Раздел. Мир детства.
Я и книги.
Не торопись
отвечать, торопись слушать.
Урок 1. Е.Н. Егорова
«Нянины сказки»,
Т.А.Луговская «Как знаю, как помню, как умею»
Цели: познакомить учащихся с фактами биографии А.С. Пушкина,
воспитывать интерес к личности и творчеству русского поэта, познакомить с
произведением Т.А. Луговской «Как знаю, как помню, как умею»; обучать
выразительному чтению с опорой на знаки препинания; учить отвечать на вопросы,
выполнять задания учебника, понимать характер героев, главную мысль текста;
развивать воображение, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся будут продолжать учиться
ориентироваться в учебнике, понимать условные обозначения; отрабатывать умения
выделять главное в прочитанном произведении, навыки выразительного чтения и
пересказа, работы с учебником и иллюстрациями. Учащиеся будут учиться выразительно
читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец
предложения; пересказывать текст, опираясь на составленный план; описывать
характер героев; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; определять
главную мысль текста и соотносить её с содержанием произведения; находить
значение непонятных слов в словаре.
Оборудование: учебник; портрет А.С. Пушкина, выставка его книг;
текст стихотворения О. Чусовитиной «Сказки слушать я люблю», портрет Т.А.
Луговской и её книги; таблица (в рабочих тетрадях или распечатанные на
листочках).
Ход
урока
I.
Организационный момент
II. Актуализация
знаний
— Ребята, перед
вами новый учебник. Прочитайте, как он называется. («Литературное чтение на
родном русском языке».)
— Как вы понимаете,
что такое родной язык? (Родной язык — это язык, на котором говорит
человек.)
— В первом классе
мы уже начали изучать этот предмет. Вспомните, с какими произведениями мы
познакомились. (Дети вспоминают и называют несколько произведений.)
— Прочитайте
стихотворение Ольги Чусовитиной «Сказки слушать я люблю».
Сказки слушать я люблю,
Маму
вечером молю:
—
Почитай мне эти сказки,
Я
потом закрою глазки,
Будет
сниться мне во сне,
Будто
на лихом коне
Я
скачу на бой с Кощеем
Или
с трёхголовым Змеем.
Побеждаю
в сказке зло,
Людям
делаю добро.
Все
ребята это знают
—
Сказки в жизни помогают:
Быть
нам честными всегда,
Не
бояться никогда,
Слабым
помогать в пути,
К
людям с добротой идти.
— Ребята, а вы любите сказки? Назовите свою
любимую сказку.
— Как вы думаете, зачем нужны
сказки? Чему они учат? (Сказка — ложь, да в ней намёк — добрым молодцам
урок.)
III.
Самоопределение к деятельности
Знакомство с учебником
— Как вы думаете,
чему научит нас этот учебник? (Учебник поможет нам приоткрыть дверь в
удивительный мир, где живут книги. Мы будем изучать русскую литературу.)
— Откройте учебники
на с. 3. Рассмотрите условные обозначения. Они помогут нам работать с книгой.
(Разбираются условные знаки.)
— Откройте с. 4. Прочитайте
название раздела. («Мир детства».) — Как вы понимаете смысл этого
названия? Что для вас значит это выражение? (Дети высказывают своё мнение.)
IV.
Работа по теме урока
1. Введение в тему
Несколько уроков мы посвятим главе раздела «Я
и книги».
— Давайте прочитаем
в учебнике, что мы будем делать на этих уроках.
(Читает учитель или хорошо читающий ученик.)
2. Работа с пословицей
— Прочитаем в
учебнике пословицу. (Не торопись отвечать, торопись слушать.)
— Как вы понимаете её смысл? (Люди
часто делают одну большую ошибку — они перестают слушать человека на середине
предложения, считая, что уже всё поняли. Нельзя перебивать собеседника. Надо
уважать чужое мнение. Ответить всегда успеешь. Недопонимание в отношениях
часто становится причиной конфликтов.)
— Наш урок мы
начали со стихотворения «Сказки слушать я люблю». Ребята, что вы любите больше:
слушать или читать сказки? (Дети отвечают на поставленный вопрос.)
— А знаете ли вы,
что Александр Сергеевич Пушкин тоже очень любил сказки? Но, когда он был
маленьким, ему их никто не читал. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.)
— Прочитаем
вступительную статью на с. 4 и узнаем ответ на этот вопрос. (Учитель читает
вступление.)
— Как вы поняли, почему
маленькому Саше никто не читал сказок? (Тогда детских книг почти не было.
Да и сказки в книгах не печатали.)
3. Чтение произведения
Сегодня мы с вами прочитаем главу из книги «Детство
Александра Пушкина». Эту книгу написала Елена Николаевна Егорова. Глава
называется «Нянины сказки».
— Вспомните, как
звали няню А. Пушкина? Кем она была? (Арина Родионовна была крепостной
крестьянкой. Она стала няней всех детей семьи Пушкиных и пользовалась большим
доверием.)
(Учитель читает текст вместе с хорошо
читающими детьми. Во время чтения можно делать остановки, чтобы пояснить слова
или выражения.)
В Оном — здесь: в нём, в этом (городе).
Отрок — мальчик-подросток.
4. Беседа с учащимися
— Какое впечатление произвёл на
вас этот рассказ? (Высказывания детей.)
V.
Продолжение работы по теме урока
1. Словарная работа
— Прочитаем и сравним слова на
с. 7. (Дети читают, сравнивают слова, объясняют разницу между их значением.)
Засмолённая
бочка — бочка с заделанными смолой щелями.
2.
Работа по вопросам
и заданиям учебника
(Учащиеся читают вопросы после текста,
выполняют задания.)
— Кто вместе с
маленьким Сашей Пушкиным слушал нянины сказки? (Николенька и Оля.)
— Как звали самого младшего брата Пушкина? (Лёвушка.)
— Как ты понимаешь
выражение напевный голос? (Певучий, мелодичный голос.)
— Послушайте
отрывок из сказки, которую написал Александр Сергеевич Пушкин. (Учитель читает
отрывок на с. 8—9.)
— Найдите в няниной
сказке отрывок, в котором рассказывается о похожих событиях.
— В чём между ними
различие? (Дети читают нужный фрагмент текста, затем объясняют: Няня
рассказывала детям народные сказки. А произведение «Сказка о царе Салтане»
написал А.С. Пушкин, это авторская сказка.)
— О каких чудесах
рассказывается в няниной сказке? (Дети отвечают, пользуясь текстом.,)
— Рассмотрите на с.
7 изображение памятника «Юный Пушкин и его няня» в Большом Болдине. Какие
чувства у вас возникают, когда вы на него смотрите? (Дети делятся впечатлениями.)
Четыре из семи своих знаменитых сказок
Александр Сергеевич написал именно в Большом Болдине, поэтому там установлен
памятник ему и его няне — это символ русской литературы и дань уважения
заслугам русских женщин-сказительниц. Всмотритесь, вот сидит юный Пушкин, а
рядом — любимая няня. Она тихо и неторопливо рассказывает Сашеньке сказку,
раскрывая в нём литературный гений.
Материал для
учителя
(Из статьи К. Паустовского «Сказки Пушкина»)
VI.
Физкультминутка
(Встали. Руки на поясе. «Раскачиваем» туловище
вправо-влево, имитируя движения маятника.)
Маятник
качается
То
вперёд, то назад,
То
налево, то направо.
Очень
он старается,
Чтобы
быть исправным.
VII.
Продолжение работы по теме урока
— Как бы
вы объяснили, что такое сказка? (Высказывания детей.)
Сказка — это поэтическое или прозаическое
произведение, в котором есть что-то необычное, волшебное.
Большая часть ваших ответов совпала с данным
определением.
Материал для учителя
Самым первым творцом сказок был народ. Люди жили трудно: пахали
пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли, ткали, ловили рыбу и
надеялись на лучшую долю. И в сказках они изображали то же. Выдумка внушала
уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают
непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твёрдым в бедах, советовали не
мириться со злом, а бороться с ним.
Впервые сказки были записаны в 16 веке, а собирать и изучать
их стали только в 19 веке.
Сказки бывают разные. Есть волшебные, — в них обязательно должны быть
чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, — в них животные могут
говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в школе. Есть бытовые
сказки, — в них описывается жизнь простых людей: бедного мужика или ловкого
солдата. Сказка обязательно учит чему-то людей, заключает в себе мудрую мысль.
1. Работа в группах
— Заполните таблицу.
Виды сказок и их особенности
Волшебные сказки |
Бытовые сказки |
Сказки о животных |
Герои: злодеи; сказочные животные и волшебные предметы, |
Герои: простые люди |
Герои: животные |
Происходит: волшебство |
Высмеиваются: плохие черты характера |
Животные ведут себя как люди: разговаривают, думают, |
Настроение: таинственное |
Настроение: весёлое |
Настроение: весёлое |
Сегодня на уроке мы прочитаем
отрывок из произведения Татьяны Александровны Луговской «Как знаю, как помню,
как умею». Глава называется «Няня, печка и сказка».
— Как вы думаете, почему у
этого произведения такое название? О чём в нём будет рассказываться? (Учащиеся
высказывают свои предположения.)
1. Знакомство с произведением
(Текст читает учитель.)
— Как вы поняли, почему эта
глава так названа? (Няня растапливала печь, проводя при этом целый ритуал.
Огонь в печи вызывал особые чувства. Автор говорит: «И возникало счастье…»)
2. Словарная работа
— Объясните, как вы
поняли смысл слов: лучина, кочерга, «дрова занимались разом»; «Лиса ходила,
нарядившись простой бабой»?
Лучина — тонкая щепка сухого дерева.
Кочерга — инструмент из железа или другого огнестойкого материала для
перемещения горящих дров и углей в топке печи. Обычно это толстый железный
прут длиной около 50—100 см, загнутый на конце под прямым углом.
Дрова занимались
разом — разгорались сразу.
Лиса ходила, нарядившись
простой бабой, — лиса была
персонажем сказки.
3. Работа по вопросам и заданиям учебника
Татьяна Луговская не рассказывает в своей
книге ни одной сказки целиком, а только говорит, о чём были нянины сказки.
— Найдите и
прочитайте, о чём были эти сказки. (Дети перечитывают фрагменты текста.)
— Знаете ли вы похожие сказки?
4.
Работа по заданиям
учебника
— Откройте учебники
на с. 12. Прочитайте вопрос. (Как ты понимаешь слова: «Там всё вертелось,
всё кружилось, всё было наоборот, против жизни…»?)
— Как бы вы
ответили на него? (Дети пытаются объяснить, как они понимают. Например: В
сказке случается то, что в реальной жизни не может происходить.)
— Прочитайте на с.
11 последний абзац, в котором автор описывает нянины руки.
— Почему автор называет нянины
руки прекрасными? (Эти руки умеют очень многое.)
5.
Знакомство с
текстом произведения
— Откройте учебники на с. 12.
Давайте прочитаем главу «Володины сказки». (Текст читает учитель и хорошо
читающие ученики, до слов: «Ездили они и в цирк…», с. 14.)
6.
Словарная
работа
— Найдите в словаре значение выделенных в тексте слов.
Фрейлейн — гувернантка-немка.
Реверанс — вежливый поклон, приседание.
Марципановая — из миндального теста.
7.
Чтение
произведения
— Откройте с. 14. Продолжим чтение. Узнаем, что же происходило дальше.
8.
Словарная
работа
—
Найдите в словаре значение выделенных в тексте слов.
Трапеция — здесь: цирковой гимнастический снаряд,
перекладина, подвешенная на двух тросах.
Бисировать — повторять на бис, то есть второй раз, по
просьбе зрителей.
Фискалка — здесь: ябедничание.
Оглашенный — ведущий себя бестолково, шумно, неистово.
9.
Работа
над текстом
— Какие чувства вы испытывали при чтении этого произведения?
(Дети делятся своими впечатлениями.)
— О ком и о чём были Володины сказки? (Сказки были о сестрёнке,
зайчиках, о предметах, находящихся в комнате.)
— Знаете ли вы сказки, в которых предметы оживают? (Такие
сказки есть у Х.К. Андерсена: «Штопальная игла», «Свинья- копилка» и так
далее.)
— Какая Володина
выдумка вам понравилась больше всего?
Найдите и прочитайте её.
(Чтение учеников.)
10.
Беседа
с учащимися
Давайте сравним
нянины и Володины сказки. Порассуждаем, в чём между ними сходство, а в чём
различие. (Учитель задаёт наводящие вопросы. Дети рассуждают.)
— Кто придумывал эти сказки? (В няниных историях присутствовали
герои из народных сказок. Володя видел сказочных героев в окружающих
предметах, он сам придумывал их на ходу.)
— Похожи ли герои этих сказок? Какие в них происходят события?
(В няниных сказках происходят тревожные волнующие события и быстро меняется
действие, в них всё бурлит,ошеломляет. Володины сказки спокойные, добрые, они
вызывают умиление и улыбку.)
— Происходили ли в этих сказках сказочные
чудеса? (И Володины и нянины сказки увлекают и удивляют, завораживают своим
неожиданным сюжетом, их хочется слушать.)
— С какой целью рассказывались
нянины и Володины сказки? (На Руси всегда перед сном детям рассказывали или
читали сказки. Каждый день ребёнок получал информацию в виде новых знаний, и
это было лучшее время, чтобы обобщить приобретённый им опыт. Нянины сказки
имели воспитательный характер и прививали любовь к народным традициям.
Володины сказки были утешением.)
VIII.
Рефлексия
— Предлагаю вам
вспомнить, что вы узнали на уроке литературного чтения на родном русском
языке. (Ответы детей.)
— Что означает выражение уметь читать?
— Важно ли это?
— Пригодится ли вам это умение в дальнейшем?
Где?
IX.
Подведение
итогов урока
— Чему вы учились сегодня?
— С каким учебником познакомились на уроке?
— Как найти в книге нужное произведение?
— Какие условные обозначения вы запомнили?
— Как нужно обращаться с книгами?
Домашнее
задание
Выполнить последнее задание на с. 9. (Найти и
прочитать вступление к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина «У лукоморья дуб
зелёный…», ответить на вопрос.)
Прочитать произведение Т.А. Луговской «Как
знаю, как помню, как умею» (с.10-16).
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
НА родном (русском) ЯЗЫКЕ
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ
РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАНИЯ для школьников
2
класс
Можно
считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН НОси, коГДО люди стали записывать на
стенах, на коре деревьев, на глиняных табличках розные события,
После глиняных табличек появились
кнИГИ, написанные от руки НО папирусе и пергаменте. И только з Л 2 зеке СТолИ
ПОЯВ, пяться первые бумажные Книги.
Сегодня, в современном мире, КНИГА
бывают бумажные, пластиКовЫ? и Даже цифровые, Есть интернет, и с его помощью можно нс1ити л
прочитать но мониторе компьютеро или ПАОНИ_ЕТО практически любую книгу.
Предстозляешь, как интересно прочитать книгу, которую написали двадцать, тридцать или доже сто лет
назад? Ведь тогдф з мире всё было устроено по-другому: нэ было телевизоров, телефонов, компьютеэов.
Но люди всё ровно ОбЩОЛИСЬ друг С другом, учили воспитывали детеи, любили и прославляли своо Родину,
Во зсём мире хорошо известны книги русских писателем и поэтов: АС.
ПУШКИНО, А.И. Куприна. ЛА. Крылово) Д.Н, маминаСибиряка, В. Осеевой и МНогИх
других, Они написали замечательные произведения. ЧИТоЯ которые, ты поподаеШЬ в мир чудес и сказок.
А каких русских писателей й
поэтов ЗНОЭ_ШЬ ты? К0КИе позести. рассказы, сказки пОМНИШЬ? Можешь ли
рассказать о кокоЙ-НИбудь книге?
В этой тетради к различным литероДОН Н но увлекательные ЗОДС;нля.
Конечно, тебе надо будет потрудиться: наити это произведение в учебнике,а
хрестоматии или интернете, прочитать его только потом вЫполнЯТь задания.
Выполняя их, ты сможешь вспомнить содержание произведения, глубже понять его смысл, поуувстзозс;ть настроение г
довнык героев. А самое глазное — подучить удовольствие от чтения русской литературы, проявиТЬ СВОЮ
фантсдзио и творчество.
Желаем успеха!
P.S, Обрати внимание. Но странице с
названием КОЖДого гроизведения есть белая ОбЛОЖКС1 кНИГИ. Если тебе интересно было читать зтст произведение, закрась
обложку если произведение не очень понравилось— закрась
РАЗДЕЛ 1. мир ДЕТСТВА я и книги
Не торопись отвечать. торопись
слушать
Бундур
Олег Семёнович
Я
слушаю
ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту
стихотворения значение СЛОВО прибой и соедини линией слово И его значение.
Бьющие в
берег ВОлНЫ.
Забивание
гвоздей.
Звуки
игры на баробсзнох.
Задание 2. ПоДпиши НО380Н!езя птиц, б
которых говорится з стихотворении,
1
Егорово
Еленс
Николаевна
детство
Александра Пушкина
(глава «Нянины сказки»;
1.
Рассмотри обложки книп АС. ПУШКИНСТ и отметь знаком •/ в квадратике ту, которая
имеет схожий сюжет с НяНИНОЙ
о о о
Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала Арине Родионовно
детям? Закрась цветным «рондошом карточку с правильным ответом.
Арино Родионовна
Зодоние 1 . Погляди по сторонам. Тебя
окружают различные предметы, Но ты можешь оживить их с помощьо силы своей
фантазии, кок это делал брат ГлоВНОЙ героини ВолодЯ.
Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей Комноты. ЗОПиШИ эту сказку и сделай к ней
иллостроиию.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Алексеев
Сергей Петрович
Медаль
2.htm
Зодсние 1. Как ты можешь
охарактеризовать солдато Кузьму Шапкино? Роскрась корточки с подходящими
словами. В пустые карточки впиши свои слово для его характеристики.
сада—
Задание 2. Кок ты ПОНИМСЕШЬ значения этих выражений? Выбери верным ответ и
соедини его стрелкои с выражением.
человек завидует другому человеку.
человек что-то скрывает.
человек
переживает из-зс нехорошего поступка.
Необстрелянный солдат
Задание
З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу.
Зодсние
З. В кокой момент СЛОВИК понял, что учиться это интересно7 Выбери верный ответ
и поставь •/ в клеточке.
оПосде знакомства с необыкновенным
мОлЬчиКом.
оПосле
разговоре с отцом о деревьях.
опосле
разговора с бабушкой о её жиЗНИ,
безжалостные провокаторы слабохарактерные
Кто не
работает.
Задание
5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы.
ГОЛЯВКИН
Виктор
Владимирович
Мой добрый
папа
(фрагмент]
Задание
1. какие профессии имел попа глозного героя Пети? Выбери верные ответы и
поставь •/ в клеточке. окомпозитор
водитель
Задание 2. Почему герой называет
своего папу добрым?
Задание
З. Найди НОУOЛ0 И конец пословицы А соедини их линией.
ети в воду смотрят.
Где хорошиЙ ОТЭЦ,
РОДИНА МОЯ
во всэ сильно
79,
1 . Что Витя, чтобы стать богатырём?
Выбери верный ответ и поставь 8 клеточке.
Девочка из города (главо «Праздник
весны»)
hitpsAitra,
Задание .
ЗОПОлНИ информацией календарь (численник). Золиши дату, когда, по мнению
Таиски, должны прилететь жаворонки.
Задание
2. Попробуй ДоМО с родителями испечь жаворонков
из
тесто,
Ингредиенты;
— 35
стока-
Вода— Л
стакан,
Сахар —
0,5 ста-
оно. соль чайно;
ложка.
Сахар ванильЛ чайная
ложка.
Др ОЖЖИ 20 граммов, Растительное масло— 1/3 стокона. Изюм — по вкусу.
Дрожжи
необходимо развести в миске с обычным и ВСIНИЛЬНЬIМ сохоролл, солью, затем
золить водой и добавить МСДСЛО. В эту смесь постепенно добавить муку и зомесить
тесто (месить, поко оно не перестанет прилипать к рукам). Готовое тесто нужно
накрыть полотенцем л убрать в тёплое место на 30 минут. После этого оно должно
подняться, затем его необходимо ещё раз обмять,
Тесто нужно разделить на равные
шарики, из КоЖДОГо раскатать ЖГУТИКИ ПО 15 СМ ДЛИНОЙ И ЗС:ВЯ« зоть их е узелок.
В верхней части вытянуть тесто в КлОв л по бокам прикрепить маленькие кусочки
АЗОМС!, КИК ГЛСЗЗКИ.
Застелить
форму для зыпеконля
пергаментом, ПОСОдИТЬ «птичек» и сделать надрезы снизу, чтобы получился
«хвостик». Затем нужно обмазоть «жаворонков» растигельным мослом и выпекать в
духовом ШКОфУ при температуре 1800 С втечение 20-25 мин.
Задание З. Сфотогрофируй жаворонка, коТорый у тебя получился, и приклей
его фотографио, Или нарисуй,
Этот приём литератое
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1.
мир ДЕТСТВА
Я и книги
ОС. Бундур. Я слушаю Е.Н. Егорова. Детство Александра Пушкино |
2 |
(ГЛОВо ГА. Луговская. Как знаю, кок помню, кок умею |
4 |
(фрагмент) Я взрослею |
6 |
ВВ. Бианки. Сова |
7 |
Л.И. Кузьмин. дом с колокольчиком |
9 |
СП. Алексеев. Медаль |
10 |
ВЛ. Голявкин. Этот мальчик |
12 |
В,Ю. Драгунский. Рабочие дробят камень |
14 |
Е.А* Пермяк. Маркел-самодел и его дети |
16 |
БВ. Я и моя семья |
18 |
СГ. Георгиев. Стрекот кузнечика |
20 |
В.В. Голявкин, Мой добрый папа (фрагмент) |
22 |
М.В. Дружинино. Очень полезный подарок |
23 |
Л.Н. Я фантазирую и мечтаю |
24 |
НК. Абрамцева, Заветное желание |
25 |
Е.В. Григорьева. Мечто |
27 |
Л.Н, Толстой. Воспоминания (главо «Фанфаронова гора») |
28 |
47
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ —- РОДИНА МОЯ
Родная страна во
все времена сынами сильно
В.А. Бахревский, Виктор Васнецов
(глава «Рябово») зо
МА.
Булатов, В.И. Порудоминский,
Собирал человек слова…
Повесть
о В.И. доле (фрагмент) 32
МЛ. Яковлев.
Сергий Радонежский приходит на помощь
(фрагмент) 34
Народные праздники, связанные с
временами года
Л.Ф.
Воронкова. девочка из городо
(глава
«Праздник весны») 36 ВЛ. Жуковский. Жаворонок38 АС. Пушкин. Птичко 39
И.С„
Шмелёв. Лето Господне
(фрагмент ГЛОВЫ «Масленица»)40
О родной
природе
Ю,И. Коваль. Фарфоровые колокольчики 42
И.С. НИКИТин, В
чистом поле тень шагает. 43
МС. Пляцковский. Колокольчик 44
В.А.
Солоухин. Трава (фрагмент)45
Ф.И. Тютчев. Тихой ночью, поздним
летом… 46
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА родном (русском)
2 класс
Можно считать, что история книги началась с появлени; пИСЬмЭН
После глиняных табличек появились кнИГИ, написанные от руки
В этой тетради к различным литеро
ЗОДС1НИе 1. Определи по тексту стихотворения значение
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Егорово Еленс Николаевна детство
Задание 2. Кто написал сказку, которую рассказывала
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Зодоние 1 . Погляди по сторонам
Попробуй придумать сказку, в которой оживут предметы твоей
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Необстрелянный солдат
Задание З. Роскрось солдаТО в форме того по образцу
Посде знакомства с необыкновенным мОлЬчиКом
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
безжало стные провокаторы слабоха ракт ерные
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Кто не работает.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Задание 5. Какие ещё ПосЛовиЦЫ о родине ты знаешь? 1-2 пословицы
ГОЛЯВКИН Виктор Владимирович
Задание 2. Почему герой называет своего папу добрым?
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
РОДИНА МОЯ во всэ сильно 79,
Что Витя, чтобы стать богатырём?
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Девочка из города (главо «Праздник весны») hitpsAitra,
Ингредиенты; — 35 стока- Вода—
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
Литературное чтение на родном (русском) языке. Увлекательные развивающие задания для школьников. 2 класс.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (РУССКОМ) 2 класс
ОНЗ – урок открытия новых знаний
РК – урок развивающего контроля
ПСЗ— уроки построения системы знаний (уроки общеметодологической направленности).
Р – уроки рефлексии
№
п/п
Дата
Тема и краткое содержание урока
Тип урока
Планируемые результаты
Примечание
Предметные
УУД
Раздел 1. МИР ДЕТСТВА (11 часов)
Я и книги (2часа)
1
3.09
Не торопись отвечать, торопись слушать
О. С. Бундур «Я слушаю».
Е. Н. Егорова «Детство Александра Пушкина» (глава «Нянины сказки»).
ОНЗ
Отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.
Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.
Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части. Пересказывать текст подробно и выборочно.
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Формулировать вопросительные предложения.
Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.
Инсценировать художественное произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.
Личностные :
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать»
текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
—определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать
последовательность действий на уроке;
2
10.09
Не торопись отвечать, торопись слушать
Т. А. Луговская «Как знаю, как помню, как умею» (фрагмент).
ОНЗ
Я взрослею (5 часов)
3
17.09
Как аукнется, так и откликнется
Пословицы об отношении к другим людям.
Л. И. Кузьмин «Дом с колокольчиком».
ОНЗ
Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
различать народную и литературную (авторскую) сказку;
Личностные :
оценивать поступки людей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе;
выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
— учиться работать по предложенному учителем плану
4
24.09
Как аукнется, так и откликнется
В. В. Бианки «Сова».
ОНЗ
5
1.10
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
Пословицы о смелости.
С. П. Алексеев «Медаль».
В. Ю. Драгунский «Рабочие дробят камень».
ОНЗ
6
8.10
Кто идёт вперёд, того страх не берёт
В. В. Голявкин «Этот мальчик».
ОНЗ
7
15.10
Воля и труд дивные всходы дают
Пословицы о труде.
Е. А. Пермяк «Маркел-самодел и его дети».
Б. В. Шергин «Пословицы в рассказах».
ОНЗ
Я и моя семья (2 часа)
8
22.10
Семья крепка ладом
С. Г. Георгиев «Стрекот кузнечика».
М. В. Дружинина «Очень полезный подарок».
ОНЗ
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
Личностные :
оценивать поступки людей, оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать»
текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– выразительно читать и пересказывать текст;
Регулятивные УУД:
—определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться работать по предложенному учителем плану
Объединила уроки
22.10 и 5.11
в связи с внеплановыми каникулами.
9
5.11
Семья крепка ладом
В. В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент).
Л. Н. Толстой «Отец и сыновья».
ОНЗ
Я фантазирую и мечтаю (2 часа)
10
12.11
Мечты, зовущие ввысь
Н. К. Абрамцева «Заветное желание».
Е. В. Григорьева «Мечта».
Л. Н. Толстой «Воспоминания» (глава «Фанфаронова гора»).
ОНЗ
Отвечать на вопросы. Характеризовать текст: предполагать содержание по заглавию, иллюстрации, фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить в тексте доказательство мыслей и чувств автора.
11
19.11
Проверочная работа по итогам изучения раздела
РК
Раздел 2. РОССИЯ — РОДИНА МОЯ (6 часов)
Родная страна во все времена сынами сильна (2 часа)
12
26.11
Люди земли русской
В. А. Бахревский «Виктор Васнецов» (глава «Рябово»).
М. А. Булатов, В. И. Порудоминский «Собирал человек слова… Повесть о В. И. Дале» (фрагмент).
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
понимать смысл заглавия произведения;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать
текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
Личностные :
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе;
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
13
3.12
Люди земли русской
М. Л. Яковлев «Сергий Радонежский приходит на помощь» (фрагмент).
Народные праздники, связанные с временами года (1 час)
14
10.12
Хорош праздник после трудов праведных
Песни-веснянки.
В. А. Жуковский. «Жаворонок».
А. С. Пушкин «Птичка».
Л. Ф. Воронкова «Девочка из города» (глава «Праздник весны»).
И. С. Шмелёв «Лето Господне» (фрагмент главы «Масленица»).
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать
текст;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
О родной природе (3 часа)
15
17.12
К зелёным далям с детства взор приучен
Русские народные загадки о поле, цветах.
Ю. И. Коваль «Фарфоровые колокольчики».
И. С. Никитин «В чистом поле тень шагает».
М. С. Пляцковский «Колокольчик».
Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения;
выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка.
Личностные :
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли на уровне предложения или небольшого текста;
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– учиться работать в паре, группе;
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
— учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
16
24.12
К зелёным далям с детства взор приучен
В. А. Солоухин «Трава» (фрагмент).
Ф. И. Тютчев «Тихой ночью, поздним летом…»
Проверочная работа по итогам изучения раздела