Небольшой рассказ о жизни средневекового крестьянина

Простота и однообразие – именно эти два слова как нельзя лучше характеризуют жизнь и быт крестьянина средних веков. На протяжении столетий крестьяне жили по единому распорядку: в будни занимались однообразной работой на поле или виноградниках, выходные посвящали церковной службе. 

Праздники проходили по одному и тому же сценарию. Все жители деревень подчинялись единым законам и платили феодалам одинаковый оброк. 

Условия для жизни были практически одинаковы. В деревнях располагалось 20-30 дворов с помещениями, где крестьяне жили, держали скот и занимались ремеслами. Мужчины занимались гончарным, кузнецким, а женщины – ткацким делом. Детей с малых лет приобщали к ремеслу и активному труду.  

Крестьянский дом

Основной сруб и несущие конструкции жилого помещения строились из дерева. Крыша выкладывалась из соломы. Полы были земляные. Окон в большинстве домов не было. 

Отапливались постройки благодаря очагу, установленному посреди комнаты. В крыше была проделана специальная дыра, играющая роль дымохода. Внутри предметы были покрыты копотью и пахли дымом. 

Из мебели чаще всего был деревянный стол и скамейки. Роль кровати играл соломенный тюфяк, на котором спала вся семья. Также в доме находились предметы одежды, утварь, орудия труда. 

Еда крестьян

Рацион крестьянских семей был однообразным. В основном готовили каши, овощные похлебки. А основой для блюд были продукты с поля – пшеница, ячмень, рожь. Также в огородах росли капуста, бобы, чечевица, репа, морковь. Хлеб ели только серый. Белый хлеб считался деликатесом. 

Мясо ели только по воскресеньям и большим праздникам. Приготовленную свинину ела вся семья на протяжении всех праздничных дней. 

Из напитков было популярно вино, брага и пиво. А самым сладким продуктом был мёд. Сахар был очень дорогим и считался изысканным продуктом. 

Крестьянская одежда

Практичность и многослойность – именно эти понятия лучше всего характеризуют предметы крестьянской одежды. Одежда была широкой и бесформенной, чтобы было удобно работать в поле и дома. А материал в несколько слоев лучше защищал тело от холода и ветра. В основном одежду делали из растений (льна, крапивы) и шерсти. 

Мужчины и женщины носили: 

  • рубахи свободного кроя длиной до колен;
  • жилеты;
  • туники;
  • широкие штаны брэ длиной ниже колен;
  • чулки-шоссы с завязками в области бедер;
  • плащи с капюшоном;
  • меховые тулупы. 

По праздникам женщины надевали платья, юбки и передники, украшенные вышивкой и аппликациями. 

Из обуви были башмаки одинаковые для обеих ног. В зимнее время носили грубые сапоги высотой до колена. 

Орудия труда крестьян

Прямо в домах хранились предметы труда. И они были примитивные и тяжелые на вес. Набор орудий зависел от ремесла, которым занимался крестьянин. Крестьяне работали сохой, плугом, бороной, вилами. Также использовались гончарные круги, жернова для изготовления муки, грузила для ткацких станков.   

Одним предметом труда крестьяне работали долгое время. Ни о каком обновлении орудий не было и речи. Феодалы были заинтересованы в получении максимального урожая с минимальными затратами.  

Роль церкви в жизни крестьян

В каждой деревне было главное общественное здание – церковь. Священник считался духовным отцом для каждого человека. 

Первый раз крестьянин попадал в церковь на свои крестины, затем посещал на протяжении всей жизни. Отпевания и проводы усопшего в последний путь проходили тоже в церкви. 

Каждое воскресенье вся деревня собиралась в церкви, где проходила месса, и нужно было выслушать проповедь. 

Церковь связана и с крестьянскими праздниками. Она придавала разным событиям религиозный смысл. На Рождество, в дни поминовения святых, на Пасху, в день летнего солнцестояния устраивались торжественные обряды, накрывались праздничные столы, устраивались танцы и народные гуляния. 

Ещё в каждой семье отмечалось рождение ребёнка. Дети рождались практически каждый год. И это событие было праздником, так как появлялся новый работник, что в будущем сулило увеличение дохода. 

Девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет за мужчин из своих деревень. И за годы замужества рождалось много детей (более 10). Но многие умирали в младенческом возрасте.

Пора подвести итог

На протяжении всей эпохи Средневековья жизнь и быт крестьян практически не менялся. И лишь в конце эпохи крестьянский народ обрёл личную свободу. 

Прожить всю свою короткую жизнь в грязи и навозе, работать с утра и до ночи, отдавая все заработанное своему хозяину. Голодать, замерзать холодной зимой, а если случится война, то тебе дают в руки копье и отправляют в битву прикрывать собой более ценных бойцов.

Или все было не так? Ведь в этом вашем средневековье, можно было жить со своей большой семьей в гармонии с природой, есть натуральную пищу, и не дышать дымом и выхлопными газами. А физическая работа на природе укрепляла организм, делая тебя не только сильным и здоровым, но и мудрым. Ведь недаром говорится, что вся мудрость от земли.

Так какова была доля крестьянина во времена средневековья? Насколько все было ужасно в его жизни, а может быть наоборот? Ведь если бы все было так плохо, как говорят некоторые, то как крестьяне не только выживали, но и служили основой средневековой экономики? Откуда взялись все эти легенды о народных героях «от сохи», всех этих Робин Гудах и Никитах Кожемяках, если крестьяне были бесправным и забитым быдлом.

Давайте разбираться.

Средневековый крестьянин, это звучит гордо.

Почему мы с вами вообще, заговорили о крестьянах? А потому что любой наш современник, попав те непростые времена, с 99,9% вероятностью стал бы именно крестьянином, ну, если бы ему вообще удалось дожить до этого знакового для него события.

Все мечты о рыцарских шпорах, рясе священника, должности лучшего дружинника ярла, или даже карьере знаменитого разбойника, можно смело выкинуть из головы, как малореальные и даже вредные. Потому что они будут только мешать, попыткам «попаданца» как-то устроится в этом дивном новом мире.

Но погодите, — скажет уверенный в себе читатель, — что, неужели нет никакой возможности стать кем-то более значимым, чем несчастный крестьянин? Ну что вы, конечно же есть, но для этого нужно обладать некоторыми вполне специфическими умениями и талантами.

Мы, жители XXI века, воспитаны совершенно не так как наши предки, живущие в средневековье. И смерть, а тем более убийство для нас это событие, причем чаще всего событие негативное, приносящее с собой серьезный стресс. И это, главная причина ставящая крест на военной карьере, большинства современных людей в средневековье.

Убивать вообще не просто, а убивать, смотря человеку в глаза, чувствуя как на себе его кровь…. Это чрезвычайно спорное «удовольствие» для большинства людей. И перешагнуть через это табу заложенное воспитанием получится не у всех, не просто и уж точно не быстро.

Шанс стать священником или монахом, так же были бы чрезвычайно невысоки. Для этого нужно иметь хотя бы базовое образование. В его средневековом понимании. Латынь, слово божье, молитвы, хороший почерк и хотя бы минимальное знание старофранцузского, или другого языка использующегося на землях, где расположен монастырь. Все эти дисциплины, не то чтобы часто преподают в наше время в каждом первом ВУЗе и СУЗе.

Каллиграфия наше все

И даже мастеровым стать было бы совершенно не просто. И дело даже не в ремесленных цехах. Они появились достаточно поздно, уже в конце классического средневековья. А просто потому, что навыки гончарного, кузнечного, столярного дела, навыки капитального строительства или углежога встречаются у современного человека едва ли не реже чем латынь или каллиграфический почерк.

Вот и получается, что путь нашего с вами современника, был бы довольно легко предсказуем. Человек, абсолютно не понимающий как все вокруг устроено, не имеющий даже базовых навыков социального общения того времени, вполне очевидно бы угодил бы на самое дно социальной лестницы. И, это если бы ему вообще довелось выжить.

Такая себе перспектива конечно, но надо же с чего-то начинать.

А мы начнем… Ну, хотя бы с жилья. почему собственно бы и нет? Хотя, конечно, те дома, в которых жили крестьяне в раннем и классическом средневековье, к жилью в современном понимании этого слова, отношение имели чуть менее чем никакое.

Вы не поверите, но это дом

У них, для начала, не было пола. Да-да дорогой читатель, большинство крестьянских домов в Европе, от Бретани до земель западных славян, не имело пола, обходясь вместо него просто утрамбованной землей. Хотя, конечно нужно признать, что зачастую землю эту застилали соломой и тростником, создавая, таким образом, некоторую термоизоляцию. Меняя такой настил, по мере его изнашивания.

Конечно же, такие архитектурные «изыски» были далеко не везде. В тех землях, где зима была длинная, а земля промерзала, как в Скандинавии или, например, в землях Старой Ладоги, пол отделенный от земли воздушной подушкой, конечно же, был. Но это не отменяет того, что в крестьянских домах на территории большей части Европы, он считался совершенным излишеством.

Но почему так произошло? Нашему современнику, трудно представить дом без пола. Что, неужели это было так сложно, наколоть досок и положить их на лаги? Конечно нет, просто не было такой необходимости. И в первую очередь, из-за системы отопления крестьянского жилища.

На крайний случай, готовить можно и на улице

Все мы привыкли к тому, что крестьянские дома отапливаются печью. Большой русской, ну или печкой поменьше. Но печи с высокими дымоходами, это наследие сравнительно недавнего времени. А если говорить о средневековье, то значительную его часть, ну, по крайней мере, до конца классического средневековья, большинство домов в сельской местности отапливалось при помощи открытых очагов.

Да, открытый очаг, обычное костровище, сложенное из нескольких десятков больших камней, которые нагреваясь в то время, пока горит костер, медленно остывали, обогревая дом ночью. Они же служили для приготовления пищи, отжига дерева и множества других, необходимых в быту вещей.

Вообще крестьянский дом периода раннего и классического средневековья, больше всего напомнил бы нашему современнику сарай. Невысокие около метра стены, при высокой двускатной крыше без малейшего намека на потолок. Даже окна в стенах зачастую отсутствовали, для того чтоб уменьшить теплопотери зимой и осенью. Освещалось это жилище через окна в крыше, служащие так же дымоходом для очага устроенного на голой земле.

Дом ОЧЕНЬ раннего средневековья

Дополняла это довольно примитивное жилище, такая же простая мебель. Лавки, для того чтоб сидеть, большие лавки для того чтоб на них спать, полки, сундуки для хранения немудреного крестьянского скарба и столы для всего остального. На этом все. Минимализм как он есть.

Вообще, если говорить о предметах быта во времена средневековья, то мы увидим очень четкое их разделение на вещи «высокого передела«, то есть инструменты и предметы, в которые было вложено много ценных ресурсов и труда мастеровых профессионалов, и вещи «низкого передела«, производить которые может кто угодно.

И вот первые, стоили в средние века, очень дорого. Металлические инструменты, оружие, привозные или окрашенные ткани, дорогая цветная керамика. Все это стоило больших, а иногда каких-то нереально больших денег. Как тот пресловутый топор, который стоил половину годового бюджета небогатой семьи.

Тот самый топор. Два штуки

Да и не топором единым. Например, цветная керамика в крестьянской семье, была вполне понятным показателем благополучия. А полка с такой керамикой обычно висела на видном месте, показывая гостям, что в семье есть достаток. Ну и вкус присутствует.

С другой стороны все продукты низкого передела, как то кожи, шерсть, деревянные изделия, простая лепная гончарка, и даже зерно, если конечно нет голода, были сравнительно недороги. Также работа низкой квалификации, вроде носильщиков, углежогов, лесорубов и прочее подобное считалась простой и крайне невысоко оплачивалась.

Вот такие вот реалии средневековья с личным топором вместо кредитного «Ford», и прекрасным расписным кувшином вместо «iPhone». Хотя если посмотреть внимательно.… Не такая уж и большая разница.

Дорогой кувшин. Цены немалой

Ну, с жильем и бытом, худо-бедно разобрались. А что же ел средневековый крестьянин?

А ел он в основном зерно, во всех его видах. В виде хлеба, каши, пива, похлебки и затирухи. Вообще рацион крестьянина раннего и классического средневековья (да и большую часть позднего, если честно) был очень однообразен, и на три четверти состоял из этого самого зерна. С не сильно большой добавкой зелени, а также молока и продуктов его переработки.

Мясо, рыба и прочая белковая пища, была скорее исключением, чем правилом.

Будет хлеб

Однако не нужно думать, что крестьянин в средние века только и делал что, голодал. Это совершенно точно не так. Вернее он, конечно, голодал, но только тогда когда случался неурожай. Но тогда костлявую руку голода, чувствовали на своем горле все, ну может за исключением высшей знати.

В обычное же время, типичный крестьянин потреблял в пищу едва ли не больше калорий, чем наш с вами современник. Просто потому, что большую часть сознательной жизни, крестьянин занимался тяжелым физическим трудом, и при бескормице, протянул бы ноги во время первой же посевной или уборочной, когда работать приходилось по 12-15 часов в сутки.

Страда

Так что любители много поесть, попавшие в средневековье, не были бы разочарованы. Если бы конечно смогли смириться с однообразием крестьянского рациона. Хотя конечно с другой стороны, даже он лучше, чем голодная смерть.

Кстати если говорить о работе поподробнее, то двенадцать часов работы в день, это для средневекового крестьянина, в общем-то, норма. Работал крестьянин всегда, невзирая на пол, возраст и время года.

Крестьянский труд, тяжел

Вот сразу как проснулся и позавтракал, и до того момента как солнце зашло за горизонт, и наступившая темнота прервала трудовой процесс. Конечно, не всегда его работа была тяжелая и выматывающая, как например пахота или рубка деревьев, но в типичном крестьянском хозяйстве всегда было чем заняться.

Даже когда наступал вечер, и казалось бы, ничего толкового сделать было невозможно, крестьяне занимались несложной работой по дому. Женщины пряли и вязали (что, кстати, зачастую за работу вообще не считалось), толкли простые дешевые специи в ступке, чинили порванные вещи. Мужчины занимались ремонтом и мелкими ремеслами вроде резьбы и изготовления посуды из дерева.

И все это без отпусков и выходных. Ну, может за исключением немногочисленных церковных праздников.

Работа работа, перейди на Федота

Раз уж мы заговорили о церкви, нужно сказать, что церковь и вера, в средневековье, были вещью чрезвычайно важной. Может быть даже самой важной, в жизни человека. Это могло бы показаться странным нашему современнику, но для тогдашнего обитателя, религия была безальтернативна и естественна. Примерно настолько же насколько человеку естественно умение дышать.

Главная задача в обществе, которую в то время выполняла религия, была четкая маркировка человека, свой он или чужой. Человек, не исповедующий христианство в средневековой Европе, и не ходящий в церковь, это странный человек. Да и человек ли вообще?

Нет, на него, конечно же, не набегут местные инквизиторы и не потащат на костер, по крайней мере, если мы говорим о раннем и классическом средневековье. Но у него совершенно точно возникнут проблемы в общении с местным населением. Потому что если ты не христианин, то ты чужак. А если ты чужак, то, что ты делаешь среди нормальных людей?

Чьих будешь, пришлый?

И, конечно же, церковь выполняла массу других функций. От аналога современного ЗАГСа, где записывались все рождения, браки и смерти, до деревенского клуба. Являясь едва ли не единственным доступным развлечением для крестьян, хотя бы немного разбавляя, похожие друг на друга трудовые будни. Будучи местом, где можно встретиться с соседями, поговорить и узнать местные сплетни и новости из далеких земель.

Казалось бы, невелико развлечение, поболтать с соседями. Но это как посмотреть. Большинство наших современников совершенно не ценят то количество информации, которые проливается на них каждый день. Но представьте на минуту что, попав в средневековье, вы лишитесь всего этого.

Виноград станет вином

Никаких новостей по утрам, никаких прикольных роликов. Нет сериалов фильмов, игрушек и телевизора. Нет вообще ничего кроме ежедневной работы и рутины домохозяйства. Ничего не изменяется и каждый последующий день как две капли воды похож на день предыдущий.

Скука, как по мне вообще была главным бичом для нашего современника, попавшего те далекие времена. Нет вообще никаких развлечений, кроме как поесть и напиться. Кстати именно поэтому в средние века были очень популярны любые развлечения, даже если это были откровенно паршивые музыканты и фигляры. Любое, даже самое грубое развлечение меняет что-то в твоей чрезвычайно однообразной жизни.

Хотя, конечно же, денег на такие излишества как «балаган» во время ярмарки (которая, кстати, сама по себе была серьезным праздником), оставалось немного. Просто потому, что даже за такую, не самую веселую жизнь, крестьянину всегда нужно было платить. Если кто-то думает что «налоговая служба» это изобретения недавнего прошлого, то пусть он так больше не думает. Славному искусству отнимать честно заработанные деньги у податного населения, уже не одна тысяча лет.

Налоги во времена «варварских королевств» выглядели так.

Хотя конечно налоги в разные времена были совершенно разными. Если мы говорим о раннем средневековье, то в эпоху «варварских королевств» свободный франк или, например бургунд, платил в общем–то, достаточно небольшой налог. Однако при этом имел перед правителем, родом и семьей неисчислимое количество обязательств. Он должен был идти воевать, если случится война, или обеспечить того кто пойдет воевать деньгами на оружие и прочее необходимое.

Должен был работать на благо общины, если была такая необходимость. Обязан был поддерживать родственников, если случилась беда и множество другого, что должен делать любой нормальный житель раннего средневековья.

Кто-то идет в ополчение

Но чем дальше, тем более ослаблялись родовые связи, и обязанностей у средневекового земледельца становилось все меньше и меньше. Однако их место занимали налоги. Веку примерно так к XI, крестьянин был больше не должен ничего, кроме выплаты положенных налогов хозяину свой земли. И даже идти на войну, было больше идти не нужно.

Да и какой с него на войне был толк? Крестьянин классического средневековья, перестал быть какой-либо серьезной военной силой. Переход армии от родового принципа к феодальному, уничтожил раннесредневековое фирдовое ополчение. Оно и ранее-то не показывало отличных результатов в бою, а к концу XI века стало совершенно бесполезным против профессиональной рыцарской конницы.

Не сдюжат они конного рыцаря, Ох не сдюжат

Дело крестьянина теперь было только работать и обеспечивать военное сословие. Воевали и умирали за него уже совершенно другие люди.

Хотя справедливости ради, нужно признать, что даже во времена своего полного ничтожества, крестьянское ополчение все же присутствовало в армиях средневековья. Однако в бою его конечно не использовали. Просто потому, что это не привело бы ни к чему кроме совершенно фантастических потерь.

Строительство и саперные работы.

Крестьянское ополчение, вплоть до конца XIII века исполняли в армиях роль саперов, копающих и закапывающих траншеи, строителей, носильщиков и прочих подобных подсобных рабочих. Вступая в бой только, для того чтоб защитить свою жизнь, если судьба сведет их с настоящими воинами.

Поэтому нашему современнику, желающему ратных подвигов, автор усиленно рекомендует выбрать для попадания в средние века любое другое время кроме славных времен первых крестовых походов, рыцарской доблести и культа прекрасной дамы.

Куда угодно кроме классического средневековья. Даже во времена «варварских королевств». Особенно во времена «варварских королевств». Да жизнь там не сахар, даже по меркам средневековья. Но какие социальные лифты…

Да небогато. Но это семья.

Вообще крестьянская среда, особенно в раннем средневековье, похоже, была очень толерантна. И если тебя сразу не убили за красивые штаны, и цветастую тунику с пуговицами, то даже человек современной эпохи мог в ней прижиться. Ну если конечно умеет работать руками.

Если нашего современника не испугает тяжелая работа, спартанский быт, скука и, невысокое положение в обществе, то он, получив у землевладельца свой участок земли, в аренду заведя со временем дом, жену и хозяйство, превратится в отличного средневекового крестьянина.

Однако есть и плюсы.

Не самая лучшая судьба. Но и не самая плохая. Если повезет, и минует его чума, война и несколько подряд неурожайных годов, то ждет его простая и незамысловатая, спокойная жизнь с тихим семенным бытом, нечастыми праздниками, ярмарками пару раз в году, воспоминаниями о почти забытой прошлой жизни и историями у очага, длинными зимними вечерами.

Хотя с другой стороны, всегда есть альтернатива. Волки в дальнем лесу не кормлены, да и медведь не набрал жира, перед тем как впасть в спячку.

Весна всегда возвращается.

Такая вот непростая жизнь, была у крестьянина в раннем, классическом, да зачастую и позднем средневековье. Тяжелый труд и почти никаких шансов улучшить свое положение. И хотя, это все еще лучше, чем смерть от голода, все же попав в средневековье, постарайтесь избежать крестьянской доли. Станьте, например королем.

Крестьяне в Средние Века

КрестьянеРыцари считали крестьян людьми второго сорта: низкими, необразованными, грубыми. Но вместе с тем крестьяне играли важнейшую роль в жизни средневекового общества. Считалось, что крестьяне, как еретики и евреи, являются потомками ветхозаветного Ханаана, который был сыном Хама. Хам, в свою очередь, был одним из сыновей Ноя, который надсмеялся над Ноем отца, когда тот был пьян. Ной сказал Ханаану пророческие слова: «Раб рабов будет он у братьев своих». Вот и стали потомки Ханаана крестьянами, которые занимали самое низкое положение в средневековом обществе.

Вместе с тем, согласно христианской морали, которая в Средневековье была господствующей, крестьяне – это люди, души который легче достигнут царства Божия, потому как крестьяне бедны.

Действительно, бедность крестьян в Средневековье не знала пределов. Они постоянно голодали, умирали от многочисленных болезней во время эпидемий. Они пытали протестовать против феодалов, но силы бедных крестьян и хорошо вооруженных рыцарей были неравными. Крестьян презирали. Им говорили о том, что они живут на земле феодала или на земле, которая принадлежит монастырю. Следовательно, все, что находится в их хозяйстве, также принадлежит феодалу. Крестьянину принадлежит только его жизнь.

Крестьяне часто воровали урожай с полей своего господина и поджигали его с целью отомстить за мздоимство, охотились в господских лесах без разрешения, ловили рыбу в господских водоемах, за что их жестоко наказывали.

Крестьяне не имели права покидать господские земли без разрешения. Беглых крестьян ловили и жестоко наказывали. Крестьяне вынуждены были обращаться к своему господину, если возникала необходимость решить какой-нибудь спор. Господин должен был рассудить крестьян по справедливости.

Один день из жизни крестьянина (СОЧИНЕНИЕ)

Автор: Бахова Мария

Утром с первыми лучами солнца крестьянин проснулся в своем небольшом домике, который находился в маленькой деревне, состоящей из 11 дворов. Большая дружная семья крестьянина собралась за грубо сколоченным столом за завтраком: крестьянин с женой, 4 дочери и 6 сыновей.

Помолившись, они сели за деревянные скамейки. На завтрак были зерна, сваренные в котелке, на домашнем очаге. После скорого обеда – на работу. Нужно отдать в срок положенный оброк и отработать барщину.

Почти все дети крестьянина уже работали, как взрослые. Только младший сын, которому едва минуло 5 лет, мог только пасти гусей.

Была осень. Жатва была в самом разгаре. Все домочадцы взяли серпы, доставшиеся от деда, и пошли срезать колосья.

Весь день семья трудилась в поле, сделав только один перерыв на обед.

Вечером, усталые, они пришли домой. Бабушка на ужин приготовила кашу, репу и вкусный виноградный напиток. После ужина жена крестьянина пошла кормить свиней и доить корову.

Поделиться ссылкой

  1. Сочинения
  2. 6 класс
  3. Один день из жизни крестьянина

Тяжел, но важен крестьянский труд. Каждый день проходит с пользой, каждый наполнен смыслом.

Утро начинается с первыми петухами. Как бы не хотелось понежиться на теплой печи, но в хлеву уже ждут корова и поросята. И вот крепкий мужик встает, медленно потягивается, а потом спешит съесть несколько вчерашних блинов, что предусмотрительно оставила хозяйка.

И пока та будет открывать двери хлева, чтобы выпустить корову на пастбище, да полезет в курятник собрать яйца, мужик займется главным своим инструментом – косой. Заботливо проведет пальцем по лезвию, проверяя не затупилась ли та, а потом удовлетворенно хмыкнет и отправится на луг за свежей травой. Следом увяжется дворовой пес и сонный сын, всю дорогу недовольно потирающий слипающиеся глаза.

А в хате заново растопят печь, подбросив свежих березовых поленьев. Молодые дочери соберутся к соседке – ткать приданое. Одна их них чуть позже вернется в дом, захватит узелок с едой, приготовленный для отца и брата, и поспешит на поле. А там, среди пышных пряных трав, да мошкары, в теньке под деревьями уже лежат два утомленных тела. Мышцы приятно болят от работы. Работница-коса стоит чуть в сторонке, прислоненная к березе. На сегодня ее работа выполнена.

А мужик отдохнет немного, выкурит трубку, почешет поседевшую голову и отправится на огород – полоть сорняки. К нему присоединится и жена. И начнется неравный бой: полетят в стороны комки земли, да корни сорняков, запахнет землей да молодой травой.

И так до самого вечера будут трудиться они, не разгибая спины. А пока старшие заняты на поле, младший возьмет ведро, удилище и поспешит на реку. Там в тени деревьев сядет он с ребятами и будет рыбачить.

А вечером и стар, и млад встретятся за ужином. Каждый начнет рассказывать, что делал, что слышал. А крестьянин ест, да молчит, о завтрашнем дне думает. О том, что в лесу нынче много грибов наросло, да ягод. И собрать их побыстрее надобно. И хорошо бы себе зимние сапоги в этом году справить, старые совсем уж прохудились. Так и ляжет он на печь, погруженный в свои мысли. И незаметно для себя уснет крепким сном.

А завтра опять закипит работа: отворятся окна и двери, зазвенит поутру коса в сильных руках, с чердака достанут большие корзины, и новый день встретит мужик за работой.

Вариант 2

День из жизни крестьянина я могу лишь представить по книгам, фильмам и немного по лету на даче. Конечно, мы не крестьяне, на даче отдыхаем. Не сажаем картошку, не пропалываем морковь, урожай не собираем… Мама сажает цветы, есть несколько кустов смородины. Люблю собирать ягоды!

Думаю, что день из жизни крестьянина начинается рано – прямо с рассветом солнца. Эти люди близки природе, они знают, когда и что сажать, собирать… Они умеют по приметам предсказывать погоду лучше, чем в новостях. Итак, встал крестьянин, например, Пётр с рассветом. Выпил воды и за дело. В первую очередь, думаю, нужно разбудить жену, чтобы она тоже работала, а дети могут ещё поспать – в школу-то им не нужно! Жена доит корову, у той молоко за ночь скопилось как раз. Пётр завтракает перед рабочим днём. Думаю, что он может съесть кислое молоко с зерном, как йогурт с мюсли. Выпив парного молока, идёт Петр корову выпускать. Сам он не отводит её на поле, а сдаёт пастуху. Тот собирает коров со всей деревни и (за умеренную плату) выгуливает их целый день. Пока коровы нет, Пётр чистит её хлев, засыпает новую подстилку. Наверняка, есть и поросята, и куры – всех нужно проверить (как они ночь пережили – не утащили кого волки), покормить.

Пока солнце ещё не встало – не очень жарко, он начинает работать в огороде – тут прополоть, там проредить. Дело всегда найдётся! После можно позавтракать ещё раз – с детьми уже. Наверняка жена уже кашу сварила на свежем молоке.

После, пока летом жарко, можно и сиесту устроить. Обед обязательно нужен. Если кто в семье грамотный, то можно книги почитать. «Домострой», например. Можно вздремнуть немного.

После обеда, когда солнце уже на убыль пошло. Опять что-то в огороде поделать, подумать, что кому продать, особенно если завтра базарный день. Можно жене помочь по дому. Опять нужно кормить живность. Чуть не забыл о собаке! Конечно, у крестьянина есть дворовая собака. А ещё лошадь. Вдруг придётся ехать к кому-то, договариваться о чём-то.

После ужина можно что-то помастерить, семечки полузгать, на баяне поиграть. Перед сном обязательно искупаться (если зимой, то в баню), помолиться. Лечь рано нужно, завтра опять вставать рано.

Конечно, многое повторяется в этом дне. Что поделать, если те же домашние животные нуждаются, чтобы их кормили несколько раз в день. И, уверен, всё время находится работа: в огороде, дома… День полон забот! Зато, на природе и в труде.

Составьте рассказ 1 день из жизни крестьянина по истории

Сочинение Один день из жизни крестьянина

ПолеЖизнь крестьянина сильно отличается от жизни городского жителя. Крестьян занимается физическим трудом и приходится за один день выполнять ему много работы.

Утро крестьянина начинается в четыре часа утра. Первым делом нужно покормить скотину. Гуси, куры, утки, свиньи и индюки – это малое количество животных, которые могут жить в крестьянском дворе. Необходимо приготовить корм, сварить кашу для собаки и свиней.

После кормления животных необходимо самому приступить к завтраку и начать заниматься сельскохозяйственными делами.

Завтрак крестьянина скромный. Это может быть каша с овощным салатом, куском сала и компотом с плюшками. Позавтракать необходимо плотно, ведь целый день придется продуктивно трудиться.

После завтрака необходимо идти в поле. В поле много работы. Необходимо пропалывать овощные культуры, поливать посаженные растения, ухаживать за ними. Работа в поле очень тяжелая и изнурительная. Вставать приходится очень рано, чтобы жаркое солнце не палило сильно и удавалось сделать основную часть работы до обеда.

Когда наступает обед, крестьянин может отправиться домой или перекусить прямо в поле в тени старого дерева. Все будет зависеть от его месторасположения и загруженностью работой. Если крестьянин обедает в поле, то он будет, есть хлеб, лук, сало, и пить квас. Если отправиться домой, то будет обедать борщом, супом или щами.

После обеда нужно опять покормить скотину, убрать в хлеву, вычистить у свиней. Это если крестьянин дома. Если он в поле, то продолжаются полевые работы.

После полевых работ нужно делать запасы для кормления животных, то есть косить сено. Косить сено тяжело, для этого нужно уметь управляться косой, а также нужно иметь большую силу. Сено косится, после этого оно будет просыхать и его нужно будет собрать в стог, или переносить в сарай.

Вечером крестьянин занимается домашними делами. Предстоит уборка в доме, уход за домашними животными, стирка и готовка. Перед сном крестьяне собираются за столом, обсуждают план работ на следующий день, пьют узвар и готовятся к завтрашнему дню. Спать приходится ложиться достаточно рано, ведь вставать придется на рассвете, чтобы успеть сделать все дела.

6 класс, 7 класс

Один день из жизни крестьянина

Один день из жизни крестьянина

Несколько интересных сочинений

  • Тема любви в творчестве Блока сочинение

    Любовь — это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

  • Сочинение Мой любимый герой в поэме Слово о полку Игореве

    Прочтя книгу «Слово о полку Игореве», я испытал любовь и сострадание к основному персонажу произведения. Правитель Игорь — чувственная личность, мечтавшая о наилучшей доли для собственной родной земли.

  • Сочинение по картине Шишкина Корабельная роща 5 класс (описание)

    Это очень красивая, солнечная картина. Высокие сосны, густой лес, вода как настоящая! Чувствуется тепло… Ещё мне очень нравится название картины. «Корабельная роща», наверняка, означает, что из этих сосен делали настоящие суда.

  • Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Владимира Ленского сочинение

    Онегин и Ленский были абсолютно непохожими героями с противоположными характерами. Описывая Ленского, Пушкин отмечает, что он был пылкий, горячим, но со странной душой, которая часто была согрета

  • Губернский город в поэме Мертвые души Гоголя сочинение

    Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN

Сочинение на тему Один день из жизни крестьянина

Один день из жизни крестьянина

  • Небольшой рассказ о жизни ломоносова
  • Небольшой рассказ о жизни крестьян
  • Небольшой рассказ о жизни и творчестве л н толстого
  • Небольшой рассказ о жизни и творчестве жуковского
  • Небольшой рассказ о жизни геракла