1. Орг. момент, эмоциональный настрой.
По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.
– Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе…».
2. Дыхательная гимнастика.
– Начнем урок с дыхательной гимнастики. Упражнение «Задуй свечу».
– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.
3. Постановка темы и цели урока.
– Сегодня мы продолжим знакомство с китайской народной сказкой «Как собака с кошкой враждавали». Проверим внимательные ли вы читатели.
4. Подготовительная работа. Жужжащее чтение. 5 минутка
– Открыли свою книгу. Начинаем читать вполголоса, чтобы я слышала каждого (через минуту-чтение «пчелкой»).
-Как называется книга? О чём прочитали? Кто читал сказки?
5. Проверка домашнего задания. Викторина
– А мы возвращаемся к нашей сказке .Проверим внимательные ли вы читатели. Проведем викторину. Внимание на экран.2 с обратной стороны доски.Выберите вариант ответа цифрой 1 2 3 или 4.Запишите через запятую.Проверка сигналами.Поставтьте себе отметку карандашом.
6. Объяснение нового материала.
–Антиципация
– Выскажите свое предположение, чем закончится это произведение. Дочитаем сказку до конца и узнаем сбудутся ли ваше предположение.
Откройте учебник с.46.Читаем по цепочке по 1 предложению.
Значение каких слов было непонятно.
Дармоедка-та,кто живет за чужой счет, бездельница.
Брюхо набивать-есть много, объедаться.
Потчевать-угощать.
Всякой всячины-все без разбора, что попало.
7. Физминутка с применением мультимедийного проектора.
8. Работа по содержанию.
-Почему между кошкой и собакой возникла вражда? Давайте разберемся.
-Что вы можете сказать о характере героев?Изменился ли он? (изменился только у кошки)
-Как вы думаете почему?(кошка оказалась жадной.она посчитала возвращение шкутулки-есть только её заслуга.)
-Кто же из животных сказки благороднее и прямодушнее?Кто хитрее и коварнее?
-Что в сказке побеждает:благородство или хитрость?(хитрость так как коварную кошку расхваливали кормили,а благородную собаку даже не вспомнили).
-Докажите словами из текста.
-На 1 уроке мы спорили эта сказка современная или древняя.(древняя потому что объясняет причину возникновения вражды между кошками и собаками.)
Внимание на экран.
—Прочитайте запись на плакате Летучей мыши.
-Есть признаки волшебной сказки-волшебный помощник и волшебный предмет,чудеса.
_А кто считает с другой стороны,что это сказка о животных?Докажите.(герои- животные, ведут себя как люди.Какой сделаем вывод?Это сказка волшебная,но в ней есть черты сказки о животных.
-Прочитайте объяснение на плакате Летучей мыши с.49.
9. Домашнее задание:Р.т.с.11 задание № 8.
10.Подведение итогов урока.
-С какой сказкой познакомились на уроке?
-Чем отличается китайская сказка от прочитанных нами?(Это волшебная сказка с чертами сказки о животных)
11. Рефлексия.
– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этой сказке, перечитать сказку еще раз. Поднимите, тот цвет, который отражает ваше настроение, ощущение от урока. (зеленый- хорошее настроение,красный – плохое настроение.)
Казенное образовательное учреждение Омской области
«Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернатVIII вида»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
МС школы Зам.директора поУВР Директор школы
Кузина О.Р.___________ СазоновС.М.___________
«__»_____________2014г «__»_____________2014г «__»_____________2014г.
Рабочая программа
по предмету «Чтение и развитие речи»
4 класс
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Составила: Щербакова Наталья Владимировна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, 2009 год)
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в том числе на внеклассное чтение — 1 час в неделю соответственно.
В 4 классе осуществляется объяснительноечтение, в процессе которого у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведение, объяснять поступки героев и причинную обусловленность событий. Доступность анализа создаётся за счёт группировки материала в соответствии с определёнными темами, связанными с жизнью и опытом детей. Такое расположение материала даёт возможность опираться в разборе произведений на происходящие в данный момент события.
В 4 классе закрепляются навыки правильного, сознательного и выразительного чтения, школьники читают вслух и про себя, осваивают полный и выборочный пересказ.Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромноекоррекционное значение.Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у учащихся.
Для реализации Рабочей программы используется учебно — методический комплект: учебник (С.Ю.Ильина, Л.В.Матвеева (Лунёва). Чтение. 4 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Санкт-Петербург. Филиал издательства «Просвещение», 2011г. – 158с.)
Цель программы обучения:
закрепление навыков правильного, сознательного и выразительного чтения целыми словами;
коррекция недостатков развития детей с нарушением интеллекта.
Основные задачи программы обучения:
учить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
осмысленно воспринимать его содержание;
активизировать словарь учащихся;
научить полному и выборочному пересказу прочитанного;
учить правильно строить и употреблять в речи предложения.
Содержание программы
Рабочая программа по чтению для 4 класса составлена согласно «Программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида» под редакцией Воронковой В.В. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации, 6-е издание, 2009 год)
Программа рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю, в том числе на внеклассное чтение – 1 час в неделю. В программу по чтению включены следующие разделы и темы:
Разделы |
Кол-во часов |
Краткое содержание раздела |
Листья пожелтелые по ветру летят … |
10 ч |
А.Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» Ф.Тютчев «Листья». По Г.Граубину «Как наступает листопад». А.Гонтарь «Осень в лесу». С.Прокофьева «Подарки Осени» По М. Пришвину «Старый гриб» (отрывок) Н..Носов «Хитрюга». Н.Сладков «Осень». Г.Снегирёв «Бурундук». |
Раз, два – начинается игра! |
6 ч |
Считалки М.Бородицкая «Щи- талочка» Л.Пантелеев «Карусели». Д.Хармс «Игра». (Отрывок) В.Левин «Чудеса в авоське». Внеклассное чтение. Н.Носов «Затейники». |
Будем делать хорошо и не будем — плохо |
16 ч |
«Не моё дело!» (Китайская сказка) И.Крылов «Чиж и Голубь» Л.Толстой «Два товарища» Л.Пантелеев «Трус». Э.Кисилёва «Про то, как Миша стал храбрым». В.Сафронов «Подвиг». Ю.Ермолаев «Силач». По В.Осеевой «Самое страшное» К.Киршина «Вот какая история» По Я. Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». А.Барто «В театре» Обобщающий урок по теме: «Будем делать хорошо и не будем — плохо» Внеклассное чтение. По М. Пляцковскому «Какая бывает зима» (Сказка) |
Зимние узоры. |
6ч |
Старый Мороз и молодой Морозец (Литовская сказка) С.Прокофьева «Подарки Зимы». Г.Харлампьев «Жадная сорока». З.Александрова «До свидания, зима!» |
Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно! |
8 ч |
«Заработанный рубль» (Грузинская сказка). Г.Сапгир «Рабочие руки». Н.Носов «Заплатка». А.Барто «Я лишний». С. Погореловский «Маленькое и большое». Г.Виеру «Хлеб с росою». |
В окно повеяло весною… |
6 ч |
А.Плещеев «Весна».А.Майков «Ласточка примчалась…» К.Ушинский «Ласточка». А.Н.Толстой «Весенние ручьи». С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам». В.Сафронова «Весна». Внеклассное чтение. Н.Сладков «Ивовый пир». |
На пользу и славу Отечества |
8 ч |
Как Илья из Мурома богатырём стал (Былина) Л.Толстой «Как боролся русский богатырь». По О.Орлову «К неведомым берегам». По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец». |
Видно не напрасно называют лето красным |
10 ч |
Г.Греков «Летом». С.Прокофьева «Подарки лета». По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». По А.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (Отрывок). Вс.Рождественский «Одуванчик». По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». Внеклассное чтение. По А.Смирнову «Малина». |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должныуметь:
читать сознательно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующей интонацией;
читать про себя;
отвечать на вопросы по прочитанному;
выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним свое отношение;
определять главную мысль произведения;
читать отрывки по ролям;
пересказывать прочитанное полностью и выборочно.
Учащиеся должнызнать:
знать наизусть 7-8 стихотворений.
Прогнозирование результатов
читать выразительно, бегло, осмысленно;
уметь выделять главную мысль произведения, давать пересказ прочитанного;
уметь выделять главных действующих лиц, оценивать поступки героев произведения;
уметь самостоятельно выбрать книгу в библиотеке по интересу;
знать наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
Проверкунавыковчтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.
С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.
Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3—4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка — мотивированной.
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): IV класс —35—40 слов;
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
IV класс
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает целыми словами правильно, с одной-двумя самостоятельно исправленными ошибками; читает выразительно, с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает целыми словаки, некоторые трудные слова — по слогам; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает, в основном, целыми словами, трудные слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе — логических ударений; отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
Календарно- тематическое планирование
4 часа в неделю, 136 часов в год
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Содержание, Коррекционные цели |
Планируемые результаты |
Работа по развитию речи |
Практическая работа |
|||||||
Планир. |
Фактич. |
|||||||||||||
1. |
А. Плещеев «Осень наступила, высохли цветы…» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. |
Знать: Признаки осени; Наизусть стихотворение. Уметь: выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
Заучивание наизусть стихотворений. |
|||||||||
2 |
Ф.Тютчев «Листья» |
1 |
Знать: Признаки осени. Уметь: объяснять значение слов, употребляемых в стихотворении. |
Заучивание наизусть стихотворений. |
||||||||||
3-4 |
По Г.Грабину «Как наступает листопад» |
2 |
Знать: Признаки осени. Уметь: отвечать на вопросы. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
5 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Знать: Признаки осени. Уметь: объяснять значение слов, употребляемых в стихотворении. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
6 |
А.Гонтарь «Осень в лесу» |
1 |
Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: Признаки осени. Уметь: выразительно читать стихотворение. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
7 |
С.Прокофьева «Подарки Осени» |
1 |
Знать: О дарах осени. Уметь: выразительно читать стихотворение. |
Ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
8 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора;; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Знать: Признаки осени. Уметь: объяснять значение слов, употребляемых в стихотворении |
Ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||
9-12 |
По М.Пришвину «Старый гриб» (отрывок в 2-х частях) |
4 |
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. |
Знать: В какую погоду хорошо растут грибы. Уметь словесно иллюстрировать отрывок. |
Ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||
13 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Знать: Признаки поздней осени.. Уметь: анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему, корректировать ответы учащихся. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
14 |
Е.Носов «Хитрюга» |
1 |
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. |
Знать: Признаки поздней осени.. Уметь: анализировать заголовок произведения, находить в тексте предложения на заданную тему, корректировать ответы учащихся. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
15 16 |
Н.Сладков «Осень» |
2 |
Знать: образ жизни диких животных. Уметь: читать рассказ по ролям. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
17 |
Внеклассное чтение. По М.Ильину «В чудесной кладовой» |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; |
Знать: образ жизни диких животных. Уметь: читать рассказ по ролям |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
18 |
Г.Снегирёв «Бурундук» |
1 |
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. |
Знать: особенности бурундука, его повадки. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному. |
Заучивание наизусть стихотворений. |
|||||||||
19 |
Считалки. |
1 |
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
Знать: наизусть 1 считалку. Уметь: выразительно читать вслух выученную наизусть считалку. |
Заучивание наизусть |
|||||||||
20 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
21 |
М.Бородицкая «Щи-талочка» |
1 |
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: значение считалок в организации игр. Уметь: анализировать заголовок, строить монологические высказывания по заданному вопросу. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
22-23 |
Л.Пантелеев «Карусели» |
2 |
Знать: значение игр, физкультминуток. Уметь отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение, пользоваться учебником. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
24 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
25 |
Д.Хармс «Игра» (отрывок) |
1 |
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Заучивание наизусть стихотворений |
Знать: значение слов сторонитесь, стал на якорь. Уметь: соотносить отрывки стихотворения с иллюстрациями, словесно иллюстрировать отрывок. |
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
|||||||||
26 |
В.Левин «Чудеса в авоське» |
1 |
Знать: значение слов авоська, пуд, чудо-юдо. Уметь: выборочно пересказывать прочитанное. |
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
||||||||||
27-28 |
Н.Носов «Затейники» |
2 |
Знать: значение слова затейники. Уметь: читать по ролям, элементарно оценивать прочитанное. |
Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
29 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
30-32 |
«Не моё дело!» (китайская пословица» |
3 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: особенности сказок. Уметь: пересказывать содержание прочитанного произведения. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
33 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Знать: особенности сказок. Уметь: пересказывать содержание прочитанного произведения |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
34 |
И.Крылов «Чиж и голубь» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: особенности басен. Уметь: выделять главную мысль произведения; осуществлять выбор; чтение по вопросам; организовывать рабочее место. |
||||||||||
35 |
Л.Толстой «Два товарища» |
1 |
Знать: пословицы о дружбе. Уметь: выделять главных действующих лиц; выразить к ним своё отношение. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
36 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Знать: особенности рассказа. Уметь: пересказывать содержание прочитанного произведения |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
37-38 |
Л.Пантелеев «Трус» |
2 |
Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: автора произведения. Уметь: пересказывать текст по картинкам. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
39-40 |
Э.Киселёва «Про то, как Миша стал храбрым» |
2 |
Знать: о положительных и отрицательных качествах человека. Уметь: пересказывать прочитанное, соблюдать последовательность чтения. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
||||||||||
41 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
42 |
В.Сафронов «Подвиг» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать значение слов: ухмыльнулся. Уметь: оценивать поступок героя, характеризовать его качества. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
43-44 |
Ю.Ермолаев «Силач». 1,2 части. |
2 |
Знать значение слов: арка, невредимы. Уметь: читать по ролям, выделять главных действующих лиц, выразить к ним своё отношение. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
45 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
46-47 |
По В.Осеевой «Самое страшное» |
2 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: автора произведения. Уметь: осуществлять выборочное чтение, строить монологические высказывания по заданному вопросу. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
48 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
49 – 51 |
К.Киршина «Вот какая история». Работа над расскакзом. |
3 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать значение слов: распоследнее (дело), привечали, откровенно, пуще, расквашенный (нос). Уметь:выделять главных действующих лиц, уметь выразить к ним своё отношение. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
52 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
53-55 |
По Я.Длугуленскому «Как подружились Вова и Боря». 1,2 части |
3 |
Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: правила вежливости. Уметь: читать осознанно, правильно, самостоятельно готовиться к выразительному чтению проанализированного на уроке текста. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
56 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
||||||||||
57 |
А.Барто «В театре» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: правила поведения в театре. Уметь: отвечать на вопросы по содержанию текста. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
58 |
Обобщающий урок по теме «Будем делать хорошо и не будем – плохо» |
1 |
Знать: авторов и названия произведений данного раздела. Уметь: отвечать на вопросы по прочитанным произведениям. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
||||||||||
59 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
60 |
По М.Пляцковскому «Какая бывает зима» (сказка) |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. |
Знать: признаки зимв. Уметь: рассматривать читаемую книгу, правильно называть автора, отвечать на вопросы: о ком она, о чем в ней рассказывается. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
61-64 |
Старый Мороз и молодой Морозец (литовская сказка). Работа над сказкой. |
4 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Чтение про себя. |
Знать: особенности сказок. Уметь: выборочно пересказывать прочитанное, описывать героев и явления. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
65 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
66-68 |
Ёлка. (отрывок из повести «Детство Никиты» по А.Н.Толстому) |
3 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Чтение про себя. |
Знать: признаки зимы. Уметь: выразительно читать вслух, оценивать себя и других. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||
69 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
70-71 |
Саша Черный «Снежная баба» |
2 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Чтение про себя. |
Знать: особенности, образ жизни, повадки зимующих птиц. Уметь: отвечать на вопросы по прочитанному, пользоваться различными видами чтения: выборочным, про себя, вслух и комментированным. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
72 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
73 |
Подарки зимы. С.Прокофьев. |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Чтение про себя. |
Знать: признаки зимы; наизусть стихотворение. Уметь: выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение; оценивать себя и других. |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
|||||||||
74-76 |
Жадная сорока. Г.Харлампьев. |
3 |
Знать: признаки зимы; наизусть стихотворение. Уметь: выразительно читать вслух |
Правильное чтение вслух целыми словами. |
||||||||||
77 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора;; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
78-79 |
В пограничном наряде. По В. Коржикову. |
2 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Чтение про себя. |
Знать: признаки зимы; наизусть стихотворение. Уметь: выразительно читать вслух выученное наизусть стихотворение; оценивать себя и других. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||
80 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
81-84 |
Заработанный рубль (грузинская сказка). 1,2,3 части. |
4 |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. |
Знать: особенности сказок. Уметь: выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя. |
Заучивание наизусть стихотворений. |
|||||||||
85 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
86 |
Сказка о Василисе-Работнице. Е.Шварц. |
1 |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: особенности сказок. Уметь: выделять главных действующих героев, высказывать к ним своё отношение. Уметь выполнять требования учителя. |
ответы на вопросы по содержанию |
87 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
88 |
Михаськин сад. В.Хомченко |
1 |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать значение слов: «охочие». Уметь: выразительно читать стихотворение. |
ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
89-91 |
Н.Носов «Заплатка». 1,2 части. |
3 |
Знать значение слов: «защитный», «досада», «лоскуток», «наново», «любо». |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
92 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
93 |
А.Барто «Я лишний». С.Погореловский «Маленькое и большое» |
1 |
, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: наизусть одно из стихотворений. Уметь: читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
94-95 |
Г.Виеру «Хлеб с росою» |
2 |
Знать значение слов: «брынза»; знать о бережном отношении к хлебу. Уметь: высказывать своё отношение к поступку героя, событию. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
96 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
97 |
Просто сочинение. К.Киршина |
1 |
рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Уметь: высказывать своё отношение к поступку героя, событию. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
98 |
Трудолюбивая старушка. Б.Мориц |
1 |
Уметь: высказывать своё отношение к поступку героя, событию. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
99 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
100 |
Волшебный котелок. Э.Киселёва. |
1 |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Уметь: высказывать своё отношение к поступку героя, событию. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
101 |
А.Плещеев «Весна». А.Майков «Ласточка примчалась» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. |
Знать: наизусть одно из стихотворений. Уметь: читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
ответы на вопросы по содержанию |
||||||||||
102 |
К.Ушинский «Ласточка» |
1 |
Знать: особенности ласточек, их повадки, образ жизни. Уметь: делить текст на части, озаглавливать каждую часть. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
103 |
А.Н.Толстой «Весенние ручьи» |
1 |
Знать: признаки весны. Уметь: Осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
104 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию |
|||||||||||
105 |
Наводнение. По Б.Житкову. |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. |
Знать: признаки весны. Уметь: Осуществлять выборочное чтение, описывать природные явления. Уметь классифицировать, оценивать ответы товарищей. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
106-107 |
С.Прокофьева «Подарки Весны». В.Берестов «Праздник мам» |
2 |
Знать: признаки весны; наизусть одно из стихотворений. Уметь: читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
108 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
109 |
Н.Сладков «Ивовый пир» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. |
Знать: признаки весны; наизусть одно из стихотворений. Уметь: читать вслух выученное наизусть стихотворение. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
110 |
Боец бытового отряда. По В.Воскоюоцниеову |
1 |
Знать: признаки весны; значение слов«мельтешат», «крылья распластали», «слюдяные». Уметь: описывать природные явления; подбирать к словам-предметам слова-признаки и слова-действия. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
111 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
112-114 |
«Как Илья из Мурома богатырём стал» (былина). 1,2,3 части. |
3 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана |
Знать значение слов: «былина», «умом светел», «корчевать», «странник», «пожня», «бейся-ратайся», «холил», «Палица булатная», «благославлял», «корысть». Уметь: пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы по прочитанному. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
115 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
|||||||||||
116 |
Л.Толстой «Как боролся русский богатырь» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
Знать значение слов: «печенеги». Уметь: выборочно пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение, самостоятельно готовиться к выразительному чтению проанализированного произведения. |
. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
||||||||||
117-119 |
По О.Орлову «К неведомым берегам». 1,2,3 части |
3 |
Знать значение слов: «почтительно», «устье», «командор», «штурман», «дозорный», «зрительная». Уметь: отвечать на вопросы по прочитанному, осуществлять выборочное чтение. |
. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
|||||||||||
120 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
. Объяснение выделенных учителем слов и о боротов речи. |
|||||||||||
121 |
По Г.Черненко «Русский «паровой дилижанец» |
1 |
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
Знать значение слов: «распутица», «дилижанец», «доходить самим». Уметь: осуществлять выборочное чтениеЮ анализировать название рассказа. |
. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи. |
122 |
Г.Греков «Летом» |
1 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: признаки лета. Знать наизусть стихотворение. Уметь: читать вслух выученное наизусть стихотворение, работать с основными компонентами учебника: оглавлением, вопросами, заданиями к тексту. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
123 |
С.Прокофьева «Подарки лета» |
1 |
Знать: признаки лета. Уметь: выразительно читать стихотворение. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
124 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
125 |
По Э.Шиму «Кто сажает подсолнухи». |
1 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: особенности подсолнуха, малины. Уметь: осуществлять выборочное чтение, отвечать на вопросы. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
||||||||||
126-127 |
По С.Иванову «Позвольте пригласить на танец». 1,2 части |
2 |
Знать значение слов: «милосердие»; об особенностях пчёл, их роли в природе; о пользе, приносимой людям. Уметь: отвечать на вопросы, осуществлять выборочное чтение, словесно иллюстрировать отрывок. |
Самостоятельный полный и выборочный пересказ |
|||||||||||
128 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; |
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание о тдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||||
129-131 |
По В.Астафьеву «Стрижонок Скрип» (отрывок). 1,2,3 части |
3 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать значение слов: «пронзительный», «отвадить»;об особенностях, повадках, образе жизни стрижей. Уметь: выделять главных действующих героев, характеризовать их; отвечать на вопросы. |
ответы на вопросы по с одержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
132 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||||
133 |
Вс.Рождественский «Одуванчик» |
1 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать: особенности одуванчиков. Уметь выразительно читать стихотворение. |
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
134 |
Внеклассное чтение. |
1 |
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
|||||||||||
135 |
По А.Смирнову «Малина». |
1 |
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Заучивание наизусть стихотворений, басен. |
Знать значение слов: «невзрачные», «нектар», «полакомиться», «ароматные»; ценность малины. Уметь: пересказывать прочитанное, осуществлять выборочное чтение. |
ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного. |
||||||||||
136 |
Итоговый урок. |
1 |
Методическое обеспечение
1.Аксёнова А.К. «Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе». — М.,2010.
2.Воронкова В. В. « Обучение чтению и письму учащихся младших классов коррекционной школы». — М.:, 2009.
3.Коренев А. Н. « Нарушения чтения и письма у детей» / А. Н. Коренев. — СПб.: Речь, 2006.
4.Костромина С. Н., Л. Г. Нагаева «Как преодолеть трудности в обучении чтению». — М.,2008.
5.Лалаева Р. И. «Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы». — М.: Просвещение, 2010.
6.Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах» – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
7. Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. «Методика обучения русскому языку в начальных классах». — М.: Просвещение, 2007.
8.«Обучение учащихся I—IV классов вспомогательной школы»: пособие для учителей / под ред. В. Г. Петровой. — М.: Просвещение, 2007.
Конструкт внеурочного занятия
по ПМ. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно – развивающего образования
обучающейся группы 46
Овчинниковой Дарьи Владимировны
Дата: 30.11.2020
Направление ВД: общеинтеллектуальное
Название курса: грамотный читатель
Класс: 3
Форма: игра-путешествие
ФИО руководителя практики: Чащина Татьяна Васильевна Отметка: ___ Подпись: __________
Тема занятия: Китайская сказка «Олень и пес».
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют интерес к изучаемому произведению и проявляет ответственное отношение к прочитанному в устной и письменной форме.
Метапредметные: обучающиеся проявляют:
-
регулятивных УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самоконтроль и взаимокотроль; самостоятельно умеют организовать своё рабочее мест; умение осуществлять целеполагание, планирование, коррекцию)
-
познавательных УУД (умение анализировать художественные произведения, осуществлять анализа содержания сказки и мотивов ее героев, умение прогнозирования содержания произведения)
-
коммуникативных УУД (умение отвечать на вопросы в устной и письменной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста, участвовать в беседе по прочитанному тексту)
Предметные: умеют прогнозировать содержание произведения, определять характер героев, основную мысль сказки «Олени и пес». Знают признаки сказки.
Цель: формирование ответственного отношения к принятию решений (с опорой на главную мысль сказки) в процессе знакомства с произведением «Олени и пес».
Задачи:
Воспитательные:
Развивающие: воспитывать интерес к изучаемому произведению и передавать свое отношение к прочитанному в устной и письменной форме.
-
регулятивных УУД (умение осуществлять волевую саморегуляцию, осуществлять самоконтроль и взаимокотроль; умение самостоятельно организовать своё рабочее место; умение осуществлять целеполагание, планирование, коррекцию)
-
познавательных УУД (умение анализировать художественные произведения, осуществлять анализ содержания сказки и мотивов ее героев, умение прогнозирования содержания произведения)
-
коммуникативных УУД (умение отвечать на вопросы в устной и письменной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста, участвовать в беседе по прочитанному тексту)
Образовательные: актуализировать умение прогнозировать содержание произведения, определять характер героев, основную мысль сказки «Олени и пес».
Принципы воспитания и обучения:
Принцип психологического комфорта
Принцип связи с жизнью
Принцип научности
Методы воспитания:
Методы эмоционального стимулирования: поощрение
Методы обучения:
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль
Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа
Форма организации деятельности обучающихся: фронтально, в группе, индивидуально.
Дидактические средства:
Индивидуальные: личный кабинет в гугл класс
Демонстрационные: презентация на тему «Китайская сказка «Олени и пес»».
Список использованных источников:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.
2. Сборник рабочих программ по внеурочной деятельности начального, основного и среднего общего образования: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций . – М. : Просвещение. – с ISBN 978 – 5 – 09 – 074421 – 8
3. Овчинникова, Д.В. Грамотный читатель / Д.В. Овчинникова. – Текст : электронный // Google класс : [сайт]. – 2020. – 1 ноя. – URL: https://classroom.google.com/c/MjAxMTE3MDgzOTY3?cjc=r.. (дата обращения: 29.11.2020).
4. Китайская красивая песня / Текст : электронный // YouTube.ru : [сайт]. – 2015. – 28 авг. – URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=10585007534970061633&p=1&text=%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%B4+%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E+%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D1%83+%D0%BE+%D0%BA%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5 (дата обращения: 27.11.2020).
5. Генератор ребусов / Текст : электронный // rebus1.com [сайт]. – 2012. – URL: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator&slovo=%D1%CA%C0%C7%CA%C0&skip=3&mode=1 (дата обращения: 27.11.2020).
6. Большая российская энциклопедия / Текст : электронный // Большая российская энциклопедия [сайт]. – 1925. – URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 28.11.2020).
Ход занятия
Этапзадача |
Методы и приемы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемый результат |
||||||||||||||||||
1. Организационно-мотивационный этап Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: наглядные. |
— Здравствуйте, ребята, безумно рада вас всех видеть — Для того, чтобы настроиться на занятие, я предлагаю нам посмотреть видео, постарайтесь по музыкальным мотивам, понять, какого народа эта музыка и изображения — Вам понравилась музыка? — Какое настроение она вам подарила? — Замечательно — Кто узнал страну или народ? (это Китай) — С помощью чего вы догадались? — Верно! — Подарите мне улыбку, кто готов! — Отлично, предлагаю приступать! |
Метапредметные: обучающиеся проявляют:
|
||||||||||||||||||
2. Этап целеполагания и планирование предстоящие деятельности Задача: обозначить тему, план и цель занятия. Актуализировать знания о признаках сказки. |
Методы обучения: Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль |
— Перед тем, как узнать о нашем новом произведении, я предлагаю вам вспомнить признаки одного литературного жанра — А вот какого? Вы узнаете, когда разгадаете ребус
— Маша, что у тебя получилось? (сказка) Миша? — Как вы решили ребус? — Верно! Я предлагаю вам вспомнить признаки сказки — Для того, чтобы вспомнить признаки сказки, я предлагаю вам выполнить задание в гугл классе «Признаки сказки»
— В данном задании что Маша будет делать? — Миша? — Отлично — Миша, назови все признаки сказки, остальные проверяют у себя и у Миши — Отправьте в чат +, кто справился с заданием — Отлично! — Ребята, для чего нам нужна сказка? Чему учит сказка? Показывает пример? — Ребята, с помощью сказок, мы учимся как поступать в той или иной ситуации, учимся общаться с людьми, понимаем, что хорошо и что плохо. — Я предлагаю вам поставить цель на занятие: узнать, чему учит китайская сказка? Согласны? — Отлично! — Скажите, а в сказках бывает мораль? (нет) — А где бывает мораль? (в баснях) — Ребята, а сегодня мы с вами отправимся в путешествие и познакомимся с очень необычной, китайской сказкой, в которой тоже есть мораль, но в то же время, она не перестает быть сказкой. — Как вы думаете, какие станции во время путешествия нам нужно будет посетить? — Как вы думаете, нужно ли нам познакомиться с традициями Китая? — Нужно ли нам познакомиться со сказкой? — Нужно ли нам узнать, чему учит Китайская сказка? — Кто попробует назвать станции, на которые нам нужно отправиться? — Вы правы, только я назвала эти станции немного по-другому. Миша, прочитай. 1. Китай 2. Китайская сказка 3. Чему учит Китайская сказка? — На чем мы можем отправиться в Китай? (на самолете) — Да! Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие на самолете — Предлагаю начать наше путешествие! |
Метапредметные: обучающиеся проявляют:
Предметные: умеют прогнозировать содержание произведения. Знают признаки сказки. |
||||||||||||||||||
3. Деятельностный этап Задача: обеспечить восприятие, осмысление обучающимися материала занятия, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль |
— Для того, чтобы понять посыл автора сказки, я предлагаю вам познакомиться с народом, обычаями и традициями Китая — Для этого, перейдите в гугл класс и откройте презентацию — Я предлагаю вам поработать в группах по 4 человека — Найдите слайд со своим именем — У каждой группы есть текст и вопросы, которые подписаны вашем именем — Вам нужно прочитать текст и ответить на свой вопрос — Затем вы кратко представите классу информацию, с которой ознакомились — Миша, для чего мы будем делать это упражнение? (для того, чтобы познакомиться с Китаем и лучше понять посыл автора) — Верно — На задание у вас есть несколько минуты 1 группа: 1. Лиза: Великая китайская стена символ чего? (могущества китайской цивилизации) 2. Анжелика: Сколько лет статуе офицера Строй солдат? (более 8 тысяч лет) 3. Дарья: Сколько иероглифов в китайской письменности? (44 тысячи) 4. Евгения: Для какого процента населения китайский язык является родным? (94%) 2 группа: 1. Юлия: Какие главный изобретения Китая? (бумаги, компаса, пороха и книгопечатания, шелк, фарфор, воздушный змей, зонт, чай) 2. Елизавета: Каковы правила чайной церемонии в Китае? (Для начала нужно настроиться физически: снять верхнюю одежду, переобуться в мягкие соломенные тапки, выключить мобильные телефоны, чтобы ничто «внешнее» не отвлекало. Рекомендуется облачиться в «восточные» одежды — кимоно, расшитые драконами, цветами сакур, например. Чай в китайской традиции пьют маленькими глотками, без сладостей и добавок) 3. Татьяна: Какой главный праздник Китая? (Праздник весны) 4. Екатерина: Какой праздник знаменует окончание праздника Весны? (праздник фонарей) — Кто закончил, поставьте + в чат — Предлагаю начать с 1 группы и 1 вопроса — Что мы вами только что делали? (знакомились с Китаем) — На какой станции нашего путешествия мы были? — На какой отправляемся? — Ребята, в Китае жило много мудрецов, которые подарили нам множество поучительных историй — На слайде вы можете видеть детские поучительные книги из Китая
— А теперь, я предлагаю начать знакомство с одним из произведений — Поднимите руку кто хочет узнать название сказки? — Сегодня, я предлагаю вам познакомиться с китайской сказкой «Олени и пес» — Заполните первую колонку дневника — Что записывает Маша? Яна? — Попробуйте догадаться, о чем будет произведение по названию — В гугл класс найдите файл под названием «Вопросы по тексту»
— Я прочитаю вам вопросы, вы читайте про себя и следите за моим чтением — Сейчас я буду читать сказку, а вы будете меня очень внимательно слушать и отвечать на те вопросы, которые представлены в таблице — Поднимите ручку, кому понятно задание Олени и пёс. Китайская сказка Жила на свете собака. Однажды отправилась она за город прогуляться и увидела, как олени состязаются в беге. Собака остановилась, поглядела на них, и стало ей завидно: олени бегали так легко и быстро!
— Ребята, я даю вам 1 минуту, для того, чтобы ответить на последний вопрос таблицы — Поставьте + в чат, кому понравилась сказка — Я очень рада. Запишите свои эмоции в 3 колонку нашего дневника — Для того, чтобы проверить правильность заполнения вами таблицы, я предлагаю вам открыть текст сказки, файл называется «Олени и пес».
— В течении 1 минуты, быстренько, просмотрите текст, для того, чтобы лучше ориентироваться в нем — И так, сейчас я буду называть вопрос из вашей таблицы, а вы будете искать ответ в тексте, называть его и сравнивать с вашим ответом — Поднимите карандаш, кому понятно задание — Отлично, скажите, какие по характеру бывают герои литературных произведений, фильмов? (положительные и отрицательные) — Верно — Ира, назови, положительного героя — Яна, ты согласна? — Маша, объясни версии девочек, если ты с ними согласна — Ребята, чего хотел добиться пес своим поступком? — Игорь, назови, отрицательного персонажа — Олег, ты согласен? — Миша, объясни версии мальчиков, если ты с ними согласен — Ребята, чего хотел добиться олень своим поступком? — То есть, мы можем сказать, что пес – положительный персонаж, потому что … (обучающиеся называют), а олень – отрицательный, потому что … (обучающиеся называют) — Какие признаки сказки мы можем пронаблюдать? (животные разговаривают, борьба добра и зла) — Верно — Ребята, есть ли слова в сказке, которые вам не знакомы? Какие? — Предлагаю вам с ними познакомиться с помощью электронной библиотеки Для того, чтобы узнать значение новых слов, у вас прикреплена ссылка онлайн энциклопедии.
— Перейдите по ссылке. Нажмите на слово «поиск» и в появившееся окошко вводите неизвестные вам слова и дополните во вторую колонку вашего дневника. — Какие слова записала Маша? Миша? Олег? — Для чего мы находим в произведениях незнакомые для нас слова? (для того, чтобы расширять свой словарный запас) — Молодцы! Я рада что ваш словарный запас с каждым занятием становится все больше и больше! — Скажите, о ком сказка? (о оленях и собаке) — О чем сказка? (о том, что не нужно верить всем подряд) — Что хотел сказать автор сказки? — Автор хотел сказать нам о том, что зависть нужна, для мотивации человека становиться лучше, а не для того, чтобы становиться как тот и делать себе хуже. — Какова главная мысль сказки? — Как мы определяем главную мысль? (тема текста + то, что хочет сказать автор) — Главная мысль сказки заключена в последний словах «Как неразумно слепо верить чужим словам, можно и от собак отстать и к оленям не пристать» — Как эту мысль мы можем использовать в нашей жизни? — Если ребята, вы мечтаете стать великим художником, а все во круг говорят, что у вас ничего не получится, не всегда нужно прислушиваться к их мнению, потому что им не известно, получится у вас или нет, возможно в них говорит обида, злоба или зависть! — На какой станции мы были? (2) — На какую отправимся? (3) |
Личностные: проявляют интерес к изучаемому произведению и передают свое отношение к прочитанному в устной и письменной форме. Метапредметные: обучающиеся проявляют:
Предметные: умение определять характер героев, основную мысль сказки «Олени и пес». |
||||||||||||||||||
4. Этап контроля Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками |
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа |
— Ребята, я предлагаю нам закончить записи в дневнике по данному произведению. — Что нам осталось записать? Вывод. Я попрошу вас в течении 1 минутки заполнить вывод и по желанию дополнить остальные столбцы — Поднимите руку, кто хочет прочитать свои записи? Что 1,2,3,4? — Спасибо! У вас прекрасные выводы! — Ребята, какая была цель нашего занятия, кто помнит? — Узнать, чему учат китайские сказки? — Я предлагаю вам из предложенных на слайде строк, выбрать ту строку, которая будет отвечать на этот вопрос и объяснить свой ответ (читаю строки) — На подготовку у вас есть 1 минута — Миша, что ты выбрал? Объясни свой ответ с опорой на цель урока — Китайские сказки учат правильным поступкам, отношению к другим и ответственности за свои слова и поступки — Ответили мы на вопрос цели занятия? Решили задание 3 станции? — Миша, прочитай все станции, которые нам предстояло пройти — Вова, на всех мы были? — Олег, что мы делали на 1? 2? 3? — Молодцы! — Теперь предлагаю вернуться в класс! |
Личностные: проявляют интерес к изучаемому произведению и передают свое отношение к прочитанному в устной и письменной форме. Метапредметные: обучающиеся проявляют:
Предметные: умеют определять основную мысль сказки «Олени и пес». |
||||||||||||||||||
5. Рефлексия Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого — эмоционального состояния. |
Методы воспитания: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы обучения: Методы формирования ответственности и обязательности: оперативный контроль Методы контроля и диагностики учебно-познавательно деятельности: беседа |
— Наше занятие подходит к концу — Маша, поделись, какие у тебя были предположения о сказке в самом начале занятия, когда ты только прочитала название? — А после прочтения, какие впечатления? — Совпали предположения? — Ребята, вот так с нашими героями сказки, пес думал, что олень красивый, грациозный, что ему можно доверять и можно выслушать его совет, а на самом деле, он остался из без быстрого бега и без хвоста — Ребята, кто был в Китае? Кто хочет побывать? Что хотели бы еще узнать о нем? Увидеть? — Я рекомендую вам виртуальную экскурсию по Китаю, которую вы можете посетить вместе с родителями и узнать еще больше
— Выберите из сказки ту строку, которая будет говорить о том, как вы поработали на занятии или о вашем настроении сейчас — Спасибо всем тем, кто поделился с нами! — Я была очень рада всех видеть! Желаю удачи! |
Метапредметные: обучающиеся проявляют:
|