Назовите жанры устного народного творчества относится ли к ним рассказ и поэма

Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним словом – фольклор.

Фольклор (англ. folk-lore — «народная мудрость») – это не только устное словесное творчество народа, но и музыкальное.

В данной статье мы поговорим об устном народном творчестве, которое создавалось на протяжении многих веков.

К слову сказать, устное народное творчество изучают во 2, 3, 5 и 7 классе школы. Однако если вы любите разные интересные факты, то это будет вам также непременно интересно.

Устное народное творчество

Особенности русского фольклора

На протяжении долгого времени создавалось множество сказаний, которые придумывались народом во время размышлений над теми или иными проблемами.

Испокон веков люди думали о том, что такое хорошо, и что такое плохо; как достичь счастья в семейной жизни, и как воспитывать детей.

Также устное народное творчество постигало проблему всестороннего развития личности, пытаясь дать важные советы на счет того, как стать мудрым.

В результате этого появилась масса поучительных сказок, поговорок и притч, помогающих человеку получить ответы на самые разные интересующие его вопросы.

Жанры устного народного творчества

Жанрами фольклора являются былины, сказки, песни, пословицы, загадки и другие вещи, о которых мы узнали от наших предков.

С течением времени многие выражения и мудрые высказывания видоизменялись, благодаря чему смысл того или иного изречения становился более глубоким и поучительным.

Нередко произведения, придуманные народом, рифмовались и складывались в стихи и песни, которые легко запоминались. Благодаря этому способу на протяжении долгих столетий русский фольклор передавался из уст в уста.

Произведения устного народного творчества

Итак, давайте перечислим произведения устного народного творчества, чтобы сформировать четкий список имеющихся видов фольклора.

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Это основные виды произведений, которые создаются не одним человеком, а непосредственно всем народом.

Устное народное творчество

Камень на развилке дорог

Устное народное творчество России

Ну что же, мы рассмотрим устное народное творчество России, так как нас интересует именно эта тема. При этом нужно сказать, что у других народов жанры фольклора очень похожие.

Песни

В народе песни являлись одним из наиболее популярных способов для выражения чувств. Несмотря на то, что они по объему значительно уступали сказкам и былинам, люди пытались закладывать в них глубокий и содержательный смысл.

Таким образом, в песнях отражались любовные переживания человека, размышления о жизни и будущем, общественные и семейные проблемы, и многие другие вещи.

Стоит заметить, что песни из устного народного творчества могут отличаться по стилю и манере исполнения. Песни бывают лирическими, хвалебными, плясовыми, романтическими и т. д.

В устном народном творчестве очень часто используется прием параллелизма, помогающий ощутить природу настроения какого-либо конкретного персонажа.

Исторические песни посвящались разным выдающимся личностям или событиям.

Так, например, русские люди воспевали подвиги Степана Разина и Емельяна Пугачева, а также вспоминали о битвах, в которых они одерживали блестящие победы.

Былины

Интересен факт, что впервые термин «былины» был введен Иваном Сахаровым в середине 19 века. Былины представляют собой устное народное творчество в виде эпических песен, повествующих о героических событиях и знаковых эпизодах в истории народа.

Стоит отметить что они возникли еще в 9 веке. Ярким примером могут служить былины о богатырях, обладавших невероятной силой, красотой, мужеством и храбростью. Самыми известными русскими богатырями были Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович.

Как правило, исторические персонажи или события описываются в былинах в приукрашенном, и даже фантастическом стиле.

Устное народное творчество

Три богатыря

В них национальные герои могут в одиночку уничтожать целые вражеские войска, убивать разных чудовищ и преодолевать большие расстояния в кратчайшие сроки.

Герои былин никогда не испытывают страха перед врагом и всегда готовы выступить в защиту Родины.

Сказки

Сказки играют важную роль в устном народном творчестве. В данном жанре присутствуют элементы волшебства и чудесного героизма.

Нередко в сказках представлены совершенно разные сословия: от царей до простых крестьян. В них можно встретить работников, солдат, королей, принцесс, шутов и многих других персонажей.

Однако сказка – это не просто выдуманная и красиво сложенная история для детей. С помощью сказок народ старался воспитывать детей, закладывая в них глубокую мораль.

Устное народное творчество

Как правило, все сказки имеют счастливый конец. В них всегда добро торжествует над злом, каким бы сильным и могущественным оно ни было.

Легенды

В устном народном творчестве под легендами подразумеваются устные недостоверные рассказы о фактах реальной действительности. В них красочно отображаются события прошлого.

Существует множество легенд о происхождении народов, государств, океанов и подвигах вымышленных героев.

Особенно этот жанр был популярен в Древней Греции. До наших дней дошло множество мифов, рассказывающих о 12 подвигах Геракла, Одиссея, Тесея и прочих персонажах.

Загадки

Загадки представляют собой метафорические выражения, в которых один предмет изображается с помощью другого, имеющего с ним какое-либо сходство.

На этом основании человеку требуется посредством размышлений и смекалки угадать тот или иной предмет.

На самом деле очень сложно представить устное народное творчество без загадок, которые часто подавались в зарифмованном виде. Например, известное всем детям «Зимой и летом – одним цветом». Конечно, вы знаете, что это ёлка.

Благодаря сказкам, как дети, так и взрослые могут развивать свое логическое мышление и сообразительность. Интересен факт, что в сказках неоднократно встречаются загадки, которые обычно успешно разгадывает главный герой.

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки играют одну из ключевых ролей в устном народном творчестве. Пословица – это краткое образное изречение с поучительным подтекстом, несущее какую-либо обобщенную идею или иносказание с дидактическим (нравоучительным) уклоном.

Поговорка представляет собой образное изречение, отражающее какое-нибудь явление жизни. При этом она не является законченным высказыванием. Нередко поговорки могут носить юмористический характер.

Пословицы и поговорки принято относить к малым жанрам устного народного творчества.

Кроме них к такому жанру можно причислить прибаутки, колыбельные песни, игровые приговоры, загадки, пестушки и потешки. Далее можно более подробно рассмотреть все эти разновидности фольклора.

Колыбельные песни

В устном народном творчестве колыбельные песни часто называют байками, поскольку корень этого слова «баить» – «рассказывать».

С помощью них родители старались убаюкивать своих детей, которые не могли уснуть. Именно поэтому в народе начали появляться разные колыбельные песни, слушая которые ребенок быстро засыпал.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки в фольклоре использовались для воспитания подрастающего ребенка. Пестушки происходят от слова «пестовать», то есть «нянчить» или «воспитывать». Раньше их активно использовали для комментирования движений новорожденного.

Постепенно пестушки переходят в потешки – ритмичные песенки, напеваемые во время игры ребенка с пальцами ног и рук. Наиболее известными потешками в устном народном творчестве являются «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Интересно, что в них также прослеживается определенная мораль. Благодаря этому, малыш с первых дней жизни учится различать добро и зло, а также хорошие или плохие качества человека.

Прибаутки

Когда малыши подрастали, им начинали петь так называемые прибаутки, которые были уже более глубокого содержания и не ассоциировались с играми.

По своей структуре они напоминали короткие сказки в стихах. Наиболее известными прибаутками являются «Курочка Ряба» и «Петушок – золотой гребешок».

Устное народное творчество

Чаще всего в прибаутках описывается какое-нибудь яркое событие, отвечающее подвижной жизни ребенка.

Однако поскольку малышам трудно долгое время сосредотачиваться на какой-то одной теме, прибаутки имеют очень краткий сюжет.

Игровые приговоры и припевы

С давнего времени игровые приговоры и припевы пользовались большой популярностью у народа. Их использовали во время игр. Они говорили о возможных последствиях при нарушении установленных правил.

В основном приговоры и припевы включали в себя различные крестьянские занятия: посев, жатву, сенокос, рыбалку и т. д. После их частого повторения, дети с ранних лет учились правильным манерам и усваивали общепринятые правила поведения.

Виды устного народного творчества

Из всего сказанного можно сделать вывод, что устное народное творчество состоит из многих составляющих. Вкратце для закрепления учащимся 2, 3, 5 и 7 класса напомним его виды:

  • Былины
  • Сказки
  • Песни
  • Пословицы и поговорки
  • Загадки
  • Легенды
  • Колыбельные песни
  • Пестушки и потешки
  • Прибаутки
  • Игровые приговоры и припевы

Благодаря всему этому, народу удавалось в краткой форме искусно передавать глубокие мысли и предания предков, сохраняя добрые традиции и народную мудрость.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

Для выполнения данного задания ОГЭ по литературе нужно

  •  знать:
    • определения понятий «устное народное творчество», «фольклор»;
    • жанры устного народного творчества: былина, историческая песня, лирическая песня;
    • духовные стихи, баллада, сказка, пословица, поговорка, загадка;
  •  понимать:
    • отличие произведений устного народного творчества от произведений художественной литературы;
    • роль обращения в литературном художественном творчестве к образам устного народного творчества;
    • связь произведений устного народного творчества и произведений художественной литературы;
  •  уметь:
    • отличать произведение устного народного творчества от литературного художественного творчества;
    • определять жанры произведений устного народного творчества;
    • выделять в тексте литературного художественного произведения вставки, относящиеся к устному народному творчеству, объяснять их роль в литературном художественном произведении.

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

Фольклор. Жанры фольклора

Понятие устного народного словесного творчества

Устное народное творчество — художественная словесная деятельность народа, осуществляемая преимущественно в устной форме. Иначе устное народное творчество называют фольклором (от англ, «народная мудрость»).

Устное народное словесное творчество обладает определёнными свойствами, которые отличают его от литературного художественного творчества (художественной литературы):

Фольклор. Жанры фольклора

Жанры устного народного творчества

Словесное творчество в древности было связано с научными, трудовыми, обрядовыми, историческими, религиозными представлениями народа.

Жанры устного народного творчества возникали по мере того, как у человечества накапливался жизненный (житейский, связанный с практикой каждодневной жизни, и духовный, связанный с осмыслением цели человеческой жизни, связи человека с вечностью, мирозданием, с жизнью предков) и исторический опыт. Этот опыт необходимо было передать следующим поколениям. Он передавался различными способами, в том числе и через слово. Само собой возникало различное назначение произведений устного творчества: они были обращены слушателям разного возраста и имели разные цели, поскольку необходимо было передать представления о добре и зле, о законах жизни, правилах поведения в обществе, быту, семье, опыт воспитания новых поколений, высмеять или осудить человеческие поступки, противоречащие нормам жизни. Различное назначение произведений породило разнообразие фольклорных жанров.

Как и литературные произведения, фольклорные относятся к одному из трёх родов: эпическому, лирическому, драматическому. К жанрам устного народного творчества относятся:

  •  лирическая песня, духовные стихи, частушка (лирические жанры);
  •  историческая песня, баллада (лиро-эпические жанры);
  •  былина, сказка (эпические жанры);
  •  фольклорная драма (драматический жанр).

1. Былина

Сказание героико-патриотического характера об исторических событиях Древней Руси. Главная задача былин — сохранение исторической памяти. Былины хранят образы реально существовавших лиц (Владимира  Святославовича, Владимира Мономаха, Добрыни, Ильи Муромца, Александра (Алёши) Поповича, половецких  и татарских ханов). Главные герои былины — богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович —  крестьянского, княжеского и духовного звания, они символизируют единство Русской земли, сплочённость людей разного звания в борьбе с врагами.

Повествование в былине велось медленно, величаво, чему способствовали неоднократные возвращение к какому-либо эпизоду, повторы общих мест в сюжете, речи героев.

Главный художественный приём былины — гипербола.

Для типизации образов использовалась синекдоха — изображение не всего русского воинства, а его представителей.

В создании образов большую роль играют сравнения (богатырь, как ясен сокол; копьё, как свеча горит; и т. д.).

Обратите внимание: былины присущи только русскому фольклору.

2. Историческая песня.

Песня — музыкально-поэтический (синкретичный) жанр фольклора. Песня, содержание которой посвящeно важному событию или лицу национальной истории и выражает национальные интересы, народные идеалы, относится к жанру исторических песен. Исторические песни близки былинам, однако исторической песне свойственна большая достоверность; персонажами исторических песен являются достоверные, конкретные деятели истории.

В своей совокупности исторические песни передают движение истории. Наиболее ранние песни отразили нашествие Батыя. Известен большой цикл песен об Иване Грозном, об эпохе Смуты и Степане Разине.

Многие из песен разинского цикла утратили связь с образом Разина и вошли в круг разбойничьих песен.

Начиная с XVIII века исторические песни создаются в солдатской и казачьей среде. Эти песни отразили историю петровского времени; важное место среди песенных тем этого времени занимает Полтавская битва.

Среди песен более позднего времени — песни, посвящённые Отечественной войне 1812 года, Крымской войне, полководцам Суворову, Кутузову, казачьему атаману Платову.

Исторические песни отражают исторические события и героев такими, какими они оставались в памяти народа.

3. Баллада

Термин «баллада» для обозначения народных сюжетных песен употребляется в фольклористике (науке  о фольклоре) и не употребляется в русской народной среде.

Баллада — лиро-эпическое произведение с трагическим сюжетом. Баллада — произведение, в котором осмысляются нравственные и философские проблемы: человек и тёмные силы, борьба человека с ними; осмысление человеком зла в человеческой природе. Вследствие этого для баллады характерны темы любви и ненависти, верности и измены, преступления и раскаяния. Характерным для баллады является то, что силы зла побеждают, однако весь художественный строй баллады вызывает сочувствие слушателей жертве, чем и утверждается её нравственная победа. Сила художественного воздействия баллады — в искусстве изображения трагического, ведущего к нравственному очищению (катарсису) слушателей.

4. Лирическая песня

Фольклорное лирическое произведение, в котором слово и мелодия (пение) нераздельны. Лирическая песня раскрывает мироощущение народа через отображение его чувств, переживаний, настроений, впечатлений. Лирические песни возникли, отделившись от обрядовой поэзии, заклинаний, причитаний.

Лирические песни трудно поддаются классификации: они рождались в разной среде (крестьянской, ремесленнической, рабочей), сопровождая различные события народной жизни, передавали различное к ним отношение. В лирической песне можно найти и трагическое, и комическое настроение.

Наиболее важные темы в народной лирической поэзии: любовная тема, тема семейной жизни, солдатской службы, отходного труда (ямщиков, бурлаков), жизни на чужой стороне, любви к родине.

При всём многообразии жанров лирической народной песни их поэтика является общей. В основе лирической песни лежит принцип аналогии между природным и внутренним человеческим миром; человеческие переживания переносились на мир природы.

Так, например, излюбленный приём — лирическое обращение к образам природы: «Ты воспой-кося, воспой, младой жавороночек»; лирический параллелизм:

Цвели, цвели во поле цветочки,
Э, цвели да повяли.
Любил, любил парень девчонку,
Э, любил да покинул.

5. Духовные стихи

Песня религиозного содержания. Возникли как следствие осмысления народом христианского вероучения. Главный признак духовных стихов (духовного стиха) — противопоставление христианского мирскому.

Темы духовных стихов связаны с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. «Голубиная книга» — собрание духовных стихов о мироустройстве, в котором Царь над царями — Иисус Христос, главная река — Иордан (река, где Христос принял Крещение), главная гора — Синай (гора, на которой Моисею Богом были даны десять заповедей), главный город — Иерусалим (город, в котором свершились главные события христианской истории — крестная смерть и воскресение Христа).

Источником духовных стихов являются не только канонические (признанные церковью) книги, но и апокрифы (произведения, содержащие отступления от официального вероучения).

6. Сказка

Жанр фольклорной прозы, известный у всех народов, в основе которого лежит фантастический вымысел, при этом сказки сохраняют правдоподобность в жизненных ситуациях, бытовых деталях. В основе сюжета сказки — противостояние действительности и идеала, и это конфликт разрешается в сказке утопически, победой добра над злом, торжеством справедливости. Согласно основному конфликту, на полюсах добра и зла распределяются и персонажи сказки. Сюжет развивается вокруг главного героя, который одерживает победу благодаря тем качествам добра, которые были присущи ему или которые он приобретает по мере развития действия сказки.

Сказки принято делить на волшебные, бытовые и сказки о животных.

 Волшебная сказка связана с мифологическими представлениями народа, прежде всего с культом земли, солнца, воды. Конфликт волшебной сказки — это конфликт героя с могучими силами природы, с потусторонними силами зла.

В более поздний период развития устного народного творчества волшебная сказка отразила семейные противоречия. Героем сказки сделался гонимый член семьи — младшая сестрица, падчерица, младший брат.

С помощью волшебных сил гонимый герой обретал счастье. Волшебная сказка — во многом философское произведение, потому что в ней осмысляется связь человека со всем мирозданием, с пространством и временем.

В основе бытовых сказок лежат не чудеса, а действительность. События разворачиваются в пространстве условно реальном, но сами эти события невероятны.

Сюжет разворачивается не из конфликта с чудодейственными силами, а из столкновения человека со сложными жизненными проблемами. Решить эти проблемы помогает смекалка, смелость, самостоятельность, счастливое совпадение обстоятельств.

Сказки о животных способствовали передаче жизненного опыта от взрослых детям, в них ясно чувствуется  воспитательная направленность. За животными в русских народных сказках закрепились определённые качества: лиса — плутовка, притворщица, петух — храбрец, волку отдана злость, медведю — сила и глупость.

В детских сказках герои, обладающие дурными качествами, терпят поражение, а несправедливо обиженные  торжествуют.

7. Загадка

Фольклорный жанр малой формы. Присутствует в устном творчестве всех народов. В основе загадки лежит  иносказание, чаще других — метафора. Цель загадки — испытать человека на сообразительность и привить способность видеть мир через художественные образы.

8. Пословица

Фольклорный жанр малой формы. Краткое, распространённое в повседневной речи, ритмически организованное изречение. Пословица содержит смысл, который непосредственно в ней выражен, и смысл, который возникает от приложения изречения к различным ситуациям и положениям. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» — действительно, чтобы поймать рыбу, необходимо потрудиться, но и каждый результат требует усилий, труда; «У Фомушки денежки — Фомушка Фома; у Фомушки ни денежки — Фомка Фома» — о неискренности в отношениях людей, о мнимой любви к человеку, если он богат (может, и перепадёт от бога того что-нибудь), и презрения к бедному человеку (какая от него польза, если нечего взять).

9. Поговорка

Фольклорный жанр малой формы. Образное выражение, в отличие от пословицы не содержит законченного суждения, незавершённый оборот речи: семь пятниц на неделе (о человеке, меняющем решения), надоел как горькая редька.


Фольклорные произведения обладают рядом особых художественных черт, по которым их можно отличить от литературных произведений.

Так, например, произведения таких фольклорных жанров, как былина, сказка, начинаются с зачина: Как во славном то было во городе во Киеве (былина); в некотором царстве, некотором государстве (сказка); часто былина заканчивается такой концовкой: тут ему и славу поют, а сказки могут иметь следующие концовки: и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; и стали они жить-поживать да добра наживать.

Для произведений устного народного творчества характерно и повторение целых эпизодов. Трижды, например, калики перехожие дают Илье Муромцу выпить исцеляющего зелья.

В сказочных сюжетах также есть устойчивые приёмы, сюжетные повороты, образы, которые можно встретить в разных сказках: двое братьев умные, а третий (победитель) слывёт дураком; родная дочь — ленивица, падчерица — труженица; образ заколдованного молодца или девицы (царевна-лягушка) и т. д.

Для фольклора характерно использование готовых формул, таких, например, как конь бежит — земля дрожит (о быстроте бега коня), ни в сказке сказать, ни пером описать — о красоте девушки.

Одно из самых характерных художественных свойств фольклора — использование постоянных эпитетов: головушка молодца — буйная, солнышко на небе — красное, молодцы — добрые, девицы — красные, трава — шелковая, поле — чистое, месяц — ясный.

Особая нежность сказителя по отношению к героям рассказываемых им произведений передаётся через уменьшительно-ласкательные суффиксы: травушка, дубравушка, сердечко, мосточек, головушка.

Лиризм создаётся благодаря использованию параллелизма: То не ветер ветку клонит, не дубравушка шумит.


Вы смотрели » Фольклор. Жанры фольклора»

Выберите дальнейшее действие:

Теория. ОГЛАВЛЕНИЕ  Рекомендации к ОГЭ

Жанры фольклора


Жанры фольклора

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1285.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1285.

Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?

Что такое фольклор?

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.

folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»

Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

  • Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Список жанры фольклора

Рис. 1. Список жанры фольклора.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Галина Волкова

    10/10

  • Август Мандаринский

    10/10

  • Артемий Андреев

    10/10

  • Galina Kravtsova

    10/10

  • Даша Фролова

    10/10

  • Aliks Rim

    10/10

  • Азалия Суяшева

    9/10

  • Коля Беседин

    10/10

  • Александр Котков

    10/10

  • Эля Боголюбова

    8/10

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1285.


А какая ваша оценка?

НАРОДНОГО
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ТВОРЧЕСТВА

Глава 1. Устное народное творчество

Произведения
устного народного творчества — сказки,
былины,
загадки, пословицы, поговорки, песни и
многие дру­гие
его виды — составляют сокровищницу нашей
культуры. Понятие
«устное народное творчество» более
широкое, чем «народная
словесность», поскольку в народную
словесность обычно
не включают песенное творчество. В
данной главе будет
идти речь об устном народном творчестве
в целом, а также
о жанрах народной словесности. Народному
песенному творчеству
посвящена специальная глава.

Основной
особенностью устного народного творчества
является то, что оно возникло как
бесписьменная форма на­родной
культуры и в древние времена, до появления
печат­ных
сборников, его произведения передавались
«из уст в ус­та»,
от поколения к поколению. Другая
особенность устного народного
творчества — вариативность. Даже один
и тот же сказитель,
как бы он не старался быть точным, при
каждом повторении
одного и того же текста добавлял что-то
свое. Еще
одна особенность этого вида народного
творчества — его коллективность. Каждый
исполнитель наделяется правами творца.

Остановимся
вначале на малых жанрах устного народ­ного
творчества. Это пословицы, поговорки,
скороговорки, загадки. Их рождение
связано с практической деятельностью
людей,
главным образом — с познанием окружающего
мира.

Пословица
—_коротенькая
притча: «голая речь не по­словица».
Это — суждение, приговор, поучение,
высказанное обиняком и отточенное
народом. Но «одна речь — не посло­вица»:
как всякая притча, пословица состоит
из двух частей: из
иносказания (обиняка), картины, общего
суждения и из

160

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

приложения,
толкования, поучения. Пословица не
сочиняет­ся,
а является следствием обстоятельств,
как крик или воз­глас,
невольно сорвавшийся с души. Сборник
же пословиц -свод
народной премудрости и суемудрия; это
житейская на­родная
правда, своего рода судебник, никем не
судимый.

Предлагаем
несколько поучительных наставлений из
сборника
В.Даля «Пословицы русского народа»,
отражающих различные духовно-нравственные
ценности.

Добро — милость
— зло

С добрым жить
хорошо. В добре жить хорошо.

Делать добро спеши
( или: поспешай).

Торопись на доброе
дело, а худое само приспеет.

Доброе дело и в
воде не тает (или: не тонет).

На свете не без
добрых людей.

Доброму добрая
память.

Ласковое слово —
что весенний день.

Радость — горе

От
радости кудри вьются, в печали секутся.
Время
красит, а безвремянье чернит. День
меркнет ночью, а человек печалью. Злой
плачет от зависти, добрый от радости.

Правда — кривда

Неправдой нажитое
впрок не пойдет.

Кто правдой живет,
тот добро наживет.

Молвя правду,
правду и чини.

Какова работа,
такова и плата (и наоборот).

Не всяк судит по
праву, иной и по криву.

161

Народная
художественная культура

Былое
— будущее

Знать бы, где пасть,
так бы соломки подослать.

Год —
житейский, день — в святцах, а месяц на
небе (т.е. неизвестно
когда, о будущем).

Пока
травка подрастет, воды много утечет.
Далекая
пора, старина. Мохом поросло, не видать.
Жили
люди до нас, будут жить и после нас.

Поговорка,
по народному определению, «цветочек»,
а пословица
«ягодка» — и это верно. Поговорка

окольное выражение,
переносная речь, простое иносказание;
обиняк, способ выражения, но без притчи,
без суждения, заключения, применения;
это одна первая половина пословицы.
Поговорка заменяет
только прямую речь окольною, не
договаривает, иногда
и не называет вещи, но условно весьма
ясно намекает.

Приговорка
или пустоговорка.
которую также иногда зовут поговоркой,
— это изречение, иногда одно слово,
часто повторяемое,
приговариваемое без большого толка и
значе­ния,
а по местной или личной привычке.

Присловье
— весьма близко к прозвищу, но относится
не
к лицу, а к целой местности, в которой
жителей дразнят, бранят
или чествуют приложенным к ним присловьем.
Оно иногда
состоит из одного слова.

Скороговорка,
чистоговорка

— слагается для упражне­ния
в скором и чистом произношении, в ней
сталкиваются звуки,
затрудняющие быстрый говор. Она служит
для разви­тия
речи, устранения его дефектов (народная
логопедия). Не меньшее значение в
воспитании имеют загадки,
развивающие сообразительность, смекалку,
образное мышление… через уподобление,
метафорическое описание предмета.

Прибаутка,
пустобайка.

не совсем ясно определяется; самое
название — пустобайка — показывает, что
она может быть
иногда пустоговоркой, а об остряке
говорят, что он зна-

162

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

ет
много прибауток. Иные называют целый
ряд поговорок и приговорок, сложенных
складно, без большого смысла; сюдаотносятся
прибаутки ямщиков, сбитенщиков, которых
теперь уже почти не стало, пирожников
и др.

Постигая
законы жизни с помощью малых жанров
уст­ного народного творчества, человек
узнавал о мире не только серьезную, но
и веселую правду, учился думать, радоваться
и шутить.
Народная педагогика — это живое и яркое
наставление.

Свою
лепту в ее развитие внесла сказка — один
из жан­ров
устного народного творчества. В «Толковом
словаре жи­вого
великорусского языка» В. Даля это —
«вымышленный рассказ, небывалая и даже
несбыточная повесть, сказание»; в народе
— байка, присказка, побасенка, небылица.
Рассказчи­ков сказок именовали
«баянами», «балянами», «баюнами»,
«баутчиками»,
«бахарями». Их искусство всегда высоко
це­нилось.
Невозможно установить точное время
рождения той или
иной народной сказки. Как и другие формы
устного творчества,
она веками обходилась без записи, жила
в преда­нии,
передавалось из поколения в поколение.
В России пер­вые
письменные собрания сказок появились
в XVII
веке.

По
происхождению сказка связана с
мифологической стадией
мышления; в ней одушевляются силы
природы; жи­вотные
и растения наделяются человеческими
свойствами. Сказка
не претендует на достоверность; ее
рассказывают не с познавательной,
а с развлекательной целью; она не связана
с ритуалом. В сказке обязательно есть
фантастический элемент — несбыточность.

Народные
сказки можно подразделить на сказки о
живот­ных,
волшебные, бытовые, анекдотические (это
условная клас­сификация).
Самые древние из них — сказки о животных.

В
сказке действует закон
повтора;
часто
встречается один
и тот же общеизвестный зачин
и
исход;
действуют
в разных
сказках одни и те же персонажи, бесконечно
возни­кают
одинаковые ситуации (похищение царевны,
сражение с чудовищем,
разгадывание загадок и т.д.), внутри
текста по-

163

Народная
художественная культура

вторяются,
в русской традиции обыкновенно трижды,
слова ипоступки
героев.

Сказки
доступно рассказывают о самых существенных,
вечных,
волнующих
каждого человека во все времена
про­блемах:
о
жизни и смерти, о любви и ненависти, о
благород­стве и подлости, о
непрекращающейся борьбе добра со злом.

Сказочные
образы — яркие и запоминающиеся; но
до­вольно однозначны. Богатырь
непобедим, царевна — краше всех
на свете, злодей отвратительно уродлив.
Мотивы по­ступков
элементарно просты: герои не ведают
сомнений, ре­шительно идут к цели и
побеждают. Возникает своего рода
упрощенная
модель мира, и по ней удобно изучать
свойства характера
(смелость — трусость, лень — трудолюбие
и т.д.). Сказка — это забавная поучительная
история. Воспитательные возможности
сказки достаточно велики. Сказка учит
опти­мизму,
вере в будущее; счастливый конец почти
обязателен. Переосмысливая старую
сказку, человек подключается к грандиозному
источнику духовной энергии разных наций
и поколений.

Не
сразу общественное мнение склонилось
к необхо­димости
собирания народных сказок. Это можно
объяснить тем, что сказка, как воздух,
казалась обычным, обыденным явлением.

Собиратели
народных сказок — А.С.Пушкин, В.А.Жуковский,
И.А.Худяков, Д.Н.Садовников, Н.Е.Ончуков,
Д.К.Зеленин
и многие другие. Главный, самый знаменитый
собиратель
и издатель русских народных сказок
-А.Н.Афанасьев.
Впервые «Народные русские сказки»
А.Н.Афанасьева
увидели свет (в восьми выпусках) в 1855
-1863 гг. Записи сказок в большинстве своем
не принадлежали А.Н.Афанасьеву.
Установлено, что он записывал немногим
более
десятка сказок в Воронежской губернии,
но от этого значение
его участия в предпринятом издании
ничуть не уменьшается.
Тексты сказок ученый извлек из архива
Русско­го географического общества
и вместе с этими текстами опубликовал
записи сказок другого выдающегося
деятеля русской
культуры — В.И.Даля. Таким
образом,

164

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

А.Н.Афанасьев
сумел систематизировать огромное
собрание сказок и издать их. До сих пор
это самый большой сборник сказок (их
свыше 600!).

Русский
эпос
К
жанрам народного творчества
относится
русский (устный) эпос:

песни,
сказания, предания повествовательного
характера, произведения
о событиях из жизни героев, которые
создава­лись
устным путем, исполнялись и запоминались
на слух, передаваясь
из поколения в поколение. Самым древним
ви­дом
устного эпоса, сохранившимся в народной
памяти на протяжении многих столетий,
являлись так называемые бы­лины
(в народной среде в XIX
— XX
веках их называли стари­нами) — песни
большого объема, состоящие из нескольких
сот,
иногда тысяч стихов.

Читая
былины, мы погружаемся в особенный мир:
он населен персонажами, непохожими на
реальных людей; в нем происходят
необычайные события, которые в
действительном мире
происходить не могли; он полон вещей,
которые обла­дают
чудесными свойствами. Это, с современной
точки зре­ния,
мир фантастический.

Символический
смысл былинных образов неоднократ­но
привлекал внимание русских и советских
писателей, среди которых мы находим
имена Г.И.Успенского и Н.А.Некрасова,
А.П.Чехова
и А.М.Горького.

В
русской исторической и филологической
науке бы­лина
вызвала живой интерес и стала предметом
разносторон­них исследований после
опубликования в 1818 г. эпических песен
знаменитого сборника XVIII
века «Древние российские стихотворения,
собранные Киршею Даниловым». Издатель
сборника К.Ф.Калайдович предпослал ему
предисловие, ко­торое
и явилось первым научным трудом,
посвященным изу­чению
былин и исторических песен. Внимание к
былинному наследию
особенно возросло и усилилось в связи
с открыти-

165

Народная
художественная культура

ем
П.Н.Рыбниковым факта бытования и живого
исполнитель­ства
былин на русском европейском Севере в
середине XIX
в. К
настоящему моменту история научного
изучения былевого эпоса
насчитывает более полутораста лет.

За
это время определились основные пути
и наиболее существенные
темы в изучении эпоса.’ В связи с изучением
певческих школ в заметках и трудах уже
самых первых соби­рателей
эпических песен сказывается большой
и устойчивый интерес
к личности и таланту сказителя.
А.Ф.Гильфердинг делает важное наблюдение
над соотношением традиций и личного
почина в пении онежских певцов.

Соотношение
общеколлективного и индивидуального
на­чала
в эпическом творчестве продолжает
вызывать интерес и во всей последующей
фольклористике вплоть до наших дней.

В
былине сконцентрирован, поэтически и
философски осмыслен, художественно
засвидетельствован богатый исто­рический
опыт народа.

Этот
опыт касается самых различных сторон
нацио­нальной жизни: борьбы с иноземными
поработителями, ста­новления
государства, семейных отношений,
социальной борьбы
народа со своими угнетателями,
общественных идеа­лов
и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось
представление о
нравственных ценностях, постепенно
складывался истори­ческий идеал
человеческого поведения и образа мысли,
воз­никал
идеальный тип русского былинного героя,
воплотив­шего представления народа
о личном достоинстве, гуманиз­ме,
любви к родной земле, свободолюбии,
социальной актив­ности
и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В
центре эпического мира — его герои —
богатыри. Само слово
«богатырь» было хорошо известно в
Древней Руси. Оно
неоднократно встречается в летописях,
часто с эпитета­ми
«славный», «дивный», «храбрый», «великий».

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

Илья
Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович,Садко,
Василий Буслаевич недаром представляются
нам не только эпическими образами,
вызванными к жизни народной фантазией,
но и своеобразными и глубокими символами
на­родных
исторических устремлений, сил и
возможностей.

Былины
веками существовали исключительно в
устной традиции, поэтому они вариативны
и многослойны, в них со­хранились
приметы различных эпох, в частности
соединяют­ся
языческие и христианские элементы.

Все
русские былины можно подразделить по
месту соз­дания
и особенностям содержания на два цикла
— киевский и новгородский. Киевские
былины — это героические песни о подвигах
богатырей — воинов, защищающих Русскую
землю от
несметных полчищ врагов. Новгородские
былины говорят о
мирной жизни, быте, торговле, приключениях
купцов.

Прежде
чем судить о былинах в целом, следует
опреде­лить песенные жанры. В.Я.Пропп
выделяет былины героиче­ские,
сказочные, новеллистические
,
а также находящиеся на грани
с балладой, духовным стихом и т.п.1
Героические
бы­лины
составляют основной костяк песенного
народного эпо­са.
Для героических былин характерен бой,
открытое столк­новение,
героическая схватка богатыря, народного
заступни­ка,
борца за общенародное дело с врагом.
Врагом может быть чудище
(Змей, Соловей-разбойник, Тугарин,
Идолище). Сра­жаясь
с ним, богатырь освобождает Киев, очищает
Русскую землю
от насильника и злодея (былины о
Добрыне-змееборце,
Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце
и Соловье-разбойнике,
Илье и Идолище). Врагом могут быть
татаро-монгольские полчища, угрожающие
самому сущест­вованию Русского
государства. Главным героем, освобож­дающим
Киев от осадивших его врагов, бывает
Илья Муро­мец.
Значительная часть героических песен
посвящена теме

‘А.М.Астахова.
Былины. Итоги и проблемы изучения.
М.-Л.,
1966.

166

1
Пропп В.Я. Жанровый состав русского
фольклора //Русская литература. — 1964. —
№4. — С..58-76.

167

Народная
художественная культура

социальной
борьбы. Герой этих песен борется с
князем и егобоярским
окружением за свое попранное достоинство
(были­на о Сухмане), бунтует против
власти богатых и знатных, возглавляя
протест неимущих и простолюдинов
(былина о бунте
Ильи Муромца против князя Владимира;
сюжет о борьбе
Василия Буслаевича с новгородцами).
Есть среди бы­лин
этого жанра и песни о героическом
сватовстве (например, былина
о Дунае, сватающем невесту князю
Владимиру). Но сватовство,
поиски жены, если только это не связано
с борь­бой
с иноземными врагами, обычно уже не
героизируется в былинном
эпосе, хотя исторически так было не
всегда. Мно­гие сюжеты о сватовстве
перешли в жанр сказочных
былин.
Для
них характерны типичные образы и
ситуации волшебной сказки. Так, например,
в былине о Садко мы встречаем вол­шебного
дарителя, посылающего Садко со дна
Ильмень-озера чудесный
дар (волшебное средство) — рыбку с
золотыми перьями.
Этот дар позволяет герою в споре выиграть
богатый заклад у новгородских купцов.
В этой былине, подобно ска­зочному
герою, Садко попадает в иной мир,
подводное цар­ство,
где ему предлагают выбирать невесту
среди дочерей морского
царя. Героя другой сказочной былины —
Михайло Потыка ■— закапывают вместе
с умершей женой. Но, будучи погребен,
он предусмотрительно припасенными
металличе­скими прутами убивает
змею, пытающуюся его погубить.

Особой
художественной формой и способом
поэтиза­ции
героев обладают былины новеллистические.
В
них нет открытой
схватки, боя, военного столкновения.
Есть бытовой эпизод встречи, спора,
сватовства или какого-либо иного
происшествия. Примером новеллистической
былины может служить
песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик,
могучий
землепашец противопоставлен в ней
князю-феодалу. Тема
другой новеллистической былины о
Соловье Будимиро-виче
— сватовство, но не связанное с героикой
борьбы с чуже­земцами,
не осложненное безысходно трагическим
расхожде­нием между будущими супругами.
Былина носит светлый характер, тон ее
веселый, и заканчивается она счастливым
соединением
любящих.

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

Былинная
традиция начиная сXHI-XIV
вв. может слу­жить
одним из источников вновь нарождающихся
жанров устного
народного творчества, таких, как баллада,
например. Известны
былины, находящиеся как бы на полпути
к балладе. В
русской
народной балладе
воспеваются
трагические исто­рии
любовных и семейных отношений . Такова
же, к приме­ру,
и песня о Даниле Ловчанине или
заключительная часть былины о Дунае и
Настасье, в которой рассказывается о
том, как
герой, ревнуя жену-воительницу к своей
богатырской славе,
убивает ее, ожидающую рождения сына, а
затем сам кончает
самоубийством в порыве отчаяния.

На
периферии былинного творчества находятся
были-ны-скоморошины,
которые
объединяет с другими эпическими песнями
общность некоторых поэтичесих приемов.
Их мир близок
насмешливому миру народной бытовой
сказки, сати­рической
песне, фольклорной пародии.

Но
именно героические былины и по своей
поэтиче­ской
форме, и по содержанию представляют
собой самый ха­рактерный и специфический
для былевого эпоса в целом вид
песенно-эпического
творчества.

Былина — уникальное
явление русской культуры. Она не
воспроизводима в новых исторических
условиях. Ее бога­тое содержание
возможно было воплотить только в тех
свое­образных, архаических художественных
формах, которые в своей совокупности
составляют удивительный и во многом
загадочный поэтический мир героической
эпической песни.

Духовные
Духовные стихи определяются обычно
как
стихи эпические
или лирические произведения

религиозного
характера или народные произведения
на религиозные темы.

Пропп
В.Я. Указ. соч. С. 63-65.

168

169

Народная
художественная культура

Существует
также точка зрения, что термин «духовныестихи»
искусственный, что народ этот вид поэзии
так не на­зывает. Предлагается называть
народные тексты религиозно­го характера
«апокрифическими песнями».

Народ
называет духовными стихами тексты
религиоз­ного
характера, объединенные функционально.
Они исполь­зуются
во в не литургической ситуации, связанной
с календа­рем;
разрешается их петь во время постных
дней, когда за­прещается
исполнение песен, и во время постов (для
некото­рых
групп — во время всех постов за исключением
Великого, когда запрещались и стихи).
Термин «стихи» известен в Рос­сии
на севере и на юге, на востоке и на западе.
Название «ду­ховный
стих» менее употребительно. Так, в
старообрядче­ских
селах Верхокамья противопоставляются
«старые духов­ные стихи» из рукописных
традиционных сборников «новым, московским»
из печатных сборников начала века. При
этом тексты
«старых» и «новых» стихов могут
практически совпа­дать
— важно, что старые рукописные духовные
стихи посвя­щены
традиции, идущей от Выговского поморского
общежи-тельства.
Очевидно, что репертуары стихов в разных
регио­нах
различны. На севере (Карелия) стихами
(с ударением на первый слог) называют,
кроме собственно стихов, ряд баллад
(например, о братьях-разбойниках и сестре
или о Василии и Софье),
которые также пелись во время постов.
На юге (Бес­сарабия)
старообрядцы белокринского согласия
делят стихи на
постовые и монастырские. Первые существуют
в устной традиции
местного населения и также связаны с
календарем; вторые
пелись иноками в старообрядческих
монастырях и имели
письменную традицию — они были
рукописными.

Чтобы
понять, что такое духовный стих, надо
проана­лизировать
его место и функции в словесной народной
куль­туре.
Один из самых первых исследователей
духовных стихов Ф.И.Буслаев
сформулировал основную
функцию
духовного
стиха — быть посредником между книжной
христианской и устной
народной культурой: «Что касается до
духовного сти­ха, то в нем наши предки
нашли применение просвещенной христианской
мысли с народным поэтическим творчеством»,

170

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

«Духовный
стих — как церковная книга, она поучает
безгра­мотного
в вере, в священных преданиях, в добре
и правде. Он даже
заменяет молитву» ‘ •

Духовный
стих — своеобразный посредник между
дву­мя мирами — христианским учением
и традиционной народ­ной
культурой. Духовные стихи черпали свое
содержание из книжных
источников: это были сюжеты Ветхого и
Нового заветов чаще всего в толковании
христианских писателей (например, стих
об Иосифе Прекрасном). На духовный стих
оказали
большое художественное воздействие
иконы и фре­ски (например, стихи о
Страшном суде испытали влияние
иконографии).

В
русской народной культуре в течение
нескольких ве­ков стихи подразделялись
на два основных потока: первый включал
народные эпические стихи, возникшие
главным об­разом на основе апокрифов,
второй представлял собой сово­купность
стихов покаянных — само название говорило
об их характере
и тематике. Это были стихи лирические,
представ­ляющие
монолог кающейся души — «стихи высокой
литера­туры».
По мере распространения они приобретали
признаки народной
поэзии. Первые покаянные стихи найдены
в спи­сках
XV
века.

Ученые
предполагают, что создателями и
исполните­лями
духовных стихов в Древней Руси были
калики
(или
калеки)
перехожие,
паломники
по святым местам и мона­стырям.
В какой-то мере они были бродячими
певцами с серьезным
«божественным» репертуаром; исполнение
духов­ных
стихов давало им средства к существованию.
Былины знают
калик-одиночек («Илья и Идолище») и
каличьи ватаги («Сорок калик», в этой
былине калики поют для князя Вла­димира
«Еленьской стих»); подобные сведения о
каликах есть и
в древнерусских летописях.

Буслаев ФИ. Исторические очерки русской
народной сло­весности и искусства.
СПб, 1861. Т. 1.

171

Народная
художественная культура

Репертуар
духовных стихов складывался в течение
ве­ков. Вероятно, этот процесс начался
вскоре после крещенияРуси,
продолжался на протяжении ряда веков,
расширяясь вслед
за окончательным признанием народом
христианства своей
религией. Творчество в области духовных
стихов полу­чило
развитие со времени церковного раскола
в 50-70-е гг. XVII
века; но это было творчество относительно
малой части населения,
упорно сохраняющей «древлее благочестие».

Свои
духовные стихи старообрядцы называли
псаль­мами
(в женском роде). Псальмы, лирические
или лиро-эпические
песнопения в науке получили название
«младших» стихов
в отличие от «старших», эпических
стихов. Деление стихов
на «старшие» и «младшие» условно; оно
указывает лишь
на преобладающее появление псальм в
последние века. Среди
самых старших по времени сложения
стихов можно указать
по приведенной классификации стих
«Плач Адама» -лиро-эпическое
произведение (псальма), которое было
из­вестно
уже в XII
веке (знание его обнаруживает Даниил
За­точник
в своем «Молении»).

Духовные
стихи, по крайней мере, старшие эпические
стихи,
— единственная группа фольклорных
произведений, исполнение которых было
профессией определенного круга лиц —
калик перехожих. В последние века
русской истории каличье
звание закрепилось только за нищими,
убогими, пре­имущественно
бродячими слепыми, добывающими средства
к
существованию пением духовных стихов.
Калики ходили в одиночку
(с поводырем) и объединялись в артели
(ватаги). Они
пели стихи в селениях под окнами, на
церковных папер­тях
и обычно устремлялись туда, где проходили
многолюд­ные
ярмарки, в монастыри во время храмовых
праздников.

Поскольку
духовный стих несет в себе глубокое
нази­дательное,
учительное начало, то он, как замечает
Ф.И.Буслаев,
«…изъят из общего ежедневного
употребления и
представлен как особая привилегия
только тем лицам, ко­торые
то же будучи изъяты из мелочных хлопот
действитель-

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

ности,
тем способнее были сохранить для народа
назидатель­ное
содержание его религиозной поэзии».’

В
старообрядческой среде духовный стих
переживает свое
второе рождение. С одной стороны, он
как бы возвраща­ется
к своему источнику — становится более
книжным в по­этике и в языковых
выражениях, а с другой — он делается
более
народным по бытованию. Духовные стихи
старообряд­цев
были поэтическим воплощением их истории
и учения. Основная
функция стиха у старообрядцев — связь
христиан­ской
книги с миром народных представлений,
толкование сложных текстов понятным
языком. Иными словами, духов­ный стих
в разных своих проявлениях был и остается
поэти­ческим
выражением народной герменевтики
(греч. hermeneno
— искусство и теория истолкования,
имеющего целью вы­явить
смысл текста). Об этом говорит классическое
исследо­вание
В.П.Адриановой-Перетц, где тщательно
проанализиро­ваны
многие десятки текстов стиха об Алексее,
человеке Бо-жием и установлены черты
сходства и отличия текстов двух редакций
«Жития Алексея человека Божия»,
явившегося для этого
стиха источником. О «толковательной»
роли духовного стиха говорится и в
монографии Ф.Батюшкова, где приводит­ся
сопоставление текстов «Слова о суете
жизни и покоянии» Ефрема
Сирина и распространенного в
старообрядческой среде
«Стиха о человеческой жизни»: «Человек
живет, как трава
растет».

Духовные
стихи складывались, с одной стороны,
как ответвление
церковных песнопений, а с другой, —
постоянно испытывали воздействие
различных «языческих « песенных жанров
русского фольклора. Почти повсеместное
бытование духовных стихов на территории
расселения русских, оконча­тельно
не затухшее до сего времени, их
взаимодействие с на­родным и церковным
искусством позволяют констатировать,
что духовные стихи образуют весьма
существенную, обу­словленную
историческим развитием России, часть
целост­ной
народной культуры. Область духовных
стихов распола­галась
в том ее секторе, где находился один из
полюсов про-

1
Буслаев ФИ. Русские духовные стихи //
Сб. Отд. рус.яз. и словесности Имп.
академии наук, 1887.-Т42.-№2. С.448.

172

173

Народная
художественная культура

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

тиворечивого
народного мировоззрения, а именно,
религиоз­но-христианский, вернее,
христианско-языческий.

Русский
фольклор без духовных стихов не может
быть признан целостным явлением.
Духовные стихи не представ­ляют
в нем изолированного круга произведений.
В устном бытовании
они взаимодействовали с былинами,
обрядовыми и
историческими песнями, подвергаясь их
влиянию и сами оказывая
значительное воздействие на них. История
русского фольклора
без духовных стихов так же неполна,
неполноцен­на,
как история русской культуры без истории
православной церкви.
Живут в «своем» времени герои всех
жанров устного народного
творчества: волшебных сказок — в очень
отдален­ном прошлом, былин — в Киевской
Руси, баллад и бытовых сказок — в
относительно недавнем прошлом, лирических
пе­сен и частушек — в настоящем… Время
действия в отдельных духовных
стихах тоже может быть вполне определенным
и ограниченным,
в целом оно начинается с «сотворения
мира» и
продолжается после кончины существующего
мироздания. И
дело не только в размещении изображаемых
событий во всей
их протяженности, но и в связи с их
постоянно дейст­вующими персонажами.
Часто это персонажи древнеславян-ской
мифологии (например, Мать-Сыра Земля):

Растужилась,
расплакалась Матушка-Сыра Земля

Перед Господом
Богом:

«Тяжел мне, тяжел,
Господи, вольный свет!

Тяжелей, много
грешников, боле беззаконников!»

Речет же сам
Господь сырой земле:

«Потерпи же ты,
Матушка — Сыра Земля!

Потерпи же ты
несколько времечка, сыра земля!

Не придут ли рабы
грешные к самому Богу

С чистым покаянием?

Ежели придут,
прибавлю я

Им свету вольного,
царство небесное;

Ежели не придут
ко мне, к Богу,

Убавлю я им свету
вольного,

Прибавлю я им муки
вечныя,

Поморю я их гладом
голодным!»

Литература

Аникин В.П. Русская
народная сказка: пособие для учителей.

М, 1977.

Аникин В.П. Русские
народные пословицы, поговорки, загадки

и детский фольклор.
М.,1957.

Аничкин В.П. Русский
богатырский эпос: Пособие для учителя.-

М.,1964.

Астахова
A.M.
Былины: Итоги и проблемы изучения.- М.,
Л.,

1966.

Афанасьев
АН. Народные русские сказки. В 3-х
т.М-Л.,1936. Афанасьев
А.Н. Народные русские легенды. Казань,
1914. Афанасьев
А.Н. Народные русские сказки в 3-х т.
М.,1957. Афанасьев
А.Н. Русские детские сказки. М., 1961.
Буслаев
Ф.И. Исторические очерки русской народной
словесно­сти
и искусства. Т. 1-2. — СПб., 1861. Былины.
М.,1969.

Варенцов
В. Сборник русских духовных стихов.
СПБ., 1880. Ведерникова
Н.М. Русская народная сказка. М.,1975.
Виноградов
ГС. Русский детский фольклор. Кн. 1.
Иркутск,

1930.

Голубиная
книга. Русские народные духовные стихи
XI
— XIX

веков. М.,1991.

Гусев В.Е. Эстетика
фольклора. Л., 1967.

Даль В.И. Пословицы
русского народа. В 2-х т. М.,1984.

Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка.
Т.1-

4, М., 1955.

Елеонская Е.Н.
Сказка, заговор и колдовство в России.
М.,1994.

Жанровая специфика
фольклора. М.,1984.

Зуева ТВ., Кирдан
Б.П. Русский фольклор. Учеб. для высших

учебных заведений.
М., 2000.

Коринфский
А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний,
пове­рий,
обычаев и пословиц русского народа.
Смоленск, 1995.

Кравцов
Н.Н., Лазутин С.Г. Русское устное народное
творчест­во.
М.,1983.

174

175

Народная
художественная культура

КэролX,
Лэнктон, Стивен Р. Лэнктон. Волшебные
сказки, ори­ентированные
на цель метафоры при лечении взрослых
и детей. М.,1996.

Лихачев Д.С. Поэтика
древнерусской литературы. Избранные
произведения в 3-х томах. М.,1987.
Максимов СВ. Куль хлеба. М, 1982.

Миллер В.Ф. Очерки русской
народной словесности. — Т.З. Бы­лины и
исторические песни. М., Л., 1924. Митрофанова
ВВ. Русские народные сказки. М..1978.
Мудрость
народная. Жизнь человека в русском
фольклоре. Мла­денчество,
детство. М.,1991. Народные
пословицы и поговорки. М.,1961. Померанцев
Э.В. Мифологические персонажи в русском
фольк­лоре.
М.,1957.

Пословицы, поговорки, загадки
в рукописных сборниках ХУ111 — XX
веков. М.,1961. Потешки, считалки, небылицы.
М.,1997. Пропп
В.Я. Морфология сказки М.,1969. Пропп
В.Я. Русский героический эпос. Изд.2-е,
испр. М., 1958. Русская народная поэзия.
Лирическая поэзия. Л., 1984. Русская народная
поэзия. Обрядовая поэзия. Л.,1984. Русская
народная словесность. М.,1994. Русские
народные пословицы и поговорки. М.,1965.
Русское
народное поэтическое творчество:
Хрестоматия по фольклористике.
М.,1986. Рыбаков Б.А.
Былины. М., 1982.

Селиванов Ф.М. Русский эпос:
Для пед.ин-тов. — М., 1988. Суханов
ИВ. Обычаи, традиции и преемственность
поколений. М., 1976.

Толстой Н.И. Язык и культура.

Федотов Г. Стихи
духовные. Русская народная вера по
духов­ным стихам. М.,1991.

Фесюкова Л.Б. Воспитание
сказкой. Харьков, 1996. Фроянов И.Я., Юдин
Ю.И. Русский былинный эпос: Учеб. посо­бие.
Курск, 1995. Юнг
К.Г. Феноменология духа в сказке.
М..1996.

176

Основные
виды и жанры
народного
художественного творчества

На чтение 12 мин Просмотров 33.1к. Опубликовано 08.02.2020 Обновлено 11.08.2021

Содержание

  1. Жанры фольклора
  2. Пословицы и поговорки
  3. Приметы
  4. Хозяйственные приметы
  5. Народные приметы по звездам
  6. Народные приметы по воздушным явлениям
  7. Народные приметы по животным
  8. Поверье
  9. Сказки
  10. Былины
  11. Календарный фольклор и годовой песенный цикл
  12.  Семейный фольклор
  13. Колыбельные песни
  14. Пестушки и потешки
  15. Скороговорки
  16. Свадебные песни
  17. Окказиональный фольклор
  18. Заклички
  19. Считалки
  20. Заговор

Устное народное творчество

Устное народное творчество — представляет собой традиционное словесное творчество народа. Оно может быть как старинным, так и новым – современным, творимым в наши дни. Главной его особенностью является то, что данное искусство слова передается из поколения в поколение из уст в уста.

Жанров в словесном народном творчестве большое множество. Это мифы и легенды, эпосы, былины, пословицы и поговорки, загадки, частушки, сказки, песни… Перечислять их можно бесконечно. Творцом же является не отдельный человек, а народ. Именно поэтому ни одно сочинение не имеет своего определенного, единственного автора.

Веками творения людей складывались в целые словесные формы, впоследствии образующие рифмы («стихи»). Благодаря этому приему произведения легче было передавать и запоминать. Таким образом, появлялись обрядовые, хороводные, плясовые, колыбельные песни.

Тематика фольклорного творчества полностью зависела и продолжает зависеть от культуры, верований, истории и от региона проживания народа. Но главной особенностью таких творений было и остается сочетание прямого отражения жизни с условным. Проще говоря, в фольклоре нет, и не было обязательного отражения жизни в форме самой жизни, в ней всегда допускается условность.

Жанры фольклора

Чтобы лучше понять, что представляет собой устное народное творчество необходимо поближе познакомиться с его жанрами, а их в этом виде словесного искусства, превеликое множество.

Пословицы и поговорки

Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.

Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.

Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.

Пример русских пословиц:

«Береженого Бог бережет»

«Мал золотник, да дорог»

«Копейка рубль бережет»

Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.

Пример русских поговорок:

«Остаться с носом» (быть обманутым)

«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)

«Когда рак на горе свистнет» (никогда)

Приметы

Приметы – еще один фольклорный жанр, который претерпел не мало изменений, но все же не растерял своей мудрости и дошел до современного человека.

Появился он в давние времена, когда наши предки были очень близки к природе, когда люди наблюдали за ней, за явлениями, происходящими вокруг, и находили связи между событиями. Со временем, народ облек свои наблюдения в слова. Так и появлялись приметы, которые через века несут собранные в себе знания предков.

Хозяйственные приметы

Из березы течет много сока — к дождливому лету.

Звездная ночь — урожай на горох и ягоды.

Февраль бокогрей, воду подпустит, а март подберет.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Коли грачи прямо на гнезда летят — дружная весна.

Апрель с водой — май с травой.

Ясное утро — ранний сев, ясный вечер — поздний сев.

Месяц май — коню сена дай; а сам на печь полезай.

Коли в мае дождь — будет и рожь.

Конец полетья — начало лета.

Гроза на Федота летнего — плохая уборка сена.

Илья жниво зачинает, лето кончает.

На Ильин день до обеда — лето, после обеда -осень.

Коли брусника поспела — и овес дошел.

Коли журавли полетят, то будет на Покров мороз, а нет, то позже.

Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, нечисто — к строгой зиме.

Лист ложится наземь вверх изнанкой (мохнатой стороной) — к урожаю.

Без воды зима не встанет.

Большой иней, бугры снега, глубоко промерзла земля — к урожаю.

Опока на деревьях — к урожаю.

Так же до наших дней дошло много старых примет связанных с домом и бытом. Самой распространенной является: «Соль просыпать — слезы проливать». Считается, что эта примета появилась в середине XVII века, во времена бунтов и восстаний на Руси. Тогда соль в буквальном смысле была на вес золота. Отсюда и появилось такое значение — просыпать столь дорогую «приправу» как соль, неизбежно приведет к ссоре в доме.

Еще несколько примеров бытовых примет, которые, несомненно, нам знакомы:

«Дома свистишь — деньги проглядишь»

«Одежда наизнанку — к перебранке»

«На себе шьешь — память зашьешь»

Народные приметы по звездам

Когда Млечный Путь светит, то будет хорошая погода.

Мало звезд видно- к пасмурной погоде и дождю; а откуда лучи звезд будут длиннее, оттуда будет ветер.

Сильно блестят звезды летом — к жаре. Зимой — к морозу.

Народные приметы по воздушным явлениям

Гром зимой — к сильным ветрам.

Большие дождевые пузыри — к ненастью и пущему дождю.

Когда дым без ветра бьет к земле, летом — к дождю, зимой — к снегу.

Вечерняя роса — к ведру.

Дым столбом — к морозу или к ведру.

Народные приметы по животным

Скот ложится под кровлю — к ненастью, а на дворе- к ведру.

Свинья чешется — к теплу. Визжит — к ненастью; солому таскает — к буре.

Наседка сажает под себя цыплят — к ненастью.

Собака валяется — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Курица на одной ноге стоит — к стуже.

Воробьи купаются в песке — к дождю.

Жаворонки летят — к теплу, зяблик— к стуже.

Лошадь храпит — к ненастью, фырчит — к дождю, трясет головой и закидывает кверху — к ненастью.

Вороны в кучу собираются — к ненастью, купаются — то же; каркают стаей летом — к ненастью; зимой — к морозу.

Ласточки низко летают к дождю, а высоко — к ведру.

Поверье

В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.

Сказки

С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.

Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.

Былины

К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.

Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.

Календарный фольклор и годовой песенный цикл

Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.

Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:

«Рано затает — долго не растает»

«Март и снегом сеет, и солнцем греет»

Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.

 Семейный фольклор

Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.

Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.

Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».

Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».

Колыбельные песни

Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.

Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.

Пестушки и потешки

Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.

Скороговорки

Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:

  • Сшит колпак, везен колпак, да не по колпаковски.
  • Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла.
  • Тур туп, тупогуб.
  • У быка губа тупа.
  • Сыворотка из-под простокваши.

Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»

В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».

Свадебные песни

Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.

Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.

Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.

Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).

Окказиональный фольклор

Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.

Заклички

Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…

Дождик, лей! Дождик, лей!

На меня и на людей!

На меня по ложке.

На людей по плошке.

А на лешего в бору —

Лей по целому ведру!

Считалки

Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.

Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.

Заговор

И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.

Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.

Что это такое?

Понятие устного народного творчества существует как обозначение периода «доавторской» древнерусской литературы. Основу его составляет «Повесть временных лет», где были записаны сведения об исторических событиях, но присутствовали средства выразительности, словесные образные картины. Это позволило отнести данные произведения к литературным памятникам прошлого.

Термин «устное народное творчество» может быть определён как способ непосредственной (из уст в уста) словесной передачи образных представлений человека об окружающем мире. Использование изобразительно-выразительных средств позволяет назвать фольклорные зарисовки художественными произведениями.

Особенности устного народного творчества

Русский фольклор имеет свои особенности и отличительные черты, которые позволяют выделить его в отдельную группу.

№ п/п

Особенность

Характеристика

1.

Историческая основа

Сюжет фольклорных произведений основывается на достоверных фактах, реальных событиях. В них повествуется о героях, личностях, которые жили на самом деле («Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Сказание о белгородских колодцах», др.).

2.

Отсутствие авторства

Народное творчество не предполагало указание личных данных человека, который придумал или записал высказывание.

3.

Коллективность

При создании фольклорных произведений участвует большое количество людей, так как проходит через многих исполнителей, каждый из которых воспроизводит их по-своему

4.

Вариативность

Содержание текстов УНТ может различаться в зависимости от территории. Один сюжет может звучать по-разному и быть адаптирован к определённой народной аудитории.

5.

Наличие постоянных средств выразительности

В произведениях фольклора используются постоянные эпитеты, образные выражения, фразы, переходящие из одного текста в другой (красна девица, добрый молодец, «жили-были», пр.)

6.

Героизация

УНТ имеет своих героев, которые наделяются силой и особыми качествами, которые позволяют им сражаться с врагами и побеждать их (Илья Муромец, Садко, Коловрат)

Жанры фольклора

Русский фольклор – это произведения разных жанров. Они различаются объёмом и формой:

  • малая: загадки, потешки, прибаутки, пословицы, считалки, др.;

  • большая: сказки, сказания, повести, слово, поучение, пр.

Каждый из жанров устного народного творчества имеет свои особенности.

Сказки

Это произведения УНТ с фантастическим сюжетом. Различают бытовые («Курочка Ряба», «Колобок»), о животных («Теремок») и волшебные («Царевна-лягушка») сказки. В них происходят необычные вещи, которых не может быть на самом деле. Каждое такое произведение содержит скрытый смысл, говорит о вечных ценностях, учит поступать по правилам морали.

В волшебных сказках действующими лицами выступают злые и добрые герои. Это постоянные персонажи, которые перемещаются из одного произведения в другое: Баба Яга, Змей Горыныч, др. Положительным героям помогают силы природы и различные предметы: клубок, веретено, меч-кладенец, пр.

Былины

Героический эпос, к которому относят былины, призван прославлять подвиги в воинском и ратном деле. Издавна народ гордился богатырями, людьми, посвятившими себя служению Родине, вступал в схватку с врагами ради освобождения своей земли.

Эти произведения основаны на реальных событиях. В них присутствует образная картина мира, гиперболизация происходящего с целью возвеличить подвиг главного действующего лица. Русский фольклор рассказывает историю Ильи Муромца, Вольги и Микулы Селяниновича, др. героев, которые жили в далёком прошлом.

Легенды

Данный жанр основан на устных преданиях, но отличается от них тем, что содержит долю вымысла. В них присутствует выдумка. Когда люди передают из уст в уста какую-либо информацию, они не могут воспроизвести её точно. Поэтому легенда – это интерпретация сказанного лицом, которое услышало и поняло её по-своему.

Главное отличие произведений данного жанра от сказки – историческая основа, достоверные события, герои. Однако в некоторых легендах присутствуют вымышленные персонажи, помощь природы, чудеса.

Устное народное творчество отражает основные стороны жизни людей, их традиции и обычаи. По нему можно воспроизвести историческое прошлое и быт предков.

  • Назовите жанры русских народных сказок
  • Назовите сказку в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой
  • Назовите жанры древнерусской литературы какие известные вам сочинения относятся к этим жанрам
  • Назовите жанр произведения стихотворный рассказ на легендарную или историческую тему
  • Назовите жанр произведения о покорении сибири ермаком а басня б сказка в предание г повесть