам»контрольная работа по физике.прошу,не наугад важно
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Что ты хочешь узнать на сайте Знания ком?
Задай вопрос
Все предметы
Математика
Литература
Алгебра
Русский язык
Геометрия
Английский язык
Химия
Физика
Биология
История
Обществознание
Окружающий мир
География
Українська мова
Информатика
Українська література
Қазақ тiлi
Экономика
Музыка
Право
Беларуская мова
Французский язык
Немецкий язык
МХК
ОБЖ
Психология
Оʻzbek tili
Кыргыз тили
Астрономия
Физкультура и спорт
Другие предметы
Конспект урока литературы
по теме
Предание «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы
8 класс
УМК
Коровина В.Я.
Разработала урок
учитель русского языка и литературы
Бобровская И.А.
МОУ «Средняя школа №11»
Тверская область
г. Кимры, 2020 г
Тема урока: Предание «О покорении Сибири Ермаком». Предания как исторический жанр русской народной прозы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: создание условий для овладения учащимися знаний и умений по теме, первичное закрепление новых знаний.
Задачи урока:
— обучающие: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию предания как исторического жанра русской народной прозы, Отработать умение определять жанр произведения. Развивать выразительное чтение и умение анализировать литературное произведение. Обогащать словарный запас, отрабатывать навык взаимопроверки и взаимоконтроля.
развивающие: формировать самостоятельное мышление в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы, развивать логическое мышление, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение)
воспитывающие: формировать положительную мотивацию учения, воспитывать чувство прекрасного; воспитывать ответственное отношение к учению; формировать осознанный интерес и уважительное отношение к русской литературе как ценности русского народа.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Оборудование: учебник, презентация, мультимедийный проектор, фонохрестоматия.
Организационный момент.
Приветствую вас, друзья. Сегодня на уроке нас ждут открытия и удовольствие, которое может доставить только чтение литературных произведений.
Актуализация знаний:
– Итак, дома вы выполняли письменную работу по разделу «Частушки» (Р/р. Есть ли какая-то связь слова «частушка» со словами часто, частить?). Сдаем тетради.
— Кто может рассказать, в чем же своеобразие жанра частушек? Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки? Отражается ли в частушках время, история?
— А теперь давайте подумаем, в чем общая черта всех произведений УНТ? (Передавались из уст в уста). «Передавались» – «предание», как думаете, есть в этих словах нечто общее. (Да)
III. – Целеполагание. Фиксация новой учебной задачи.
-Откройте свой учебник на стр. 15. И давайте сформулируем тему нашего урока.
Усвоение новых знаний
Учащиеся читают тексты и слушают актерское чтение преданий (фонохрестоматия 8 класс). https://knigavuhe.org/book/fonokhrestomatija-k-uchebniku-literatura-8-klass /
— А теперь поработаем с термином «предание». В чем суть этого жанра? (Название «предание» точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению). Кто главный герой предания? (Историческая личность). Герой предания реалистичный образ или имеет вымышленные, даже сказочные черты? Есть ли в предании указание, где географически происходят события, связанные с героем? Можно ли определить временные рамки происходящих с ним событий?
На доске учитель фиксирует:
ПРЕДАНИЕ:
Историческая личность,
Географическое место,
Временные рамки,
Сказочный стиль
-Ребята, ну раз мы разобрались, что в основе произведения – реальное историческое событие и историческая личность, то давайте обратимся к историческим фактам. (Слайд №2)
Еще в 1558 году царь Иван Грозный подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом решили последовать примеру своего отца, который был человеком на Руси известным и нажил громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом. Братья задумали на подаренных царем территориях завести соляные варницы. А также заселить своими людьми земли, завести хлебопашество и торговлю.
Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.
Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами Поселенцы же двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей. Строгановым также дано было право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народов (остяков, черемисы, ногаев и др.). Да и ходить войной против враждебных инородцев Строгановым также дозволялось.
Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.
По южным и восточным степным окраинам Московского государства гуляли вольные люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие татарские караваны, да и русским купцам порой от них доставалось… Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге.
Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый… (Слайд №3)
(К слайду 3)Ермак – казачий атаман. Нигде в исторических источниках нет фамилии. Ермак скорее всего имя производное от Ермолай. То что нет фамилии объясняется просто. В те далекие времена, а именно в 16 веке, немногие имели фамилии, в основном фамилии были у русской знати и иноземцев. Простые люди довольствовались тем, что их именовали по отцу или по кличке, или по виду деятельности.
Не будем вдаваться в подробности завоевания Сибири Ярмаком. Отметим, лишь, что историки отмечают, что Ермак туземцев, то есть население завоеванных земель, «не обижал». Потому и заслужил народную любовь. А вот о гибели народного героя расскажем подробнее.
Примерно в августе 1585 г. Ермак шёл с небольшим отрядом в 50 человек по Иртышу.
Во время ночёвки на берегу в устье реки Вагай, Сибирский хан Кучум напал на спящих казаков и истребил почти весь отряд. Сумело спастись всего несколько казаков. Согласно воспоминаниям очевидцев событий той ночи, атаман был обременён своими доспехами, в частности, подаренными царём Иваном Грозным двумя кольчугами и, пытаясь доплыть до стругов, утонул в Иртыше. Вероятно, так и было. Трудно, даже очень сильному человеку, каким, вероятно, и был Ермак, далеко прыгнуть в полном вооружении, которое весило тогда двадцать — тридцать килограммов. Ещё труднее выплыть, если он не допрыгнул до струга. Вполне возможно, что Ермак к тому же был ранен, ведь в него, как в военачальника, прежде всего, стреляли из луков. Ермак погиб.
По легенде, его тело вскоре выловил из Иртыша рыбак. Посмотреть на тело атамана съехалось много знатных мурз, а также сам хан Кучум Татары несколько дней стреляли в тело из луков и пировали, но, по словам очевидцев, его тело пролежало на воздухе месяц и даже не начало разлагаться.
Вот таков был наш исторический герой. Безусловно, яркая личность, о которой слагались сначала предания, позже литературные произведения, например, вы будете изучать думу Кондратия Рылеева «Смерть Ермака». Да и художники не остались равнодушны к Ермаку, его деяниям в истории. Вот картина Сурикова. (слайд 4)
Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний.
-Итак, каковы основные признаки жанра?
( Историческая личность, географическое место, временные рамки, сказочный стиль)
Рефлексия.
— Оцениваем результаты. Заполняем карточки.
VII. Итоги урока.
— Домашнее задание: стр. 19-20 (вопросы и задания). Пересказ с использованием характерной для предания лексики на контроль. Творческое задание: изучить текст предания «О Пугачеве», найти отличия от предания «Покорение Сибири Ермаком» и найти информацию о Пугачеве как исторической личности.