Великие русские композиторы
Мировая классическая музыка немыслима без работ русских композиторов. Россия всегда была в числе ведущих локомотивов мирового прогресса и искусства, в том числе музыки. Русская композиторская школа, продолжателем традиций которой стала советская и сегодняшняя российская школы, начиналась в 19 веке с композиторов, объединивших европейское музыкальное искусство с русскими народными мелодиями, связав воедино европейскую форму и русский дух.
М. И. Глинка (1804-1857 гг.)
Великий русский композитор, который сыграл огромную роль в развитии русской классической музыки. Обобщив достижения своих предшественников, он заложил основы национального музыкального стиля, открыл, подобно Пушкину в литературе, классический период в истории русской музыки. Творчество Глинки отразило передовые устремления времени. С вольнолюбивой поэзией Пушкина и декабристов его искусство сближают гуманизм, идеи патриотического служения народу.
Наибольшее значение имеют оперы Глинки, правдиво воссоздающие героику исторического прошлого, романтику национального эпоса. В тонкой лирике романсов раскрывается исполненный красоты мир чувств. Живописность и красочность свойственны его симфоническим произведениям. Открыв в народной песне неистощимый источник поэзии, Глинка сотворил подлинно демократическое национальное искусство.
Создание оперы «Иван Сусанин» (1836 г.) имело огромное значение для дальнейшего развития русской музыкальной культуры. Высокой творческой зрелостью отмечена вторая опера композитора — «Руслан и Людмила» (1842 г.). Образы народной поэтической фантазии, запечатленные в юношеской поэме Пушкина, воплотились в опере Глинки с подлинно эпическим размахом. В годы работы над «Русланом и Людмилой» были написаны также музыка к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский» (1840 г.) и многочисленные романсы.
А. П. Бородин (1833—1887 гг.)
Выдающийся композитор, видный ученый-химик, неутомимый научно-общественный деятель.
Его музыкальное наследие невелико, но разнообразно по содержанию. Интерес композитора к богатырям из русского героического эпоса отразился в опере и двух симфониях, впечатляющих мощью, силой, величавым размахом. Бородин создал неувядаемые образцы вокальной лирики. Его музыкальный стиль отмечен гармонической ясностью, тяготением к монументальности и классической завершенностью.
Щедрый мелодический дар композитора питался как русской народной песней, так и восточной музыкой. Исполнение Первой симфонии (1869 г.) принесло композитору общественное признание. Тогда же были задуманы два монументальных сочинения — опера «Князь Игорь» и Вторая симфония, которую критик В. В. Стасов впоследствии метко назвал «Богатырской» (завершена в 1876 г.).
М. П. Мусоргский (1839—1881 гг.)
Великий композитор-реалист, создатель яркого самобытного новаторского искусства. Его художественные взгляды сложились под воздействием революционно-демократических идей 1860-х гг. Музыкант видел свою цель в правдивом изображении жизни угнетенного народа, в обличении социальных уродств самодержавно-крепостнического строя. Эту цель он преследовал и при обращении к переломным периодам русской истории. «Прошедшее в настоящем — вот моя задача», — говорил Мусоргский. Он обладал даром исключительно глубокого и чуткого проникновения в психологию народа, позволившим ему создать галерею живых, неповторимо своеобразных национальных характеров.
Новизна замыслов заставляла Мусоргского искать оригинальные формы и средства музыкальной выразительности, обогатившие мировое искусство. Вершиной творчества композитора стала музыкальная драма «Борис Годунов» (1868—1872 гг.). Над операми «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю) композитор работал до конца жизни. В 1870-х гг. были созданы также баллада «Забытый» на сюжет одноименной картины В. Верещагина, цикл «Песни и пляски смерти» на слова А. Голенищева-Кутузова и фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874 г.).
Н. А. Римский-Корсаков (1844—1908 гг.)
Выдающийся композитор, музыкально-общественный деятель и педагог; оставил огромное творческое наследие. Оно включает 15 опер, 3 симфонии, ряд оркестровых сочинений (среди них наиболее популярны симфоническая сюита «Шехерезада» 1888 г. и «Испанское каприччио» 1887 г.), многочисленные романсы и другие произведения.
Римскому-Корсакову принадлежат также два сборника русских народных песен, фундаментальный труд «Основы оркестровки», учебник гармонии, содержательная «Летопись моей музыкальной жизни», статьи и заметки по различным вопросам музыкального искусства. Скрупулезное изучение русской народной песни позволило композитору создать знаменитые оперы «Майская ночь» (по Гоголю, 1879 г.) и «Снегурочка» (по Островскому, 1881 г.), отразившие глубокую увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
И. Ф. Стравинский (1882—1971 гг.)
— русский композитор, дирижер и пианист, ключевая фигура музыкального модернизма, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX в. Гражданин Франции (1934 г.) и США (1945 г.). Ранние балеты — «Петрушка» (1911 г.), «Весна священная» (1913 г.) — связаны с русским фольклором, обрядностью. Творчество Стравинского при образно-стилистической многоплановости отличается целостностью и органической связью с традициями русской музыкальной культуры. Среди произведений этого композитора следует отметить оперы «Соловей» (1914 г.), «Мавра» (1922 г.), «Похождения повесы» (1951 г.), хореографическую кантату «Свадебка» (1923 г.), пантомиму с пением «Байка про лису, петуха, кота да барана» (1916 г.), балеты «Жар-птица» (1910 г.), «Орфей» (1947 г.), «Агон» (1957 г.), а также «Симфонию псалмов» (для хора и оркестра, 1930 г.).
Д. Д. Шостакович (1906—1975 гг.)
Один из крупнейших композиторов современности, выдающийся музыкально-общественный деятель, педагог. В его творчестве представлены все жанры музыкального искусства: опера и балет, симфония и концерт, инструментальный ансамбль и романс, песня и оратория, оперетта и музыка для кино и театральных постановок. Творениям Шостаковича свойственны высокая гражданственность, острота конфликтов, эмоциональная напряженность. Потрясающие, порой трагические противоречия современного мира, неутихающая борьба созидательных и разрушительных сил жизни, светлые гуманистические идеалы свободы и справедливости нашли в его лице талантливейшего толкователя.
Музыкальный стиль Шостаковича ярок и самобытен. Велико влияние на его творчество Мусоргского и Чайковского, а из зарубежных композиторов — Малера. Также огромную роль в творчестве играет творчески постигнутая русская народно-песенная традиция. Опера «Нос» (по Гоголю, 1927—1928 гг.), балеты «Золотой век» (1930 г.) и «Болт» (1931 г.), Вторая («Посвящение Октябрю», 1927 г.) и Третья («Первомайская», 1929 г.) симфонии, музыка для драматического театра и кино говорили о тяготении к злободневным темам и идеям, о стремлении к новизне музыкального языка. Наиболее крупные произведения — опера «Леди Макбет Мценского уезда» (1932 г.; во второй редакции — «Катерина Измайлова», 1956 г.), Концерт для фортепиано, трубы и струнного оркестра (1933 г.), Четвертая симфония (1936 г.).
П. И. Чайковский (1840—1893 гг.)
Великий композитор, чье имя символизирует целую эпоху в истории мировой музыкальной культуры. Его жизнь — образец непрерывного, настойчивого труда. Плодотворную работу композитора Чайковский сочетал с деятельностью педагога-воспитателя, критика-публициста, дирижера. Его творчество глубоко национально: он создал галерею замечательных образов русских людей, запечатлел картины родной природы, воспел славное героическое прошлое России. Чуткий реалист-психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и жизненной правдой отразил духовный мир своих современников.
Основная идея его творчества — протест и страстная борьба против темных сил жизни, воздвигающих препятствия на пути человека к счастью. Программные симфонические произведения «Ромео и Джульетта» (1869 г.) и «Буря» (по Шекспиру, 1873 г.), а также «Франческа да Римини» (по Данте, 1876 г.) наметили ту трагическую линию, которая выявилась особенно ярко в последние годы жизни композитора. К 1878 г. Чайковский закончил Четвертую симфонию и оперу «Евгений Онегин» — гениальные произведения, которые ознаменовали расцвет его творчества и сыграли решающую роль в последующем развитии русской оперы и симфонии.
Поделиться ссылкой
Содержание статьи
- Детям – детская музыка
- Что нужно знать о музыке и великих композиторах?
- Русские композиторы для детей
- Петр Чайковский
- Николай Римский-Корсаков
- Советские композиторы – детям
- Сергей Прокофьев
- Дмитрий Кабалевский
- Детям о современных композиторах
- Александр Ермолов
- Произведения композиторов для детей
Музыкальное воспитание идет рука об руку с нравственным воспитанием ребенка. В возрасте 5-6 лет дошкольники уже могут отличать не только мелодии, звуки, но и музыку разных композиторов. Для детей знакомство с творчеством и жизнью известных музыкантов может стать настоящим открытием.
Детям – детская музыка
Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.
Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста. Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.
Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.
Что нужно знать о музыке и великих композиторах?
Древние греки верили, что музыка дарована им богами. Ее ритм и мелодия с давних времен оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние человека. Под нее получается лучше и быстрее выполнять работу, концентрироваться, успокаиваться, фантазировать, веселиться, мечтать. Музыка способна даже лечить некоторые болезни. Когда человек слушает лирическую композицию, его душа открывается навстречу прекрасному. Говорит его сердце, а не разум.
Любая музыка состоит из звуков, чередующихся с тишиной. Воспроизводятся они с помощью разных музыкальных инструментов. Чтобы записывать музыку, придумали ноты. Люди, которые ее пишут, называются композиторами. Это одаренные люди, способные объединять звуки в музыку, ласкающую слух.
Есть среди них особые, великие композиторы. Так называют композиторов с особым слухом и чувствительностью к тону и мелодии. Они смогли составить композиции, которые откликаются в сердцах людей разных поколений и народностей. В основном это классические произведения. Созданные много десятков, а то и сотен лет назад, они продолжают волновать людей и сегодня. Можно сказать, что классическая музыка вечная.
Русские композиторы для детей
Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.
Петр Чайковский
Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.
Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.
Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.
Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.
Краткая биография:
- Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
- Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
- 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
- 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
- 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
- 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
- 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
- 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
- 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
- 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.
Николай Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.
Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.
Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».
Биография кратко:
- Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
- Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
- 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
- 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
- 1862-1865 – кругосветное путешествие.
- 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
- 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
- 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
- 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
- 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.
Советские композиторы – детям
Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.
Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.
Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:
- Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
- Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
- Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
- Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
- Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
- Башкирские: С. Шагиахметова.
- Армянские: Л. Спендиаров.
Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.
Сергей Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.
Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.
Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».
Краткая биография:
- Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
- Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
- 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
- 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
- 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
- С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
- 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
- С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.
Дмитрий Кабалевский
Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.
Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.
Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».
Биография кратко:
- Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
- Место рождения: г. Санкт-Петербург.
- 1918 – переезд в Москву.
- 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
- С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
- 1927 – написал первые произведения.
- С 1932 – работа в Московской консерватории.
- С 1939 – профессор Московской консерватории.
- 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
- С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
- С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
- 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.
Детям о современных композиторах
Песни этих композиторов звучат на всех утренниках и детских праздниках, на телепередачах и в развлекательных центрах. Но имена современных композиторов не так известны, как имена классиков. Очень часто труды оценивают по достоинству только после смерти исполнителя, а иногда после многих лет забвения. Это несправедливо. Детям нужно рассказывать не только о великих композиторах прошлого времени, но и о талантах, пишущих музыку в наши дни.
Александр Ермолов
Александр Владимирович Ермолов – современный композитор, аранжировщик, постоянный член жюри детских фестивалей и конкурсов, основатель и руководитель международного конкурса-фестиваля «Мы вместе». Написал множество детских песен. Именно песне автор уделяет больше всего внимания. Но есть у него и серьезные академические произведения.
Песни композитора адресованы детям разных возрастов – малышам, школьникам. Самую большую популярность завоевали задорные песенки для детей дошкольного возраста «Паровоз Букашка», «Новогодняя считалочка», «Светит солнышко для всех» и трогательные «Мама», «Детский садик». Первым исполнителем песен стала Театр-студия «Ладушки» – земляки Александра Ермолова.
Краткая биография:
- Годы жизни: с 26.11.1977 по сей день.
- Место рождения: Московская область, Одинцово.
- 1992-1996 – класс фортепиано в Зареченской детской музыкальной школе.
- 1996-2001 – факультет композиции Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского
- С 2007 года – член Союза Композиторов России.
- К 2014 году – более 470 песен, детская сказка-мюзикл «Волк и семеро козлят» на новый лад и другие произведения.
Произведения композиторов для детей
Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:
- А. Ермолов «Светит солнышко для всех»:
- Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки (С подружками по ягоду ходить):
- С. Прокофьев «Петя и Волк» (тема деда):
- Д. Кабалевский «Про Петю», слова песни Агнии Барто:
- П. Чайковский новогодняя музыка «Щелкунчик»:
Рассказывать детям про музыкантов нужно постепенно, рассматривая одного композитора в день, а лучше в неделю или месяц. Рассказ должен включать интересную информацию о детстве композитора, о том, как, и когда у него проявился талант. Чайковский, начавший сочинять музыку в 5-6 лет, будет примером для ребенка и вселит веру в то, что он тоже может стать талантливым человеком. Важно показывать портреты прославленных исполнителей, учиться вслушиваться в произведения, а после прослушивания делиться впечатлениями, и пробовать музицировать самим.
Рассказ о великом русском и советском композиторе Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Путь Сергея Прокофьева в искусстве был сложен. После 1917 г. композитор, успевший прославиться своими новаторскими поисками, уехал на Запад. Жизнь в Европе и Америке, богатая впечатлениями и гастролями, тем не менее, не давала Прокофьеву творческого вдохновения. Лишь после возвращения на Родину в 1933 г. его творчество претерпевает истинный расцвет. Однако с этого времени композитор становится мишенью для нападок со стороны сталинских идеологов. Несмотря на все испытания, выпавшие на долю Сергея Прокофьева, его музыка полна оптимизма, энергии, света, она до сих пор чрезвычайно популярна во всем мире.
Джузеппе Верди — итальянский композитор, центральная фигура итальянской оперной школы. Композитор Верди прожил большую и богатую событиями жизнь. В его блистательном творчестве, основу которого составляют 13 опер, сплетены воедино остроумная шутка и величественная трагедия, эпический размах и романтическая трепетность, героика и подлинный драматизм. В наши дни лучшие произведения Верди не сходят с мировых оперных сцен, по ним поставлены замечательные фильмы-оперы, однажды услышанные, мелодии Верди уже не забываются. Обо всем этом — рассказ автора.
Франц Йозеф Гайдн (Joseph Haydn) — великий австрийский композитор, представитель венской классической школы, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет.
Великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах жил на рубеже XVIII и XIX веков. Его творчество не было по достоинству оценено современниками. Музыка Баха получила всемирное признание только в наши дни, что предрекал и сам композитор. Бах — уникальный мастер, сочинявший как для церкви, так и для светской публики. Он прожил полную лишений и невзгод жизнь и все же сумел сохранить веселый нрав и добродушие до последних дней. Он был не только гениальным творцом музыки, но и великолепным исполнителем на многих музыкальных инструментах, в первую очередь, на органе и клавире. Слово «бах» по-немецки означает «ручей». Если же говорить о творчестве мастера, то его музыка — не ручей, а, скорее, могучий океан!
Предлагаем вниманию юных слушателей рассказ о великом немецком композиторе Людвиге Бетховене. Этот гениальный творец музыки прожил удивительную жизнь, наполненную как днями радостного творчества, так и периодами трагических невзгод. Вы узнаете об удивительном Бетховене-человеке и композиторе-титане. Аудиокнига расскажет также немало захватывающих и забавных историй, которыми наполнена биография этого великолепного венского музыканта.
С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени. Гершвин считал джаз народной музыкой.
Творчество Гершвина высоко оценивала современная композитору музыкальная критика. Один из крупнейших ее представителей В. Дамрош писал: «Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошка вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Джордж Гершвин… смог совершить чудо. Он — принц, который, взяв Золушку за руку, открыто объявил о ней перед всем миром как о принцессе к немалой ярости её завистливых сестер».
Рассказ перенесет слушателей сперва в Германию, а потом и в Англию конца XVII — начала XVIII веков. Именно тогда жил и плодотворно работал замечательный мастер музыкального барокко Георг Фридрих Гендель. Вы узнаете не только о его новаторском отношении к жанрам оперы, оратории и кончерто гроссо, но и об удивительных человеческих качествах этого достойного современника великого Иоганна Себастьяна Баха. Серьезнейшая композиторская работа перемежалась в жизни Генделя с забавными чудачествами, о которых вы также узнаете из предлагаемого рассказа.
Жизнь гения была короткой, но яркой, подобно блеснувшей на небосводе комете. Уже ребенком Вольфганг проявил незаурядные способности в музыке, а в зрелом возрасте он потрясал общество все новыми и новыми шедеврами. Хотя имя композитора окутано легендами, в жизни Моцарт был живым, общительным, веселым человеком, горячо любящим сыном, мужем и отцом. Несмотря на многочисленные препятствия и враждебность некоторых влиятельных особ, он оставался оптимистом, что отразилось в его поистине божественной, волшебной музыке. В предлагаемом рассказе сделана попытка передать все многообразие, всю многогранность моцартовского гения.
Из этого рассказа слушатели узнают немало интересного о жизни и творчестве одного из самых поэтичных европейских композиторов середины XIX века — Роберте Шумане. Великий музыкант не ограничивался сочинением музыки, он был еще и замечательным исполнителем своих фортепианных сочинений, составивших основное ядро его творчества, а также прогрессивным музыкальным публицистом и критиком. Его литературному перу принадлежат содержательные афоризмы и меткие высказывания о проблемах современного ему искусства. Многие из них не утеряли своей актуальности и в наши дни.
Великий творец музыки Сергей Рахманинов сумел гениально осмыслить и развить опыт сочинения музыки XIX столетия своего прямого предшественника Петра Ильича Чайковского, но вместе с тем и ответить на вызовы грозного ХХ века. Покинув Россию после 1917 года из-за коренного несогласия с политикой большевиков и поселившись с семьей в Швейцарии, а позже — в США, Рахманинов оставался горячим патриотом своей родины, глубоко страдавшим из-за разлуки с ней. Лучшие свои произведения композитор создал в России, а на Западе занимался в основном концертно-исполнительской деятельностью, будучи одним из выдающихся пианистов мирового класса, таких как Шуман, Шопен, Скрябин.
Страницы
Биографии композиторов
Удивительный дар великих композиторов складывать отдельные ноты в мелодии радует ценителей музыки. Известные композиторы должны обладать большим объемом знаний. В этом разделе представлены биографии композиторов всех времен.
Классические композиторы создали шедевры, которые будут жить вечно. Многие немецкие композиторы писали музыку романтического направления. Итальянские композиторы радуют утонченными серенадами, симфониями, кантатами. Русские композиторы, также как и украинские композиторы, стремились в музыке передать национальное мышление. Вообще творчество композитора отражает его мироощущение с помощью ритмичности, гармоничности. У нас собраны биографии композиторов не только классики. Представлены также истории современных композиторов.
Поиск композитора
Витас
Актёр, Композитор, Певец
Содержание статьи
- Великие русские композиторы
- Михаил Иванович Глинка
- Александр Порфирьевич Бородин
- Модест Петрович Мусоргский
- Петр Ильич Чайковский
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- Александр Николаевич Скрябин
- Сергей Васильевич Рахманинов
- Игорь Федорович Стравинский
- Сергей Сергеевич Прокофьев
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Великие русские композиторы
Русская классика — это важная часть мирового культурного наследия. Она самобытна и прекрасна, ее отличает особый характер и неповторимое величие. Русские композиторы писали свои произведения вне времени. В XXI веке они по-прежнему звучат мощно и современно. Мы составили список великих русских композиторов, которыми можно гордиться.
- Михаил Иванович Глинка (1804—1857)
- Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
- Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
- Пётр Ильич Чайковский (1840—1893)
- Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
- Александр Николаевич Скрябин (1872 — 1915)
- Сергей Васильевич Рахманинов (1873 — 1943)
- Игорь Федорович Стравинский (1882-1971)
- Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953)
- Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 — 1975)
Михаил Иванович Глинка
Михаил Иванович Глинка — не только основоположник русской классики. Он был первым, кто добился широкого признания за рубежом. Его произведения легли на основу русской народной музыки, в свое время Глинка стал в этом вопросе новатором. Михаил Иванович лично знал величайших литераторов своего времени: А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.А.Дельвига. Благодаря своей поездке по Европе, длившейся несколько лет, великий русский композитор впитал и мировой опыт.
Успех настиг его после выхода оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») (1836). Она получила восторженные отклики. В.Ф.Одоевский назвал оперу так: «новая стихия в Искусстве, и начинается в его истории новый период — период Русской музыки». Вторая опера эпическая «Руслан и Людмила» (1842) была встречена публикой не так тепло. Это был трудный период в жизни композитора, Россия переживала смерть Пушкина. Опера была оценена позже, для страны того времени она оказалась слишком новаторской. В 1990-х годах «Патриотическая песня» Михаила Глинки была официальным гимном Российской Федерации.
«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой», — говорил Михаил Иванович Глинка.
Александр Порфирьевич Бородин
Великий русский композитор Александр Бородин обладал многими талантами. Ученый-химик, врач, педагог и литератор писал музыку, ставшую шедевром русской классики. Интересно, что у Александра Бородина не было профессиональных учителей, искусство писать музыку он освоил сам. Толчком к творчеству стали женитьба на известной пианистке Е.С.Протопоповой и восхищение произведениями М. Глинки.
Бородин много путешествовал с гастролями, его центральное произведение — опера «Князь Игорь» (1869-1890), образец национального героического эпоса в музыке и которую он, по злой иронии судьбы, не успел закончить (ее завершили друзья композитора А.А.Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков).
Александра Бородина также называют «отцом русской симфонической музыки».
Модест Петрович Мусоргский
Модест Петрович Мусоргский — не просто великий русский композитор и член член «Могучей кучки», но и великий новатор. Его творчество потрясало и опережало время. В своих грандиозных произведениях — операх «Борис Годунов» и «Хованщина» он показал страницы русской истории так, как никто до этого не смог этого сделать в русской музыке.
Специфическая мелодика и новаторская гармония Мусоргского стали основной для музыкального развития 20 века и сыграли важную роль в становлении стилей многих мировых композиторов.
«Звуки человеческой речи, как наружные проявления мысли и чувства, должны без утрировки и насилования сделаться музыкой правдивой, точной, но художественной, высокохудожественной», — говорил Модест Мусоргский.
Петр Ильич Чайковский
Петр Ильич Чайковский стал одним из первых «профессиональных» композиторов. Теорию музыки и композицию он изучал в новой Санкт-Петербургской консерватории. Академические навыки и талант помогли ему стать композитором мирового уровня. Наследие Моцарта, Бетховена и Шумана Петр Ильич Чайковский сочетал с русскими традициями, унаследованными от Михаила Глинки.
Он был не только композитором, работал педагогом, дирижером, критиком, общественным деятелем, выступал в двух столицах, гастролировал в Европе и Америке.
Произведения Чайковского любимы многими, потому что его музыкальный диалог со слушателем был практически универсален: его музыка отражала образы жизни и смерти, любви, природы, детства, духовная жизнь русского народа.
Николай Андреевич Римский-Корсаков
Николай Андреевич Римский-Корсаков должен был продолжить семейную традицию. Он стал морским офицером, на военном корабле обошел много стран Европы и двух Америк, но музыкальный дар, унаследованный от матери, определил судьбу великого русского композитора.
Центральное место в его музыкальном наследии занимают оперы. Это 15 произведений, которые демонстрируют разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений Римского-Корсакова. Все они имеют особый почерк — мелодичные вокальные линии на фоне оркестровой музыки. Ключевыми темами произведений Римского-Корсакова были русская история и мир сказки и эпоса. Его даже называли «сказочником».
Александр Николаевич Скрябин
Александр Николаевич Скрябин творил на фоне трудных и горьких событий начала XX века. Пережил он и личную трагедию — его мать умерла рано, а отец служил послом в Персии и не мог уделять сыну достаточно времени и внимания. Отдушиной юного Александра Скрябина стала музыка.
Когда вышли Третья симфония («Божественная поэма»), симфоническая «Поэма экстаза», «Трагическая» и «Сатаническая» фортепианные поэмы, 4 и 5 сонаты и другие произведения, стало ясно, что в русской классической музыке появились новые шедевры.
Величайшей новаторской работой того времени стал «Прометей» («Поэма огня»), в которой Скрябин отступил от традиционной тональной системы.
«Иду сказать им (людям) — чтобы они… ничего не ожидали от жизни кроме того, что сами могут себе создать… Иду сказать им, что горевать — не о чем, что утраты нет. Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силен и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его», — говорил Александр Скрябин.
Сергей Васильевич Рахманинов
Сергея Васильевича Рахманинова называли самым русским композитором. Но он был не только композитором, а еще талантливым пианистом и дирижером.
Рахманинов родился в Новгородской губернии, с четырех лет начал заниматься музыкой под руководством матери. Учился в Санкт-Петербургской консерватории, после 3-х лет обучения перевелся в Московскую консерваторию и окончил ее с большой золотой медалью.
Слава пришла к нему быстро, но не обошлось и без творческих кризисов. Провал «Первой симфонии» помог переосмыслить творчество и Рахманинов смог писать музыку, объединившим русскую церковную песенность, уходящий европейский романтизм, современные импрессионизм и неоклассцизм. В этот творческий период рождаются лучшие его произведения, среди которых 2 и 3 фортепианные концерты, Вторая симфония и его самое любимое произведение — поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра.
«Самое высокое качество всякого искусства — это его искренность», — считал Сергей Васильевич Рахманинов.
Игорь Федорович Стравинский
Игорь Федорович Стравинский стал лидером неоклассицизма в музыке. Он свободно комбинировал жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.
Серия трех балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) моментально вывели Стравинского в ряды композиторов первой величины.
В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», его называли «композитором тысячи одного стиля». Его произведения отличают постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета. Он был космополитом и жил во многих странах, но всегда считал «я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».
Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев был одарен с раннего детства. С 5 лет он писал музыку, а уже в 9 создал две оперы. В 13 лет он сдал экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию, среди его учителей был Н. А. Римский-Корсаков.
Несмотря на то, что в начале карьеры музыкальный мир встретил его творчество резкой критикой, он придерживался модернистского стиля. Гениальный парадокс его музыки состоял в том, что рушив академические каноны, структура его композиций оставалась верна классическим принципам.
Самыми яркими его произведениями стали оперы «Война и мир», «Повесть о настоящем человеке»; балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка», ставшие новым эталоном мировой балетной музыки; оратория «На страже мира»; музыка к фильмам «Александр Невский» и «Иван Грозный»; симфонии № 5,6,7; фортепианные работы.
«Может ли художник стоять в стороне от жизни?.. Я придерживаюсь того убеждения, что композитор, как и поэт, ваятель, живописец призван служить человеку и народу… Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему…», — говорил Сергей Прокофьев.
Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Дмитрий Шостакович — самый исполняемый русский классический композитор. Величие его творчества заключается в том, что личная трагедия человека переплетается в нем с судьбой всего народа, истории, которые он рассказывал языком музыки были эмоциональными и яркими.
Уже в начале 20-х, к окончанию консерватории, Шостакович имел багаж собственных произведений и входил в число лучших композиторов страны. Мировая слава пришла к нему после победы в 1-м Международном конкурсе Шопена в 1927 году.
Шостакович любил эксперименты с жанрами и стилями, а величайшим его произведением считают оперу «Леди Макбет Мценского уезда».
Шостакович был убежденным гуманистом. Он говорил «настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи».
Читайте также
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Музыка – универсальный и понятный для всех народов язык. Красоту музыкального звучания дети воспринимаю зачастую гораздо острее, чем взрослые. Говорить и слушать о музыке можно в любом возрасте. Выдающиеся российские композиторы внесли весомый вклад в мировую музыкальную сокровищницу. Давайте расскажем о некоторых из них более подробно.
Содержание
- Что нужно знать о музыке и великих композиторах
- Великие русские композиторы
- Современные композиторы
Что нужно знать о музыке и великих композиторах
Музыковеды выделяют такое направление в музыке как «классика». К этому понятию в качестве синонимичных применяют «академическая» или «симфоническая».
Под классической музыкой понимают музыкальные произведения, созданные в эпоху классицизма. Но этот период достаточно условен. Авторы музыкальных произведений за основу брали музыку античной эпохи. Принципы построения музыкальных произведений в полной мере нашли свое отражение в опере.
Для классических произведений характерно и использование определенных музыкальных инструментов в соответствии со строгим иерархическим порядком.
Было сформировано несколько основных школ и направлений выдающимися композиторами эпохи классицизма Иоганном Себастьяном Бахом, Кристофом Виллибальдом Глюком, Вольфгангом Амадеем Моцартом, Людвигом ван Бетховеном. Созданные ими произведения принято считать образцами классической музыки.
В России направление классической музыки не осталось без внимания. Выдающиеся российские композиторы по-новому раскрыли это музыкальное направление, вдохнули в него национальный колорит.
- Михаил Иванович Глинка,
- Александр Порфирьевич Бородин,
- Модест Петрович Мусоргский,
- Петр Ильич Чаковский,
- Николай Андреевич Римский-Корсаков
- и многие другие известны и признаны во всем мире.
Но классическая музыка — это только большие серьезные произведения, но и музыкальные композиции для детей. Дети могут выступать как в качестве исполнителей, так и в качестве слушателей.
У российских композиторов написаны «детские альбомы», в которых затронуты темы игр, сказок, забав. О том, что «детская» музыка должна писаться иначе, чем взрослая, пришли к выводу в середине XIX века.
Великие русские композиторы
К плеяде великих русских композиторов относят Михаила Ивановича Глинку. Его современники оценивали вклад композитора в музыкальную культуру равным по значению в литературном отношении творчеству А.С. Пушкина.
Михаил Иванович первым написал произведение, ставшее национальной оперой «Жизнь за царя», внес значительный вклад в создание русского романса.
Жизнь и творчество этого замечательного композитора пришлись на богатую историческими событиями первую половину XIX века. Отечественная война 1812года, восстание декабристов – нашли свое отражение в творчестве композитора.
Путь к музыке у Глинки был проложен через искания и государственную службу. Первым опубликованным музыкальным произведением, стал романс. Общение с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским вдохновило его на создание оперы «Жизнь за царя». А пушкинская поэма «Руслан и Людмила» в 1842 г. перенесены Глинкой в музыкальную плоскость.
Жил и публиковался Михаил Иванович в Италии, где написал произведения на основе оперы «Анна Болейн», жил и в Берлине. А в 1834 г. вернулся в Россию и через некоторое время начал работу над первой русской оперой.
Творческий замысел Глинки поддержал Василий Жуковский и предложил в качестве сюжетной линии историю о подвиге Ивана Сусанина, который смог увести отряд польских интервентов в лес и спасти молодого царя Михаила Романова.
Премьера оперы прошла с большим успехом. До настоящего времени это значительное произведение не выходит из репертуара оперных театров.
Александр Порфирьевич Бородин обладал разносторонними талантами и знаниями, в области музыки, педагогики, врачебной деятельности, химии.
На творчество Бородина оказал влияние М.И. Глинка и вступление композитора в «Могучую кучку». Бородин не только создавал музыкальные произведения, но и успешно гастролировал в Европе и Америке. Одно из самых значительных произведений Бородина опера «Князь Игорь».
В основе сюжета — памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В этом музыкальном произведении Александр Порфирьевич продолжил традицию Глинки и использовал массовые народные сцены. Оперу «разобрали» на популярные отрывки: «Половецкие пляски», «Улетай на крыльях ветра» и она тоже входит в основу репертуара современных оперных театров.
Членом «Могучей кучки» были Модест Петрович Мусоргский. Продолжив традицию М.И. Глинки, Мусоргский создал два значительных по своей силе, выразительности и значимости произведения, отражающие исторические вехи российского государства «Борис Годунов» и «Хованщина». Они по праву завоевали популярность не только в нашей стране, но и заграницей. Не оставил без внимания Мусоргский и детскую музыку. Им создан вокальный цикл «Детская».
Переоценить вклад в развитие мирового музыкального искусства Петра Ильича Чайковского сложно. Творчество его многогранно и объёмно, включает в себя различные музыкальные жанры: опера, камерная музыка, балет.
Чайковский не только композитор, но и дирижёр, педагог, активный общественный деятель. Балеты Чайковского не утратили своей красоты и изящества, не затерялись в современном музыкальном мире. Стал абсолютом классики, каноном балетного искусства в целом — балет «Лебединое озеро», написанный Петром Ильичом в 1875-1876 г.г.
Будущий композитор закончил Императорское училище правоведения. Отец будущего композитора настаивал на том, чтобы сын получил юридическое образование. Вместе с тем Чайковский, продолжая учебу, не оставил занятия музыкой, посещал театры Петербурга.
Сюжеты для своих произведений Чайковский черпал в творчестве Пушкина: оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», «Мазепа», множество романсов. Обращался он и к сказочным сюжетам: «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Есть в творчестве Чайковского и отдельный «Детский альбом». В нём он затрагивает как совершенно детские темы игр, так и тему духовной музыки.
Признанием заслуг Петра Ильича Чайковского на международном уровне в области музыки служат присвоенные ему Кембриджским университетом звание доктора музыки и избрание членом-корреспондентом Парижской академии изящных искусств.
Сергей Васильевич Рахманинов, заканчивая своё музыкальное образование, был экзаменован Чайковским, который рекомендовал его выпускную работу оперу «Алеко» к постановке в Большом театре.
Рахманинов не только композитор, но и дирижер, пианист, так же, как и Чайковский он много гастролировал за рубежом. На протяжении нескольких сезонов он занимал должность дирижера Большого театра.
Сергеем Васильевичем создано множество пьес, романсов, симфонических поэм. В его творчестве есть и оперы «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини». В золотой фонд мирового музыкального искусства вошли написанные им «Симфонические танцы».
Современные композиторы
Сергей Сергеевич Прокофьев один из знаменитых наших современников. Композитор и дирижер, пианист и шахматист первой категории. За время учебы в консерватории Прокофьев познакомился с Ркахманиновым и Стравинским.
В своём творчестве Прокофьев обращается к Ф.М. Достоевскому. Так была написана опера «Игрок». Воплотил в музыке и Сергей Сергеевич и грандиозное творение Л.Н. Толстого «Война и мир».
«Любовь к трем апельсинам», «Золушка» произведения со сказочным сюжетом, но серьезной подготовкой. Обращался Прокофьев и своим современникам. Он написал оперу «Повесть о настоящем человеке» по произведению Б. Полевого. Эта опера была встречена критиками неоднозначно. Писал Прокофьев музыку и к фильмам.
На ряду с Прокофьевым значительный вклад с музыку ХХ века внес и Дмитрий Шостакович. Как и Прокофьев, Шостакович обращался к русской литературе, черпал в ней вдохновение и находил сюжеты. Опера «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда».
В творчестве Шостаковича глубокий след оставила Великая Ответственная война. Седьмая «Ленинградская» симфония была закончена им во время войны. Премьера произведения состоялась в Куйбышеве в 1942 г., где в это время находилась труппа Большого театра, а радиотрансляция проходила на территории не только нашей страны, но и заграницей.
П.И. ЧАЙКОВСКИЙ
(1840 – 1893)
Музыка Петра Ильича Чайковского принадлежит к высшим достижениям отечественной культуры наряду с творчеством А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А. П. Чехова. Вместе с крупнейшими представителями «Могучей кучки» Чайковский входит в плеяду русских музыкальных классиков – продолжателей традиций Глинки и Даргомыжского.
Центральная тема творчества, в которой композитору удалось подняться до подлинно трагедийных высот – борьба человека за право на счастье.
Вместе с тем, содержание музыки Чайковского можно назвать универсальным. Его увлекали шедевры Данте и Шекспира, Пушкина и Байрона, Гоголя и Островского, события и колорит различных исторических эпох, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, картины народной жизни, обрисовка разнохарактерных персонажей, образов природы, сказочная романтика, передача детского восприятия мира.
Выделяются три основные линии, определяющие содержание его творчества:
- личность
- рок, судьба
- мечта
В творчестве Чайковского представлены почти все музыкальные жанры. Им написаны:
* 10 опер («Евгений Онегин», «Мазепа», «Чародейка», «Иоланта» и др.);
* 3 балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»);
* 6 симфоний и программная симфония «Манфред»
* одночастные симфонические произведения (увертюры – фантазии «Ромео и Джульетта» и «Гамлет», фантазии «Буря» и «Франческа да Римини»;
* 3 концерта для фортепиано с оркестром;
* свыше 100 фортепианных пьес, в том числе циклы «Времена года», «Детский альбом»
* 100 романсов
* духовная и хоровая музыка (« Литургия», «Всенощная»; кантата «Москва», хоры «Ночевала тучка золотая», «Соловушка» и др.).
Творчество Чайковского получило всемирное признание и славу ещё при его жизни: он был избран членом – корреспондентом французской Академии изящных искусств (1892), почетным доктором Кембриджского университета(1893). Искусство композитора оказало благотворное воздействие на музыкальную культуру конца XIX – начала XX веков. Именем Чайковского названы Московская и Киевская консерватории, Пермский театр оперы и балета, концертный зал в Москве. С 1958 года в столице России проводится Международный конкурс имени П.И. Чайковского.