Не умеющий говорить кулаком пугает как пишется

logo

    • Предмет:

      Русский язык

    • Автор:

      destinymeyers452

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    4 минуты назад

    Помогите решить задание по химии, пожалуйста!

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Геометрия, площадь фигуры

  • geometriya
    Геометрия

    4 минуты назад

    Геометрия задача срочно

  • angliiskii-yazyk
    Английский язык

    4 минуты назад

    Допоможіть пж/помогите пж​

  • ukrainsyka-literatura
    Українська література

    4 минуты назад

    ДАЮ 50 БАЛІВ!
    1. Установіть відповідність:
    1 міри і ступеня
    2 з’ясувальне
    3 причини
    4 умови
    А) Ніяка держава не буде сильною, якщо не виконуються її закони.
    Б) Ніколи серце не заплаче, бо все обернеться на спів
    В) Я завтра їду в Україну, яку покинув так давно
    Г) Поети кажуть, що їм ні про що писати.
    Д) Кричить, що аж у вухах лящить.
    2. Поставити розділові знаки, скласти схеми, визначити види підрядних речень:
    1. Гори в надвечір’ї засвітилися легким ажурним золотом ніби вони були зіткані з багрянистих суцвіть.
    2. Між деревами що куталися в туман майнула жіноча постать.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    32 минут назад

    Помогите пожалуйста решить задачу

  • literatura
    Литература

    48 минут назад

    • СРОЧНО, МИНИ — СОЧИНЕНИЕ О ПРОГУЛЬЩИКЕ, НЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Это полное причастие.

1. Они пишутся слитно с «не», если при них нет пояснительных слов.

Пример:

Неумеющий не продвинется вперед.

2. Пишется раздельно, если при полном причастии есть пояснительные слова (отвечающие на вопросы «что делать?», «куда?», «когда?», «кем?», «как?» и др.):

Не умеющих плавать не пускали в бассейн.

Ничего не умеющий сотрудник.

3. Пишется раздельно при наличии в качестве пояснительных слов «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не» или отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни»):

Отнюдь не умеющий читать.

Примечание. Пояснительное слово «совсем» может означать «абсолютно» или «отнюдь».

В первом случае будет писаться слитно, во втором — раздельно:

Совсем неумеющий. (Абсолютно неумеющий).

Совсем не умеющий. (Отнюдь не умеющий).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:

  • «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
  • «отнюдь»;

Сравните:

В этот раз пришёл и вовсе неумеющий. (Совершенно неубранными).

Это вовсе не умеющий сотрудник. (Отнюдь не умеющий).

4. Пишется слитно при использовании в качестве пояснительных слов наречий меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, совсем, вовсе и др.):

Совершенно неумеющий сотрудник.

Но если, помимо таких наречий, при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то по общему правилу «не» с причастием пишется раздельно:

Совершенно ничего не умеющий сотрудник.

5. Пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:

Не умеющий, а только обучающийся сотрудник.

Примечание. Различается противопоставление, выраженное союзом «а», и противопоставление, выраженное союзом «но».

При использовании союза «а» противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается. Тогда пишется раздельно.

При использовании союза «но» противопоставляются не прямо противоположные понятия, а понятия совместимые, действию одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них. Тогда пишется слитно.

Неумеющий, но не наш сотрудник.

Доработка и модернизация сайтов

“Пословица недаром молвится…”

Цели:

  • Образовательная: повторить и закрепить
    обобщенный теоретический материал по теме
    “Правописание НЕ с разными частями речи”,
    отработать приёмы разграничения НЕ – части
    корня, НЕ — приставки и НЕ — частицы, уметь
    применять правила о слитном и раздельном
    написании НЕ при выполнении практических
    заданий;
  • Развивающая: продолжить развитие
    познавательного интереса к русскому языку, уметь
    анализировать, обобщать полученные знания,
    аргументировать свои высказывания, развить у
    учащихся рациональные приёмы умственной
    деятельности при повторении и закреплении
    знаний и умений, формировать активное участие в
    процессе обобщения материала;
  • Воспитательная: продолжить формирование
    системы духовных ценностей и ориентиров на
    основе разбираемых примеров – пословиц и
    поговорок, кладезя народной мудрости.

Обеспечение занятия:

  • Мультимедийные слайды по теме урока (“Тест
    Петрушки”);
  • Презентация урока “Правописание НЕ с разными
    частями речи”;
  • Учебно-методическое пособие “Русский язык в
    пословицах и поговорках”;
  • В.И.Даль “Словарь живого великорусского
    языка”. – М., “Русский язык МЕДИА”, 2007 г.;
  • В.П.Жуков “Словарь русских пословиц и
    поговорок”. – М., “Русский язык МЕДИА”, 2007 г.;
  • Раздаточный материал;
  • Папки для индивидуальной работы;
  • Проекты учащихся;
  • Таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Здравствуй, мой любимый класс! Рада снова
видеть вас!

Улыбнитесь друг другу, поприветствуйте своими
улыбками наших гостей! Садитесь! Вы активные и
жизнерадостные! У нас всё получится! Мы будем
успешными!

II. Повторение.

— Наш урок мы начнём с повторения изученного по
теме “Н и НН в разных частях речи” (используется
раздаточный материал и опорные схемы в папках
для индивидуальной работы) – слайд №1.

Презентация.

Приложение.

Задание: записать примеры, раскрыть
скобки, объяснить свой выбор:

  • Заработа(н, нн)ый ломоть лучше краде(н, нн)ого
    каравая.
  • Пропуще(н, нн)ый час годом не воротишь.
  • С умом задума(н, нн), без ума сдела(н, нн)о.
  • Хороша верёвка дли(н, нн)ая, а речь короткая.
  • Братская любовь лучше каме(н, нн)ых стен.

— Как называются фразы, которые вы сейчас
записали? (пословицы)

— Что называют пословицей? (пословица – мудрое
народное изречение) + справка из “Толкового
словаря живого великорусского языка” В.И.Даля:
“Пословица – краткое изречение, поучение в виде
притчи, иносказания”– слайд №2.

— Какое правило необходимо вспомнить, чтобы
правильно записать слова со скобками? (Н и НН в
различных частях речи – объяснение орфограмм в
записанных пословицах)– слайд №3 “Проверьте
себя!”.

— Объясните смысл понравившейся вам пословицы
(например, пословицу “Хороша верёвка длинная, а
речь короткая” можно подтвердить словами
А.П.Чехова:“Краткость – сестра таланта”, или,
как говаривали в старину, “не растекаться мыслию
по древу”, это и нам сегодня на уроке очень
пригодится!)Вы, конечно, заметили, как много новых
книг появилось совсем недавно в нашем кабинете
русского языка и литературы. С презентацией
некоторых из них, относящихся к теме нашего
сегодняшнего урока, выступит уч-ся…(Ф.И.).

Презентация книг о пословицах.

Слово 1-го ученика: Перед вами новые учебные
пособия, выпущенные московским издательством
“Русский язык МЕДИА” в 2007 году. Сами названия
этих книг “Словарь русских пословиц и
поговорок” В.П.Жукова и сборник В.И.Даля
“Пословицы русского народа” уже позволяют
окунуться в мир русских пословиц и поговорок,
решая двуединую задачу: получая знания,
обогащаться духовно. В последнее время интерес к
пословицам и поговоркам заметно вырос. Всё чаще
встречаем мы их на полосах газет и журналов,
слышим из уст политиков и публицистов, теле- и
радиожурналистов. И это не случайно: едва ли
можно указать на какую-либо иную форму
словесно-художественного творчества народа,
которая могла бы соперничать с пословицами и
поговорками по известности, убедительности,
способности жить долго. Это обусловлено не
только отражённой в них житейской мудростью, их
эстетическими качествами, но и, конечно,
достоинствами их языка. (Слайд №4) Ещё в 19 веке
В.И.Даль написал: “Грамматика не только могла бы
и должна бы многому научиться у пословиц, но
должна бы быть по ним вновьперевёрстана”, а “кто
бы взялся рассмотреть пословицы и поговорки в
этом отношении, тот написал бы претолстую и
преполезную книгу…” Языковое пространство
пословиц и поговорок очень обширно. По нему можно
изучать не только грамматику языка, но и получить
представление об удивительно трудолюбивом,
умном, изобретательном, в то же время скромном
народе. С первых страниц книга вызывает интерес к
истории и духовному наследию русского народа.
Например, в пословице “Щёлока не варить – и
рубашки не мыть” читатель узнаёт, что щёлок –
это настой золы, которым крестьяне мылись в бане
и стирали. Всегда актуальны пословицы,
отражающие духовные ценности человека: “В
молодости учись, в зрелости трудись, в старости
гордись” и другие. Книги адресованы всем, кому
дорог русский язык, кому интересны его судьба и
духовное богатство народа, кто дорожит и хранит
наследие предков, приумножает и развивает добрые
традиции.

Слово учителя: Я надеюсь, что эти пособия станут
верными помощниками как на сегодняшнем, так и на
следующих уроках русского языка.

III. Работа над темой урока.

— Запишите тему сегодняшнего урока (слайд №5).

Слово учителя о целях и задачах урока (слайд №6).

— Частица НЕ – одно из самых употребительных
слов русского языка и безусловный чемпион по
количеству связанных с ним орфографических
ошибок. Какую же орфографическую опасность может
таить в себе маленькое словечко из двух звуков?

2-й ученик:

Частица НЕ – упрямая частица.
Всё повернуть по-своему стремится.
Ты хочешь счастья,
А она придёт –
И выйдет всё как раз наоборот!
С такой частицей нет опасней дружбы.
Она убьёт неверием своим,
И то, что нужно,
Станет вдруг ненужным,
А то, что плохо, —
Не таким плохим.
Но если ты ослаб и утомился,
Ну, словом, просто примирился,
Как говорят, с годами поостыл,
Частица НЕ – упрямая частица –
На этот случай может пригодиться.
На помощь поскорей её зови,
Она тебе придаст
Неутомимость,
Непримиримость,
И неукротимость,
И силу нестареющей любви!
(Ф.Кривин)

— Давайте вспомним, чем может быть НЕ в разных
случаях (слайд №7).

  • Он настоящий неряха.
  • Негромкий звук раздался в тишине.
  • Река была не глубокая, а мелкая.

— Итак, чем является НЕ в этих примерах? (в каждом
из них НЕ появляется в новом облике: в 1-ом – это
часть корня, во 2-м – приставка, в 3-м – частица) –
слайд №8. В чём же проблема? Естественно, что
часть корня и приставка пишутся слитно, а частица
– раздельно. Такую простую мысль и правилом-то
называть неудобно. Однако теме слитного и
раздельного написания НЕ с разными частями речи
отведено в школьной программе немало уроков. А
ошибки появляются снова и снова. Откуда они? Дело
в том, что трудно различить эти три случая,
решить, что перед нами: приставка или частица. Мы
сегодня вспомним правила, которые вы уже изучали
в школе, приведём разные примеры, чтобы
разобраться в тонкостях и сложных случаях.
Орфографическая трудность в том, чтобы решить,
что перед нами и, соответственно, слитно или
раздельно пишется. Ведь правила орфографии –
тоже результат размышления людей. Но
довольствоваться ими – всё равно, что читать
описания природы вместо того, чтобы пойти в лес.
Как гласит народная мудрость: “То, что запомнил, —
уйдёт, то, что понял, — останется” (слайд №9).

Чтобы легче было обобщить правила правописания
НЕ с разными частями речи, мы будем работать
несколько необычно. Одна из наших групп получила
задание представить, что они мультипликаторы, и
попробовать составить проект – учебный
мультфильм на тему сегодняшнего урока.
Получились вот такие опорные конспекты, которые
помогут вам на уроках и при подготовке к
экзаменам.

3-й ученик:- Итак, внимание! Мы начинаем!
Действующие лица: чудо-человечки (части речи,
предлоги, союзы, слова). Знак “Въезд запрещён”
обозначает “Никогда не пишется слитно”.
Плакаты, флажки, которые держат человечки,
содержат примеры. 1-я серия называется
“Раздельное написание НЕ с разными частями
речи”. Вы пока только внимательно слушайте:
“Жила-была частица НЕ. Всё она всегда вечно
отрицала: не надо, не хочу, не буду. Но сама по себе
она была очень даже доброжелательная и очень
общительная. А вот общение она строила с частями
речи, которые были весьма своенравны. Пойдёт НЕ к
существительным и прилагательным, а они говорят:
“Уходи, сегодня мы дружим с союзомА”. Не
внимание, а равнодушие проявляли они к гостье.

Придёт НЕ к местоимениям, а её к ним предлоги не
пускают. НЕ У КОГО совета спросить, как поступить,
НЕ С КЕМ обидой поделиться.

НЕ – к наречиям. А их два брата: на –О и –Е и не
на –О и –Е. Ко второму брату НЕ никогда и близко
не подходила. Оно всегда НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ
поступало. А первый брат тоже был в дружбе
непостоянен. У него в гостях уже сидел знакомый
нам союз А, да ещё слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, НИЧУТЬ,
НИКОГДА, НИСКОЛЬКО, СОВСЕМ и твердили: НИСКОЛЬКО
НЕ скучно нам без тебя. И уделяло наречие на –О и
–Е внимание то одним, то другим, а с НЕ и
разговаривать не захотело.

И вот НЕ у причастий. Те тоже, разделившись на
полные и краткие, по-разному реагировали на НЕ.
Полные, увидев союз А или зависимые слова, НЕ
совсем не замечали. А краткие и вовсе никогда ни
на шаг НЕне подпускали. Братья эти
отговаривались от своей гостьи: “Собрание у
насНЕ закончено, НЕ завершённая вовремя работа
не пускает”.

Глаголы же и деепричастия вообще категорически
с НЕзнаться не желали, держали всегда её на
расстоянии от себя. У них даже девиз был:

НЕ выучил, НЕ делал,НЕ знаешь – НЕ спеши!

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

4-й ученик: — 2-я серия – “Слитное
написание НЕ с разными частями речи”.

На другой день части речи задумались, что зря
они обижают НЕ, и решили подружиться с ней, потому
что от существительных ушёл союз А, от наречий
ушёл не только А, но и слова ДАЛЕКО, ВОВСЕ, СОВСЕМ
и другие, да ещё примчались отрицательные
наречия и решили навсегда остаться с НЕ, лишь
только наречия не на –О и –Е поступали
по-прежнему не по-товарищески.От местоимений
ушли предлоги, зато пришли неопределённые
местоимения и поклялись в вечной дружбе сНЕ.А от
причастий ушли союз А и зависимые слова. Однако
непреклонными оставались глаголы, деепричастия
и краткие причастия.Самое обидное было то, что
дружба эта была неискренней, что и понималаНЕ,
веря теперь лишь отрицательным наречиям и
неопределённым местоимениям.

5-й ученик: — Но были уНЕ и верные
друзья, т.е. слова, которые без неё никак не могли,
т.к. иначе не имели никакого смысла (3-й плакат).
Хотя слово “лепо” — отголосок древнего
“лепота” — красота. Вот эти слова были
признательны НЕ, ценили и уважали её. Сказка,
которую вы услышали, непростая, она имеет научную
основу. Внимание! В том случае, когда НЕ пишется
раздельно – она частица, когда слитно –
приставка, а когда слова без неё не могут
употребляться – часть корня.

IV. Закрепление.

— А давайте проверим, на самом ли деле есть уНЕ
верные друзья?

Тематический диктант.

— Замените развёрнутое описание одним словом с
НЕ-(слайд №10).

  • То, чего не было и не бывает в действительности,
    вымысел, выдумка (небылица);
  • Детская игрушка, которую невозможно уложить,
    Ванька-встанька (неваляшка);
  • Грубый, невоспитанный человек (невежа);
  • Необразованный, малосведущий человек (невежда);
  • Отсутствие удачи, ряд неудач, преследующих
    кого-то (невезение);
  • Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства
    (невзгоды);
  • Раб, обычно из пленников (невольник);
  • Отсутствие свободы, рабство (неволя);
  • Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном
    месте (непоседа);
  • Человек, который всё делает плохо или не умеет
    делать что-либо (неумеха);
  • Военный противник, враг (неприятель).

— Почему все эти слова написаны слитно сНЕ-?

— Вновь обращаемся к нашим сегодняшним
помощникам – пословицам и поговоркам.

Выборочный диктант (1-я группа выписывает
пословицы, где НЕ пишется слитно, 2-я группа – НЕ
–раздельно) – слайд №11.

Без пословицы (не)проживёшь. (Не)гордись
званием, а гордись знанием. Друг познаётся в
(не)счастье. Красна дружба (не)лестью, а правдой и
честью. У (не)ряхи да (не)пряхи нет и путной рубахи.
Учён, да (не)умён, вполцены он. За учёного двух
(не)учёных дают, да и то (не) берут. Мелет день до
вечера, а послушать (не)чего. Человек (не)учёный,
что топор (не)точёный: можно таким дерево срубить,
да трудов много. (Не)давши слова – крепись, а
давши – держись. (Не)вежду никакими лекарствами
(не) вылечишь. (Не)убив медведя, шкуры (не)делят.
(Не)доброе слово больней огня жжёт. Человек,
(не)умеющий говорить, кулаком пугает. Тот идёт
вперёд, кто (не) боится (не)взгод. (Не)ошибается
тот, кто ничего (не)делает.

— Какие пословицы попали в оба варианта? Почему?
(у каждого варианта получится по 9 предложений)

— Синтаксический разбор предложения (2 человека
работают за доской +сверка с доской):

  • 1 вариант: Не убив медведя, шкуры не
    делят. (Повеств., невоскл., прост., односост.,
    осложнено обособленным обстоят., выраж. дееприч.
    оборотом, распр.)
  • 2 вариант: Человек, не умеющий говорить,
    кулаком пугает. (Повест., невоскл., прост.,
    двусост., осложнено обособленным определением,
    выраж. причастным оборотом, распр.)

— Перед тем, как приступить к выполнению
тестового задания, давайте обратим внимание на
таблицу, которую приготовила к сегодняшнему
уроку группа №1, и сделаем вывод по проделанной
работе.

— Как сгруппирован материал в приведённой
таблице? Оцените их работу и попробуйте озвучить
таблицу (ответ уч-ся) (слайды №12-13).

— Итак, мы ещё раз повторили правила
“Правописание НЕ с разными частями речи” для
того, чтобы безошибочно выполнить тестовую
работу. Но пред этим давайте проведём гимнастику
для глаз под названием “Бинокль”. В заданиях
теста вам необходимо отыскать строчку со
словами, которые пишутся с НЕ слитно. Возьмём в
руки бинокли. Посмотрим вправо, влево, вниз,
вверх, вдаль… (2 раза). Приступаем к выполнению
задания (3-5 минут).

Проверка (сверка с доской) –
слайд №15.

— Кто безошибочно справился с тестом?
(самооценка: 0 ош. – “5”, 1 ош. – “4”, 2 ош. – “3”,
более двух, надеюсь, не допустил никто).

4. Дифференцированная творческая работа
(слайд №16):

А) написать мини-сочинение по теме одной из
записанных на уроке пословиц, используя в работе
слова разных частей речи сНЕ (1-я группа);

Б) выбрать 1 пословицу и описать кратко речевую
ситуацию, в которой уместно было бы её
употребление;

В) составить текст с использованием ключевых
слов: (не)пропасть, (не) научишь, (не) храним,( не)
умеющий, (не)ошибается, (не)трудно, (не)правда и др.

Зачитывается несколько работ через 5-7 минут.

5. Продолжение темы урока (слайд №17).

— Несколько лет назад, когда было трудно с
продуктами, часто рассказывали такой анекдот: “Я
прочитал в вашей газете, что негры в Африке
(не)доедают. Так нельзя ли то, что они (не)доедают,
присылать нам?” На чём основана такая игра слов?
(вывод: глаголы с НЕДО- пишутся слитно:
недосыпать, недоглядеть. От глагола с приставкой
недо- следует отличать глаголы с приставкой до- и
частицей НЕ, которые обозначают неполное,
незаконченное действие. Например, аквалангист не
достал морскую раковину. Приставку НЕДО- можно
проверить подбором антонима с приставкой ПЕРЕ-.
Немного юмора. Я напомню вам студенческий
афоризм на изученное правило: “Лучше переесть,
чем недоспать”) – слайд №18.

V. Итог урока.

Вопросы для повторения:

— Как пишутся с НЕ слова, которые без НЕ не
употребляются?

— Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?

— Как пишется НЕ с прилагательными,
существительными и наречиями?

— Как пишется НЕ с причастиями?

— Как пишется НЕ с местоимениями и
числительными?

— Чему учат нас пословицы и поговорки,
использованные нами на уроке?

VI. Домашнее задание (по выбору).

1) Написать сочинение-рассуждение по выбранной
пословице с использованием слов на изученное
правило;

2) Выполнить упражнение.

3) Составить словарную диктовку по теме урока
“Правописание НЕ с разными частями речи”.

  • Хорошо работали на уроке:…
  • Я ценю усилия…
  • Молодцы:…
  • Умница…
  • Можно похвалить…
  • Порадовали своими ответами…

Правописание частицы НЕ с глаголами

Лучший юмористический канал: анекдоты, приколы, юмор и куча ржачных видео

О чем эта статья:

Когда «не» с глаголами пишется раздельно

Сейчас узнаем, как пишется «не» с глаголами в русском языке. Сначала расскажем про раздельное написание, а потом — про слитное.

Если вы встретили в одном предложении частицу «не» и глагол, чтобы избежать ошибку, нужно вспомнить правило орфографии русского языка.

«Не» пишется раздельно с глаголами и глагольными формами.

Чтобы запомнить правило, сравним два предложения:

Солнце взошло над горой.

Солнце еще не взошло над горой.

В первом предложении мы используем глагол «взошло», который поясняет существительное «солнце». У этого предложения утвердительное значение.

Во втором предложении этот же глагол стоит рядом с частицей «не», которая придает отрицательный смысл: «солнце не взошло».

Частица «не» — это самостоятельное слово служебной части речи, которое пишется раздельно с глаголами в разных грамматических формах.

Частица «не» вместе с глаголами выражает отрицание действия или запрет.

не смотрю в телефон;

не звонит будильник;

не хотел говорить;

При двойном отрицании у глагола появится положительное значение:

не могу не поехать = должен поехать;

не ненавижу = не испытываю ненависти.

«Не» со всеми глаголами пишется раздельно, но есть случаи, когда следует написать «не» слитно.

Когда «не» с глаголами пишется слитно

В пятом классе каждый школьник знает: «не» с глаголами пишется раздельно. Но это еще не все! Сейчас расскажем про исключения из этого правила, когда «не» пишется вместе с глаголом.

«Не» пишется слитно:

в глаголах, которые не употребляются без НЕ: ненавидеть, невзлюбить, негодовать, недоумевать;

в глаголах с приставкой НЕДО-: недосолить, недоесть.

В русском языке есть слова, с которыми элемент «не» пишется слитно. В этих случаях «не» может быть приставкой или частью корня, без которого слово просто не существует.

Глаголы, которые без «не» не употребляются:

В глаголах следует различать приставку НЕДО- и частицу с приставкой НЕ ДО-.

НЕДО употребляется в значении «мало», НЕ ДО – в значении «не до конца довести действие».

НЕДО- (в значении «мало», антоним ПЕРЕ-) Значение недостаточности действия: завершить действие НЕВОЗМОЖНО! НЕ ДО- (в значении «сделал не до конца»). Значение незавершённости действия: завершить действие ВОЗМОЖНО!
недоедать (голодать) – антоним: переедать недоглядеть за больным (нельзя доглядеть за больным) недосмотреть за ребенком (нельзя досмотреть за ребенком) не доедать суп из-за спешки(можно потом доесть) не доглядеть спектакль (можно доглядеть в следующий раз) не досмотреть фильм (можно вернуться и досмотреть его)

1) Глагол «недоставать»(в значении «отсутствовать в нужном количестве») пишется с НЕ слитно, т.к. НЕДО- является приставкой. Также НЕДО- пишется слитно в устойчивом выражении «Этого ещё недоставало!».

Например: Этой семье постоянно недоставало денег. В пейзаже недоставало красок. НО!Мальчик НЕ доставал до полки. (НЕ пишется раздельно, т.к. действие может быть закончено).2) Есть глаголы с приставкой ДО-, которые не употребляются без частицы НЕ:недолюбливать, недооценить, недопонимать, недослышать.

Упражнение 1 (Не)лепый поступок, (не)высоко взлететь; (не)высоко взлететь, а низко; поступить (не)по-товарищески, почуять (не)доброе, (не)ряшливый вид, вести себя (не)принужденно, вовсе (не)трудовые доходы, (не)веселый, а грустный вид, (не)складность фигуры, перейти (не)глубокую, но широкую реку, устать с (не)привычки, бормотать что-то (не)внятное, далеко (не)легкое дело, река была (не)широка, (не)противление злу, сказать явную (не)правду, юноша крайне (не)вежлив, (не)навистный человек, (не)движимость, (не)коммерческое, а государственное предприятие; (не)счастный случай, (не)трудоспособность, полный (не)вежда в музыке, (не)замужняя дама, (не)избежно, (не)приязненный, (не)совершеннолетние дети.

Упражнение 2 (Не)читал книгу; (не)может смотреть; (не)взлюбить с первого взгляда; (не)думая о последствиях; якорь (не)достает дна; времени всегда (не)достает; в (не)урожайные годы (не)доедают; (не)доиграл партии; с утра (не)здоровится; (не)зная причины; (не)договаривал главного; (не)было намерений; (не)явился на судебное заседание; (не)нужные для дела подробности; (не)достойное порядочного человека поведение; почерк (не)разборчив; (не)проверенная следователем версия; (не)замеченный водителем знак; версия (не)проверена; совсем (не)проверенная версия; (не)знакомый мужчина.

Упражнение 3 1)(Не)льзя (не)обратить внимания на повышение качества работы дорожно-патрульной службы.2) В партии товара (не)доставало несколько упаковок.3) В Швейцарии (не)обходимо знать три языка — итальянский, немецкий, французский. 4) Ответ студента был (не)вполне удовлетворительным. 5)Он (не)заметно, ни с кем (не)простясь, ушел.6)Уровень жизни в развивающихся странах (не)соответствует стандартам европейских стран.7) (Не)занимательный случай, (не)анекдот, (не)эпизод, но целая жизненная судьба становятся у Чехова основой (не)большого по размерам рассказа. 8) (Не)обязательно, чтобы ответ был дан (не)медленно.9)Не)мало месяцев провел профессор над составлением учебника.

Упражнение 4 1. (Не)засыпая (н. ) на минуту, он смотрел с (не)меркнущим интересом на (не)знакомые ему места. 2. Он ушел (не)заметно. 3. Вдруг разнесся по лесу короткий, глухой рев: (не)знакомый и страшный голос какого-то зверя (Биан). 4. Страх на море зависит от привычки или (не)привычки к морю, то есть от знакомства или (не)знакомства с его характером (Гонч.). 5. Стрелки (не) поняли, в чем дело, и в (не)(до)умении смотрели на мои движения (Арс.). 6. Глядите на меня. Мне это (н. )(н. )приятно (Тург.). 7. На красоту (не) броскую, (не) крикливую, (не)бьющую в глаза роскошью форм и буйством красок (не) вольно отзывается наше сердце (О.Авдеева). 8. Вдруг меня (не) поймут, (не) (до) оценят (А.Крон). 9. Он привел вовсе (не) убедительные аргументы. 10. Приезжий был (не)высок ростом и (не)казист с виду (Шол.). 11. Пусть струится над твоей избушкой тот вечерний (не)сказанный свет (Ес.). 12. (Не) один человек писал эту книгу. 13. (Не)далеко показались огни деревеньки. 14. Берег реки (не)отлог, а очень крут. 15. (Не)горазд я петь. 16. В почве (не)(до)стает питательных веществ. 17. (Не)лающий пес похлебки (не) получит (Посл.). 18. (Не)умеющий говорить кулаком пугает (Посл.). 19. Спектакль мы до конца (не)(до)смотрели. 20. За окном стояла (не)проглядная тьма. 21. (Не)умело приготовлен обед: что-то (не)(до) жарилось, что-то (не)(до) варилось. 22. (Не) я, (не)ты виноваты в этом. 23. (Не)други моего друга — мои (не)други. 24. (Не)удача, а трудности ждали его в работе. 25. Мы скрылись в шалаше от (не)погоды. 26. Ребята мечтают о (не)обжитых местах, о(не)изведанных тайнах. 27. Отец (не)(до)смотрел за ребенком. 28. Ты как будто (не)рад мне? 29. (Не) достать мне этой редкой книги! 30. Урал — край (не)сметных богатств. 31. Издали слышался шум (не)угомонного ручья. 32. Никак (не)потревоженный снег лежит волнистыми сугробами.

Упражнение 5(Не)веселый взгляд, (не)строгий судья, никому (не)известный автор, совсем (не)веселая история, (не)трудный, но запутанный вопрос, (не)боящийся темноты ребенок, (не)способный к учебе ученик, отнюдь (не)правильное решение, (не)добрый знак, (не)добрый и (не)злой волшебник, еще (не)застроенная площадка, (не)принятый на работу, (не)проверенный учителем диктант, (не)известный факт из жизни писателя, (не)подвижный в безветрие флюгер, вовсе (не)здоровый человек, совсем (не)подвижный воздух, (не)широкая, но глубокая речка, (не)дорогой, но практичный костюм, (не)большая, но удобная сумка, никем (не)проверенный путь, (не)лепая, но (не)страшная ошибка, (не)громкий, а приятный голос, (не)высокий, а низкий кустарник, юноша крайне (не)вежлив, поступил (не)по-товарищески, очень (не)красивое платье, весьма (не)удачный шаг, тропинка была (не)широка.

Упражнение 6(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.

Упражнение 7(Не)распечатанное письмо, (не)встреченный мною поезд, ничего (не)понимающий щенок, песня (не)допета, полы (не)покрашены, (не)мигающий взгляд, (не)досказанная фраза, (не)много (не)доделанный, очень (не)продуманное решение, видно (не)вооруженным глазом, цветы (не)собраны, по (не)зависящим обстоятельствам, (не)подражаемый актер, (не)заклеенный конверт, (не)замужняя дама, (не)добрать нужную сумму, (не)дозрелый персик, (не) знающий усталости путник, никогда (не)разлучающиеся супруги, (не)наклеенная сестрой марка, (не)обладающий тактом юноша, вести себя (не)принужденно, вопрос (не)решен вовремя, (не)слушая никого, афиши (не)расклеены, (не)заглядывая в будущее, обед (не)готов, (не)смотря на (не)погоду; читать (не)громко, но выразительно; костер (не)погашен, (не)погашенный свет; (не)дорогая, но красивая вещь; очень (не)интересный субъект, идти (не)спеша; (не)громкий, а тихий звук; (не)имеющий слабых мест фильм.

Поиск ответа

Всего найдено: 1

Объясните мне, пожалуйста, правописание приставки НЕДО с глаголами. И как различать написание приставки НЕДО и частицы НЕ с глаголами ( Например: Недописал работу или Не дописал работу)?

Ответ справочной службы русского языка

Не пишется слитно в составе глагольной приставки недо-, означающей неполноту, недостаточность по сравнению с нормой . Без не — такой глагол не будет иметь смысла, например: они хронически недоедают (= ‘едят недостаточно; плохо питаются’; невозможно раздельное написание, т. к. нельзя хронически доедать), няня недосмотрела за ребенком (= ‘плохо присматривала, не уберегла от какой-либо неприятности’; не имеет смысла сочетание досмотреть за ребенком ), ср. также: А он шутил – недошутил, Недораспробовал вино И даже недопригубил (В. Высоцкий. «Прерванный полет»).

Но от глаголов с приставкой недо — следует отличать глаголы с приставкой до — и предшествующей частицей не (такие глаголы с частицей не обозначают не доведенное до конца действие ), например: мы не досмотрели до конца фильм (=не смогли досмотреть); наш сын часто не доедает свою порцию (= не хочет, не может доесть). Ср. пример из той же песни В. Высоцкого «Прерванный полет»: Но к ней в серебряном ландо Он не добрался и не до. Не добежал, бегун-беглец, Не долетел, не доскакал. (= не смог добраться, не смог добежать. ).

В приведенном Вами примере верно слитное написание недописал в значении ‘написал меньше нужного’ и раздельное написание в значении ‘не смог (не захотел, не успел. ) дописать’.

В заключение немного юмора. На разнице в значении глаголов недоедать ‘есть недостаточно, плохо питаться’ и не доедать ‘не съедать до конца’ основан юмористический эффект в известном анекдоте советской эпохи. Рабочие пишут письмо в ЦК КПСС: «Мы, пролетарии Нечерноземья, прочитали в «Правде», что негры в Африке недоедают. Нельзя ли все, что они не доедают, присылать нам?»

источники:

http://poisk-ru.ru/s32020t9.html

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=251968

  • Не умею лгать как пишется
  • Не уметь как пишется
  • Не узнавал как пишется
  • Не уместно или неуместно как правильно пишется
  • Не узнавай друга в три дня узнавай в три года сочинение рассуждение