Всем известная сказка о Лисе и Журавле нарушает ряд проблем, которые будут актуальны в любое время и в любую эпоху. Но больше внимания следует уделить главным героям — Лисе и Журавлю. Они прямо противоположны, но именно благодаря этой противоположности и создалось подобное противостояние двух абсолютов. Сказка стала примером того, как в одной пространстве и времени могут существовать два явления — Добро и Зло, которые находятся в постоянной борьбе за первенство и то, чтобы поглотить собою весь мир и всех вокруг.
Лиса — хитрая, вдумчивая, изворотливая. Она размазала кашу по тарелке тонким слоем, чтобы Журавль не смог съесть больше, чем можно. Она постоянно норовит обмануть и оставить в дураках. Такие люди постоянно делают зло другим, даже без злого умысла. Они поступают так потому, что так велит им делать их натура и привычка. Чтобы хоть как-то научить их нормально сосуществовать в обществе, рациональнее всего будет отвечать на такие поступки их же монетой. Говорят, что к хаму нужно обращаться на его языке — тогда он поймет, что к чему и немного прикусит свой язык.
Журавль — образ спокойный и простодушный. Он не обижается и не мстит, а поступает так, как поступают с ним, при этом обходясь без хамства и неприличных поступков или слов. Образ явно позитивный, он учит того, как важно отстаивать свое достоинство и не подчиняться тем, кто хотел бы сесть нам на шею и свесить ножки. Журавль не придумывал хитрых решений, как отплатить хитрой Лисе, он просто воспользовался стилем своей жизни — насыпал ей угощений в горшок, как делал это для себя, потому что считал такой способ есть очень удобным. По сути, жизнь сама наказала хитрую Лису за ее мошенничество и желание насолить кому-либо.
Образы вступают в постоянную борьбу, но, как случается в сказках, добро берет верх и побеждает зло. Смысл этой сказки простой и понятный: не нужно желать зла чужому человеку, и тогда оно никогда не вернется к тебе бумерангом. Думая о ком-то плохо или желая ему плохого, мы запускаем во Вселенную бумеранг, который спустя некоторое время обязательно прилетит к нам обратно — кто-то также пожелает нам зла, обматерит, осудит, наговорит плохого и прочего.
Если бы люди научились жить по правилу “как аукнется, так и откликнется” — жить стало бы проще. Но в мире царствует безнаказанность и возможность избежать ответственности и за свои слова, и за свои поступки. Поэтому можно сказать, что подобные сказки потерял свою актуальность, ведь большинство людей живет по правилу “кто сильнее, тот и прав”. Также верх берет тот, у кого есть признание, слава, деньги или связи с нужными людьми. Иногда недостаточно добиться своего, будучи просто добрым и неся в этот мир доброту. Часто нужно показать зубы и отстоять свое место под солнцем, чтобы не быть затоптанным в повседневной гонке за счастьем и признанием.
Смысл сказки в том, чтобы стараться оставаться добрым даже в самых суровых условиях и неприятных ситуациях. Все-таки добрых и положительных людей в этом мире больше. Если мы будем стараться нести этому миру хорошее, он обязательно отзеркалит этот позитив нашу сторону.
Важно знать, что наша жизнь — это не красивая сказочная история, в которой обязательно будет хороший финал, независимо от обстоятельств. То, какой будет наша жизнь, зависит от того, какой ее сделаем мы и что для этого будем предпринимать. Наша жизнь под нашей ответственностью, и она не зависит от того, добро или зло побеждает в обществе. Моральные категории у людей примерно одинаковые, но как их применять в реальной жизни и как от них отталкиваться, принимая важные решения, — решаем мы.
- Сочинения
- По литературе
- Другие
- Лиса и журавль — анализ сказки
Народная русская сказка «Лис и Журавель» — это, пожалуй, единственное произведение в русском фольклоре, где Лиса и Журавель дружили. Это сказка не только о такой необычной дружбе, но и о приветливости и гостеприимстве.
Главные герои сказки, которыми являются Лис и Журавель совсем не знаю, как дружить и как принимать у себя в доме гостей. Их знакомство началось с того, что они вдвоем крестили маленького медвежонка. После этого они как-то сдружились и начали ходить друг в другу в гости. Бросается в глаза то, что каждый из них думал только о себе, Лиса подготовила себе плоскую посуду, с которой ей было удобно кушать и Журавлю дала такую же. Она разложила кашу по тарелке и начала кушать. Журавель и так пытался клювом, и сяк, ничего не выходило. В итоге Лиса и съела всю кашу сама. Из-за клюва птица не могла употреблять пищу из посуды с плоским дном. Когда Журавель пригласил Лису к себе, то поступил аналогично. Поставил на стол два кувшина, в которых была окрошка. Лиса и так, и сяк пыталась поесть, но ничего не получилось. Журавель довольный съел всю окрошку и свою, и Лисицы.
После таких неудачных походов в гости и закончилась дружба Лисицы и Журавля.
Сказка «Лисица и Журавель» является русской народной. Главная мысль произведения заключается в том, что никогда не надо ничего делать плохого другому человеку. Иначе, все вернется и еще в большей степени. Всегда нужно идти на встречу, пытаться находить компромиссы и быть терпеливым к друг-другу.
Сказка учит тому, что нужном быть добрым к другим людям. Быть гостеприимным к друзьям. Не думать только о себе, но и подумать о своем друге или гости. Этого в сказке Лиса и Журавель не делали, в итоге они потеряли дружбу. Никто из них не хотел идти на компромисс и был зациклен на чем-то своем.
В этой сказке заложен скрытый подтекст. Ситуации, которые были у героев русской сказки аналогична с теми, которые часто встречаются в жизни. Ведь каждый человек достоин уважения к себе и своему образу жизни в такой степени, в которой сам проявляет уважение к другим людям. К примеру, Лиса сразу не подумала о том, что Журавлю будет неудобно есть с такой посуды, тем самым, проявив свое неуважение к куму. Так же бывает и в жизни, люди зачастую не ходят входить в ситуацию и идти на встречу кому-то. Это значит, что он не уважает своего оппонента. Сказка вышла очень добрая и поучительная. Очень глубокая мысль заставляет задуматься даже маленького ребенка. Сказка уже с детства учит детей уважению друг к друг.
Другие сочинения: ← Анализ сказки Царевна-лягушка↑ ДругиеАнализ сказки Как один мужик двух генералов прокормил Салтыкова-Щедрина →
Краткое содержание сказки
Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
«Лиса и журавль» (Русская народная сказка)
Подружилась лиса с журавлём и зовёт его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой. Уж вот как я тебя угощу!
Пришёл журавль на званный обед, а лиса наварила манной каши, размазала по тарелке и потчует журавля:
— Кушай, куманёк, кушай, голубчик! Сама стряпала.
Журавль хлоп-хлоп носом по тарелке, стучал-стучал — ничего не попадает. А лиса лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала. Съела лиса кашу и говорит:
— Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем.
— Спасибо, кума, и на этом, — отвечает журавль. — Приходи завтра ко мне.
На другой день приходит лиса к журавлю, а журавль наготовил окрошки, налил в высокий кувшин с высоким горлышком, поставил на стол и потчует:
— Кушай, кумушка, кушай, милая! Право, больше потчевать нечем.
Вертится лиса вокруг кувшина: и так зайдёт, и этак, и лизнёт-то кувшин, и понюхает — всё ничего не достанет. А журавль стоит на своих высоких ногах да длинным носом окрошку из кувшина таскает. Клевал да клевал, пока всё не съел.
— Ну, не обессудь, кумушка, больше угощать нечем.
Пошла лиса домой не солоно хлебавши. На этом у них и дружба с журавлём кончилась.
Анализ сказки Лиса и Журавль
Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.
Краткая характеристика героев
Герои сказки немногочисленны. Это:
Подленькая Лиcа, главными качествами которой являются хитрость и жадность, выражающиеся в желании пожить за счет других. Такой она предстает практически во всех народных сказках.
Простодушный, однако не лишенный мстительности, Журавль. Он достаточно умен, поэтому понимает хитрость Лисы и находит способ отплатить ей тем же.
Можно предположить, что оба героя без злого умысла так недружелюбно встречали гостей. Однако народная мудрость не зря высвечивает поведение хитрой Лисы, повадки которой издавна славятся коварством. А Журавль создает впечатление птицы, гордо несущей свою голову. Он достойно отвечает на уловки кумушки Лисы. Но, вероятнее всего, оба они просто не имели правильного представления о том, что встречать гостей следует радушно и с учетом их предпочтений. Невоспитанность – вот камень преткновения, о который разбилась дружба между столь разными героями.
Стр. 44. Лиса и журавль
1. Сравни начало и конец сказки. Как ты думаешь, почему не получилось дружбы у лисы с журавлём? Что ты посоветуешь героям сказки?
Начинается сказка «Лиса и журавль» на очень положительной ноте, фразой:
Лиса и журавль подружились.
Сложно конечно представить себе такую дружбу, но в сказке все возможно. Впрочем дальнейшие события показали, что от дружбы здесь было только название. По крайней мере хитрая и жадная лиса вовсе не хотела быть настоящим другом журавлю. Это стало заметно, когда лиса пригласила журавля на обед, а манную кашу размазала по тарелке.
Журавль аналогично ответил залив окрошку в кувшин с узким горлом.
Вот дружба у лисы и журавля врозь и пошла — так заканчивается сказка.
А ведь надо было только проявить друг к другу немного участия. Научиться уважать друг друга и все у этой странной пары было бы отлично.
2.Подходит ли к этой сказке пословица «За добро добром и платят»? Объясни свой ответ.
Да подходит, так как лиса угостила журавля, но так, чтобы он не смог поесть, а журавль отплатил тем же, пригласив лису, и так же угостил, чтобы лиса не смогла достать.
3. Можно ли назвать друзьями лису и журавля? Запиши ответ в «Рабочую тетрадь».
Нет нельзя, так друзья не поступают.
4. Обсудите с другом, какова главная мысль сказки. Можно ли сказать, что пословица «Как аукнется, так и откликнется» подходит по смыслу к содержанию сказки?
Разумеется, пословица «Как аукнется, так и откликнется» прекрасно подходит к этой сказке. Мораль: как поступишь с кем-то, так и с тобой потом поступят.
Сделаешь плохо кому-нибудь — и тебе когда-нибудь достанется.
Добро несёт с собой ответное добро, а уж зло всегда обернётся злом тому, кто его делает.
Русская сказка
О сказке
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Сказка об удивительной дружбе лисы и журавля – один из примеров сказочного фольклора, где воспитательное начало выявлено наиболее ярко и имеет первостепенное значение. Знакомое многим крылатое выражение «Как аукнется, так и откликнется» взято именно из этого произведения. В этой сентенции заключен весь смысл текста: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Краткое содержание сказки
Русская народная сказка «Лиса и журавль» состоит из двух частей, в центре каждой присутствует одно событие. В первой части лиса приглашает в гости своего друга журавля и кормит его манной кашей из плоской тарелки. Очевидно, что журавлю с его длинным клювом не удается полакомиться угощением. Во второй части сказки использовано зеркальное отражение событий — лиса идет в гости к журавлю с ответным визитом. Журавль, не желая уступать плутовке-лисе, приготовил обед ей под стать: окрошку в кувшине с узким горлышком. У лисы, как она ни старалась, так же не было возможности отведать блюдо и ушла она «не солоно хлебавши». На этом дружба героев и закончилась.
Характеристика персонажей
Любопытно, что в этой сказке отсутствует такое привычное и удобное деление героев на положительных и отрицательных. Действующие лица – лиса и журавль в одинаковой степени проявляют не самые лучшие стороны. У читателя нет повода обвинить лису в хитрости и коварстве, ведь она первая пригласила в гости журавля. Единственное, что создает перевес не в пользу лисицы – это тот факт, что она не поблагодарила журавля за «гостеприимство». Тогда как журавль, даже оставшись голодным, произносит слова благодарности. Тем не менее, оба героя демонстрируют однотипное поведение и заслуживают одинакового отношения со стороны читателя.
В сказке про лису и журавля много юмора, начиная уже с выбора персонажей, который вызывает удивление: совершенно не похожие друг на друга хищный зверь и птица. Однако такой выбор не случаен, на этом различии построен основной конфликт и мораль сказки. Именно отсутствие понимания индивидуальности и особенностей другого становится причиной разногласий героев. В сказке нет прямого указания, что лиса выбрала посуду и угощение из злого умысла. Возможно, она искренне хотела накормить гостя, но сделала все, исходя только из своих предпочтений, без учета возможностей журавля. В то время как настоящая дружба основана на умении встать в позицию другого, взаимопонимании и компромиссах. Реакция журавля вполне понятна, он, так же как и лиса, не стремиться угодить гостье, а делает все только для собственного удобства. В сказке нет прямого указания на причины такого поведения журавля: пытается ли он отомстить лисе и проучить ее или просто совершает эгоистичный поступок без всякого злого умысла. Сказка оставляет читателю возможность самостоятельно трактовать поступки персонажей и делать собственные выводы из прочитанного. Но как бы не истолковали слушатели поведение героев, мораль сказки останется неизменной: судить другого по себе не стоит.
Читайте русскую народную сказку «Лиса и журавль» на нашем сайте онлайн бесплатно и без регистрации.
Лиса и журавль
Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!Пошёл журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает: — Покушай, голубчик куманёк, — сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал — ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так всё сама и съела. Кашу съела и говорит: — Не обессудь, куманёк! Больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит: — Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдёт, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюёт себе да клюёт, пока всё не съел. — Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем! Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла — не солоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлём врозь.
Ответы по литературному чтению. 2 класс. Тетрадь по литературному чтению. Кутявина С.В.
3 / 5 ( 2 голоса )
Лиса и журавль: главные герои. Какова главная мысль сказки?
Сказка “Лиса и Журавль” относится к народным сказкам о животных, и ее отличительной особенностью оказывается то, что главными героями сказки являются животные, которых сказители наделяют чертами, присущими человеку.
Два соседа, Лиса и Журавль живут не то, чтобы дружно, но с уважением относятся друг к другу. Лиса приглашает Журавля в гости, но не может преодолеть собственную жадность, а потому угощает Журавля так, что тот уходит не солоно хлебавши.
Журавль показывает, что ему не чужды мстительность и обидчивость. Он также приглашает в гости Лису и тоже угощает ее таким образом, чтобы Лиса осталась голодной.
Естественно, отношения между соседями портятся, и гни больше никогда не зовут друг друга в гости.
Аллегорический смысл этой сказки в том, что люди часто ведут себя подобно этим животным, и в своем эгоизме забывают о законах гостеприимства.
Главные герои сказки:
- Лиса. Жадная, хитрая, притворщица.
- Журавль. Мстительный, находчивый, обидчивый, хитрый.
Читайте по теме: Лиса и журавль: краткое содержание для читательского дневника
Главная мысль сказки:
Не поступай с другими так, как бы ты не хотел, чтобы поступили с тобой. Если пригласил кого-то в гости, не жадничай, а сделай так, чтобы гость остался доволен твоим гостеприимством.
Здесь можно посмотреть полный список произведений для читательского дневника для 1 класса, а тут для 2 класса и для 3 класса здесь, там представлены краткие содержания, главные герои, главная мысль и др.
Мораль сказочного сюжета
Она отчетливо просматривается сквозь призму отношений героев. Красной нитью проходит мысль о невозможности дружбы между людьми, не умеющими или просто не желающими учитывать возможности, привычки и вкусы других. Невоспитанность одной и желание другого проучить негостеприимную соседку приводят к разрыву дружеских отношений.
Такой итог – естественный исход дружбы между теми, кто не умеет заботиться о друзьях, стараться сделать им приятное даже в ущерб собственным привычкам и предпочтениям.
Составители сказки призывают читателей относиться к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к ним самим. В обратном случае велика вероятность проявления принципа бумеранга. А ведь бывает не всегда приятно пожинать плоды, которые сам же и посеял.
Ответы к стр. 11
10. Разгадай ребусы. Запиши отгадки.
11. Соедини линиями героев и характеристики.
12. Укажи точно последовательность событий в сказке: пронумеруй эпизоды.
3 | Лиса наварила манной каши. |
6 | Журавль приготовил окрошку. |
8 | С тех пор дружба врозь. |
7 | Журавль угощает лису. |
4 | Лиса угощает журавля. |
1 | Лиса с журавлём подружились. |
5 | Журавль пригласил лису в гости. |
2 | Лиса пригласила журавля в гости. |
Урок чтения
Русская народная сказка
«Лиса и журавль».
Учитель начальных классов
Терёхина Наталия Валентиновна
Электросталь
Урок чтения.
Тема: Русская сказка «Лиса и журавль».
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Цель: познакомить детей с русской сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
Образовательные: сформировать представления о сказках, вырабатывать навыки правильного, осознанного чтения.
Развивающие: развивать целенаправленное внимание и восприятие при прослушивании сказки, развивать фонематический слух, развивать устную речь на основе требования полных ответах на вопросы учителя.
Воспитывающие: воспитывать дружелюбие.
Планируемые результаты.
Личностные:
Проявлять:
-
позитивное отношение к чтению народных сказок;
-
умение договариваться и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога
Метапредметные
Познавательные:
-
искать и находить нужную информацию в соответствии с заданием учителя,
-
Понимать прочитанное, определять тему и главную мысль произведения и обосновывать своё мнение;
-
формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
-
планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;
-
анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;
Регулятивные:
-
выполнять учебное действие в соответствии с целью, используя алгоритм;
-
осуществлять взаимопроверку; самооценку результата выполнения учебного задания;
-
формировать способность к критической оценке фактов и событий, стремление уходить от конфликтных ситуаций на примере взаимоотношений героев и событий сказки
Коммуникативные
-
учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
-
адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
-
использовать речевые средства для представления результата деятельности:
-
умения ответить на поставленный вопрос;
-
объяснить значение отдельных слов и выражений, подбирать синонимы и антонимы к словам текста, использовать фольклорные изречения в пересказах и свободных высказываниях;
-
словесное иллюстрирование прочитанного;
-
составление своего мнения о прочитанном;
Предметные
-
овладевать навыком смыслового чтения;
-
работать с содержанием текста сказки:
-
описывать характер героя;
-
выполнять задание по алгоритму работы с содержанием текста народной сказки;
-
отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
Ход урока
Этапы урока
Ход урока
№ слайда
Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем.
И работать начинаем.
1
Логопедическая работа
Артикуляционная гимнастика.
«Веселая прогулка».
Жил-был язычок. Проснулся он рано утром. Почистил зубы, открыл окошко, посмотрел какая погода, а потом опять в домик спрятался. Потом посмотрел Язычок налево, посмотрел направо: гуляют дети на улице? Посмотрел вниз: нет ли луж? А потом наверх: светит ли солнце. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во дворе.
Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был еж. Убежал ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!».
Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют, и захотел присоединиться к ним. Давайте и мы вместе со всеми поиграем в футбол.
После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться вверх-вниз! Весело качаться на качелях!
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давайте покажем, как ругался индюк. Испугался Язычок и прибежал к нам в класс. Давайте поможем Язычку укрыться от индюка.
Речевая разминка
Чтобы научиться читать правильно, давайте для лисички прочитаем чистоговорку.
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу.
2
3
Актуализация знаний
Посмотрите на картинки. К каким сказкам они относятся? А вы знаете сказки? Отгадайте название сказок по первому слову. Сегодня уроке мы познакомимся с русской народной сказкой.
— Как вы понимаете выражение «народная сказка». Кто их написал?
4-5
Самоопределение к деятельности
— Сегодня мы с вами прочитаем русскую сказку, а о ком она вы мне сами скажите, разгадав загадки:
1) хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её …. (лиса)
2) Вот летит он на просторе,
Позади оставив море.
Реки, рощи и поля
Под крылом у… (журавля)
— Молодцы. Наша сказка так и называется «Лиса и журавль».
6-8
Изучение нового материала.
Первичное
восприятие.
Вторичное восприятие.
Первичное восприятие.
1. Просмотр видео-сказки
— — Понравилась вам сказка?
— Кто главные герои сказки?
— В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте объясним их значение.
2. Словарная работа.
Учащиеся вместе с учителем объясняются непонятные слова.
Куманёк (кум)- крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.
Званый пир- пригласили, позвали в гости.
Сама стряпала- сама приготовила пищу.
Потчевать- угощать.
Не обессудь- не обижайся.
Несолоно хлебавши- остался ни с чем, ничего не получил.
3. Чтение трудных слов.
4. Характеристика героев.
— Лиса какая? Подберите слова.
Добрая грубая
Находчивая умная
Хитрая ЛИСА льстивая
Коварная жадная
Глупая злая
= Журавль какой?
Умный находчивый
Простак добрый
Хитрый Журавль доверчивый
Жадный злой
9-11
-
Чтение сказки детьми по цепочке.
-
Пересказ сказки по сюжетным картинкам.
12
Закрепление изученного материала
Ответы на вопросы
— Кем были лиса и журавль в начале сказки? (друзьями)
— Что однажды решила делать лиса? (пригласить журавля в гости)
— Была ли лиса хорошей хозяйкой? Почему
— Что нужно было делать лисе, чтобы журавль не обиделся?
— Как решил отблагодарить журавль лису?
— Чем угощал журавль?
— Смогла ли наесться лиса? Почему?
— Остались ли лиса с журавлем друзьями?
— Как вы понимаете пословицу: «Как аукнется, так и откликнется».
Подберите другую пословицу с таким же смыслом. (Что посеешь, то и пожнёшь.)
13-14
Подведение итогов.
— С каким произведением мы познакомились?
— О каких взаимоотношениях говорится? Что больше всего понравилось? — —- Похлопайте тому смайлику, которому соответствует ваше настроение после урока.
15
Домашнее задание.
Подготовить пересказ сказки.
Анализ сказки «Лиса и журавль» для читательского дневника
17.02.2022
В этой статье вы познакомитесь с разбором русской сказки «Лиса и журавль», который может быть использован для заполнения читательского дневника. В анализ включены: краткое описание сюжета (пересказ), список главных героев, мораль (чему учит произведение, основная мысль), перечень подходящих по смыслу пословиц, личный отзыв (мои впечатления) и встретившиеся незнакомые слова.
Автор произведения: русский народ ( до наших дней сказка дошла в адаптации Алексея Толстого).
Сюжет (краткое содержание)
Лиса приглашает в гости журавля. В качестве угощения рыжая плутовка сварила манную кашу, но выложила ее на плоскую тарелку так, что журавлю ничего съесть не удалось – все слопала сама хозяйка. Журавль приглашает лисицу с ответным визитом и угощает окрошкой, которую налил в высокий кувшин с узеньким отверстием. Тут лисице ничего не удалось съесть. И на этом окончилась их дружба.
Главные герои:
Лисица – хитрая и жадная, пытается обмануть друга и гостя, но сама попадает впросак.
Журавль – поначалу кажется наивным и простоватым, остается без угощения в гостях у хитрой лисы, но в конце тоже обманывает лису с угощением.
Мораль (чему учит сказка)
Это произведение учит нескольким вещам. Во-первых, нельзя обманывать друзей и плохо обращаться с гостями. Если будешь вести себя как лисица, у тебя не будет друзей, да и в гости никто не будет тебя приглашать.
Во-вторых, в сказке обыгрывается золотое правило – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Если хочешь хорошо проводить время в гостях, сам будь гостеприимным хозяином. Если хочешь, чтобы другие люди проявляли щедрость и доброту по отношению к тебе, сам будь добрым и щедрым.
Ну и в третьих, сказка учит правильно выбирать друзей. С такими, как лиса, хитрыми, изворотливыми и расчетливыми, дружить не получится, тебя просто будут использовать.
Подходящие по смыслу пословицы:
Гусь свинье не товарищ.
Око за око, а зуб за зуб.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.
Как аукнется, так и откликнется
С кем поведешься, от того и наберешься
Нет друга – ищи, а если нашел – береги.
Дружба – как стекло, если разбил – не склеишь.
Неверный друг опаснее врага.
Любишь гостить — люби и гостей принимать.
Если гость доволен, то и хозяин рад.
Пришел в гости, посидел у холодной печи.
Непонятные слова:
Куманек – уменьшительно-ласкательное от слова «кум», уважительное обращение к пожилому родственнику-мужчине.
Стряпать – готовить
Не обессудь – не обижайся, прости. Слово, обозначающее извинение, сожаление. Просьба проявить снисхождение в данной ситуации.
Потчевать – угощать, кормить.
Несолоно хлебавши – дословно «уйти голодным», в переносном смысле «уйти ни с чем».
Личные впечатления (отзыв)
Хорошая, добрая и поучительная сказка. Несмотря на небольшой объем, учит деток многим полезным вещам, правда, не напрямую, а от противного. То есть, показывает, как не нужно обращаться с друзьями и гостями. Понравилось, что журавль не стал себя вести, как безропотная жертва, а наглядно указал лисе на ее проступок, заставил ее почувствовать на своем месте. Можно было, конечно, поссориться с плутовкой в открытую, но он выбрал более мудрый путь – лиса надолго запомнит урок. Хотя в начале сказки бедного журавлика, оставшегося голодным, даже жалко. Но заканчивается все хорошо, справедливость торжествует.
Другие разборы русских сказок для читательского дневника:
Гуси-лебеди
Два мороза
Бобовое зернышко
Читательский дневник по русской народной сказке «Лиса и журавль»
Автор: народ
Название: «Лиса и журавль»
Число страниц: 1
Жанр: сказка
Главные герои: лиса, журавль.
Второстепенные герои: отсутствуют
Характеристика главных героев:
Лиса — хитрая и жадная.
Хотела поживиться за чужой счёт и получила урок.
Журавль — умный и справедливый.
Сообразительный.
На скупость кумы ответил тем же.
Краткое содержание «Лиса и журавль»
Подружились как-то лиса и журавль.
Лисица позвала журавля в гости и размазала по тарелке манную кашу.
Журавль ничего не смог съесть.
Он тоже пригласил куму в гости и поставил кувшин с тонким горлышком.
Лисица не смогла покушать и обиделась.
После этого они перестали дружить.
План сказки:
- Дружба лисы и журавля.
- Приглашение лисицы.
- Манная каша.
- Приглашение журавля.
- Окрошка.
- Конец дружбы.
Основная мысль произведения «Лиса и журавль»
Главная мысль сказки в том, что дружба жадности не приемлет.
Основная идея сказки в том, что все поступки возвращаются.
Чему учит сказка
Сказка учит не быть хитрыми и корыстными.
Учит не делать того, что не хотел бы получить в ответ.
Краткий отзыв по сказке «Лиса и Журавль» для читательского дневника:
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что нельзя быть эгоистом и жадиной.
Нельзя думать лишь о своей выгоде.
Лисица хотела поживиться за чужой счёт, но её ждало разочарование.
А всё потому, что и сама она плохо обошлась с журавлём.
Это интересная и поучительная сказка.
В ней говорится о том, что любой поступок возвращается к его совершившему.
Мне понравился хитроумный журавль, который прочил лисицу за её обед.
Я всем советую прочитать эту сказку и всегда поступать с товарищами по чести, по-доброму.
И тогда они тоже будут относиться к вам хорошо. И никому не придётся обижаться.
Пословицы к произведению:
- Как аукнется, так и откликнется.
- Что посеешь, то и пожнёшь.
- Кто к людям лицом, к тому и люди не спиной.
- Жадность — всякому горю начало.
- В гостях хорошо, а дома — лучше.
Словарь неизвестных слов
- Потчевать — угощать.
- Не обессудь — не суди строго, не обижайся.
Отрывок, поразивший меня больше всего:
— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.
Лиса начала вертеться вокруг кувшина.
И так зайдет, и эдак, и лизнёт его, и понюхает-то, — никак достать не может: не лезет голова в кувшин.»
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Петушок и бобовое зёрнышко»
- «У страха глаза велики»
- «Лиса и Тетерев»
- «Каша из топора»
- «Гуси-лебеди»
- «Колобок»
- «Курочка Ряба»
- «Лиса, заяц и петух»
- «Теремок»
- «Три медведя»
- «Волк и семеро козлят»
- «Рукавичка»
- «Репка»
- «Кот, петух и лиса»
- «Иванушка-дурачок»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
— Пересказывание событий — магическая процедура, — сказал он (Дон Хуан). — Это не просто рассказывание историй. Это видение структуры, лежащей в основе событий.
(Карлос Кастанеда, «Активная сторона бесконечности»)
Для удобства работы сказка была выбрана специально небольшая по размеру, поэтому я приведу её здесь целиком.
СКАЗКА «ЛИСА И ЖУРАВЛЬ»
Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок.
Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
— Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
— Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
— Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
— Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
— Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось.
С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
Наше внимание натренировано на то, чтобы замечать конкретные детали, но не видеть общей картины. Общая картина для нас, опять же, прежде всего это набор деталей, просто выстроенных во взаимосвязи друг с другом.
Мы не привыкли смотреть на общую картину как на целостный и неделимый объект. Зачастую требуется много времени, чтобы наш взгляд в достаточной степени «абстрагировался», и мы увидели не отдельные деревья, а лес целиком. Как метко заметил в одном из своих стихотворений Сергей Есенин: «Большое видится на расстоянии».
О чём эта сказка? Чтобы разобраться в этом, необходимо увидеть структуру событий, которые происходят в сказке, в целостности.
Давайте с этим разберёмся.
У медведицы появился медвежонок, а лиса и журавль стали после этого друг другу кумом и кумой.
Если мы заглянем в толковый словарь (или в любую поисковую систему в интернете), то мы увидим, что кумом и кумой друг другу являются крёстные родители родившегося ребёнка. То есть лиса и журавль стали для медвежонка крёстными родителями.
Кто такие крёстные родители? В чём их предназначение, в чём их обязанности? Крёстные родители должны наставлять ребёнка наравне с его прямыми родителями. Они также несут за него ответственность, помогают ему советами в жизни, помогают найти правильный путь. Если в ответственность прямых родителей входит, в общем-то, всё подряд, то в ответственность крёстных родителей входит в первую очередь наставничество. Крёстные родители не могут отвечать за ребёнка в повседневной жизни в быту. Для этого у ребёнка есть своя семья и родители. Крёстные могут взять ребёнка на прямое воспитание только в крайних обстоятельствах, например, смерти родителей ребёнка. Однако за то, что ребёнок в жизни выбрал некую правильную дорогу, стал достойным человеком крёстные родители отвечают ничуть не в меньшей степени, чем родные мама и папа ребёнка.
Таким образом то что лиса и журавль стали кумом и кумой означает, что они приняли на себя наставничество над медвежонком.
А кто такие лиса и журавль?
Лиса всегда была в русских народных сказках символом хитрости и практичности. Можно сказать, что как наставник лиса олицетворяет материалистический подход. Будь ловким, хитрым, практичным – и всё у тебя будет хорошо.
Журавль напротив является символом чего-то высокого. Журавль – это не просто птица, это величественная птица. Можно вспомнить известнейшую песню «Журавли» на стихи Расула Гамзатова. Не случайно ведь журавль был выбран поэтом для песни. Такое восхищённо-возвышенное отношение к журавлям всегда было в народе. Учитывая всё это, можно сказать, что в этой картине журавлю отведен духовный подход, противоположный материальному. Откажись от примитивного, воспари над суетой, устремись ввысь, в небо, к Солнцу – в этом настоящая красота души и жизни.
Таким образом, в том, что лиса и журавль стали кумом и кумой можно прочесть, что материальное и духовное – это два подхода, две возможности, которые открываются перед ребёнком с момента его появления на свет. Объективно и материальное и духовное присутствует в жизни каждого человека неизбежно. Вопрос в том, находятся ли эти составляющие в гармонии в жизни человека, и что человек делает для себя главным.
Далее мы видим, что лиса пригласила в гости журавля и предложила ему полакомиться кашей из тарелки. В результате лиса всё и съела, а журавль не смог съесть кашу. В свою очередь журавль предложил лисе отведать пищи из кувшина, и лиса осталась ни с чем, а журавль съел всё. О чём это?
Еда, размазанная по тарелке – это поверхностный взгляд на вещи. Действительно, материалистический подход достаточно примитивен, ему не свойственно искать глубокие смыслы. Когда берёшь ты – это хорошо. Когда забирают у тебя – это плохо. Надо больше иметь, больше кушать и в этом и есть весь смысл жизни. Лисе удобно слизывать кашу с тарелки. А вот журавлю с его длинным клювом поверхностной пищей никак не полакомиться. Душа не может быть удовлетворена такой поверхностной пищей, которую предлагает материальный подход.
Напротив, еда в глубоком кувшине – это стремление разобраться, найти скрытое, что не лежит на поверхности. Человек, устремлённый к духовному (который выбирает путь журавля), сможет найти глубину в жизни, узнать сокрытое от поверхностного взгляда, и именно это даст ему удовлетворение (пищу). Напротив, материалистический подход не позволит получить ничего из перечисленного (лиса, как ни пыталась, не смогла отведать из глубокого и узкого кувшина).
С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.
Материальное и духовное присутствует в нашей жизни. Но хотя и то, и другое есть, в приоритете может быть только что-то одно. Человек, предпочитающий материальный взгляд на мир, никогда не сможет «взлететь душой в небо» как журавль, и никогда не узнает скрытого глубинного смысла вещей. Поверхностный взгляд на вещи не позволит ему этого сделать. Напротив, человеку, выбравшему духовный путь, материальное никогда не заменит духовного и не даст ощущения полноты жизни.
Человек должен выбрать как основное что-то одно, так как усидеть на двух стульях невозможно. Если главное в жизни её материальная сторона, то тогда прекращается духовное развитие. Если главное в жизни духовное, то материальное теряет своё значение.
Регул
https://cont.ws