Это полное причастие.
1. Они пишутся слитно с «не», если при них нет пояснительных слов.
Пример:
Неумеющий не продвинется вперед.
2. Пишется раздельно, если при полном причастии есть пояснительные слова (отвечающие на вопросы «что делать?», «куда?», «когда?», «кем?», «как?» и др.):
Не умеющих плавать не пускали в бассейн.
Ничего не умеющий сотрудник.
3. Пишется раздельно при наличии в качестве пояснительных слов «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не» или отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни»):
Отнюдь не умеющий читать.
Примечание. Пояснительное слово «совсем» может означать «абсолютно» или «отнюдь».
В первом случае будет писаться слитно, во втором — раздельно:
Совсем неумеющий. (Абсолютно неумеющий).
Совсем не умеющий. (Отнюдь не умеющий).
Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:
- «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
- «отнюдь»;
Сравните:
В этот раз пришёл и вовсе неумеющий. (Совершенно неубранными).
Это вовсе не умеющий сотрудник. (Отнюдь не умеющий).
4. Пишется слитно при использовании в качестве пояснительных слов наречий меры и степени (весьма, крайне, очень, почти, совсем, вовсе и др.):
Совершенно неумеющий сотрудник.
Но если, помимо таких наречий, при причастии имеются еще другие пояснительные слова, то по общему правилу «не» с причастием пишется раздельно:
Совершенно ничего не умеющий сотрудник.
5. Пишется раздельно, если имеется или предполагается противопоставление:
Не умеющий, а только обучающийся сотрудник.
Примечание. Различается противопоставление, выраженное союзом «а», и противопоставление, выраженное союзом «но».
При использовании союза «а» противопоставляются два понятия, из которых одно отрицается, а другое, противоположное ему, утверждается. Тогда пишется раздельно.
При использовании союза «но» противопоставляются не прямо противоположные понятия, а понятия совместимые, действию одновременно приписываются два признака без отрицания одного из них. Тогда пишется слитно.
Неумеющий, но не наш сотрудник.
Доработка и модернизация сайтов
Всего найдено: 17
Как предпочтительней писать даты, когда речь о периоде, охватывающем несколько десятилетий: 1910-1920-е (тире между датами; в телефоне не умею ставить, простите) Или 1910-е — 1920-е? Спасибо. С уважением, Татьяна
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: 1910–1920-е.
А как быть со знаками препинанияв таком предложении: «Я не дерусь, это не значит не умею«
Ответ справочной службы русского языка
Я не дерусь — это не значит не умею.
Добрый день. В предложении: Люди, знающие, но неумеющие применять логику. как правильно писать, неумеющие или не умеющие? «Не» с причастиями пишется раздельно в случае наличия у причастия зависимого слова. Если в данном случае «не» пишется раздельно, то что является зависимым словом?
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно. Зависимое слово: применять.
Правильно ли использованы частицы «не» и «ни» в предложении: Я тоже не умею ни спать / ни на гитаре играть / ни в бассейне нырять. Я тоже не умею не спать / не на гитаре играть / не в бассейне нырять. Выразить необходимо следующий смысл: мы необходимы сон, бассейн, игра на гитаре.
Ответ справочной службы русского языка
Следует использовать отрицательную частицу не (в первом варианте получается: я не умею спать, не умею играть на гитаре, не умею нырять в бассейне) и изменить порядок слов: Я тоже не умею не спать, не играть на гитаре, не нырять в бассейне.
Добрый день. Перед как нужна запятая? (Они хотят рассказать, но не умеют). Подскажите им(,) как.
Ответ справочной службы русского языка
Здесь запятая не нужна, т. к. придаточная часть сокращена до одного союзного слова.
Как правильно пишется — «эти не_умеющие писать и не_умеющие говорить люди» или «эти неумеющие писать и неумеющие говорить люди»?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: эти не умеющие писать и не умеющие говорить люди.
По поводу вопроса № 269903.
Мне кажется, написано очень даже правильно: пусть родители читают, прививая умение пользоваться книгами, а не Интернетом. А касательно формулировки — как же тогда написать: для чтения родителей? родительми? родительского чтения? Нормальное употребление Тв. п. Тем более что дети сами ещё и читать не могут, так что процесс чтения только через самых близких им людей.
Если я что-то не так говорю, предложите, пожалуйста, свою формулировку — очень стало интересно…
Ответ справочной службы русского языка
При чем же здесь Интернет? Речь шла о книгах, которые читают детям, не умеющим читать, те, кто читать умеет (взрослые, родители, старшие дети и т. д.).
Приветствую.
По поводу сказуемого при подлежащем «большинство» и ему подобных. По поиску на портале я нахожу и «Подавляющее большинство российских школьников не умеют мыслить», и «Подавляющее большинство российских граждан нуждается в коррекции своего языка». И остальные примеры в пополаме. Так все же, в каком числе ставить сказуемое?
Ответ справочной службы русского языка
«В пополаме» примеры не случайно: здесь возможна форма как единственного, так и множественного числа сказуемого. Подробные правила приведены здесь: Единственное и множественное число сказуемого.
В каких случаях слово «правда» выделяется запятыми? Например, стоит ли ставить запятую в предложении «Я правда не умею водить машину»?
Ответ справочной службы русского языка
Пунктуация зависит от смысла. См.: http://www.gramota.ru/spravka/punctum/58_616
Здравствуйте, интересует вопрос, нужны ли запятые перед и после слова «вот» и после слова «скажете» в следующем предложении:
>а с программами я не умею обращаться, хоть вы сейчас все скажете, что это легко, а я вот туповата для этого
Ответ справочной службы русского языка
Запятые перед и после вот не нужны; запятая после скажете поставлена правильно.
В интервью на первом канале Михаил Прохоров отвечал на некоторые вопросы так: «Я не умею мыслить в сослагательном наклонении».
Что это значит?
Ответ справочной службы русского языка
Мыслить в сослагательном наклонении здесь — представлять себе события, которые могли бы произойти, но не произошли.
Вы сообщаете, что: Уведомление об ответе придет на Ваш адрес электронной почты.
Сомневаюсь. Летом задавала вопрос, но ни уведомления, ни ответа не получала.
Может есть более простой способ проконсультироваться насчёт орфографии такого простого вопроса, как: вырАстают сады и крылья или вырОстают (они же) ? Не сомневаюсь, что вопрос простой, однако, у меня, иногда, настолько замыливается глаз на инетской орфографии, что начинаю сомневаться насчет грамотности своего автопилота. Пыталась через ваш поисковик *Проверка слова* найти ответ, отвечает, что по моему запросу ничего не найдено. И что же, мне по таким пустякам запросы вам писать? Или я не умею пользоваться ?
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: вырастают. Слова в словарях приводятся в начальной форме, для глагола это инфинитив (неопределенная форма). Т. е. в качестве поискового слова в окошко «Проверка слова» надо вводить не вырастают, а вырастать.
Подскажите, пожалуйста, НЕ с прилагательным писать слитно или раздельно в следующем предложении: «Для не умеющих плавать был спущен огромный парус.»
Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Следует писать раздельно.
Выделяется ли «к тому же» запятой? Например, к тому же приезжает новый тренер!; К тому же я не умею делать два дела сразу.
Ответ справочной службы русского языка
Сами по себе слова к тому же не обособляются. Но выделяются запятыми присоединительные обороты, начинающиеся этим союзом, например: Я не смогу выполнить это поручение: времени очень мало, к тому же я не умею делать два дела сразу.
Вы наверняка уже ответили на всё мыслимые и немыслимые вопросы, но, увы, Поиск не дает возможности найти искомое. Или я просто не умею им пользоваться?
Так или иначе, вот вопрос: скучать (стрелять и т.п.)по НАМ (ВАМ) или НАС (ВАС)? Розенталь уверяет, что НАС. Но на практике так никто не говорит.
Ответ справочной службы русского языка
У строки поиска есть ссылка [помощь]. См. ответ № 225734 .
-
-
Предмет:
Русский язык
-
Автор:
khalilmoses146
-
Создано:
3 года назад
Знаешь ответ? Добавь его сюда!
-
-
Химия4 минуты назад
Помогите решить задание по химии, пожалуйста!
-
Геометрия4 минуты назад
Геометрия, площадь фигуры
-
Геометрия4 минуты назад
Геометрия задача срочно
-
Английский язык4 минуты назад
Допоможіть пж/помогите пж
-
Українська література4 минуты назад
ДАЮ 50 БАЛІВ!
1. Установіть відповідність:
1 міри і ступеня
2 з’ясувальне
3 причини
4 умови
А) Ніяка держава не буде сильною, якщо не виконуються її закони.
Б) Ніколи серце не заплаче, бо все обернеться на спів
В) Я завтра їду в Україну, яку покинув так давно
Г) Поети кажуть, що їм ні про що писати.
Д) Кричить, що аж у вухах лящить.
2. Поставити розділові знаки, скласти схеми, визначити види підрядних речень:
1. Гори в надвечір’ї засвітилися легким ажурним золотом ніби вони були зіткані з багрянистих суцвіть.
2. Між деревами що куталися в туман майнула жіноча постать.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Вы не можете общаться в чате, вы забанены.
Вопросы без ответа
-
Математика32 минут назад
Помогите пожалуйста решить задачу
-
Литература48 минут назад
- СРОЧНО, МИНИ — СОЧИНЕНИЕ О ПРОГУЛЬЩИКЕ, НЕ ИЗ ИНТЕРНЕТА
How much to ban the user?
1 hour
1 day
Как пишется “не умеющий”: слитно или раздельно?
как правильно пишется слово не умеющий или неумеющий?
как правильно писать слово не умеющий или неумеющий?
Причастие умеющий пишется с не слитно или раздельно в зависимости от контекста.
Не- пишется с причастиями раздельно, если есть
1) противопоставление, выражаемое союзами а или но:
не помытая мной посуда; не умеющий петь солист
Не с причастием пишется слитно, если:
1) причастие без не не употребляется:
2) нет противопоставления или зависимых слов:
3) если перед причастием есть наречие меры и степени:
абсолютно неумеющий работник.
Но если, например, поставить слово ничего, то уже будет раздельное написание:
Ничего не умеющий работник.
Добрый день. Давайте найдем ответ, как писать слово (не)умеющий: слитно или раздельно.
Сначала, стоит узнать часть речи слова умеющий. Слово “умеющий” является причастием, которое образованно от глагола “уметь”.
Причастия в русском языке могут писаться слитно и раздельно частицей “не”, все будет зависеть от текста предложения.
1) Не умеющий, такой вариант написания верен, когда в тексте у этого слова нет зависимого слова или отсутствует противопоставление с союзом “а”.
2) Неумеющий, такой вариант возможен, когда нарушается правило для раздельного написания.
Т.е. в соответствие с представленным выше правилом.
Для того чтобы не выделяется запятой.
Чтобы это пояснить, отмечу, что “для того чтобы” является составным подчинительным союзом. Он используется в сложноподчиненном предложении для связи главного предложения с придаточной зависимой частью со значением цели, например:
Для того чтобы вырастить хороший урожай, необходимо подготовить почву с осени.
Если придаточная часть начинает предложение, то запятая ставится в конце её, то есть на стыке зависимого и главного предложения.
Иногда факультативно составной подчинительный союз “для того чтобы” может члениться на части, и тогда перед словом “чтобы” ставится знак препинания, но это происходит в том случае, если автор интонационно подчеркивает это, причем зависимое предложение находится после главного или в середине его, например:
Он приехал в наш город для того, чтобы покопаться в архивах.
Существуют еще особые условия, когда многие составные союзы , и “для того чтобы”, членятся на части:
если перед ними имеется отрицательная частица “не”, различные усилительные и ограничительные частицы. Но это все пунктуационные частности.
Имя существительное “ямщик” состоит из пяти букв, то есть пишется без мягкого знака:
Некоторое воспринимаемое на слух смягчение звука “м” является результатом неизбежной регрессивной ассимиляции, которой твёрдый “м” подвергается со стороны мягкого “щ”. Это комбинаторное явление не представляет собой нечто качественное и никак не отражается на графике слова.
Аналогичным образом (без мягкого знака) пишутся и все слова, которые являются однокоренными “ямщику”. Например:
“Ямщицкий”, “по-ямщицки” и другие.
Для облегчённого запоминания правописания данного слова представьте себе, что существительное “ямщик” восходит к слову “яма”, в котором “м” является явно твёрдым звуком.
Проведено мероприятие с широким размахом.
Проведено или “проведенно”?
Чтобы выбрать правильный вариант написания слова, определю, к какой части речи оно принадлежит.
Мероприятие что сделано? проведено.
Это слово отвечает на глагольный вопрос. Оно обозначает действие и образовано от глагола совершенного вида:
провести – проведенный.
Полная форма страдательного причастия имеет краткие формы, отличающиеся родовой принадлежностью:
Во всех кратких формах причастия пишется суффикс -ен-:
Основа слова – провед-, так как формообразующий суффикс и окончание не входят в неё.
Выберу написание проведено с одной буквой н.
Если строго по глухости-звонкости – то на две группы: собственно звонкие и глухие. Звонкие: б, в, г, д, з, й, л, м, н, р и соответствующие им мягкие звуки. Среди них выделяются парные (б, в, г, д, з) и непарные (остальные). Кроме того, среди звонких выделяются еще и сонорные: л, м, н, р.
Глухие: к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Из них парные: к, п, с, т, ф.
Все русские приставки (включая, конечно, и префикс “НЕДО-“), являются частями слов. Точно такими же по своей отнесённости к категории морфем, как и, например, суффикс, корень или окончание. Все эти морфемы имеют разные функции, но похожи друг на друга тем, что их невозможно отделить от остального слова и написать слева или справа от него, рассчитывая, что само слово при этом никак не изменится.
Так вот, приставка “НЕДО-“, отличительной особенностью которой является её образование от “не” и “до“, пишется с различными частями речи, как правило, слитно.
- С глаголами: “недомогать”, “недоукомплектовать”, “недокармливать”, “недодерживать”, “недосмотреть”, “недоделывать”, “недоформировать”, “недорабатывать”, “недогрузиться”, “недослышать”, “недоигрывать”, “недовидеть”, “недопрыгнуть”, “недосказывать”, “недотянуть” и так далее.
- С существительными: “недобор”, “недосев”, “недовес”, “недоучка”. Есть даже и интересное слово “недотёпа”, в котором приставку “недо-” можно считать переродившейся в часть корня.
- С прилагательными: “недоспелый”, “недооценённый”. Сюда же можно добавить и огромное множество причастий, которые могут выступить в предложении и в роли прилагательных: “недоформованный”, “недооценивающий”, “недорастворённый”.
Очень важно бывает (хотя бы с лексической точки зрения) правильно распознать приставку “НЕДО-” от “НЕ-“, которая предшествует корню, начинающемуся с “ДО-“:
“Недолговечный”, “недозволенность”, “недоказуемый” и так далее.
Приставка “НЕДО-” может быть написана не слитно (в частности, через чёрточку) в следующих особых случаях, например:
- “Важно постараться не недоперегрузить”. Видите, перед одним глаголом находятся одновременно два альтернативных префикса. “Недо-“, таким образом, получился отделённым от слова некоей дробью, что является чисто техническим уходом от повторения основы.
- “Данная недо-книга является явной антиценностью”. В принципе, и к написанию “недокнига” сложно было бы придраться. Однако, учитывая малую распространённость слова, “недо-” отделили дефисом, как бы подчёркивая его импровизированность. Точно так же можно было бы попробовать написать и “анти-ценность”. Для более удобного прочтения. Такое допускается, но не всегда. Другие примеры: “недо-город”, “недо-государство”, “недо-мечта”. Это когда автор считает невозможным присоединить приставку без дефиса, так как не нашёл таких слов в словаре.
- Через дефис, как правило, пишут “недо-” и с именами собственными: “недо-Пушкин”, “недо-Достоевский”, “недо-Цезарь”, “недо-Сократ”.
Источник статьи: http://otvet.ws/questions/1394646-kak-pishetsja-ne-umejuschij-slitno-ili-razdelno.html
Не умеющий слушать как пишется
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Этот никому (НЕ)ЗНАКОМЫЙ человек вёл себя так, будто он всех до одного хорошо знает.
Денег нашему герою постоянно (НЕ)ХВАТАЛО, потому что тратились они быстро и бестолково.
Сегодняшний спектакль оказался ничуть (НЕ)ИНТЕРЕСНЕЕ вчерашнего.
(НЕ)УМЕЮЩИЙ выступать на публике, Демидов очень волновался перед собранием.
Я не знал, как начать разговор в столь (НЕ)ПРИВЫЧНОЙ обстановке.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Словосочетание из задания
Обоснование раздельного или слитного написания
Слитно, слово без НЕ не употребляется
Приставка НЕДО в значении «нехватка, недостаток»
НЕПРИВЫЧНОЙ (синоним: новой)
Слитно/раздельно: слово с НЕ (прилагательное, существительное, наречие) нельзя/можно заменить синонимом
ничуть НЕ ИНТЕРЕСНЕЕ (и ещё сравнит. степень прилагат. даёт только раздельное написание)
Раздельно: с прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Слитно: оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
НЕ УМЕЮЩИЙ выступать на публике
Раздельно с полными причастиями при наличии зависимых слов или противопоставления
Раздельно: есть или подразумевается противопоставление, выражено чаще всего союзом а
Раздельно с глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами, местоимениями, наречиями не на о (кроме относительных и отрицательных).
Слитно: особые, словарные случаи написаний наречий
По спецификации в задании данного типа проверяется:
−умение отличать частицу НЕ от частицы НИ;
−умение отличать приставку НЕ от приставки НИ;
−умение писать слитно или раздельно НЕ со всеми частями речи.
В связи с этим обращаем внимание на то, что условие заданий в зависимости от его целей может существенно различаться. При этом также отмечаем, что в типовых заданиях ЕГЭ (авторы Цыбулько И.П., Львов, Егораева) проверяется лишь умение писать слитно или раздельно НЕ с разными частями речи, а в заданиях других авторов, в том числе Сениной, ММИО (СтатГрад) представлены и задания на выбор НЕ или НИ. Редакция РЕШУЕГЭ также считает необходимым расширять типы данного задания в пределах спецификации текущего года.
Также обращаем внимание на то, что ряд правил, при помощи которых проверяется написание, не изучается в школьном курсе. Такие правила отмечены значком *.
12.1 Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ.
Частица не пишется раздельно:
1) Если есть или подразумевается противопоставление с именами, наречиями и причастиями.
Следует различать прямое противопоставление, при котором один из двух признаков, названных прилагательными, отрицается, а второй—утверждается, и противопоставление с уступительным оттенком значения, при котором оба признака, названные прилагательными, приписываются предмету, т. е. имеется противопоставление, но без отрицания.
Ср: Озеро не глубокое, а мелкое (отрицается признак ‘глубокое’ и утверждается признак ‘мелкое’ ).—Озеро неглубокое, но широкое (утверждаются оба признака : ‘и мелкое, и широкое’; ‘хотя мелкое , но широко е’) .
1) Это не счастье, а горе. Река не мелкая (глубокая). Ты мне не друг. Шли не быстро, а медленно. Не смолкающий, а нарастающий гул.
2) *С прилагательными, наречиями на -о и причастиями, словами на -мый, если противопоставление подразумевается и отрицание усиливается словами:
а) вовсе не, отнюдь не, далеко не, ничуть не, нимало не;
б) отрицательными местоименными словами: нисколько не, никак не, никого не, никому не, никем не, никогда не, никуда не, никакой не, ничего не, ничему не, ничем не и т. п.
Для удобства пояснений называем их о т р и ц а т е л ь н ы м и усилителями.
а) Это вовсе не правда; Этот случай вовсе не уникален; Это отнюдь не очевидно; Она далеко не храбрая; Человек он ничуть не глупый; Рассказывать об этом ничуть не весело; Нимало не смущён; Она вовсе не образованнее мужа;
б)Случай никак не подходящий; Никуда не годный проект; Никакой он мне не приятель; нисколько не завистливый, никому не нужный, ни в коем случае не бесполезный, ни на что не годный, ни к чему не способен, ничем не интересный; Он нисколько не красивее своей сестры;
3) *С краткими прилагательными, которые не употребляются в полной форме.
3) не рад, не должен, не прав, не виден, не намерен, не расположен, не готов, не обязан, не нужен, не согласен.
4) С полными причастиями при наличии зависимых слов (кроме слов усилителей степени, список смотрите) или противопоставления (по общему правилу) 4) Виднелись ещё не убранные поля ржи. Не смеющийся, а плачущий ребёнок.
4) *С отглагольными прилагательными, образованными от переходных глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им- только при наличии зависимого слова в творительном падеже. 4) Не любимый мною предмет предстояло сдавать в этом году.
Этот случай требует дополнительных пояснений. Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором – слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок – нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает примерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом – невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невос-пламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неот-чуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т.д.
5) С глаголами, деепричастиями, краткими причастиями, с числительными, союзами, частицами, предлогами: 5) не был, не мог, не узнавши, не велено, не убран, не один, не пять, не то . не то, не только, не над нами.
6) *С наречиями и словами категории состояния
а) в сравнительной степени
б) в роли сказуемого безличного сказуемого
6) двигался не громче, говорил не быстрее
7) в отрицательных местоимениях с предлогом с ударением
7) не с кем, не в чем, не о ком
7) в отрицательных местоимениях с предлогом без ударения
7) ни с кем, ни в чём, ни о ком
12.2 Слитное написание НЕ и НИ.
Частица не пишется слитно:
1) Если слово без НЕ не употребляется.
а) Существительные: небылица, неваляшка, невежество, невежда, невзгода, невидаль, невидимка, невольник, негодяй, недотрога, недуг, незабудка, ненависть, ненастье, неполадки, непоседа, неряха, несмышлёныш, неудачник, нехристь;
б) прилагательные и наречия, образованные от них: небрежный, невзрачный, невозвратимый, невредимый, неизбежный, неизменный, нелепый, необходимый, непобедимый, непрестанный, неразлучный, несказанный, нескончаемый, несмолкаемый, несомненный, несравненный, несуразный, несчастный, неуклюжий, нестерпимый, непоколебимый, непререкаемый, неукротимый; небрежно, нелепо, необходимо, несомненно;
в) глаголы: невзвидеть, невзлюбить, негодовать, недомогать, несдобровать, ненавидеть, нездоровиться, неможется, недоумевать, нейдёт, неймётся;
г) наречия и другие неизменяемые слова: невмоготу, невмочь, невтерпёж, невдомёк, невзначай, невпроворот, нельзя, ненароком, неужто,нехотя; несмотря на, невзирая на (предлоги)
2) *НЕ является частью приставки НЕДО, которая придаёт глаголам значение неполноты , недостаточности по сравнению с какой-нибудь нормой». Это же правила работает и в причастиях, образованных от глаголов с приставкой НЕДО. Приставка НЕДО- часто бывает антонимична приставке ПЕРЕ-: недосолить – пересолить, недовыполнить- перевыполнить, недолить – перелить, недодать- передать.
2) Ребёнку очень НЕДОставало заботы родителей. Во время войны дети НЕДОедали и НЕДОсыпали. Рождественский слишком верил в свои силы, считая себя гениальным, но НЕДОоценил способностей своего противника.
3) С существительными, прилагательными, наречиями на -о, -е, когда образуется новое слово, новое понятие, часто с отрицательным качеством.
3) несчастье (беда), нелёгкий (трудный), нелёгок, некрасив, недалеко (близко), неподалеку
4) *В сочетании с прилагательными и наречиями слова, обозначающих степень качества: очень, крайне, весьма, чрезвычайно, явно, довольно (довольно-таки), достаточно, вопиюще, исключительно, в высшей степени не оказывают влияния на слитное или раздельное написание, поэтому НЕ пишется слитно.
Для удобства пояснений называем их у с и л и т е л я м и степени. 4) Весьма неприятное происшествие. Была придумана совсем неинтересная игра. Он говорил довольно-таки непонятно.
5) С полными причастиями при отсутствии зависимых слов или *когда зависимыми словами являются усилители степени 5) Мы шли по неосвещённым улицам городка. Принял совсем необдуманное решение.
6) *В отглагольных прилагательных, образованных от непереходных глаголов или переходных глаголов совершенного вида с помощью суффиксов -ем-, -им-. Это не причастия, так как причастия с суффиксами -ем, -им должны быть только несовершенного вида, они же настоящего времени.
6) неувядаемый, неиссякаемый, непримиримый, непреодолимый, неукротимый, неисчерпаемый, несокрушимый.
7) в отрицательных и неопределённых местоимениях и наречиях в зависимости от ударения, Е или И, но слитно.
7) нЕкого-никогО, нЕчего-ничегО, нЕкем-никЕм, нЕчем-ничЕм, нЕгде-нигдЕ, нЕоткуда-нИоткуда, нЕзачем-низачЕм, некогда-никогдА.
12.3. Частицы НЕ и НИ отличаются по значению:
Для правильного выбора частиц НЕ и НИ следует учитывать их смысловые различия. Отразим их в таблицах.
Основные случаи употребления отрицательных частиц
Писем и телеграмм не было.
Брат не похож на обманщика.
Не луна, не звезды интересуют меня, а только метеориты.
Частица НЕ используется | Частица НИ используется | |||
---|---|---|---|---|
1) для усиления отрицания, выраженного частицей НЕ
Ни писем, ни телеграмм не было. Брат не похож ни на обманщика, ни на шутника. Меня не интересуют ни звёзды, ни луна. |
2) для выражения утверждения с оттенком долженствования (двойное отрицание): | 2) для выражения количественного отрицания: | 3) для выражения невозможности в безличных предложениях:
Не догнать тебе бешеной тройки! |
3) для эмоционального выражения запрета, приказа, долженствования:
Ни звука! Ни дня без строчки! |
4) при выражении неуверенности, опасения или восхищения:
Ну чем не герой! |
4) для выражения неопределённости:
Он ни стар, ни молод, ни толст, ни тонок (ср.: Он не то стар, не то молод). Во фразеологизмах: Ни то ни сё, ни рыба ни мясо. |
|||
5) в вопросительно-восклицательных предложениях при выражении подчеркнутого утверждения:
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранился! Разве не правда, что мы поумнели? С Вашим состоянием как не жениться? (Л. Толстой) |
5) в придаточных предложениях с обобщённо-усилительным значением (с союзными словами: кто бы ни.. , что бы ни .. , где бы ни .. и т.д.).
Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Когда его ни спроси, за словом в карман не полезет. |
Сложные случаи разграничения НИ и НЕ
1.В придаточных предложениях. Сравните:
Когда брат не приходил, все чувствовали скуку.
Не бывает войн, где солдаты не погибают.
НИ выражает утверждение с оттенком обобщенности:
Когда бы брат ни приходил, он всегда вносил оживление и радость.
Где бы солдаты ни погибли, их следует помнить и чтить.
2. В оборотах не один и ни один; не раз и ни разу. Сравните:
Не один из нас (т.е. многие) был готов к восхождению.
Не раз (т.е. много раз) приходилось мне встречаться с диким зверем. Ни выражает усиление отрицания:
Ни один из нас (т.е. никто) не был к восхождению.
Ни одного раза (т.е. никогда) не приходилось мне встречаться с диким зверем.
3. В местоименных оборотах. Сравните:
Выделительные обороты с НЕ содержат значение скрытого противопоставления и употребляются в утвердительных предложениях (ср.: не кто иной, а .. )
Не кто иной, как дятел, глухо стучал в лесу.
Перед нами было не что иное, как древняя пещера.
Эти обороты употребляются в отрицательных предложениях и служат для усиления отрицания: никто . не; ничто . не:
Никто иной не вывел бы нас на верную тропу.
Ничто иное, кроме музыки, меня не увлекало так сильно.
Составные усилительные обороты с частицей ни:
во что бы то ни cталo, как бы то ни было, где бы то ни было, куда бы то ни было, как ни в чём не бывало и др.
Различается написание не с отглагольными прилагательными на -мый и с причастиями на -мый; при наличии пояснительных слов первые пишутся слитно (как и отыменные прилагательные), вторые — раздельно, например:
а) необитаемый с давних пор остров, нерастворимые в воде кристаллы, неразличимые в темноте фигуры людей;
б) не посещаемые охотниками заповедники, не читаемые неспециалистами журналы, не любимый матерью ребенок.
К прилагательным на -мый относятся слова, образованные от непереходных глаголов (например: независимый, непромокаемый, несгораемый) или от глаголов совершенного вида (например: неисправимый, неосуществимый, неразрушимый). На эти слова распространяются общие правила написания не с прилагательными, т. е. они пишутся слитно и при наличии пояснительных слов (примеры см. выше), а также в краткой форме (например: остров необитаем, болезнь неизлечима, эти страны экономически независимы). Однако остается в силе правило раздельного написания прилагательных с не, если в качестве пояснительных слов выступают местоимения и наречия, начинающиеся с ни, или сочетания далеко не, вовсе не, отнюдь не (см. выше, п. 6, примеч. 1. подпункт 2), например: ни с чем не сравнимое впечатление, ни от кого не зависимые страны, отнюдь не растворимые кристаллы; это явление ни из жизни, ни из искусства не устранимо. Исключение составляют слова, которые без не не употребляются, например: никем непобедимая армия, ни для кого непостижимый случай, ни при каких условиях неповторимый эксперимент.
Следует различать написание не со словами на -мый, образованными от переходных глаголов несовершенного вида: такие слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени, так и прилагательными (в первом случае написание с не раздельное, во втором — слитное). Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный падеж действующего лица, реже творительный орудия (так называемый инструментальный); при наличии других пояснительных слов они становятся прилагательными (теряют значение страдательности и значение времени и приобретают качественное значение). Ср.: не любимый матерью ребенок — нелюбимые в детстве игры (во втором случае слово нелюбимый указывает на постоянный признак, обозначает при-мерно то же, что «неприятный», «нежелательный»); движение, не тормозимое воздухом — невидимая с Земли сторона Луны.
К прилагательным этого типа относятся: невидимый, невменяемый, невоспламеняемый, негасимый, недвижимый, неделимый, незабываемый, не-зримый, неизменяемый, нелюбимый, немыслимый, необлагаемый, неотчуждаемый, непереводимый, непередаваемый, непознаваемый, непроверяемый, неспрягаемый, нетерпимый и др. Ср. их написание при наличии пояснительных слов: неделимое на три число, незабываемые для нас встречи, сквозь незримые миру слезы, немыслимые в недавнем прошлом рекорды, непередаваемые простыми словами чувства, непроверяемые с давних пор счета, непроходимая в весеннюю пору грязь, несклоняемые в русском языке существительные, нетерпимое в нашем обществе поведение и т. д.
Источник статьи: http://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=12584
Инструмент проверки текста на орфографические и грамматические ошибки онлайн, позволит исправить
самые громоздкие
ошибки, с высокой степенью точности и скорости, а
также улучшить свой письменный русский язык.
Если возможно несколько исправлений, вам будет предложено выбрать одно из них.
Слова в которых допущены ошибки выделяются разными цветами, можно кликнуть на подсвеченное слово,
посмотреть описание ошибки
и выбрать исправленный вариант.
Инструмент поддерживает 8 языков.
Символов в тексте
0
Без пробелов
0
Количество слов
0
Вставьте ваш текст для проверки
Ваш текст проверяется
Орфография
Написать текст без каких-либо орфографических или пунктуационных ошибок достаточно сложно даже
специалистам.
Наша автоматическая проверка
орфографии
может помочь профессионалам, студентам, владельцам веб-сайтов, блогерам и авторам получать текст
практически без ошибок. Это не только поможет им исправить текст, но и
получить информацию о том, почему использование слова неправильно в данном контексте.
Что входит в проверку текста?
- грамматические ошибки;
- стиль;
- логические ошибки;
- проверка заглавных/строчных букв;
- типографика;
- проверка пунктуации;
- общие правила правописания;
- дополнительные правила;
Грамматика
Для поиска грамматических ошибок инструмент содержит более 130 правил.
- Деепричастие и предлог
- Деепричастие и предлог
- «Не» с прилагательными/причастиями
- «Не» с наречиями
- Числительные «оба/обе»
- Согласование прилагательного с существительным
- Число глагола при однородных членах
- И другие
Грамматические ошибки вида: «Идя по улице, у меня развязался шнурок»
-
Грамматическая ошибка: Идя по улице, у меня…
-
Правильно выражаться: Когда я шёл по улице, у меня развязался шнурок.
Пунктуация
Чтобы найти пунктуационные ошибки и правильно расставить запятые в тексте, инструмент содержит более
60 самых важных правил.
- Пунктуация перед союзами
- Слова не являющиеся вводными
- Сложные союзы не разделяются «тогда как», «словно как»
- Союзы «а», «но»
- Устойчивое выражение
- Цельные выражения
- Пробелы перед знаками препинания
- И другие
Разберем предложение, где пропущена запятая «Парень понял как мальчик сделал эту модель»
-
Пунктуационная ошибка, пропущена запятая: Парень понял,
-
«Парень понял, как мальчик сделал эту модель»
Какие языки поддерживает инструмент?
Для поиска ошибок вы можете вводить текст не только на Русском
языке, инструмент поддерживает проверку орфографии на Английском, Немецком и Французском
Приложение доступно в Google Play