Не прибранная девочкой постель как пишется слитно или раздельно

у-8 Не с разными частями речи.pptx

Учитель: Истифорова Т.Г. 8 Cлитное и раздельное написание

Учитель: Истифорова Т.Г. 8 Cлитное и раздельное написание

Учитель: Истифорова Т.Г.

8

Cлитное и раздельное
написание НЕ
с разными частями речи

Учитель: Истифорова Т.Г. Работа с учебником стр

Учитель: Истифорова Т.Г. Работа с учебником стр

Учитель: Истифорова Т.Г.

Работа с учебником

стр.22

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г. НЕ с существительными, прилагательными, г

Учитель: Истифорова Т.Г. НЕ с существительными, прилагательными, г

Учитель: Истифорова Т.Г.

НЕ с существительными, прилагательными, г.

Учитель: Истифорова Т.Г. 1. (Не)настье дороги не спрашивает

Учитель: Истифорова Т.Г. 1. (Не)настье дороги не спрашивает

Учитель: Истифорова Т.Г.

1. (Не)настье дороги не спрашивает.
2. (Не)друг поддакивает, а друг спорит.
3. В (не)счастье не унывай, а печаль одолевай.

4. (Не) грамотный человек подобен слепому.
5. (Не) сильный в споре побеждает, а умный.
6. (Не) брежный человек делает дважды.
7. Вовсе (не)интересная книга.

Спишите, раскройте скобки

8. (Не) взявшись за топор, избы (не) срубишь. 9. (Не) зная броду, (не) суйся в воду. 
10. Видит око, да зуб (не)ймёт.

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем 1

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем 1

Учитель: Истифорова Т.Г.

Проверяем

1. Ненастье дороги не спрашивает.
2. Недруг поддакивает, а друг спорит.
3. В несчастье не унывай, а печаль одолевай.

4. Неграмотный человек подобен слепому.
5. Не сильный в споре побеждает, а умный.
6. Небрежный человек делает дважды.
7. Вовсе не интересная книга.

8. Не взявшись за топор, избы не срубишь. 9. Не зная броду, не суйся в воду. 
10. Видит око, да зуб неймёт.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г. (Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)доумевающий взгляд; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная…

Учитель: Истифорова Т.Г. (Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)доумевающий взгляд; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная…

Учитель: Истифорова Т.Г.

(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель;
(не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик;
(не)доумевающий взгляд;
(не)прикрытая форточка;
ещё (не)высохшая, но свежая рубашка;
обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь;
(не)чищенная с прошлого вечера обувь;
(не)ухоженный, а заросший сад.

Спишите, раскройте
скобки

Проверяем Невымытый пол; (нет

Проверяем Невымытый пол; (нет

Проверяем

Невымытый пол; (нет ЗС)
не прибранная девочкой постель;
неубранные вещи; (нет ЗС)
ещё не умывшийся мальчик;
недоумевающий взгляд; (нет ЗС)
неприкрытая форточка; (нет ЗС)
ещё не высохшая, но свежая рубашка;
обувь не чищена; (краткое причастие)
нечищенная обувь; (нет ЗС)
не чищенная с прошлого вечера обувь;
не ухоженный, а заросший сад.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г. Объяснить написание слов с

Учитель: Истифорова Т.Г. Объяснить написание слов с

Учитель: Истифорова Т.Г.

Объяснить написание слов с НЕ.Распределить слова по группам:1-не с существительными,2- не с прилагательными, 3-не с наречиями.

(Не) правда, а ложь; отвечал (не)принужденно,
(не)интересная книга;
убеждал (не)искренне; (не)решительность игрока;
долгое (не)настье; (не)заметно подошел;
(не)брежный вид; вовсе (не)интересный;
идти (не)уклюже; (не)глубокая,
а мелкая река; (не)быстро, а медленно.

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем

Учитель: Истифорова Т.Г.

Проверяем

С существительными

С прилагательными

С наречиями

Не правда, а ложь.
Нерешительность игрока.
Долгое ненастье

Неинтересная книга.
Небрежный вид.
Вовсе не интересный.
Не глубокая,
а мелкая река.

Отвечал непринужденно.
Убеждал неискренне.
Незаметно подошел.
Идти неуклюже.
Не быстро, а медленно.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г.

Учитель: Истифорова Т.Г. 1.Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать

Учитель: Истифорова Т.Г. 1.Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать

Учитель: Истифорова Т.Г.

1.Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать.
2.(Ни/не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват.
3.(Ни/не)какое худо до добра не доводит.
4.(Ни/не)чего тому страшиться, кто (ни/ не)чего не боится.
5.Завистливый (ни/не)(о)ком хорошего слова не скажет.
6.Бился, колотился и (ни/не)чего не добился.
7.Не ошибается тот, кто (ни/не)чего не делает.
8.Если не можешь сказать (ни/не)чего хорошего,
лучше (ни/не)чего не говори.

Выпишите из пословиц местоимения,
раскрывая скобки 

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем

Учитель: Истифорова Т.Г. Проверяем

Учитель: Истифорова Т.Г.

Проверяем

Нечего
Не с кого
Никакое
Нечего, ничего
Ни о ком
Ничего
Ничего
Ничего, ничего

Учитель: Истифорова Т.Г. НЕ с числительными пишется раздельно

Учитель: Истифорова Т.Г. НЕ с числительными пишется раздельно

Учитель: Истифорова Т.Г.

НЕ

с числительными
пишется
раздельно

Не два
Не трое
Не седьмой

Домашнее задание Упр. 32

Домашнее задание Упр. 32

Домашнее задание

Упр. 32

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Введите ваш emailВаш email

Карточки «НЕ с причастиями» (7 кл)
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

Задания для самостоятельной работы

Скачать:

Вложение Размер
ne_s_prichastiyami_vse.docx 13.03 КБ
ne_s_prichastiyami_zavisimye_slova.docx 13.89 КБ
ne_s_prichastiyami_kratkie.docx 14.13 КБ
ne_s_prichastiyami_protivopostavlenie_s_a.docx 14.39 КБ
ne_s_prichastiyami.docx 13.97 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Спишите, раскройте скобки.

(Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад.

Предварительный просмотр:

Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите причастные обороты.

  1. Фёдор получил двойку за (не)выученное правило.
  2. Вокруг стоял густой лес (не)осв..щаемый ни одним лучиком света.
  3. (Не)записа(н,нн)ая мной сказка так и забылась со временем.
  4. Паркет н..кем (не)подметённый и (не)вымытый к вечеру стал ещё грязнее.
  5. Ёлочка, которую я пожалел в прошлом году, так и стояла (ни)кем (не)срубленная пышная гордая.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и обозначая орфограммы. Обозначьте вид и время причастий.

  1. Квартира (не)убрана.
  2. Девочка (не)ра(с,сс)чёсана.
  3. Этот предмет н..кем (не)любим.
  4. Уроки (не)выучены.
  5. План (не)составлен.
  6. История (не)закончена.
  7. Я (ни)чем (не)уд..влён.
  8. Песня (не)спета.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

  1. (Не)кол..щиеся, а безопас(т)ные предметы.
  2. (Не)выполне(н,нн)ое, а забытое об..щание.
  3. (Не)убра(н,нн)ые, а ра(з,с)бросанные вещи.
  4. (Не)вывезенная, а оставленная на месте а(п,пп)аратура.
  5. (Не)(не)уклюжая, а собранная, вн..мательная ученица.
  6. (Не)исписанные, а чистые тетради.
  7. (Не)сорванные, а а(к,кк)уратно срезанные грибы.
  8. (Ни)кем (не)политые, но и (не)засохшие цветы.

Предварительный просмотр:

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(Не) исправле__ая вовремя ошибка, (не)вспаха_ое поле, (не)сжатая рожь, (не)успокоившееся море, (не)забываемое впечатление, (не)скоше__ый луг, (не) замече_а, неприятель (не) обнаружен, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написа_ое к сроку сочинение, (не)раше_ый забор, дорожки (не) выровнены, ещё (не)окрепший после болезни, (не)расколотый орех, (не)нашедший дороги, (не)погасший костёр, (не)рассчита_ый на непогоду, (не)выполне_ое задание, (не)выполне_о, (не)выполнен_ое вовремя, (не)законче_ая книга, (не)законче_ая мной книга, (не)решё_ая задача, задача (не)реше_а, (не)вымыт пол, (не)слыха_ый шум, (не)пойманный никем преступник.

(Не) знаю большего уд_вольствия, чем идти по (не)знакомой дорог _ к лесному озеру. В (не)обыкнове_ой, никогда (не)слыха_ой тишине зар_ждает_ся ра__вет. (Не)скоше__ые луга так душ_сты, что с (не)привычки туманит_ся в голове. Вот доносит_ся тр_вожный крик (не)уснувшей птицы или (не)определ_ый звук напоминающ_й голос.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч.

Урок 19 — 7 класс.

Урок 21 — 7 класс.

Слитное и раздельное написание не — полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п.

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор.

Уровневый дидактический материал по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями»

Исанчурина Фаиля Фаритовна

МБОУ «2-Имангуловская СОШ Октябрьского района Оренбургской области»

учитель русского языка

Уровневый дидактический материал для организации повторения и обобщения темы «Слитное и раздельное написание Не с причастиями»

П РАВОПИСАНИЕ НЕ С ПРИЧАСТИЯМИ

Уровень 1. РАЗЛИЧЕНИЕ.

Познакомься с правилом!

1) не употребляются без НЕ:недоумевающий взгляд, негодующая речь;

2) нет противопоставления и зависимых слов:незаконченная работа; недоеденный завтрак;

1) причастия, у которых есть зависимые слова: не законченная вовремя работа;
2) причастия, имеющие противопоставление: не построенные, а лишьзапроектированные дома;
3) краткие причастия: работа не закончена

Кроме зависимого слова не в Т,п не- с причастиями на — мый пишется слитно: нелюбимые в детстве игры; невидимая с Земли сторона Луны

Причастия на -мый пишутся раздельно с не-, если при них есть зависимое слово в творительном падеже, что придает причастию «страдательность»: не любимый мною урок.

ЗАДАНИЕ1. Подберите к причастию зависимое от него слово.

Не засеянное в этом году поле

ЗАДАНИЕ 2. Замените полную форму причастия краткой

Уровень 2. ЗАПОМИНАНИЕ.

Ознакомься с алгоритмом применения правила.

Образец применения правила

Работа(не)закончена. Это краткое причастие, пишу раздельно.

(Не) законченная работа. Это слово образовано от глагола закончить, причастие. Нет зависимого слова, нет противопоставления, пишу слитно.

Город расположен на берегу (не)замерзающего залива . Причастие не имеет зависимых слов, и это определяет написание слова: в предложении причастие не противопоставлено, причастного оборота нет, следовательно, не- надо писать слитно — незамерзаю­щего.

ЗАДАНИЕ 3.Объясните по образцу следующие примеры

Р аботанезакончена, письмо ненаписано, рожь ещё несжата, дрова ненапилены, комната неподметена, печь незатоплена.Незаконченнаянами работа, ещёнеразобранные книги, нержавеющаяот сырости сталь, долгонесмолкающие аплодисменты, незамерзающиезимой реки, не привыкшиек долгой работе руки. Неразобранные книги, а разбросанные. Слышится гром нераскатывающийся,а глухо рокочущий. Не законченная, а только что начатая работа. Незаконченная работа, неразобранные книги, нескошенная трава, незамерзающая река, непортящиеся продукты, неискоренимая привычка, несжатая полоса, несобранные вещи, нерастворившийся осадок, неразложившееся удобрение.

Уровень 3. ПОНИМАНИЕ

Научись пользоваться правилом!

ЗАДАНИЕ 4. Распределите причастия с НЕ по графам таблицы

Не употребляется без не

Нет зависимых слов

Есть зависимые слова

Краткие формы причастий

(Не) доумевающий взгляд, (не)прекращающаяся стрельба, (не)проверенные учителем тетради, (не)затихающий, а усиливающийся ветер, мост (не)разрушен, (не)законченный художником портрет, (не)удавшаяся из-за непогоды экскурсия, (не)исправленная вовремя ошибка, задание (не)записано, (не)выученные уроки, (не)выполненное обещание, памятник (не)восстановлен, (не)забываемое впечатление, (не)ржавеющая сталь, (не)годующий оппонент, (не)поддающийся расчётам, статья (не)отредактирована, (не)вытертая, а высушенная посуда, (не)растаявший снег, веками (не) рубленный лес, (не) растаявший вчера снег, (не)сожжённые садовником, (не)посаженные, а посеянные цветы, (не)ослабевающий ни на минуту, (не)спавшие всю ночь, (не)заброшенная деревня, а посёлок, доски (не)окрашены, (не)подготовившийся к семинару, (не)решённые задачи.

ЗАДАНИЕ 5. Запишите номера словосочетаний, НЕ пишется слитно.

1. вовсе (не) избалованный ребенок
2. окно (не) завешено шторой
3. (не) достоверная информация
4. (не) лишенный юмора
5. (не) помогающий никому
6. (не) зависимый кандидат
7. (не) устрашимый боец
8. (не) удачная шутка
9. отнюдь (не) праздничный
10. никогда (не) хвастающийся

1.( не) воспитанный человек
2. (не) меркнущий свет
3. (не) ограниченные возможности
4. свобода (не) провозглашена
5. ничем (не) обладающий
6. (не) слушающий никого
7. (не) мечтающий о богатстве
8. средства (не) изысканы
9. гармония (не) достигнута
10. очень (не) учтивый

Уровень 5. Контроль.

1.НЕ пишется слитно:

1) (не) купленный, а испеченный пирог

2) (не) имеющий границ

3) (не) распустившиеся цветы

4) рыба (не) поймана

2. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

а) Местность (не) исследована

б) Пошёл дождь (не) прекращавшийся в течение часа.

в) (Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

г) (Не) подожжённым дровам не гореть.

3. Найдите лишнее словосочетание.

а) (не)навидящий лицемерие;

б) (не)выбиравший свой путь;.

в) (не)доумевающий человек;

г) (не)взлюбивший дождливую осень.

4. Укажите верное объяснение орфограммы.

По высокому небу плыл журавлиный клин, оглашая (не) проснувшиеся ещё поля тоскливым стоном.

а) НЕ пишется слитно, потому что ПРОСНУВШИЕСЯ — полное причастие;

б) НЕ пишется раздельно, так как у причастия есть зависимое слово ЕЩЁ;

в) НЕ пишется слитно, так как у причастия нет зависимых слов;

г) НЕ пишется слитно, потому что в предложении нет противопоставления с союзом А.

5. В каком примере у причастия нет зависимого слова?

Правописание не с причастиями

2 часа

7-й класс

I. Проверка теории при выполнении практических заданий.

У доски три ученика: одному предлагается восстановить в опорном конспекте пропущенные компоненты и составить рассказ о слитном и раздельном написании не с причастиями. Второй выполняет задание, демонстрируя знание слитного или раздельного написания причастий. Третий делает синтаксический разбор предложений.

Класс в это время пишет словарный диктант.

Задание 1. Восстановите пропущенные компоненты опорного конспекта.

1. Без не не употребляется.

3. С краткими причастиями.

1. Есть противопоставление с союзом а.

Задание 2. Решите, как писать, – слитно или раздельно. Раскройте скобки.

(Не)выученный урок, (не)открытая книга, (не)расцветший, а увядший росток, урок (не)окончен, (не)завершенное вовремя дело, (не)скошенная на поле трава.

Задание 3. Сделайте синтаксический разбор этих предложений. Раскройте скобки. Расставьте знаки препинания, графически их объясните.

1. На дворе шумел дождь (не)успокаивающийся вторые сутки.
2. (Не)успевшие облететь листья дрожали на ветру.
3. Редкие поля (не)убраны и оставлены до весны.

Ненаряженная елка, неподготовленная доска, не уважающий других, неразношенные сапоги, не сшитый, а связанный костюм, недостижимая цель, негодующий учитель, не рассказанная на ночь сказка, еще не подогретый обед, ничем не отмеченный день, не нуждающиеся в совете, нескошенная трава, напиток не допит, правило не выучено.

II. Проверка и оценка работ у доски.

Выполненные работы оценивает и проверяет класс.

III. Работа в парах и группах.

Класс делится на пары. На две пары дается по одной (одинаковой) карточке. Одинаковые пары объединяются в группы для взаимопроверки работ.

Учитель занимается с теми учениками, чьи знания требуют коррекции, затем эта группа получает индивидуальные задания.

Материал для учителя

А. Словарный диктант. Каждый ученик из группы объясняет написание одного словосочетания.

Непримятая трава, трава не примята, не примятая машинами трава, не поставленная на место книга, не забытая, а созданная вновь песня, невыученное стихотворение, лошадь не запряжена, неприкрытая форточка.

Б. Пунктуационный диктант. Задание ученику: объясните знаки препинания. (Проводится аналогично заданию А.)

1. Начался мелкий неуспокаивающийся дождь. 2. Из поезда мы видели голые скалы, леса с еще не распустившимися почками. 3. Первым делом он насобирал дров, перекладину соорудил, котелки с водой повесил над еще не зажженным костром. 4. Степным ветрам не писаны законы.

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТЫ В ПАРАХ (ГРУППАХ)

(для сильных учащихся)

К-1. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось раздельно.

1. В эту осень не было золотых деньков, не сияли березовые перелески под негреющим солнцем, не полыхали багрянцем осины, не заметало тележные колеи шуршащей листвой. (В.Тендряков) 2. И причитает во всю ширь полей, во всю глубь неба, до водянистых звезд, несмазанное колесо. 3. Торжественно гремели из-за пыльного кустарника невидимые цикады. 4. Быстро, но осторожно, чтобы никому не попасться на глаза, они перебегали дорожки, ныряли в чащу кустарника, пролезали через колючие ограды, ползли вверх, спускались вниз, ничего не оставляя на своем пути незамеченным.

К-2. Спишите, расставьте пропущенные знаки и вставьте буквы. Раскройте скобки.

(Не)осмысленные понятия легко забываются Правила хорошо помниш_ если они (не)вызубрены а осмыслены. Учить правила не нужно. Надо только понять (не)понятное осознать (не)осознанное. И главное ра_таться с (н_)чем (не)оправданной уверенностью что все произойдет само собой. (Не)ослабевающий интерес к миру ваш союзник в учебе. Этот путь (не)закрыт любому.

Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Согласны ли вы с ней? Выразите свое мнение.

К-3. Перестройте предложения так, чтобы не с причастиями писалось слитно.

1. Короткие осенние дни замелькали передо мной, как никогда не виданные станции, сверкающие огнями на пути скорого поезда. 2. Дорога в Каменку пролегала через старый, подгнивший мост, мимо покрытых еще не скошенной травой заливных лугов и мимо мелких протоков, заросших высоким густым камышом. (А.Гайдар) 3. На пути стоял хутор, отрадно целый, обойденный войной. И врезался в память один дом, ничем, ровно ничем не отличающийся от других.

К-4. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Раскройте скобки.

(Не)которые предпр_ятия сл_вают (не)очищенные химические отходы в чистые вод_емы. Рыба (не)живущая в грязной воде погиба_т. Но даже выживая, она ни копченой ни жареной (не)пр_годна для еды. (Не)понимающие или (не)желающие понять и решать проблемы д_ректора заводов только пож_мают плечами. А в это время (не)выдерживающая загр_знения природа гибн_т. В наше время уже нельзя пить (не)кипяченую воду. (Не)загрязняйте вод_емы!

1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста.

2. Определите тип речи и стиль текста. Докажите свое мнение.

К-5. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст. Объясните написание не с причастиями. Расставьте знаки препинания, графически обозначьте причастные обороты. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Архитектор строивший станц_ю выбрал для ее отделки этот суровый, скромный и благ_родный мета(л,лл) некогда шедший на брелоки и на разменную монету. (Не)ржавеющей сталью отделана она. Эта сталь (не)боится ржавчины. Под площадью находится чудесный дворец, самая красивая из станц_й московского метрополитена — «Маяковская». Строгий и (не)гнущийся прочный и верный мета(л,лл) сродни стиху Маяковского. (Л.Кассиль)

КАРТОЧКИ ДЛЯ РАБОТАЮЩИХ С УЧИТЕЛЕМ

К-1. Слитно или раздельно? Графически объясните написание.

1. Для знающего мир светел, для (не)знающего — темен. 2. (Не)жданный успех голову кружит. 3. (Не)знающий меры будет горевать в богатстве. 4. (Не)скошенный луг пестрел цветами. 5. Письмо так и осталось (не)отправленным. 6. Ошибка в работе осталась (не)замеченной. 7. Под окном стоял еще (не)облетевший клен. 8. Я отвел от него (не)доумевающий взгляд. 9. День зачета был еще (не)назначен. 10. Он принял совсем (не)обдуманное решение.

К-2. Спишите, выбирая правильное написание. Укажите причастные обороты, расставьте пропущенные знаки препинания.

1. В саду стоял (не)проницаемый мрак. 2. (Не)тронутый снег густо покрывающий веранду был похож на ватную подстилку для рождественской елки. 3. Теперь в (не)освещенной комнате было очень тихо. 4. В легкой синеве неба еще (не)потеплевшего после ночи розовело одно тонкое облачко.

К-3. Слитно или раздельно?

(Не)ослабевающие, а крепнущие связи. Результат (не)выверен. (Не)избалованный родителями ребенок. (Не)подготовленное выступление. (Не)потускневшая от времени фотография. Задание (не)выполнено. (Не)оконченная рукопись. (Не)законченный портрет. (Не)скрываемая симпатия.

источники:

http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/123041-urovnevyj-didakticheskij-material-po-teme-sli

http://rus.1sept.ru/article.php?ID=200404604

Правописание НЕ с различными частями речи

Общие правила

Не пишется раздельно при простом отрицании, при слитном написании образуется новое слово.

Не пишется всегда слитно со словами, которые без не не употребляются: невидимка, непоседа, неряха, невежественный, небрежный, нелепый, непобедимый, ненавидеть, негодовать, нездоровиться, нельзя, невтерпёж, невдомёк и др.

Исключение: не поздоровиться, не преминуть, не обессудь(те).

Не пишется всегда раздельно, если относится ко всему словосочетанию, а также с предложно-падежными сочетаниями, со словами с дефисным написанием и с именами собственными: не скорость света, не сотрудник института, не красная линия, язык не восточнославянской подгруппы, не на столе, не по пути, не светло-розовый, не кисло-сладкий, не по-дружески, не по-твоему, не Римский-Корсаков, не Улан-Удэ.

Не с существительными

Слитно

Раздельно

1. Если существительное с не— можно заменить синонимом без не

Он говорит неправду (ложь); Ему свойственна несдержанность (вспыльчивость)

1. В конструкции, содержащей противопоставление с союзом а (реже но)

не успех, а провал;

не друг, а враг

В подобных конструкциях союз а может отсутствовать:

а) Его интересовало не богатство – его интересовала слава; б) Он мне не друг – соперник;

в) В его словах чувствовалась не искренность, напротив, отчуждённость.

2. Если перед существительным с не— стоит определение или предлог

мой недруг, сплошная неправда, редкая неорганизованность, без неудач

2. Со словами, усиливающими отрицание: ничуть не, вовсе не, отнюдь не, нисколько не, никакой не и т. п.

Причиной победы была отнюдь не решительность; Это нисколько не успех; Он никакой не специалист

3. Если существительное с не— не является антонимом этого же существительного без не

непогода («дождь» или «снег»), недостаток («изъян»), неловкость («стеснение, смущение»)

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни

Ни апельсины, ни яблоки не овощи.

4. Если существительное с не— обозначает непринадлежность к данной группе лиц или предметов

неспециалист, нерусский, немосквичи, нелитераторы (На вечере поэзии было много нелитераторов), неметаллы

4. В конструкциях едва ли не, разве не, чуть ли не

едва ли не случайность, чуть ли не известность

5. В приставке недо

недочёт, недоедание, недовес, недооценка

 

Не с прилагательными

*Условия написания применимы к полным и кратким формам прилагательных.

**Слитное написание не возможно только с качественными прилагательными.

Слитно

Раздельно

1. Если прилагательное с не— можно заменить синонимом без не

Он целый день ходит невесёлый (грустный) и недовольный (раздражённый).

Возле дома росли невысокие (низкие) деревца.

Ученик зачеркнул неправильные (ошибочные) варианты ответов в тесте.

1.В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но)

не длинный, а короткий;

не зависимый, но свободный

В подобных конструкциях союз а может отсутствовать: не видный глазу — заметный сердцу; не дорог подарок — дорого внимание.

Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: речка неглубокая, а быстрая; задача несложная, но замысловатая. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и прилагательное с не— можно заменить синонимом без не— (речка мелкая, а быстрая; задача простая, но замысловатая).

2. Если при прилагательном с не— есть наречия со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др.

очень недоверчивый, весьма невысокий, чрезвычайно необычный

2. Если при прилагательном с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе не, далеко не, отнюдь не, ничуть не, нисколько не, никакой не, никуда не, ничем не и т. п.

вовсе не близкий, далеко не вкусный, отнюдь не горячий, ничуть не полезный, нисколько не ровный, ни к чему не способный, никуда не годный

Примечание. В сочетании с наречиями совершенно, абсолютно, весьма прилагательные пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Мы отобрали совершенно («полностью, весьма») неспелую ягоду; б) раздельно при усилении отрицания: Мы увидели, что ягода совершенно («совсем, вовсе») не спелая.

При усилении утверждения возможна замена прилагательного с не— синонимом без не-: Мы отобрали совершенно зелёную ягоду. В случае усиления отрицания в предложении возможно противопоставление: Мы увидели, что ягода совершенно не спелая, а, наоборот, зелёная.

3. Если при форме сравнительной степени имени прилагательного есть зависимые слова, усиливающие признак

ещё некрасивее, намного нерешительнее, гораздо невоспитаннее, чуть-чуть неприятнее, капельку неопрятнее

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни …:

не доступный ни новичкам, ни профессионалам; не выгодный ни покупателю, ни продавцу.

Примечание к пп. 2 и 3. Никакие другие зависимые слова не являются причиной раздельного написания прилагательных с не-: неизвестный мне фильм, неполезный детям напиток, небыстрая на этом участке река, недоволен результатами.

4. Если прилагательное с не— не является антонимом этого же прилагательного без не

недалёкий («глупый»), неважный («низкого качества»)

4. С краткими прилагательными, не имеющими полной формы

не должен, не рад, не горазд, не надобен.

5. Если прилагательное с не— обозначает непринадлежность к данной группе характеризующих признаков

непищевые добавки, нетехнические специальности

5. В конструкциях едва ли не, только не, разве не, чуть ли не

чуть ли не одинаковые

6. В приставках недо— и небез— (небес-)

недозрелый («не совсем зрелый»), недоразвитый («не вполне развитый»), небезызвестный («довольно известный»), небесполезный («довольно полезный»)

 

Не с причастиями

Слитно

Раздельно

Для полных и кратких форм причастий

1. Всегда с краткими формами причастий

не крашен, не читан

1. В причастиях с приставкой недо— со значением неполноты действия (здесь отсутствует отрицание)

недошитый (недошит), недокрашенный (недокрашен), недополученный (недополучен)

Только для полных форм причастий

2. Если при причастии с не— нет зависимых слов и противопоставления.

некрашеный забор, невысказанные мысли, незакрытая дверь, неунывающие путешественники

2. Если при причастиях с не— есть зависимые слова, в том числе усиливающие отрицание (отнюдь не, вовсе не, нисколько не, никем не и др.)

не покрашенный в синий цвет забор, не высказанные писателем мысли, не разложенные по местам вещи, отнюдь не смущённый докладчик, вовсе не повысившаяся температура

3. Если при причастии есть слова, усиливающие признак: весьма, очень, крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др

весьма необдуманное решение;

явно незавершённый проект

3. В конструкциях с противопоставлением

не пересоленный суп, а приготовленный правильно; не тканое полотно, а валяное

Не с глаголами

Слитно

Раздельно

Глагольные формы с приставкой недо-, имеющей значение неполноты действия (здесь отсутствует отрицание)

недошить,

недосолить,

недополучили,

недоедая

Все остальные формы глаголов (за исключением причастий, рассматриваемых особо) пишутся с не раздельно

не был, не встречаю, не приходи, не читал бы, не интересуясь

Примечание. В случае отрицания действия не с указанными глаголами пишется раздельно: взялся дошить, но не дошил; хотел допить, но не допил; попросили его досолить, но он не досолил.

Примечание. Слитно пишутся предлоги и союзы, перешедшие из разряда деепричастий: невзирая на, несмотря на; а также наречие немедля

Не с наречиями на (-е) и со словами категории состояния

Слитно

Раздельно

1. Если наречие с не— можно заменить синонимом без не

Он поступил нехорошо («плохо»).

До дома оказалось неблизко («далеко»).

1. В конструкциях, содержащих противопоставление с союзом а (реже но). В подобных конструкциях союз а может отсутствовать

отрезать не длинно, а коротко;

жить не зависимо, но свободно;

решить задачу можно не просто, а очень просто;

не видно глазу — заметно сердцу

Примечание. Союзы а и но могут быть близки по значению к конструкциям со словами и при этом, тем не менее, всё-таки, зато. В таком случае не с прилагательным пишется слитно: мастер сделал вещь недорого, но качественно; ехал небыстро, а приехал вовремя. Признак здесь не отрицается, а утверждается, и наречие с не— можно заменить синонимом без не— (сделал дёшево, но качественно; ехал медленно, а приехал вовремя).

2. Если при наречии с не— есть слова со значением степени: очень, весьма (в значении «очень»), крайне, довольно, чрезвычайно, явно, исключительно и др.

очень недоверчиво,

весьма невысоко,

чрезвычайно необычно

2. Если при наречии с не имеются слова, усиливающие отрицание: вовсе, далеко, отнюдь, ничуть не, нисколько, никакой, никуда и т. п.

вовсе не близко,

далеко не вкусно,

отнюдь не горячо,

ничуть не полезнее

Примечание. В сочетании со словами совершенно, абсолютно, совсем наречия пишутся с не— слитно или раздельно в зависимости от значения: а) слитно при усилении утверждения: Доводы звучали совсем («полностью, весьма») неутешительно; б) раздельно при усилении отрицания: Доводы звучали совсем («вовсе») не утешительно.

В значении утверждения возможна замена наречия с не— синонимом без не-: Доводы звучали совсем безотрадно. При отрицании в предложении возможно противопоставление: Доводы звучали совсем не утешительно, а пессимистично.

3. Если при форме сравнительной степени наречия есть зависимые слова, усиливающие признак

ещё некрасивее, намного нерешительнее, чуть-чуть неприятнее

3. Если при отрицании есть однородные члены с повторяющимися союзами ни … ни …

не далеко ни до центра, ни до окраины; не выгодно ни покупателю, ни продавцу

4. Если наречие с не— не является антонимом этого же наре чия без не

чувствовал себя неловко («стеснённо»).

 

5. В приставках недо— и небез— (небес-)

недовыполнено («не совсем выполнено»), небесполезно («довольно полезно»)

 

Подробнее: Немыкина И. В. Русский язык (школьный курс): учебно-методическое пособие.

  • Не приближаясь как пишется деепричастие
  • Не приближайся как пишется
  • Не прибегая к помощи как пишется
  • Не при делах как пишется правильно
  • Не преувеличивайте как пишется