Не видимые мною слезы как пишется

«Не» с причастиями пишется как слитно, так и раздельно в зависимости от условий, в которые попадает слово в предложение (наличие зависимых слов, возможность синонимичной замены, противопоставление и т. д.).

Чтобы сделать правильный выбор, определим форму слова, полную или краткую, и обратимся к конкретному контексту.

Чтобы понять, как пишется «не» с причастиями, вначале выясним его грамматическую форму. Как известно, действительные причастия имеют только полную форму. Страдательные причастия прошедшего времени могут иметь как полную, так и краткую форму.

Понаблюдаем:

  • летящий самолет;
  • заржавевший гвоздь;
  • посеянная трава — трава посеяна;
  • рассыпанные листья — листья рассыпаны.

Слитное написание «не» с причастиями в полной форме


Правило

Слитно пишутся с «не» действительные причастия в полной форме, образованные от глаголов, не употребляющихся без не-.

Примеры:

  • ненавидеть — ненавидящий ложь;
  • недоумевать — недоумевающий пассажир;
  • негодовать — негодовавший покупатель;
  • невзлюбить — невзлюбивший с первого взгляда.

С помощью приставки не- образуются новые слова-антонимы:

  • застроенный участок — незастроенный участок;
  • заселенная квартира — незаселенная квартира;
  • испорченный продукт — неиспорченный продукт.

Обратим внимание, что у этих причастий нет поясняющих их слов.

Если в морфемном составе причастия имеются приставки не-до-, слово пишется слитно:

  • недолюбливающий соседа;
  • недоговоривший о чём-то;
  • недооценивший его старания.

Отличаем раздельное написание предшествующей отрицательной частицы «не» с причастиями с приставкой до-, имеющими зависимые слова:

  • не доеденный мной ужин
  • не  доконченное вчера письмо
  • не досказанные им слова
  • не досмотренный до конца фильм

«Не» с причастиями пишется раздельно

Если же у причастия имеются зависимые слова, то есть это уже причастный оборот, тогда отрицательная частица «не» пишется раздельно, например:

  • не прочитанная дедушкой газета;
  • ещё не погасший костёр;
  • не боящийся высоты;
  • не поднятый матросами флаг;
  • давно не бритый подбородок.

В качестве зависимых слов могут выступать отрицательные местоимения и наречия:

  • никем не замеченная публикация;
  • нисколько не усвоенное правило;
  • ничем не оправданный поступок;
  • ничуть не замеченный жест.

В предложении может быть противопоставление. Это второе условие раздельного написания «не» с полным причастием:

На столе лежал не прочитанный, а лишь просмотренный журнал.

В гнезде пищали не оперившиеся, а слегка покрытые нежным пушком птенцы.

В-третьих, замечаем в предложении слова далеко, вовсе, отнюдь:

  • далеко не предусмотренное обстоятельство;
  • вовсе не исследованный район;
  • отнюдь не решённая задача.

Наречия меры и степени, усиливающие степень признака, не влияют на слитное или раздельное написание причастий:

  • совершенно неисследованный остров; совершенно не исследованный геологами остров;
  • совсем непрошитая ткань; совсем не прошитая бабушкой ткань;
  • чрезвычайно необдуманное решение; чрезвычайно не обдуманное нами решение;
  • абсолютно неуставший спортсмен; абсолютно не уставший во время тренировки спортсмен;
  • почти незасеянное поле; почти не засеянное с утра поле.

Правописание «не» с причастиями в краткой форме


Правило

Страдательные причастия в краткой форме всегда пишутся раздельно с частицей «не».


Сравним:

  • вещи не уложены, вещи ещё не уложены, вещи не уложены с вечера, вещи не уложены нами;
  • рассказ не завершён, рассказ автором не завершён, рассказ мной не завершён;
  • зачёт не сдан, зачёт еще не сдан, зачёт не сдан в срок.

Отдельно поговорим о причастиях и отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -мый.

Все рассуждения о слитном и раздельном написании остаются в силе, сравним:

  • невидимые слезы;
  • не видимые мною слезы;
  • никому не видимые слезы;
  • вовсе не видимые слезы.

Учтем, что без приставки не- в русском языке не употребляются слова:

непобедимый, невообразимый, невозмутимый, невредимый, невыразимый, незыблемый, неизменимый, неизгладимый, неистощимый, неописуемый, неотъемлемый, непоколебимый, неотвратимый, неразделимый, нескончаемый, непререкаемый, несмолкаемый, нестерпимый, неугасимый, неустрашимый, неутолимый, неутомимый и пр.

Большей частью эти страдательные причастия настоящего времени потеряли признак действия и стали прилагательными.



Таблица с примерами

Для наглядности укажем правила написания «не» с причастиями в следующей таблице с примерами.

Написание Правила Примеры
Раздельное Полное причастие имеет зависимые слова (существительные или местоимения) и образует причастный оборот переулок, не мощённый камнями;
ёлка, не украшенная игрушками;
сообщение, не дописанное до конца;
У полного причастия  имеется противопоставление с союзом «а» участок не загороженный, а обозначенный столбами;
рыба не запеченная, а провяленная;
ворот не застёгнутый, а открытый нараспашку;
Краткие причастия миф не развеян;
скорлупа ореха не расколота;
ключ не  потерян;
тесто не замешено;
Слитное Причастия, не употребляющиеся без приставки не- ненавидящий ложь;
несдобровавший;
невзлюбивший;
недомогающий;
 У полного причастия нет зависимых слов нетающие льдины;
нескрываемое обстоятельство;
незастегнутое пальто;
несобранный виноград;
Причастия со сложной приставкой не-до- недоеденный обед;
недосмотренный малыш;
недовыполненное задание.

Видео «Слитное и раздельное написание «не» с причастиями»

Тест

Средняя оценка: 4.6.
Проголосовало: 91

Спишите, раскрывая скобки и объясняя выбор слитного или раздельного написания не со словами. При выполнении задания руководствуйтесь изложенным правилом в разделе «Слитное и раздельное написание не со словами на −мый».
1) (Не)видимые слёзы, (не)видимые миру слёзы, никому (не)видимые слёзы, (не)видимые мною слёзы. 2) (Не)склоняемые существительные, (не)склоняемые в русском языке существительные, (не)склоняемые, а спрягаемые слова. 3) (Не)обитаемый остров, (не)обитаемый с давних пор остров, никем (не)обитаемый остров. 4) (Не)уловимое движение, никем (не)уловимое движение,(не)уловимое нами движение. 5) (Не)растворимые кристаллы, (не)растворимые в воде кристаллы, отнюдь (не)растворимые кристаллы. 6) (Не)зависимые эксперты, ни от кого (не)зависимые страны.

reshalka.com

ГДЗ учебник по русскому языку 8 класс Разумовская. §6. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. Упражнение №42

Решение

1) Невидимые слёзы − нет противопоставления и зависимых слов, невидимые миру слёзы − зависимое слово стоит не в форме творительного падежа, никому не видимые слёзы − зависимое слово отрицательное местоимение, не видимые мною слёзы − зависимое слово стоит в форме творительного падежа.
2) Несклоняемые существительные − нет противопоставления и зависимых слов, несклоняемые в русском языке существительные − зависимое слово стоит не в форме творительного падежа, не склоняемые, а спрягаемые слова − есть противопоставление с союзом А.
3) Необитаемый остров − нет противопоставления и зависимых слов, необитаемый с давних пор остров − зависимое слово стоит не в форме творительного падежа, никем не обитаемый остров − зависимое слово является отрицательным местоимением.
4) Неуловимое движение − нет противопоставления и зависимых слов, никем не уловимое движение − зависимое слово является отрицательным местоимением в творительном падеже, не уловимое нами движение − зависимое слово является местоимением в творительном падеже.
5) Нерастворимые кристаллы − нет противопоставления и зависимых слов, нерастворимые в воде кристаллы − зависимое слово стоит не в форме творительного падежа, отнюдь не растворимые кристаллы − есть слово «отнюдь».
6) Независимые эксперты − нет противопоставления и зависимых слов, ни от кого не зависимые страны − зависимое слово является отрицательным местоимением.

Надо определить вид глагола, от которого образовано данное отглагольное образование на -мый.

I) если вид совершенный, то это отглагольное прилагательное и, следовательно, оно пишется по общему правилу правописания прилагательных.

II) если вид несовершенный, то определяем переходность глагола:

       1) если непереходный глагол, то это прилагательное и, следовательно, оно пишется по общему правилу правописания прилагательных.

       2) если переходный глагол, то 

а) если есть зависимое слово в творительном падеже, то это причастие и с не пишется раздельно.

б) если нет зависимого слова в творительном падеже, то это прилагательное и оно пишется по общему правилу правописания прилагательных.

Например : (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; отнюдь не заменимый сотрудник.

заменить: вид — совершенный, значит (не)заменимый — прилагательное.

незаменимый на данной работе сотрудник пишем слитно, так как по общему правилу написания прилагательных:

наличие пояснительных слов, как правило, не влияет на слитное написание не с прилагательными.

никем не заменимый сотрудник, отнюдь не заменимый сотрудник пишем раздельно, так как по общему правилу написания прилагательных:

раздельное написание не с прилагательным, имеющим при себе пояснительные слова, встречается при наличии в качестве пояснительных слов отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с ни) или сочетаний далеко не, вовсе не, отнюдь не.

Другой пример: (не)любимый ребенок, (не)любимый матерью ребенок, нисколько (не)любимый ребенок, вовсе (не)любимый ребенок

Любить — несовершенный вид, значит, определяем переходность:

так как переходный, то в зависимости от контекста (не)любимый может быть причастием или прилагательным:

не любимый матерью ребенок — есть зависимое слово в творительном падеже, следовательно, это причастие, а потому пишем раздельно.

нелюбимый ребенок, нисколько не любимый ребенок, вовсе не любимый ребенок — нет зависимого слова в творительном падеже, значит это прилагательное и написание подчиняется общим правилам написания прилагательных.

Вывод: надо определить вид и переходность глагола.

Если вид совершенный, то прилагательное.
Если вид несовершенный, смотрим на переходность.
Если непереходный, то прилагательное.
Если переходный, то смотрим, есть ли творительный падеж.
Если есть творительный падеж, то причастие. Пишем раздельно.
Если нет творительного падежа, то прилагательное.
А когда прилагательное, пишем по правилам написания не с прилагательными.

Эти слова могут быть как страдательными причастиями настоящего времени (частица «не» с ними пишется раздельно), так и прилагательными (частица «не» с ними может писаться слитно или раздельно. Подробное описание далее).

Причастиями они являются, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный действующего лица, реже — творительный орудия:

никем не видимый ребёнок;

не видимый камерой человек.

При наличии других пояснительных слов мы имеем дело с прилагательными на -мый (они теряют значения страдательности и приобретают качественное значение):

невидимые тогда недочеты (слово «невидимый» указывает на постоянный признак и значит примерно то же, что «упущенный», «незамеченный»)

Прилагательное

Если коротко, то пишется слитно, если прилагательное несет утверждение, и пишется раздельно, если несет отрицание.

Примеры:

Он был невидимым тогда.

— Он был видимым?

— Нет, не видимым.

Подробное описание («не» с прилагательными)

Прилагательные пишутся слитно с «не», если приобретают противоположное значение с этой частицей. В таких случаях, как правило, их можно заменить утвердительным синонимом без «не». Например: «скрытый», «упущенный».

Примечание. Не всегда удается подобрать точный синоним, но утвердительный оттенок слова говорит о слитном написании.

Пример:

Он — невидимый человек.

2. Пишется раздельно, если имеется или подразумевается противопоставление.

Пример:

Это не видимая, а скрытая сторона Луны.

3. Пишется раздельно, если есть пояснительные слова отрицательных местоимений и наречий (начинающихся с «ни») или сочетаний «далеко не», «вовсе не», «отнюдь не».

Пример:

Это отнюдь не видимая сторона Луны.

Примечание 2. При наличии в качестве пояснительного слова наречия «совсем» возможно как слитное, так и раздельное написание, что связано с двумя значениями, в которых употребляется указанное наречие:

  • «совершенно, очень»;
  • «отнюдь», «никоим образом»;

Сравните:

Это совсем невидимая сторона Луны. (Совершенно скрытая).

Это совсем не видимая сторона Луны. (Отнюдь не видимая).

Двоякое толкование допускает и наречие «вовсе»:

  • «совсем, совершенно» — в разговорном стиле речи;
  • «отнюдь»;

Сравните:

У нас бывали малозаметные люди, но он совсем невидимый. (Совершенно скрытый).

Вопреки предположению, он оказался вовсе не видимым человеком. (Отнюдь не видимым).

4. Пишется слитно, если есть наречия меры и степени: «весьма», «очень», «крайне», «почти», «совершенно», наречное выражение «в высшей степени» и т. п.

Совершенно невидимая сторона луны.

5. Пишется раздельно в вопросительном предложении, если подчеркивается отрицание:

Не видимой ли оказалась эта сторона Луны?

Примечание. Но пишется слитно, если отрицание не подчеркивается:

Ведь это же невидимая сторона Луны?

Доработка и модернизация сайтов

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты урока:

  • Предметные умения:
    • повторить правописание НЕ с прилагательными и
      причастиями;
    • выяснить условия правописания НЕ в словах на
      –мый;
    • отличать прилагательные на -мый от причастий и
      правильно писать НЕ в подобных словах.
  • Межпредметные (универсальные) умения:
  • Регулятивные (обеспечивают организацию учебной
    деятельности):

    • целеполагание (постановка учебной задачи на
      основе соотнесения усвоенного и неизвестного);
    • формирование контрольно-оценочной
      деятельности (контроль в форме сличения способа
      действия и его результата с заданным эталоном;
      осознание уровня и качества усвоения).
  • Познавательные:
    • умение структурировать знания;
    • умение осознанно и произвольно строить речевое
      высказывание в устной и письменной форме.
  • Логические:
    • установление причинно-следственных связей;
    • построение логической цепи рассуждений.
  • Коммуникативные: стремиться к координации
    действий в парах, группах, слушать и слышать друг
    друга, формулировать собственное мнение и
    аргументировать его, осуществлять взаимный
    контроль.
  • Личностные умения:
    • нравственно-этическая ориентация (определение
      социальных и личностных ценностей). 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (подготовка
рабочего места, учащиеся приветствуют учителя и
гостей).

2. У.: Здравствуйте, ребята!
Сегодня вам предстоит узнать новый материал,
связанный с темой, изученной в 7 классе. Вот
почему на доске пока нет записи темы урока. Вам
самим предстоит её сформулировать. Откройте
тетради, запишите дату.
В начале выполним задание, которое поможет вам
вспомнить изученный материал и лучше воспринять
новую информацию. Перед вами 2 теста. Первый
вариант – повышенный уровень сложности. И всё же
предлагаю большинству из вас выполнять именно
этот вариант, первый. Те ученики, которые не
чувствуют себя уверенно, могут выполнять второй
вариант. Если какое-то задание из первого
варианта оказалось трудным, можно выполнить
задание с тем же порядковым номером из второго
теста.
На выполнение задания – 5 минут.

Вариант 1

1. Какое слово по своим морфологическим
признакам отличается от остальных?

а) читающий б) открыта в) могучий г)
просмотренный

2. Найдите глагол совершенного вида

а) танцевать б) смеяться в) летать г) научить

3. Найдите непереходный глагол

а) любить б) обидеть в) улыбаться г) читать

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

Ответы

1. в – прилагательное
2. г – ЧТО СДЕЛАТЬ? (сов. в.)
3. в – возвратный, не сочетается с сущ. (мест.) в
винит. пад. без предлога
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет
противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

Вариант 2.

1. Среди записанных слов найдите причастие

а) весёлый
б) сказочный
в) читающий
г) могучий

2. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол
ПРОЧИТАТЬ отвечает на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? и
относится к глаголам совершенного вида»?

3. Согласны ли вы с утверждением: «Глагол РЕШАТЬ
является переходным, так как сочетается с
существительным (местоимением) в винительном
падеже без предлога»?

4. В каком случае НЕ пишется слитно?

а) (не)принятое в обществе поведение
б) (не)завитые, а естественные локоны
в) (не)выпитый чай
г) ничего (не)приготовлено

5. В каком случае НЕ пишется раздельно?

а) ручей (не)глубокий, но холодный
б) (не)рад подарку
в) (не)лёгкие обязанности
г) (не)ряшливый ученик

Ответы

1. в
2. да
3. да
4. в – невыпитый чай (нет зависимых слов, нет
противопоставления).
5. б – прилагательное не имеет полной формы.

У.: Проверьте свои ответы (Приложение,
слайд 2). Кто справился с заданием без ошибок? (эти
учащиеся выставляют себе высший балл – 5 б.;
ученики, допустившие 1 – 2 ошибки, ставят себе 4 б.,
3 – 4 ошибки – 3 б.).

У.: Как определить вид глагола?
Как определить переходность глагола?
Правописание КАКИХ частей речи повторили?
(прилагательные и причастия)
КАКУЮ орфограмму вспомнили? (правописание НЕ с
прил. и причастиями.)
Ещё раз назовите условия, от которых зависит
слитное и раздельное написание НЕ с этими
частями речи. (Учащиеся в произвольном порядке
называют условия, а учитель на магнитной доске
вывешивает карточки с ответами: употребляется ли
слово без НЕ;
Противопоставление; зависимые слова;
Слова, начинающиеся с НИ; слова, усиливающие
отрицание (далеко не, вовсе не, отнюдь не); краткая
форма.

У.: Систематизируем эти сведения.
Составим кластер. (Ученики одну минуту
обсуждают в парах ответы.
) Далее учащиеся
называют ответы, учитель вывешивает на магн.
доске соотв. букву (С – слитно или Р – раздельно).
Учащиеся сверяют свой кластер с тем, что
представлен на доске.

ДОСКА
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ       СЛИТНО или
РАЗД. пишется НЕ
?                    
ПРИЧАСТИЯ
(с.)Без НЕ не употр.(с.)
(с.)Зависимые слова(р.)
(р.)Противопост.(р.)
(р.)Слова, нач. с НИ(р.)
(р.)Слова, усил. Отрицание(р.)
(с. или р., зависит от полной формы)Краткая форма
(р.)

3. Стадия вызова (слайд 3)

У. : Два семиклассника, Дима и Саша,
поспорили. Дима утверждал, что в учебнике
допущена ошибка. В словосочетании «невидимые
миру слёзы», по мнению Димы, слово «НЕВИДИМЫЕ»
надо писать РАЗДЕЛЬНО, потому что это причастие с
зависимым словом.
ПРАВ ли Дима? ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ? Давайте
разбираться.

4. Стадия осмысления содержания

У.: ЧТО нам известно о слове НЕВИДИМЫЕ?
(слово употр. Без НЕ, оканчивается на -МЫЙ, есть
зависимое слово, полная форма…(см.слайд 4), также
нам известны правила написания НЕ с причастиями
и прилагательными) (слайд 4).
Что бы вы хотели выяснить об этом слове? ЗАДАЙТЕ
свои вопросы? (в данном словосочетании это слово
является причастием или прилагательным?
Существует ли особое правило для слов, оканч. На
-МЫЙ? имеет ли какие-то особенности зависимое
слово в этом словосочетании? (слайд 5), (все ответы
учеников фиксируются в таблице: ЗНАЮ  – ХОЧУ
УЗНАТЬ – УЗНАЛ).

У.: Действительно, мы сегодня говорим
об особой группе слов на –МЫЙ.(высвечивается
запись в 3 графе табл., слайд 6.) Многие слова не
употр. Без НЕ. ОНИ ПИШУТСЯ СЛИТНО (невозмутимый,
невредимый, невыносимый, неизгладимый,
неизъяснимый, неистощимый, неповторимый и др.)
(табл., слайд 6)
Другие слова могут быть и прилагательными, и
причастиями. (табл., слайд 6)
Они являются ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ, если образуются от
глаголов соответствующего вида. КАКОГО?
(КАРТОЧКА на доске: нерастворимый – РАСТВОРИТЬ (СОВ.
) (слайд 7)
Они будут прилагательными, если образуются от
перех. Или неперех глаголов? независимый –
зависеть (неперех.) ДОСТАТОЧНО
ОДНОГО ПРИЗНАКА
!(слайд 8) Итак, нам
известно…(слайд 9)
Какие слова остались? (образованные от
перех. глаголов несов. в.) НЕВИДИМЫЕ– ВИДЕТЬ.
(слайд 10)
КАКАЯ же это часть речи? Ваши
предположения?
Ученики: Видимо, это причастия.

У.: Не всё так просто.

МОНИТОР (слайд 11).

У.: Чем отличаются данные
словосочетания?

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Не видимые сестрой слёзы

(разные зависимые слова, во втором столбике
зависимые слова имеют определённое значение: производитель
действия
).

МОНИТОР (таблица:З– Х У – У)У.: если в качестве
зав. слов используются слова со значением
производитель или орудие действия, то такие
слова на –МЫЙ являются причастиями. (слайд 12). А
значит, применять будем соответствующие правила
для причастий или прилагательных (слайд 13).

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Невидимые миру слёзы
Почти невидимые слёзы
Никогда не видимые слёзы
Не видимые, а лишь ощущаемые слёзы

ПРИЧАСТИЕ

Не видимые детьми слёзы
Не видимые вами слёзы
Никем не видимые слёзы

У.: КТО же прав в споре Димы и Саши?
(САША, так как здесь нет зав. слова со знач.
ОРУДИЕ(производитель) ДЕЙСТВИЯ, это НЕ ПРИЧАСТИЕ!
Писать надо с зав. словом СЛИТНО.) (слайд 14).

5. Рефлексия

У.:давайте составим алгоритм, который
поможет нам применять новое правило.
(составление алгоритма в парах, опорная запись на
мониторе) (слайд 14).
Употр. ли слово без НЕ?
Прилагательное или причастие?
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – образов. от глагола сов в. Или
неперех гл.
ПРИЧАСТИЕ – образов. от перех. глаг. несов. вида,
есть завис. слово со значением «орудие,
производитель действия»

6. Составление алгоритма

МАГНИТНАЯ ДОСКА

7. Рефлексия

У.: Сформулируйте тему урока. (Запись в
тетради темы урока).

Гимнастика для глаз

Осмысление содержания.(слайд 15). Используя
алгоритм, объясните написание слов (ученики по
одному выходят к доске). ПОДУМАЙТЕ, как
целесообразно оформить запись (что подчеркнуть,
что записать в скобках).
Проверка (слайд 16).
(дополнительно): Всегда непобедимая команда
(прил.не употр. без НЕ); незамечаемые ошибки
(прил.); незамечаемые прежде ошибки (прил.); никогда
не замечаемые ошибки (прил.); не замечаемые мною
ошибки (прич.)

8. Работа с текстом

У.: Слова, оканчивающиеся на –мый, надо
уметь использовать в своей речи. Обратимся к
тексту. Прочитайте текст про себя. Представьте
созданную автором картину, обратите внимание на
образы. Подготовьтесь к выразительному чтению
текста (слайд 17).
Сформулируйте тему, основную мысль. Какие слова,
предложения помогли вам сформулировать идею
текста? Включите в текст слова, оканчивающиеся на
–мый, объясните их правописание.

Тексты выданы учащимся заранее.

Ночь в горах

Горы по-настоящему узнаёшь лишь с горных высот.
Я добрался до_______________ пихтовых зарослей и
расположился на крохотной полянке. Какой ________вид
открылся передо мной! Созвездия с непривычными,
_______________очертаниями запутались в еловых ветвях.
Вдруг я увидел за чёрным хребтом оранжевое
сияние, делавшееся ярче с каждой минутой. Какое –
то странное, ______________чувство овладело мною.
Это всходила луна. В горах она выскакивает
внезапно, и разрежённый воздух серебрится,
обливая голубым сиянием камни, скалы, деревья.
Вспомнилась легенда, услышанная в Бурятии.
Легенда о монахе, который возненавидел красоту.
По ночам он швырял камни в звёзды из лука. Чем
злее становился монах, тем выше взлетали камни.
Последний камень, падая, попал прямо в голову
монаха. В народе сказали:
«Красота умеет постоять за себя. Звёзды
отомстили глупому, злому человеку».

(по В.Бурлаку)

Слова для справок:

Непроходимый, неописуемый, неповторимый,
неизгладимый, невообразимый, невыразимый,
нестерпимый.
Кто верно определил тему и идею текста? Какое
задание оказалось трудным? Как вы думаете, что
помешало вам успешно справиться с заданием?
РЕФЛЕКСИЯ (заключительный этап урока) Какие
учебные действия мы выполняли на уроке? (слайд 18).
Что нового узнали на уроке?
Работа в микрогруппах. Вспомните и запишите
ключевые слова урока (прилагательное, причастие,
зависимое слово, орудие–производитель действия,
вид, переходность глагола).

9. Домашнее задание (слайд 19).

Составить словарный диктант «НЕ с
прилагательными и причастиями» (25-30 слов).

  • Не виделись как пишется слитно или раздельно
  • Не видал ли где на свете ты царевны молодой какая сказка
  • Не взрыхленная почва как пишется слитно или раздельно
  • Не взрослый а детский как пишется
  • Не взошедшего как пишется