Это слово может быть причастием или прилагательным. Причастие обозначает признак по действию:
Не читающий в данный момент человек.
Прилагательное — относительно постоянный признак, который иногда можно заменить синонимичным прилагательным:
Нечитающий человек. (Тот, кому не свойственно читать).
I. Причастие
1. Они пишутся слитно, если при них нет пояснительных (зависимых) слов. Но причастие «не читающий» всегда будет иметь при себе пояснительные слова (иначе это слово станет прилагательным) и противопоставления, поэтому будет писаться раздельно.
Не читающий сейчас человек.
II. Прилагательное
Если коротко, то пишется слитно, если слово несет утверждение, и пишется раздельно, если несет отрицание.
Примеры:
Он — нечитающий человек. (Утверждается, что нечитающий).
Он — читающий человек?
Нет, не читающий. (Отрицается, что читающий).
Подробное описание («не» с прилагательными)
Прилагательные пишутся слитно с «не», если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не».
Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок слова говорит о слитном написании..
2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.
Пример:
Он — не читающий человек, а ненавистник книг.
3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».
Пример:
Он — отнюдь не читающий человек.
Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:
- «совершенно, очень»;
- «отнюдь», «никоим образом»;
Сравните:
Он — совсем нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).
Он — совсем не читающий человек. (Отнюдь не читающий).
Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
- «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
- «отнюдь»;
Сравните:
Он — и вовсе нечитающий человек. (Совершенно нечитающий).
Вопреки предположению, он оказался вовсе не читающим человеком. (Отнюдь не читающим).
4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.
Совершенно нечитающий человек.
5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:
Не читающим ли человеком он оказался?
Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:
Ведь он же нечитающий человек?
Доработка и модернизация сайтов
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
- Словари
- Проверка слова
- Какие бывают словари
- Аудиословарь «Русский устный»
- Словари в Сети
- Библиотека
- Каталог
- Читальный зал
- Гостиная
- Справка
- Справочное бюро
- Задать вопрос
- Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
- Письмовник
- Класс
- Азбучные истины
- Репетитор онлайн
- Учебники
- Олимпиады
- Видео
- Полезные ссылки
- Лента
- Новости
- О чём говорят и пишут
- Ближайшие конференции
- Грамотный календарь
- Игра
- Игра «Балда»
- Викторины
- Конкурсы
- Головоломки
- Застольные игры
- Загадки
- Медиатека
- Грамотные понедельники
- Забытые классики
- Что показывают
- Реклама словаря
- Поиск ответа
- Горячие вопросы
- Правила русской орфографии и пунктуации (1956)
- Письмовник
- Справочник по пунктуации
- Предисловие
- Структура словарной статьи
- Приложение 1. Непервообразные предлоги
- Приложение 2. Вводные слова и сочетания
- Приложение 3. Составные союзы
- Алфавитный список вводных слов и выражений
- Список учебной и справочной литературы
- Авторы
- Справочник по фразеологии
- Словарь трудностей
- Словарь улиц Москвы
- Непростые слова
- Официальные документы
- Книги о русском языке и лингвистике
- Книги о лингвистике, языке и письменности
- Лингвистические энциклопедии
- Научно-популярные, научно-публицистические, художественно-научные книги о русском языке
- Наша библиотека
- Словарь языка интернета
- Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение, произношение, грамматические формы
- Словарь Россия. Для туристов и не только
- Словарь модных слов
- Лингвокультурологический словарь. Английские литературные имена
- Проект свода школьных орфографических правил
Поиск ответа
Всего найдено: 1
Здравсвтуйте!
Подскажите, пожалуйста, как правильно: «нечитающий человек» или «не читающий»? Имеется ввиду, что человек очень мало читает вообще.
Спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно слитное написание.
Как пишется: нечитаемо или не читаемо?
При использовании в тексте слова «(не) читаемо» возникает постоянно вопрос, как правильно писать частичку «не», так как часто можно увидеть два варианта: нечитаемо, не читаемо.
Поэтому давайте разберемся, как правильно пишется слово «(не) читаемо»: слитно или раздельно.
Слово «читаем» является краткой формой прилагательного, которое образуется от полной формы «читаемый». По правилам русского языка, краткая форма прилагательного пишется с частицей «не» точно так же, как и полная. Так как в русском языке есть слова: «нечитаемая» и «не читаемая», то пишем искомое слово обоими способами.
Правильный ответ: «нечитаемо» и «не читаемо».
Полные правила правописания “не” с краткой формой прилагательного можно прочитать здесь.
Раздельный вариант написания слова «(не)читаемо» возможен в двух случаях: при наличии противопоставления с союзом «а» или если присутствуют слова, усиливающие отрицание.
Твое сообщение вовсе не читаемо.
В остальных случаях пишем слово «нечитаемо» слитно.
Ваше сообщение в электронной почте нечитаемо на моем компьютере.
Источник статьи: http://portalonline.ru/russkij-yazyk/2386-kak-pishetsya-nechitaemo-ili-ne-chitaemo.html
Нечитающие дети – дети нечитающих родителей?
Моя подруга обмолвилась как-то, что ее трехлетний сын Дениска почти наравне с папой играет в компьютерные игры. В ее голосе звучала гордость: еще бы — такой смышленый и способный сынок, который с легкостью может преодолеть препятствия, пройдя по головам противников, и достичь поставленной “цели”. Убеждать собеседницу, что такие “успехи” чреваты, я не стала. Пообещала через некоторое время поговорить с ней о детской компьютерной зависимости, и мы расстались. А в голове вертелся и вертелся вопрос: почему многие современные родители вместо того, чтобы больше времени посвящать детям, ищут способ, как бы полегче от них откупиться?
Новой ли компьютерной игрой, новомодным западным мультиком, мобильным ли телефоном — “чем бы дитя ни тешилось”. А где же в этом сценарии родитель? Почему воспитывать своих чад мы доверяем бездушному телевизору и компьютеру? Предлагаем рассмотреть в качестве альтернативы такую форму семейного досуга, как домашнее чтение. О тонкостях приобщения детей к книге корреспонденту “НГ” рассказал Сергей МОЛЧАН, заведующий редакцией детской литературы издательства “Беларуская энцыклапедыя імя Петруся Броўкі”.
Читать ребенку нужно вслух
“Чтобы вырастить книголюба, начинать следует уже с четырех-пяти месяцев, — говорит Сергей Иванович, в прошлом педагог, не один год проработавший директором школы. — Психологи утверждают, что столь раннее приобщение к книге поможет ребенку в познании мира и даст старт развитию образного мышления. При перелистывании страниц малыш развивает тактильную чувствительность, учится координировать движения пальцев и кистей рук, что положительно отражается на развитии головного мозга. Сначала это должны быть большие книжки с цветными картинками. И обязательно нужно давать время детям на рассматривание картинок, рассказывать им, кто есть кто”.
Проявляйте интерес к тому, что ребенок читает
Главное в воспитании — пример родителей. Если ребенок будет видеть папу или маму с книгой в руках, то и сам потянется к чтению. Не исключено, что первые книжки малыш попробует на зубок. Не стоит набрасываться на него с криком: “Нельзя!” Это может закрепить отрицательные эмоции, и впоследствии ребенок, увидев книгу, будет вздрагивать, вспоминая выплеснутый родителями негатив.
“Чтобы вырастить поколение людей, любящих книгу, нужно уже сейчас, издавая и продвигая книжную продукцию на рынок, ориентироваться на семейное чтение, — говорит Молчан. — Наше издательство в Год книги ставит перед собой цель объединить чтением всю семью. К сожалению, сейчас дети испытывают дефицит общения со своими родителями. И мы надеемся, что книга может поднять их взаимоотношения на новый уровень. Семейное, или домашнее, чтение было распространено в Российской империи в XIX веке. Вечером, когда вся семья была в сборе, литературные произведения читали вслух по очереди. Теперь этому современных родителей нужно учить. Ведь настоящий читатель — это тот, кто читает медленно, местами останавливаясь.
Отмечайте каждый успех ребенка похвалой
Во время работы в школе Сергею Ивановичу часто приходилось видеть, как ученики младших классов выбирают книгу прежде всего по картинкам. “И это уже плюс, — говорит он. — Можно надеяться, что со временем ребенок к ней вернется и заинтересуется текстом. К слову, мало читающие дети или те, кому в детстве не читали книги вслух, во время диктантов в школе часто переспрашивают то или иное слово. У них плохо развита фонетическая память, низкий уровень развития речи, ограниченный словарный запас. Мало того, страдает грамматика, ребенок плохо запоминает информацию, и в среднем его успеваемость снижена на 30—40 процентов”.
Библиотеку — в каждый детский сад
На помощь здесь мог бы прийти детский сад. Но, к сожалению, там на книжных полках львиную долю места занимает специализированная литература для воспитателей. А как же художественные книги, ориентированные на детей определенного возраста? Те, что покупают воспитатели-энтузиасты, составляют лишь малую часть нужного для юных читателей списка. По словам Сергея Молчана, детсадовская библиотека — это упущенная возможность системы образования во всем мире. Даже детские сады Финляндии, страны с самой совершенной системой образования, не могут похвастаться библиотеками.
“Наше издательство заявило о республиканской акции “Чтение”, — говорит Молчан. — Традиционно в специализированном магазине нашего издательства на новогоднем празднике проходит ритуал посвящения в читатели. Каждый участник праздника, а мы приобщаем к чтению даже тех, кому нет и года, получает персональный дневник читателя. В него дети сами либо вместе с родителями записывают названия прочитанных произведений, их авторов и главных героев. И в следующем году демонстрируют дневник Деду Морозу на утреннике в нашем магазине”.
Источник статьи: http://news.tut.by/society/274861.html
Нечитающий ребенок
Одиннадцать лет назад логопед-психолог детского сада просила меня не делать ошибки и не отдавать сына в школу в неполные шесть лет: «Он еще маленький! Он даже не знает того, что обычно знают дети в его возрасте: Репку, Колобка, Курочку Рябу…»
Для того чтобы хоть отдаленно вообразить глубину моего шока, надо понимать, что я в те времена работала в газете «Книжное обозрение», где отвечала за детские книжки. Детям своим я исправно читала каждый вечер вслух (как раз тогда, помнится, мы читали «Мы все из Бюллербю»), кроме того, они умели складывать буквы в слова с трех лет каждый. В общем, услышав приговор, я оторопела. Я собрала всю силу воли и начала оправдываться: мол, читали мы и про Колобка, и про Курочку, но сейчас мы читаем другие книжки, которые вместе со старшим братом (брату в тот момент не было еще семи, и он учился в первом классе), а еще математика по Петерсон у нас так хорошо идет… Жалкие оправдания не выглядели убедительными даже для меня самой.
По дороге из садика я спросила: «Неужели ты не помнишь сказку про репку? Ты же ее знаешь! Посадил дед репку…» — «Да помню я все: Мышка за Мурку, Мурка за Жучку, Жучка за Внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, репка за суслика, а суслик за свою норку!» — «За какого суслика?» — «За того, на котором вся земля держится».
В этот момент мне следовало сделать какой-то глубокий и далеко идущий педагогический вывод о характере моего сына. Но я его почему-то не сделала. Только порадовалась, что про репку мальчик все-таки знает.
В школу я сына все же отдала, потому что мне не хотелось растягивать полуторагодовалую разницу между детьми до двух лет, сократить до года казалось более логичным. И в школе он быстро понял, что читать тексты из учебника скучно. И даже когда я тыкала ему пальцем в фамилии писателей, с которыми он знаком с рождения не только по книжкам, он фырчал и отворачивался.
Да что там учебники! Он книжек тоже в руки не брал. «Зачем читать “Гарри Поттера”, — говорил прагматичный ребенок, — если мы уже посмотрели фильм?» И это в то время, когда старший брат прочитал все доступные на тот момент переводы, невзирая на их качество. «И зачем ты мне даешь Пеппи? Это очень грустная книга, я не хочу ее читать,» — заявлял его младший брат и утыкался в телефон. «И Усачева с Востоковым я тоже читать не буду, потому что я и так все это слышал на их выступлениях, зачем повторяться?»
Мир стремительно мерк передо мной: в моем доме растет нечитающий ребенок. Ребенок, которого мне не удавалось «расколдовать» ни одной замечательной книжкой. Погружаясь в пучину печали, я даже не очень обратила внимание на его заявление о том, что день рождения Астрид Линдгрен должен стать главным праздником всех детей всего мира. Пару раз мелькнул луч надежды, когда девятилетний сын всю ночь внезапно читал «Четыре желания» Йона Колфера (вытащил подростковую книжку из моей рабочей кучки), а одиннадцатилетний — сказку Линор Горалик «Агата возвращается домой», но потом он вновь нырял в телефон и в компьютер, принципиально носил из школы двойки по литературе и всячески отбрыкивался от книг. А уж когда отец отдал ему свой старый смартфон, младенца и вовсе перестало быть видно.
В общем, надо было смириться: один из моих детей — нечитающий. Школьную программу по литературе он может осваивать, только слушая аудиокниги в машине — деться там все равно некуда. Английский язык — о господи, не говорите мне об английском! На зачете в восьмом классе этот малолетний паразит, отвечая топик «Система образования в России», смог произнести одну-единственную фразу: «Educational system in Russia is sucks». В то время как его старший брат читал книжки по-английски, участвовал в олимпиадах и вообще казалось, что он — моя резервная копия, дополненная и улучшенная.
«Зато у него другие достоинства», — со вздохом подумала я про младшенького фразой из сказки гениального Седова и отстала от ребенка. Пусть себе играет на компе и на гитаре (да, в отличие от старшего он закончил музыкалку), ходит на свои исторические танцы, плюет на школу, а мы уж будем любить его и такого — что ж еще остается?
А потом начало происходить странное. Во-первых, этот нечитающий ребенок стал внезапно рассказывать про книжки, которых мы совершенно точно не имеем в аудиоварианте. Во-вторых, он насмехался над старшим братом: «Где ж ему Бродского-то читать?» В-третьих, к месту и не к месту демонстрировал отличное знание текстов Пратчетта. В-четвертых, он рассуждал о качестве переводов фантастики шестидесятых и о том, насколько они близки к оригиналу.
В общем, когда он согласился говорить о книгах, оказалось вот что. Дитя читает. Но он уверен при этом, что чтение — процесс интимный (и тут я не могу не согласиться), а потому не требующий постоянного обсуждения. Читает он только то, что сам для себя выберет, и его выбор может сильно отличаться от моих ожиданий. Ну и, само собой, подтвердился давний тезис: если книги в доме повсюду, ребенок все-таки не может их не читать. Просто иногда он это скрывает.
В отцовском смартфоне, от которого сын не поднимал головы, был, как выяснилось, закачан весь «Плоский мир» Терри Пратчетта.
Из недавней командировки мне пришлось тащить ему американское издание Дугласа Адамса, потому что переводы его на русский не так близки к оригиналу, как хотелось бы этому эстету. Он, оказывается, незаметно для нас всех выучил язык, играя в компьютерные игры и смакуя старые фантастические сериалы, — сначала с субтитрами, а потом и без. И вот в список своих технарских ЕГЭ он добавил английский.
Источник статьи: http://family.booknik.ru/articles/zametki-bezumnogo-roditelya/nechitayushchiy-rebenok/
Раздел:
— посиделки
В блог
Подписаться на Дзен!
Отвечать в конференциях и заводить новые темы может любой участник, независимо от наличия регистрации на сайте 7я.ру.
Люблю русскава изыка- хелп
Как правильно пишется термин «нечитающий ребёнок» или «не читающий ребёнок». по законам — вроде второй вариант, но рука тянется убрать пробел. (речь идёт о ребёнке, который не читает книжек в принципе и не признаёт такой досуг, хотя читать его научили)
Помогите устранить пробел в голове!
25.10.2007 14:06:53,
11 комментариев
Нечитающий — слитно, а не читающий никогда или не читающий ничего — раздельно, так как есть зависимые слова :).
25.10.2007 20:07:49, ЮлияС
ребёнок будет делать то, что делают окружающие его взрослые.
Читайте больше, читайте чаще, читайте вечером вслух в кругу семьи интересные всем книги (Карлсон, В стране невыученых уроков, Дядя Фёдор, кот и пёс), читайте по очереди с папой, бабушкой, читайте по ролям… максимально исключите из жизни ТВ и интернет — и будет Вам ребёнок, читающий под одеялом с фонариком!
25.10.2007 16:55:33, ГолубоеПеро
Почему-то все правильно поняли вопрос,только Вы выступили не в тему:-)
25.10.2007 16:59:04, офонарелла
упс))))) тормоз))))))
Не въехала в вопрос!
Прасцице)))))))
25.10.2007 16:57:09, ГолубоеПеро
Бывает! а по существу всё верно, согласна что и делаем
На эту тему и пишу работу, а дурацкий ворд всё время попрвляет, что без пробела низзя. Я ему сказала, что он отстал, и чтоб учил алб.. русский. короче ввела это слово в его лексикон.
и ещё , поганц, не знает что такое «мегасемья». Объяснять приходится.
25.10.2007 19:14:06, ПривеТ.Т.
Если нет противопоставления, то прилагательные пишут без пробела.
Нечитающий ребенок.
Не читающий, а рисующий ребенок.
25.10.2007 15:46:48, маугленок
Девушки! спасибо огромное! интуиция была права, жалко что пробел в знаниях не давал ей полностью раскрыться
25.10.2007 14:17:38, ПривеТ.Т.
Дурацкий Ворд — гроза русского языка!
25.10.2007 16:32:32, ПривеТ.Т.
Если есть зависимые слова, как в примере ниже (не читающий что?), то раздельно.
25.10.2007 14:15:40, ne_imya
Если употребляется, как прилагательное, то слитно.
Если причастие, то раздельно.
еще раздельно в конструкции не читающий, а….(поющий)
25.10.2007 14:15:14, офонарелла
Нечитающий ребенок.
Но — не читающий книг ребенок
25.10.2007 14:08:58, Ольга-13
© 2000-2023, 7я.ру
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA «ALP-Media» и авторов. Права авторов и издателя защищены.
7я.ру — информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+
Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play
Чем больше ознакамливаюсь с учебниками и лекциями гуру по обучению литераторов — как писать правильно — тем чаще вспоминаю страрый рассказец — то ли Чехова, то ли Аверченко, где школяру надо было написать сочинение про то, как он провел лето. Помочь взялся папа — литератор. И сочинение получило кол. Потому пришлось звать спеца — гимназиста, который это дело умел.
Покормили его, попоили и высокомерный гимназист начал диктовать: типа слева — речка, справа березовая роща.
Ему возражать, что дескать у нас деревня у озера стоит и речки нет, а тот посмотрел, как на дураков и ответил, что так положено писать.
И да, сочинение было оценено на «отлично»…
Прям точь в точь гуру нынешние…
Хотя, а что меняется в жизни? Вот к примеру рассказ Аверченко «Хлебушек».
«У главного подъезда монументального здания было большое скопление карет и автомобилей.
Мордастый швейцар то и дело покрикивал на нерасторопных кучеров и тут же низкими поклонами приветствовал господ во фраках и шитых золотом мундирах, солидно выходящих из экипажей и автомобилей.
Худая деревенская баба в штопаных лаптях и белом платке, низко надвинутом на загорелый лоб, робко подошла к швейцару. Переложила из одной руки в другую узелок и поклонилась в пояс…
— Тебе чего, убогая?
— Скажи-ка мне, кормилец, что это за господа такие?
— Междусоюзная конференция дружественных держав по вопросам мировой политики!
— Вишь ты, — вздохнула баба в стоптанных лапотках. — Сподобилась видеть.
— А ты кто будешь? — небрежно спросил швейцар.
— Россия я, благодетель, Россеюшка. Мне бы тут за колонкой постоять да хоть одним глазком поглядеть: каки-таки бывают конференции. Может, и на меня, сироту, кто-нибудь глазком зиркнет да обратит свое такое внимание.
Швейцар подумал и, хотя был иностранец, но тут же сказал целую строку из Некрасова:
— «Наш не любит оборванной черни»… А впрочем, стой — мне что.
По лестнице всходили разные: и толстые, и тонкие, и ощипанные, во фраках, и дородные, в сверкающих золотом сюртуках с орденами и лентами. Деревенская баба всем низко кланялась и смотрела на всех с робким испугом и тоской ожидания в слезящихся глазах.
Одному — расшитому золотом с ног до головы и обвешанному целой тучей орденов — она поклонилась ниже других.
— Вишь ты, — тихо заметила она швейцару. — Это, верно, самый главный!
— Какое! — пренебрежительно махнул рукой швейцар. — Внимания не стоит. Румын.
— А какой важный. Помню, было время, когда у меня под окошком на скрипочке пиликал, а теперь — ишь ты! И где это он так в орденах вывалялся?..
И снова на лице ее застыло вековечное выражение тоски и терпеливого ожидания… Даже зависти не было в этом робком сердце.
Английский дипломат встал из-за зеленого стола, чтобы размяться, подошел к своему коллеге-французу и спросил его:
— Вы не знаете, что это там за оборванная баба около швейцара в вестибюле стоит?
— Разве не узнали? Россия это.
— Ох, уж эти мне бедные родственники! И чего ходит, спрашивается? Сказано ведь: будет время — разберем и ее дело. Стоит с узелком в руке и всем кланяется… По-моему, это шокинг.
— Да… Воображаю, что у нее там в узле… Наверное, полкаравая деревенского хлеба, и больше ничего.
— Как вы говорите?.. хлеб?
— Да. А что ж еще?
— Вы… уверены, что там у нее хлеб?
— Я думаю.
— Гм… да. А впрочем, надо бы с ней поговорить, расспросить ее. Все-таки мы должны быть деликатными. Она нам в войну здорово помогла. Я — сейчас!
И англичанин поспешно зашагал к выходу.
Вернулся через пять минут, оживленный:
— Итак… На чем мы остановились?
— Коллега, у вас на подбородке крошки…
— Гм… Откуда бы это? А вот мы их платочком.
Увязывая свой похудевший узелок, баба тут же быстро и благодарно крестилась и шептала швейцару.
— Ну, слава Богу… Сам-то обещал спомочь. Теперь, поди, недолго и ждать.
И побрела восвояси, сгорбившись и тяжко ступая усталыми ногами в стоптанных лапотках.(с)