Не мне говорил белов смысл названия рассказа какой

Эпиграф к уроку:

“Счастлив тот, кто счастлив у
себя дома”

Л.Толстой

Цели урока:

  • знакомство с неизвестным ребятам
    писателем, с явлением “деревенской” русской
    литературы;

  • развитие умения анализировать
    художественный текст; воспитание в учащихся
    вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к
    родному краю, к родине, к духовным традициям
    русского народа;

  • расширение кругозора учащихся,
    развитие творческих способностей.

Оборудование: мультимедийный
проектор, компьютер, тексты рассказов, книги
писателя.

1. Василий Белов – неизвестный вам
писатель. Но это имя значится среди
родоначальников так называемой “деревенской”
литературы. Вы спросите, что значит
писатель-“деревенщик”? Как вам кажется самим?
(возможные ответы: пишут о деревне, сами из
деревни). Все это правильно. “Деревенщики” стали
заявлять о себе и своем творчестве в начале 60-ых
годов.

А самым важным все же является
трепетное отношение писателей к традиционной
нравственности русской культуры. И, если
вспомнить произведения русских классиков, то
внимание к духовной жизни человека, к
нравственности в русской литературе становится
очевидным (“Станционный смотритель”
А.С.Пушкина, “Портрет” Гоголя, “Ася”
И.С.Тургенева и т.д.). В этом проявляется близость
творчества писателей-“деревенщиков” к
классической русской литературе.

2. Имя Василия Белова стоит рядом с
именами Валентина Распутина, Василия Шукшина,
Виктора Астафьева и др. Я предлагаю
познакомиться с писателем.

3. Художественное чтение рассказа
Василия Белова “Колыбельная”. Заранее
приготовлена ученица.

4. Вас удивило произведения, ребята?
Меня – да. Откуда могло взяться такое
произведение? Где его истоки? Почему мужчина,
далекий от сугубо женских занятий, смог такое
написать, где наблюдал такую сцену? Давайте
познакомимся с биографией писателя. Лучше всего
это сделать, обратившись к его автобиографии.

5. Сообщение ученика о Василии Белове
по автобиографии писателя.

Родился я в октябре 1932 года в д.
Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников
Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной)
Анфисы Ивановны. Я был у них вторым сыном.
Поскольку в то время детей крестьян
регистрировали не очень тщательно, то никаких
метрических документов на меня не оказалось. Я
был записан лишь в колхозной книге по учету
выработанных трудодней и то ошибочно: 1933 годом.
День моего рождения также в точности не известен.
По рассказам родственников и матери, я родился
или за неделю до Покрова Богородицы или неделю
спустя. При получении свидетельства о рождении в
1949 году было поставлено приблизительное число –
23 октября.

Когда началась Великая Отечественная
война, я перешел во второй класс Сохотской
начальной школы. Учились мы в здании бывшей
Никольской церкви.

Еще до школы меня научил читать
старший брат Юрий. Я перечитал все книжки дома и в
деревенской библиотеке. Мое «книжное
голодание», начавшееся раньше голодания
физического, быстро становилось хроническим.
Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но
позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению
самостоятельному. Я воровал книги с чердаков
брошенных домов. Дома были заколочены, но мы
находили какие-то щели между хлевами, забирались
внутрь через подвальные окошечки и шастали. В
поисках книг я забрался однажды и в жилой дом…

Отец учил нас столярничать, мы
соревновались с братом, у кого лучше получится
табуретка.

Школу-семилетку я закончил в 1947 году.
Все эти годы, да и последующие, связаны с
физическими и нравственными лишениями.
Простудился и умер мой дружок и одноклассник
Толя Стулёнков, с которым пять лет сидели на
одной парте. От болезни, связанной с голодом,
умерла бабушка по отцу. Умер крестный Иван
Михайлович. В 1943 году на войне погиб отец. Голод
продолжался вплоть до начала 50-х годов. Ели
толченую солому, замешанную на картофеле, ели
кору, мох, даже дохлую конину.

Голод и тяжелая жизнь не позволяли
закончить десятилетку, так как надо было уезжать,
а средств не было. Однако я решил уехать учиться.
На общем собрании меня долго не отпускали. В
сельсовете не давали справку на паспорт.
Метриков не было. И все же я покинул деревню и
родину. Это было в марте 1949 года.

Осенью этого же года нас послали в
деревню Васильевку на реке Монзе. Человек
восемьдесят учащихся, нас поселили в заброшенной
церкви. Начали копать под фундамент пилорамы яму
прямо на кладбище. Выбрасывали черепа и кости.
Большая часть «фэзеошников» разбежалась, но
пилораму поставили. Завезли в церковь станки и
установили электростанцию. Потом и в армии я
столкнусь с осквернением могил. В армии было
очень тяжело, там я прочитал множество книг,
многие из нас писали стихи, чтобы выжить. Я много
раз пробовал печататься в газетах, но не
выходило. Писал письмо поэту Асееву, мне не
ответили. Все это время было много трудностей с
работой, с личной жизнью, с писательской
деятельностью, но матери надо было помогать
по-прежнему. Наконец, в 1956 году, я был правдам и
неправдами оформлен литсотрудником районной
газеты. На моих глазах происходили все
эксперименты, связанные с сельским хозяйством.
Деревня еще жила в те годы, но ее эксплуатация и
уничтожение шло полным ходом.

С1959 по 1964 год я учился в Москве в
Литературном институте. В те же годы стал членом
Союза писателей СССР.

С 1964 года живу в г. Вологде, деля свое
время между нею, Москвой и деревней Тимонихой.
Издано много книг: прозы, публицистики,
драматургии.

А позже, в 1998 году в автобиографии
появилось добавление: за восемь лет реформ
родная деревня Тимониха практически вся вымерла,
что и обусловило мое активное участие в
публицистике.

6. Теперь, ребята, думаю, что вам
понятно, где мог услышать писатель Белов
колыбельную, почему он пишет о деревне, почему
так бережно и трепетно относится к духовному
началу русского народа.

Обратимся к эпиграфу: “Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома”. Так счастлив ли
Василий Белов у себя дома? Наверное, счастлив,
иначе крупный писатель, у которого дел много и в
Москве, совсем редко бы мог бывать в родной
деревне. Значит, тянет на родину.

Вы прочитали рассказ “Колоколёна”.

1.Откуда родом рассказчик, один из
героев произведения “Колоколёна”? И где живет
теперь?

– Из деревни. Живет в городе, но в
грохоте и суете ощущает себя чужим и
неприкаянным. Недаром он и живет-то не в своем
доме, а в общежитии.

2. С чем связывает он настоящую, полную
жизнь?

– С Вологодчиной и людьми, там
проживающими. С ними ведет свои молчаливые
ночные диалоги рассказчик
.

3. Каков сюжет рассказа?

– Рассказчик приезжает в соседнюю
деревню и проведает бабку Параню. Поговорив с
нею, послушав ее, уходит, но “громкий бабкин
голос и посейчас… в ольховый родимый край…”.

4. Зачем рассказчик пришел к бабке
Паране? Было ли у него какое-то дело? Что
символизирует собой эта героиня?

– Жизнь в деревне не умерла, она течет.
Параня вынянчила 12 ребятишек – поставила их на
ноги. Вложила свою заботу, терпение, доброту,
любовь, мудрость…

5. Параня много рассказывает о своей
жизни, о жизни своих детей, о деревенских жителях
– об Олютке. Зачитайте, как выглядит Параня,
какова манера говорить.

– “Параня постарела: губы у нее
ввалились…”

6. За болтовней бабки Парани
раскрывается житейская мудрость, она носитель
тех нравственных устоев, которым учит нас Библия,
по которым из века в век стараются жить добрые,
порядочные люди. Зачем так много рассказывает
Параня об Олютке?

– Жалеет Олютку, обиженную судьбой,
непутевым сгинувшем пьяницей мужем. У нее на
руках осталось семеро ребятишек. А ее
мужа-алкоголика ругает, высмеивает и никогда не
боялась сказать ему в глаза, что думает: “Иди,
говорю, красноглазый мухомор, пока я тебе в
глаза-то не нахаркала”. Чувство достоинства у
бабки Парани и чувство юмора ярко проявляются в
эпизоде “очередь в гастрономе”, когда
Паша-хлюст, нагрубив старухе, получил от нее
отпор и упал в грязную лужу (жидель) в праздничных
штанах.

7. Что мы узнаем от бабы Парани про ее
сыновей?

– Паране обидно, что сыновья не
помогают ей. А она себя отдала своим детям, а
теперь и внукам.

“Любовь к родине начинается с любви к
матери. А человек начинается с его отношения к
матери. И все лучшее, что есть в человеке,
достается ему от матери”. (Ю.Яковлев)

Звучит духовное пение (кант о матери).

8. Какая в деревне жизнь?

– Очень тяжелая, бедная. Люди
нуждаются, ищут возможность заработка любой
ценой: старые бабки, из которых песок сыплется,
идут “сучки обрубать” на вырубленном под корень
уделе, а там и лошадям по брюхо снега. Но автор не
корит их за сгубленный лес – люди в деревне
выживают, кто как может. Дочь Парани больна – нет
нормальной обуви и в результате ревматизм. Зять
“сник и с лица спал” – безотказный, изработался.

9. А теперь предлагаю вслушаться в речь
Колоколёны еще внимательнее. Вы представляете
себе героиню? Помогает ли ее речь это сделать
лучше?

– Автор использует речевую
характеристику. Речь деревенская: сказовая
манера повествования – диалекты (жидель – жижа
грязная, понажористей – с аппетитом). Обращение
“батюшко” (фольклорное), междометия (ой-ей-ей).
Частица ТО – матка-то, больно мало-то,
просторечия, в том числе вульгарные слова
(харкну, рыло-то, стельна рожа…)

10. Художественная деталь. Что это?
Обнаружили ли вы в рассказе художественные
детали. Как их объяснили?

– Ребенок, получив конфету, не знает,
что с ней делать – нищета

– Родители рассказчика живут с
дочерью в другом месте, семья порознь, а раньше в
деревне жили все дружно не только с родными, но и
с соседями.

11. Как понять смысл заглавия
рассказа?

– Прозвище Парани – колоколёна:
колоколит языком звонко и без умолку. Какую роль
играют колокола на Руси? С колокольни весть о
церковных праздниках, но и о горе оповещают
колокола: пожар, война… Баба Параня оповещает
обо всем, что происходит в деревне. Много плохого,
тяжелого, но пока Параня колоколит, есть
возможность ее услышать. А значит деревня хотя и
трудно, но живет, и не все потеряно. А рассказчик
по-настоящему “счастлив у себя дома”.

12. В чем смысл финала рассказа?
Рассказчик и вошел по традиции, не стучась, а
по-свойски, налил чаю, и ушел, будто не
расставшись с Параней, унося ее звонкий голос в
ушах.

– Он приходил не в гости, а к себе, в
родной дом. Эта общность подчеркивается много
раз бабой Параней, когда она вспоминает дружное
совместное житье с прежними соседями.

13. Слышите ли вы голос автора?

– Он совпадает с голосом
рассказчика.

Следующее произведение, к которому мы
обратимся, – рассказ “Холмы”.

1. Кто главный герой рассказа? Что мы узнали о
нем?

Он родом из этой деревни, давно
живет в городе, но связь с малой родиной не
прерывает. Редко, но приезжает в дом своего
детства, к матери. Бывает со своей семьей: с женой
и сыновьями. Это человек средних лет. А это
возраст, когда уже можно подводить итоги,
осмысливать себя, свое человеческое Я и
предназначение.

2. Находясь в доме, он с утра остался
один. А куда же делись люди?

– Мать, по извечной привычке, охая,
ушла на сенокос.

3. Какой смысл в словах “по извечной
привычке”?

– Мать уже старуха, ей и вправду
тяжело, но деревенский труд не разрешает болеть,
отдыхать – день крестьянина, вся его жизнь
проходит в круговороте вечно сменяющейся работы
(покосы, посадка, сбор урожая…). Остановить это
нельзя, это будет равно смерти.

4. Но одновременно с матерью из дома
на реку ушла жена героя. А ведь герой и его жена
молодые, крепкие, сильные люди по сравнению со
старухой-матерью, но на покос идет она, а не дети.
И вся деревня стоит пустая – все трудятся на
покосе. Что это за прием?

– Антитеза, противопоставление.

5. Однако, ребята, мы не станем корить
сейчас нашего героя, а поймем, что автору было
просто необходимо, чтобы герой-рассказчик
остался один не только в деревне, но и в мире. Был
бы только сам с собой. Почему? О чем он думает?
Какие вопросы его гложут? Когда приходят такие
вопросы, когда человек один или в повседневной
суете?

Давно не бывший в родных краях,
герой ощутил “грустное чувство причастности” к
деревне, ее окрестностям. Откуда он взялся? Где
начало, кто дал ему жизнь? Где предки? Что значит
их нет и т.д.?

6. Представим себе пейзаж, написанный в
рассказе: “Он вышел на крутой и зеленый холмик,
огибаемый голубой озерной подковой”. Что
расположено в деревне на этом холмике? Кладбище.
Мне сразу представился наш поселок, наше
кладбище, расположенное на холмике, наше озеро,
пусть не в форме подковы и стоящее чуть подальше
от горки, чем озеро в рассказе. Зачитайте
описание холма.

-“Купол церкви плыл в небе…”

Звучит духовное пение (о России)

7. Земля внизу, небо и теплое солнце
вверху, холм же выбран автором неспроста. Он не
только отражает особенности местности и
устройства деревни – купол церкви, стоящей на
холме, плывет в облаках. И мысли
героя-рассказчика высоко над землей. Они – о
вечном. Как можно назвать вопросы и размышления
героя?

Философскими.

8. Его мысли о предках, о своем далеком
начале. Послушайте, что когда-то написал А.С.Пушкин:
“Неуважение к предкам есть первый признак
безнравственности”.
Что ищет на кладбище
герой?

– Могилы тетки (нашел за оградой),
бабушки (не нашел), прабабушек (нечего и думать
найти).

9. Чем старее могила, тем мизернее шансы
ее найти, но наш герой вспомнил о предках, можно
судить о его человеческом облике. Что вы можете
сказать о его нравственности?

– Он нравственный человек, он
вспоминает родных и с сожалением понимает, что их
могилы утеряны навсегда. Тем важнее понимать, что
важно бережно относиться ко всему уходящему –
его не воротишь, а особенно важно любить и
уважать родителей, так как, по словам Цицерона
“Любовь к родителям – основа всех добродетелей”.

10. Почему герой ищет могилы женщин? А
где же мужчины из его семьи?

– Они успевали срубить дом, зачать
сыновей и уходили на войну. Это испокон веков
было мужским занятием – защищать Родину, свой
дом, свою семью.

11. И если мы вновь вернемся к женской
теме в рассказе, давайте вновь заметим, как
трепетно относится автор к женщинам: матерям,
теткам, женам, бабушкам… Как думает он о
несправедливостях женской судьбы. На фоне тихого
размышления, “его впервые обожгла, заставила
сжать зубы простая, ясная мысль”, что кладбище в
деревне женское. В чем же мужчинам, по мнению
героя, повезло больше?

– Они лежат в братских могилах, в
холмах: один из предков, герой Шипки, в Болгарии –
ему, наверное, стоит памятник; дед лежит в
маньчжурском холме, воспетом в романах и
повестях; отец обставил всех – он похоронен на
Мамаевом кургане. Холм отца велик и печален, а
тень громадной скульптуры падает на город.

12. Прочитайте последний абзац
рассказа. Каков смысл финала?

– Жизнь идет, и, если будет нужно,
герой-рассказчик пойдет дорогой отцов к чужим
холмам, то есть готов сложить голову за Родину.

13. Давайте обобщим, какие темы и
вопросы поднимает автор в рассказе холмы?

– Тема женской судьбы, тема
философского осмысления жизни, тема любви к
малой родине, тема семьи, продолжения рода (два
сына), тема памяти, вопросы нравственности. И если
не помнить, откуда мы вышли, забыть о предках,
давших нам жизнь, то, образно говоря, сильные,
молодые и бойкие лопухи, быстро забивающие
могилы деревенского кладбища, вытеснят из наших
голов и сердец память, вытеснят нравственность.

14. Вернемся к началу: “Счастлив тот,
кто счастлив у себя дома”.

Герой у себя дома, по-вашему, счастлив
ли он?

Писатель Василий Белов часто бывает в
родной вологодской деревне Тимонихе. Можно ли
предположить, счастлив ли он, бывая там?

Приписка к автобиографии, появившаяся
в 1998 году: “За восемь лет реформ родная деревня
Тимониха практически вся вымерла”. Автор
активно занимается публицистикой, призывая
задуматься о положении дел.

А какое же дело делают его
художественные произведения, в данном
конкретном случае рассказы “Колоколена” и
“Холмы”? Учат нравственности, веками
складывавшейся и хранившейся в культуре, в жизни
русского народа.

Какие же уроки дает нам писатель
Василий Белов своей жизнью, своим творчеством?

Нельзя быть Иванами, не помнящими
родства. Нужно помнить своих предков, чтить
родителей, мать, давшую жизнь, вложившую все в
своих детей. Нужно стать хорошим семьянином,
отцом и матерью, вырастить из своих детей хороших
людей. Нужно помнить родные края, ставшие волей
судьбы для каждого человека первой колыбелью. А
будешь любить свои деревню, село, городок или
большой город – будешь любить свою страну, свою
родину.

И сколько нам отпущено жить – никто не
знает…
Но жить все равно придется, и жить по-человечески,
вернее по-божески…

Василий Белов.

Литература:

  1. В.Белов “Гудят провода” – М.,
    “Советская Россия”, 1978.

  2. В. Белов “Автобиография”

Приложение 1
презентация к уроку.

Приложение 2
раздаточный материал для учащихся: вопросы и
задания к уроку.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Никольска»

Урок литературы в 9 «А» классе

« Такая была война…» ( По сборнику рассказов

В.И.Белова « Душа бессмертна»)

Кудринская Татьяна Александровна,

учитель русского языка и литературы

2016г.

Класс- 9

Предмет- литература

Цели- продолжить знакомство с творчеством В.И.Белова,

— учить внимательному чтению художественного текста ( роль детали, подтекст, анализ эпизода, особенности языка писателя),

— воспитывать уважение и внимание к простому человеку-труженику.

Тип урока- урок-анализ текста

ФОПД- фронтальная,

— индивидуальная,

— групповая.

Методы обучения: 1) в зависимости от источника получения знаний:

— словесные;

— наглядные;

— практические;

2) в зависимости от особенностей познавательной деятельности обучающихся:

— частично- поисковые;

— проблемного изучения.

В ходе урока используются элементы педтехнологий:

— личностно-ориентированного обучения,

— технологии обучения в сотрудничестве ( групповая работа).

Оборудование:

— портреты писателя,

— выставка книг писателя,

— тексты рассказов,

— презентация,

— иллюстрации учащихся,

— план работы над рассказом( приложение).

Эпиграф: « Надо было жить, сеять хлеб,

дышать и ходить по этой трудной земле,

потому что другому некому было делать все это»

В.И.Белов

Опережающее задание.

1. Прочитать рассказы.

2. Подготовить представление рассказа ( выразительное чтение отрывка наизусть, выразительное чтение по ролям, инсценирование…)

3. Подобрать к рассказу стихи, музыку, иллюстрации…

Ход урока.

1. Слово учителя. Продолжаем знакомство с произведениями писателя- земляка В.И.Белова. Восстановим в памяти, просмотрев презентацию, что мы уже знаем о Василии Ивановиче Белове.

2. Просмотр презентации с краткими комментариями учителя « Тропа к Василию Ивановичу Белову».

3. « Душа бессмертна»- это один из последних сборников В. Белова, и вам эта книга знакома. К уроку из сборника вы читали 3 рассказа: « Такая война», «На Росстанном холме» и « Весна» ( слайд)

— Попробуем сформулировать тему урока, опираясь на содержание рассказов и задания, с которыми вы работали дома.

— Я назвала тему так: Такая была война…( слайд)

— Чем будем заниматься на уроке? Каковы цели?

— Анализ произведения подразумевает ряд аспектов. Часть из заданий вы готовили дома. В зависимости от ваших интересов ( симпатий, желаний) вы разделились на 3 группы. Открываем тетради. Записываем тему урока. Общее задание для всех: делать записи в тетради, чтобы получился конспект урока.

Так как рассказы прочитаны всеми, после выступления групп можно задавать вопросы, дополнять.

— Война. Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (иллюстрации о войне на слайдах)

— А у Белова какая война? К какому вы пришли выводу, прочитав эти рассказы?

4. Работа в группах.

1 группа представит рассказ «Такая война» ( слайд)

— Образ главной героини рассказа. Особенности характера и речи Дарьи Румянцевой.

— Роль детали в данном рассказе.

САМОВАР. Какие ассоциации возникают у вас, ребята, в связи со словом самовар?

— Слайд ( Самовар- это символ достатка семьи, это самое дорогое, ценное, что есть в доме. Это символ гостеприимства, единения и сплоченности семьи.)

— А в этом рассказе?

( Самовар Дарьи- это смысл ее жизни, надежда, это живое существо, ее спасение от голода, холода, от одиночества ( она с ним разговаривает).

— Правильно. Самовар- душа дома. Не стало самовара, и дом Дарьи опустел. Отобрал Куверик у Дарьи последнюю надежду на жизнь, на возвращение сына. Дарья уходит из дома и погибает).

— Инсценирование эпизода ( Изъятие самовара).

— Смысл названия. ( Непомерные налоги, штрафы, изнурительная работа за трудодни, смерть близких от голода, ожидание вестей с фронта, похоронки- это все война. Она забрала у Дарьи все. Война у Белова безжалостна, жестока, несправедлива. Она не щадит никого…

Вот такая она война, война у Белова в этом рассказе).

2 группа- « На Росстанном холме».

— Что такое росстань? ( слайд)

Росстань- это « высокий полевой холм, где испокон веку расставались разные люди…» ( из текста В. Белова).

Росстань- перекресток или разветвление дорог ( Вологодское словечко: Школьный словарь диалектной лексики. Вологда.2019)

— Композиция рассказа- кольцевая.

— Образ Марии ( Верная, преданная, 25 лет ждала мужа с войны. Сильная, мужественная женщина.)

— Отношение автора к героине (Автор восхищен Марией, он сочувствует ей и радуется вместе с нею: дочь выросла, жизнь прошла не напрасно).

— Плач- причитание Марии ( инсценирование).

— Смысл названия рассказа?

( Росстанный холм- это символический образ. Это место встреч и разлук, свиданий и прощаний, надежд и разочарований..

Росстанный холм- это своеобразная черта, граница, которая отделяет родину и чужбину. « Отсюда дальше уже никто не провожал уходящих, а те, что уходили за Росстань, считали себя не дома и больше не оглядывались».

— Финал рассказа. Как вы понимаете его? — Выразительное чтение.

(В конце рассказа Мария вновь на Росстанном холме. Плачет и убивается по своему мужу, не вернувшемуся с войны. 25 лет она ждала его. 25 лет каждый год приходила на Росстань и ждала. Верила и ждала. Но спустя 25 лет Мария поняла и приняла: « Не придет. Нет, видно, уж. Не придет никогда, ни завтра, ни после». Но на этом жизнь не кончается. У нее взрослая дочь. Мария понимает, что должна жить и за себя , и за мужа. А еще надо выдать замуж дочь, растить внуков…

« Надо жить, дышать и ходить по этой земле…», несмотря ни на что.

На « Росстанном холме»- это своеобразная поэтическая баллада о преданности и верности женского сердца).

— Стихотворение « Вдова» ( Тема, которая раскрывается в рассказе « На Росстанном холме» нашла отражение и в поэтических строках. Мне хочется прочитать одно из стихотворений, которое, на мой взгляд, имеет много общего с этим рассказом).

3 группа- « Весна» ( слайд)

— Весна. Выстроим ассоциативный ряд.

( Весна- это конец войны, конец горю, страданиям, конец всем бедам.

Весна- это радость победы, это время для начала новой жизни, время пробуждения природы.

Весна-это новые надежды, счастье…)

— А еще с каким образом-символом связал Белов весну?

( Весна -это огонь в печи. Огонь- символ жизни. Вот как пишет об этом автор:

«…огонь в печи набирал силу, как набирала силу первая послевоенная весна…»)

— В чем, значит, смысл названия рассказа? Основная идея произведения?

( -Главный герой потерял все: трех сыновей, жену, лошадь Свербуху. Потерян и смысл жизни. Иван Тимофеевич решается на добровольный уход в мир иной… — А на дворе весна. Случайно ли? Конечно, нет. У Белова все не случайно. Павшего духом героя спасает женщина, сама придавленная страшной бедой.

Герой Белова сделал непростой выбор. Выбор в пользу жизни, жизни без родных и дорогих ему людей. Жизнь в одиночестве… Но выбор в пользу жизни!

-Война кончилась, она унесла жизни многих людей. Но Белов считает, что кто остался в живых и выжил- тот должен жить. Жить и за себя и за погибших близких людей.)

— Не случайно Белов заканчивает этот рассказ о войне словами, которые стали эпиграфом сегодняшнего урока.

Обратимся к ним. « Надо было жить, сеять хлеб, дышать и ходить по этой трудной земле, потому что другому некому было делать все это…»

Надо было жить и Ивану Тимофеевичу. Вот такая она война…Война Василия Ивановича Белова.

— Я надеюсь, вы обратили внимание на особенности языка произведений писателя Белова. Что вы можете отметить?

( Рассказы В.Белова завораживают пленительной, чистой, исконно народной речью. Они написаны простым, понятным языком. Писатель использует много диалектных слов, которые придают рассказам какую-то самобытность, достоверность. Они не требуют перевода, помогают лучше понять героев и время, в которое они жили. Речь героев образная и выразительная, проникновенная и правдивая.)

5. Обобщение

— Вернемся, ребята, к теме урока « Такая была война…» Как вы поняли, так какая же война у Белова?

( Да. Это война без боев и сражений, без раненых и убитых, без наступлений, без танков и самолетов…Это война в тылу. Она делала людей сиротами, бездомными, лишала отчего дома, отнимала надежду, веру. Она опустошала души людей.)

— По мнению В.Белова, война не закончилась. Она осталась с солдатами, вернувшимися с фронта, вдовами, детьми и стариками до конца их жизни.

Герои Белова вызывают душевный трепет, сочувствие, сопереживание, сострадание, они вызывают слезы у ваших современников , людей старшего поколения, детей войны. Рассказы им близки и понятны без перевода, потому что в них вся правда о войне. В этом и заключена сила художественного слова В.И.Белова.

Мне бы очень хотелось, чтобы эти чувства переживали, ребята, и мы с вами, читая рассказы В.Белова.

— Василий Шукшин выделил 4 основных разновидности жанра рассказа:

рассказ-характер, рассказ- судьба, рассказ-исповедь, рассказ- анекдот. Нетрудно выделить и у Белова рассказы этих жанров.

К какому жанру отнесем прочитанные рассказы и почему?

( Рассказ- судьба- это целостное описание жизни человека, сложившейся тем или иным образом не по воле, а в силу ряда обстоятельств- как правило, неблагоприятных).

— Непростая судьба у Василия Белова, потому что он относится к поколению детей войны. И не понаслышке знает, что такое война в тылу, как пережили ее простые русские люди в далеких северных деревеньках.

Давайте обратимся к портретам В.Белова, внимательно всмотримся, вглядимся в лицо писателя. Каким вы теперь видите писателя Белова после знакомства с рассказами из сборника «Душа бессмертна»?

6. Рефлексия

— Мы знакомы уже со многими произведениями В.И.Белова.

Как вы думаете, ребята, что мог бы сказать Белов нам, читателям, о своей миссии на земле?

Закончите фразу: Я пришел в этот мир, чтобы…

( рассказать правду о войне, о жизни деревни, о тружениках села, о том, как гибнет русская деревня…)

Приложение

План анализа рассказа:

1. Тема, идея рассказа.

2. Главные герои произведения.

3. Своеобразие рассказа (речь героев, построение произведения, роль деталей…).

4. Смысл названия рассказа.

5. Отношение автора к героям.

Стихотворение « Вдова »

Еще держусь я на плаву,

Но тянет, тянет дно.

Всем кажется, что я живу,

А нет меня давно.

Еще я принимаю бой,

И кто б подумать мог,

Что я туда ушла с тобой,

Откуда нет дорог?..

Я знаю- все бы ты простил,

Когда б пришел назад.

А у меня хватило б сил

Забыть про этот ад.

Про ту пустыню,

Где сто лет

Я без тебя брела

И не могла найти твой след…

Ты б не попомнил зла…

Но мне тебя не воскресить,

Всем сказкам-

Грош цена!

Не ты

Тропинку проторить,

А я

К тебе должна…

Не так-то просто умереть,

Живу, себя казня,

Как видно,

Разводящий Смерть

Забыла про меня…

МБОУ «Ярнемская школа» (Плесецкий район Архангельской области)

Разработка урока литературы в 10 классе

(в рамках реализации регионального компонента)

«Счастье героев рассказа В.Белова «Колоколёна»

Учитель русского языка и литературы

Кононова Елена Михайловна,

Стаж – 19 лет

2016 год

Пояснительная записка

  1. Номер урока в системе уроков учебного курса:

  • На изучение творчества данного писателя отводится 1 урок

  • В системе уроков по реализации регионального компонента – урок № 8

  • В системе уроков в курсе преподавания литературы в 10 классе – урок № 87 (проводится после изучения поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?»)

  1. Программа по литературе для 10-11 класса: среднее (общее) образование (базовый уровень) – Сухих И.Н.: М.: Академия — 2008

  2. Цели урока: Образовательные:

    • знакомство с фактами из автобиографии писателя

    • знакомство с творчеством северного писателя

    • формирование у учащихся представления о героях рассказа, о понимании ими счастья, смысла жизни

    • определение учащимися авторской позиции

развивающие :

    • развитие общеучебных навыков (умение ориентироваться в тексте и находить нужную информацию, умение обобщать и выделять главное)

    • развитие умения анализировать художественный текст

    • развитие умения сопоставлять произведения двух авторов разных эпох

    • развитие творческих способностей учащихся через выразительное чтение по ролям отрывков рассказа

    • развитие навыков письменной речи через написание мини-эссе в рамках домашнего задания

    • развитие умения высказывать собственное мнение по прочитанному тексту

    • развитие умения работы в парах

воспитательные :

    • формирование в сознании учащихся вечных нравственных ценностей: любовь к матери, к родному краю, к духовным традициям русского народа

  1. Тип урока: изучение нового материала, урок – исследование

  2. Методология урока – системно-деятельностный подход

  3. Формы работы с учащимися : фронтальная, индивидуальная, парная

  4. Необходимое оборудование: компьютер с колонками, мультимедийный проектор, экран, тексты рассказа В.Белова, раздаточный материал

  5. Эпиграф к уроку: «Счастлив тот, кто счастлив дома, на своей родной земле» (О.Фокина)

Ход и структура урока:

  1. Организационный этап. Приветствие и формулирование темы урока совместно с учащимися .

-(Слово учителя)Добрый день! Как настроение? Все ли готовы к уроку? Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и узнаем много нового о себе и о творчестве знаменитого вологодского писателя Василия Белова. Ребята, поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает себя счастливым человеком. Приятно, что таких много. А в чём заключается ваше счастье? Что вам нужно для счастья? (ответы ребят) Безусловно, вы правы. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся). Совершенно верно. (Учитель озвучивает тему урока, ученики записывают её в тетрадь).

2. Этап актуализации полученных знаний (основная форма работы – групповая)

-(Слово учителя)На предыдущих уроках мы достаточно подробно изучили поэму Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Давайте разделимся на 6 групп, вспомним основных героев произведения и обобщим, что же являлось для них счастьем. На выполнение задания даю 3 минуты. (после этого выслушиваются мнения разных групп).

1 группа – образ попа («счастье для попа – это покой, богатство, честь»)

2 группа – образ помещиков (счастье для них — обладать властью над другими людьми, богатство и т.д.)

3 группа – образы свободолюбивых крестьян Савелия, Ермилы Гирина и других (их счастье в личной независимости, чувстве собственного достоинства и т.д.)

4 группа – образы крестьян — добровольных холопов (их счастье в добровольном уничижении, послушании и прислуживании и т.д.)

5 группа – образ Корчагиной Матрёны Тимофеевны (её счастье – семейное благополучие)

6 группа – образ Гриши Добросклонова (его счастье – борьба за народное счастье, за защиту народных интересов и т.д.).

3.Этап мотивации, постановки учебной задачи и целеполагание.

-(Слово учителя)Посмотрите, как много различных мнений по поводу вопроса «Что такое счастье?» Поэма была написана в 19 веке, по вашему мнению, стоит ли её изучать современным школьникам? Актуальны ли эти ценности в наше время? С кем из героев вы согласны, а с кем нет? Почему? (создаётся небольшая проблемная ситуация, организация дискуссии, выслушиваются мнения всех ребят, желающих ответить).

-(слово учителя) Сегодня мы знакомимся с ещё одним произведением, но уже 20 века, в котором затронуты проблемы, созвучные некрасовским. Это рассказ Василия Белова «Колоколёна». Он написан в 196 году, то есть через 100 лет после поэмы Некрасова. Итак, кто готов уже сформулировать цель урока? Что же нам предстоит выяснить и что для этого нужно сделать? (возможный ответ: «Нам предстоит внимательно прочитать и проанализировать рассказ Василия Белова, понять, в чём заключается счастье героев рассказа и выявить авторскую позицию по этому вопросу. Кроме этого, нам необходимо сопоставить два литературных произведения разных эпох и сделать выводы об их сходстве или различии. (формулирование целей и задач урока совместно с учащимися, при необходимости обратиться к эпиграфу урока).

4. Этап открытия новых знаний с элементами исследования (изучение нового материала, комментированное чтение, анализ текста)

-(Слово учителя)Для того чтобы лучше понять авторскую позицию нам нужно познакомиться с фактами из жизни писателя. В этом нам поможет автобиография Василия Белова. Это писатель дорог и понятен нам вдвойне, так как он тоже писал о северной деревне, об её жителях. (просмотр презентации. Приложение 1)

Для справки: Автобиография В.И.Белова

«Родился я в октябре 1932 года в д. Тимониха, Вологодской обл., в семье колхозников Белова Ивана Федоровича и Беловой (Коклюшкиной) Анфисы Ивановны. Я был у них вторым сыном. Поскольку в то время детей крестьян регистрировали не очень тщательно, то никаких метрических документов на меня не оказалось. Я был записан лишь в колхозной книге по учету выработанных трудодней и то ошибочно: 1933 годом. День моего рождения также в точности не известен. По рассказам родственников и матери, я родился или за неделю до Покрова Богородицы или неделю спустя. При получении свидетельства о рождении в 1949 году было поставлено приблизительное число – 23 октября.Когда началась Великая Отечественная война, я перешел во второй класс Сохотской начальной школы. Учились мы в здании бывшей Никольской церкви.Еще до школы меня научил читать старший брат Юрий. Я перечитал все книжки дома и в деревенской библиотеке. Мое «книжное голодание», начавшееся раньше голодания физического, быстро становилось хроническим. Отец до войны зимними вечерами читал вслух, но позже родилась у меня неудержимая тяга к чтению самостоятельному. Я воровал книги с чердаков брошенных домов. Дома были заколочены, но мы находили какие-то щели между хлевами, забирались внутрь через подвальные окошечки и шастали. В поисках книг я забрался однажды и в жилой дом…

Отец учил нас столярничать, мы соревновались с братом, у кого лучше получится табуретка.Школу-семилетку я закончил в 1947 году. Все эти годы, да и последующие, связаны с физическими и нравственными лишениями. Простудился и умер мой дружок и одноклассник Толя Стулёнков, с которым пять лет сидели на одной парте. От болезни, связанной с голодом, умерла бабушка по отцу. Умер крестный Иван Михайлович. В 1943 году на войне погиб отец. Голод продолжался вплоть до начала 50-х годов. Ели толченую солому, замешанную на картофеле, ели кору, мох, даже дохлую конину.

Голод и тяжелая жизнь не позволяли закончить десятилетку, так как надо было уезжать, а средств не было. Однако я решил уехать учиться. На общем собрании меня долго не отпускали. В сельсовете не давали справку на паспорт. Метриков не было. И все же я покинул деревню и родину. Это было в марте 1949 года.

Осенью этого же года нас послали в деревню Васильевку на реке Монзе. Человек восемьдесят учащихся, нас поселили в заброшенной церкви. Начали копать под фундамент пилорамы яму прямо на кладбище. Выбрасывали черепа и кости. Большая часть «фэзеошников» разбежалась, но пилораму поставили. Завезли в церковь станки и установили электростанцию. Потом и в армии я столкнусь с осквернением могил. В армии было очень тяжело, там я прочитал множество книг, многие из нас писали стихи, чтобы выжить. Я много раз пробовал печататься в газетах, но не выходило. Писал письмо поэту Асееву, мне не ответили. Все это время было много трудностей с работой, с личной жизнью, с писательской деятельностью, но матери надо было помогать по-прежнему. Наконец, в 1956 году, я был правдам и неправдами оформлен литсотрудником районной газеты. На моих глазах происходили все эксперименты, связанные с сельским хозяйством. Деревня еще жила в те годы, но ее эксплуатация и уничтожение шло полным ходом.

С1959 по 1964 год я учился в Москве в Литературном институте. В те же годы стал членом Союза писателей СССР.С 1964 года живу в г. Вологде, деля свое время между нею, Москвой и деревней Тимонихой. Издано много книг: прозы, публицистики, драматургии.А позже, в 1998 году в автобиографии появилось добавление: за восемь лет реформ родная деревня Тимониха практически вся вымерла, что и обусловило мое активное участие в публицистике.»

-(Слово учителя) А сейчас нам предстоит самое интересное и увлекательное – погружение в текст. Как исследователи морской жизни погружаются на самое дно моря, так и мы постараемся докопаться до самой сути рассказа. Мы тоже будем сейчас исследователями. Цели и задачи поставлены, не хватает гипотезы, которую мы в результате должны подтвердить или опровергнуть. (как правило, десятиклассникам не составляет труда сформулировать гипотезу) Предположим, например, что эти два произведения не имеют ничего общего (возможны другие варианты гипотез).

Вопросы для анализа рассказа «Колоколёна». На данном этапе необходимо провести словарную работу с диалектизмами, которые могут быть непонятны учащимся и затруднять понимание текста. (можно заранее дать индивидуальное задание найти их значение в словаре)

1. Где родился и провел своё детство рассказчик? И где живет теперь? Почему автор «поселяет» его в общежитие? Какие ассоциации возникают с жизнью в общежитии? Счастлив ли он в городе? Докажите строчками из текста. Что ему снится?

2. С чем связывает он настоящую, полную жизнь?

3. Каков сюжет рассказа? (для тех, кто читал заранее)

4. Зачем рассказчик пришел к бабке Паране? Было ли у него какое-то дело? Что символизирует собой эта героиня?

5. Параня много рассказывает о своей жизни, о жизни своих детей, о деревенских жителях – об Олютке. Зачитайте, как выглядит Параня, какова её манера говорить.

6. За болтовней бабки Парани раскрывается житейская мудрость, она носитель тех нравственных устоев, которым учит нас Библия, по которым из века в век стараются жить добрые, порядочные люди. Как относится бабка Параня к Олютке? А что представляет собой её муж? Как относится к нему баба Параня?

7. Расскажите о сыновьях бабы Парани, помогают ли они ей?

8. Какая в деревне жизнь? Как живут люди в деревне?

9. А теперь предлагаю вслушаться в речь Колоколёны еще внимательнее. Вы представляете себе героиню? Помогает ли ее речь это сделать лучше?

10. Что такое художественная деталь? Обнаружили ли вы в рассказе художественные детали. Как их объяснили?

11. Почему бабу Параню прозвали «Колоколёна»? Почему автор выносит это прозвище в заглавие? Какую роль играют колокола на Руси?

12. В чем смысл финала рассказа? В чём счастье бабы Парани?

13. Определите авторскую позицию.

14. Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

15. Что понял рассказчик, навестив родную деревню?

5. Этап релаксации. Для смены деятельности в целях повышения работоспособности можно (если позволяет время) показать учащимся презентацию под песню Сергея Беликова «Снится мне деревня» (приложение №2)

6. Этап закрепления полученных знаний (основная форма работы – парная)

— (слово учителя) Вы хорошо поработали индивидуально на данном этапе, а сейчас работаем в парах. Не забудьте про взаимопомощь, работаем по принципу взаимоуважения. Вам предстоит заполнить сопоставительную таблицу по предложенным критериям, самостоятельно сделать выводы о сходстве и различии произведений двух авторов разных эпох. Удачи!

Писатель

Николай Алексеевич Некрасов

Василий Иванович Белов

Название произведения

«Кому на Руси жить хорошо?»

«Колоколёна»

Время создания

произведения

Жанр

Образы главных героев

Образ русской женщины, черты характера, судьба

Как живут люди в деревне?

Художественные приёмы, использованные автором

Как понимает счастье автор и герои произведения?

Основные проблемы, поднятые в произведении

Моё отношение к произведению

7. Этап рефлексии и самооценки.

-(Слово учителя) Итак, вернёмся к нашей гипотезе. Много ли общего в данных произведениях? Подтвердили ли мы её или опровергли? Молодцы! Я довольна вашей работой! А вы довольны вашей работой? Оцените свою деятельность на уроке самостоятельно. Сдайте оценочные листы. А теперь поднимите руку те, кому было на уроке скучно. Теперь те, кому было на уроке интересно. Хочется знать, кому было всё понятно. А, может, есть такие, для кого остались вопросы, на которые не получен ответ? Всем спасибо за работу, а в заключение я хочу сказать, что сегодня на уроке вы тоже подарили мне частичку счастья.

7. Заключительный этап. Домашнее задание направлено на подготовку написания сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Учащимся необходимо написать дома сочинение объёмом не менее 150 слов на тему «Что такое счастье?» («Что значит быть счастливым?» «Что человеку нужно для счастья» и т.д.) с привлечением двух изученных литературных аргументов.

Текст рассказа   КОЛОКОЛЁНА       
За окном нашего общежития день и ночь гудят машины. Фыркают громады самосвалы, поют моторами троллейбусы. Иногда ночью я вскакиваю с постели и с тревожно бьющимся сердцем смотрю на космические россыпи городских огней. Мне не спится в этом шуме, и в такие часы я оживляю в памяти картины моей Вологодчины, образы ее людей встают перед глазами, и я до утра толкую то с тем, то с другим. 
      Однажды в такой бессонный час я вспомнил Параню — старуху, давнишнюю мою знакомую. Жила она у дочки и зятя в соседней с нашей деревне, двенадцать годов подряд нянчила ребятишек. 
      Помнится, на деревню несколько суток дули упрямые дождливые ветры, дороги раскисли, дома потемнели от дождя. Я зашел в дом к Паране с дворового хода, поднялся по лесенке, сплошь заштукатуренной зеленым коровьим навозом. В наших местах простые люди заходят в дом без стука, чем бы ни занимались в это время хозяева. Я не стал совершенствовать этот порядок и тоже без стука вошел в избу. 
      На столе стоял, весь в слезных подтеках, самовар. Двое ребятишек сидели на лавках за столом. Они пили чай и были до того смешны своими вымазанными черникой лицами, что я чуть не расхохотался. 
      — Как тебя зовут? — спросил я у старшего, который придерживал за бока младшего братишку. 
      — Иголь Алкадьевич Смилнов. 
      — А его? 
      — Ленькя! 
      Ленька забыл про ягоды, открыл рот и, не отрываясь, в оба глаза смотрел на меня. 
      — Вот что, Игорь Аркадьевич, нате вам с Ленькой по конфете, а где у вас бабушка? 
      — Колову доит,— ответил Игорь Аркадьевич, не зная что делать с конфетой. 
      В избе роем гудели мухи. Самовар уже остыл, но я налил воды в стакан, подкрасил его чаем из чайника и выпил полстакана. За этим занятием и застала меня Параня. 
      — Ой-ей-ей, здравствуй, батюшко, сколь годов не бывал. Так надолго ли? Денька три еще поживешь? Больно уж мало-то, ну, вот и добро, что зашел старуху проведать, всегда у нас было дружно, еще твой отец — покойная головушка — захаживал, да и с маткой-то, бывало, обо всем переговорим. Где она теперь-то? У дочки? С маленьким перекладывается? Знаю, знаю это событие, сама вон троих выводила… 
      Все это было сказано за три секунды, и я сразу повеселел. 
      Параня постарела: губы у нее ввалились, нос стал еще острее, но говорила она все так же хорошо, громко, на весь дом, слова, как и раньше, не придумывала, а они сами у нее сыпались. 
      — …А что, батюшко, сыновья? Сыновья и к речам не пристают, совсем забыли, совсем. А обидно, батюшко, так бывает обидно, что и не выговорить, ведь я их обоих на ноги подняла, а хоть бы копейку когда вручил который, дак нет, много годов на матку внимания ни у которого нету. Хоть бы жили они худо, а то у одного хлеба напасено — не приесть, одних катаников накатано восемь пар, другой рыбу ловит, а хоть бы фунтик какой завалящий принес матке, дак нет, не бывало такой причины. Когда младшой-то женился, думаю, пусть, чего уж тревожить, жили сперва почти в курятнике, не надо мне ничего, а ведь теперь-то в хорошем дому, а вроде и не сын, все я у его как сбоку припеку… Чего, андели, подавился? 
      Она пересадила ребенка с лавки к себе на колени и похлопала его по спине, чтобы он скорее проглотил разжеванный пирог. 
      — А ты, Игоряшка, ешь тоже, не куксись, бери пример с Левонида. Чего, лягаться? Я вот тебе, дьяволенок, лягну, я вот лягну! Ишь какой разборчивый стал. Не вороти, не вороти рыло-то, а ешь что дают, да понажористей. Особого ресторана для тебя не припасли. 
      Старший убежал из-за стола с куском в руке, шмыгнул за порог. Параня продолжала рассказывать про свою жизнь: 
      — А и тут, батюшко, велик ли смак, ежели сама дочка второй месяц в больнице, ревматизмы пошли по ногам, ведь век свой хорошей обутки не нашивала, а и он, Аркадей-то, какой тоже добывалыцик, смиреной уж больно, никому насупротив слова не скажет, вот его и пехают в кажинную дыру. Здоровьишко-то у него тоже подзапнулось, ездил в лес, каждый год лес рубят на Украину, вот уж истинно еловые шишки кормят, после того разу и сник, ест худо и с лица спал. 
      — Что, лес и сейгод продавали? 
      — Как, батюшко, не продавали, продавали и севогоду. 
      Она сухой жилистой рукой утерла нос «Левониду», распечатала ему конфету. 
      — …Весь удел вырубили под корень. Чего уже бабы, пожилые, песок у бабешек сыплется, и те тащатся сучки обрубать, деньгами платили за это дело. Лошади-то в снегу по самую репицу, возить-то далеко, а народ-то до того обрадел, и печей не топили, все поголовно в лес устремились. Один Паша-хлюст никакого резону не признавал. Галифе-то распустит да и ходит по волости. К нашему-то Аркадью придет это, да как закадят в две-то трубы: хорошему человеку и не продохнуть. Я его пораз и отрешила: «Лучше не ходи, говорю, не порть атмосферу, сам без руля и людей в смущенье приводишь».—«А что, я кагда в Москве был, так денег накапил, буду ли я в калхозе работать».— «Ой, москвич невыделанный, гляди выхолостишься. Полтора-то рубли привез, да и нос в небо! Подожди, говорю, живо без порток набегаешься». Вот, выложила я ему этакую лекцию, гляжу, нафуфырился, как петух под дожжом. «Я гу, не криви губу-то, не велик министр». Здороваться перестал с того мамента. Пораз пошла у лавку за хлебом, а он, Паша-то хлюст, вусмерть у прилавка-то и на ногах не стоит. «Что, говорю, Павло Трофимович, али севодни престол какой, к земле-то тебя так и гнетет?» — «А вот, говорит, как дам, так у тебя, у старой карги, и копыта на сторону». Ох ты, думаю, сотона, стельная рожа, да меня и свой мужик век не колачивал, а ты меня стращать удумал! «Иди, говорю, красноглазой мухомор, пока, я тебе в глаза-то не нахаркала». Смеюсь. Да и в магазине-то все впокатушку. А он пошел с приступка-то да как хрястнется в самую жидель, штаны-то праздничные. «Так тебе, говорю, и надо, не ущемляй старуху». 
      Параня, громко и непринужденно хохоча, высморкалась в передник. Я закурил, стараясь не проронить ни слова. 
      — …Бывало, проспится к обеду да урядником по деревне и идет, а лень-то раньше его родилась, уж до чего на пече долежал, что и на боках-то пролежни, а тараканов-то, поди, всех пересчитал, чисто счетовод, а у дому ни копыла, ни дровины. Вот так, думаю, пролетар! Велика ль и комплекция, а только штанами потряс — глядишь, у жонки вдругорядь брюхо, и носков у башмаков сердешная не видит. Хоть матушку-репку пой. Накопили эдак орду осемьсветную, слепили халупу вроде скворешника и живут, как хранцузы, деньги есть — так ладно, а нет — так и того ладней. А ведь все вызнал, прохвост, всех баб перебрал, кобелина, много этой птицы прошло через евонные руки! Жена безответная, родители у нее были тихие, слова худого никто не слыхивал, а она и еще тише. «Я гу, возьми ты, Олютка, галифе-то евонные да на огороде и вывеси заместо флага, чтобы не ходил, блудня, по всем горизонтам, не позорил твою голову». Молчит только да ревит… Я вдругорядь, помню, увидела его да и говорю: «Павло Трофимович, чево заведешь делать, когда машинка-то откажет работать?» Хохочет, ноги-то расщеперил. «На мой век, говорит, хлеба хватит, найду какую-нибудь каммерцию!» Вот как увидела я его тогда, а на третий день и говорят, что привезли его на розвальнях мертвым. Ездили оне с мужиками в лесопункт да и напились дорогой, а никто за ним не приглядел, все в дыминушку были, ткнулся да и замерз насовсем. Уж больно, покойная головушка, до чужого-то вина был охоч, от того и сгинул. А ведь семеро, батюшко, осталось, семеро, все мал мала меньше. Вот и мается Олютка одна, как на оводах, а надолго ли ее хватит, бог знает… 
      Я закурил снова, глядя на улицу. В избе по-прежнему гудели мухи. Дождь кончился, но просветов на небе не было, и лохматые тучи все так же низко над землей торопились куда-то. Проблеяла за домом чья-то овца, прошла под окнами женщина в больших резиновых сапогах, которые хлопали на ее ногах гулкими широкими голенищами. — Олютка! — окликнула ее из окна бабка Параня.— Не видала хозяина нашего, с утра ушел в кладовую и без обеда мужик? 
      — Видала, бабушка, видала, он вот-вот придет из конторы. Олютка, хлопая голенищами, скрылась в проулке, а я не стал дожидаться хозяина, собрался домой. 
      — Ой, батюшко,— заговорила, прощаясь, бабка Параня,— больно уж ты добр-то, да и одежда-то на тебе хорошая, хоть ты заглянул, проведал старуху. Зайди хоть еще разок, когда будешь уезжать-то, всегда у нас с вами было дружно, да матке-то скажи от меня поклон, да и всем-то поклоны. Устарела, скажи, колоколёна, а язык-то все еще колоколит, ведь и тебе-то, наверно, напостыла да все уши опела, колоколёна. 
      …Долго еще я слышал громкий бабкин голос, колоколит он у меня в ушах и посейчас, призывая меня в ольховый родимый край, туда, где точат тихие грибные дожди и пахнет горьким березовым дымом.

  • Не мешкаясь как пишется
  • Не мешало как пишется слитно или раздельно
  • Не мешайте как пишется
  • Не мешает как пишется слитно или раздельно
  • Не метеный давно пол как пишется