Неявка как пишется
Автор Изумительный задал вопрос в разделе Лингвистика
как пишется неявка и незачет — слитно или раздельно и получил лучший ответ
Ответ от Коротеев Александр[гуру]
слитно
Источник: студент-с
Ответ от Конкретизировать[гуру]
эххх… слитно конечно же
Ответ от Монумент[новичек]
Слитно
Ответ от Загнить[гуру]
слитно, или вместе, как говорят мои ученики))
Ответ от Потеснить[новичек]
Неявка пишется слитно; не зачтено — раздельно. Обращаю внимание, что «незачет» — такого в принципе быть не может. Преподаватели, рисующие в ведомости «зачет — незачет» — просто безграмотные. «Зачет» — это мероприятие, а «зачтено» или «не зачтено» — это явление, т. е. оценка знаний студента, явившегося на зачет или не явившегося. Кстати, в последнем случае лучше писать «не явился» независимо от пола.
Ответ от Нагнать[новичек]
Почему хотела уточнить, потому что в словаре «Слитно, раздельно или через дефис » вариантов два — слитно и раздельно, а объяснения, конечно же, нет, это не толковый словарь. Поэтому пришлось искать другие источники с примерами и разными вариантами написания.
Ответ от 3 ответа[гуру]
Привет! Вот подборка тем с похожими вопросами и ответами на Ваш вопрос: как пишется неявка и незачет — слитно или раздельно
Русская приставка «ЗА-«, имеющаяся в глагольной форме «заболел» (от глагола «заболеть»), имеет графически тождественную пару в виде предлога «ЗА». Но данный предлог не виден в нашем случае.
Когда приставка «за-» добавляется к разным словам, то в результате этого процесса образуются новые, от которых мы образуем и личные формы.
Например:
- «Хромать — захромал», «хандрить — захандрил», «болеть — заболел».
И эти, и очень многие похожие слова мы называем глаголами. А перед ними нет предлогов, в том числе и предлога «за». И не может быть.
Писать «за болел» (раздельно) нельзя.
Например:
- «Две недели назад заболел желудок».
- «Заболел зуб, и боль не позволяет заснуть».
- «Сидоров тяжело заболел, но через 8-9 дней выздоровел».
Пишите слитно.
Форма «болел» также есть в языке, но «за» перед ней обязательно войдёт в состав слова.
как правильно пишется слово: «заболел» или «за болел»?
как правильно писать слово: «заболел» или «за болел»?
2 ответа:
3
0
Русская приставка «ЗА-«, имеющаяся в глагольной форме «заболел» (от глагола «заболеть»), имеет графически тождественную пару в виде предлога «ЗА». Но данный предлог не виден в нашем случае.
Когда приставка «за-» добавляется к разным словам, то в результате этого процесса образуются новые, от которых мы образуем и личные формы.
Например:
- «Хромать — захромал», «хандрить — захандрил», «болеть — заболел».
И эти, и очень многие похожие слова мы называем глаголами. А перед ними нет предлогов, в том числе и предлога «за». И не может быть.
Писать «за болел» (раздельно) нельзя.
Например:
- «Две недели назад заболел желудок».
- «Заболел зуб, и боль не позволяет заснуть».
- «Сидоров тяжело заболел, но через 8-9 дней выздоровел».
Пишите слитно.
Форма «болел» также есть в языке, но «за» перед ней обязательно войдёт в состав слова.
0
0
Заболел — глагол с приставкой, пишется слитно
Читайте также
«Не требуется» — это даже и не слово, а два слова. Первое — частица, а второе — глагол.
Думается, что такое предположение не было голословным, поскольку второе слово («требуется») отвечает на вопрос «что делает?» (или «что делается?», если создавать вопрос с обычной формальностью, не вдаваясь в смысл). Да и обладает другими категориальными признаками глагола.
А первое слово («не») не может быть признано приставкой, потому что если в языке есть слово «требуется», но не может быть слова «нетребуется». Это понятно из правила, обуславливающего соответствующую раздельность глаголов с «НЕ».
_
Итак, глагол «требоваться относится к совокупности тех, которые не сливаются с «НЕ». Писать «нетребуется» нельзя.
Ещё одно простейшее доказательство того — возможность принудительного разделения «НЕ» и глагола вставленным словом. Например: «не очень требуется», «не слишком требуется», «не каждый год требуется» и так далее.
Других доказательств не потребуется.
Предложение.
- «А что, разве не требуется даже подтверждения своей почты?».
«Чёрно-белый» — это сложное имя прилагательное, являющееся высокочастотным представителем так называемой колоративной лексики (выражение цвета) с возможной коннотацией «блеклый во всех отношениях» и с модальностью «отрицание цвета».
Как известно, коннотативные значения никогда не берут верх при объяснении орфографии слов, поэтому в данном случае мы должны воспринимать это прилагательное только как цветообозначение. Такие слова пишется с дефисом. К тому же части слова «чёрно-белый» совершенно семантически равноправны.
Писать «чёрно белый» (раздельно) или «чёрнобелый» (слитно) нельзя.
Например (предложения).
- «Любая чёрно-белая фотография носит в себе оттенки старины».
- «В третьем зале музея стояли чёрно-белые телевизоры».
- «Ваня Мельничаненко почему-то воспринимал мир только в чёрно-белых тонах».
1) Утверждение: Это непреступный (находящийся в рамках закона) случай простой женской хитрости.
2) Отрицание:
Случай этот — не преступный, здесь скорее нарушение общественной морали.
Случай этот отнюдь не преступный.
Планы у подростков были не преступные, а вполне безобидные.
Надо сказать, что обе формы, слитная и раздельная, используются крайне редко, в отличие от омофона «неприступный» (с большой частотностью). Особенно это касается слитного написания, когда поисковик указывает на ошибку и предлагает найти слово «неприступный».
Сочетание «со мной» (ударение на «О«, которая после «Н«) — это ни что другое, как предлог «С» с местоимением «Я«. Но мы эмпирически понимаем, что говорить «Пойдём с я» нельзя.
- «Со» — вариант «с», иногда используемый, в частности, перед [м] плюс согласная. Например: «со многими». Это из разряда «подо», «предо», «передо», «ко», «во», «надо», «обо» и так далее.
- «Мной» («мною») — это указанное выше «Я» в творительном падеже. «С кем? — со мной (со мною)». Личное местоимение.
Предлоги нельзя в таких случаях подсоединять к личным местоимениям. Подобные примеры: «с тобой (с тобою)», «с ней (с нею»)», «с ним».
Писать «сомной» нельзя. Нужен пробел.
Предложения:
- «Со мной всё в полном порядке, Трофим, а с тобой ничего не случилось ли?».
- «Будь со мной, Игнатий, не когда тебе это необходимо, а всегда».
Слово «повеселее» находится в составе систематизированного языка, в числе подобных единиц («получше», «понастойчивее», «похуже» и так далее).
Элемент «по-«, который мы при написании таких слов порой не знаем, к приставкам его отнести или к предлогам, является всё-таки приставкой.
Оттолкнёмся от имени прилагательного «весёлый» и от наречия «весело». И у первого, и у второго слов имеются формы (одинаковые!) сравнительной степени, которые образуются так:
- «Весёлый — веселее — повеселее».
- «Весело — веселее — повеселее».
К простейшей классической форме прибавляется наша приставка, преобразуя её в разговорную. Этот приём — системный. Пишется приставка слитно. Писать «по веселее» (или «по веселей») нельзя.
Например.
- «Повеселее, повеселее, Родион, не засыпай!».
Мне думается, что имя существительное незачёт писать следует слитно с частицей не.
И вот почему. Знают все, что есть слово зачёт. Оно означает положительный результат сдачи экзамена, положительную отметку. Незачёт — это тоже отметка, но отрицательная.
Практически существительное незачёт — новое слово, образованное с помощью частицы не, оно имеет новое значение, отличное от значения слова зачёт. Частица не здесь выступает в функции словообразовательной приставки.
Образованное новое слово незачёт можно заменить близким по значению словом, но без отрицания:
зачёт — плюс; незачёт — минус.
Например, как и образованные таким же образом слова разных частей речи: **приятель — неприятель (враг),
правда — неправда (ложь), весёлый — невесёлый (грустный), хорошо — нехорошо (плохо)**.
В этом случае не пишется слитно с существительными, прилагательными и также с наречиями, оканчивающимися на о,
в соответствии с существующим в русском языке правилом.
На чтение 1 мин Просмотров 120 Опубликовано 19.09.2021
Буквально совсем недавно на прилавках книжных магазинов, а также на сайтах интернет-ресурсов появилась книга Эллы Савицкой «(Не) зачет для мажора». Внимание сразу привлекает частица-приставка «не». Заключив «не» в скобки, автор, видимо, хотел намекнуть на особенности содержания произведения. А какой же вариант написания все-таки закреплен нормативно: «незачет» или «не зачет»?
Как пишется правильно: «незачет» или «не зачет»?
Орфографически корректны оба написания: «незачет» и «не зачет».
Какое правило применяется?
«Не зачет» – это сочетание отрицательный частицы «не» и нарицательного, неодушевленного существительного мужского рода, единственного числа, 2-го склонения «зачет». Раздельное написание возможно лишь в одном случае, когда в предложении после лексемы имеется противопоставление, представленное союзом «а» и антонимичным существительным.
Слитное написание «незачет» корректно в том случае, если к лексеме можно подобрать синоним без «не»: двойка, провал, отрицательная оценка.
Примеры предложений
Студент сдавал не зачет, а экзамен.
В итоге был выставлен незачет, поскольку юноша не смог ответить на самые элементарные вопросы по учебному предмету.
Как неправильно писать
Ошибочно писать «незачет» вместо «не зачет» или наоборот.
0
Как пишется «неявившихся» или «не явившихся»?
2 ответа:
2
0
Часть речи слова «неявившихся»- причастие, здесь оно употреблено во множественном числе. Его начальная форма в единственном числе, мужском роде, именительном падеже — явившийся, образовано от глагола «являться».
С отрицательной частицей «не» причастия пишутся раздельно, если:
- у причастия есть зависимые слова от него.
Пример предложения. Не явившихся на заседание суда свидетелей происшествия вызвали повторно.
Пояснение: (зависимые слова — куда? — на заседание суда)
- есть противопоставление с союзом «а» в предложении.
Пример предложения. Не явившиеся, а отсутствующие на пересдаче студенты.
- частица используется в смысловом значении отрицания. Слова усиливающие отрицание: точно, совершенно, вовсе, отнюдь, ничуть, крайне, совсем, ещё, уже, нисколько, нимало и другие подобные.
Пример предложения. Ученики еще не явившиеся отмечены отсутствующими на уроке.
В тех же случаях, когда к слову можно подобрать синоним без «не», и при этом нет зависимых от него слов — пишется слитно.
Синоним к слову: отсутствующий.
Пример предложения. Неявившихся свидетелей вызовут повторно.
0
1
Причастие пишется раздельно в том случае, если есть зависимое слово (т. е. слово, к которому можно задать вопрос от причастия, напр. , не явившиеся на экзамен) , если же зависимого нет и противопоставления с а, то слитно
Читайте также
Разберем как писать правильно с отрицательной частицей «не» слово «атлетический». В русском языке возможно как слитное, так и раздельное написание слова.
Часть речи слова «неатлетический» — имена прилагательные.
Слитно с частицей «не» имена прилагательные пишутся, в том случае, если к слову можно подобрать синоним без данной частицы. Слово «неатлетический» можно заменить практически любым словом-синонимом подходящим по смыслу и контексту.
Пример предложения.
Неатлетическая фигура.
Раздельно пишутся прилагательные с частицей «не», если в предложении есть противопоставление с союзом «а», либо такой союз в нем подразумевается.
Пример предложения.
Не атлетический, а игровой спортивный снаряд.
Раздельно имена прилагательные пишутся, если частица «не» используется в предложении для выражения смыслового значения отрицания, которое, как правило, устанавливает сам пишущий. В этом случае с прилагательным могут встречаться слова отрицание усиливающие. Примеры таких слов: совсем не, нисколько не, вовсе не, ещё не, отнюдь не, ничуть не, нимало не, далеко не, больше не, совершенно не, крайне не и другими подобными.
Пример предложения.
Спортсмен имел вовсе не атлетический внешний вид.
В предложениях вопросительной формы частица «не» пишется с прилагательными раздельно.
Пример предложения.
Это у Вас не атлетический спортивный костюм?
Пишется «недостойный» в тех предложениях, где можно заменить это прилагательное синонимом без «не». Таких случаев большинство. Например:
- Это недостойный («скверный») человек.
- Ты поступил как человек недостойный («бесчестный»).
<hr />
Пишется «не достойный» в предложениях, где есть противопоставление («а»), усиление отрицания («нисколько не», «ничуть не» и т.д.) и скрытое отрицание. Примеры:
- Ты человек не достойный, а низкий.
- Он нисколько не достойный человек, хотя ты и отзывался о нем хорошо.
- А я считаю, что он НЕ достойный человек.
Часть речи слова «непогашение» — имена существительные. Слово может быть написано с отрицательной частицей «не» как слитно, так и раздельно. Тем не менее в языковой практике чаще применяется его слитное написание. Согласно с правилами русского языка, имена существительные с частицей «не» пишутся слитно в том случае, если употребление слова с отрицательной частицей придает слову некое новое противоположное смысловое значение. Достаточно часто слово «непогашение» употребляется в финансовых, юридических официальных документах, где оно имеет смысловое значение отсутствия выполнения некого предписанного, должного либо ожидаемого действия. В случае слова «непогашение» — это отсутствие исполнения каких-либо взятых на себя финансовых либо иных обязательств.
Пример предложения. Непогашение кредита в установленный срок.
Раздельно пишутся имена существительные с частицей «не», если в предложении выражено смысловое противопоставление однородных членов с союзом «а».
Пример предложения. В этом случае мы видим не только не погашение задолженности по алиментам, а самое злостное уклонение от своих обязательств.
Раздельно пишется, если частица «не» употребляется вместе со словами: совсем не, вовсе не, далеко не, ничуть не, крайне не, совершенно не, больше не, нисколько не, ничуть не, нимало не, отнюдь не и другими словами усиливающими смысловое значение отрицания частицы «не».
Частица «не» пишется раздельно в любом случае если она передает выраженное значение отрицания, которое зачастую определяет сам пишущий.
Достаточно часто слово «неуведомление» употребляется в юридических официальных текстах.
Часть речи слова «неуведомление» — имена существительные. Существительные могут быть написаны с отрицательной частицей «не» как слитно, так и раздельно, в зависимости от контекста и грамматических условий в предложении.
Согласно правил русского языка, существительные с частицей пишутся слитно в том случае, если употребление слова с отрицательной частицей «не» придает исходному слову некое новое противоположное смысловое значение. В данном случае новое смысловое значение, это отсутствие уведомления как такового. Поэтому в большинстве случаев употребления слово пишется с частицей «не» слитно.
Пример предложения. Неуведомление должника о цессии.
Раздельно пишется, если в предложении есть противопоставление с союзом «а».
Пример предложения. В данном случае здесь имеет место быть не уведомление должника, а оставление его в неизвестности.
Раздельно пишется, если частица «не» употребляется в значении именно отрицания, а не для того, что бы образовать новое слово противоположного смыслового значения. Часто в этом случае частица употребляется вместе со словами отрицание усиливающими, например: совсем не, крайне не, еще не, уже не, вовсе не, далеко не, ничуть не, нисколько не, ничуть не, нимало не, отнюдь не и другими.
Пример предложения. Если на квитанции отсутствует роспись должника в получении информационного письма, то это не уведомление должника о цессии.
Слово «неструктурированны<wbr />й» может быть написано с частицей «не» как слитно, так раздельно. Часть речи — имена прилагательные.
Прилагательные с «не» пишутся слитно, если можно подобрать синонимическую замену к слову, например, слово можно заменить синонимами хаотичный, беспорядочный, спонтанный.
Пример. Неструктурированные данные.
Раздельно пишется при противопоставлении с союзом «а».
Пример. Интервью получилось не структурированным, а спонтанным.
Раздельно пишется, если частица употребляется в контексте отрицания. А также со словами отрицание усиливающими. Например: вовсе не, крайне не, отнюдь не, больше не, нисколько не, никто не и другими подобными.
Пример. Представленные в отчете данные были совершенно не структурированы.
Конечно, возможно, что вам очень повезет и преподаватель автоматом аттестует всю группу. А если нет? При катастрофическом отсутствии времени и недостатке гениальности поможет рациональное мышление и предприимчивость.
Как готовиться к зачету, если знаний и времени мало, а выучить нужно много
Не вздумайте потратить остаток кофе и благословенное время сна на объемного учебника: к утру вас покинут те отрывочные , которые имелись. Все, что нужно, – сделать закладки с номерами билетов. Затем можно прогуляться по свежему воздуху, но не слишком долго: перед зачетом следует хорошенько выспаться.
Сдать зачет, не выучив билеты, очень просто
Придя на , пропускайте одногруппников вперед. У тех, кому повезло зачет, а также у тех, кому не посчастливилось сдать его, интересуйтесь не только настроением преподавателя, но и номером билета. Помечайте закладки с номерами вытянутых билетов. Как правило, экзаменационных билетов не слишком много – по 1–2 на каждого студента.
Обычно в кабинете вместе с преподавателем находится не более пяти человек. Когда в коридоре вы останетесь впятером, разделите оставшиеся между собой и напишите шпаргалки к каждому из них. Двадцати минут на это вполне хватает.
Успешно сдать зачет всей пятерке поможет взаимовыручка
Когда первый из оставшихся пятерых человек заходит в кабинет, он не должен плотно закрывать за собой дверь. Вытащив билет, студент произносит его номер вслух, громко и четко, так, чтобы оставшимся за дверью было слышно. Если ответы на вопросы в билете он готовил сам, не . В этом случае вполне успешно можно сдать зачет . Если шпаргалку к вытянутому билету писал кто-либо из одногруппников, он заходит в кабинет следующим и передает написанное тому, кто зашел перед ним. Само собой разумеется, что номер своего билета он также называет громко и четко. После ответа первый из пятерки выходит в коридор и отдает неиспользованные шпаргалки оставшимся. И так до последнего студента. Просто и эффективно. Попробуйте!
Источники:
- как сдать зачет экзамен
Многим школьникам и студентам очень сложно проходить различные проверочные испытания, в том числе и зачеты
. Виноваты здесь стресс, страх, неправильная организация подготовки к проверочной работе и незнание нюансов правильного поведения непосредственно во время сдачи зачета.
Инструкция
Повторите все темы и исторические даты, которые будут присутствовать в вопросах зачета. Даты и соответствующие события выпишите на отдельный лист – это поможет вам быстрее их запомнить. Подготовку к зачету чередуйте с отдыхом, меняйте виды деятельности, это способствует лучшему запоминанию.
Не сидите всю ночь за повторением материала, ничего хорошего это не даст. Вы не выспитесь, да и выучить все за одну ночь нереально. Лучше внимательно почитайте и учебник перед сном, информация полученная в это время прочно усваивается мозгом.
Приходите на зачет пораньше. Если форма его проведения такова, что учащиеся заходят в кабинет по одному — не идите в последних рядах, на ходу повторяя недоученные вопросы. От этого в ваших мыслях будет только сумятица, да и уставший гораздо раздраженнее к концу принятия зачета.
Отвечайте на вопросы педагога уверенным тоном, не теряйтесь, если какой-то из них вы не знаете. Можно попробовать органично «пристроить» известную вам информацию к требуемой неизвестной. Например, преподаватель может
ЗАЧЕТ
— регламентированная ст. 78 НК процедура, применяемая налоговым органом в отношении излишне уплаченных (взысканных) сумм налога (сбора), а также пени. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в установленном порядке. Зачет суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов.
Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов (сборов), на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется по другим налогам. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете. Зачет излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ. В случае, если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету в валюте РФ по курсу Центрального банка РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога.
Указанные применяются также в отношении зачета излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов, а также при зачете излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов. Эти же правила применяются также при зачете излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ
.
А. В. Толкушкин
.
2003
.
Синонимы
:
Смотреть что такое «ЗАЧЕТ» в других словарях:
Зачет
— способ прекращения обязательств, согласно которому обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого: либо наступил; либо не указан; либо определен моментом востребования. См. также:… … Финансовый словарь
зачет
— перерасчет, пересчет, сконтрация, пересчетка Словарь русских синонимов. зачет сущ., кол во синонимов: 18 автомат (43) айс … Словарь синонимов
ЗАЧЕТ
— в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично 3. встречного однородного требования, срок которого наступил либо этот срок не указан или определен моментом востребования. Для 3.… … Юридический словарь
Зачет
— А. Принятие в счет чего либо. Б. Взаимопогашение равных сумм платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
ЗАЧЕТ
— форма проверки знаний и навыков студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений, полученных на семинарских и практических занятиях, производственной практике, а также их обязательных самостоятельных работ (чертежей, расчетов и др … Большой Энциклопедический словарь
ЗАЧЕТ
— погашение взаимных обязательств, платежей двух или нескольких юридических и физических лиц в пределах равных сумм, величин взаимного долга. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.:… … Экономический словарь
зачет
— 1. Принятие в счет чего либо. 2. Погашение в пределах равных сумм взаимных платежных обязательств двух или нескольких юридических и физических лиц. Тематики бухгалтерский учет … Справочник технического переводчика
Зачет
— см. Прекращение обязательства зачетом … Энциклопедия права
ЗАЧЕТ
— фиксация положит. р та личного и командного участия в соревновании. Необходимое для получения командного 3. число участников команды, полностью выполнивших программу соревнований, устанавливается в Положе нии о соревновании … Справочник по коневодству
ЗАЧЕТ
— в гражданском праве один из способов прекращения обязательств. Обязательство прекращается полностью или частично З. встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для З … Юридическая энциклопедия
Книги
- Зачет обязательств , Н.Г. Вавин. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.
Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1911 года (издательство «Правоведение»…
Одним из способов значительно облегчить себе сдачу сессии является получение части зачетов, а иногда и экзаменов «автоматом». Сдать зачет «автоматом» – значит получить вожделенную отметку «зачтено» без устного опроса или выполнения всяческих письменных тестов, то есть «автоматически». Некоторые студенты высказываются против «автоматов», полагая, что так неинтересно, нет адреналина, такая форма зачета расслабляет и предмет запоминается хуже. Однако для большинства преимущества автоматической оценки очевидны: высвобождается время, не надо лишний раз изнывать в очереди у кабинета, гадая сдашь или «завалят». Кроме того, бытует мнение, что к некоторым преподавателям на устный опрос лучше не попадать. Эта аксиома касается и ряда предметов, которые можно пересдавать бесконечно (список у каждого свой). В последнем случае «автомат» является настоящим спасением. Итак, как же сдать сессию «автоматом», легко ли это и что для этого нужно?
Многие студенты считают, что «автомат» доступен лишь отчаянным ботаникам и отдельным любимчикам преподавателей, но это далеко не так. На самом деле получить зачет в такой форме может любой обучающийся на очном отделении, достаточно лишь поставить такую цель и выполнить ряд не сложных рекомендаций.
Прежде всего, вам необходимо выяснить, возможно ли вообще получить «автомат» в вашем вузе и по каким дисциплинам, и если да, то за что конкретно, то есть на основании каких критериев принимается решение о такой форме оценки. Здесь возможны два варианта. В первом варианте возможность получения зачета или экзамена (последнее реже) «автоматом» официально установлена правилами учебного заведения. При этом критерии выставления автоматической оценки более менее четко закрепляются в документах вуза, например, в «Положении о экзаменах и зачетах», «Положении о формах итогового контроля успеваемости студентов», «Положение о рейтинговой оценке знаний студентов» и т.п.
Официально возможность получения «автомата» чаще устанавливается в тех вузах, которые применяют балльно-рейтинговую систему оценки знаний учащихся. При такой системе оценки текущим контролем знаний студентов охватываются все разделы и темы изучаемых дисциплин. Иначе говоря, после каждой изученной темы проводится письменный или устный опрос каждого студента, по итогам которого выставляются оценки в баллах по определенной шкале (обычно стобальной). Поэтому при таком подходе к оценке знаний нет необходимости применять обязательный итоговый зачет или экзамен – любую положительную итоговую оценку за учебную дисциплину можно получить «автоматом», набрав соответствующее количество баллов в течение семестра.
Баллы начисляются за различные виды учебной работы студента: контрольные, лабораторные и курсовые работы; тесты в форме анкетирования; доклады на научных студенческих конференциях; участие в деловых играх, дискуссиях и коллоквиумах; ответы на семинарах и тому подобную активность. Кроме того, часто непременным условием получения «автомата» является обязательное посещение всех лекционных и семинарских занятий, соблюдение внутреннего распорядка вуза. В некоторых университетах за различные нарушения студентов штрафуют, снимая баллы с их «счета». В конечном итоге, студенты, которым не удастся набрать достаточного количества баллов для получения положительной «оценки-автомата» или пожелают ее повысить, будут вынуждены сдавать устный зачет или экзамен, который проводится во время экзаменационной сессии.
Итак, если вы выяснили, что в вашем университете возможность получения «автоматического» зачета или экзамена установлена официально, то ваша задача отчасти упрощается. Во-первых, в этом случае вам заранее известны как необходимая для сдачи зачета «автоматом» сумма баллов, так и виды работ, за которые можно получить определенное количество баллов. Вам остается лишь принять решение, стоит ли участвовать в этой «игре», или, «забив» на всё с самого начала семестра, ориентироваться на сдачу традиционного зачета. А во-вторых, если в вузе есть четкие критерии выставления оценки за зачеты и экзамены «автоматом», то влияние личных предпочтений преподавателей на вашу оценку сводится к минимуму, что конечно же не может не радовать. Последнее особенно актуально в запущенных, спорных ситуациях, когда дело доходит до заседания апелляционной комиссии.
Гораздо сложнее получить «автомат» при втором варианте развития событий, когда возможность автоматической оценки вроде бы и декларируется вузом, но ее критерии в документах крайне размыты, либо когда «автомат» выставляется преподавателем не официально, а по собственной инициативе. Так, например, в ГОУ ВПО Ростовском Государственном Экономическом Университете «РИНХ» Положением «О курсовых экзаменах и зачетах» установлено: «При систематической активной работе студента в течение всего семестра (успешное выполнение аудиторных, домашних контрольных работ и текущих заданий в установленные сроки, активное участие в семинарах и т.д.) преподавателю предоставляется право выставлять зачет (экзамен) без опроса. Об этом преподаватель информирует группу на последнем занятии по данному предмету». Как видно из приведенной цитаты, понятия «активная работа студента», «успешное выполнение» работ, «активное участие» не являются четко определенными и могут трактоваться как студентом, так и преподавателем по-разному. Кроме того, при таком подходе выставление зачета без опроса это лишь право преподавателя, а значит ваш «автомат» целиком и полностью зависит от доброй воли, жизненных взглядов и личных предпочтений преподавателя. Одни преподаватели будут ставить и учитывать количество «плюсиков» в журнале за ваши ответы, другие обратят внимание на посещаемость, третьи потребуют наличие всех конспектов своих лекций, вовремя сданных курсовых и контрольных. А кто-то может подарить вам «автомат» по собственной инициативе просто за «красивые глаза». Поэтому при таком варианте вам необходимо не только сосредоточится на получении знаний, но и найти «правильный подход» к вашему преподавателю, что в общем-то не так сложно, как может показаться на первый взгляд.
Вступая в «битву за автомат», для начала вам неплохо бы понимать, что любой, даже самый «грозный» профессор, наделенный бесчисленным количеством званий и регалий, с целой библиотекой написанных им работ, несмотря на ту пропасть жизненного опыта и статуса, отделяющего его от вас, в сущности является таким же человеком, как и каждый из его студентов, со своими проблемами, мечтами, достоинствами и недостатками, слабостями и грехами. Здесь, например, уместно вспомнить фразу из великолепного фильма «Адвокат дьявола», произнесенную героем Аль Пачино: «Тщеславие – определенно, один из моих самых любимых грехов». Действительно, гордыня и тщеславие – одни из наиболее распространенных, относительно «безопасных» человеческих слабостей, и может статься ваш преподаватель им подвержен. Умело сыграв на тщеславии, в конечном итоге, вы сможете получить желаемое. Например, кому из преподавателей не понравится, пусть и в глубине души, восторженное и, конечно же, заслуженное признание студентом их научных заслуг? Выберите тему своей курсовой по проблематике диссертации вашего преподавателя, используйте и цитируйте его научные труды, просите его разъяснить вам некоторые якобы непонятные моменты. Ваш преподаватель еще не защитил диссертацию? Отлично! Найдите свежую статью по теме его научной работы и вручите ее ему, и не важно, что возможно он ее уже читал. Главное в том, что вы обратите на себя внимание, позволите преподавателю выделить вас из общей массы студентов и запомнить, заставите думать о себе, как о способном, познающем, заинтересованном в знаниях студенте. И даже если вы не получите «автомат», то на экзамене к вам обязательно отнесутся лояльно. Однако, необходимо все же предупредить, что устанавливая подобные личные взаимоотношения с преподавателем не переборщите, не будьте навязчивыми. Нет ничего хуже студента, который ходит за тобой «хвостом», докучая своими вопросами, особенно если его стремление понравиться легко читается на лице.
Полезно также учитывать и мотивы, которыми руководствуются преподаватели, выставляя «автоматы» по собственной инициативе. Автоматическая оценка это всегда своеобразная форма стимуляции студентов к активной учебе. Преподавателям важно, чтобы на семинаре студенты выступали, отвечали на вопросы, принимали участие в дискуссии. «Сонная» группа на семинаре, когда желающих выступить не наблюдается, и к ответу приходится вызывать по журналу – это во-первых удар по самолюбию преподавателя, так как получается ни он, ни предмет не интересны, а во-вторых – преподавателю фактически приходится больше работать, «развлекая» и себя и всю группу. Конечно, в большинстве случаев, в такой ситуации виноваты сами преподаватели, их неспособность интересно преподнести материал, но кто же из них признается себе в этом? Поэтому у таких преподавателей активно выступающий студент вызывает благосклонность и может рассчитывать на «автомат».
Для преподавателя – профессионала в своем деле важно, чтобы студенты ушли от него со знаниями. Поэтому у таких преподавателей «автоматическая» оценка является формой поощрения прилежных студентов. Получить такую оценку у них можно только за активность и продемонстрированные в течение семестра знания.
Ряд преподавателей ставят «автоматы», облегчая тем самым себе работу. Ведь если группа большая, то зачет или экзамен могут длиться несколько часов, в течение которых преподаватель вынужден выслушивать «блестящие» ответы студентов на порядком надоевшие, хорошо знакомые вопросы, что само по себе уже утомительно. Поэтому для некоторых проще поставить «автомат», экономя время и силы. А кроме того, в этом случае и студенты довольны и учебная часть, ведь не сдавших нет, а значит и преподаватель хороший.
Итак, обобщая выше сказанное, сформулируем ряд основополагающих правил для страждущих получить зачет или экзамен «автоматом»:
- В начале семестра узнайте, при каких условиях, за какие виды работ преподаватель может поставить «автомат». Только не делайте это лично, иначе преподаватель может заподозрить вас в желании облегчить себе жизнь и не поставит вам автоматическую оценку из принципа. Лучше будет если этот вопрос прояснит староста, выражая ожидания всей группы.
- Посещайте по возможности все лекции и обязательно все семинары. Если ваше отсутствие на лекции могут и не заметить, то на семинаре перекличку преподаватели обычно делают лично. Помните – староста группы должен быть вашим лучшим другом, так как именно он чаще всего подает списки присутствующих на лекции.
- На всякий случай имейте все конспекты лекций вашего преподавателя, пишите их сами или заимствуйте у одногруппников.
- Активно выступайте на семинарах, коллоквиумах, не избегайте подготовки докладов, сами просите темы для участия в научных конференциях, проявляйте себя. Конечно ко всем семинарам подготовиться не удастся. От ситуаций, когда вас спросили, а вы не готовы спасает простая студенческая хитрость: перед семинаром одногруппники заранее распределяют между желающими вопросы на которые они будут отвечать. В этом случае при наличии желающих ответить на вопрос вас вряд ли спросят, хотя риск все же сохраняется.
- Вовремя и правильно пишите все контрольные и курсовые работы. Если не уверены в своих силах, наиболее сложные из них стоит заказать опытному автору. Потраченные средства на заказ курсовой работы
окупятся сэкономленными нервами на экзамене. - Устанавливайте неформальный контакт с преподавателем, всячески старайтесь обратить на себя внимание в течение семестра, демонстрируя при этом свою заинтересованность в получении знаний. Почитайте литературу по психологии общения и применяйте полученные знания на практике. Помните – преподаватель это ваш друг и наставник в учебном процессе, его цель передать вам знания, поэтому активнее обращайтесь к нему за пояснениями, задавайте вопросы.
И в заключение перечислим весьма сомнительные способы получения «автомата», которые хотя и используются некоторыми студентами, однако положительного результата вовсе не гарантируют:
- Крайне не рекомендуется «покупать» преподавателя дорогими подарками и спиртными напитками, ибо чревато… Во-первых, как говорил небезызвестный Ося Бендер: «Закон надо чтить!», а во-вторых, купив единожды, есть риск платить постоянно. Кроме того, некоторые могут и оскорбиться, причем совершенно искренне («я что вам алкоголик?!»).
- Не стоит давить на жалость, выдавая с глазами кота из мультфильма про Шрэка истории о заболевшей бабушке, автомобильных катастрофах и т.п. Может и поставят, но скорее нет.
- Не рекомендуется ссылаться на «авторитет» папы, мамы или других родственников и знакомых. Авторитет может и сработает, но осадок у преподавателя останется и при случае вам его вернут сторицей.
- Никогда не говорите преподавателю, что его предмет не профильный, вам не пригодится в будущем, а потому ему следует поставить вам «автомат» дабы не мучить себя и вас. Гарантированно будете сдавать, и возможно не один раз.
В целом же, процесс получения зачета или экзамена «автоматом» может превратиться для вас в увлекательную игру, которая и развлечет и принесет пользу, позволив наработать знания и некоторые полезные в будущем навыки, например умение общаться и выступать публично.
Если вы пришли сюда за секретными техниками списывания во время зачёта или экзамена, то будете разочарованы. Шпаргалки и «бомбы» — это путь в никуда и следствие куда более серьёзной проблемы.
Человек не сможет серьёзно относиться к чему-либо и не добьётся успеха, пока не ответит сам себе на главный вопрос: «Зачем мне это?»
Поняв важность и необходимость достижения цели, вы будете стремиться к ней всеми силами, и никакая внешняя дополнительная мотивация вам больше не понадобится. Задавайте себе этот вопрос до тех пор, пока не докопаетесь до истины.
Зачем вы учитесь? Чтобы получить корочку? Зачем? Чтобы устроиться на перспективную высокооплачиваемую работу? Там правда вскроется моментально, потому что любой нормальный наниматель смотрит не на диплом, а на реальные знания, навыки и опыт. Так зачем? Родители решили, что отпрыску обязательно надо стать финансистом, хотя вас явно тянет к кодингу? Это очень трудная ситуация, но и из неё есть как минимум два выхода:
- Поговорить с родителями.
Объясните им, что вам интересно другое, что вас обрекают на жизнь, которой вы не хотите. Аргументируйте свои желания, чтобы ваши слова звучали не как каприз, а как обдуманное взвешенное решение. Сменить факультет и даже вуз более чем реально. Да, вы можете потерять время, но лучше упустить год, чем всю жизнь заниматься неинтересной работой, сожалеть о несделанном и завидовать тем, кому хватило смелости реализовать мечту. - Совместить.
Данный вариант является золотой серединой и зачастую даже лучше, чем смена места обучения и специальности. Реальный мир устроен так, что у специалиста в двух областях больше возможностей, чем у специалиста в одной. Возьмём пример с социальными и техническими науками. Быть разработчиком хорошо, но быть разработчиком с экспертными знаниями в области человеческого поведения гораздо лучше, так как это открывает путь в big data и подобные крайне перспективные направления. Конечно, получать сразу два высших образования трудно, но жизнь в принципе непростая штука. Если задача кажется невыполнимой, ещё раз спросите себя: «Зачем мне это?» Найдёте ответ — найдёте способ достигнуть цели.
Отношение к учебному процессу
Вам не придётся догонять, если вы не будете отставать. Двигайтесь согласно учебному плану, и проблем не будет.
Вероятность успешной сдачи сессии определяется с первого дня семестра.
Сейчас вам крайне важно понять, что вы учитесь не для того, чтобы сдать зачёты и экзамены. Вы учитесь, чтобы стать специалистом, экспертом, профессионалом в своём деле. Сессия — это вообще вторично. Гораздо важнее усвоить и научиться применять знания. При таком раскладе всё сдаётся само собой. Вы даже не заметите сессию, потому что, помимо программы вуза, вам хочется впитать ещё тонну информации на стороне. Это куда интереснее и полезнее, чем какие-то зачёты и экзамены.
Да, самообучение — это неотъемлемая часть жизни студента. Наша система образования несовершенна, программы зачастую устаревшие, неполноценные либо неприменимы в жизни. Ежегодно из вузов выходят тысячи дипломированных теоретиков, но работать они не умеют. В результате работодателю приходится всему их учить. Почему? Потому что студенты подходят к образованию неосознанно, не понимают, что они тут делают и зачем.
Представьте, что вы прямо сейчас устраиваетесь на работу по своей специальности. Поищите в интернете примеры тестовых заданий и требований, предъявляемых к специалистам в вашей области. Сможете ли вы выполнить эти задания, соответствуете ли требованиям? Нет? Ну что же, зато теперь вы ясно понимаете, что должны знать и уметь.
Если говорить непосредственно о процессе получения знаний в стенах вуза, то тут есть несколько универсальных советов, которые кажутся банальными, но работают всегда:
- Ходите на лекции, пишите и спрашивайте.
Так информация хорошо усваивается. При возникновении вопросов не стесняйтесь задавать их. Очень важно не допускать ситуации, когда вы перестаёте понимать, о чём говорит преподаватель. Если вы не можете пересказать содержание лекции после её окончания, значит, что-то не так. Садитесь за конспект и разбирайтесь, иначе на следующей паре всё станет ещё хуже, а потом ещё, ещё и ещё. Понятные формулы и термины превратятся в бессмысленные значки и слова. - Ходите на практику, выполняйте задания.
Так вы научитесь применять полученные знания. Теоретики никому не нужны. - Изучайте то, что происходит в сфере вашей специальности в реальном мире.
Ваши курсовые и прочие работы должны быть актуальными, полезными, решать проблемы, с которыми человечество имеет дело сегодня. Всё это хорошо отразится на преподавательском отношении к вам, а заодно пойдёт в раздел «Достижения» вашего первого резюме.
Полезные советы, которым стоит следовать непосредственно перед сдачей зачёта или экзамена и во время:
- Приходите на сдачу, даже если вообще не готовы.
Тут работает теория вероятностей. Если не прийти на зачёт или экзамен, то шанс сдать его равен нулю. Если прийти на зачёт или экзамен без подготовки, то существует отличный от нуля шанс сдать предмет. Как? Преподаватель может сжалиться и разрешить допуск даже без выполненного учебного плана. Вам может достаться тот единственный вопрос, ответ на который вы знаете. Говоря проще, явившись на сдачу, вы можете повлиять на ситуацию, а не явившись — нет. В глазах преподавателя вы сдались, отказались от мечты, и помогать вам больше нет смысла. - Выходите отвечать в числе первых либо последних.
Обычно сначала идут самые подготовленные, претендующие на пятёрку. Если вы правильно учились, то должны быть в их числе. Отвечая в числе последних, вы рискуете не получить максимальной оценки, так как преподаватель уже устал, проголодался и более не готов тратить дополнительное время на детальную проверку ваших знаний. Это же состояние принимающего предмет может сыграть на руку тем, кто учится неправильно. Преподаватель не будет глубоко копать и с большой вероятностью даже не дослушает ваш ответ. Достаточно не облажаться на первых словах, и троечка почти гарантирована. - Пишите шпаргалки и «бомбы», но не для того, чтобы ими воспользоваться.
Повторение — мать учения. При создании шпаргалок и «бомб» вы неизбежно будете хоть как-то изучать и повторять то, что пишете. Часть этого отложится в голове. Грубо говоря, подготовка к читингу без последующего его применения — это разновидность подготовки к сдаче, причём очень эффективная. - Наведите порядок в подготовительных материалах.
Если ответ на один вопрос разбросан по трём конспектам и двум учебникам, то вы потратите больше времени на поиск информации, нежели на её усвоение и повторение.
Отношение к преподавателям и другим студентам
Чем человек младше, тем он менее сознательный. Учёба в школе для него — пытка, а учитель — тиран. Такое искажение восприятия проходит через года и не позволяет наладить правильные отношения с преподавателями вуза.
Уясните для себя одну простую вещь: преподаватель — это не враг, не злодей, не противник, который только и ищет способ завалить и отчислить вас. Давать знания и проверять качество их усвоения — это его работа. Ваша работа заключается в том, чтобы получить эти знания, усвоить их и научиться применять. Иначе зачем вы учитесь?
Выходит, при правильном восприятии преподаватель становится вашим другом и цели у вас теперь общие. Соответственно, отношения между вами должны быть максимально искренними и честными.
Задайте преподавателю вопрос: «Что мне делать, чтобы максимально успешно усвоить и сдать ваш предмет?»
Так вы покажете свою сознательность, а именно заинтересованность в получении знаний, а заодно будете в курсе критериев и взглядов преподавателя на процесс обучения. При наличии проблем, таких как невозможность посещать все пары, сообщите о них и узнайте, как это компенсировать.
Расспросите старшекурсников, у которых ваш преподаватель уже вёл предметы. В чём особенности? Что обязательно нужно делать? Требуется ли стопроцентная посещаемость?
Одногруппники, однокурсники и старшекурсники — это ваши друзья. Вы можете помочь им, а они — вам. Поддерживать дружественные отношения с коллегами по цеху крайне важно. Вы сможете больше, если будете держаться вместе. Не отказывайте в помощи другим, но и не позволяйте садиться себе на шею.
Отношение к себе, своему здоровью и деньгам
Студенты очень редко думают о своём здоровье. Почему? Потому что организм молодой и пока ещё работает как часы. Ему по силам практически всё. Можно кутить до четырёх утра, поспать три часа, приехать к первой паре и быть огурцом. Человеку сложно понять то, с чем он ещё не сталкивался, но потом будет поздно.
Неправильный образ жизни сейчас наносит вашему организму огромный ущерб, зачастую непоправимый. Пока вы не замечаете этого, но уже в ближайшие 10–15 лет вам всё аукнется.
Вы «живёте по полной» и считаете, что это не мешает вам учиться эффективно. На самом деле вы просто не осознаёте, на что способны.
Обратите внимание, насколько вам лучше, если просто хорошо выспаться. Сколько дополнительных сил и энергии появляется, если элементарно вовремя поесть. Некоторые студенты, пытаясь компенсировать несознательный подход к учёбе в течение семестра, обращаются во время сессии к всевозможным допингам. Это самое глупое, что можно сделать накануне важного зачёта или экзамена, особенно если вы раньше не имели дело с данным препаратом. Знаете, что такое побочные эффекты и индивидуальная непереносимость? В лучшем случае не произойдёт ничего, в не самом плохом — больница и проваленная сессия.
Призывать молодёжь к ЗОЖу, наверное, наивно. Всё равно вы не послушаете. В таком случае попробуйте поверить на слово и проведите простой эксперимент: возьмите еду, спорт и отдых под контроль буквально на пару недель и посмотрите, что будет.
- Соблюдайте режим питания в течение дня.
Изучите основы диетологии и научитесь готовить хотя бы элементарные здоровые блюда. Правильное питание, которое при самостоятельном приготовлении, кстати, не обязательно дорогое, даст вам энергию и силы для продуктивной учёбы. - Добавьте в жизнь ежедневную утреннюю зарядку и 2–4 полноценные тренировки в неделю в дополнение к физкультурной программе вуза.
Выбирайте любой спорт, который вам по душе. Бег, футбол, теннис, тренажёрка, турники, плавание — без разницы. Физическая нагрузка благоприятно сказывается на кровоснабжении и работе мозга, выносливости, общем самочувствии и улучшает качество сна. - Не жертвуйте сном.
Задайте себе вопрос: «Что для меня важнее? Ещё одна игра или возможность отдохнуть, чтобы завтра хорошо отучиться и стать ещё ближе к заветной цели?»
О финансах студенты, напротив, думают, и очень много. Всё потому, что денег постоянно не хватает. Попробуйте подработку по специальности. Так вы получите не только дополнительные средства, но и опыт работы, умение решать реальные задачи, а также общее представление о том, что такое взрослая жизнь.
Проблему пустого кошелька хорошо решает осознанный подход к своему здоровью. Сокращение расходов на развлечения высвобождает приличную сумму на более важные вещи:
- Хорошую еду.
Тратьте деньги на максимально качественное питание. Серьёзно. Вашему молодому и всё ещё растущему организму это необходимо больше всего. - Учебный ноутбук.
Гнаться за трендами и мощностями нет смысла. Вам нужна рабочая лошадка — доступная, удобная и максимально функциональная, но без избыточной производительности. Ноутбук проигрывает планшету в мобильности, зато умеет гораздо больше и куда лучше подходит для набора текста. - Экономичный принтер.
Вам придётся много печатать. Очень много. Независимо от специальности. Даже технари, у которых по идее всё должно быть в цифре, всё равно печатают сотни страниц в течение каждого семестра. Очевидно, что распечатать одну, даже очень большую работу дешевле, чем покупать печатающее устройство, но если смотреть на это в масштабах всего времени обучения, то приобрести принтер становится гораздо выгоднее.
Canon Pixma G
— это идеальные принтеры для студентов. Серия Pixma G разработана и создана с одной целью — печатать много и дёшево. Струйная технология не уступает по качеству лазерной, зато цена печати у неё гораздо ниже. Пополняемые чернильницы Pixma G увеличенного объёма расположены во фронтальной части принтера. Вы всегда будете знать, сколько осталось чернил, а при необходимости легко, быстро и за минимальные деньги пополните их запас.
в Рос. Федерации форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков учащихся и студентов. Проводится преподавателем как индивидуальное или групповое собеседование, опрос, практич. работа и т. п.
В вузах и ср. спец. уч. заведениях организуется после окончания семинарских и практич. занятий по определенному разделу уч. курса, после уч. или производств. практики, а также по выполнении установленной серии лабораторных и расчетно-графич. работ. Сдача всех 3., предусмотренных уч. планом на данный семестр, — обязат. условие для допуска студента или учащегося к экзаменац. сессии. Выполненные к 3. курсовые проекты (работы), отчеты по производств. практике, 3. по дисциплинам, установленным Советом вуза или пед. советом ср. спец. уч. заведения, оцениваются дифференцир. отметкой (вносится во вкладыш к диплому). В остальных случаях знания, умения и навыки студента или учащегося оцениваются единой отметкой «зачтено».
В ср. общеобразоват. школе 3. проводится гл. обр. в старших классах, в ПТУ — по общеобразоват. и обществ. дисциплинам. На 3. выносятся крупные темы уч. программы. 3. организуется с целью закрепления и обобщения полученных знаний и уч. навыков с учетом результатов текущего контроля. В вечерней школе 3. — форма текущего контроля и обязателен для учащихся. Перечень 3., требования и рекомендации по подготовке к ним объявляются учащимся заранее. Педагог организует такую подготовку на уроках и спец. консультациях. Эффективность 3. во многом зависит от содержания и характера проверочных вопросов, к-рые целесообразно сформулировать т. о., чтобы учащийся мог в устном ответе продемонстрировать знание осн. законов науки, причинно-следств. связей явлений, умение дать верное изложение конкретной темы. В соответствии со спецификой предмета могут применяться письменные 3. В этом случае широко используются карточки-задания, уч. таблицы с печатной основой и т. п.
Лит.: Зачетная система в вечерней школе, под ред. О. Е. Лебедева, М., 1974; Зиновьев С. И., Уч. процесс в сов. высш. школе, M.