Не читающие дети как пишется

Это слово может быть причастием или прилагательным. Причастие обозначает признак по действию:

Не читающий в данный момент человек.

Прилагательное — относительно постоянный признак, который иногда можно заменить синонимичным прилагательным:

Нечитающий человек. (Тот, кому не свойственно читать).

I. Причастие

1. Они пишутся слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов. Но причастие «не читающий» всегда будет иметь при себе пояснительные слова (иначе это слово станет прилагательным) и противопоставления, поэтому будет писаться раздельно.

Не читающий сейчас человек.

II. Прилагательное

Если коротко, то пишется слитно, если слово несет утверждение, и пишется раздельно, если несет отрицание.

Примеры:

Он — нечитающий человек. (Утверждается, что нечитающий).

Он — читающий человек?

Нет, не читающий. (Отрицается, что читающий).

Подробное описание («не» с прилагательными)

Прилагательные пишутся слитно с «не», если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок слова говорит о слитном написании..

2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Пример:

Он — не читающий человек, а ненавистник книг.

3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».

Пример:

Он — отнюдь не читающий человек.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:

  • «совершенно, очень»;
  • «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Он — совсем нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Он — совсем не читающий человек. (Отнюдь не читающий).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:

  • «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
  • «отнюдь»;

Сравните:

Он — и вовсе нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).

Вопреки предположению, он оказался вовсе не читающим человеком. (Отнюдь не читающим).

4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.

Совершенно нечитающий человек.

5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не читающим ли человеком он оказался?

Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:

Ведь он же нечитающий человек?

Доработка и модернизация сайтов

Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

  • Словари
    • Проверка слова
    • Какие бывают словари
    • Аудиословарь «Русский устный»
    • Словари в Сети
  • Библиотека
    • Каталог
    • Читальный зал
    • Гостиная
  • Справка
    • Справочное бюро
    • Задать вопрос
    • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
    • Письмовник
  • Класс
    • Азбучные истины
    • Репетитор онлайн
    • Учебники
    • Олимпиады
    • Видео
    • Полезные ссылки
  • Лента
    • Новости
    • О чём говорят и пишут
    • Ближайшие конференции
    • Грамотный календарь
  • Игра
    • Игра «Балда»
    • Викторины
    • Конкурсы
    • Головоломки
    • Застольные игры
    • Загадки
  • Медиатека
    • Грамотные понедельники
    • Забытые классики
    • Что показывают
    • Реклама словаря
  • Поиск ответа
  • Горячие вопросы
  • Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
  • Письмовник
  • Справочник по пунктуации
    • Предисловие
    • Структура словарной статьи
    • Приложение 1. Непервообразные предлоги
    • Приложение 2. Вводные слова и сочетания
    • Приложение 3. Составные союзы
    • Алфавитный список вводных слов и выражений
    • Список учебной и справочной литературы
    • Авторы
  • Справочник по фразеологии
  • Словарь трудностей
  • Словарь улиц Москвы
  • Непростые слова
  • Официальные документы
  • Книги о русском языке и лингвистике
    • Книги о лингвистике, языке и письменности
    • Лингвистические энциклопедии
    • Научно-популярные, научно-публицистические, художественно-научные книги о русском языке
  • Наша библиотека
  • Словарь языка интернета
  • Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы
  • Словарь Россия. Для туристов и не только
  • Словарь модных слов
  • Лингвокультурологический словарь. Английские литературные имена
  • Проект свода школьных орфографических правил

Поиск ответа

Всего найдено: 1

Здравсвтуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «нечитающий человек» или «не читающий»? Имеется ввиду, что человек очень мало читает вообще.
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Как пишется: нечитаемо или не читаемо?

При использовании в тексте слова «(не) читаемо» возникает постоянно вопрос, как правильно писать частичку «не», так как часто можно увидеть два варианта: нечитаемо, не читаемо.

Поэтому давайте разберемся, как правильно пишется слово «(не) читаемо»: слитно или раздельно.

Слово «читаем» является краткой формой прилагательного, которое образуется от полной формы «читаемый». По правилам русского языка, краткая форма прилагательного пишется с частицей «не» точно так же, как и полная. Так как в русском языке есть слова: «нечитаемая» и «не читаемая», то пишем искомое слово обоими способами.

Правильный ответ: «нечитаемо» и «не читаемо».

Полные правила правописания “не” с краткой формой прилагательного можно прочитать здесь.

Раздельный вариант написания слова «(не)читаемо» возможен в двух случаях: при наличии противопоставления с союзом «а» или если присутствуют слова, усиливающие отрицание.

Твое сообщение вовсе не читаемо.

В остальных случаях пишем слово «нечитаемо» слитно.

Ваше сообщение в электронной почте нечитаемо на моем компьютере.

Источник статьи: http://portalonline.ru/russkij-yazyk/2386-kak-pishetsya-nechitaemo-ili-ne-chitaemo.html

Нечитающие дети – дети нечитающих родителей?

Моя подруга обмолвилась как-то, что ее трехлетний сын Дениска почти наравне с папой играет в компьютерные игры. В ее голосе звучала гордость: еще бы — такой смышленый и способный сынок, который с легкостью может преодолеть препятствия, пройдя по головам противников, и достичь поставленной “цели”. Убеждать собеседницу, что такие “успехи” чреваты, я не стала. Пообещала через некоторое время поговорить с ней о детской компьютерной зависимости, и мы расстались. А в голове вертелся и вертелся вопрос: почему многие современные родители вместо того, чтобы больше времени посвящать детям, ищут способ, как бы полегче от них откупиться?

Новой ли компьютерной игрой, новомодным западным мультиком, мобильным ли телефоном — “чем бы дитя ни тешилось”. А где же в этом сценарии родитель? Почему воспитывать своих чад мы доверяем бездушному телевизору и компьютеру? Предлагаем рассмотреть в качестве альтернативы такую форму семейного досуга, как домашнее чтение. О тонкостях приобщения детей к книге корреспонденту “НГ” рассказал Сергей МОЛЧАН, заведующий редакцией детской литературы издательства “Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі”.

Читать ребенку нужно вслух

“Чтобы вырастить книголюба, начинать следует уже с четырех-пяти месяцев, — говорит Сергей Иванович, в прошлом педагог, не один год проработавший директором школы. — Психологи утверждают, что столь раннее приобщение к книге поможет ребенку в познании мира и даст старт развитию образного мышления. При перелистывании страниц малыш развивает тактильную чувствительность, учится координировать движения пальцев и кистей рук, что положительно отражается на развитии головного мозга. Сначала это должны быть большие книжки с цветными картинками. И обязательно нужно давать время детям на рассматривание картинок, рассказывать им, кто есть кто”.

Проявляйте интерес к тому, что ребенок читает

Главное в воспитании — пример родителей. Если ребенок будет видеть папу или маму с книгой в руках, то и сам потянется к чтению. Не исключено, что первые книжки малыш попробует на зубок. Не стоит набрасываться на него с криком: “Нельзя!” Это может закрепить отрицательные эмоции, и впоследствии ребенок, увидев книгу, будет вздрагивать, вспоминая выплеснутый родителями негатив.

“Чтобы вырастить поколение людей, любящих книгу, нужно уже сейчас, издавая и продвигая книжную продукцию на рынок, ориентироваться на семейное чтение, — говорит Молчан. — Наше издательство в Год книги ставит перед собой цель объединить чтением всю семью. К сожалению, сейчас дети испытывают дефицит общения со своими родителями. И мы надеемся, что книга может поднять их взаимоотношения на новый уровень. Семейное, или домашнее, чтение было распространено в Российской империи в XIX веке. Вечером, когда вся семья была в сборе, литературные произведения читали вслух по очереди. Теперь этому современных родителей нужно учить. Ведь настоящий читатель — это тот, кто читает медленно, местами останавливаясь.

Отмечайте каждый успех ребенка похвалой

Во время работы в школе Сергею Ивановичу часто приходилось видеть, как ученики младших классов выбирают книгу прежде всего по картинкам. “И это уже плюс, — говорит он. — Можно надеяться, что со временем ребенок к ней вернется и заинтересуется текстом. К слову, мало читающие дети или те, кому в детстве не читали книги вслух, во время диктантов в школе часто переспрашивают то или иное слово. У них плохо развита фонетическая память, низкий уровень развития речи, ограниченный словарный запас. Мало того, страдает грамматика, ребенок плохо запоминает информацию, и в среднем его успеваемость снижена на 30—40 процентов”.

Библиотеку — в каждый детский сад

На помощь здесь мог бы прийти детский сад. Но, к сожалению, там на книжных полках львиную долю места занимает специализированная литература для воспитателей. А как же художественные книги, ориентированные на детей определенного возраста? Те, что покупают воспитатели-энтузиасты, составляют лишь малую часть нужного для юных читателей списка. По словам Сергея Молчана, детсадовская библиотека — это упущенная возможность системы образования во всем мире. Даже детские сады Финляндии, страны с самой совершенной системой образования, не могут похвастаться библиотеками.

“Наше издательство заявило о республиканской акции “Чтение”, — говорит Молчан. — Традиционно в специализированном магазине нашего издательства на новогоднем празднике проходит ритуал посвящения в читатели. Каждый участник праздника, а мы приобщаем к чтению даже тех, кому нет и года, получает персональный дневник читателя. В него дети сами либо вместе с родителями записывают названия прочитанных произведений, их авторов и главных героев. И в следующем году демонстрируют дневник Деду Морозу на утреннике в нашем магазине”.

Источник статьи: http://news.tut.by/society/274861.html

Нечитающий ребенок

Одиннадцать лет назад логопед-психолог детского сада просила меня не делать ошибки и не отдавать сына в школу в неполные шесть лет: «Он еще маленький! Он даже не знает того, что обычно знают дети в его возрасте: Репку, Колобка, Курочку Рябу…»

Для того чтобы хоть отдаленно вообразить глубину моего шока, надо понимать, что я в те времена работала в газете «Книжное обозрение», где отвечала за детские книжки. Детям своим я исправно читала каждый вечер вслух (как раз тогда, помнится, мы читали «Мы все из Бюллербю»), кроме того, они умели складывать буквы в слова с трех лет каждый. В общем, услышав приговор, я оторопела. Я собрала всю силу воли и начала оправдываться: мол, читали мы и про Колобка, и про Курочку, но сейчас мы читаем другие книжки, которые вместе со старшим братом (брату в тот момент не было еще семи, и он учился в первом классе), а еще математика по Петерсон у нас так хорошо идет… Жалкие оправдания не выглядели убедительными даже для меня самой.
По дороге из садика я спросила: «Неужели ты не помнишь сказку про репку? Ты же ее знаешь! Посадил дед репку…» — «Да помню я все: Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за суслика, а суслик за свою норку!» — «За какого суслика?» — «За того, на котором вся земля держится».
В этот момент мне следовало сделать какой-то глубокий и далеко идущий педагогический вывод о характере моего сына. Но я его почему-то не сделала. Только порадовалась, что про репку мальчик все-таки знает.
В школу я сына все же отдала, потому что мне не хотелось растягивать полуторагодовалую разницу между детьми до двух лет, сократить до года казалось более логичным. И в школе он быстро понял, что читать тексты из учебника скучно. И даже когда я тыкала ему пальцем в фамилии писателей, с которыми он знаком с рождения не только по книжкам, он фырчал и отворачивался.
Да что там учебники! Он книжек тоже в руки не брал. «Зачем читать “Гарри Поттера”, — говорил прагматичный ребенок, — если мы уже посмотрели фильм?» И это в то время, когда старший брат прочитал все доступные на тот момент переводы, невзирая на их качество. «И зачем ты мне даешь Пеппи? Это очень грустная книга, я не хочу ее читать,» — заявлял его младший брат и утыкался в телефон. «И Усачева с Востоковым я тоже читать не буду, потому что я и так все это слышал на их выступлениях, зачем повторяться?»
Мир стремительно мерк передо мной: в моем доме растет нечитающий ребенок. Ребенок, которого мне не удавалось «расколдовать» ни одной замечательной книжкой. Погружаясь в пучину печали, я даже не очень обратила внимание на его заявление о том, что день рождения Астрид Линдгрен должен стать главным праздником всех детей всего мира. Пару раз мелькнул луч надежды, когда девятилетний сын всю ночь внезапно читал «Четыре желания» Йона Колфера (вытащил подростковую книжку из моей рабочей кучки), а одиннадцатилетний — сказку Линор Горалик «Агата возвращается домой», но потом он вновь нырял в телефон и в компьютер, принципиально носил из школы двойки по литературе и всячески отбрыкивался от книг. А уж когда отец отдал ему свой старый смартфон, младенца и вовсе перестало быть видно.
В общем, надо было смириться: один из моих детей — нечитающий. Школьную программу по литературе он может осваивать, только слушая аудиокниги в машине — деться там все равно некуда. Английский язык — о господи, не говорите мне об английском! На зачете в восьмом классе этот малолетний паразит, отвечая топик «Система образования в России», смог произнести одну-единственную фразу: «Educational system in Russia is sucks». В то время как его старший брат читал книжки по-английски, участвовал в олимпиадах и вообще казалось, что он — моя резервная копия, дополненная и улучшенная.
«Зато у него другие достоинства», — со вздохом подумала я про младшенького фразой из сказки гениального Седова и отстала от ребенка. Пусть себе играет на компе и на гитаре (да, в отличие от старшего он закончил музыкалку), ходит на свои исторические танцы, плюет на школу, а мы уж будем любить его и такого — что ж еще остается?
А потом начало происходить странное. Во-первых, этот нечитающий ребенок стал внезапно рассказывать про книжки, которых мы совершенно точно не имеем в аудиоварианте. Во-вторых, он насмехался над старшим братом: «Где ж ему Бродского-то читать?» В-третьих, к месту и не к месту демонстрировал отличное знание текстов Пратчетта. В-четвертых, он рассуждал о качестве переводов фантастики шестидесятых и о том, насколько они близки к оригиналу.
В общем, когда он согласился говорить о книгах, оказалось вот что. Дитя читает. Но он уверен при этом, что чтение — процесс интимный (и тут я не могу не согласиться), а потому не требующий постоянного обсуждения. Читает он только то, что сам для себя выберет, и его выбор может сильно отличаться от моих ожиданий. Ну и, само собой, подтвердился давний тезис: если книги в доме повсюду, ребенок все-таки не может их не читать. Просто иногда он это скрывает.
В отцовском смартфоне, от которого сын не поднимал головы, был, как выяснилось, закачан весь «Плоский мир» Терри Пратчетта.
Из недавней командировки мне пришлось тащить ему американское издание Дугласа Адамса, потому что переводы его на русский не так близки к оригиналу, как хотелось бы этому эстету. Он, оказывается, незаметно для нас всех выучил язык, играя в компьютерные игры и смакуя старые фантастические сериалы, — сначала с субтитрами, а потом и без. И вот в список своих технарских ЕГЭ он добавил английский.­­­

Источник статьи: http://family.booknik.ru/articles/zametki-bezumnogo-roditelya/nechitayushchiy-rebenok/

Правильное написание НЕ и НИ: примеры, правила, разъяснения



В русском языке одними из самых труднозапоминаемых остаются правила правописания «не» и «ни».

Частицы НЕ, НИ в словах, правило их употребления всегда вызывают множество трудностей. И как не запутаться, что и когда писать? В этой статье вам будет предложено на конкретных примерах разобраться с основополагающими моментами и запомнить их.

Чтобы писать грамотно, для начала Вам необходимо хорошо выучить группы слов, которые всегда будут писаться слитно или раздельно с частицей НЕ.

Всегда слитно НЕ пишется с теми словами, которые нельзя употребить без «НЕ».

Например: нехватка (сущ.), невзрачный (прил.), нелепый (прил.), невежда (сущ.), невмоготу (нар.), ненароком (нар.) и другие.

Как видите, эти слова относятся к разным частям речи, и систематизировать как-либо их нельзя. Поэтому их нужно просто запоминать.

Всегда раздельно НЕ пишется:

  1. С глаголами — Примеры: не приготовил, не выполнил, не смог, не выучил;
  2. С деепричастиями (отвечают на вопросы: Что делая? Что сделав?) — Примеры: не приготовив, не выучив, не танцуя, не играя, не покидая;
  3. С краткими причастиями (отвечают на вопрос: Что сделан?) — Примеры: не написан, не прочитан, не нарисован;
  4. С числительными (отвечают на вопросы: Сколько? Который?) — Примеры: не три, не второй;
  5. Со сравнительной степенью прилагательных (оканчиваются на — е, -ее, -ше) — Примеры: не прекраснее, не лучше, не громче;
  6. Со словами: худший, лучший, меньший, больший;
  7. Со словами: далеко, отнюдь, вовсе, совсем (в значении вовсе).

Отдельное внимание стоит здесь обратить еще на один момент.

В русском языке существует приставка НЕДО -, которая также всегда пишется слитно с глаголами, имеющими значение неполноты действия.

Например: недоставать (не хватать), недосыпать (слишком мало спать, не высыпаться), недосмотреть (за ребенком), недоедать (слишком мало есть).

Итак, для того чтобы не ошибиться в постановке правильной частицы в русском языке, необходимо следовать определенному алгоритму.

  • Во-первых, что следует сделать – определить часть речи. От этого простого шага будет зависеть очень многое;
  • Во-вторых, нужно посмотреть, относится ли слово к той группе, в которой НЕ всегда пишется раздельно или, наоборот, никогда не употребляется без НЕ.
  • В-третьих, проверьте нет ли приставки НЕДО- с глаголом, имеющим значение неполноты действия;
  • После этого, в зависимости от того, какая часть речи перед вами, следуйте одному из нижеследующих правил.

Частица НЕ с разными частями речи

С существительными и прилагательными

НЕ пишется слитно, если слова без НЕ не употребляются (небрежный, невежда, ненастный и т.п.) или к слову можно подобрать близкое по значению слово – синоним без не.

Примеры: Он говорит неправду (т.е. ложь). Нам предстоит неблизкий (далекий) путь.

НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление, выраженное союзом А и нельзя подобрать синоним.

Примеры: Нас постигла не удача, а разочарование. Помещение не большое, а маленькое. К сожалению, я не специалист в этой сфере.

С наречиями

НЕ пишется слитно с наречиями, оканчивающимися на -о, -е, если они без НЕ не употребляются (нелепо, неряшливо, нечаянно и др.), если слово нельзя заменить синонимом без НЕ или близким по значению выражением.

Примеры: Разговаривайте, пожалуйста, негромко (тихо). В этой ситуации я выглядела совершенно нелепо.

НЕ пишется раздельно с наречиями на -о, -е, если в предложении есть противопоставление с союзом А, с другими наречиями (не на -о, -е), которые могут употребляться без НЕ (не вовремя, не по-зимнему и др.).

Примеры: Мы шли не быстро, а медленно. Ты одета совсем не по-зимнему.

Также НЕ с наречиями пишется раздельно в том случае, когда НЕ употребляется в сочетаниях: вовсе не, ничуть не, совсем не, далеко не, никогда не, отнюдь не, нисколько не.

Примеры: Я чувствую себя совсем не плохо. Он далеко не идеально выполнил эту работу.

С местоимениями

НЕ с местоимениями пишется раздельно.

Примеры: не я, не она, не твой, не сами.

С отрицательными и неопределенными местоимениями (некто, нечто, некого, нечего и т.п.) НЕ пишется слитно. Но если между НЕ и местоимением этих групп есть предлог, то в таком случае НЕ будет писаться раздельно.

Примеры: Некто зашел в комнату и спрятался за занавеской. В сложившейся ситуации мне было не у кого просить помощи. Здесь просто не к чему придраться.

С причастиями

НЕ пишется слитно с причастиями, которые не употребляются без НЕ (ненавидящий, негодующий); причастиями, у которых есть приставка НЕДО- (недооценивавший, недоговоривший и т.п.) и причастиями, у которых нет зависимых слов.

Примеры: Недоумевающий человек выбежал из автобуса со скоростью света. Недолюбливавший кашу, он отодвинул тарелку в сторону. Ненаписанное сочинение не давало мне покоя.

НЕ пишется раздельно с причастиями, у которых есть зависимые слова (т.е. в причастном обороте), со всеми краткими причастиями (не сделана, не прочитана и т.п.) и в предложениях, в которых есть противопоставления с союзами А, НО.

Примеры: Сад наполняли цветы не увядшие, а свежие. В ресторане нам подали овощи не отваренные, а запеченные. Это был спортсмен, не победивший, но участвовавший в соревнованиях. Книга была не прочитана (краткая форма причастия). Отчет, не отправленный начальнику вовремя, будет зафиксирован (зависимое слово: не отправленный кому? – начальнику).

С деепричастиями

НЕ с деепричастиями пишется раздельно. Исключительными являются случаи, когда деепричастие образовано от глагола, который без «НЕ» не употребляется (ненавидя, негодуя и др.).

Примеры: Не отдохнув, он поехал на работу. Ненавидя друг друга, они продолжали совместный проект.

Итак, вы ознакомились с основными правилами написания НЕ с различными частями речи.

По аналогии, давайте рассмотрим особенности правописания с частицей НИ.

Частица НИ с разными частями речи

  1. НИ пишется слитно в отрицательных местоимениях (ничей, никакой, никого и т.п.), если они не отделены предлогом (ни у кого, ни с кем и т.п.)
  2. НИ пишется слитно в отрицательных наречиях (никак, никуда, нигде и т.п.)

В остальных же случаях, частица «НИ» пишется раздельно.

Как вы видите, с НИ информации для запоминания в разы меньше. И поэтому теперь, когда усвоено правило НЕ, НИ, слитно или раздельно они пишутся, важно научиться различать случаи, когда необходимо писать частицу НЕ, а когда НИ.

Чем отличаются частицы НЕ и НИ?

Правило написания этих неударяемых частиц зависит, в первую очередь, от их значения. Поэтому рассмотрим разные случаи употребления НЕ, НИ, правило и примеры для более точного понимания.

НЕ, НИ: правило, примеры

Частица «НЕ» используется:

В простых предложениях, если она имеет значение отрицания при глаголе, причастии или деепричастии.

Примеры: Я не хочу читать. Не интересующаяся историей молодежь.

В составном глагольном сказуемом при отрицании частице «НЕ» в первой и второй его части, дает утвердительный смысл.

Примеры: Не могу не сообщить. Не смогу не купить.

В вопросительных и восклицательных предложениях в сочетаниях с местоимениями, наречиями и частицами (только не, как не, чего не, чего только не и т.п.)

Примеры: Кого я только не знаю! Как не порадовать любимого человека?

В придаточной части сложного предложения в сочетании с союзом ПОКА.

Примеры: Стой тут, пока не скажу! Сиди, пока не придут за тобой.

В составе устойчивых сочетаний, которые обозначают предположение (далеко не, ничуть не, отнюдь не, вовсе не, нисколько не) и отрицание (чуть ли не, едва ли не, вряд ли не).

Примеры: Едва ли не каждый был виновен в этом. Им было принято отнюдь не справедливое решение.

В составе сочинительных союзов: не то; не то – не то; не только – но; не то что не – а; не то чтобы не – а.

Примеры: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеется (А. П. Чехов). Отдай кольцо и ступай; не то я с тобой сделаю то, чего ты не ожидаешь (А. С. Пушкин).

Частица «НИ» используется:

Для усиления отрицания.

Примеры: Ни кусочка нигде я не могла найти. У нас не было ни одного шанса.

При повторении, приобретая значение союза.

Примеры: Он не мог найти ни книгу, ни тетрадь. Ни он, ни его родители не замечали происходящего.

В придаточных предложениях для усиления утвердительного смысла.

Примеры: Делайте, пожалуйста, все, что ни скажу! Куда ни посмотрю, повсюду беспорядок.

В устойчивых сочетаниях со значением категорического приказания: ни с места, ни слова, ни шагу назад и т.п.

В устойчивых оборотах, представленных сочетанием двух противопоставляемых понятий: ни рыба ни мясо; ни жив ни мертв; ни дать ни взять и т.п.

Теперь, когда мы разобрали все примеры НЕ и НИ в предложениях, правило должно стать более понятным. Главное, постарайтесь попрактиковаться и придумать несколько собственных примеров на каждый пункт правил. Тогда материал лучше закрепится в памяти. Успехов!

Перейти к контенту

Содержание

  • 1 Правило написания глагола с частицей «не»
  • 2 Примеры использования и цитаты с «не читаю»
  • 3 Похожие слова

Правильный вариант написания: не читаю
Именно такой вариант зафиксирован в орфографическом словаре.

Правило написания глагола с частицей «не»

Иногда путаница возникает при написании с «не» разных частей речи, когда имя существительное или прилагательное пишутся слитно, а глаголы и причастия пишутся раздельно:

  • Незнание закона не освобождает от ответственности. Незнайка на Луне. НО: Не знаю, что сказать. Не зная, где искать.
  • Незначительный проступок может испортить репутацию. НО: Не значит ничего.
  • Незабытый подвиг дедов остается в нашей памяти. НО: Не забыть былые времена. Не забывая о былом.

Поэтому первым делом определим часть речи. В нашем случае — это глагол (означает действие и отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?»). Теперь обратимся к правилам, регламентирующим написание глаголов с частицей «не»:

  1. Частица «не» с глаголами и глагольными формами пишется раздельно: не читать, не знать, не понимать, не увидеть.
  2. Без «не» не употребляются глаголы: ненавидеть, негодовать, невзлюбить, несдобровать, нездоровиться, невзвидеть (свет), неводить (от слова невод, но не водить в значении вести), неметь, неволить, недужить, нежить(ся), неймётся  и их словоформы. В данных словах глагол без «не» теряет смысл.
  3. Слитно пишутся глаголы с приставкой «недо» в значении частичного, неполного действия: недоделать, недовесить, недооценивать. Будьте внимательны с глаголами, начинающимися на «до», в таких случаях возможно и слитное, и раздельное написание с «не». Например: Почему бы не допить чашу до дна? — Недоедали, недопивали, всё детям отдавали.

Таким образом, «не читаю» является единственным правильным вариантом в русском языке, иные способы написания данной фразы — неверны.

Примеры использования и цитаты с «не читаю»

«Кто писал не знаю, а я дурак читаю«. «Оставил память начальник стола претензий Коловроев». «Приношу начальству мою жалобу на Кондуктора Кучкина за его грубости в отношении моей жене. Жена моя вовсе не шумела, а напротив…

«Жалобная книга» — Чехов Антон

Не пренебреги таким делом. Какого бы ни был ты сам высокого образования и жизни высокой, и какою бы ничтожною ни показалась в главах твоих моя книга, и каким бы ни показалось тебе мелким делом ее исправлять и писать на нее…

«К читателю от сочинителя» — Гоголь Николай

Не могу, никак не могу; уж я вам сказал. Прошу у вас отпуска по домашним обстоятельствам. … Книг накупил душеспасительных, читаю, стараюсь вникать. Елохов. И действует?

«Не от мира сего» — Островский Александр

Похожие слова

не исцелять, не промасливаться, не звякать

  • Не уточняла как пишется
  • Не читать сообщения как пишется
  • Не уточнила как пишется
  • Не читал книгу как пишется слитно или раздельно
  • Не утомительно как пишется