Небольшое сочинение рассуждение героическая тема оперы иван сусанин м и глинки

Обновлено: 09.01.2023

Опера М.И. Глинки (1804-1857) «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В ней раскрывается величие души Ивана Сусанина — гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью. Эти человеческие качества и сегодня значимы для каждого из нас.Драматургия оперы основана на конфликтном противостоянии двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки.

Опера состоит из четырех действий и эпилога.

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,

эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

В интродукции (вступление к опере) звучит хор «Родина моя» , в котором воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: «Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи».

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III . Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта.

Цель: Познакомить учащихся с образом защитника отечества в оперном жанре.

  • Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
  • Закрепить понятия опера и базовые понятия этого жанра.
  • Формировать умение давать эмоционально- образную оценку произведениям и явлениям жизни.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
  • Воспитывать нравственно-эстетические чувства. Пробудить в душе учащихся любовь к Родине, желание быть ее защитником.

Ход урока

1. Введение.

Учитель: О подвигах, о доблести, о славе защитников Отечества создано много произведений в различных видах искусства (литературе, живописи, музыке, народном творчестве, архитектуре, кино, театре). Они прославляют величие и красоту, силу и мощь, благородство, доброту и духовное богатство русского человека. До наших дней дожили древние былины, воспитывающие мужество русских витязей и богатырей, канты Петровской эпохи, солдатские песни, вселяющие в воинов уверенность в своих силах, надежду на успех в сражении.

Русские композиторы, художники, поэты постоянно обращаются в своем творчестве к теме защиты Родины.

Образы Ивана Сусанина, Александра Невского, героев Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны 1941-1945 годов ярко и правдиво отображены в различных произведениях искусства. Почему?

Ответ учащихся:…

Учитель: С древних времен со всех концов на Русь нападали враги, пытались завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ. Образ защитника Отечества является одним из главных образов искусства.

2. Актуализация.

Вспомните и назовите музыкальные произведения, с которыми мы встречались на уроках, посвященных теме защитников Родины.

  1. Былины о русских богатырях.
  2. С.С. Прокофьев кантата “Александр Невский” (Приложение 1).
  3. Русские народные солдатские песни.
  4. С.С. Прокофьев опера “Война и мир”.
  5. Песни о полководцах воинах Отечественной войны 1812 год.
  6. Д.Д. Шостакович “Симфония №7” (Приложение 2).
  7. Петровские канты.
  8. А.П. Бородин “Князь Игорь”, Богатырская симфония” (Приложение 3, Приложение 4).
  9. М.И. Глинка опера “Иван Сусанин”.

Идея героической защиты Родины, народного патриотизма — одна из ведущих в русском искусстве. Как же она отразилась в опере?

3. Новый материал.

Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Ярким представителем этого жанра является опера М.И. Глинки “Иван Сусанин” (“Жизнь за царя”).

М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера “Иван Сусанин” вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа.

В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву.

Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества.

Идею оперы можно выразить строками известной думы “Иван Сусанин” К. Рылеева:

Кто русский по сердцу, тот бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело.
Предателя, мнили, во мне вы нашли?
Их нет и не будет на Русской земле!
В ней каждый Отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит!

4. Музыка оперы.

“Отечественная-героично-трагическая опера” – так сам композитор определил жанр своего сочинения, сквозной идеей которого является любовь к Отечеству.

Драматургия оперы основана на конфликте двух сил, развитии контрастных музыкальных тем: русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. В опере трудный период в жизни русского народа – война с поляками.

Опера состоит из 4-х действий и эпилога. В Интродукции (вступлении) воплощена непреклонная воля русского народа к победе.

В 1-м действии оперы мирная жизнь. Каватина Антониды полна искренности, нежности, а оживленное рондо раскрывает радостный мир девичьих мечтаний:

“Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи” (фрагмент оперы: каватина и рондо Антониды 1 д.)

2-е действие (образ врага) . Действие происходит в замке польского короля Сигизмунда (Приложение 7, бал). Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси.

Так заканчивается экспозиция оперы, в которой ярко представлены две музыкальные сферы.

В 3-м действии раскрывается основной конфликт оперы, впервые показано столкновение с врагами мужественного русского народа. Начинается 3 действие с песни Вани, которая полна нежности и благородства к отцу. К Ване присоединяется голос Сусанина. Их дуэт завершается решительными фразами юноши, который готов отдать жизнь за родной край. Вдруг в мирную обстановку вторгаются завоеватели. Они уводят с собой Сусанина, который прощаясь с детьми, дает понять, что никогда не вернется домой. Драма полна душевных переживаний. Это передает романс Антониды “Не о том скорблю, подруженьки”.

В 4-м действии драматизм усиливает Ваня, пытаясь разбудить спящих ополченцев, сообщает о приходе поляков.

Трагической кульминацией оперы является сцена в лесу и гибель Ивана Сусанина. Она открывается хором поляков. Контрастом теме поляков звучит речитатив и ария Сусанина “Чуют правду…”. Впервые композитор оставляет своего героя наедине с его думами. Он вспоминает свою семью. Речитатив передает огромную внутреннюю силу человека, встречающего последнюю зарю в своей жизни и верящего в спасение своей родной земли. В арии “Ты взойдешь, моя заря!” Глинка с непревзойденным мастерством сочетает простоту мелодического движения (плавные распевы, народные песни, речевые интонации народного говора, черты молитвенных песнопений) с глубиной человеческих чувств. В этом портрете главного героя оперы композитор умело использует жанр арии – молитвы, арии – песни. Эпилог оперы “Жизнь за царя” заканчивается хором “Славься”, он передает картину народного ликования. Тема хора сочетает в себе черты древних знаменитых распевов, мощь многоголосного пения, маршевые ритмы военных песен Отечественной войны 1812 года. Это слияние оркестра и хора. Ощущение великого праздника передают звуки оркестровых колоколов.

5. Закрепление нового материала и тестирование (Приложение 5).

Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.

Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.

Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.

Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.

Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.

Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых – “Ходит ветер у ворот” – стала народной).

Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, ” Я помню чудное мгновенье ” и “Ночной

зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 года – ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” – состоялась премьера второй оперы Глинки – “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой

опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок – он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его – черви спадут на землю, а цветок останется.

Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.

Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” – к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки.

Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами.

Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение – концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра – “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты.

Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.

Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки – композиторов “Могучей кучки”.

Опера Глинки “Иван Сусанин” – героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин.

Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха – ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе.

Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе – горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу.

Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.

Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами – интродукцией и эпилогом.

Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.

Читайте также:

      

  • Почему надо ценить жизнь сочинение
  •   

  • Самое известное сочинение сократа
  •   

  • Сочинение на тему раньше думай о родине а потом о себе
  •   

  • Сочинение про щи на английском языке
  •   

  • В дашкевич из интервью новой газете сочинение егэ


  • 0




  • 0


Опера Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок. 

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там. 

Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли. 

В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: «Что гадать о свадьбе — горю нет конца». С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду. 

Опера «Иван Сусанин» — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.

  • Комментариев (0)



  • 0


Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».

В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.

Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом

  • Комментариев (0)

Ответ:

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» — героическая народная музыкальная драма. Это первая русская национальная опера.  

Сюжетом для создания оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина во время оккупации России польскими захватчиками. Действие оперы происходит осенью 1612 — весной 1613 года. Поляков уже изгнали из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино Костромской губернии, где жил Иван Сусанин. Он согласился стать проводником, но завёл отряд в непроходимые болота и сам погиб там.

Подвиг Сусанина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу «Иван Сусанин». Вдохновил он и композитора М.И. Глинку, который  давно искал сюжет для оперы. И вот однажды на вечере у В.А. Жуковского, когда Глинка поделился своими планами о написании героической оперы, тот предложил ему сюжет об Иване Сусанине. Известно, что Жуковского давно волновала личность этого героического крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради освобождения страны от иноземных захватчиков. К тому же Жуковский, являясь воспитателем наследника престола Александра Николаевича (в будущем – императора Александра II), знал о желании императора увидеть на сцене русскую национальную оперу. Глинку увлекла идея оперы, тем более, что он знал о подвиге Ивана Сусанина, и эта тема его волновала.

Работу над оперой Глинка начал в 1834 году. Сначала предполагалось, что автором либретто (литературной основы оперы) будет сам Жуковский. Но он отказался в связи с сильной занятостью, и за либретто взялся секретарь наследника Александра Е.Ф Розен, по рекомендации самого императора Николая I.

В 1836 г. опера была закончена, в Александринском театре начались первые репетиции, а премьеру приурочили к открытию петербургского Большого театра.

Опера несколько раз меняла свое название: сначала сам композитор назвал ее «Иван Сусанин». Но опера с таким названием уже была у известного в то время музыканта Катарино Кавоса, поэтому на завершающем этапе работы Глинка переименовал ее в «Смерть за царя». Композитор хотел посвятить ее императору Николаю I, и тот благосклонно принял посвящение, но предложил свой вариант названия: «Жизнь за царя».

Современник Глинки так описывал премьеру оперы: “Вечером Большой театр был переполнен. В нижних ярусах собралась столичная аристократия – дамы в бриллиантах, военные в мундирах с золотым шитьём. В царской ложе – император с августейшим семейством. В партере – петербургские литераторы, музыканты. В одиннадцатом ряду партера у самого прохода занял своё место Пушкин. Глинке досталась ложа во втором ярусе… И вот за пультом появилась фигура капельмейстера К.А. Кавоса. Погас свет. Шум постепенно стих. Взмах палочки, и под сводами огромного пятиярусного театра полились торжественные могучие звуки увертюры”.

Героический сюжет, яркая и колоритная музыка, величественный финал с гениальным хором “Славься” произвели огромное впечатления на первых зрителей оперы. Автор оперы вспоминал про этот вечер: “Успех оперы был совершенный, я был в чаду и теперь решительно не помню, что происходило, когда опустили занавес».

Хоть главным персонажем оперы стал Иван Сусанин, Глинка сумел рассказать не только о нем. Многочисленные сюжеты и сцены, в которых приняли участие другие крестьяне, органично дополняют главную линию, придают ей трогательность и драматизм. Люди, отважно сражающиеся против вражеского войска, также стали важнейшими персонажами великой оперы.

Сколько тебе надо ?

Вот Выписывай что понравится)

Работа над оперой растянулась более чем на пять лет. В эти годы Глинка порывает с аристократической средой и переселяется в дом литератора Н. Кукольника. Здесь он встречается с писателями, актерами и музыкантами. Тогда же была сочинена музыка к трагедии “Князь Холмский” Н. Кукольника (увертюра, симфонические антракты2 и три песни, одна из которых — “Ходит ветер у ворот” — стала народной). Тогда же родились многие из вокальных шедевров Глинки: “Ночной смотр” на слова Жуковского, “Я помню чудное мгновенье” и “Ночной зефир” на слова Пушкина, “Сомненье” и “Жаворонок” на слова Кукольника. Сочиненный в порыве глубокого сердечного чувства “Вальс-фантазия” для фортепиано затем был оркестрован, а позднее переделан в обширную оркестровую пьесу.

27 ноября 1842 года — ровно через шесть лет со дня первой постановки “Ивана Сусанина” — состоялась премьера второй оперы Глинки — “Руслана и Людмилы”. Демократическая публика и передовая интеллигенция сумели оценить неповторимую красоту гениального создания Глинки. Музыкальный писатель В. Ф. Одоевский выступил со статьей, посвященной новой опере: “На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок — он ваша радость, ваша слава. Пусть черви силятся всползти на его стебель и запятнать его — черви спадут на землю, а цветок останется. Берегите его: он цветок нежный и цветет лишь один раз в столетие”. Зато придворная знать встретила оперу с холодным равнодушием. Отношение аристократических кругов хорошо выразил брат царя, вели-кий князь Михаил Павлович: провинившихся офицеров он посылал не под арест на гауптвахту, а на представление “Руслана и Людмилы”, считая это наказанием.

Оперу стали давать все реже и реже, хотя она делала хорошие сборы, а вскоре и вовсе сняли со сцены. Редко ставился и “Иван Сусанин” — к тому же с обветшавшими декорациями и костюмами.

В 1844 году Глинка вновь уезжает за границу, на этот раз во Францию и Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом. С большим успехом прошел здесь концерт из произведений Глинки. Два года Глинка провел в Испании. Его живо увлекала народная испанская музыка. Композитор знакомился с народными испанскими музыкантами, певцами и гитаристами, изучал язык, даже выучился танцевать с кастаньетами. Используя записи испанских народных танцев, Глинка в 1845 году написал замечательное симфоническое произведение — концертную увертюру “Арагонская хота”; в 1848 году, уже по возвращении в Россию, появилась еще одна увертюра — “Ночь в Мадриде”. Тогда же была сочинена и симфоническая фантазия “Камаринская” на темы двух русских песен: свадебной лирической СТ1з-за гор, гор высоких ) и бойкой плясовой.

Последние годы Глинка жил то в Петербурге, то в Варшаве, Париже и Берлине. Композитор был полон творческих планов, но обстановка вражды и недоброжелательства мешала творчеству. Несколько начатых партитур он сжег.

Близким, преданным другом последних лет жизни композитора была его любимая младшая сестра Людмила Ивановна Шестакова. Для ее маленькой дочки Оли Глинка сочинил некоторые свои фортепианные пьески. В доме композитора собирались поэты, писатели, актеры и певцы, передовые молодые музыканты. Бывал у него А. С. Даргомыжский, завершавший тогда свою “Русалку”, бывали молодые музыкальные критики А. Н. Серов и В. В. Стасов. Вскоре к ним присоединился талантливый юноша М. А. Балакирев, впоследствии ставший главой “Могучей кучки”. Под впечатлением знакомства с Балакиревым Глинка написал в письме к сестре следующее: “…В первом в Балакиреве я нашел взгляды, так близко подходящие к моим во всем, что касается музыки… со временем он будет второй Глинка”.

Глинка умер в 1857 году в Берлине. Его прах перевезли в Петербург и захоронили на кладбище Александро-Невской лавры.

После смерти брата Л. И. Шестакова всю свою жизнь посвятила пропаганде его творчества. Она стала близким другом последователей Глинки — композиторов “Могучей кучки”.

Опера Глинки “Иван Сусанин” — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.

Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.

Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу “Иван Сусанин”. И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.

В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: “Что гадать о свадьбе — горю нет конца”. С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.

Опера “Иван Сусанин” — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.

«Оркестр выступал под собственным именем, что налагает большую ответственность и подчеркивает высокий профессиональный уровень музыкантов. На открытии концертного сезона в одном из театров Шанхая 1 января звучала русская музыка в исполнении Ульяновского симфонического оркестра «Губернаторский». Всего артисты дали семь выступлений в крупных концертных залах Китая, которые посетили 11 тысяч слушателей. Все концерты прошли с огромным успехом», — отметила Министр искусства и культурной политики Татьяна Ившина.Китайскую публику со своим творчеством познакомили солисты Ульяновского государственного симфонического оркестра — заслуженный артист России Владимир Беляков (фагот), заслуженный артист России Андрей Москалев (труба), Владимир Доронин (скрипка), Алексей Хамтеев (кларнет), Вера Корчева (фортепиано), Наталья Борисова (флейта) и солист Ульяновской государственной областной филармонии лауреат международного конкурса Владимир Самарев (вокал).«Оркестр выехал на гастроли такого плана впервые за 47 лет. В Китае он выступил наряду с Израильским филармоническим оркестром под управлением своего бессменного руководителя, всемирно известного дирижёра Зубина Меты, с Дублинским Филармоническим оркестром (Ирландия). Своими выступлениями наш коллектив вписал своё имя в рейтинги мировых оркестров, для которых открыты престижные мировые концертные площадки. В программе звучали фрагменты из опер и балетов великих русских композиторов — Михаила Глинки, Петра Чайковского, популярные песни советского времени», — пояснила директор Ульяновского Дома музыки Лидия Ларина.По словам музыкантов, китайский народ проявил большое внимание к выступлениям российского оркестра. «Для каждого из исполнителей эти гастроли означают профессиональный рост, огромный заряд. Хотелось бы поблагодарить организаторов гастрольного тура, и хочется надеяться, что и в дальнейшем симфонический коллектив будет иметь возможность представлять Ульяновскую область на мировой сцене», — прокомментировала флейтистка оркестра Наталья Борисова.Заслуженный артист России Владимир Беляков рассказал, что гастроли были напряженные: каждый день переезд в новый город, репетиция и концерт. Многие произведения, в которых солировали ульяновские музыканты, являются своеобразной проверкой на профессиональное мастерство, и наши музыканты с честью выдержали это испытание и подтвердили свой высокий статус в глазах китайской публики.В рамках гастролей вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром выступили местные артисты, которые исполнили одно из популярных и любимых вокальных произведений китайцев – песню «Цветы жасмина» и концерт для скрипки с оркестром китайского автора. Практически каждый концерт Ульяновского симфонического оркестра заканчивался исполнением «Марша Радецкого» Иоганна Штрауса, в котором зрительный зал аплодировал музыкантам в такт музыке (такова была задумка великого Иоганна Штрауса – сделать слушателя участником музыкального действа).Концерты ульяновского оркестра в городах Шанхай, Тайчжоу, Чанчжоу, Чанша и других посетили 11 000 слушателей. Китайской стороной было организовано активное информационное сопровождение. В рамках гастрольной поездки состоялись интервью, записи на телевидении. На каждом концерте присутствовали представители администрации китайских городов.По итогам поездки Ульяновская областная филармония получила приглашение на гастрольный тур в КНР в октябре 2017 года. Напомним, также оркестр «Губернаторский» получил приглашение в 2017 году в Японию.

  • Небольшой рассказ о боге амон ра
  • Небольшое сочинение про чайковского
  • Небольшой рассказ о богатыре илье муромце
  • Небольшое сочинение про хлеб
  • Небольшой рассказ о бетховене