Тест по литературе Три пальмы (М.Ю. Лермонтов) с ответами для учащихся 6 класса. Тест состоит из двух вариантов, в каждом варианте 5 заданий с кратким ответом и 1 общее задание с развернутым ответом.
Восточное сказание
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной,
Хранимый, под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и летучих песков.
И многие годы неслышно прошли;
Но странник усталый из чуждой земли
Пылающей грудью ко влаге студёной
Ещё не склонялся под кущей зелёной,
И стали уж сохнуть от знойных лучей
Роскошные листья и звучный ручей.
«И стали три пальмы на бога роптать:
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!»
И только замолкли — в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шёл колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
Мотаясь висели меж твёрдых горбов
Узорные полы походных шатров;
Их смуглые ручки порой подымали,
И чёрные очи оттуда сверкали…
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил вороного коня.
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой;
И белой одежды красивые складки
По плечам фариса вились в беспорядке;
И, с криком и свистом несясь по песку,
Бросал и ловил он копьё на скаку.
Вот к пальмам подходит, шумя, караван:
В тени их весёлый раскину лея стан.
Кувшины звуча налилися водою,
И, гордо кивая махровой главою,
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро поит их студёный ручей.
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли их до утра огнём.
Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь совершал караван;
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный;
И солнце остатки сухие дожгло,
А ветром их в степи потом разнесло.
И ныне всё дико и пусто кругом —
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскалённый заносит,
Да коршун хохлатый, степной нелюдим,
Добычу терзает и щиплет над ним.
1 вариант
Задания с кратким ответом
1. Назовите жанр произведения — стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему.
2. Назовите художественное средство.
Три гордые пальмы высоко росли.
3. Как называется приём?
И конь на дыбы подымался порой,
И прыгал, как барс, поражённый стрелой.
4. Как называется изображение неживой природы как живого существа?
Не шепчутся листья с гремучим ключом…
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задание с развернутым ответом
6. Раскройте аллегорический смысл образа пустыни в этом стихотворении.
2 вариант
Задания с кратким ответом
1. Выпишите из стихотворения число, являющееся характерной приметой произведения устного народного творчества.
2. Назовите художественное средство.
Родник между ними из почвы бесплодной…
3. Как называется приём?
И шёл колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.
4. Как называется изображение неживой природы как живого существа?
Напрасно пророка о тени он (родник) просит…
5. Определите способ рифмовки в стихотворении.
Задание с развернутым ответом
6. Раскройте аллегорический смысл образа пустыни в этом стихотворении.
Ответы на тест по литературе Три пальмы (М.Ю. Лермонтов)
1 вариант
1. баллада
2. эпитет
3. сравнение
4. олицетворение
5. амфибрахий
2 вариант
1. три
2. эпитет
3. сравнение
4. олицетворение
5. парная // параллельная
баллада
стихотворение на историческую, легендарную тему
Альтернативные описания
• (франц. ballade, от латинского ballo, танцую) фольклорный жанр у народов Европы, первоначально — хороводная песня с рефреном (у романских народов) или лироэпическая песня с хоровым рефреном (у германских народов) (этнографическое)
• инструментальная пьеса эпического характера
• лирический жанр в литературе средневековой Европы
• поэтический жанр
• стихотворение М. Лермонтова
• стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера
• стихотворное повествование, песня, основанные на предании
• вид стихотворения
• сорт вишни
• роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье»
• фильм Григория Чухрая «… о солдате»
• повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке»
• роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли»
• пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке»
• в провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем
• фильм Александра Сурина «… о комиссаре»
• поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы»
• балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова «Патетическая …»
• пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «Горная …»
• «светлана» Василия Жуковского как произведение
• симфония английского композитора Б. Бриттена «… о героях»
• фильм «… о солдате»
• произведение русского писателя И. Бунина из сборника «Темные аллеи»
• жанр фольклора
• сорт гречихи
• стихотворение русской поэтессы XIX века К. Павловой
• стихотворение Б. Пастернака
• музыкальное произведение героико-эпического характера
• «гусарская …», Рязанов
• жанр поэзии
• у Рязанова — «Гусарская»
• «светлана» Жуковского
• лирическое произведение в рок-музыке
• «… о доблестном рыцаре Айвенго»
• героикоэпическое произведение
• «романс» в рок-музыке
• рок-музыкальный медляк
• вид лирического стиха
• лирикоэпическое произведение
• фильм «Гусарская …»
• героико-эпическое произведение
• советский фильм «… о солдате»
• музыкальный «медляк»
• сольное музыкально произведение
• лирический жанр
• Героико-эпическое стихотворение-легенда
• Стихотворное или музыкальное произведение повествовательного характера
• Жанр поэзии, лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы
• Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера
• Стихотворение М. Лермонтова
• «… о доблестном рыцаре Айвенго»
• «Романс» в рок-музыке
• «Светлана» Жуковского
• «гусарская …», Рязанов
• «светлана» Василия Жуковского как произведение
• балада ж. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник м. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы
• балет бурятского композитора Б. Б. Ямпилова «Патетическая …»
• музыкальный «медляк»
• повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке»
• поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы»
• произведение русского писателя И. Бунина из сборника «Темные аллеи»
• пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке»
• пьеса русского драматурга В. В. Лаврентьева «Горная …»
• роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли»
• роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье»
• симфония английского композитора Б. Бриттена «… о героях»
• советский фильм «… о солдате»
• у Рязанова — ‘Гусарская’
• фильм «… о солдате»
• фильм «Гусарская …»
• фильм Александра Сурина «… о комиссаре»
• фильм Григория Чухрая «… о солдате»
Литература
6 класс
Урок № 18
М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- знакомство с историей создания баллады М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»;
- определение темы и задумки автора;
- анализ примеров изобразительных средств.
Тезаурус
Баллада – стихотворение особой формы, преимущественно на историческую, обычно легендарную тему.
Гипербола – преувеличение.
Лирика – это один из основных родов литературы, отражающий жизнь при помощи изображения отдельных (единичных) состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами. Чувства, переживания не описываются, а выражаются.
Лирический герой – это образ поэта в лирике, художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль, как лицо, наделённое особенностями индивидуальной судьбы, своеобразным внутренним миром, а подчас и приметами реального облика, явленный из текста лирических композиций.
Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.
Стихотворение – художественная речь, строка стихотворного текста, организованная по определённому ритмическому образцу.
Тропы (изобразительные средства) – слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении.
Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
Список литературы
Обязательная литература:
1. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 54-55
Дополнительная литература:
1. Произведения школьной программы. Русская литература. 5-9 классы / Е. А. Маханова, А. Ю. Госсман, Н. Д. Киоссе. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018, стр. 285
Открытые электронные ресурсы:
Мир русской литературы http://www.literaturus.ru/p/blog-page_962.html (Дата обращения: 01.07.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вопросы о смысле человеческой жизни и о месте человека в мире волновали писателей и поэтов во все времена. Как об этом рассуждает знаменитый русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов в стихотворении «Три пальмы»?
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли…
Поэт передаёт яркие краски восточной природы, «степи аравийской земли», необычную эпическую картину: в пустыне – единственный оазис.
«Три гордые пальмы» – главные героини стихотворения, которые растут в пустыне, где ещё ни разу не ступала нога человека.
Жанр восточной притчи (сказания) придаёт балладе «Три пальмы» статус народной мудрости. Оно было создано в 1838 году, а напечатано в 1839 в журнале «Отечественные записки».
Количество пальм (три – библейская символика) ассоциируется с чувством, разумом и волей. Деревья полны сил и энергии, но они несчастны, считают себя бесполезными и одинокими.
Оазис-рай образовался вокруг родника – это символа духа, связывающего человека со Всевышним. Пальмы обратились к Создателю с просьбой помочь им выполнить своё предназначение – стать убежищем для одинокого путника.
На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?
Без пользы в пустыне росли и цвели мы,
Колеблемы вихрем и зноем палимы,
Ничей благосклонный не радуя взор?..
Не прав твой, о небо, святой приговор!
Бог услышал их и послал к ним караван. Пальмы махали людям своими изумрудными листьями и радовались.
Приветствуют пальмы нежданных гостей,
И щедро их поит студёный ручей.
Люди же из ручья утолили жажду, отдохнули в тени пальм, а потом срубили деревья.
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Пальмы срубили, и оазис исчез. Так люди ради минутных желаний или выгоды не думают о последствиях.
По сюжету «гордые пальмы» были наказаны за то, что посмели «на Бога роптать».
Тем самым Михаил Лермонтов хотел показать, что не стоит просить у Бога изменить свою судьбу – нужно следовать своему предназначению. Эту тему фатализма Лермонтов более подробно раскроет в другом своём произведении – «Герой нашего времени».
Автор также хотел показать, что бессердечие людей губительно для природы.
И ныне всё дико и пусто кругом –
Не шепчутся листья с гремучим ключом:
Напрасно пророка о тени он просит –
Его лишь песок раскалённый заносит…
В балладе противопоставляются жизнь и смерть. Поэтом используется приём антитезы. Сначала перед нами предстаёт удивительная картина волшебного оазиса, который затем становится пеплом, ручей заносит раскалённый песок, и пустыня вновь становится безжизненной.
Лермонтов использует следующие выразительные средства:
эпитеты (звучный ручей, роскошные листья, гордые пальмы, бесплодной почвы, махровою главой),
метафоры (песок крутился столбом, пылающая грудь),
сравнения (люди – «малые дети», караван «шёл, колыхаясь, как в море челнок»),
олицетворения (родник пробивался, шепчутся листья с гремучим ручьём, приветствуют пальмы нежданных гостей). Олицетворения позволяют увидеть в образах «гордых пальм» людей, недовольных своей жизнью,
символы: стволы деревьев – «тела», листья – это «одежда», пальмы «пали без жизни».
Михаил Юрьевич Лермонтов в своей балладе «Три пальмы» хотел рассказать читателю о хрупкости окружающего мира, пытался предостеречь от недальновидных поступков и амбициозных желаний.
Дополнительный материал
Стихотворение «Три пальмы» впервые напечатана в «Отечественных записках» (1839, т. 5, № 8, отд. III, стр. 168–170). Белинский с восторгом отзывался об этом произведении и писал, что «пластицизм и рельефность образов, выпуклость форм и яркий блеск восточных красок – сливают в этой пьесе поэзию с живописью» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 51).
Жанр этого стихотворения – баллада (стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему, где реальное нередко сочетается с фантастическим). Можно отметить следующие признаки баллады в этом стихотворении:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);
рассказ на легендарную тему;
фантастическое в балладе: ропот пальм на Бога, их мысли, разговор;
реальное в балладе: гибель трёх пальм и дикое пустое место, бывшее раньше цветущим оазисом.
Особенности баллады как жанра:
наличие сюжета (есть кульминация, завязка и развязка);
эмоции автора и чувства героев»
сочетание реального с фантастическим;
романтический (необычный) пейзаж;
мотив тайны;
сюжет может заменяться диалогом;
лаконичность;
сочетание лирического и эпического начал.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Какие вопросы (темы) волновали Михаила Лермонтова в стихотворении «Три пальмы»?
Варианты ответа:
тема смысла человеческой жизни;
темы любви и дружбы;
тема поэта и поэзии.
Задание основано на материале урока. Вспомните какие темы были названы?
Правильный ответ:
тема смысла человеческой жизни.
Выделение цветом
Найдите в тексте эпитет и выделите его.
Столбом уж крутился песок золотой…
Сначала вспомним, что такое эпитет.
Это образное прилагательное.
Задание основано на материале урока и на ранее изученном материале.
Правильный ответ:
Столбом уж крутился песок золотой… (Цветом выделяется слово «золотой».)
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ
I ж.
1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему.
2. Отдельное произведение такого жанра.
II ж.
Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ УШАКОВА
БАЛЛА́ДА, баллады, жен. (итал. ballata).
1. Стихотворение с повествовательным сюжетом на легендарную или сказочную тему (лит.).
2. Стихотворение из трех куплетов по восемь строк и четвертого, называющегося посылкой, в четыре строки, причем рифмы, а также последняя строка (припев) во всех четырех куплетах одинаковы (лит.).
3. Род вокального или инструментального музыкального произведения (муз.). Баллад Финна из оперы «Руслан и Людмила».
• Французская баллада (лит.) — то же, что баллада во 2 знач.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА
БАЛЛА́ДА, -ы, жен.
1. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы на историческую, обычно легендарную, тему.
2. Сольное музыкальное произведение повествовательного или героико-эпического характера.
| прил. балладный, -ая, -ое.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ДАЛЯ
БАЛЛАДА, балада жен. лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Балладный, относящийся до баллады; балладник муж. сочинитель баллад, которые пелись напр. в Шотландии, как у нас в Малороссии думы.
ПОПУЛЯРНЫЙ СЛОВАРЬ
Баллада
-ы, ж.
1) Один из видов лиро-эпической поэзии: небольшое сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.
Баллады Шиллера.
Баллада развивалась из народной плясовой песни.
Вам в дар баллада эта, Гарри. Воображенья произвол не тронул строк о вашем даре: я видел все, что в них привел (Пастернак).
2) муз. Род вокального или инструментального произведения повествовательного характера.
Баллада Томского из «Пиковой дамы».
Родственные слова:
балла́дник, балла́дный
Этимология:
От французского ballade (← лат. ballo ‘танцую’). В русском языке — с XVIII в.
Энциклопедический комментарий:
В литературе средневековой Европы баллада — лирический жанр. Один из главных жанров поэзии сентиментализма и романтизма (Бернс, Колридж, Блейк, Киплинг — в Англии; Бюргер, Шиллер, Гейне — в Германии). Зачинателем баллады в русской поэзии был Жуковский («Светлана», «Людмила»). Баллады писали Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), Лермонтов («Воздушный корабль»), А. К. Толстой. Романтическая баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным таинственным колоритом. В XX в. баллада утрачивает жанровую определенность (Брюсов, Тихонов). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений с фортепьянным сопровождением (Шуберт, Шуман, Лист). Развивались и инструментальные баллады, главным образом фортепьянные (Шопен, Лист, Григ).
СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
БАЛЛА́ДА, -ы, ж
Литературный жанр, а также произведение, созданное в этом жанре, — стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом сюжете, с мрачным, таинственным колоритом.
Трагедия не пошла. Я попробовал обратить ее в балладу — но и баллада как-то мне не давалась (П.).
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
БАЛЛА́ДА -ы; ж. [франц. ballade].
1. Жанр лирической поэзии с повествовательным сюжетом на легендарную, историческую, сказочную или бытовую тему; произведение в таком жанре.
2. Вокальное или инструментальное произведение (обычно с таким сюжетом). Баллады Шопена.
◁ Балла́дный, -ая, -ое. Произведение балладного типа.
* * *
балла́да (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую), 1) Во французской литературе XIV-XV вв. лирический жанр твёрдой формы (Ф. Вийон). 2) Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бёрнс, Г. Бюргер, И. В. Гёте, В. А. Жуковский). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным таинственным колоритом. В XX в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). 3) В музыке с середины XVIII в. песня на текст поэтической баллады (главным образом в Германии, России); в XIX-XX вв. также иностранные произведения, в основном для фортепьяно (Ф. Шопен, И. Брамс).
* * *
БАЛЛАДА — БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от позднелат. ballo — танцую),
во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).
Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, (см. БЕРНС Роберт) Г. Бюргер (см. БЮРГЕР Готфрид Август), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг), В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич)). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта (см. БРЕХТ Бертольт), Н. С. Тихонова (см. ТИХОНОВ Николай Семенович)). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт (см. ШУБЕРТ Франц), Р. Шуман (см. ШУМАН Роберт (композитор)), Ф. Лист (см. ЛИСТ Ференц), Х. Вольф (см. ВОЛЬФ Хуго)); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен (см. ШОПЕН Фридерик), Ф. Лист, Э. Григ (см. ГРИГ Эдвард) ).
В музыке — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом (см. БЛЮЗ) и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе (см. ДЖАЗ) получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
БАЛЛАДА (франц. ballade — от позднелат. ballo — танцую),во французской литературе 14-15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И. В. Гете, В. А. Жуковский). Романтические баллады — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, с мрачным, таинственным колоритом. В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н. С. Тихонова). Баллады воплощались в музыке в виде сольных вокальных сочинений в сопровождении фортепиано (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Лист, Х. Вольф); создавались и инструментальные баллады (главным образом фортепианные: Ф. Шопен, Ф. Лист, Э. Григ)
3) В музыке — встречающийся у многих народов песенный жанр, ведущий происхождение от старинных хороводных песен-танцев. Типичные черты баллады — сочетание эпической повествовательности и лиризма, медленный или умеренный темп. В народной музыке американских негров сложился самобытный тип баллады, имеющий некоторую общность с блюзом и сохранивший связь с африканскими традициями. В джазе получил распространение лирический балладный стиль инструментальной игры и пения.
АКАДЕМИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
-ы, ж.
1. Небольшое стихотворное произведение с легендарным, историческим, сказочным или бытовым содержанием, написанное строфами.
Баллада В. А. Жуковского «Светлана».
2. муз.
Род вокального или инструментального произведения повествовательного характера.
Баллада Финна из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
[франц. ballade]
ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
БАЛЛА́ДА (франц. ballade, от прованс. balada — танцевальная песня).
1) Жанр нар. поэзии; песни повествоват. характера с острым драматич. сюжетом и чаще всего с трагич. развязкой. Б. отличаются сжатостью и дискретностью сюжетного изложения, мотивировки обычно уведены в подтекст, что придает Б. загадочность. Сфера Б. — по преимуществу конфликты в домашнем, общественном, воинском быту; герои Б. — «частные» лица либо «исторические» персонажи в «частных» обст-вах; отсюда Б. — песни о необыкнов. происшествиях с обыкновенными людьми. Наряду с ними есть цикл Б. о фантастич. персонажах (чудесных зверях, птицах, змеях). Следы мифологич. представлений отразились в Б. на темы чудесных превращений, колдовства, магич. действий («Обращение женщины в дерево», «Злые коренья», «Мать Михайлы губит невестку»). Осн. сюжетно-тематич. разделы Б.: о семейных драмах («Князь Роман жену терял», «Князь и старицы»), о горестной участи влюбленных («Василий и Софья», «Ваня-ключник и княгиня»); о судьбе молодца, нарушившего патриарх. порядки («Молодец и река Смородина», «Горе»), девушки, осмелившейся отстаивать свою свободу («Насильственное пострижение», «Параня»), обманутой или преданной («Обманутая девушка»); о простых людях, ставших жертвами ист. катаклизмов («Татарский полон», «Девушка бежит из плена»); о разбойниках («Братья-разбойники и сестра», «Жена разбойника»), о вольных людях («Правеж», «Разбойничья лодка»), о воинах, их гибели, возвращении домой («Завещание раненого», «Шли со службы два героя»); сатирич. («Старец Игренище», «Терентий-гость»). В 19 в. в репертуар нар. Б. перешел ряд произв. рус. поэтов («Хас-Булат», «Ермак», «Мальвина»).
2) Твердая стихотворная форма ср.-век. франц. поэзии, представляющая собой 3 строфы на одинаковые рифмы, заключенные полустрофой («посылкой»). Объем строфы зависит от избираемого размера: если размер 8-сложный (в рус. традиции — 4-стопный ямб), то строфа представляет собой восьмистишие с рифмовкой абаббвбв; если размер 10-сложный (5-стопный ямб), то эти строфы — десятистишия с рифмовкой абаббввгвг. Последняя строка во всех строфах повторяется как рефрен. Строфы Б. обычно не развивают, а варьируют заданную тему. В России Б. до нач. 20 в. была неизвестна. В 1915 к ней впервые обращается В. Брюсов, вслед за ним — М. Кузмин. Пример Б.:
Когда торжественный закат
Царит на дальнем небосклоне
И духи пламени хранят
Воссевшего на алом троне,
Вещает он, воздев ладони,
Смотря, как с неба льется кровь,
Что сказано в земном законе;
И призраков проходит ряд,
В простых одеждах и в короне:
Ромео, много лет назад
Пронзивший грудь клинком в Вероне;
Надменный триумвир Антоний,
В час скорби меч подъявший вновь;
Приам и Паоло… В их стоне
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!
И я баюкать сердце рад
Той музыкой святых гармоний.
Нет, от любви не охранят
Твердыни и от смерти брони.
На утре жизни и на склоне
Ее к томленью дух готов
Что день, безжалостней, мудреней.
Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!
Ты слышишь, друг, в вечернем звоне:
«Своей судьбе не прекословь!».
Нам свищет соловей на клене:
«Любовь и Смерть, Смерть и Любовь!»
(В. Я. Брюсов)
Лит.: Народные баллады. Вступ. ст., подгот. текста и примеч. Д. М. Балашова. М. — Л., 1963; Панкратов В. А. Баллада. М., 1963.
ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
БАЛЛАДА (французское ballade, от позднелатинского ballo — танцую),
1) во французской литературе 14 — 15 вв. лирический жанр твердой формы (Ф. Вийон).
2) Лироэпический жанр английской народной поэзии и аналогичный ему жанр поэзии романтизма (Р. Бернс, Г. Бюргер, И.В. Гете, В.А. Жуковский). Романтическая баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно-историческом, бытовом материале, обычно с трагичным таинственным колоритом («Тамара» М.Ю. Лермонтова). В 20 в. баллада утрачивает жанровую строгость (отдельные стихотворения Б. Брехта, Н.С. Тихонова).
3) В музыке с середины 18 в. песня на текст поэтической баллады (главным образом в Германии, России); в 19 — 20 вв. также инструментальное произведение, в основном для фортепьяно (Ф. Шопен, И. Брамс).
ПОГОВОРКИ
Курительная баллада. Жарг. Радио. Длинная песня, во время которой ведущие программы могут отдохнуть, покурить. Pulse, 2000, № 9, 10.
ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ФОРМЫ СЛОВ
балла́да, балла́ды, балла́д, балла́де, балла́дам, балла́ду, балла́дой, балла́дою, балла́дами, балла́дах
СИНОНИМЫ
сущ., кол-во синонимов: 4
МОРФЕМНО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Заимств. в XVIII в. из франц. яз., в котором ballade < др.-провансальск. balada «стихотворение, которое произносят танцуя» < «танец», суф. производного от balar «танцевать». См. балетмейстер.
балла́да
раньше балад — то же (у Тредиаковского). Первое — через нем. Ballade, второе — прямо из франц. ballade, которое через прованс. balada восходит к ballare «танцевать»; см. Гамильшег, EW 72.
СЛОВАРЬ ГАЛЛИЦИЗМОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
БАЛЛАДА ы, ж. ballade f.
1. Небольшое лирическое стихотворение из нескольких строф. Сл. 18. Марот в цвет произвел Балад. Тредиаковский СП 1/ 8. Сонет, рондо, баллад — игранье стихотворно, Но должно в них играть разумно и проворно. Сумароков Эпистола вторая.
2. Стихотворное строфическое произведение исторического или легендарного содержания. Сл. 18. Шотландская баллада. МЖ 7 99.
3. Вокальное или инструментальное произведение повествовательного характера. БАС-2. Баллады Шопена. Шопена .. мало-помалу проиграл нам всего, причем Ballade f-dur, посвященную Роберту Шуману играл много раз. М. В. Волконская За 38 лет. Пришел Игумнов (пианист) и отлично играл, все больше Шопена: баркароллу, балладу, ноктюрн. мазурку. 1899. С. Толстая Дн. 1 440. Больные в этой балладе < В. Высоцкого> не просто тупо смотрят телевизор, но интересуются интеллектуальными вещами (сюжет письма строится вокруг тайны Бермудского треугольника), заботятся о престиже страны («Больно бьют по нашим душам «Голоса» за тыщи миль, — Зря «Америку» не глушим, Зря не давим «Израиль» (бдительно сигнализируют в органы) «Вот дантист-надомник Рудик — У него приемник «грундиг». Он его ночами крутит — Ловит, контра, ФРГ», (всегда готовы к подвигу) «Лектора из передачи! Те кто так или иначе Говорят про неудачи и нервируют народ!..»). Звезда 2003 10 229. — Лекс. Ян. 1803: баллада; Сл. 18: балла/да 1786, балла/д 1760-е гг.
СЛОВАРЬ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ
БАЛЛАДА (франц. ballade, от средн.-век.-лат. ballare — танцевать). 1) у южно-романских народов, приблизительно с XII в., небольшое лирическое стихотворение, перемежавшееся припевом и имевшее обыкновенно содержанием любовную жалобу; оно пелось первоначально в сопровождении танцев. 2) впоследствии, эпическое произведение, фантастического содержания, передающее какое-нибудь народное предание.
СКАНВОРДЫ
— Легенда, рассказанная в стихах.
— «Светлана» Василия Жуковского как произведение.
— Фильм «… о солдате».
— Жанр фольклора.
— Стихотворение на историческую, легендарную тему.
— Музыкальное произведение героико-эпического характера.
— Гёте не только возродил в Германии этот полузабытый поэтический жанр, но и дружески соперничал в нём с Шиллером.
— Тип песни в рок-музыке.
— Тип песни в рок-музыке, представляющий собой медленную, мелодичную, лирическую композицию.
— Сорт вишни.
— Произведение австралийского писателя Ханса Карла Артмана «… из пригорода Вены».
— Роман латвийской писательницы Регины Эзеры «… дятлового бора».
— Поэма Леонида Мартынова «… об Алексее Кольцове».
— Повесть Стивена Кинга «… и гибкой пуле».
— Повесть Василя Быкова «Альпийская …».
— Роман английской писательницы Мюриэл Спарк «… о предместье».
— Фильм Григория Чухрая «… о солдате».
— Повесть американской писательницы Карсон Мак-Каллерс «… о невеселом кабачке».
— Роман английского писателя Джона Уйэна «… о майоре Изерли».
— Пьеса американского драматурга Эдуарда Олби «… о невеселом кабачке».
— В провансальской поэзии — песня с рефреном, сопровождаемая танцем.
— Фильм Александра Сурина «… о комиссаре».
— Поэма английского писателя Оскара Уайльда «… Редингской тюрьмы».
— Балет бурятского композитора Баудоржи Ямпилова «Патетическая …».
— Пьеса русского драматурга Виктора Лаврентьева «Горная …».
— Симфония английского композитора Бенджамина Бриттена «… о героях».
— Произведение русского писателя Ивана Бунина из сборника «Тёмные аллеи».
— Сорт гречихи.
— Стихотворение русской поэтессы Каролины Павловой.
— Стихотворение Бориса Пастернака.
ПОЛЕЗНЫЕ СЕРВИСЫ