Не с полными причастиями пишется раздельно:
- Если есть зависимые слова. Например:
Не расчерченный карандашом лист. Причастие не расчерченный. Не расчерченный чем? Карандашом. Есть зависимое слово. Следовательно, не с причастием пишется раздельно.
Не убранная в шкаф посуда. Причастие не убранная. Не убранная куда? В шкаф. Есть зависимое слово. Не с причастием пишется раздельно.
- Не с полными причастиями пишется раздельно если есть противопоставление с союзом а. Например:
Не сшитый, а связанный костюм. Причастие не сшитый. В предложении есть противопоставление с союзом а. Значит, причастие пишется раздельно.
Не с полными причастиями пишется слитно:
- Если нет зависимых слов. Например:
Непрекращающийся дождь, нереализованная мечта, несобранный рюкзак.
В данных примерах зависимые от причастий слова отсутствуют. Поэтому здесь не с причастиями пишется слитно.
- Не с полными причастиями пишется слитно, если причастие не употребляется без не. Например:
Ненавидящий взгляд.
Причастие «ненавидящий» нельзя употребить без не, поэтому здесь не с причастием пишется слитно.
Не с краткими причастиями всегда пишется раздельно. Например:
Не сделан на завтра;
не сложен, а скручен,
не убран.
В данных примерах представлены краткие причастия, которые с «не» всегда пишутся раздельно.
Таким образом, чтобы определить, как пишется не с причастием, можно воспользоваться алгоритмом.
Сперва необходимо определить, причастие является кратким или полным. Если кратким, то с не- оно пишется раздельно. Если полным, то необходимо определить, если ли при причастии противопоставление с союзом «а». Если есть, то с не- это причастие пишется раздельно. Если нет, то необходимо определить, есть ли при причастии зависимые слова. Если да, то с не- это причастие пишется раздельно. Если нет, то слитно.
Повторим
Не с полными причастиями пишется раздельно:
- Если есть зависимые слова.
- Если есть противопоставление с союзом а.
Не с полными причастиями пишется слитно:
- Если нет зависимых слов.
- Если причастие не употребляется без не.
Не с краткими причастиями всегда пишется раздельно.
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
alissonbray687
-
Создано:
2 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия52 секунд назад
Помогите решить задание по химии, пожалуйста!
-
Геометрия56 секунд назад
Геометрия, площадь фигуры
-
Геометрия1 минута назад
Геометрия задача срочно
-
Английский язык1 минута назад
Допоможіть пж/помогите пж
-
Українська література1 минута назад
ДАЮ 50 БАЛІВ!
1. Установіть відповідність:
1 міри і ступеня
2 з’ясувальне
3 причини
4 умови
А) Ніяка держава не буде сильною, якщо не виконуються її закони.
Б) Ніколи серце не заплаче, бо все обернеться на спів
В) Я завтра їду в Україну, яку покинув так давно
Г) Поети кажуть, що їм ні про що писати.
Д) Кричить, що аж у вухах лящить.
2. Поставити розділові знаки, скласти схеми, визначити види підрядних речень:
1. Гори в надвечір’ї засвітилися легким ажурним золотом ніби вони були зіткані з багрянистих суцвіть.
2. Між деревами що куталися в туман майнула жіноча постать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Тема урока: Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями
Цели:
-
знакомство учащихся с правилом написания НЕ с причастиями;
-
закрепление пунктуационных навыков, навыков синтаксического разбора;
-
развитие орфографических умений и навыков.
Задачи:
1) закрепить умение написания НЕ с разными частями речи;
2) расширить словарный запас учащихся, их кругозор;
3) воспитывать умение самостоятельно работать, обобщать и делать выводы
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока:
-
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте одну строку для темы урока.
II. Постановка цели и задач урока.
(Учитель проецирует текс стихотворения на экран, по мере ответов учеников выделяет цветом или другим способом частицу не.)
Вечно ворчит
На служанку хозяйка:
Плохо погладила
Платье,лентяйка.
Окна не вымыты,
Пол не натерт,
Ложка пропала,
Не выпечен торт,
Дня не проходит
Без новой придирки
-
Прочитайте стихотворение, найдите в нем причастия , определите их роль в тексте.
-
Найдите слова с не,скажите,какие это части речи,сделайте вывод, почему все они пишутся с не раздельно.
-
А если бы употребленные в стихотворении краткие причастия превратились в полные,их правописание осталось бы таким же или изменилось бы?
Вспомните правило
III Фронтальная поисковая беседа
-
Как пишутся глаголы с не? Привидите примеры
-
Как пишутся с не прилагательные? Привидите примеры
-
Почему мы сравниваем правописание с не именно с этими частями речи
VI. Объяснение нового материала.
— Теперь нам нужно узнать, как пишется НЕ с причастиями?
Запись на интерактивной доске:
Ощибка не замечена Негодующий взгляд |
Не замеченная, а пропущенная ощибка Незамеченная ошибка |
Не замеченная учеником ошибка |
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется раздельно с краткими причастиями, если есть противопоставление с союзом А, если есть зависимое слово. Не пишется слитно с причастиями, которые без НЕ не употребляются, если причастие не имеет зависимых слов)
— Откройте учебники . Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
— Совпадают ли сделанные нами выводы с правилом?
— Запишем полученные сведения в таблицу. Когда причастие пишется НЕ раздельно, когда –слитно.
Слитно |
Раздельно |
1.С полными причастиями, при которых нет пояснительных слов (несделанное задание) 2. Если причастие без не не употребляется (ненавидевший ложь) 3.Если имеются наречия меры и степени – совершенно, очень, весьма, крайне, вполне, в высшей степени (совершенно неподготовленный ответ) |
1.Если причастие имеет при себе зависимые слова (не сделанное мною задание) 2.С краткими причастиями (не прочитана книга) 3.Когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, отнюдь не, вовсе не (отнюдь не решенная задача) 4.Когда есть противопоставление (не написанная, а напечатанная работа) |
V.Закрепление материала.
1. Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
Запись на интерактивной доске:
(Не)замерзшие цветы;(не)написанная художником картина; (не)построенная вовремя пристань;(не)заказанная в библиотеке книга;(не)засеянное поле;(не)совершенный моим другом поступок;задание (не)выполнено;(не)звеневший никогда колокольчик.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
2. Цифровой диктант
— Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
— Проверьте себя по ключу.
Запись на интерактивной доске
Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» — нет ошибок
«4» — 1-2 ошибки
«3» — 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
VI.Подведение итогов урока
— Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
— Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
VI I. Рефлексия
-
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
-
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
-
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
-
Что для меня самым полезным было на уроке?
-
Что на уроке для меня было трудным?
-
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
Домашнее задание.
10
Распределите причастия по группам: слитное и раздельное написание. ➖➖➖➖➖➖➖➖➖ (Не) сшитый, а связанный костюм; правило (не)вызуб
Распределите причастия по группам: слитное и раздельное написание.
➖➖➖➖➖➖➖➖➖
(Не) сшитый, а связанный костюм; правило (не)вызубренное, а осознанное, (не)укротимся ярость;(не) причесанные, а растрепанные волосы; статья(не) написана; не(годующий) из-за пустяка прохожий; (не) приспособленный к жизни человек; (не) домогающий ребенок; задание (не) приготовлено; (не) прекращающийся, а усиливающийся дождь.
1 ответ:
0
0
1) Не сшитый, а связанный костюм (противопоставление);
2) правило не вызубренное, а осознанное (противопост),
3) неукротимая ярость (без «не» не употребл);
4) не причесанные, а растрепанные волосы (противопост);
5) статья не написана (не с кратк.прич);
6) негодующий из-за пустяка прохожий (без «не» не употребл.);
7) не приспособленный к жизни человек (есть завис слово);
недомогающий ребенок (без «не» не употребл.);
9) задание не приготовлено («не» с кратк.прич) ;
10) не прекращающийся, а усиливающийся дождь (есть противопост.).
Читайте также
Разглядывали в 17 предложении приставка раз
Замедление, темпов, растений, заинтересовало.
Круг,берег,бок,воск,мозг,рог.
Восток, Ток, Стог.
Как приготовить омлет
Чтобы приготовить омлет, надо вылить в миску два яйца, добавить немного молока. Посолить. Хорошо перемешать.
Сережа закончил текст так :
«Вот и готов омлет! Но я больше люблю пирожки с яблоками!
Прав ли он? Почему? Сравни окончание текста у Сережи со своим.
———
«Чтобы приготовить омлет, надо вылить в миску два яйца, добавить немного молока. Посолить. Хорошо перемешать.» Далее — пропущена часть текста : » Нужно полученную смесь вылить на сковороду и жарить в течение семи минут. » Свой рассказ стоит закончить фразой : » Вот и готов омлет » . При этом не упоминать » пирожки с яблоками», ибо о них раньше не написано ни слова.
Михаил Юрьевич ЛермонтовМихаил Михайлович ПришвинАнтон Павлович ЧеховМарк ТвенАфанасий Афанасьевич ФетДжек ЛондонВиктор Петрович АстафьевНиколай Алексеевич НекрасовРей Дуглас БрэдбериНиколай Семенович Лесков
Правильно
не сшитые, а связанные вещи
Неправильно
несшитые, а связанные вещи
Ассесмент!
Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!
Слитное и раздельное написание не с причастиями:
Не пишется раздельно: 1) с краткими причастиями; 2) с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а.
Подробнее
Примеры:
[O] Собрание не закончено.
Не законченное,
а
начатое собрание. [/O]
Ассесмент!
Попробуйте самый современный инструмент по оценке собственной грамотности прямо сейчас!
Все слова по алфавиту:
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ
Автор: Хутатова Зарета Ахматовна
Организация: МКОУ СОШ №6
Населенный пункт: Кабардино-Балкарская республика, Чегемский р-н, с. Шалушка
Цели урока: содержательная: расширить понятийную базу об орфограммах правописания не с причастиями; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора слитного и раздельного написания не с причастиями
• деятельностная: формировать у учащихся навыки работы со словами, в которых есть орфограмма «Слитное и раздельное написание НЕ c причастиями»; развивать у учащихся УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные в соответствии с типом урока (урок «открытия» новых знаний).
Этапы урока
Деятельность учителя
1. Организационный момент.
Приветствие. Высказывание добрых пожеланий.
Организация самопроверки домашнего задания.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
1.Приветствие, проверка готовности к уроку, запись даты.
-Здравствуйте, ребята. Садитесь. Желаю вам успехов на уроке и хороших оценок. Запишите число, классная работа.
2.Взаимопроверка домашнего задания
-Дома вы выполняли упражнение 152. Что вы должны были сделать? Какие знания вам пригодились? Поменяйтесь тетрадками друг с другом и проверьте правильность выполнения заданий по образцу (экран)
-В лист самоконтроля за домашнее задание впишите балл, поставленный вам одноклассником.
Нет ошибок-5 баллов:
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
Ход урока:
1.Организационный момент. Актуализация знаний .
(Мотивация к учебной деятельности)
Цель: зафиксировать актуализированные способы действия в речи (повторение изученного).
2. Запись в тетради ЧЕЛОВЕК, (НЕ)ЖЕЛАЮЩИЙ МЫСЛИТЬ, ЗАКРЫВАЕТ ВХОД В БУДУЩЕЕ.
— Как вы понимаете эти слова? Выполните синтаксический разбор предложения. Выполните морфологический разбор причастия. В слове какой части речи нужно раскрыть скобки? (Причастии). Что надо знать, чтобы правильно написать это причастие? (Правило, как пишется НЕ с причастиями.)
3. Постановка учащимися цели
урока как собственной учебной задачи.
Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
4.Целеполагание и мотивация:
Стихотворение:
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразные дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
— Интересная страна. А почему в этой стране такая неразбериха? В нашей стране знаний порядок, потому что существует правило правописания частицы НЕ.
Дома вы должны были повторить его.
Проблемное объяснение нового материала.
Цели: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания приставки не- и частицы не; создать проблемную ситуацию; проговорить новый способ действия во внешней речи.
5. Разработка проекта выхода из затруднения
( алгоритм, перевод правила на язык образов).
Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.
-Сегодня на уроке мы проведём небольшое исследование и узнаем, при каком условии надо писать слитно и раздельно НЕ.
-Поможет нам в этом заполнение небольшой таблицы, которая есть у каждого ученика.
Объяснительный диктант: правописание не с различными частями речи.
Несколько незнакомцев, ничего не знаешь, ненавидеть лень, невежественный человек, не выполнил задание, ничуть не интересный фильм, некто в чёрном, не с кем поговорить, нелепость, небрежный, негодовал, не широкая, а узкая река; невысокий дом, говорил не правду, а ложь.
Не с глаголами пишется раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется: невзлюбить, нездоровится.
Вспомним о правописании НЕ с существительными и прилагательными.
Слитно, если: Раздельно, если:
— без НЕ не употребляется — есть противопоставление с союзом А
(неряха, невзгоды, небрежный); ( не правда, а ложь; не добрый, а злой)
— можно заменить с синонимом без НЕ — с существительными при отрицании
или близким по значению выражением (не волк);
(неправда – ложь); — с краткими прилагательными (не могуч);
— есть слова далеко не, вовсе не, совсем не;
— зависимое слово – отрицательное
местоимение (никому не интересный);
— прилагательное в сравнительной или
превосходной степени ( не громче,
не красивейший).
Как пишется НЕ с причастиями?
Ощибка не замечена. Негодующий взгляд
- замеченная, а пропущенная ошибка. Незамеченная ошибка. Не замеченная учеником ошибка
Анализируют написанное, делают выводы:( Не пишется слитно с краткими причастиями, с причастиями, которые без НЕ не употребляются. Раздельно- с полными причастиями, если есть противопоставление с союзом А, зависимое слово. В остальных случаях слитно.)
- Откройте учебники на странице 68. Найдите правило о правописании НЕ с причастиями. Читаем вслух.
6. Первичное закрепление. Цель: закрепить новый способ действия практически. Объяснительный диктант (1 уч-ся у доски).
—Закрепим полученные знания на практике. Перепишите, раскрывая скобки, комментируя:
(Не)собранные грибы; никем (не)собранные грибы; грибы (не)собраны; (не)пойманная рыба; (не)пришитая, а оторванная пуговица; мясо (не)поджарено; (не)пройденный путь; (не)мигающие на небе звёзды; книги (не)сложены; (не)слышимый шорох.
(Выполняют задание, записывают в тетрадь, по цепочке комментируют написанное)
-В лист самоконтроля впишите балл согласно шкале
Нет ошибок-5 баллов:
1-2 ошибки- 4 балла
3-5 ошибки- 3 балла
6 и более-2 балла
7.Включение в систему знаний и повторение.
Цели: организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с последующей проверкой по эталону;
по результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа деятельности.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону выполнение упражнения № 158) Учащиеся вписывают в листок самоконтроля балл.
—Выполните самостоятельно.
Воздух, еще (не) ставший знойным, приятно освежает. Осенью идут (не)прекращаюшиеся дожди. Молнии, (не)разъяренные, а обессиленные, полыхали за рекой.
-Проверьте друг друга в парах. Сравните с эталоном на доске.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: организовать повторение учебного содержания необходимого для обеспечения содержательной непрерывности
8. Работа с текстом.
— Какую словесную картину нарисовал С. Аксаков?
-Что вам помогло увидеть картину грозы?
-Какие чувства испытывали жители? (тревогу, страх перед стихией) Докажите словами из текста
— К какому стилю можно отнести текст?
— Какие средства выразительности речи использует автор?
-Объясните лексическое значение слов «незабываемое» и «несмолкавшие»
-Подберите к этим словам синонимы
-В лист самоконтроля впишите за каждый синоним 1 балл
Цифровой диктант — Я вам читаю выражения, а вы ставите только цифры: 1-раздельно; 2-слитно.
Не сшитый, а связанный костюм; напиток не допит; недостижимая цель, негодующий политик, не рассказанная на ночь сказка; трава не скошена; незакрытое окно; правило не вызубренное, а осознанное.
- Проверьте себя по ключу. Читаю ключ вслух. 1,1, 2, 2,1, 1,2, 1.
«5» — нет ошибок «4» — 1-2 ошибки «3» — 3-4 ошибки
-Поставьте себе оценку.
— Если вас устраивает полученный результат, поставьте себе оценку в дневник.
9. Рефлексия. Подведение итогов урока Цели: оценить результаты собственной деятельности;
сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.
— Какое правило мы сегодня изучили на уроке?
— Когда НЕ пишется раздельно с причастиями? А слитно?
Сумели Вы решить поставленную перед собой задачу?
Доволен ты своим результатом или нет и почему?
Что именно помогло тебе сегодня безошибочно справиться с работой?
Что для меня самым полезным было на уроке?
Что на уроке для меня было трудным?
На что мне надо обратить внимание в домашней работе при подготовке к следующему уроку?
-Мне кажется, теперь вы достаточно знаете о правописании не с причастиями и сможете самостоятельно восстановить текст стихотворения
Оценки за урок: внимательно посмотрите в лист самоконтроля, сложите все баллы и по шкале поставьте себе оценку.
• Проверка домашнего задания — максимум 5 баллов.
• Самостоятельная работа — максимум 5 баллов.
• Работа с текстом — максимум 2 балла.
• Итого: максимум — 12 баллов.
Ключ к оценке:
• 11-12баллов — оценка «5»;
• 7-10 баллов — оценка «4»;
• 5-6 баллов — оценка «3».
— Нарисуйте настроение.
- Домашнее задание. Всем: § 26 стр.68 – выучить правило
Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность:
Обязательно для всех при выполнении задания использовать таблицу, которую мы составили в классе и дополнительно прочитать парагр. 26
1) Кто еще не уверен, что самостоятельно сможет различить приставки, то скажите себе: «Я работал хорошо!” и выпишите из текстов русской художественной литературы 10 предложений, иллюстрирующих правописание НЕ с причастиями
2)Кто научился различать слитное и раздельное написание НЕ и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!” и придумайте словарный диктант из 10-12 слов на изученную сегодня тему.
Приложения:
- file0.docx.. 44,0 КБ