Назвать тему рассказа красный цветок

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

В рассказе Гаршина Всеволода Михайловича «Красный цветок» раскрывается и исследуется тема безумие в полной мере. Немного почитав о произведении, можно понять, что оно это частично автобиографично. Отсюда вытекает домыслы о тяжелой жизни поэта, его проблемах и мучениях. Автор подает главного героя как человека имеющего связь с чем-то неземным, более высоким чем человеческим. Его понимают и жалеют звезды. У всех остальных людей будто ограничен кругозор, они не могут и близко понять всего того, что дано его. Но остается непонятным было ли на самом деле это дарованием, или же просто очередным доказательством его безумства.

В психбольнице герой находит свое призвание. Он понимает, что от него зависит жизнь всего человечества. По крайней мере он воспринимает это так. Для него красные маки, которых росло всего то навсего 3 цветка, стали воплощением всего зла, которое только существовало на Земле за весь период ее жизни. Эти невинные цветы напились крови всех павших и пострадавших и хотят возмездия. Для мужчины они представляют самую большую опасность. Единственный способ спасти всех — это пожертвовать собой во благо населения.

В этом моменте автор показывает всю преданность человека, готовность принести себя в жертву. В кое-какой мере это идеал человека. Такие люди всегда существовали в нашем мире. Но он всего лишь безумец кто-то скажет. Это не отменяет того факта, что если бы стал выбор между его жизнью и чужими, он бы без раздумий лишился своей. Именно в таких людях сохраняется вся чистота и доброта. Красный цветок стал для героя неким вызовом. Даже когда он срывал цветки и прятал под рубашкой, ему казалось будто он пускает свои корни, листки в тело больного. Мужчина страдал, но не жаловался и терпел. Он вырвался из смирительной рубашки, разбил руки в кровь, продирался сквозь железные решетки, но выполнил свое задание и умер. На лице его было спокойствие и гордость, ведь он смог победить зло и спасти всех от зловещего красного цветка…

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Анализ рассказа Красный цветок Гаршина

Популярные сегодня темы

  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина сочинение

    Поэма Николая Алексеевича Некрасова, является первым произведением в мировой и русской литературе, где главным народом является русский народ. Точнее, простой русский мужик, у которого: «Цепями руки кручены, железом ноги кованы».

  • История создания поэмы Василий Теркин Твардовского (прототипы и история написани)

    Многие читатели убеждены, что поэма «Василий Теркин» тесно связана только со временем Великой отечественной войны.

  • Где завязка и развязка комедии Ревизор?

    Завязка сюжета в «Ревизоре» берет свое начало с ключевой фразы о том, что едет проверяющий. Исходит она из уст городничего, и обращена ко всем важным персонам. Известие воспринимается как неприятное

  • Главные герои повести Метель Пушкин (+ второстепенные)

    Произведение «Метель» входит в сборник А.С.Пушкина «Повести Белкина». Интересна сюжетная линия повествования. Метель сыграла злую шутку с дочкой помещика, которая была обвенчана в церкви с неизвестным молодым человеком.

  • Сочинение на тему Окружающая среда

    Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния на организм человека. Сейчас, на данном этапе развития человечества, мы не можем избавиться от глобальных проблем

Рассказ Всеволода Михайловича Гаршина повествует о сумасшествии, безумии, как таковом, в чистом виде, о том, как оно может изменить человека и к каким последствиям это приводит.

Сюжет произведения довольно сложен. В сумасшедший дом привозят мужчину (автор не называет его имени) с тяжелым психическим расстройством. С точки зрения психиатрии у главного героя обсессивно-компульсивный синдром, т.е. его преследует навязчивая идея. Данным расстройством страдает не так уж мало жителей планеты. Но обычно это не проявляется, как у героя «Красного цветка», в абсолютном безумии – людей просто считают чудаками, зацикленными на какой-то странной причуде.

У персонажа рассказа красный цветок олицетворяет вселенское зло, которое необходимо уничтожить. Сумасшедший присваивает цветку имя Ариман и противопоставляет его добру или, если хотите, Богу. Безумие героя сконцентрировалось на маке, хотя в больничном саду есть и другие цветы того же цвета. Возможно, мак ассоциируется у героя (или у автора) с наркотиком. Рассказ Гаршина полон символов и аллюзий. Так, например, красный крест на больничном колпаке герой воспринимает, как христианский символ борьбы со злом, а сам сумасшедший дом, где все больные облачены в такие колпаки, как театр военных действий, как поле финальной битвы со злом.

Себя герой ощущает полководцем на этом ристалище, однако, он не чувствует, что у него есть поддержка, поэтому свою миссию он должен выполнить в одиночку. Помутившийся разум подсказывает ему, что, уничтожив красный цветок, он победит вселенское зло и освободит человечество. Герой уверен, что победа лично для него означает физическую смерть и он готов к самопожертвованию.

В процессе повествования с героем происходят изменения, свидетельствующие об усугублении его психического расстройства. Если в начале рассказа в его речи прослеживается хоть какая-то логика, то к финалу безумие берет верх и понять что-либо из его слов становится невозможно.

Второстепенным персонажем в рассказе является врач, также безымянный. Он не пытается как-то облегчить состояние своего пациента, а лишь выслушивает его безумные речи, понимая, что ничем помочь не может. Иногда врач вступает в дискуссию с больным, пытаясь понять логику последнего. Главный герой считает врача проводником зла, поскольку тот не желает отпустить всех пациентов больницы на волю.

Действие в рассказе развивается стремительно. На глазах прогрессирует болезнь героя, он становится все более импульсивным и непредсказуемым. Наконец, наступает финал трагедии, скорее всего закономерный, ведь по-другому просто не могло произойти. Сумасшедший убегает из палаты, вырывается за стены больницы и срывает последний красный цветок мака. Теперь он свободен. Миссия выполнена. Герой умирает с сознанием, что зло побеждено.

Идея рассказа «Красный цветок» заключается в противостоянии человека и вселенского зла. У Гаршина, вернее, у героя его произведения, зло персонифицировано в цветке мака. Объяснить логику сумасшедшего сложно – почему именно красный мак и как он олицетворяет зло. Но если внимательно изучить историю человечества, то найдется немало примеров того, как отдельная личность пыталась бороться со злом, тем или иным образом персонифицируя его. Причем эти люди отнюдь не были безумными, они сознательно шли на смерть ради торжества добра, как им казалось, хотя часто то, что они совершали, оказывалось еще большим злом. Такую жертвенность можно назвать героизмом, иногда фанатизмом, относиться к ней можно по-разному. Но конкретный герой рассказа вызывает сочувствие и восхищение. У автора несомненно, но у многих читателей, по-видимому, тоже.

О
символическом значении красного цветка
в одноименном рассказе Гаршина написано
много. Красный цветок в рассказе — это
воплощение зла, однако нельзя забывать,
что цветок воплощает в себе зло только
в воображении несчастного безумца.
Герой называет цветок – Ариманом,
(Ариман — олицетворение сил зла, божество
тьмы и преисподней, часто отождествляемое
в христианстве с сатаной) принявшим
«скромный и невинный вид». Подвиг –
героический, самоотверженный поступок.
Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол
зло ценой своей жизни, всего себя другим
отдал. Гаршин выразил свое преклонение
перед красотой «самоотвержения и
героизма», перед романтикой подвига.
«Красный цветок» — это гаршинский гимн
«безумству храбрых». В этом заключен
его глубокий философский смысл. Драматизм
действия заменён у Гаршина драматизмом
мысли, вращающейся в заколдованном
кругу «проклятых вопросов», драматизмом
переживаний, которые и являются основным
материалом для Гаршина. Необходимо
отметить глубокую реалистичность
гаршинской манеры. Для его творчества
характерны точность наблюдения и
определённость выражений мысли. У него
мало метафор, сравнений, вместо этого
— простое обозначение предметов и
фактов. Короткая, отточенная фраза, без
придаточных предложений в описаниях.
Широкий охват социальных явлений не
удавался Гаршину. Не большой внешний
мир мог он изображать, а узкое «своё».
И это определяло все особенности его
художественной манеры. Глубоким
пессимизмом проникнуто все его творчество.
Значение Гаршина в том, что он умел остро
чувствовать и художественно воплощать
социальное зло.

51. Творчество Гарди. «Тэсс из рода д’Эрбервиллей»

Харди
— последний из представителей эпохи
королевы Виктории. Первые два романа:
«Отчаянные средства» и «Под деревом
зелёным, или Меллстокский хор», Харди
выпустил анонимно. В 1874 году вышел роман
«Вдали от обезумевшей толпы», сделавший
Харди известным писателем. Всего Харди
издано двадцать пять наименований —
романов, сборников рассказов и
стихотворений. Большинство своих романов
и рассказов посвятил крестьянам. Описывая
трагическую судьбу своих героев, Харди
обнажает социальную основу психологических
конфликтов и выступает против мертвящих
моральных норм викторианской эпохи. Но
обращаясь к противоречиям действительности,
Харди не видит путей к их разрешению.
Действительность подавляет писателя,
чем определяется общий трагический тон
его произведений. Наисильнейшей стороной
творчества Харди является анализ
трагических конфликтов и описание
английского быта. В области языка он
продолжает традиции английских классиков
и целиком принадлежит XIX веку. В «Тэсс
из рода д’Эрбервиллей» честная женщина,
пойдя на преступление за своё счастье,
гибнет на эшафоте. Героиня Гарди наделена
редким очарованием, ее образ особенно
трогает читателя. В радостях и страданиях
женской души, пламенной и самоотверженной,
но легко ранимой, беззащитной перед
грубой силой,. Выразились и его омраченная
печалью восторженность, и переполнявшие
его горечь и негодование. Многие
английские романисты, предшественники
Гарди, писали о падении женщины, делали
горькие наблюдения, будившие совесть,
будоражившие мысль. Однако никто из них
не связал с этой темой столько кричащих
вопросов, не тронул так резко больное
место, не высказал столь жесткого упрека
обществу. Он сознательно назвал Тэсс
«чистой женщиной» и заявил, что говорит
только правду.
Тэсс
– персонаж трагический. Однако ни
страсть, ни волевое устремление, ломающее
препятствия, сталкивающее разноречивые
интересы, не владеют ею. Душевная чистота
– пленительное и безобидное свойство
– вот ее пафос. Она готова страдать,
безропотно переносит все лишения судьбы,
занимается самой тяжелой работой, терпит
насмешки.
Тэсс
из рода д Эрбервиллей — классический
роман о трагедии и утрате. Любовь и
преступление причудливо переплелись
в судьбе юной Тэсс, нищей наследницы
древнею рода, обреченной на роль
содержанки — и готовой переломить эту
судьбу ценой собственной жизни.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: «Философские мотивы в рассказе В.М.Гаршина «Красный цветок»

Выполнил:        Алексеева К., 9Гкл., МОУ СОШ№8

Проверил:        Бурцева Е.В., учитель русского языка и литературы

«Они не видели его. Я увидел. Могу ли я оставить его жить? Лучше смерть…». Это были слова героя Гаршина, героя «Красного цветка», сумасшедшего героя.

Сразу после выхода первого сборника рассказов Гаршина современники почувствовали и поняли, что Гаршин создает разные варианты единого  типического образа. Это образ человека, не способного мирится с «несправедливостью и злом одряхлевшего и развращенного мира». Рисуя духовное прозрение героя, Гаршин заостряет трагизм жизненных ситуаций. Любое происшествие перерастает бытовые рамки и становится в сознании героя Гаршина трагедией всечеловеческого значения. Поражая единичный «цветок зла», гаршинский герой как бы вступает в борьбу со всем злом мира, в каждом конкретном проявлении зла он пытается изобличить всю «невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому рассказ приобретает характер аллегории, романтических символов. И рядом с психологической новеллой у Гаршина появляется в качестве другого излюбленного жанра  аллегорическая сказка. «Красный цветок» несомненно, является шедевром, представляя собой как бы синтез этих двух жанров.

«Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!» – этими словами героического безумца открывается «Красный цветок». В таком начале есть нечто символическое. «Сему сумасшедшему дому» объявлена ревизия (пересмотр чего-нибудь с целью внедрения коренных изменений). Герой отожествляет себя с Петром, великим реформатором устоявшихся порядков. Образ сумасшедшего дома тесно связан с Россией 70-х годов девятнадцатого века. И.С. Тургенев так писал об этом периоде русской жизни: «Новое принималось плохо, старое всякую силу потеряло…весь поколебленный быт ходит ходуном, как трясина болотная…». Герой «Красного цветка» намерен бороться, как многие революционно настроенные люди 70-х годов, он находится во власти великих ожиданий и грядущее обновление представляет себе почти как космический переворот. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте».  Мир нуждается в обновлении — такова идея безумного героя. Он ведет себя как человек, сознающий свою моральную правоту, но находящийся в руках врагов. Он ходит «быстрою, тяжелою и решительной походкою, высоко подняв безумную голову».

Сад представляет собой отдельный мир, в центре которого цветет большая крупная далия, казавшаяся больному как бы палладиумом всего здания (Палладиум- статуя греческой богини Афины Паллады, охранявшая, по верованию древних греков, безопасность города). Но даже в этом идеальном мире, где все цветет и благоухает, находится место злу. Красный цветок растет отдельно от других, на невыполотом месте, так что густая лебеда и какой-то бурьян окружали его. Они словно скрывались от окружающих, и только человек, который находится на высшей ступени духовного развития, способен разглядеть это скрытое зло. Таким человеком является сумасшедший герой. В его сознании красный цветок есть воплощение зла. Когда больные выходили в сад  им давали колпаки с красным крестом на лбу, эти колпаки побывали на войне. Больной придавал особое значение кресту. «Он снял с себя колпак и посмотрел на крест, потом на цветы мака. Цветы были ярче». Это показывает, что такое ужасное событие как война не сравнима со злом этого цветка. Почему герой прятал красные цветы у себя на груди? Идет противопоставление всех грехов, всего зла человечества (первый цветок ассоциируется как прошлое, второй цветок как настоящие, а третий, соответственно, будущее)  и невинной, чистой души, искренне борющейся ради других с всемирным злом. Герой называет цветок – Ариманом, (Ариман – олицетворение сил зла, божество тьмы и преисподней, часто отождествляемое в христианстве с сатаной) принявшим «скромный и невинный вид». И чтобы победить такую силу надо быть не только простым человеком, поэтому герой сравнивает себя с противоположностью Аримана, он бог света и добра, он бог Ормузд, который «живет во всех веках, живет без пространства, везде или нигде». В последней схватке с третьим цветком герой разговаривает со звездами на равных. Он становится еще выше, сравнивая себя с первым борцом человечества, т.е. с Иисусом для него уже не существует земных преград как-то смирительная рубашка или кирпичная ограда. В конце концов, он умирает, но лицо его выражает какое-то горделивое счастье. Свой трофей он унес в могилу. Его миссия окончена и уже не имеет смысла жить на этой земле без цели.

К 1880-ому году Гаршин тяжело заболел психическим расстройством и был помещен в лечебницу для душевнобольных. В.А.Фаусек (профессор зоологии, друг Гаршина) навестил писателя в Харькове: «Он был худ и изнурен, страшно возбужден и взволнован. Общий строй его, тон его разговора, приветствия, которыми он обменивался с больными,- все казалось мне диким, странным, не похожим на прежнего Всеволода Михайловича. Я живо припоминал это позднее, читая «Красный цветок».

Фидлер (переводчик рассказов Гаршина на немецкий язык) вспоминал, что когда поинтересовался, был ли кто прототипом «Красного цветка», Гаршин ответил: «Я сам был объектом моих психиатрических наблюдений. Когда мне было 18 и 25 лет, я страдал расстройством нервной системы, но меня оба раза вылечили. Однажды разыгралась страшная гроза. Мне казалось, что буря снесет весь дом, в котором я тогда жил. И вот, чтобы этому воспрепятствовать, я открыл окно, — моя комната находилась на верхнем этаже, взял палку и приложил ее один конец к крыше, а другой — к своей груди, чтобы мое тело образовало громоотвод и, таким образом, спасло все здание со всеми его обитателями от гибели».

Особенностью болезни было то, что Гаршин помнил все, что происходило с ним во время помутнения рассудка: все слова, которые он произносил, все действия, которые совершал. Тогда в нем одновременно жили как бы два человека-тот, кто совершал безумные поступки, и нормальный человек, который наблюдал за действиями больного. В этом больном состоянии он сохранял все благородные устремления души. Таким образом, в идеях главного героя отразились мысли писателя. Все, что описано в «Красном цветке» выросло из мучений и болезненного состояния самого автора.

Писатель настолько остро воспринимал существующее зло, что обыденные реалии становились в его произведениях символами. Гаршин вкладывал в свои произведения всю страсть своей души, писал «одними своими несчастными нервами», и «каждая буква стоила… капли крови».

Все рассказы есть что-то фантастическое, но при этом заключают в себе глубокий философский смысл. Если провести аналогию рассказов «Красный цветок» и «Attalea princeps» то мы находим схожесть ситуаций, оба произведения носят некий скрытый политический характер. Огромная оранжерея из железа и стекла в рассказе «Attalea princeps» — место, где живут «заключенные» растения. Им душно и тесно в оранжерее, они лишены свободы. И все же смелый порыв пальмы вызывает всеобщее осуждение. На пути к свободе она преодолевает огромные трудности: «Холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали и изуродовали их». Но пальма готова погибнуть во имя достижения заветной цели – свободы. В «Красном цветке» перед нами вновь темница, на сей раз – сумасшедший дом. Привезенный сюда больной ни в ком не находит поддержки. Он одержим одной мыслью, которая неотступно преследует его, мыслью о царящем в мире зле. Ради своей цели он преодолевает все преграды в одиночестве, терпит боль и лишение. Но конец у рассказов одинаков – смерть главного героя. Это отражает ситуацию 70-х годов, когда революционеры ради призрачного счастья готовы были пожертвовать своею жизнью. Они встречали мощное сопротивление со стороны властей. Когда, скажем, в «Attalea princeps»  автор сообщал о прислужниках теплицы как о людях «с ножами и топорами», которые следили за ростом растений, то у читателя – современника в памяти возникали образы других «прислужников», которые рьяно следили за мыслью и поступками людей. И пальму как создающую угрозу для всей оранжереи вырубают, т.е. с ней расправились как с политически не благонадежной. «Красный цветок» более пессимистичен, трагизм заключается в том, что рассказ, прежде всего выражение беззаветной жертвенности в борьбе с общественным злом, а источник болезни усматривается в условиях русской жизни гаршинской поры.

Подвиг – героический, самоотверженный поступок. Сумасшедший совершил подвиг. Он поборол зло ценой своей жизни, всего себя другим отдал. Гаршин выразил свое преклонение перед красотой «самоотвержения и героизма», перед романтикой подвига. «Красный цветок» — это гаршинский гимн «безумству храбрых». В этом заключен его глубокий философский смысл.

Поэт и критик Н.Минский оценил Гаршина как человека, выразившего дух поколения 80-х годов девятнадцатого века: «Мне кажется, что среди писателей каждого поколения существует такая личность центральная, такой герой своего времени, и отличается он от других своих собратьев, помимо талантливости, еще главным образом тем, что литературная деятельность и личная жизнь такого писателя удивительно совпадают между собой, как две стороны одного и того же явления. <…> Жизнь такого писателя кажется одною из созданных поэм, и каждая из его поэм кажется повторением его жизни. Не только страдания и борьба, но и смерть такого писателя кажется не случайной, а необходимой, как последняя сцена хорошо задуманной трагедии…». 19 марта 1888 года, предчувствуя приближение безумия, писатель бросился в пролет лестницы своего дома. Всеволод Михайлович умер в больнице 24 марта. В двух словах Чехов выразил причину гибели Гаршина: «Невыносимая жизнь!».

Список литературы:

1. Г.А.Бялый. Всеволод Гаршин. – М.: «Просвещение», 1969.

2. Г.И.Успенский. Смерть В.М. Гаршина. – М., АН СССР, т. 11, 1952.

                        

рядовой Всеволод Михайлович                                И.Е.Репин

1877г                                                Портрет Гаршина 1884г

«Красный цветок» — один из наиболее известных рассказов В.М. Гаршина. Эта работа наполнена жизненным опытом самого автора, которому однажды диагностировали психическое заболевание. Сюжет разворачивается вокруг одной психиатрической лечебницы, раскрывает проблемы самопожертвования и стремления спасти мир, заботы и милосердия на примере пациентов.

В лечебницу попадает мужчина, которого никак не может успокоить врач. Герой мечется по комнате, плохо спит и регулярно теряет вес. Авто на примере поступков медицинского персонала показывает, что необходимо заботиться даже о тех, кто уже кажется нам безнадежным. Писатель подмечает, что пациент отличается острым умом, образованностью. Также он вполне прекрасно ориентируется в пространстве, то есть создает впечатление абсолютно адекватного и здорового человека. Герой стремится спасти мир и побороть все зло, однако еще не представляет, как можно достичь данную цель. Здесь также раскрывается проблема самопожертвования и готовности «броситься на амбразуру». Уверенность пациента в итоге приводит к тому, что он находит источник зла — красный цветок. Растение стало воплощением ада ровно в тот момент, как пациент подумал, что цветок впитал в себя всю кровь этого мира и из-за этого окрасился в красный.

Первый сорванный цветок мужчина прижимает к груди и отходит в сторону от остальных пациентов. Он счет объект зла ядовитым и приготовился принять удар на себя. Герой срывает цветы затем снова и снова, пока из-за участившихся припадков и появившихся галлюцинаций врач не решается переодеть мужчину в смирительную рубашку. Душевнобольной всю же успешно совершает побег и карабкается вверх по крыше, приползая к последней инстанции зла с окровавленными руками.

Проблема достижения цели также была окончательно раскрыта автором в тот самый момент, когда мужчина гордо улыбнулся, заметив цветок «мертвым». Хотя и с недугом, но пациент смог достичь поставленной задачи.

Таким образом, действия мужчины напрямую подтверждают, что физическая сила зависит от психологического состояния индивида. Автор также отмечает, что каждый может поправить собственное психическое здоровье при своевременном обращении к специалисту. Среди поднятых в тексте проблем наиболее ярко выделяются достижение поставленной цели, самопожертвование и милосердие.

  • Назвать народные сказки которые были созданы на астраханской земле
  • Название сказок зарубежных писателей
  • Названный по имени как пишется
  • Названный отец украинская сказка
  • Названный отец как пишется