- Авторы
- Чехов
Рассказы Чехова
- Альбом
- Анна на шее
- Аптекарша
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый сказка
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Душечка
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Палата номер 6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к ученому соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Черный монах
- Шуточка
- Юбилей
В начале своей карьеры Антон Павлович Чехов в основном писал произведения юмористического характера. В то время он написал такие рассказы, как «Жених», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий» и другие.
В своих ранних произведениях Чехов часто высмеивал такие пороки людей, как скупость, лицемерие и подхалимство. Своим творчеством автор хотел показать и раскрыть людям их собственные недостатки.
Антон Чехов стал известен только к середине 80-х годов 20 века. Читатели стали узнавать его имя, а его произведения становятся невероятно популярными. В 90-х годах он становится путешественников, который решает повидать другие края своей родины, России. Он уезжает в Сибирь, и добирается до острова Сахалин, после чего, вдохновившись, решает написать книгу об этом острове, которая так и называлась «Остров Сахалин».
Уже оставив просто юмористические темы, писатель начинает раскрывать в своих произведениях более глубокие темы, такие как качества человеческой души, те или иные мотивы поведения человека. В то время Чехов опубликовал ряд рассказов: «Палата № 6», «О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Крыжовник» и «Человек в футляре». Всего в период 90-х годов он написал около 150 произведений.
При том, что писатель говорил посредством своих рассказов о таких глубоких темах, он никогда не давал своих собственных оценок тем или иным персонажам. Он старался, чтобы читатели сами смогли вникнуть в смысл.
Так как А. П. Чехов был ещё и талантливым драматургом, он написал множество пьес, которые до сих пор являются культурным достоянием русской литературы. В список этих пьес входят: «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишнёвый сад» и другие. Известные российские театры и по сей день ставят пьесы, написанные Чеховым в те годы.
Известно, что творчество Чехова и других известных писателей того времени позволило сформировать абсолютно новый жанр русской драматургии, которая была ориентирована на психологию личности.
Внутренний мир героев был главным аспектом, раскрывавшимся в произведениях Чехова. Его пьесы отличаются от других произведений яркой реалистичностью, но в то же время скрытыми, не выраженными явно конфликтами героев.
Когда Чехову исполнилось сорок лет, он узнал о том, что смертельно болен чахоткой, но в ту пору всё ещё не прекращал писать. Тогда он создавал последние свои произведения: «Невеста» является самым ярким произведением, написанным им перед смертью.
Конец
Книга закончилась. Надеемся, Вы провели время с удовольствием!
Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:
Оглавление:
-
1
-
1
-
2
-
3
-
3
-
3
-
4
-
4
-
4
-
4
-
5
-
5
-
6
-
7
-
8
-
9
-
10
-
10
-
11
-
11
-
11
-
12
-
13
-
13
-
13
-
14
-
15
-
15
-
16
-
17
-
17
-
17
-
18
-
19
-
20
-
20
-
21
-
22
-
22
-
23
-
24
-
25
-
25
-
26
-
27
-
28
-
29
-
30
-
31
-
31
-
32
-
33
-
33
-
34
-
35
-
36
-
37
-
38
-
39
-
39
-
39
-
40
-
41
-
42
-
43
-
43
-
43
-
44
-
48
-
48
-
49
-
49
-
50
-
52
-
53
-
54
-
55
-
55
-
59
-
62
-
62
-
63
-
64
-
64
-
65
-
66
-
68
-
68
-
70
-
70
-
71
-
71
-
71
-
72
-
73
-
74
-
74
-
75
-
75
-
75
-
77
-
78
-
79
-
80
-
81
-
83
-
83
-
85
-
86
-
87
-
88
-
89
-
90
-
91
-
91
-
94
-
95
-
96
-
97
-
98
-
99
-
100
-
100
-
101
-
103
-
104
-
104
-
105
-
107
-
108
-
108
-
108
-
109
-
110
-
111
-
118
-
118
-
118
-
118
-
118
-
119
-
119
-
119
-
119
-
119
-
119
-
119
-
119
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
120
-
121
-
121
-
121
-
121
-
121
-
121
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
122
-
123
-
123
-
123
-
123
-
123
-
123
-
124
-
124
-
124
-
124
-
124
-
124
-
124
-
124
-
125
-
125
-
125
-
126
-
126
-
126
-
126
-
127
-
127
-
128
-
129
-
129
-
129
-
129
-
129
-
130
-
130
-
130
-
131
-
131
-
132
-
132
-
132
-
132
-
133
-
133
-
133
-
133
-
133
-
134
-
134
-
134
-
134
-
134
-
135
-
135
-
135
-
135
-
135
-
135
-
135
-
137
-
137
-
137
-
137
-
137
-
138
-
138
-
138
-
139
-
139
-
139
-
139
-
140
-
140
-
140
-
141
-
141
-
141
-
141
-
141
-
142
-
142
-
142
-
142
-
143
-
143
-
143
-
143
-
144
-
144
-
144
-
144
-
144
-
144
Антон Чехов
Большое собрание юмористических рассказов
В книге сохранены авторские знаки препинания
Сопроводительная статья подготовлена Л. П. Чудаковым, М. Л. Чудаковой
В коллаже на обложке использованы карикатуры из журнала «Будильник»
В оформлении вкладки в серии «Большие буквы» использованы фото: Mikhail Markovskiy, LIUDMILA ERMOLENKO / Shutterstock.com
Используется по лицензии от Shutterstock.com
© Чудаков А.П., Чудакова М.А., сопроводительная статья, 2021
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2021
Антон Чехов
1860–1904
Город, в котором родился Чехов, был как будто обычным заштатным городом Российской империи. Правда, в нем прожил свои последние дни Александр I, и Таганрог некоторое время был как бы столицей государства. Жители это помнили хорошо. Каждый год 19 ноября гимназистов собирали на панихиду в местном соборе.
Это был южный, портовый город. В разгар летней навигации пароходам и парусникам со всего света было тесно в гавани.
Таганрог ощущал себя городом морским. Открытый в 1874 году Таганрогский мореходный класс давал выпускникам дипломы штурманов малого плавания.
Крупная торговля накладывала отпечаток на всю жизнь и представления жителей города. Львиная доля торгового оборота была в руках греческих негоциантов, поэтому греков было много. «Таганрог – это греческое царство, – писал в 1877 году В. А. Слепцов. – Немножко похож на Киев, только здесь… греки. Все греки: разносчики, попы, гимназисты, мастеровые – греки. Даже вывески греческие».
Отец Чехова решил дать двум сыновьям, Николаю и Антону, греческое образование, и они один учебный год провели в греческой приходской школе.
На улицах Таганрога звучала разноязыкая речь – здесь были не только греки, но и турки, французы, англичане.
Пройдет время, Чехов узнает жизнь столиц, увидит Рим, Париж, Коломбо, трезво оценит Европу, но непреодолимое чувство – тяга к «другому миру», – в пространстве ли (в Алжир, на Север), во времени ли (через 200–300 лет), останется, и не раз он выскажет его сам и выскажут его герои. Этого «краешка» Европы было достаточно, чтобы ощутить, как «грязен, пуст, ленив, безграмотен и скучен» средний заштатный российский город, и навсегда получить отвращение к этой лени и грязи. Врачебное образование еще более в этом его укрепит. И молодой Чехов уже будет удивлять современников: откуда у юноши из провинции такой врожденный вкус к изяществу и европейским формам жизни?
В последние гимназические годы Чехова из таганрогских газет постепенно стали исчезать списки иностранных кораблей, цены на фрахты и курсы лондонской биржи. Все чаще появлялись сообщения совсем другого свойства: «Ничего замечательного на нашем рынке не произошло. Совершенная бездеятельность, и заказов на весну никаких». Правда, все постоянно на что-то надеялись. Ощущение краха, неустойчивости и каких-то неясных надежд – та атмосфера, которая окружала Чехова в последние годы в родном городе. Но это уже был конец 1870-х, а в 1840-е – 1850-е годы все было иначе. Таганрог был признанным центром Приазовья, с ним не могли соперничать ни Бердянск, ни Мариуполь, ни даже Ростов. Именно в этом торговом центре скрестились пути будущих родителей Чехова.
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге 29 января 1860 года (по новому стилю), в доме на Полицейской улице (ныне Чеховская улица, дом 47). Дом на Полицейской улице был маленьким домиком из земляного кирпича (кое-где на юге и в Средней Азии его называют «саман»), белёным снаружи и внутри. Он сохранился. В нем три комнатки, общей площадью 23 квадратных метра. Увидев его снова уже взрослым, Чехов писал: «Дивлюсь, как это мы могли жить в нем?»
Сведения о раннем детстве Чехова восходят в основном к двум источникам: воспоминаниям Александра Павловича, самого старшего из детей Чеховых, и Михаила Павловича – самого младшего. В рисуемых картинах жизни семьи эти источники сильно разнятся, а в некоторых существенных деталях просто противоположны. Ал. П. Чехов особо подчеркивает деспотизм отца, его суровость по отношению к детям, говорит о телесных наказаниях, тяжелой работе Антона в лавке и резюмирует: «Ребенком он был несчастный человек». Этого будущий писатель «никогда не мог простить отцу», по собственным его словам.
Из письма Александра Чехова о том времени, когда Антону было 12–13 лет: «Тут впервые проявился твой самостоятельный характер, мое влияние, как старшего по принципу, начало исчезать. Как ни был глуп я тогда, но я начинал это чувствовать. По логике тогдашнего возраста, я, для того чтобы снова покорить тебя себе, огрел тебя жестянкою по голове. Ты, вероятно, помнишь это. Ты ушел из лавки и отправился к отцу. Я ждал сильной порки, но через несколько часов ты величественно, в сопровождении Гаврюшки, прошел мимо дверей моей лавки с каким-то поручением фатера и умышленно не взглянул на меня. Я долго смотрел тебе вслед, когда ты удалялся, и, сам не знаю почему, заплакал…»
С тех пор и до конца жизни не было человека или доктрины, чьему влиянию, воздействию подчинился бы Чехов. И не было той силы – среды, семьи, обстоятельств, общественного мнения, – которая могла бы к этому его принудить.
Дети в семье Чеховых рано становились самостоятельными. С малолетства их помощь в доме, в лавке, в занятиях родителей была уже существенной. Очень рано заработки детей, и прежде всего Антона, стали основой благосостояния семьи.
Старшие братья еще застали благополучное время и получили дополнительное домашнее образование. Когда подрос Антон, ничего этого уже не было. На долю Антона выпала самая большая самостоятельность – в 16 лет он остался в Таганроге один, без денег, в бывшем своем, но теперь чужом доме.
Когда говорят, что Чехов получил демократическое (в 1930-х годах писали: «трудовое») воспитание, то имеют в виду работу в лавке или портняжный эпизод. Но и то и другое все же было ремесло, дело, дающее реальные результаты. И не в этом было отличие детства будущего изобразителя будничной жизни от детства других русских писателей.
С самых ранних лет Чехов был погружен в быт. Хозяйство целиком вела Евгения Яковлевна. Помогали дети, чаще всего Антон, как самый безотказный.
Тяжесть такого быта – в утомительном однообразии, бессмысленной повторяемости домашних дел, которые на другой день в том же количестве набегают снова, в их отупляющей нескончаемости, что особенно тяжко для юного сознания, которое заполняется этим целиком. Но не только для юного – потом Чехов покажет, как при постоянном контакте с недуховным, при отсутствии внутреннего сопротивления человек погружается в «бытовое» полностью, как мир духовный целиком замещается миром вещно-бытовым. Эта ситуация была понята Чеховым не наблюдательски, но осознана и почувствована изнутри.
Таганрогская гимназия, в которой учился Чехов
Столь же насильственно мальчик Чехов был окунаем и в стихию церковнославянского языка – с обязательным посещением вечерни и заутрени (сначала с нянькою), слушанием акафистов дома, ежедневным чтением Евангелия и Псалтыри, пением в церковном хоре. Но – странное дело! – в гимназии на уроках закона Божьего он стал любимым учеником преподавателя этого предмета Ф. П. Покровского, обессмертившего себя придуманным своему ученику прозвищем Чехонте. В ранних рассказах пародируется стиль его писем к Чехову, в которых макаронически перемешивались церковнославянизмы со словами самыми современными.