Недоросль аргументы для итогового сочинения

Внутренний мир человека и его личностные качества.

1.Д.И. Фонвизин «Недоросль». В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» продемонстрировано, что положительные и отрицательные персонажи по-разному относятся к окружающим людям. Госпожа Простакова и воспитываемый по ее примеру Митрофанушка относятся к труду крепостных крестьян, как к должному. Слуги постоянно подвергаются словесным и даже физическим издевательствам со стороны госпожи Простаковой и ее сына. Можно сказать, что они даже не считают их людьми. Однако такое жестокое отношение персонажей вовсе не рождено социальным неравенством, госпожа Простакова и Митрофанушка безжалостно относятся и к близким людям. Госпожа Простакова требует от мужа полного подчинения, он терпит от нее оскорбления и другие унижения, включая и побои. В финале комедии показано, что Митрофанушка совершенно равнодушно отнесся к собственной матери, и такое поведение стало следствием воспитания.
Положительные персонажи Стародум, Правдин, Софья и Милон, в отличие от отрицательных персонажей, оценивают людей не по богатству и положению в обществе, а по нравственным качествам. Если госпожа Простакова, Митрофанушка и Скотинин хотят породниться с Софьей только из-за того, что она стала наследницей «десяти тысяч рублей доходу», то Милон хочет жениться на Софье из искренней любви к ней. Стародум, Правдин, Софья и Милон относятся дружелюбно даже к крестьянам, защищая их права.


2. А.С. Грибоедов «Горе от ума». В комедии А.С. Грибоедова показаны разные нравственные идеалы представителей «века минувшего» и «века нынешнего» и, следовательно, разное отношение к людям. Так называемое «фамусовское общество», представители которого преобладают в повествовании, имеет следующие нравственные ценности: высокое общественное положение, богатство и другие материальные ценности. Представители «века минувшего» привыкли оценивать окружающих людей по внешним признакам. Их главное правило таково: чем выше у человека социальный статус, чем больше у него денег, тем он достойнее, и неважно, какими внутренними качествами он обладает. Фамусов, обращаясь к своей дочери Софье, выражает позицию многих влиятельных и знатных людей того времени: «Кто беден, тот тебе не пара». На примере Молчалина, который без любви ухаживает за Софьей, желая породниться с Фамусовыми ради собственных корыстных целей, автор показывает, что «веку минувшему» характерны лицемерие, обман, предательства. Чацкий, будучи единственным появившимся в действии представителем «века нынешнего», выступает против старых порядков и предрассудков. Главный герой оценивает всех людей вне зависимости от их социального и материального положения, он смотрит исключительно на нравственные качества людей.


3.А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» особое внимание уделяется внутреннему миру Петра Гринева и изменениям в нем.Если до шестнадцатилетнего возраста главный герой характеризовался как типичный недоросль, гоняющий голубей и мечтающий служить в Петербурге, чтобы вести там разгульный и веселый образ жизни, то после он становится серьезным молодым человеком, думающим о Родине и собственном будущем. Оказавшись на службе в Оренбурге, Петр Гринев уже по-другому смотрит на жизнь. Служба в Белогорской крепости под началом капитана Миронова заставляет главного героя быть настоящим мужчиной, честно ведущим службу. Симпатия к Маше Мироновой показывает Петра Гринева любящим, заботливым молодым человеком, готовым на многое ради возлюбленной. Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева помогает в демонстрации Петра Гринева как истинного патриота: оставаясь на стороне государства, герой защищает Родину, рискуя собственной жизнью. То, что Петр Гринев не отказывается от своих принципов и остается верным Отечеству, говорит о том, что он ведет себя в соответствии с честью и достоинством. Так, А.С. Пушкин показывает, что события из жизни и события в стране помогают Петру Гриневу найти собственное «я», продемонстрировать свои истинные качества.


4.М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Центральное место в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» занимает внутренний мир Григория Печорина. Для его раскрытия автор выбирает несколько средств: роман состоит не из глав, а из пяти отдельных законченных повестей, которые помогают увидеть Печорина в разных обстоятельствах; в романе присутствует смена рассказчиков, которые характеризуют по своему Печорина; особое место занимает «Дневник Печорина», позволяющий увидеть рассуждения самого главного героя. Григорий Печорин – неоднозначная, противоречивая, двойственная личность. С одной стороны, главный герой смелый, ловкий, умный, решительный, сильный духом, готовый к состраданию, способный к самоанализу и самокритике, с другой стороны, он пассивен, эгоистичен, самолюбив, равнодушен к судьбам других людей, не способен к дружбе и любви. Такая противоречивость образа неслучайна. М.Ю. Лермонтов изображает «героя времени» таким, каким он был на самом деле: обладающим и положительными, и отрицательными чертами.


5.И.С. Тургенев «Бирюк». В рассказе И.С. Тургенева «Бирюк» показано, что мнение окружающих людей касательно личности Бирюка не совпадали с тем, каким на самом деле был главный герой. Нелюдимого лесника многие недолюбливали, поскольку он не давал никому спуску, предотвращая все лесные кражи и обладая способностью разыскать вора в любое время суток и года. Не любили мужика Бирюка и потому, что его нельзя было ничем подкупить. На самом деле Бирюк был справедливым и честным человеком, «мастером своего дела», который относился к работе добросовестно. Герой привык обеспечивать свою семью честным трудом, несмотря на бедность и голод. Рассказчик, став свидетелем его поведения с мужиком-вором, понял, что за внешней холодностью Бирюка скрывается по-настоящему доброе сердце. Лесник сжаливается над срубившим дерево мужиком и отпускает его вместе с лошадью, поскольку понимает, что тот совершил такой поступок не от хорошей жизни, что пойти на воровство мужика заставила нужда. Бирюка можно назвать понимающим, отзывчивым и жалостливым человеком, который не привык хвалиться своими добрыми поступками. Бирюк просит рассказчика никому не рассказывать о том, что он увидел, чтобы люди, продолжая бояться его, ничего не воровали. Читатель видит, что главному герою неважно, что окружающие думают о нем плохо. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.

6.М. Горький «Старуха Изергиль». В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» на примере противоположных образов Ларры и Данко продемонстрированы разные отношения к людям и поведения. Сын орла Ларра, оказавшись в племени своей матери, не смог понять нравственные ценности и идеалы его членов. Ларра, считая себя лучше всех людей, негативно относился к окружающим, презирая их и совершая по отношению к ним жестокие поступки. Не соглашаясь подчиняться законам племени, герой думал только о собственных потребностях и стремлениях, не интересуясь судьбами других людей. Ларра считал, что ему позволено абсолютно все, что ему хочется. Игнорируя принятые племенем правила жизни и даже нарушая их ради своего удовольствия, Ларра был настоящим эгоистом.
Данко, герой другой легенды, напротив, был истинным альтруистом. Трудно перенося то, что его племя столкнулось с трудностями на своем жизненном пути, Данко берет на себя ответственность за судьбу всего народа, предлагая вывести племя к свету. Герой проявляет смелость и отвагу исходя не из корыстных целей, а из искреннего человеколюбия. Данко свойственно стремление помочь другим людям, несмотря на их роптания и обвинения. Автор показывает, что ради племени герой готов даже принести себя в жертву: он вырывает сердце из своей груди, чтобы осветить им путь, спасая тем самым народ.

7.М.А. Шолохов «Судьба человека».Внутренний мир центрального персонажа рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова находится в центре повествования. Главной жизненной ценностью Андрея Соколова является семья, что не может не характеризовать его как личность. То, что Андрей Соколов берет на себя ответственность за осиротившего маленького мальчика Ванюшку, говорит о силе его характера, о смелости и доброте. Андрея Соколова можно назвать личностью героической. Главный герой не отсиживается в безопасном месте и делает все от него зависящее, когда его товарищи остались без снарядов при наступлении немцев: он предпринимает попытку проскочить мимо врагов и доставить батарее снаряды, будучи готовым пожертвовать собственной жизнью ради помощи Родине и товарищам. Находясь в плену у немцев, он не угождает коменданту лагеря Мюллеру и не молит его о пощаде. Андрей Соколов не отказывается от презирающих немецкое начальство слов, для него честь и достоинство оказываются превыше жизни. Андрей Соколов отказывается пить «за победу немецкого оружия», не желая предавать Родину, даже если для этого придется пожертвовать собственной жизнью. Все это говорит о смелости, храбрости, бесстрашии Андрея Соколова, о его любви к Родине и желании помочь ей даже ценой собственной жизни.

8.А.И. Куприн «Чудесный доктор». В рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор» особо четко выражены нравственные идеалы доктора Пирогова.
Заметив, в каком эмоциональном состоянии находится Емельян Мерцалов, герой не прошел мимо. Выводя незнакомца на беседу и не обращая внимания на его срывы, доктор Пирогов хотел узнать о его проблемах и трудностях, будучи готовым помочь если не делом, то хотя бы словом. Забыв о собственных делах, герой отправляется в дом Мерцаловых, чтобы осмотреть болеющую Машутку. Совершенно бескорыстно доктор Пирогов выписывает для нее рецепт, тайно оставляет деньги и дает всему семейству совет никогда не падать духом. Автор подчеркивает, что такое доброе, милосердное, сострадательное, жертвенное отношение доктора Пирогова к семейству Мерцаловых помогает последним не только в ближайшем времени, но и во всей дальнейшей жизни. Поступок доктора Пирогова, который тот даже не считал героическим, воспринимается семейством Мерцаловых как настоящее рождественское чудо по той причине, что все окружающие их люди были совершенно равнодушны к ним. Доктор Пирогов не уподобился большинству людей, отличающихся черствостью и даже жестокостью по отношению к окружающим, его нравственные ценности не позволили пройти мимо чужой беды. А. И. Куприн призывает не быть такими же равнодушными и бессердечными, как большинство окружающих Мерцаловых людей, он утверждает необходимость быть таким же добрым и отзывчивым, как и доктор Пирогов.

9.В.Г. Распутин «Уроки французского». В рассказе В.Г. Распутина один и тот же поступок несколькими персонажами оценивается по-разному. Учительница Лидия Михайловна играет в «замеряшки» со школьником-рассказчиком. Директор школы Василий Андреевич, увидев это, уволил Лидию Михайловну, назвав ее поступок «преступлением», «растлением» и «совращением». Однако рассказчик, спустя годы повествующий о произошедшем, а вместе с ним и сам автор не согласны с позицией Василия Андреевича. Лидия Михайловна играла в «замеряшки» не ради собственного удовольствия, а для того, чтобы помочь мальчику, находящемуся в трудном положении. Ко всем относясь со вниманием и пониманием, Лидия Михайловна смогла заметить, что ее ученик голодает вдалеке от семьи и дома в и так тяжелое послевоенное время. Игра в «замеряшки» становится единственным удачным способом помочь мальчику в материальном плане, поскольку от обычных предложений о помощи он отказывался, считая их ненужными «подачками». Лидия Михайловна проявляет жертвенность, не ища никакой выгоды и ничего не требуя от школьника взамен. Нравственные ценности героини таковы, что она не может пройти мимо беды другого человека. Она привыкла относиться к другим людям с добром, пониманием, заботой и, главное, с любовью. На самом деле в авторской системе образов отрицательным персонажем является Василий Андреевич, который якобы увидел зло в Лидии Михайловне. В. Г. Распутин показывает, что директор школы, став свидетелем игры учительницы и ученика, даже не дает Лидии Михайловне объяснить причину своего поступка, не пытаясь войти в то положение, в котором оказалась учительница. Василий Андреевич слишком категоричен, он не понимает, что своим милосердным поступком Лидия Михайловна научила рассказчика важным нравственным ценностям.

Познание человеком самого себя.

1.И.С. Тургенев «Отцы и дети». В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликт главного героя Евгения Базарова с самим собой занимает особо важное место. Считая себя нигилистом, который отрицает все общепринятые общественные ценности, Базаров категорично относился к любви, как к «чепухе», которую придумали романтики. И именно этот нигилист, отрицающий любовь, вскоре влюбляется в Анну Одинцову. Не желая противоречить собственной жизненной позиции, Базаров долгое время пытается отрицать свои любовные чувства к Одинцовой, противиться им, что свидетельствует о попытках главного героя убежать от собственного «я». Центральный персонаж не живет, отдавшись своим чувствам, он долгое время пытается понять самого себя. Читатель понимает, что в противоречивых беседах с самим собой Базаров провел не один час и даже не один день. Все же уйти от истины Базарову так и не удается, он признает свои чувства к Одинцовой, вместе с ними признавая несостоятельность своего нигилизма. Теоретические взгляды Базарова сталкиваются с реальностью, испытание любовью, которую он отрицал, заставляет главного героя задуматься над собственным мировоззрением, сомневаться в верности нигилистических взглядов на жизнь. Именно самопознание Базарова вследствие возникновения у него любовных чувств, которые противоречили его позиции, помогают И.С. Тургеневу в развенчивании теории нигилизма, которая не прошла проверку самой жизнью.2.Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится внутренний мир главного героя Родиона Раскольникова. Собственный негативный жизненный опыт и гнетущая окружающая обстановка становятся причиной, по которой в голове Раскольникова рождается теория, согласно которой люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Планирование убийства старухи-процентщицы связано с желанием Раскольникова проверить свою теорию, убедиться в ее состоятельности.
Однако убийство Алены Ивановны, в ходе которого он убивает и ее беременную сестру Лизавету, заставляет центрального персонажа задуматься о несостоятельности своей теории. В романе особое место занимают рассуждения Раскольникова и его внутренние терзания, с помощью которых он познает собственное «я». И если сначала Раскольников переживает из-за того, что он не является «право имеющим», как думал раньше, то после он встает на путь осмысления ошибочности теории в целом. Автор показывает, что постоянные размышления, касающиеся совершенного преступления, заставляют Раскольникова, истинная натура которого была гуманна, вступить в конфликт с собой -теоретиком. Разговоры с самим собой помогают Раскольникову понять себя, осознать теоретическую неправоту и встать на путь очищения.

3.А.П. Чехов «Студент». В ходе повествования центральный персонаж рассказа А.П. Чехова «Студент» Иван Великопольский познает самого себя.
Находясь на тяге в страстную пятницу, сын дьячка и студент духовной академии пытается подавить мысли о собственной греховности, из-за чего он начинает думать об социальных несправедливостях, обвиняя тем самым в произошедшем с ним в этот религиозный день всех и все, кроме самого себя. Однако один момент меняет мировоззрение Ивана Великопольского: грея руки у костра во дворе двух вдов, он вспоминает евангельскую историю о тройном отречении апостола Петра от Иисуса, которая помогает герою понять свою греховность и раскаяться в ней. Сравнение себя с апостолом Петром, который отрекся от Иисуса, и осознание своего отхода от веры и Бога помогают Ивану Великопольскому встать на путь совершенствования и преображения. В рассказе продемонстрировано, что всего лишь один случай из жизни может изменить взгляды человека на жизнь, помочь найти собственное «я». Ситуация у костра помогла Ивану Великопольскому понять, что причины событий находятся не во внешних обстоятельствах, дума о которых давала ему возможность убежать от реальности и оправдать свою греховность, а в собственном внутреннем мире.

4.И.А. Бунин «Чистый понедельник». В рассказе И.А. Бунина продемонстрировано самопознание главной героини.
Казалось бы, жизнь девушки была предопределена с рождения: Она дочь «просвещенного человека знатного купеческого рода», которая вследствие своего происхождения должна была вести светский образ жизни. Однако такая жизнь не приносит героини никакого удовольствия, она чувствует себя не на своем месте. У девушки не получалось относиться к тому образу жизни, которой ей приходилось вести, положительно, он угнетал ее и делал несчастной. Долгие размышления о нынешнем образе жизни и о возможном предназначении приводят героиню к следующему решению: уйти в монастырь на послушание, а затем на постриг. То, что Она прощается с прежним образом жизни перед тем, как отправиться в монастырь, говорит о том, что решение героини не было неожиданным и спонтанным. Находясь в дисгармонии с самой собой, Она долгое время находилась в поисках собственного «я». В повествовании отмечается, что героиня увлекалась историей, летописанием, русскими сказаниями, что несколько дней подряд Она могла не выходить из дома, проводя время за размышлениями и чтением книг. Это становится свидетельством того, что Она долго обдумывала то решение, которое в итоге приняла. И именно кропотливое самопознание, подвигнувшее героиню изме
нить свой образ жизни, помогло ей обрести истинное счастье.

5.М.А. Шолохов «Тихий Дон». В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» показано, что внешние обстоятельства, в которые оказался втянутым главный герой Григорий Мелехов, заставили его познать самого себя. Гражданская война, поделившая людей на два лагеря, вынуждает Мелехова определиться с собственной общественной позицией. Но это оказывается не так просто: центральный персонаж «мечется» то от «красных» к «белым», то от «белых» к «красным», потому что не может определиться, на чьей стороне находится правда. Взгляды Григория Мелехова на жизнь, которые в ходе повествования постоянно меняются, рождают «метания» из стороны в сторону. Такое непостоянство не приносит главному герою удовольствия, наоборот, он ощущает вину за то, что не может определиться, как это сделали многие другие участники Гражданской войны еще с начала всех событий. Все же многочисленные усилия понять, «красные» или «белые» защищают его жизненные интересы, приводят Григория Мелехова к важному выводу: Гражданская война и ни одна из появившихся в ее ходе сторон не могут принести счастье. Главный герой, наконец, познает себя, что выразилось в отрицании войны, которая приносит вред и отдельному человеку, и всему обществу в целом, и в признании необходимости жить в мире.

Свобода человека и ее ограничения.

1.М.Ю. Лермонтов «Мцыри». В поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» изображается образ свободолюбивого Мцыри, который называет себя «в тюрьме воспитанным цветком», под тюрьмой подразумевая монастырь, в котором он оказался после того, как его «вырвали» из прежней жизни с любимым народом, высоко ценящим свободу. Главный герой готовится стать монахом не по собственной воле, деятельность монаха была ему неинтересна и безотрадна, поскольку лишала его права на свободу, которая заключалась в возможности жить «в чудном мире тревог и битв». В поэме подчеркивается: то, что для монахов было обыденной жизнью и даже отрадой, для Мцыри было несвободой и несчастьем. 6 лет прожив среди вольнолюбивых горцев, Мцыри было непросто отказаться от прежней жизни. Поэтому нет ничего удивительного в стремлении героя побороться за собственную свободу, избавившись от «келий душных и молитв» и дойдя до родного края. Именно бунт за свободу, которую у Мцыри насильно отняли, является основным конфликтом всего лермонтовского произведения. Автор неслучайно приводит своего героя, три дня проведшего на воле, к смерти, поскольку жизнь в монастыре, в который ему пришлось попасть опять, была для него хуже смерти.

2.А.Н. Островский «Гроза». В драме А.Н. Островского «Гроза» поднимаются проблемы свободы и несвободы. Главная героиня становится «чужой» для жителей города Калинова: приезжая Катерина, привыкшая к свободной жизни в родительском доме, оказывается в рамках патриархального общества и его единых домостроевских правилах жизни, к которым уже привыкли жители Калинова. Если в родительском доме Катерина ощущала себя «птичкой на воле», то в доме Кабановых и в городе Калинове в целом она перестала ощущать себя этой вольной птицей. А.Н. Островский показывает, что собственную свободу ограничивают сами люди, которые придумали определенные порядки, подчиняясь им. И если Кабаниха и Дикой ратуют за сохранение старых порядков, то представители младшего поколения понимают, что общественные правила требуют изменения, однако они ничего не делают для того, чтобы изменить положение, в котором находятся. Тихон и Борис смиряются с «жестокими нравами» «темного царства», а Варвара и Кудряш приспосабливаются к ним. К несвободе пытаются склонить Катерину не только Кабаниха, но и Тихон, Варвара, Борис, Кудряш, которые не вольны в своих поступках. Непривыкшая к несвободе Катерина не может смириться с тем положением, в котором она оказалась, переехав в город Калинов. Попытка найти счастье с Борисом, несмотря на брак с Тихоном, говорит о том, что Катерина бросает вызов «темному царству», желая получить потерянную свободу. Однако свобода героини все равно остается ограниченной, поэтому она принимает решение покончить жизнь самоубийством, совершая тем самым бунт против «темного царства» и несвободы.

3.М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», которая была написана М.Е. Салтыковым-Щедриным уже после отмены крепостного права, показана продолжавшая существовать несвобода крестьянского класса. Генералы привыкли к тому, что весь труд за них выполняют крепостные, поэтому, оказавшись на необитаемом острове, они не могут самостоятельно обеспечить себя едой и позаботиться о собственной жизни. Беспомощные генералы сразу же находят дело для найденного на острове мужика, воспринимая его труд как должное. Автор показывает, что высшие слои населения не могут свыкнуться с тем, что крестьянство получило свободу, поэтому они продолжают пользоваться чужим трудом. Однако несвободными, как показывает М.Е. Салтыков-Щедрин, крестьяне продолжают оставаться и из-за своей рабской покорности. Мужик мог отказаться выполнять генеральские прихоти, поскольку он действительно не был обязан трудиться ради них. Однако мужик не говорит ни слова против, он терпеливо выполняет все наказы генералов, ничего не требуя от них взамен. Крестьянин даже оказывается привязанным к дереву той веревкой, которую сделал он сам. В «Повести» показано, что мужик самостоятельно ограничивает свою свободу, мирясь с несправедливостью по отношению к нему и не совершая попыток восстать против нее.4. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». О необходимости ограничивать свободу одного человека заставляет задуматься и роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория центрального героя Родиона Раскольникова о «тварях дрожащих» и «право имеющих» тесно связана с идеей вседозволенности для некоторой части людей. Раскольников считал, что есть те, кому ради всеобщего благополучия позволено переступать через границы дозволенного. Такие «особенные», «необыкновенные» люди, согласно теории главного героя, ради достижения общественного блага могли себе позволить «перешагнуть» через любые препятствия, даже если для этого придется приносить других людей в жертвы. Такие наполеоновские идеи приводят к тому, что Раскольников, желая проверить свою теорию на практике, убивает старуху-процентщицу и ее ни в чем не повинную беременную сестру. Внутренние терзания Раскольникова после совершения преступления, а также сравнение главного героя с беспринципным Лужиным, живущим согласно теории «целого кафтана», помогают Ф.М. Достоевскому в развенчивании теории Раскольникова. С помощью слов Сонечки Мармеладовой автор утверждает, что никому не позволено лишать другого человека жизни или решать, кто достоин жизни, а кто нет.

Таким образом, данный раздел касается человека и его внутреннего мира: то, какими личностными качествами он обладает, то, в соответствии с какими нравственными ценностями и идеалами он живет, то, как поступает в условиях нравственного выбора, то, как относится к другим людям и ко всему окружающему миру в целом, то, как определяет свободу и относится к ее ограничениям, то, как познает самого себя. Внутренний мир каждого человека уникален, поскольку у всех людей разные качества, жизненные принципы, убеждения и представления о добре и зле. Чтобы обрести гармонию с самим собой, нужно постоянно заниматься самопознанием.

5.М. Горький «Старуха Изергиль». В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» с образом Ларры связана проблема пагубности неограниченной свободы для общества. Ларра привык к абсолютной свободе. Не привыкший жить по человеческим правилам и законам сын орла презирает правила племени, в котором раньше жила его мать. Выросши вне общества, Ларра привык думать только о собственных интересах, не интересуясь судьбами других людей. Свобода заключается для Ларры в возможности совершать любые поступки ради собственной пользы, даже если они негативно сказываются на интересах и жизнях окружающих. В случае с Ларрой свобода тесно связана со вседозволенностью. То, что Ларра убивает отказавшую ему девушку, является ярким примером неограниченной свободы. М. Горький показывает, что такое отношение к свободе не может дать обществу ничего хорошего. Жестокое убийство Ларрой заставляет задуматься над тем, что свобода одного человека обязательно должна ограничиваться свободой других людей, ведь если каждый человек будет делать все, что захочет, в обществе будет не порядок, а хаос, мешающий жить всем людям. На авторское мнение, гласящее о том, что абсолютная, ничем не ограниченная свобода – зло, указывает также то, что вольность стала для Ларры вечным наказанием, от которого он хотел избавиться, но не мог.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» — первая великая пьеса на русской сцене. Именно Фонвизин стал родоначальником русской драматургии вообще, и его произведение до сих пор служит ориентиром для драматургов.

История создания

Д.И.Фонвизин был одним из самых образованных людей своего времени. Он много путешествовал, особенно любил Францию – родину Просвещения.  Впечатленный французскими успехами и памятуя о петровских идеалах¸ последователем которых он был, драматург решил написать комедию, высмеивающую невежество дворян. Он считал, что корень зла в дикости дворянства, а проблемы России можно решить путем обучения молодого поколения. Комедия была создана в 1782 году.

Сюжет и композиция

Прежде чем говорить о сюжете, должна сказать, что Денис Иванович писал в эпоху классицизма. Об этом направлении сейчас говорить – не моя задача, я только напомню основные принципы построения комедии, так как классицизм требовал соблюдения канонов. Итак, для драмы вообще и для комедии в частности, строго соблюдалось правило «трех единств»: единство места (все происходит в одном месте), единство времени (время – 24 часа), единство действия (действие разворачивается вокруг одного конфликта). Запомним это, иначе многое не поймем. Действие разворачивается в имении Простаковых. Семья: г-жа Простакова, г-н Простаков и их сын Митрофан. В имении живет племянница Стародума Софья, попавшая сюда за полгода до событий. Митрофан – недоросль, то есть дворянский сын, не приступивший к службе. У Простаковой есть брат Скотинин, живущий в своем поместье, но наезжающий к сестрице.

Простакова мечтает женить Митрофана на Софье из-за ее имений, а после приезда Стародума и объявления Софьи его наследницей, в борьбу за нее включаются Простакова, Митрофан, Скотинин. Но Софья не любит Митрофана, а любит офицера Милона. Так начинается любовный конфликт, который по условиям классицизма, как вы помните, должен быть единственным. Но разрешается все хорошо: Стародум с чиновником Правдиным экзаменуют Митрофана, Простаков пытается увезти Софью силой, ее разоблачают Правдин и Милон, Стародум произносит длинный монолог о вредности злонравия, Митрофан со Скотининым остаются ни с чем, Софья выходит замуж за Милона. Все довольны. Я рассказала о любовном конфликте, и в моем пересказе это не очень интересно. Главным в комедии стал другой конфликт, конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами. Это и был замысел великого драматурга – показать, к каким последствиям может привести невежество и необразованность. И если с этой точки зрения взглянуть на сюжет пьесы, то все, что в ней происходит, предстает несколько в ином свете. Итак, взглянем на сюжет и композицию с этой стороны. В имении Простаковых живет недоросль Митрофан с родителями. Простакова знает, что сына обучать надо, и нанимает учителей «числом поболе, ценою подешевле». Это отставной сержант Цыфиркин, дьячок Кутейкин и бывший кучер Вральман, из немцев. Учится Митрофан, не утруждаясь, так как сильно устает, потому что голубей погоняет, подовых (хлеб) штук пять-шесть съест, два кувшина квасу выпьет – сильно утомился! Простакова считает, что дворянину учеба без надобности, ведь их жизнь обеспечивается крепостным правом: «Зачем еоргафия? Куда барин скажет – туда и отвезут». И Митрофан демонстрирует поразительные плоды обучения, приходя к гениальному результату: «Не хочу учиться, а хочу жениться». При этом он вступает в вооруженный конфликт со своим дядей Скотининым, претендуя на руку, сердце, а главное, деньги Софьи. Стародум, зная о намерении Простаковой, устраивает Митрофану экзамен. Тот оглушительно проваливается, его маменька вместе с сыночком пытаются увезти Софью силой, но Милон их останавливает. Простакова показывает свои худшие качества, оскорбляя всех и ругаясь со всеми, а после оглашения Правдиным решения об изъятии имения Простакова бросается к сыну в надежде на утешение, но Митрофан грубо ее отталкивает. Она остается совсем одна. Стародум подводит итог: «Вот злонравия достойные плоды». Как видите, Фонвизин, не смог удержаться в рамках классицизма, потому что он хотел высмеять не один порок или желание, как, например, Мольер в «Мещанине во дворянстве», он высмеивал дворянство как класс, погрязший в пороках, и главной причиной этого драматург считает невежество и отступление от идеалов петровской эпохи. Из развития второго конфликта это отчетливо видно. И это идея произведения.

Образ мира Простаковой Да, в комедии главное внимание уделяется Простаковой и ее окружению. Неслучайно я называю это миром, потому что главная героиня строит жизнь по собственным законам, и заставляет жить так все свое окружение. Что использует автор, чтобы раскрыть образы Простаковой, Митрофана, Скотинина?

Ответ:

    • сюжет;
  • речевую характеристику,
  • отношения между героями;
  • характеристику других персонажей и самохарактеристику.

Теперь найдем ответ в пьесе.

    1. В сюжете комедии Простакова и Митрофан предстают перед нами как люди невежественные (сцена с учителями, когда Простакова дает сыну «уроки жизни», и экзамена Митрофана, в которой он показывает свою полную дремучесть и даже не понимает, почему смешон. На всем протяжении пьесы Простакова демонстрирует хитрость и изворотливость (отношения с Софьей и Стародумом), непомерную жадность (желает выдать Софью замуж за сына из-за имения, потом и вовсе пытается увезти ее силой). С мужем груба, с сыном ласкова до приторности.
  • Речь отрицательных персонажей изобилует просторечиями и вульгаризмами, Скотинин и Митрофан не могут связать двух слов. Со Стародумом и Правдиным Простакова становится льстиво-учтивой, что выдает в ней и Митрофане натуры низкие, порочные. Главное слово Скотинина – «свинки», и это его главная характеристика: более он ничего не знает и ничем не интересуется.
  • Отношения между героями выявляют в образах невежественных дворян животную натуру. Митрофан и Скотинин дерутся из-за Софьи, г-н Простаков ничего не может сказать – настолько он забит властной супругой, Митрофан бессовестно льстит матери вначале («ты так устала, колотя батюшку») и грубо отталкивает в конце, предает ее («Да отвяжись, … как навязалась»). С учителями они грубы за исключением Вральмана, да и то потому, что он иностранец и не переставая льстит хозяевам. Система второстепенных персонажей существует для того, чтобы ярче показать убожество главных героев. Это учителя, крепостные (Еремеевна, нянька Митрофана, которая ничего, кроме грубости и побоев от хозяев не видела, но защищает Митрофана что есть сил, Тришка, доморощенный портной, которому достается за его ремесло, хотя он не учился). Все второстепенные герои так или иначе демонстрируют натуру Простаковых.
  • Есть в комедии прямые характеристики от Стародума. «Вот злонравия достойные плоды!» — так говорит он о Простаковых, и это самая яркая его реплика. Самохарактеристика – это рассказ Скотинина о своих свиньях, Простаковой о своём семействе (папенька от голода умер, сидя на сундуке с золотом, куда клал взятки от челобитчиков; из восемнадцати детей выжили только двое, кто с колокольни свалился, кто отравился, кто в бане угорел – вот и все воспитание). «Не хочу учиться, а хочу жениться», — самохарактеристика Митрофана.

Вот теперь можно сделать вывод, отвечая на вопрос: каков мир Простаковой, каковы его законы? Мир Простаковой живет по животным законам. в нем нет понятий высокой любви, долга, гражданской позиции. Есть алчность, невежество, грубость. Более того,  Этот мир агрессивен, он пытается подчинить себе всех остальных, распространяя свое влияние всеми методами. Драматург считает, что только просвещение, воспитание гражданина может покончить с Простаковыми и им подобными.

Перед вами – план и рабочие материалы к сочинению. Как это вам пригодится на ЕГЭ? Материал комедии можно использовать в сочинениях, где поставлена проблема образования, просвещения, нравственного воспитания. Говоря о мире Простаковых, можно показать, как люди невежественные ВСЕГДА являются низменными и безнравственными людьми, потому что отсутствие воспитания и образования ведет к тому, что в человеке пробуждается низменная, животная сторона. Да, произведение сложное и для чтения, и для восприятия. Но все же отдадим дань уважения человеку, основавшему русскую национальную драматургию.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

  • Сочинения
  • По литературе
  • Фонвизин
  • Проблемы в комедии Недоросль

Проблемы в комедии Недоросль Фонвизина

Фонвизин Денис Иванович жил и творил во времена эпохи Просвещения.  В своих произведениях он показывал жизнь такой, какая она есть. Так, в комедии «Недоросль», написанной в 1782 году писатель затронул ряд социальных проблем, которые остаются актуальными и по сей день.  Какие же это проблемы?

Во-первых, это проблема воспитания подрастающего поколения. Стоит начать с самого названия комедии, недорослем во времена Екатерины 2 называли юных дворян, которые не смогли закончить обучение, а по сему являлись необразованными или недоучками.  Таковым и являлся главный герой произведения шестнадцатилетний Митрофан. Его не волнуют проблемы собственного будущего, он не имеет перед собой цели, а потому не видит смысла в учении. Но стоит заметить, что проблема Митрофанушки кроется не в нем самом, а в его окружении. Мать- госпожа Простакова души не чаяла в своем сыне, в следствии чего юноша был избалован. Так как Простакова сама была необразованной, она не считала нужным учить сына, а учителей наняла, только потому что так принято в дворянских кругах. Отец Митрофана из хорошего мужчины превратился в человека, преклоняющегося пред своей женой, он не имеет своего мнения, но ему хорошо живется за спиной своей супруги, ведь у него нет проблем. Дядя героя любит лишь деньги и во всем ищет выгоду. Что же мог получить юноша от этих людей? Правильно, ничего. Автору жаль Митрофанушку, ведь он не один такой, это проблема всего общества в целом.

Во-вторых, это проблема крепостного права.  Еще в начале произведения мы видим, как госпожа Простакова обходится со своими крепостными, не жалея сил и времени для их наказания. Автор прекрасно описывает произвол, который творится в поместье. По мнению автора не воспитание сделало дворян такими жестокими, а власть, которой их наделило государство. Но в конце произведения справедливость восторжествовала. У помещиков отняли право распоряжаться крепостными, а само именье Простаковых перешло государству.

В-третьих, это проблема нравственного и ценностного опустошения дворян. Ярким примером, может служить госпожа Простакова со своими крепостными обращалась как с вещами, а при приеме гостей была вежлива и учтива. Это говорит о том, что дворяне уже тратили честь, совесть, добропорядочность, их заменила жажда власти. Но в комедии есть и положительные персонажи. Такие как, Стародум, Правдин, Софья, Милон, они являются умными и образованными людьми. Они борются за правду и справедливость. По мнению автора, именно такие люди спасут общество от разложения.

Денис Иванович Фонвизин является ярким представителем своего времени. В то не простое время он пытался найти нужную дорогу для общества. Приемы сатиры, которые он использовал были направлены против несправедливости, неравенства и деспотичности помещиков. Но если крепостное право исчезло, то безнравственность и невежество осталось, в этом и заключается актуальность данного произведения, а корнем данных пороков является воспитание.

Сочинение 2

Конечно, проблем в этом произведении достаточно. Какое произведение без проблем, ведь вокруг них все и строится!

Самая главная проблема в этом самом недоросли. Он проблема для всех, особенно для своей мама, хотя она этого и не понимает. Ей кажется, что он её счастье. Конечно, для любой матери ребенок – счастье, но нужно ведь хоть чуть сохранять объективность! «Мамаша» ведь такой своей слепой любовью ему только хуже делает. Он и её саму не любит, готов от неё при первом случае отказаться. И никого, кроме себя, не видит.

Но это ведь не просто частная история. Автор ставил проблему общества. То есть тогда (и сейчас) были такие наследники. Денег у них достаточно, родители их обожают, защищают и даже выгораживают. И теперь уже даже репетиторов не нанимают, а просто диплом покупают и устраивают на работу начальником. А как бывает, когда дети богатых родителей гоняют на крутых машинах даже без прав? Я такое слышал в новостях. Проблема в том, что от этого страшные аварии бывают. И такой водитель ведь угроза и для других, и для себя. Родители б хоть пожалели своего ребеночка, раз других совсем не жалеют.

Ещё одна проблема, что вокруг практически все молчат. Те же учителя, которые занимаются с этим недорослю, они страдают от его глупости и наглости, но, в основном, молчат. Они боятся и деньги (заработок) свой потерять, и попасть под руку мамаше. Она ведь точно примет сторону своего сыночка! Вот и, как бывает сейчас, ставят «тройки». Но от такой работы, по-моему, они сами себя не уважают. Остается только удивиться, насколько их ученик глуп. И насколько он не хочет ничего учить! Никакого уважения в нём не воспитали ни к учителям, ни к родителям. Что говорить о просто окружающих?

Ещё проблема, что помещица эта очень далеко от власти. В итоги приехал «ревизор», конечно. Но они там сами говорили, что начальство далеко, поэтому эта помещица может творить, что хочет. И над своими крестьянами издеваться, требовать с них очень много налога своего, а их никто защитить не может! Как она кричит на своих крепостных!

В общем, я думаю, что вот это основные проблемы. Получается, что на самом деле все они идут от мамаши, которая и сына своего испортила, и свою жизнь отношением к окружающим. Верой в то, что её деньги, власть и хамство бесконечны, что они дают ей право на всё. К счастью, всё оказалось не так! И у комедии этой, к моей лично большой радости, очень даже хороший финал!

Вариант 3

Денис Иванович Фонвизин проживал в эпоху Просвещения. Многие произведения, сотворенные автором, заслуживают как минимум обязательного прочтения. Одним из таких, является знаменитая комедия «Недоросль», написанная в конце 18-го века. Проблемы, которые поднимает Фонвизин в этом произведении, актуальны и по сей день.

Безусловно первая проблема – это совокупность остросоциальных аспектов, таких как: воспитание, неуважение к самому себе и окружающим тебя людям и образование.

Герой произведения – еще совсем молодой, шестнадцатилетний паренек по имени Митрофан. Он совершенно не озабочен проблемой собственного будущего, не имеет острой цели в жизни и именно поэтому не тратит свое «драгоценное» время на получение образования. Как нам известно, дети – это отражение своих родителей. А посему значит, что главная проблема заложена не в Митрофане, а в его семейном окружении. Госпожа Простакова просто излюбила своего дорого сыночка, тем самым сильно избаловав подростка. Прелестей учения она не видела, а значит зачем давать образование своему чаду? Учителя, нанятые госпожой, выполняли лишь роль массовки. Отец семейства, со временем превратился из приличного мужчины в настоящего подкаблучника, не имеющего собственного мнения. Эта позиция ему приятна – у него нет абсолютно никаких проблем. Дядя ярый любитель звенящих монет, кроме денег у него нет больше ценностей.

Второй проблемой можно отметить крепостное право. Произведение показывает, как жесткого Простакова обходиться со своими крепостными. Совершенно не жалея времени и нервов для наказания крестьян. Фонвизин замечательно описал беззаконие, происходящее в усадьбе. Именно власть подтолкнуло помещиков к такому жесткому обращение, наделив их этими привилегиями. К счастью справедливость восторжествовала. Дворян лишили право главенствовать над крепостными.

Еще одна проблема – нравственная и ценностная поруха дворян. Очередной пример – госпожа Простакова. Прием гостей проходил почтительно и любезно, а отношения со своими подданными, были похожи на обращение как с бесполезной вещью. Это может говорить только об одном – полное отсутствие чести, порядочности и совести. Власть все затмила. Там где есть тень, имеется и свет. Так и в произведении «Недоросль». Есть и положительные герои: Правдин, Милон, София, Стародум. Образованны и умны, честны и справедливы. Фонвизин считает их «спасительным кругом» для прогнившего общества.

Эта комедия подчеркивает множество остросоциальных проблем, актуальных во все времена. Всегда будут существовать «Простаковы». Именно поэтому необходимо воспитывать себя правильно и закладывать положительный «фундамент» в свою личность.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы в комедии Недоросль

Проблемы в комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Вральмана в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина «Недоросль». Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности.

  • Характеристика и образ Господина из Сан-Франциско в произведении Бунина сочинение

    В своём произведении Господин из Сан-Франциско Бунин представляет образ человека из мира, в котором цену имеют только деньги. Господин с большим состоянием отправился в кругосветное путешествие.

  • Сочинение В чем смысл произведения Собачье сердце Булгакова

    Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» — это не просто фантастическое произведение о пересадке органов от человека к собаке. Это метафорическое отображение эпохи начала XX века в России и событий, которые происходили в то время.

  • Сочинение Картины природы в рассказе О любви Чехова?

    Чехов известен как мастер краткой прозы. Именно он бросил фразу, ставшую крылатой о талантливой краткости. Вот почему в его обычно коротких рассказах не встретишь описаний природы на десять страниц, который спешащий

  • Сочинение на тему Поход в лес 5 класс

    Стояли теплые майские деньки. До конца четверти и учебного года оставалось буквально две недели. Все ребята, включая меня, были в предвкушении летних каникул

  • Недорогой но красивый подарок как пишется слитно или раздельно
  • Недорогой как пишется и почему
  • Недорогое но красивое платье как пишется
  • Недорогое кафе столовая как пишется
  • Недорогого или недорогово как пишется