Не мамины туфли как пишется

Раздельно или слитно пишется «не» с прилагательными в зависимости от их разряда по значению и от определенной синтаксической ситуации в контексте.

Рассмотрим детально, как пишется «не» с прилагательными в русском языке.

С относительными и притяжательными прилагательными частица «не» пишется всегда раздельно, например:

  • не шелковое платье;
  • не паркетный пол;
  • не вечерний поезд;
  • не сентябрьская прохлада;
  • не золотые часы;
  • не морской климат;
  •  не соловьиные трели;
  • не заячий след;
  • не отцов плащ;
  • не мамино пальто.

С качественными прилагательными «не» пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от грамматических условий в предложении.

Слитно «не» с качественными прилагательными

От качественного прилагательного в полной форме образуется с помощью приставки не- слово с противоположным значением:

  • невеселый рассказ — грустный рассказ;
  • негромкая музыка — тихая музыка;
  • несильное рукопожатие — слабое рукопожатие.

Такие прилагательные-антонимы пишутся слитно с приставкой не-. У них существуют синонимы (слова с таким же значением) без приставки.

В краткой форме прилагательного это написание сохраняется:

Ваш рассказ мне неинтересен (скучен).

Этот звук негромок (тих) и протяжен.

В предложении могут присутствовать наречия меры и степени:

крайне, очень, весьма, абсолютно, совершенно, почти, чуть-чуть, в высшей степени и пр.

Они обозначают степень проявления признака и не влияют на слитное написание прилагательных с приставкой не-:

Это был крайне неприятный случай.

Нам попался абсолютно неразговорчивый попутчик.

Совершенно незнакомый человек указал нам верную дорогу к вокзалу.

Прилагательные, в морфемном составе которых не- стало частью корня, то есть без не- не существует таких слов в русском языке, пишутся слитно, например:

  • невежественный человек;
  • невзрачный дом;
  • нелюдимый старик;
  • неряшливый мальчик;
  • неуклюжий медвежонок;
  • неутешное горе;
  • неуёмный интерес;
  • несусветный шум;
  • несуразный вопрос;
  • нелепый вид.

Раздельно «не» с качественными прилагательными

Если в предложении имеется противопоставление, слова «отнюдь», «вовсе», «далеко», то качественное прилагательное напишем раздельно с отрицательной частицей «не», например:

Он не робкий, а смелый человек.

Там течет не глубокий, а мелкий ручей.

Эта река у деревни не широкая, а узкая.

До деревни отнюдь не далекая дорога.

Это решение вовсе не правильное.

Ваш подход к проблеме далеко не разумен.

Следует отличать речевую ситуацию с противительными союзами «а», «но», в которой нет противоположных признаков предмета. Они вполне совместимы друг с другом, то есть предмет характеризуется с разных сторон. У него присутствуют сразу два признака без отрицания одного из них.

Сравните:

  • У подруги не длинная, а короткая юбка (противопоставление по длине).
  • У подруги недлинная, но яркая юбка (короткая и яркая).
  • Этот овраг не широкий, а узкий (противопоставление по размеру).
  • Этот овраг неширокий, но глубокий (узкий и глубокий).

В таких сложных случаях подбираем к слову с «не» его антоним и сравниваем с другим прилагательным, определяя, есть ли противопоставление этих признаков.

Если в предложении имеются в качестве пояснительных слов отрицательное местоимение или наречие, в таком случае частицу «не» пишем раздельно с прилагательным:

  • Никому не известная тропинка вывела нас к реке.
  • Нисколько не подозрительное поведение собаки успокоило нас.

С краткими прилагательными, не имеющими полной формы или имеющими в полной форме другое значение, частица «не» пишется раздельно. Перечислим эти слова:

не рад, не горазд, не должен, не склонен, не готов, не прав, не намерен, не согласен.

В предложении они выполняют роль сказуемого или являются его частью:

Девочка не рада нашему приходу.

Он не согласен нам помочь.

Лектор не готов еще к выступлению.

Я не должен вам это объяснять.

В этой ситуации друг не намерен молчать.

Брат не обязан сделать это вместо товарища.

Правописание «не» с прилагательными (таблица с примерами)

Слитно Раздельно
Если слово без не не употребляется:
небрежный, невзрачный, неугомонный
Если есть противопоставлением с союзом а:
За селом был не глубокий, а мелкий пруд.
Если слово с не можно заменить синонимом 
без не или близким по смыслу выражением:
За селом был неглубокий (= мелкий) пруд.
Если к прилагательному относятся слова:
вовсе не
далеко не
нисколько не
ничуть не
Эта история вовсе не интересная.
Он нисколько не красив.
С относительными прилагательными:
Это не золотая вещь.
Эта ваза не хрустальная.

Дополнительный материал

Смотрите ещё примеры имён прилагательных, которые пишутся с «не» слитно и раздельно.

Видеоурок

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 113

Как пишется Не с прилагательными – привожу все правила, чтобы вы легко в них разобрались

Иногда слитно, иногда раздельно. Надо знать правила.

7 857

Как пишется Не с прилагательными

С полными и краткими прилагательными «не» пишется иногда слитно, иногда раздельно. Давайте разбираться.

Слитное написание

Когда можно заменить синонимом, то есть похожим по смыслу словом. Обратите внимание, в этом синониме не должно быть частицы «не».

  1. Кто-то должен любить некрасивых (И. Бродский). Некрасивых = уродливых, невзрачных, отвратительных. Можно заменить синонимом, поэтому пишем слитно.
  2. Я тебе говорил о любви неземной (из песни «Фантазер»). Неземная = волшебная, необыкновенная, фантастическая. В крайнем случае можно заменить синонимом в прямом смысле: «небесная». Заменяется, пишем слитно.

Если прилагательное не употребляется без не. То есть нельзя приставку не- просто так взять и отбросить:

  1. День был ненастный. Нет слова «настный».
  2. Мой друг – невежественный человек. Нет слова «вежественный».

Раздельное написание

Если есть противопоставление с союзом «а», причем противопоставляется тот же признак, который отрицается. Школьники здесь всегда тупят, смотрите примеры:

  1. Болото не большое, а очень даже маленькое. Пишем раздельно, потому что есть противопоставление и признак один и тот же: большой – маленький.
  2. Болото небольшое, а лягушек в нем вон сколько! Правило с противопоставлением здесь не работает, потому что сравниваются два разных признака: ширина болота и количество лягушек в нем. Вспоминаем правило слитного написания и пишем «небольшое», потому что можно заменить синонимом «маленькое».

Обратите внимание

Не пишется раздельно, когда она отрицает признак. В первом случае я хочу сказать, что болото «не большое, а маленькое», то есть отрицаю признак «большое».

Во втором случае никакого отрицания нет. Я приписываю болоту два признака: оно «небольшое» + в нем полно лягушек.

Если есть усилительные слова: вовсе не, ничуть не, отнюдь не:

  1. Он вовсе не красивый.
  2. Он отнюдь не порядочный.

Это были правила, которые достаточно знать для школы. Приведу еще несколько более углубленных. Советую вам пробежаться по ним глазами, чтобы лучше усвоить тему.

Вузовские правила на Не с прилагательными

Не пишется раздельно с относительными прилагательными, потому что к ним в принципе нельзя подобрать синоним: «Мой особняк не кирпичный», «Вода не соленая».

Если относительное прилагательное в контексте перешло в качественное, то может быть слитное написание:

  1. Прием мне оказали несердечный (= враждебный, холодный, в общем, плохо мне там было). Здесь прилагательное перешло из относительного в качественное.
  2. Это был не сердечный недуг (болело не сердце, а что-то еще). Относительное прилагательное.

«Не» может писаться отдельно, когда на ней интонационное ударение. Прочитайте диалог:

– Апельсины, бананы, хурма, яблочки – все такое вкусное!
– Хурма-то как раз не вкусная.

Почувствуйте вот это ударение: «Хурма НЕ (пауза) вкусная» – человек делает акцент на «не», чтобы выделить хурму из общего перечня и сказать, что она не вкусная (вяжет и есть ее невозможно).

Есть слова, которые усиливают утверждение, помогают что-то утверждать. После них прилагательное с Не пишется слитно. Примеры:

  1. Вы крайне/очень невежественный человек.
  2. Дети у нас необычайно неприспособленные.
  3. Ваше чтение чрезвычайно невыразительное.

Почувствуйте разницу: «Этот текст отнюдь не маленький» – слово «отнюдь» отрицает слово «маленький». А слова «необычайно», «чрезвычайно» ничего не отрицают: «чрезвычайно невежливый ответ» – да, очень невежливый.

Если вам эти тонкости значения кажутся сложными, не лезьте сюда. Выучите правила на слитное и раздельное написание, которое я дал выше, в 90 % случаев вам их будет достаточно.

( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )

Оцените статью

ЕЖЕНЕДЕЛЬНАЯ РАССЫЛКА

Получайте самые интересные статьи по почте и подписывайтесь на наши социальные сети

ПОДПИСАТЬСЯ

Ваш браузер устарел рекомендуем обновить его до последней версии
или использовать другой более современный.

Итоговая работа (промежуточная аттестация) по русскому языку 8 класс

Вариант 1

1. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном

ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) (не)умело приготовлен; (не)потревоженный снег; неприятель (не)обнаружен

2) (не)засыпая долго; рукопись (не)редактирована; (не)выполненное, а забытое обещание

3) (не)нашедший дороги; (не)законченный портрет; крайне(не)убедителен

4) (не)знакомые ему места; (не)решённая ещё проблема; (не)ожиданно послышался

2.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для

каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) машина отремонтирова(н,нн)а, высуше(н,нн)ое белье, глазирова(н,нн)ый сырок

2) коше(н,нн)ый луг, сыгра(н,нн)ая роль, ути(н,нн)ая грудка

3) льня(н,нн)ое семя, ошибки указа(н,нн)ы, пунктуацио(н,нн)ое правило

4) слома(н,нн)ая скамья, помощь своевреме(н,нн)а, объявле(н,нн)ые результаты

3. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Приняли, донизу, вручит, оклеить

4.Найдите грамматическую(ие) ошибку(и) в предложении(ях). Запишите исправленный(ые)

вариант(ы) предложения(ий).

1) Прочитав книгу, меня заинтересовал её автор.

2) Мы много знаем благодаря учителю.

3) Моя мама умная и красива.

4) Мы надеваем сменную обувь сразу по приходе в школу.

5. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1)Молодость бескорыстна и великодушна.

2)Простота есть необходимое условие прекрасного.

3)Глаза как ночь.

4) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным вниманием.

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые?

В одно ясное, холодное утро (1) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться (2) верхом (3) на

всякий случай (4) взяв с собою три борзых (5) стремянного и несколько дворовых мальчишек (6)

с трещотками.

1. 3,5

2. 1,3,4,5

3. 1,4,5

4. 1,2,3,4,5

7. В каком предложении перед «как» ставится запятая?

1)Дождь лил как из ведра.

2)У тебя брошка как пчелка.

3)Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

4) Он известен как хороший шахматист.

8 каком из предложений выделенная конструкция обособляется?

1)Ещё не вошедшее в силу солнце греет бережно и ласково.

2)Мальчик лет пятнадцати кудрявый и краснощёкий сидел кучером и с трудом удерживал сытого

пегого жеребца.

3)Гости отправились в отведенные для них комнаты и на другой день поутру расстались

с любезным хозяином, дав друг другу обещание вскоре снова увидеться .

4)Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания.

9.Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1)Парус белый из тумана начинает выплывать.

2)Охватило сердце тревогою смутной.

3)Росы напился соловей с кленового куста.

4)Небо изза горы казалось необъятным.

Прочитайте текст и выполните задания 1017.

(1)Я очень люблю природу. (2)Откуда такая слитность с дышащим, зелёным, синим миром, с тем, что

за окнами? (3)Ведь по рождению я человек городской. (4)Мать передала мне свою любовь к этому

миру.

(5)Я очень хорошо помню, как меня в первый раз привели на подмосковную речку Учу. (6)Мне не было

семи лет, но я уже прекрасно знал, что есть что, знал названия большинства окружающих меня

предметов, к тому же очень рано начал читать. (7)Но здесь я мало что знал. (8)Помню, мать подвела

меня к сосне. «(9)Смотри, это дерево, — сказала она со странной значительностью. — (10)Наше русское

дерево. (11)Какое оно большое, доброе, надёжное. (12)Сколько в нём доверчивой силы и как легко его

ранить!»

(13)Растроганная и чуть торжественная интонация поразила меня. (14)Мать была человеком, не

показывающим свои чувства. (15)В нашей семье было принято держать свои чувства на привязи.

(16)Наверное, поэтому так тронули меня мамины слова. (17)Мне открылось светлое чудо, имя которому

«дерево». (18)Дерево даёт ощущение причастности к великой тайне мироздания, вечности. (19)Возле

деревьев всегда вспоминаю о матери…

(20)После того первого лета за городом мать заметила, что я тоскую зимой без живого мира природы.

(21)Тогда она научила меня собирать гербарий, засушивать цветы. (22)И хотя им было далеко до живых

цветов, всё же и в засохших бутонах таилось очарование, скрашивающее долгую зиму. (23)Мама всегда

разделяла мои увлечения будь то рисование, коллекционирование, сбор гербария. (24)Както

исподволь, незаметно направляя, мама не давала потерять веру в себя. (25)В деревне она «объяснила»

мне весь окружающий мир. (26)В городе мы жили в старом доме с высокими потолками, дома мне

разрешали держать животных. (27)Птицы совсем не боялись нас, летали по комнатам, садились на

плечо. (28)Бережное отношение к зелёному миру, к младшим братьям естественно входило в душу, без

назиданий и скучных проповедей.

10. Определите, каким средством языковой выразительности является слово великой в словосочетании

к великой тайне из предложения 18. Запишите ответ.

11. В предложениях 12–14 найдите слово с лексическим значением «манера произношения,

отражающая какиенибудь чувства говорящего, тон». Выпишите это слово.

12.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) живого мира

2) хорошо помню

3) мира природы

4) сказала она

13.Из предложения 19 выпишите грамматическую основу.

14.Определите тип односоставного предложения 15. Запишите ответ.

15.Среди предложений 14–16 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово.

Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

16.Среди предложений 12–14 найдите предложение с обособленным согласованным

определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

17.Среди предложений 22–24 найдите предложение с обособленным обстоятельством.

Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Итоговая работа (промежуточная аттестация)по русскому языку 8 класс

Вариант 2

1.Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) увидеть (не)пременно, (не)навистная погода, (не) вычищенные с вечера туфли

2) (не)расчищенные сторожем дорожки, платье (не)сшито, (не)мамины туфли

3) (не)заглядывая в книгу, (не)умытое лицо, ничуть (не)дорог

4) с утра (не)здоровится, (не)обдуманное решение, поля (не)убраны

2. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду

для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) ране(н,нн)ый боец, овся(н,нн)ое печенье, копчё(н,нн)ая колбаса

2) работа сдела(н,нн)а, вкусное мороже(н,нн)ое, подверже(н,нн)ы простуде

3) скоше(н,нн)ая трава, вещь це(н,нн)а, вспене(н,нн)ые волны

4) посвящё(н,нн)ый другу, чище(н,нн)ая рыба, дорога асфальтирова(н,нн)а

3.Поставьте знак ударения в следующих словах.

Торты, эксперт, цепочка, щавель.

4.Найдите грамматическую(ие) ошибку(и) в предложении(ях). Запишите исправленный(ые)

вариант(ы) предложения(ий).

1) Я поступил вопреки запрета врачей.

2) Уезжая из города, мы мечтали вновь вернуться сюда.

3) Поэты любили русскую природу и воспевали её красоту.

4) Я не только люблю русский язык, но и литературу.

5. В каком предложении должно быть тире между главными членами?

1)Твои радость и горе радость и горе для меня.

2)Этот яркий свет словно ливень золотой.

3)Наш край богат и прекрасен.

4)Снег словно шелк.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении

должны стоять запятые?

Он остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5)

и пошел в аллею (6) ведущую к дому.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

2) 1, 4, 6.

3) 1, 2, 3, 4, 6.

4) 1, 4, 5, 6.

7. В каком предложении перед «как» ставится запятая?

1) Он был чрезвычайно известен как юрист.

2) Всё прошло как по маслу.

3) Твои слёзы как хрусталь.

4) Синеют озёра как стальное зеркало.

8 каком из предложений выделенная конструкция не обособляется?

1)Усталая и сонная она не ответила.

2)Молодой парень скоро появился с большой белой кружкой наполненной хорошим квасом.

3)Лопахин вошел в непролазно заросший бурьяном двор.

4)Вот грянул гром, и тучи охваченные синим огнем дрогнули.

9.Укажите номер предложения с составным именным сказуемым.

1)Сияют, переливаются его купола красным, голубым, оранжевым, синим, зеленым.

2)Мальчик не мог согласиться с другом.

3)Она была не тороплива, не холодна, не говорлива.

4) Незнакомка пыталась раскрыть маленький зонтик.

Прочитайте текст и выполните задания 1017.

(1)Для меня самым главным, самым любимым, самым важным человеком в русской культуре

является Александр Сергеевич Пушкин. (2)Конечно, меня всегда привлекали места, связанные с

великим поэтом. (3)Это определило в большей степени мою человеческую и творческую дружбу с

Семёном Степановичем Гейченко, хранителем удивительнейшего мемориала — Пушкинские Горы.

(4)Об этом заповедном месте написано многое. (5)В чём заключается секрет необычайной тяги к

этому месту? (6)Ведь война, жестоко обойдясь с ним, не оставила ничего, что имело бы прямое

отношение к великому Пушкину, не пощадила, за малым исключением, вещей, которых бы касались его

руки, не сохранила «вещественных» следов поэта. (7)Но вот стоит Семён Степанович Гейченко,

показывает своим пустым рукавом в одну сторону, ведёт в другую. (8)А рукав пуст оттого, что отдал

левую руку рядовой Гейченко в боях за эти места, когда освобождал гнездо Пушкиных от гитлеровских

захватчиков. (9)Помню его слова: «Ну какой в мире народ, какая страна могли дать своему гению такой

памятник, такой мемориал? (10)Вон часовня его времени, вон Савкина горка, вон виднеется курган

Воронич, под нами речка Сороть, озеро Маленец. (11)А за тем лесом укрывается Святогорский

монастырь, дальше Тригорское, а за Маленцом Петровское. (12)И деревни, и бывшие поместья, и

луга, и поляны, и леса — всё отдано Пушкину».

(13)Недавно я вёл по телевидению вечер из Останкина о Михайловском и его «домовом», как

называют Семёна Степановича, а он с охотой принял это прозвище. (14)И чудилось мне в нём самом

чтото пушкинское красит место человека. (15)Беззаветный и яростный в своей любви к Пушкину,

он умеет населить пушкинские места великой тенью. (16)Так и кажется, что промелькнёт тень

курчавого поэта. (17)Можно ли называть музеем Пушкинский заповедник? (18)Помоему, это нечто

неизмеримо большее. (19)И право, есть ли необходимость рыться в какихто документах, изучать

экспонаты,

чтобы тебя осенило пушкинским духом? (20)Куда вернее просто побывать в местах, освящённых

Пушкиным, и хоть разок послушать Гейченко.

10.Определите, каким средством языковой выразительности является слово удивительнейшего в

словосочетании удивительнейшего мемориала из предложения 3. Запишите ответ.

11.В предложениях 16–18 найдите слово с лексическим значением «место, где оберегаются и

сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы,

культурные ценности». Выпишите это слово.

12.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) великим поэтом

2) всегда привлекали

3) отдано Пушкину

4) промелькнёт тень

13.Из предложения 4 выпишите грамматическую основу.

14.Определите тип односоставного предложения 17. Запишите ответ.

15.Среди предложений 1–3 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово.

Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

16.Среди предложений 18–20 найдите предложение с обособленным согласованным определением.

Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

17.Среди предложений 6–8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер

этого предложения. Объясните условия обособления.

Критерии оценивания

Вариант 1

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

1) правильный выбор ряда слов: не засыпая долго, рукопись не редактирована,

не выполненное, а забытое обещание;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не засыпая

(деепричастие) долго, рукопись не редактирована (краткая форма причастия), не

выполненное, а забытое обещание (причастие, есть противопоставление с

союзом а).

1) правильный выбор ряда слов: сломанная скамья, помощь своевременна,

объявленные результаты;

2) объяснение условия выбора написания НН: сломанная скамья (причастие,

образовано от гл. сов. вида, есть приставка), помощь своевременна (в краткой

форме прилагательного, как и в полной, НН), объявленные результаты

(причастие, образовано от гл. сов. вида, есть приставка).

ПрИняли, дОнизу, вручИт, оклЕить (две ошибки – 0 баллов)

Прочитав книгу, я заинтересовался её автором. Моя мама умная и красивая. ИЛИ

Моя мама умна и красива

(Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение.

ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение 1балл)

1) определение подчинительных словосочетаний: живого мира, хорошо помню,

мира природы;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: живого мира

(согласование), хорошо помню (примыкание), мира природы (управление)

1) определение вводного слова: наверное;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: по всей

вероятности, возможно, может быть, быть может

1) распознавание предложения: 14;

2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено

причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени

существительного, с одной стороны выделяется запятой, так как находится в

конце предложения.

˟

ИЛИ [сущ., |п.о.|].

1) распознавание предложения: 24;

2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено

деепричастным оборотом, который находится в середине предложения и

поэтому выделяется с обеих сторон запятыми.

˟

ИЛИ [ ,|д.о.|, гл.].

Критерии оценивания

Вариант 2

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не расчищенные сторожем дорожки, платье не

сшито, не мамины туфли;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не расчищенные

(причастие, есть зависимое слово) сторожем дорожки, платье не сшито (краткая

форма причастия), не мамины (притяжательное прилагательное) туфли.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: скошенная трава, вещь ценна, вспененные волны;

2) объяснение условия выбора написания НН: скошенная (полное страдательное

причастие сов. вида, есть приставка) трава, вещь ценна (в краткой форме

прилагательного, как и в полной, НН), вспененные (полное страдательное причастие

сов. вида, есть приставка) волны.

тОрты, экспЕрт, цепОчка, щавЕль (две ошибки 0 баллов)

Я поступил вопреки запрету врачей.

Я люблю не только русский язык, но и литературу.

(Верно найдены два предложения, верно исправлено одно предложение.

ИЛИ Верно найдено и исправлено одно предложение 1балл)

1) определение подчинительных словосочетаний: великим поэтом, всегда

привлекали, отдано Пушкину;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: великим поэтом

(согласование), всегда привлекали (примыкание), отдано Пушкину (управление)

1) определение вводного слова: конечно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно,

бесспорно, безусловно, разумеется, очевидно.

1) распознавание предложения: 20;

2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено

причастным оборотом, который стоит после определяемого слова – имени

существительного, с двух сторон выделяется запятыми, так как находится в

середине предложения.

˟

ИЛИ [сущ., |п.о.|,…].

1) распознавание предложения: 6;

2) обоснование условий обособления: обстоятельство выражено деепричастным

оборотом, который находится в середине предложения и

поэтому выделяется с обеих сторон запятыми.

˟

ИЛИ [ ,|д.о.|, гл.].

Оценивание

Перевод баллов в оценку

Написание не с прилагательными – одно из самых сложных правил в русском языке, так как и дети, и взрослые легко могут запутаться в написании. «Не удобный» или «неудобный», «некрасивый» или «не красивый» — разберёмся, как правильно.

Не с прилагательными: когда пишем слитно? 

Запомним простые правила слитного правописания НЕ с прилагательными.

Достаточно запомнить эту таблицу, чтобы больше никогда не путаться в слитном написании НЕ с прилагательными.

Когда писать прилагательные с НЕ раздельно?

Мы выяснили то, как пишется НЕ с прилагательными: когда нет противопоставления, когда можно подобрать синоним без НЕ, или когда слово не употребляется без этой частицы. Но как понять, что слово нужно писать раздельно? Запомним следующее правило:

Раздельное правописание НЕ с прилагательными тоже не будет вызывать никаких трудностей, если своевременно выучить правило и запомнить примеры.

НЕ с краткими прилагательными: как пишется?

НЕ с краткими прилагательными пишется раздельно, если: 

У него нет полной формы.

Когда к слову нельзя подобрать полную форму и сохранить его значение и смысл, написание частицы НЕ с прилагательным будет раздельным.

Пример

  • Миша не готов к контрольной по математике.
  • Антон не готов к такому повороту событий.
  • Света не рада встрече с Ариной.
  • Кошка не рада появлению новой собаки.

В предложении есть слова, которые противопоставляются друг другу.

Пример

  • Лампа не ярка, а тускла.
  • Бабушка не молода, а стара.
  • Лестница не высока, а низка.

Как пишется не с прилагательными в отдельных и особых случаях? 

Случается так, что на письме нас могут интересовать только отдельные или сложные случаи написания. Разберёмся и с ними.

«Несложно» как пишется — слитно или раздельно? 

При написании сочинения или рассказа может возникнуть вопрос: «несложно или не сложно» – как пишется? Всё зависит от того, какой смысл несёт предложение, от этого напрямую зависит как пишется «не сложно» — слитно или раздельно.

Некрасиво — как пишется (слитно или раздельно)? 

Принцип такой же. Чтобы понять, почему НЕ с «некрасиво» пишется слитно или раздельно, нужно определить, какую роль в предложении играет слово и вспомнить правило.

Теперь вы ни за что не перепутаете, как пишется «не красиво» или «некрасиво»!

«Не спеша» — как пишется (слитно или раздельно)? 

Так как не спеша – деепричастие, оно пишется с НЕ раздельно:

  1. Не спеша читал книгу.
  2. Она говорила не спеша.

«Неактуально» как пишется — слитно или раздельно? 

Чаще всего это слово пишется слитно, но есть исключения:

  1. Эти данные не актуальны, не полны, не достоверны (при усилении отрицания)
  2. Вы прибыли не актуально, но очень своевременно (при противопоставлении с отрицанием)

Как пишется «неудобно» — слитно или раздельно?

Чтобы точно запомнить, как пишется «неудобно» (слитно или раздельно), нужно обратиться к правилу: наречие с приставкой «не» пишется слитно, а с частицей «не» — раздельно.

Пример

  1. Мне неудобно просить кого-то о помощи (= неловко, плохо)
  2. Саше не удобно, а тесно в новой комнате.

Как пишется «неудивительно» — слитно или раздельно? 

Есть два варианта написания. Все зависит от смысла и положения в тексте.

Как писать «не полностью» — слитно или раздельно?

Так как полностью – наречие, оно пишется раздельно с частицей НЕ.

Пример

«Несовсем» или «не совсем» — как пишется?

«Не совсем» — как пишется? Строго раздельно. Написание «несовсем» является неправильным и противоречит правилам русского языка. Запомним, что «не совсем» пишется так.

«Неприятно» — как пишется (слитно или раздельно)? 

Запомним, что это слово можно писать и так, и так. Важно использовать те правила, которые мы разобрали выше.

  1. Осенью на улице зябко и неприятно.
  2. Я чувствовал себя не приятно, а удручённо, хотя причин для плохого настроения не было.
  3. Мне вовсе не приятно, что ты так себя ведёшь.

Как писать «не заметно» — слитно или раздельно? 

Если предложение содержит утверждение, то «незаметно» пишется слитно, а если в предложении есть противопоставления и так далее, то раздельно.

Пример

  1. Бабочка незаметно сидела в траве.
  2. Моё волнение не заметно, а явно для окружающих.
  3. Ничуть не заметно, что он рад нашей встрече.

Как писать «не случайно» — слитно или раздельно? 

Обратимся к ранее изученному правилу.

«Не было» — как пишется? 

Раздельно, так как было – глагол.

Пример

Мне не было больно.

«Не то чтобы» — как пишется? 

Запоминаем, что «не то чтобы» — один элемент, поэтому его не нужно разделять запятой или отделять его части друг от друга.

«Не принципиально» — как пишется? 

Чаще всего пишется слитно, но если есть противопоставление, то раздельно.

Пример

  1. Это вовсе не принципиально.
  2. Маша сделала это не принципиально, а из-за злости.

«Не всегда» или «невсегда» — как пишется? 

Не всегда пишется только раздельно. Слитное написание считается ошибочным.

«Не особо» — как пишется?

Не с наречением «особо» стоит писать именно раздельно, так как это не противоречит нормам русского языка.

«Всеже» — слитно или раздельно? 

Правильное написание – все же. Никогда не пишите его слитно.

«Никоим образом» — как пишется?

Если между частями «никоим» нет предлогов, то оно пишется слитно.

«Не с проста» — как пишется? 

Неспроста пишется только слитно и никак иначе. Запоминайте, что это слово нельзя записывать по-другому.

«Не очень» — как пишется?

Наречие, которое выражает меру и степень, пишется только раздельно. Правильный вариант – не очень.

Мы разобрали все возможные варианты написания не с прилагательными, и другими частями речи, а также как пишется «не» с краткими прилагательными, похожими на наречия. Закрепите материал составлением предложений или написанием текста с НЕ.

Данное слово в повседневной речи используется достаточно часто, но его правописание вызывает определённые сложности.

Давайте с этим разберёмся.

Существует два варианта правописания анализируемого слова:

  • “нецелесообразно”, где “не” пишется слитно,
  • “не целесообразно”, где “не” пишется раздельно.

Как правильно пишется: “нецелесообразно” или “не целесообразно”?

Согласно орфографической норме русского языка “не” может писаться как слитно, так и раздельно. Раздельное и слитное написание будет зависеть от контекста.

нецелесообразно

Когда пишем слитно?

В данном случае мы руководствуемся следующим правилом:

Частица “не” с наречиями пишется слитно, если:

  • наречие без “не” не употребляется (например: невежественно).
  • наречие может быть заменено на синоним без “не” (например: неровно – криво).

В нашем случае слово “нецелесообразно” относится ко второму пункту.

Мы пишем слитно, так как слово “нецелесообразно” можно заменить на синоним без “не” (бессмысленно).

не целесообразно

Однако, бывают случаи, когда “не” нужно писать раздельно.

Итак, мы пишем “не” раздельно, если в предложении есть противопоставление с союзом “а”.

Например:

Это решение не целесообразно, а бессмысленно (где “бессмысленно” – противопоставление с союзом “а”).

Примеры для закрепления:

  • Мы все знаем, что он поступил нецелесообразно.
  • Нецелесообразно распылять свое время на глупости.
  • Это решение нецелесообразно и принесет только убытки.

Елена Ляхова

Мыслитель

(7285)


12 лет назад

Правило гласит: «не» пишется слитно с полными прилагательными, если слово не употребляется без «не» или может быть заменено синонимом без «не». «Не» пишется раздельно с прилагательными, если в предложении есть противопоставление с союзом «а». Но это касается, в основном, качественных прилагательных. И есть такое примечание: раздельно пишется «не» с относительными прилагательными, поскольку они не могут, в силу своего лексического значения, образовывать с «не» новые слова, противоположные по смыслу.
Кожаные — прилагательное относительное, поэтому пишется с «не» раздельно.

Татьяна С

Мастер

(1169)


12 лет назад

Почему только раздельно? И слитно тоже. Некожаная обувь, некожаные диваны.. . При противопоставлении пишется по обычным правилам — раздельно. Но смотри правописание относительных прилагательных с частицей «не». Если относительное прилагательное способно переходить в качественное (при отвлечении от конкретного значения) , частица не пишется по общему правилу: В магазине продавались некожаные диваны (текстильные, например).

  • Не мамина кофта как пишется
  • Не малообеспеченная как пишется
  • Не маловажно или немаловажно как пишется
  • Не мало не беспокоиться как пишется
  • Не мало или немало как правильно пишется