Братья Гримм. «Детские и семейные сказки» – 200 лет
Сценарий мероприятия для 2 – 6 классов, посвященного 200-летию выхода в свет
сборника сказок братьев Гримм «Детские и семейные сказки»
ПОДГОТОВКА К МЕРОПРИЯТИЮ:
- Выставка детских рисунков «Мы любим сказки братьев Гримм»
- Книжная выставка
- Викторина по сказкам братьев Гримм (Приложение 1)
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
(Беседа сопровождается показом презентации)
Мероприятие начинается с прослушивания аудиозаписи сказки «Горшочек каши»
Вступительное слово учителя: (слайд 2)
Я думаю, что нет такого человека, который не любил бы сказки, особенно волшебные. А именно такие сказки писали два замечательных человека, о которых мы сегодня с вами будем говорить – это братья Гримм.
Дорогой доброй сказки идем мы без опаски
И дружно говорим: «Идем мы к братьям Гримм!»
И встретят нас герои, красавицы и тролли,
Лягушка и горшок, боб и уголек.
И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно.
И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.
И снова повторим: « Идем мы к братьям Гримм!»
(Слайд 3)
Наше мероприятие посвящено знаменательной дате: сборнику «Де́тские и семе́йные ска́зки» исполняется 200 лет.
«Де́тские и семе́йные ска́зки» (нем. Kinder- und Hausmärchen, KHM) — сборник сказок, собранных в немецких землях и литературно обработанных братьями Якобом и Вильгельмом Гриммами. Первоначально издан в 1812 году. В настоящее время известен под названием «Ска́зки бра́тьев Гримм» (нем. Grimms Märchen). В рукописи содержалось 49 сказок, из которых Вильгельмом Гриммом записано 15, а Якобом Гриммом — 27. Эти сказки услышаны непосредственно от сказителей Гессена. Остальные взяты из литературных источников.
Изданный 20 декабря 1812 года в Берлине первый том первого издания сборника содержал 86 сказок. Во втором томе, отпечатанном в 1814 году, добавилось ещё 70 сказок.
(Слайд 4) Братья Гримм начали вести регулярные записи сказок с 1807 года, во время своего путешествия по Гессену, продолжили в Вестфалии.
Одна из первых записанных Вильгельмом Гриммом сказок является «Приёмыш Богоматери», которую рассказала дочка аптекаря Маргарета Вильд из Касселя, через год сказками поделилась и её мать — госпожа Вильд.
Сестра Доротея Вильд, будущая супруга Вильгельма Гримма, рассказала сказки «Гензель и Гретель», «Госпожа Метелица», «Столик-накройся».
Некая «старая Мария» поведала сказки «Мальчик-с-пальчик», «Братец и сестрица», «Девушка-безручка», «Красная Шапочка», «Спящая Красавица». Сказки «Чёрт с тремя золотыми волосками», «Король Дроздобород» — также записаны в семье Гассенпфлуг от дочерей Марии.
Со слов крестьянки Доротеи Фиман была записана 21 сказка для второго тома и многочисленные дополнения. Ей принадлежат такие сказки как «Гусятница», «Ленивая пряха», «Чёрт и его бабушка», «Доктор Всезнайка».
Сказками «Дух в склянке», «Живая вода», «Королевские дети», «Старуха в лесу», «Шестеро слуг» братья Гримм обязаны баронской семье фон Гакстгаузен.
Сын пастора Фердинанд Зиберт, преподаватель Фридриховой гимназии в Касселе, после выхода в свет второго тома сказок пополнил последующие издания множеством сказок, в том числе одним из вариантов «Белоснежки».
(Слайд 5) А мы начнем наше путешествие со слов, которыми начинаются многие сказки. Жили-были… Более двухсот лет назад жили-были муж и жена – Филипп-Вильгельм и Доротея. А с ними жили их дети. Братьев было, что пальцев на руке, да ещё маленькая сестрица Лотта Жили они в той стране, которая сейчас называется Германией.
В семье юриста Филиппа-Вильгельма и Доротеи Гримм 4 января 1785 года родился долгожданный первенец Якоб, а через год 24 февраля 1786 года на свет появился его брат Вильгельм . Семья Гримм постепенно увеличивалась – родились братья Карл, Фердинанд и Людвиг Эмиль, и сестра Лотта.
(Слайд 6) Дружно жили братья и сестра, но двое старших – Якоб и Вильгельм были просто неразлучны.
Семья Гримм жила в дружбе и согласии, в их доме было множество поводов для веселья – совместных праздников. Но счастливая пора детства закончилась, когда умер отец. Вильгельму было тогда 10 лет. Доротея Гримм осталась одна с шестью детьми. Теперь братья стали старшими мужчинами в семье, но единственное, чем они могли помочь матери, это поскорее выучиться и начать работать. Через 2 года после смерти отца мать отправила их в город Кассель к тете. Тетка наняла им учителей, заботилась о них, помогала. За 4 года братья закончили 8 классов гимназии. После ее окончания братья поступили в Университет . И они уж было совсем стали юристами, как вдруг…
(Слайд 7) На глаза им попался сборник песен. Эти песни были написаны вроде бы по-немецки, но половина слов непонятна. Это был старонемецкий язык, который уже тогда более 200 лет назад мало кто знал. Братья решили перевести эти песни на современный язык: «Надо же нам, немцам, знать старинные песни своего народа!» Потом они стали собирать предания и легенды. Им так нравилось изучать историю и язык, что они решили, что это станет их профессией.
Они первые научили немцев грамотно писать, потому что составили первую немецкую грамматику в 4 томах. И самый первый многотомный словарь немецкого языка начал составлять Якоб Гримм. Одновременно с этой работой они собирали народные песни, легенды, предания, но и не забывали и про сказки. Они расспрашивали всех друзей, знакомых, и каждый вспоминал какую-нибудь сказку.
«Собрано братьями Гримм» написали братья на самой знаменитой своей книге «Детские и семейные сказки», первый том которых стал подарком к Рождеству 1812 года. Вскоре после выхода первого тома сказок началась работа над вторым томом.
Эти книги сказок завоевали популярность. Да еще какую! Это был настоящий бум! Книги покупали все: и дворяне, и простые люди. И не мудрено, ведь эта книга была собранием всей мудрости народной.
Вот так братья Гримм стали знамениты на весь мир.
(Слайд Некоторые сказки (иллюстрации сказок)
Белоснежка
Бременские музыканты
Гензель и Гретель
Сладкая каша
Рапунцель
Соломинка, уголёк и боб
О рыбаке и его жене
Беляночка и Розочка
Король Дроздобород
Умная Эльза
Госпожа Метелица
Чёрт с тремя золотыми волосами
Двенадцать братьев
Железный Ганс
Белая змея
Храбрый портняжка
Сказка о том, кто ходил страху учиться
(Слайд 9) Сейчас в родном городе братьев Гримм – Ханау на площади перед городской ратушей стоит бронзовый памятник: Якоб, сидящий в кресле, с пером в руке, и рядом с ним Вильгельм. Неразлучные братья, творящие добро. Существует легенда, что иногда ночью братья, стараясь не звенеть бронзой одежд, осторожно сходят с высокого постамента своего памятника. И остерегаясь привлечь внимание случайных прохожих, бродят по городу, вспоминая далекое прошлое…
Братья были не похожи друг на друга: очень серьезный Якоб, и мягкий, романтичный Вильгельм. Но они оба очень любили свое дело. И, скорее всего, именно поэтому их сказки живут, и будут жить в веках.
(Слайд 10) Викторина «По следам сказок»
1) «Бременские музыканты»
- Назовите главных героев сказки? (осел, собака, кот и петух)
- Какую работу они выполняли у своих хозяев? (Осел работал на мельнице, собака охраняла дом, бегала за дичью, кот ловил крыс и мышей, петух своим петушиным криком будил своих хозяев)
- А почему они ушли от хозяев? (Хозяева их выгнали. Они состарились: ослик ослабел и не может таскать кули с мукой. Собака состарилась и не может бегать за дичью, кот состарился, зубы притупились, петушка хотят зарезать).
- Что стало с нашими героями, когда они встретились? Какая мечта у наших героев? (Они хотят стать уличными музыкантами, будут петь, и играть на музыкальных инструментах и зарабатывать себе на жизнь)
- Продолжите строчку песни из известного мультфильма о бременских музыкантах «Мы к вам заехали …» (…на час
Привет! Бонжур! Хеллоу!
А ну скорей любите нас!
Вам крупно повезло!
(Слайд 11) 2) Знаете ли вы сказки?
- В этой сказке трое неудавшихся друзей встречают преграду на своём пути. (Соломинка, уголь и боб)
- Несчастная девушка одна, оказавшись в лесу, была спасена маленькими человечками. (Белоснежка)
- В этой сказке каша затопила все улицы. (Горшочек каши)
(Слайд 12) 3) Из каких сказок эти сюжеты? На слайде представлены иллюстрации к сказкам.
1. «Горшочек каши» 2. «Храбрый портняжка» 3. «Белоснежка» 4. «Бременские музыканты
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- награждение победителей викторины
- награждение участников конкурса рисунков
ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА «Чёрт и 3 золотых волоска»
Приложение1.
ВИКТОРИНА
по сказкам братьев Гримм
1. «Вспомним названия сказок».
Храбрый…(портняжка);
Соломинка, уголек и…(боб);
Двенадцать…(братьев);
Умная…(Эльза);
Железный…(Ганс);
Золотой…(гусь, ключик);
Госпожа…(метелица);
Синяя…(свечка).
2. Чему обучились герои сказки «Три брата», странствуя по свету? (Брить, ковать, фехтовать).
3. В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? («Госпожа Метелица»).
4. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути – дороги; «Белый как смерть, тощий, как жердь»; «Краснокожий, на рака похожий». («Король – Дроздобород»)
5. Чем и в течении какого времени кормил великан маленького мальчика в сказке «Молодой великан», чтобы тот вырос? (Орехами в течении 6 лет.)
6. В какого зверя заколдовал маленький карлик прекрасного принца в сказке «Беляночка и Розочка»? (В медведя).
7. Какие животные устроили ради спора марафонский забег на овощном поле? (Заяц и еж).
8. Почему у всех бобов посередине черный шов? (Портной зашил лопнувшего от смеха боба единственной имеющейся у него черной ниткой. Сказка «Соломинка, уголь и боб»).
9. Чем заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Волку набили брюхо камнями и он утонул).
10. На каком музыкальном инструменте играл петух из сказки «Бременские музыканты»? (На балалайке.)
11. Кто и в какой сказке пел:
Что мы за красавчики! Любо взглянуть!
Славно поработали – можно отдохнуть!
(Маленькие человечки).
12. В какой сказке муж и жена в облаках летали?
(«Молодой великан»)
13. В какой сказке и кому прислуживал черный человечек?
(Солдату в сказке «Синяя свечка».)
ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ?
14. Что надо сделать, чтобы превратить 12 братьев из воронов в людей? (7 лет молчать, не смеяться, не говорить – «Двенадцать братьев»)
15. Что нужно сделать, чтобы понимать язык зверей и птиц? (Съесть кусочек белой змеи – «Белая змея»)
16. Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. – «Черт с тремя золотыми волосами»).
17. Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Когда я злой бываю – семерых убиваю» — «Храбрый портной»)
18. Что нужно сказать, чтобы горшочек варил вкусную сладкую кашу? («Раз, два, три, горшочек вари!» — «Горшочек каши»)
19. Что нужно взять с собой королю, чтобы найти дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья. (Клубок волшебных ниток — «Шесть лебедей»)
«КТО ЗДЕСЬ БЫЛ И ЧТО ЗАБЫЛ» (назовите героя сказки, которому принадлежали вещи)
20.Золотые туфельки (золушка).
21.Шапочка из красного бархата (девочка Красная Шапочка).
22.Стоптанные туфельки (принцессы).
23.Толстая железная палка (молодой великан).
24.Пояс с вышитыми буквами: «Когда злой бываю, семерых убиваю» (портняжка).
25.Синяя свечка (солдат).
26.Пряничный домик (старуха).
27. Как называется сказка русского писателя, написанная по мотивам сказки братьев Гримм «ГОСПОЖА МЕТЕЛИЦА»? (В.Одоевский « МОРОЗ ИВАНОВИЧ».) А русская народная сказка с аналогичным содержанием как называется? («МОРОЗКО»).
Интернет-источники:
http://csdbf10.narod.ru/index.files/page0067.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EA%E0%E7%EA%E8_%E1%F0%E0%F2%FC%E5%E2_%C3%F0%E8%EC%EC
http://900igr.net/zip/literatura/Skazki-bratev-Grimm.html
аудиозапись сказки «Горшочек каши» www.detkam.-e-papa.ru
Викторина «Сказки братьев Гримм» для обучающихся 4 классов
Цели
-
Познакомить детей с некоторыми фактами из жизни немецких сказочников Якоба и Вильгельма Гримм.
-
Вызвать интерес к сказкам и желание их читать
-
Развивать мышление, память, внимание, быстроту реакции
-
Выявить лучших знатоков сказок братьев Гримм
Викторина составлена по сказкам братьев Гримм:
-
«Король-лягушонок»
-
«Дружба кошки и мышки»
-
«Гензель и Гретель»
-
«Соломинка, уголёк и боб»
-
«Храбрый потняжка»
-
«О рыбаке и его жене»
-
«Мальчик с пальчик»
-
«Волшебный горшочек»
-
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка»
-
«Бременские музыканты»
-
«Спящая красавица»
-
«Рапунцель»
-
«Вор и его учитель»
-
«Стоптанные туфельки»
Вопросы даны с избытком, использование их всех на одном классном часе необязательно.
Учитель может задавать вопросы по одной сказке, затем по другой или чередовать вопросы, относящиеся к разным сказкам. Кто из детей первым поднял руку и сказал правильный ответ – получает жетон.
1) Рассказ учителя о братьях Гримм
Ребята, сейчас я расскажу вам о некоторых событиях из жизни сказочников. А вы внимательно слушайте и запоминайте. После рассказа я задам вопросы. Кто быстрее поднимет руку и даст правильный ответ, получит жетон. В конце викторины по количеству жетонов мы определим победителя.
Братья Гримм родились в Германии в городе Ганау (Ханау) в 18 веке.
Старший, Гримм Якоб ( 04.01.1785 — 20.09.1863 ), родился 4 января 1785 года, Гримм Вильгельм ( 24.02.1786 — 16.12.1859 ) — 24 февраля 1786 года.
Дед и прадед братьев были священниками, а вот отец Филипп Вильгельм стал адвокатом. Мама будущих сказочников Доротея Циммер происходила из семьи юристов. Семья их была очень дружной. У Якоба и Вильгельма было ещё трое братьев и сестра. Родители очень часто устраивали детям семейные праздники.
Неподалёку от них жила сестра отца — тётушка Шлеммер. Своих детей у неё не было, и она с удовольствием занималась со старшими братьями Гримм. Дети отличались поразительными способностями, очень быстро научились считать и писать. Может быть, из-за того, что разница в возрасте у Якоба и Вильгельма была всего один год, братья почти никогда не расставались, вместе играли, посещали уроки французского языка. Крепкая дружба сопровождала их на протяжении всей жизни. Кроме старших братьев, известным стал и самый младший, Людвиг. Став художником и гравёром, он иллюстрировал сборники сказок, подготовленные Якобом и Вильгельмом.
В 1796 году умер их отец, и старшим детям пришлось вместе с мамой заботиться о младших. Времена эти были не самыми лёгкими в жизни семьи Гримм.
Через два года (в 1798 году) братья переехали в г. Кассель к сестре матери — тётушке Генриетте. Именно здесь осенью Якоба приняли в начальный класс кассельского лицея. А вот Вильгельму пришлось брать частные уроки, ведь он был младше на год. Но уже к Пасхе (весной 1799 года) младший из братьев был зачислен в тот же самый класс, в котором обучался Якоб. Братья имели очень хорошие способности, кроме этого, учиться им очень нравилось. Благодаря этому вместо 7- 8 лет, которые проводили в лицее остальные дети, братья закончили обучение всего за 4 года.
Во время учёбы в лицее Якоб с большим удовольствием изучал языки и историю. И даже после того, как братья возвращались из лицея, они подолгу занимались дома — постигали французский и латинский языки, с увлечением рисовали. Одним из любимых занятий стало коллекционирование выписок из самых различных книг.
В 1802 году Якоб поступил в Марбургский университет на факультет юриспруденции. Вильгельм в это время сильно болел, поэтому Якоб смог привезти его в Марбург только весной 1803 года. Здесь братья вместе продолжили своё обучение, решив стать юристами. Но чем дальше продвигалась их учеба, тем они больше понимали, что им гораздо интереснее заниматься филологией — изучением родного языка, его истории и особенностей. Во время обучения в университете Якоб очень сдружился со своим учителем — профессором Савиньи. Вскоре Вильгельм вернулся в г. Кассель, а Якоб отправился вместе с Савиньи в Париж, где занялся поиском и исследованием старинных рукописей.
Именно в Париже Якоб увлёкся собиранием народных сказок, которые и открыли ему дверь в мир фольклора. Вскоре к этому занятию присоединился и Вильгельм.
Вот как сам Якоб говорил о своём занятии: «Сейчас самое время собирать и спасать старые предания, чтобы они не испарились, как роса под жарким солнцем, не погасли, как огонь в колодце, не умолкли навеки в тревогах наших дней»
Путешествуя по родному краю, братья записывали сказки со слов сельских и городских жителей.
В 1808 году Якоб Гримм становится личным библиотекарем брата Бонапарта Наполеона, Жерома Наполеона, тогдашнего короля Вестфалии.
А в 1812 году на свет появился первый том сказок братьев Гримм, который стал очень популярным и принёс авторам настоящую известность. Называлась книга «Детские и семейные сказки». Уже через три года братья издали и второй том сказок. Всего в два тома вошло 200 сказок. Немного позднее была опубликована книга, которая называлась «Немецкие предания».
Братья продолжили свои исследования филологии, немецкого фольклора. В 1830 году Якоб переехал в Гёттинген и стал профессором и библиотекарем местного университета. Через некоторое время и Вильгельм стал профессором гёттингенского университета. Но кроме сказок, братья прославились и как выдающиеся учёные — лингвисты.
Любимые сказки многих поколений ребятишек переведены на множество языков мира. Они переиздаются каждый год огромными тиражами.
1 тур викторины «Что вы запомнили из рассказа о жизни сказочников?»
1) В каком веке родились братья? ( В 18 веке)
2) В какой стране жили братья? ( В Германии)
3) Как звали братьев? ( Вильгельм и Якоб)
4) Кто был старше? ( Якоб)
5) Сколько детей было в семье братьев? ( 6: Якоб, Вильгельм, 3 брата и сестра)
6) За сколько лет братья закончили обучение в Кассельском лицее? ( за 4 года вместо 7,8)
7) Кем служил Якоб у брата Наполеона Бонапарта? ( Библиотекарем)
Как назывался первый сборник сказок братьев Гримм? («Детские и семейные сказки» 1812 г.)
9) Через сколько лет братья выпускают 2 том сказок? ( Через 3 года)
10) Сколько всего сказок вошло в 2 тома? ( 200 сказок)
Вам было задано прочитать 14 сказок. Кто лучше запомнил о чем они, помогут определить мои вопросы.
2 тур. Разминка «Доскажи словечко» Как называется сказка?
Требуются хоровые ответы
Король — …, Дружба кошки и …, Гензель и …, Соломинка, уголёк и …,
Храбрый …, О рыбаке и …, Мальчик …., Волшебный …, Одноглазка, Двуглазка и …,
Бременские …, Спящая … , Вор и его …, Стоптанные …
3тур. Узнай сказку по опорным словам.
Слова |
Сказка |
|
1 |
Хозяин, животные, разбойники |
«Бременские музыканты» |
2 |
Море, желания, королева |
«О рыбаке и его жене» |
3 |
Девочка, старушка, мама |
«Волшебный горшочек» |
4 |
Мухи, великаны, единорог |
«Храбрый потняжка» |
5 |
Король, королевны, солдат |
«Стоптанные туфельки» |
6 |
Печь, ручей, портной |
«Соломинка, уголёк и боб» |
7 |
Отец, сын, колдун |
«Вор и его учитель» |
8 |
Коза, яблоня, рыцарь |
«Одноглазка, двуглазка и трехглазка» |
9 |
Лошадь, воры, волк |
«Мальчик с пальчик» |
10 |
Сад, колдунья, башня |
«Рапунцель» |
11 |
Дети, лес, ведьма |
«Гензель и Гретель» |
12 |
Царевна, мячик, колодец |
«Король-лягушонок» |
13 |
Ворожеи, королевство, сон |
«Спящая красавица» |
4 тур. Вспоминай и отвечай
Стоптанные туфельки |
||
Вопрос |
Ответ |
|
1 |
Сколько было дочерей у короля? |
12 |
2 |
Что хотел узнать король? |
Узнать, где танцуют его дочери по ночам и стаптывают туфельки. |
3 |
Кто помог солдату узнать тайну дочерей короля? |
Старушка |
4 |
Что старушка посоветовала солдату? |
Не пить вина вечером и притвориться спящим |
5 |
Что дала старушка солдату? |
Плащ-невидимку |
6 |
Куда уходили королевны ночью? |
В подземелье под кроватью |
7 |
Какие листья были на деревьях в подземелье? |
Серебряные, золотые, алмазные |
8 |
Как переправлялись через реку королевны в подземелье? |
Их перевозили на лодках принцы. |
9 |
Что принёс солдат из подземелья королю в доказательство своих слов? |
3 ветки волшебных деревьев и кубок для вина |
10 |
Какую дочь короля попросил солдат в жёны? |
Старшую |
Вор и его учитель |
||
1 |
Куда пошёл отец, чтобы узнать, что его сыну будет полезней всего? |
В церковь |
2 |
С каким условием воровской мастер взялся обучать сына? |
Придёшь через год, если сына узнаешь, то платы за учебу не возьму, а не узнаешь, заплатишь 200 талеров. |
3 |
Кто подсказал отцу, как узнать сына? |
Маленький человечек |
4 |
Кем был сын, когда отец за ним пришёл? |
Причкой |
5 |
В кого превратился сын по дороге домой, а отец его продал. |
В борзую — собаку |
6 |
В кого превратился сын, чтобы отец отвёл его на Ярмарку. |
В коня |
7 |
Что забыл сделать отец, чтобы сын снова стал человеком? |
Снять уздечку с коня перед продажей |
8 |
В кого превращались воровской мастер и его ученик? |
Воробей – воробей, рыба – рыба, петух – лиса. |
Бременские уличные музыканты |
||
1 |
Почему хозяева хотели избавиться от животных? |
Животные стали старыми и не могли служить хозяевам, как прежде |
2 |
Кто решил стать бременскими музыкантами? |
Осёл, собака, кот, петух |
3 |
Что подумали разбойники, увидев и услышав Осла, собаку, кота и петуха? |
Что это привидение |
4 |
Что сказал разбойник, ходивший на разведку, своим товарищам? |
В доме ведьма, у двери человек с ножом, у двери чудище, на крыше судья кричит: «Держи вора!» |
Мальчик с пальчик |
||
1 |
Как мальчик управлял лошадью? |
Сидел в ухе и говорил, куда ехать |
2 |
Куда сел мальчик , когда его купил незнакомец? |
На поля шляпы |
3 |
Где спрятался мальчик от людей, его купивших у отца? |
В мышиной норке, потом перебрался в раковину улитки |
4 |
Как помешал мальчик ворам ограбить пастора? |
Он громко кричал, и проснулась кухарка. |
5 |
В брюхе у кого побывал мальчик? |
У коровы, у волка |
6 |
Как попал мальчик домой? |
Он отправил волка к дому отца, когда сидел у него в брюхе. |
Король-лягушонок или Железный Генрих |
||
1 |
Какая была любимая игра у младшей дочери короля? |
Подбрасывать вверх и ловить золотой мячик около студёного колодца |
2 |
Что просил лягушонок за мяч? |
Стать товарищем королевны, есть, пить и спать вместе с ней. |
3 |
Что сказал король дочери, когда узнал историю про лягушонка? |
Ты должна выполнять свои обещания |
4 |
Что сделала королевна, чтобы лягушонок стал человеком-королевичем? |
Ударила лягушонка изо всех сил о стену |
5 |
Ехал королевич с королевной и своим другом Генрихом в карете и услышал сильных треск. Что это было? |
Это трескались обручи, которыми верный друг Генрих велел оковать своё сердце, чтоб оно не разорвалось от горя, когда король превратился в лягушку |
Дружба кошки и мышки |
||
1 |
Что купили к зиме Кошка и Мышка? |
Горшочек жира |
2 |
Что говорила Кошка Мышке, когда шла полакомиться жиром? |
Я иду на крестины малыша к двоюродной сестре |
3 |
О чём спрашивала Мышка Кошку, когда та возвращалась домой? |
Как назвали детёныша? |
4 |
Какие имена придумывала Кошка? |
Початочек, Серёдочка, Последышек, |
5 |
Как закончилась сказка? |
Кошка съела мышь зимой, когда та догадалась об обмане Кошки и сказала ей об этом. |
Волшебный горшочек |
||
1 |
Кто дал девочке волшебный горшочек? |
Старушка |
2 |
Почему старушка дала девочке горшочек? |
Девочка угостила её ягодами |
3 |
Какие слова надо было говорить горшочку? |
Раз, 2, 3, горшочек, вари! Раз, 2, 3, больше не вари! |
4 |
Что надо было делать тем, кто хотел из деревни попасть в город? |
Проедать дорогу в каше |
Спящая красавица |
||
1 |
Кто предсказал королевне рождение дочери? |
Лягушка |
2 |
Сколько ворожей пришли на праздник? |
13 |
3 |
Что сказала ворожея, которую на пир не пригласили? |
Когда королевне исполнится 15 лет, она уколется веретеном и умрёт |
4 |
Что сказала последняя ворожея? |
Это будет сон на сто лет |
5 |
Что произошло в королевстве, когда королевна уснула? |
Все заснули |
6 |
Что выросло вокруг замка? |
Шиповник |
7 |
Как королевич попал в замок? |
Шиповник сам расступился перед ним, т. к. прошло 100 лет |
8 |
Как расколдовал королевич девушку? |
Поцелуем |
Одноглазка, двухглазкаи трёглазка |
||
1 |
Кого не любили мать и сёстры и почему? |
Двухглазку, так как она была похожа на людей |
2 |
Отчего плакала двухглазка, когда пасла козу? |
От голода |
3 |
Что надо было сказать козочке, чтобы появился стол с едой? |
Козочка, ме-ме, столик, ко мне. Козочка, давай, столик накрывай. |
4 |
Что сделала мать, узнав секрет двухглазки? |
Зарезала козу |
5 |
Что появилось у порога, когда двухглазка закопала внутренности козы? |
Чудесное дерево с серебряными листьями и золотыми плодами |
6 |
Что просил рыцарь у девушек? |
Ветку с дерева |
7 |
Что стало с одноглазкой и трёглазкой? |
Они стали нищенками. Но потом встретились с сетрой, и она их простила и приютила |
Рапунцель |
||
1 |
Кто назвал девочку Рапунцель и почему? |
Колдунья, так как отец девочки воровал для своей жены рапунцель из сада колдуньи |
2 |
Как взбиралась колдунья на башню без дверей и лестниц? |
По волосам Рапунцель. |
3 |
Что кричала колдунья Рапунцель, когда хотела подняться в башню? |
Рапунцель, Рапунцель,проснись, Спусти свои косоньки вниз |
4 |
Как Рапунцель собиралась спуститься с башни? |
Королевич должен был приносить ей каждый раз кусок шёлка, чтобы Рапунцель сплела себе лесенку |
5 |
Как старуха узнала о королевиче? |
Рапунцель спросила: Почему тебя тащить тяжелее, чем молодого королевича? |
6 |
Что сделал королевич от горя, когда узнал, что колдунья прогнала Рапунцель? |
Выпрыгнул из башни и выколол глаза о шипы кустарника |
7 |
Почему королевич опять прозрел? |
Он встретил Рапунцель и 2 её слезинки упали ему на глаза |
Соломинка, уголёк и боб |
||
1 |
Кто предложил способ переправиться через ручей? |
Соломинка |
2 |
Почему уголёк остановился? |
Услышал шум воды и испугался |
3 |
Почему лопнул боб? |
От смеха |
4 |
Какого цвета были нитки у портного? |
Чёрные |
Гензель и Гретель |
||
1 |
Как звали детей, которые нашли съедобный домик в лесу? |
Гензель – брат, Гретель — сестра |
2 |
Почему мачеха хотела бросить детей в лесу? |
Дома нечего было есть. |
3 |
Как 1 раз дети нашли дорогу домой? |
Гензель разбрасывал по дороге белые камушки. |
4 |
Почему не удалось найди дорогу домой во 2 раз? |
Хлебные крошки съели птицы |
5 |
Из чего был съедобный домик в лесу? |
Дом из хлеба, крыша из пряников, стёкла из прозрачного леденца |
6 |
Как обманывал Гензельл колдунью, сидя в хлеву? |
Протягивал ей косточку вместо пальцев. |
7 |
Как спаслись дети от колдуньи? |
Гензель толкнула её в печь, и колдунья сгорела |
8 |
Кто помог детям переправиться через большое озеро к дому? |
Белая уточка |
9 |
Что принесли дети домой? |
Драгоценный камни и жемчуг |
Храбрый портняжка |
||
1 |
Что купил портной у крестьянки? |
Варенье |
2 |
Что написал на поясе? |
Побил семерых одним махом |
3 |
Как портной обманул великана |
1) Вместо камня сжал кусок сыра так, что полилась вода 2) Вместо камня бросил птицу, и она не вернулась 3) Нёс ветви дерева, а великан — ствол |
4 |
Как портной одолел двух великанов? |
Кидал с дерева в спящих великанов камушки, они проснулись, стали драться и убили друг друга |
5 |
Кого поймал портной по приказу короля? |
Единорога и свирепого вепря |
О рыбаке и его жене |
||
1 |
Какую рыбу поймал рыбак? |
Рыбу — камбалу |
2 |
Кем была волшебная рыба? |
Очарованным принцем |
3 |
Что просила жена рыбака? |
1) Избу 2) Замок 3) Стать королевой 4) Стать императрицей 5) Стать папой Римским 6) Стать богом |
4 |
Какие слова говорил рыбак, когда звал рыбу? |
Человечек Тимпе-Те Рыба-камбала в воде, Ильзебиль, моя жена, Против воли шлёт меня. |
4 тур. Угадай героя сказки:
1. Жил в одном немецком городе портной; целый день сидел он у окошка и шил. Куртки шил, жилетки, штаны…А потом случилось так, что пришлось ему побороться с великаном, потом с разбойниками и, наконец, с единорогом. Всех одолел не силой, а хитростью… Кто Это? Как его зовут? (Ганс из сказки «Храбрый Портной».)
2. Когда рабочие выпустили всю воду из пруда, то увидели на дне страшного человека. Кожа его была цвета ржавого железа, ногти – как у дикого зверя, а волосы с головы и бороды спускались до колен… Кто это? (Железный Ганс из одноименной сказки.)
3.Узнайте, что за страшилище: «Шерсть дыбом, рог один, но огромный и острый, как меч…» (Однорог.)
4. Она старалась во всем угождать старухе и всякий раз так сильно взбивала перину, что перья взлетали кругом. (Падчерица из сказки «Госпожа Метелица».)
5. Обе они были добрые, скромные и послушные. Одна – беленькая, а другая – темненькая. Одна из них любила бегать по лугам и полянам, собирала цветы, а другая сидела дома возле матери, помогала ей по хозяйству или читала ей вслух…(Беляночка и Розочка из сказки «Беляночка и Розочка».)
6. Домик был вкусный, сладкий, а хозяйка его…Кто? Из какой сказки? (Ведьма из сказки «Пряничный домик».)
5 тур «Кто и кому так говорит?»
-
«Ты испытания не выдержал, и оставаться тебе здесь нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то кликнешь меня…» (Железный Ганс – мальчику.)
-
«Тебя проводят, куда тебе нужно, но ты должна вернуться сюда, принести нож и поскоблить столб, когда ты поскоблишь железо и освободишь меня, я женюсь на тебе». (Железный дровосек – королевской дочери.)
-
«Не плачь, милая матушка, я пойду и разыщу своих братьев». (Девушка – королевне из сказки «Двенадцать братьев».)
-
«Ты прекрасна, ты бела и за то тебе хвала. Но Снегурочка белее, и румяней, и милее». (Зеркальце – королеве – мачехе.)
Жюри, подведите, пожалуйста, итоги!
А мы споем «Песню друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».
Песня друзей (слова Ю.Энтина, музыка Г. Гладкова).
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
Нам любые дороги дороги.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Мы свое призванье не забудем:
Смех и радость мы приносим людям.
Нам дворцов заманчивые своды
Не заменят никогда свободы.
Не заменят никогда свободы.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Наш ковер – цветочная поляна,
Наши стены – сосны великаны,
Наша крыша – небо голубое,
Наше счастье – жить такой судьбою.
Наше счастье – жить такой судьбою.
Ла-ла-ла-ла-ла-ла!
Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла! Ей-ей-ей-ей-ей!
Подведение итогов. Награждение победителей.
Разработала:
Шафикова Светлана Петровна,
учитель немецкого языка,
МБОУ «СОШ №9»
2014 г.
Внеклассная работа по немецкому языку «В гостях у сказок братьев Гримм» ( 2 класс)
На начальном и среднем этапе обучения немецкому языку происходит формирование коммуникативной, языковой и общекультурной компетенций в процессе знакомства детей с немецкой детской литературой, фольклором, музыкой.
Задачи:
Цели:
— знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм;
— помощь ребёнку в формировании мировоззрения при анализе поступков сказочных персонажей;
— развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных
— привитие любви к такому жанру народного творчества, как сказка;
— воспитывать у детей доброту, сочувствие к чужой беде;
1 Вступительное слово учителя.
Когда мы берем в руки тоненькие книжки с картинками, такие как «Бременские музыканты», «Храбрый портняжка» или «Госпожа Метелица», то не очень-то задумываемся над тем, кто такие братья Гримм. Не все знают, как их зовут, наверняка не задумываются над тем, сами сочинили двое братьев сказки или записали от кого-то услышанное, но, так или иначе, сказки братьев Гримм известны почти каждому человеку.
Нашей целью сегодня будет знакомство с жизнью и творчеством братьев Гримм.
Дорогой доброй сказки идём мы без опаски
И дружно говорим: «Идём мы к братьям Гримм!»
И встретят нас герои: красавицы и тролли,
Лягушка и горшок, и боб, и уголёк.
И музыкантов Бремена узнаем мы уверенно,
И Розочку с Беляночкой на сказочной поляночке.
И снова повторим: «Пришли мы к братьям Гримм!»
2. Рассказ о жизни и творчестве братьев Гримм.
1 рассказчик В некотором царстве-государстве, в графстве Ханау земли Гессен, что в сердце Германии, жила-была семья городского судьи Гримм. Сыновей у него было, что пальцев на руке, да ещё их маленькая сестрица Шарлотта. Старшие дети Якоб и Вельгельм были неразлучными друзьями. Любили они послушать сказки и истории, которые рассказывала матушка, служанки или гости, приходившие к ним.
2 рассказчик Когда Якобу исполнилось 6 лет, семья перебралась на родину отца в тихий уютный Тайнау.В старом доме, где поселились Гриммы, где, по рассказам взрослых, по ночам бродил призрак. После таких историй мальчикам чудились в саду маленькие человечки, а по их дому бродил таинственный призрак.
3 рассказчик Сказка детства кончилась, когда умер отец и 11летний Якоб стал главой семьи. Тётя мальчиков помогла получить им блестящее образование. Перед двумя серьёзными мальчиками из провинции распахнулся весь мир: Париж, Вена, Берлин…Они закончили лицей за четыре года вместо положенных семи лет. Потом изучали юриспруденцию, но юридическая профессия, выбранная по семейной традиции, всё меньше привлекала. Братья подолгу просиживали в библиотеке, перечитывая старинные поэмы и сказания. Они занимались изучением языка и печатать научные работы, книги.
1 рассказчик Но самым любимым делом братьев были сбор и пересказ сказок. Работали они всегда вместе и работы свои подписывали – сказки братьев Гримм. «Детские и семейные сказки» — их первый том был подарком к рождеству 1812 года. Затем было ещё несколько томов. Но сами они их не сочиняли, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки.
2 рассказчик 10 лет собирали свои сказки немецкие учёные. Эти сказки переведены примерно на 100 языков мира. По мотивам сказок созданы мультфильмы и детские фильмы, их разыгрывают в театрах.
3. Музыкальная пауза (физическая разминка)
Мы прослушали о жизни и творчестве братьев Гримм, а теперь немного разомнёмся и потанцуем.
4 Что это за сказка?
А теперь,ребята, давайте отгадаем сказки братьев Гримм по началу сказки, а правильный ответ вы увидите на экране.(слайды на экране с картинками из сказок)
Однажды, летним утром сидел человек у окна на своем столе для шитья. Ему было весело, и он шил изо всех сил. (Храбрый портняжка)
Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая, работящая, другая – уродливая и ленивая. (Госпожа Метелица)
Был у одного хозяина осёл, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе так непригоден, как раньше. (Бременские музыканты)
Жила-была в деревне бедная старуха. Собрала она раз миску бобов и хотела было их сварить. (Соломинка, уголёк и боб)
Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, не взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех любила ее бабушка и готова была ей все отдать. Подарила она ей однажды… (Красная шапочка)
Жил когда-то на свете крестьянин-бедняк. Сидел он раз вечером у печки и разгребал жар, а жена сидела и пряла. Вот и говорит он жене: «Как жаль, что у нас нет детей. Уж так у нас тихо, а в других домах, погляди, как шумно да весело. (Мальчик-с-пальчик)
Жил был человек. Было у него 3 сына. Звали младшего ДУРНЕМ; его презирали, смеялись над ним и всегда обижали. Собрался раз старший идти в лес – дрова рубить, и дала ему мать в дорогу вкусный сдобный пирог и бутылку вина, чтоб не знал ни голода, ни жажды. (Золотой гусь)
5 Из какой сказки эти строки:
«Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла» («Волк и семеро козлят»).
«Моей женой будет только та, на чью ногу придётся эта туфелька» («Золушка»).
«Как увидел король, что дочка его только одно и знает, что над людьми насмехаться, разгневался и поклялся, что она выйдет замуж за первого встречного нищего» («Король – дроздовик»)
«Королевна на 15-ом году должна уколоться о веретено и от этого помереть» («спящая красавица»).
«Горшочек, вари!» — и сварится в нём вкусная, сладкая каша» («Горшок каши»).
6 Выставка рисунков (проверка домашнего задания)
Дома, ребята, вы должны были прочитать сказки братьев Гримм и выбрать самый интересный момент сказки, нарисовать его и прочитать нам.
1 Семеро храбрецов
2 Беляночка и Розочка
3 Ленивая пряха
4 Гензель и Гретель
5 Три пряхи
6 Умная Эльза
7 Ундина
7 Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов»
(если останется время)
8 Чей это предмет?
Рассмотри рисунки и вспомни, в каких из перечисленных ниже сказок встречаются изображённые предметы.
(Белоснежка и семь гномов. Ганзель и Гретель. Госпожа Метелица. Золотой гусь.Золушка. Король—дроздовик. Спящая красавица. Шесть лебедей.)
презентация
PPTX / 1.95 Мб
Турнир знатоков сказок
Ведущий: Сказки любят все дети во всём мире. Сказки бывают разные: народные и авторские, в стихах и прозе, волшебные и бытовые. Ребята, какие сказки вы знаете? (ответы детей) Самые первые сказки придумывал народ, они передавались из уст в уста, из одной семьи в другую. Потом появились люди, которые эти сказки собирали, обрабатывали, записывали и печатали.
В нашей стране известный собиратель русских сказок Александр Николаевич Афанасьев, во Франции – Шарль Перро, в Германии – братья Гримм.
И сегодня мы отправляемся в гости к братьям Гримм. Ребята, какие сказки братьев Гримм вы знаете? (ответы детей) Самые известные сказки: «Красная Шапочка», «Золушка», «Бременские музыканты», «Мальчик-с-пальчик», «Король Дрозд», «Золотой гусь».
Давайте, ребята, познакомимся с биографией братьев – сказочников.
230 лет назад в семье юриста Филиппа-Вильгельма и домохозяйки Доротеи Гримм один за другим родились два сына: Якоб и Вильгельм. После них появились на свет ещё три брата и сестра, и хотя они их очень любили, но больше всего времени они проводили друг с другом. Всю жизнь с самого детства они были неразлучны.
Семья Гримм была дружная и веселая, жили они радостно и счастливо. Но счастье продлилось недолго. Когда старшему сыну Якобу исполнилось 10 лет, умер отец и мать осталась одна с шестью детьми. Чтобы облегчить свою участь и дать достойное образование своим детям, Доротея отправила Якоба и Вильгельма к своей богатой сестре в город Кассель. Там братья закончили сначала гимназию, а потом университет. Учились они с удовольствием, и были очень способными.
В конце учёбы в университете на глаза братьев Гримм попалась старинная книга с немецкими народными песнями. Но она была написана на таком древнем языке, что не все слова были понятны. И тогда Якоб с Вильгельмом решили перевести эти песни на современный немецкий язык. Это так их увлекло, что они стали собирать, переводить и обрабатывать старинные немецкие песни, легенды и сказки.
Они много путешествовали по стране, общались со стариками, слушали и записывали их сказки. И так много братья Гримм собрали разных сказок, что в 1812 году напечатали книгу «Детские и семейные сказки». Она пользовалась очень большим неожиданным успехом, её читали и богачи, и бедняки, и взрослые и дети. А потом вышел в свет второй том сказок братьев Гримм. И так они всем полюбились, что их стали переводить на другие языки, и разошлись сказки братьев Грим по всему свету.
В родном городе Ханау благодарные жители установили неразлучным братьям бронзовый памятник. Якоб сидит в кресле, в его руке – перо, а рядом с ним стоит Вильгельм. Жители города верят, что по ночам братья сходят со своего пьедестала и тихо, незаметно бродят по улицам, подходят к окнам домов и слушают, как читают и размазывают их сказки.
Очень многие художники с удовольствием иллюстрировали сказки братьев Гримм. Давайте мы их посмотрим.
Ведущий: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игры по сказкам Гримм.
Викторина
1. Как звали девушку, которая потеряла золотую туфельку? (Золушка)
2. В какой сказке герои вели такой разговор:
«- Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши?
– Чтобы лучше слышать тебя!»
(«Красная шапочка»)
3. Как звали мальчика, который пахал поле, сидя в ухе лошади? (Мальчик-с-пальчик»)
4. Перечислите животных из сказки «Бременские музыканты. (осёл, петух, кот и собака)
5. Как звали девочку, которая дружила с гномами? (Белоснежка)
6. Чем укололась принцесса в сказке «Шиповничек»? (веретеном)
Игра «Золушки»
Соревнуются в парах. В тарелке насыпаны макароны и фасоль. По сигналу ведущего участники начинают выбирать: один – фасоль, другой – макароны. Побеждает тот, кто выберет быстрее или больше.
Игра «В гостях у Красной Шапочки»
Участники делятся на две команды. Задача участников перенести «пирожки» из одной корзинки в другую. Побеждает та команда, которая справиться с заданием первой.
Игра «Художники»
Всем участникам раздаются иллюстрации к сказкам Братьев Гримм. Их задача как можно красивее их раскрасить.
Ведущий: А пока вы раскрашиваете иллюстрации, я прочитаю вам сказку братьев Гримм «Умная Эльза».
Ведущий читает сказку, обсуждает её с детьми.
Ведущий: Ребята, сегодня мы познакомились со сказочниками братьями Гримм. Они собрали много разных интересных сказок, таких как «Три перышка», «Рапунцель», «Звездные талеры», «Ханс – счастливчик» и другие. Мы надеемся, что вы прочитаете эти сказки.
Автор сценария учитель начальных классов
средней школы № 1г. Балашиха
Никанорова Лариса Петровна
Игра по станциям для учащихся 2 классов
«Путешествие по сказкам братьев Гримм», посвященная 200-летию со дня выхода в свет
книги братьев Гримм «Семейные и детские сказки»
Цель: — пробудить интерес к творчеству братьев Гримм;
— расширить представления о сказках;
— повышать интерес детей к детской литературе.
Оборудование: — 4 помещения ( по количеству станций);
— две интерактивные доски (mimio);
— маршрутный лист для каждой команды;
Предварительная работа:
Для активного участия учащихся в предметной неделе, приуроченной к неделе детской и юношеской книги, детям заранее дается задание:
-прочитать сказки братьев Гримм «Заяц и еж», «Бременские музыканты», «Госпожа Метелица, « Семеро храбрецов», «Король Дроздобород».
Организация игры:
Игра начинается с организационной линейки, на которой команды получают маршрутные листы. После прохождения станции команда проставляет количество полученных баллов на «Экране участия». Руководитель станции также отмечает самого активного участника на своей станции, 2-3 человека /эти данные заносятся в маршрутный лист. Время пребывания на каждой станции ограничено, команды передвигаются по звуковому сигналу.
Экран участия в игре по станциям
«Путешествие по сказкам братьев Гримм»
Станция «Волшебный сундучок»самый активный игрок 2-3 чел. |
Станция «Умники и умницы» »самый активный игрок 2-3 чел. |
Станция «Музыкальная самый активный игрок 2-3 чел. |
Станция «Театральная»самый активный игрок 2-3 чел. |
Количество творчески работ |
|
2 –А |
|||||
2 –Б |
|||||
2-В |
|||||
2-Г |
|||||
Итог |
На линейке дети получают задание на предметную неделю:
— объявляется конкурс иллюстраций к сказкам братьев Гримм.
Требования к работе:
— формат А – 3
— оригинальность работы
— непосредственное участие ребенка
1. Станция «Волшебный сундучок» Слайд 1
На этой станции команде предлагаются разные предметы, принадлежащие героям сказок
Правильные ответы оцениваются в два балла:
— назвать героя, которому принадлежит предмет – 1 балл;
— назвать сказку – 1 балл.
Слайд 2 (капуста и брюква) капуста – заяц
Брюква – еж
Сказка «Заяц и еж»
Слайд 3 (веретено – трудолюбивая девушка)
«Госпожа Метелица»
Слайд 4 горшок – королевна
«Король Дроздобород»
Слайд 5 копье – храбрецы
«Семеро храбрецов»
Слайд 6 лютня – осел
литавры – собака
«Бременские музыканты»
Количество полученных баллов заносится в маршрутный лист.
Дополнительные вопросы: ( по 1 баллу)
1. В какой сказке петушок приветствовал главную героиню запевом: «Ку-ка-ре-ку, девушка пришла! // Много золота в дом принесла!» («Госпожа Метелица».)
2. В какой сказке принцесса любила давать женихам стихотворные прозвища: «Журавлины долги ноги, не найдут пути-дороги»; «Белый как смерть, тощий как жердь!»; «Краснокожий, на рака похожий»? («Король Дроздобород».)
3. Персонажи, какой сказки, имея одно оружие на всех, тем не менее, испугались шмеля, стукнулись лбом о грабли и приняли зайца за невиданное чудовище? (Семь храбрецов из одноименной сказки.)
4.Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами
(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)
Дополнительные баллы также заносятся в маршрутный лист.
2. Станция «Угадайка» слайд 1
(каждый слайд оценивается 1-3 балла)
Слайд 2
— Герои какой сказки изображены на рисунке ? («Заяц и еж) шторка
— Прочитайте пословицу. (Хорошо смеется тот, кто смеется последний.)
— Подходит ли эта пословица к сказке ? Почему? (Заяц смеялся над короткими ногами ежа, а еж его перехитрил.)
Слайд 3
— Герои какого произведения пришли к вам в гости ? (Бременские музыканты»)
— Какого героя не хватает на рисунке? (Петуха) звук
— Подходит ли к этой сказке пословица «У страха глаза велики»? (Да , потому что разбойникам почудилось то, чего не было.)
Слайд 4
— Из какого произведения эти герои? ( «Семеро храбрецов»)
—« А чтобы люди не стали над ними насмехаться , они дали друг другу клятву до тех пор молчать об этом происшествии, пока кто-нибудь не проговориться случайно».
— Какую тайну собирались хранить храбрецы? (Шли они как-то лугом. Вдруг поблизости за кустом пролетел с жужжаньем шершень. Шульц до того напугался, что чуть не выронил копье. Пролетел тут мимо семерых храбрецов шмель. Пролетел он и зажужжал: “Ж-ж-ж!”Храбрый Шульц очень испугался. Чуть копье не выронил.
— Ох! — говорит он товарищам. — Слышите, слышите? В барабаны бьют! А Якли говорит:
— Ах-ах! Порохом пахнет. Сейчас из пушки стрелять будут.
Тогда Шульц совсем испугался, бросил копье и побежал. Побежал и нечаянно наступил на зубья граблей, которые лежали на траве. Грабли подскочили и стукнули его по лбу.- Ай, ай! — закричал храбрый Шульц. — Сдаюсь, берите меня в плен!
А Якли, Марли, Ергли, Михель, Ганс и Вейтли бросили копье и закричали:
— Если ты сдаешься, так и мы сдаемся! Берите всех в плен!
Кричали, кричали, а потом видят — некому их в плен брать: одни они на лугу.
— Вот что, — говорит Шульц. — Не надо об этом случае рассказывать. А то над нами смеяться будут
Так они и порешили молчать до тех пор, пока кто-нибудь из них случайно не проболтается.
Слайд 5
— Героиня какой сказки изображена на картинке? («Госпожа Метелица»)
— Какая это девушка, ленивая или трудолюбивая?
— Почему вы так решили?
— Как называется сказка русского писателя, написанная по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица»? (В.И.Одоевский «Мороз Иванович»)
— Как называется русская народная сказка с одноименным содержанием?
(«Морозко»)
Слайд 6
— Герои какого произведения изображены на рисунке? («Король Дроздобород»)
— За кого решил выдать свою дочь король? ( за первого встречного нищего)
— Почему королевна не могла выбрать себе жениха?
3. Станция «Умники и умницы»
Участники игры должны ответить на вопросы по содержанию сказок. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)
2. Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)
3. Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)
4. На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает.)
5. Героиня этой сказки отвергла всех женихов, насмехаясь над ними, давая им обидные прозвища. (Королевна «Король Дроздобород«).
6. Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали их из леса (Осёл, пёс, кот, петух «Бременские музыканты»).
7. Зачем семеро братьев пошли по белу свету? (приключений поискать, побродить, большими подвигами прославиться)
8. Какое оружие они взяли с собой? ( копье)
9.Чем закончилось их путешествие? ( они все утонули)
10. В какой сказке от упорного взбивания перины на земле шел снег? («Госпожа Метелица».)
11.Почему осел, кот, собака и петух оказались на улице? (Хозяева хотели избавиться от них, так как они были старые)
12.Куда они направились и кем хотели стать? ( в город Бремен, чтобы стать музыкантами)
13.Как звери испугали разбойников? (Осел поднялся на задние ноги, передними в окошко уперся, собака залезла к нему на спину, кот запрыгнул на собаку, а петух сел коту на голову, И начали они все вместе горло драть: осел закричал, кот замяукал, собака загавкала, петух закукарекал, Да не удержались и завалились через окно прям в комнату, где сидели разбойники.)
14.В какой сказке одна из героинь за свою лень была измазана черной смолой? (В сказке «Госпожа Метелица».)
15.Какие испытания выпали на долю королевне? ( плести корзинки, прясти пряжу, продавать глиняную посуду)
16.Для чего король Дроздобород испытывал королевну? ( Смирить гордость королевны и наказать ее высокомерие)
17.Как одна из сестёр оказалась у госпожи Метелицы? ( хотела достать веретено, которое упало в колодец)
18.Какую работу выполняла девушка? (каждый день взбивала перину)
19.Какую награду она получила? (госпожа осыпала ее золотом)
20.Получила ли награду её сестрица? Почему? (нет, так кА она была ленивая
4. Станция «Знатоки»
Класс делится на 4 мини-команды, каждая из которых садится за отдельный стол. Задача мини-команды расставить пункты плана в нужном порядке, т.е. восстановить последовательность событий в произведении. Работа оценивается по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Максимум 4 балла.
А. Сказка «Семеро храбрецов»
Начало путешествия.
Страшный шмель.
Свирепый заяц.
Путешествие продолжается.
Переправа через болото.
Б. Сказка « Бременские музыканты»
Встреча осла, собаки, кота и петуха.
Поиски ночлега.
Разбойники испугались и убежали из дома.
Звери устроились на ночлег.
Разбойники больше не вернутся.
В. Сказка «Госпожа Метелица»
Две дочери.
Веретено упало в колодец.
Дорога к дому старухи.
Благодарность за верную службу.
Домой вернулась грязнуля.
Г. Сказка «Король Дроздобород»
Королевне не нравятся женихи.
Королевна обвенчана с нищим.
Нелегкая жизнь.
Работа судомойкой.
Свадьба с королем Дроздобородом.
Дополнительные вопросы, если останется время: ( за каждый правильный ответ 1 балл).
— Узнай сказку.
«Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая — уродливая и ленивая». («Госпожа Метелица».)
«Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не так пригоден, как прежде». («Бременские музыканты».)
«Когда солнце стало опускаться за холмами, королевна и нищий музыкант подошли к стенам большого богатого города. Над золотыми тяжелыми воротами возвышалась круглая башня…» («Король Дроздобород
«Какие четверо друзей не побоялись дважды сразиться с разбойниками и даже выгнали тех из леса, хотя сами были вовсе не воинственными, а занимались очень мирными делами
(Осёл, кот, пёс и петух из сказки «Бременские музыканты».)
«Однажды я сидела на рынке и торговала глиняными чашками и плошками. Вдруг какой-то пьяный гусар промчался на коне прямо по горшкам и все растоптал.
( Сказка «Король Дроздобород».)
Итог игры : подсчитывается общее количество баллов, полученное командами во время игры. Выявляются команды победители.
Маршрутный лист 2-А класса
№ |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
Угадайка |
|
2 |
Волшебный сундучок |
|
3 |
Умники и умницы |
|
4 |
Знатоки |
Маршрутный лист 2-Б класса
№ |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
Волшебный сундучок |
|
2 |
Умники и умницы |
|
3 |
Знатоки |
|
4 |
Угадайка |
Маршрутный лист 2 – В класса
№ |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
Умники и умницы |
|
2 |
Знатоки |
|
3 |
Угадайка |
|
4 |
Волшебный сундучок |
Маршрутный лист 2 – Г класса
№ |
Название станции |
Количество баллов |
1 |
Знатоки |
|
2 |
Угадайка |
|
3 |
Волшебный сундучок |
|
4 |
Умники и умницы |
13
Тема: «Братья Гримм – хранители немецких народных сказок»
Цель: Познакомить с биографией немецких учёных-филологов, собирателей немецких народных сказок Якоба и Вильгельма Гримм.
Задачи:
1. Заинтересовать читателей сказками «Заяц и ёж», «Горшок каши».
2. Развивать внимание, память, через прослушивание музыки и отрывка из сказки, воображение через работу с загадкой, связную речь через ответы с помощью опорных слов.
3. Прививать положительные качества личности: вежливость, желание помочь в трудную минуту.
Оборудование: портреты Братьев Гримм, аудиозапись группы «Братья Гримм»
(«Ресницы») , листочки с вопросами для каждого ученика, аудиозапись сказки «Заяц и ёж», сборники сказок Братьев Гримм для выставки, плакат с опорными словами.
Ход занятия
I. Вступительная часть
Звучит отрывок из популярной песни группы «Братья Гримм» — «Ресницы».
— Как называется группа исполнителей этой песни? (Братья Гримм)
— Что вы знаете об этой группе? (исполнители родные братья)
II. Основная часть
Давным-давно в Германии в одной большой семье тоже жили братья. Братьев было, что пальцев на руке, да ещё маленькая сестрица.
— Сколько братьев было в семье? (пять)
— Сколько сестёр было в семье? (одна)
Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство.
Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма. Сегодня Якобу было бы 225 лет, а его брату 224 года.
Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау. Чудес здесь было предостаточно. Чего стоил один старый дом, где поселились Гриммы и где, по рассказам взрослых, глухими ночами бродил призрак. А были ещё — городская стена, около которой били два ключа и куда, по словам тех же взрослых, аисты приносили детей, там же был и огромный «пчелиный» сад.
Когда старшему Якобу исполнилось 11 лет, дети семейства Гримм осиротели. Умер отец, а несчастная матушка не знала, как дальше одной воспитывать шестерых детей.
Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков — тяжело, но они старались получить как можно больше знаний.
Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец.
(Юрист – профессия человека, который очень хорошо знает все законы, строго следит, что бы эти законы исполнялись.)
Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать. Одна за другой сменялись должности: секретарь военной миссии, дипломат.
Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое — занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроил на другую работу.
Отгадайте загадку и узнаете, где стал работать Якоб.
Снаружи смотришь:
Дом, как дом,
Но нет жильцов.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай?***
Там книги берут, читают,
А потом обратно возвращают.
(библиотека)
Он стал работать библиотекарем.
Более того, он привлёк к своему любимому делу брата Вильгельма, который тоже закончил университет. Но Вильгельм очень часто болел и нуждался в заботе.
Их называли «Старик и малыш». Ведь старший был рассудительным, серьёзным, ответственным человеком, а младший мягким, спокойным, романтичным.
Братья Гримм жили вместе и стали вместе работать.
Однажды им пришла в голову идея. «А не заняться ли нам собиранием народных сказок?»- подумали они. И поехали братья по всем уголкам своей страны Германии, разыскивая и записывая немецкие сказки.
Много сказок собрали и записали братья Гримм. Но что сними делать? Сказка спит, если её не читают. Проснётся и зазвучит она только тогда, когда её начнут читать люди. Чем больше людей прочитают сказку, тем дольше она будет жить.
Все собранные сказки братья Гримм поместили в сборник «Детские и семейные сказки» – книгу, где собрано и напечатано множество немецких народных сказок.
Благодаря этому первому сборнику, который вышел почти 200 лет назад даже жители России узнали, что хотят нам поведать народные сказки Германии. Уже во времена А. С. Пушкина сказки Братьев Гримм завоевали сердца маленьких читателей.
Эти книги издаются и сейчас. (Выставка книг) По мотивам сказок собранных братьями, созданы мультфильмы, художественные фильмы-сказки, их рассказывают дедушки и бабушки своим внукам.
Сказку «Заяц и ёж» можно послушать в исполнении чтеца, она записана на диск. Только тот, кто внимательно будет слушать, сможет потом ответить на интересные вопросы.
(Послушать отрывок из сказки (до начала забега)
Вопросы к отрывку:
- В какое время года встретились ёж и заяц? (летом)
- Кто из героев сказки был важным, гордым, невоспитанным грубияном? (заяц)
- Почему ёж обиделся на зайца? (Заяц высокомерно смеялся над короткими ногами ежа.)
- На что спорили ёж и заяц? (Кто быстрее бегает)
- У кого из героев сказки длиннее ноги? (У зайца.)
- Кого ёж позвал на помощь? (Ежиху, свою жену)
- Как вы думаете, кто выиграл спор?
Кто выиграл спор, и чем закончилась эта сказка, вы узнаете, когда сами её прочитаете.
III. Итог
А пока давайте вспомним, что вы узнали о людях, которые её когда-то услышали, записали и напечатали в книге?
С помощью слов, написанных на плакате, вспомним некоторые эпизоды из жизни Братьев Гримм.
(Обращаясь к детям с вопросами, привлекая их внимание к опорным словам, библиотекарь помогает самостоятельно рассказать об учёных-собирателях сказок Братьев Гримм)
Опорные слова В Германии |
Вопросы: 1) В какой стране родились и жили Братья Гримм? |
Задание В классе прочитайте сказку Горшок каши. Ответьте на вопросы, подчеркните правильный ответ. (раздать вопросы к сказке на листочках)
Вопросы к сказке «Горшок каши»
1. Где девочка встретила старушку?
— в деревне
— в лесу
— в саду
2. Что получила девочка в подарок от старушки?
— корзинку
— горшок
— шкатулку
3. Что варил горшочек?
— суп
— пельмени
— кашу
4. Какие волшебные слова нужно было произносить?
***
Кукареку, кукареку,
Золотая девочка у всех на виду!***
Девочка зелёная,
Головка золочёная,
Посмотри-ка поскорей,
Кто стоит там у дверей.***
— Раз, два, три. Горшочек вари.
— Раз, два, три больше не вари
5. Какой у каши был вкус?
— кислая
— сладкая
— солёная